Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Католический символ веры текст. Молитва символ веры

Символы веры - принятые церковью краткие формулы, с помощью которых верующие исповедуют свою веру; нередко называются также кредо по первому слову многих из них (лат. credo - «верую»).

Обозначение вероисповедной формулы словом «символ» (лат. symbolum , греч. σύμβολον) зафиксировано с III в. (Киприан Карфагенский, Фирмилиан Кесарийский). Предшествующие авторы в этом значении использовали слова πίστις («вера»), μαθήμα («учение»), regula fidei («правило веры»), κανόν τής άληθέιας или же regula veritatis («правило истины»), sacramentum («таинство») и др. Существуют различные объяснения данного использования слова «символ»; наиболее значимой в истории богословия является трактовка С.в. как опознавательного знака между верующими или между верующим и Богом (см. ст. символ), восходящая к Руфину Аквилейскому и Августину.

Примеры кратких вероисповедных формул приводятся еще в НЗ. Эти формулы в основном носят христологический характер: «Иисус - Господь» (ср. 1 Кор 12, 3); «Иисус - Господь, и Бог воскресил Его» (ср. Рим 10, 9); «Иисус - Сын Божий» (ср. 1 Ин 4, 15); «Иисус - Христос» (ср. Мк 8, 29). Более развернутые формулы приводятся в 1 Кор 8, 6; 15, 3-7; 1 Тим 3, 16. Исторически произнесение вероисповедных формул было связано с крещением: прежде чем креститься и стать членом христ. общины, взрослый человек должен был засвидетельствовать свою веру (ср. Деян 8, 36-38).

В дальнейшем, в соответствии с н.-з. предписанием крестить во имя Отца, Сына и Святого Духа (ср. Мф 28, 19), на смену христологическим пришли троичные формулы крещального исповедания веры, структура которых соответствует выражению веры в три Лица Божественной Троицы. Тертуллиан и Ириней Лионский свидетельствуют, что в кон. II в. новокрещаемого спрашивали, верует ли он в Бога Отца, в Сына Божьего Иисуса Христа и в Святого Духа; тот каждый раз должен был ответить: «Верую». Т.о., исповедание веры имело диалогическую форму серии вопросов и ответов. Traditio apostolica (Апостольское предание, обычно приписывается Ипполиту Римскому, ок. 215) приводит текст такого троичного диалогического исповедания, употреблявшийся в Римской Церкви (DH 10). Это исповедание представляет собой одну из ранних форм распространенного в Зап. Церкви С.в., позднее известного как Апостольский символ веры и поныне широко употребляющегося не только при крещении, но и в Литургии часов, в катехизисах и в повседневных молитвах.

Развитие ин-та подготовки к крещению катехумената - привело в IV в. к появлению С.в. в декларативной форме, посредством которой крещаемый выражал свою веру самостоятельно, без наводящих вопросов. При вступлении во 2-й этап катехумената, имеющий характер более непосредственной и более интенсивной подготовки, епископ сообщал готовившимся ко крещению кандидатам С.в. в ходе особого обряда traditio symboli («передача символа»). В дальнейшем катехумены должны были выучить С.в. наизусть, а епископ последовательно объяснял им все его части. Накануне крещения кандидаты произносили С.в. в ходе обряда, называвшегося redditio symboli («возвращение символа»).

Древние С.в., имея ряд общих элементов, различались в разных местных Церквях. Общецерк. текст исповедания веры был впервые принят на I Никейском соборе с целью выразить церк. позицию в отношении ереси арианства. Принятый этим собором С.в. в дальнейшем был модифицирован I Константинопольским собором (а именно, дополнен развернутым учением о Святом Духе - против пневматомахоб) и лег в основу т.н. Никео-Константинопольского символа веры. Первым сохранившимся документом, в котором приводится текст Никео-Кон· стантинопольского символа веры, являются документы Халкидонского собора (451). Мнения совр. исследователей о происхождении этого С.в. сильно расходятся: неясно, насколько он связан с С.в., принятым на Никейском соборе; лежат ли в основе данного С.в. и С.в. Никейского собора к.-л. предшествующие местные крещальные С.в.; принят ли данный С.в. в противовес пневматомахам или, напротив, стал исходным пунктом в спорах с пневматомахами на соборе; провозгласил ли I Константиноп. собор данный С.в. или лишь использовал его при крещении, проходившем во время собора.

Никео-Константинопольский символ веры во 2-й пол. V в. быстро получил роль крещального С.в. в Константинополе и его окрестностях; в Риме он был введен в обряд крещения, по-видимому, в VII в. Монофизитский Антиохийский еп. Пётр ок. 480 ввел чтение Никео-Константинопольского символа веры в Божественную литургию, по-видимому, стремясь показать свою верность церк. традиции, предшествовавшей Халкидонскому собору. Ок. 515 Константиноп. патр. Тимофей I ввел чтение данного С.в. в Божественную литургию также в Константинополе (в это время еще продолжалась Акакиева схизма). В 568 имп. Юстин II утвердил такое чтение как обязательное. В литургии визант. обряда С.в. читается после поцелуя мира и перед анафорой.

В Зап. Церкви решение о введении данного С.в. в -«мессу было впервые принято на III Толедском соборе 589, что было связано с обращением короля Реккареда из арианства в катол. веру. В Испании С.в., в отличие от визант. обычая, читался после анафоры перед Молитвой Господней. Под влиянием Испании практика чтения С.в. на мессе в VII-VIII вв. широко распространилась на Британских о-вах, а затем в континентальной Европе благодаря деятельности ирл. миссионеров. В то же время С.в. стал читаться после Евангелия. В Риме чтение С.в. на мессе было принято лишь в XI в. В Зап. Церкви С.в. традиционно читается на мессе лишь по воскресеньям и гл. праздникам. В соответствии с целью наставления народа в вере на мессе С.в. долгое время читался всем народом; мелодическое оформление С.в. также возникло позже, чем у др. частей мессы (см. Credo).

Приведенный в канонах III Толедского собора лат. текст С.в. содержит слово Filioque («и от Сына»): речь идет об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, тогда как греч. текст С.в. упоминал лишь об исхождении Святого Духа от Отца; это добавление, вместе с самой практикой чтения С.в. на мессе, постепенно распространилось во всей Зап. Церкви и стало темой многовековой полемики с вост. Христианами.

После литургической реформы 1969 на мессе лат. обряда вместо Никео-Константинопольского символа веры в определенных обстоятельствах может читаться Апостольский символ веры.

Помимо этих двух С.в. в зап. традиции сохранился т.н. Афанасьевский символ веры, возникший, по-видимому, в Юж. Галлии во 2-й пол. V в. Этот С.в., весьма подробно излагающий учение о Троице и, возможно, представляющий собой ритмический парафраз текста из трактата De Trinitate (1, 4, 7) Августина, никогда не использовался при крещении, а читался прежде всего во время Литургии часов. Литург. реформа существенно ограничила использование данного С.в. в богослужении Католической Церкви, однако он продолжает занимать важное место во мн. протест, направлениях, в т.ч. в англиканстве (Англиканская Церковь) и лютеранстве; он входит также в богослужебные книги Правосл. Церкви.

На протяжении столетий Католическая Церковь приняла ряд новых вероисповедных формул, включающих осн. положения древних С.в., но применяющих их к новым ист. ситуациям (напр., в связи с появлением новых ересей или с воссоединением христиан, ранее находившихся в схизме). Сюда относятся, в частности, С.в. Льва IX (1053), Firmiter (1215), Исповедание Михаила Палеолога (1267), декреты Ферраро-Флорентийского собора для греков, армян (1439) и яковитов (1442), Исповедание Тридентского собора (1564), «антимодернистская присяга» (1910) и др. Вероисповедные тексты, направленные против катол. или протест, тенденций, составили некоторые правосл. иерархи: Константиноп. патриархи Геннадий II (1455-56), Иеремия II (1576, 1579, 1581) и Кирилл I Лукарис (1629, 1633), Александр, патр. Митрофан Критопулос (1625, 1636), Киевский митр. Пётр Могила (1640), Иерус. патр. Досифей (1672), Московский митр. Филарет (1823, 1827) и др. Ряд направлений в протестантизме имеет собственные вероисповедные документы (таковы Аугсбургское исповедание веры в лютеранстве, Галликанское, Бельгийское, Второе Гельветическое и Вестминстерское исповедания в кальвинизме, 39 статей в англиканстве и др.), тогда как другие (напр., методисты, квакеры) не считают необходимыми к.-л. авторитетные правила веры.

В 1967 по случаю 1900-летия мученичества апп. Петра и Павла Папа Павел VI обнародовал Символ веры народа Божьего - парафраз Никео-Константинопольского символа веры, содержащий богосл. разъяснение различных положений, с целью дать ориентир совр. христианам в вероучении и молитве.

В ходе возрождения многоступенчатого катехумената в Католической Церкви в Чине христианского посвящения взрослых (1972) восстановлены древние обычаи передачи и возвращения С.в., при этом могут использоваться как Апостольский, так и Никео-Константинопольский символы веры.

При совершении крещения С.в., по древней традиции, употребляется в диалогической форме вопросов и ответов; в случае крещения младенца веру от его имени исповедуют его родители и восприемники. Та же диалогическая форма используется на мессе навечерия Пасхи при обновлении крещальных обетов.

А. Горелов

Источник : Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 767-770.

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.

Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.

Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Главные различия православия от католицизма:

1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает.
Ангел освобождает души в чистилище, Лодовико Карраччи

4. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

папа Пий V

9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.

Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе. При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево - исходящим от Бога, который благословляет человека. Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая - с божественным. А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.

10. В православии существуют две точки зрения на католиков:

Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая - схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви - истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

12. В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины - исповедальни , обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.

Исповедальни или конфессионалы

Исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием

13. В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.

16. В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном - земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.

17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме - на 3-й, 7-й и 30-й день.

19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).

20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться. Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям. 5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:

« … От Церкви часто ждут того же, что ждали древние иудеи от Спасителя. Церковь должна помогать людям, якобы, решать их политические задачи, быть… неким вождём к достижению этих человеческих побед… Я вспоминаю трудные 90-е годы, когда от Церкви требовали возглавить политический процесс. Обращаясь к Патриарху или кому-то из иерархов, говорили: «Выставите свои кандидатуры на пост Президента! Поведите народ к политическим победам!». И Церковь сказала: «Никогда!». Потому что наше дело совсем иное… Церковь служит тем целям, которые дают людям полноту жизни как здесь на земле, так и в вечности. А потому, когда Церковь начинает обслуживать политические интересы, идеологические моды и пристрастия века сего,… она сходит с того кроткого молодого осла, на котором ехал Спаситель…»

21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди). В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации.

22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.


явление воскресшего христа марии магдалине

23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.

24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.

25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет. Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это и католики, и православные.

Проповедь на Евангелие Лк 4, 21-30

В то время: Иисус начал говорить в синагоге: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: «врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоём отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме». И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своём отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую. Много также было прокажённых в Израиле при пророке Елисее; и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости. И, встав, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился. (Лк 4, 21-30)

Иисуса можно назвать почетным гражданином Назарета. Потому что благодаря Иисусу из Назарета этот маленький город стал самым известным городом мира. Ни один другой город не упоминается так часто. На каждом распятии написано это название (INRI — Iesus Nazarenus Rex Iudaerum — Иисус Назарянин Царь Иудейский).

Но, думаю, город Назарет не был достоин такого гражданина. Потому что очень плохо поступил с Ним. Его выгнали из синагоги, выгнали из города, хотели убить Его. Почему? Все начиналось так хорошо. Об Иисусе шла добрая молва, и когда Он пришел в Назарет, Его приняли в синагоге и слушали, что Он говорил. Что случилось? Иисус говорит: «ныне исполнилось писание сие». Он говорит о Себе. Предположение о том, что Бог говорит через человека, хорошо знакомого, вызывает гнев. Люди не хотели принять Бога так, как Он явил Себя. И по сей день многие люди не хотят принимать Бога таким, какой Он есть. Они придумывают себе бога. Своего удобного бога. И раздражаются, когда слышат о Боге как Он есть.

Каждый человек сотворен Богом и для Бога. Святой Августин говорит: «Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе». Внутри человека часто идет борьба между постоянным стремлением к Богу и тем, что этому влечению сопротивляется. Это последствия грехопадения человека. До грехопадения не существовало конфликта между Богом и человеком. Но Адамом в человека вошла гордыня. Человек решил, что может жить без Бога, по своему разумению.

До сегодняшнего дня многие люди страдают от искушения гордыни, которая делает из несчастными. Люди отрекаются от Бога, отрекаются от Его Церкви и не признают Иисуса своим Господом и Спасителем. Они вновь выгоняют Иисуса из своей жизни. Они поклоняются каждый своему богу, каждый творит себе кумира, по своему усмотрению.

Сегодня происходит то же самое, что и тогда в Назарете. Иисус очень знаком нам. Мы привыкли слышать о Нем. И воспринимаем, как что-то привычное. Мы отказываем Ему в божественной природе: «никакой пророк не принимается в своём отечестве». И придумываем свой образ бога. Такой, который кажется нам правильным. Нам сложно признать Бога, Который отдал за нас Свою жизнь. Мешает ложный стыд и гордыня. Нам проще поверить в собственную выдумку, чем в реальность.

Это очень важно — принимать Бога таким, какой Он есть. Давайте вдумчиво прочитаем Символ веры. Это исповедание каждого христианина. То, во что все мы призваны верить.

Верую во единого Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу; через Которого всё сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего Человеком; распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков. И во единую Святую Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века.

Символ веры в лаконичной форме рассказывает о сути вероисповедания. Популярный сегодня в христианстве Никео-Константинопольский Символ веры был принят на I Вселенском соборе в Никее в 325 году, расширен и дополнен II Вселенским собором в Константинополе в 381 году. Русский текст в интерпретации православия (без филиокве «filioque», то есть Святой Дух исходит только от Бога Отца) выглядит так:

«Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, чрез Которого всё сотворено; для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком, распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день согласно с писаниями (пророческими), восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца. И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков. И во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь»

Практически все принципы христианской веры, изложенные в этом Символе, не оспаривает большинство христианских конфессий. Поэтому со стороны некоторых верующих популярных церквей можно услышать: «Раз Символ веры, принятый на соборах, истинный, то значит и все остальные решения соборов также нужно считать истинными». Однако, изложенные в Символе выводы, может сделать любой человек внимательно прочитавший Новый Завет. Ведь обо всем этом прямо говорится на его страницах.

Также следует помнить, что Символ принимался на двух Вселенских соборах в 325 и 381 годах. Сложно согласиться с тем, что одно лишь признание очевидных фактов библейского учения на двух первых Вселенских соборах «автоматически» освятило все остальные соборы, принявшие массу других постановлений. Как мы уже видели, на последующих Вселенских соборах иногда принимались решения далекие по духу от учения Библии. И как, мы отметили, решения не всех своих поместных соборов признаются самими церквями. И тем более, христиане одной конфессии не признают соборов, состоявшихся в других церквях.

Есть существенные недостатки и в самом Символе веры. Один из пунктов Символа гласит: « Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую церковь ». За этим на первый взгляд правильным утверждением кроется опасное заблуждение. Посмотрите, к чему здесь призывается человек, - верить не в богодухновенность учения пророков и апостолов, то есть Библии, а в свою церковь ! Дело в том, что верующий, принявший в такой церкви крещение, становится «связан» Символом, а значит, не имеет права даже сомневаться в вероучительных постулатах своей конфессии, иначе последует отлучение - анафема. Для него теперь любое решение священников (пока оно не обжаловано в вышестоящих церковных инстанциях) – истина, ведь те являются представителями «единой Святой, Соборной и Апостольской церкви ».

Также, многие христиане почему-то не задумываются, что тезис о единстве уже давным-давно потерял тот смысл, который был в него изначально заложен. Символ был принят в IV веке. Именно тогда он провозгласил: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». А в V веке церковь начала разделяться: от единой церкви после III Вселенского Эфесского собора 431 г. отошла Ассирийская церковь Востока, после IV Вселенского Халкидонского собора 451 г. откололись так называемые древневосточные церкви. А в XI веке, остов единой христианской церкви, который еще долгое время продолжал официально сохраняться, сам разделился надвое. В 1054 году произошел раскол церкви на две самостоятельные конфессии католицизм и православие с разными вероучениями, богослужебными уставами, канонами и календарями. Причем, между ними не стало даже христианского мира, не говоря уже о любви. Более того, они прокляли друг друга, направив соперникам взаимные анафемы. А затем убивали друг друга.

Все россияне хорошо помнят об Александре Невском, который в XIII веке дважды разбил крестоносцев. Но многие не знают, что эти войны являлись крестовыми походами папства. Если сначала крестовые походы носили «миссионерский» захватнический характер по обращению язычников в христианство, то после, от войск папы пришлось обороняться и братьям христианам. В Невской битве (1240 г.) и во время Ледового побоища (1242 г.) православие защищалось от попыток католицизма установить свою власть над землями Руси. Знает история и другие примеры военного противостояния этих двух мировых христианских конфессий.

Таким образом, единой христианской церкви уже давно нет. Поэтому со времени раскола, православная и католическая церкви изменили подход к тезису Символа веры о единстве. Теперь каждая относит его только к себе.

Причем, католицизм имеет чуть больше оснований именоваться «единым». Его целостность нарушили лишь вышедшие из церкви протестанты. Но сегодня католицизм, как и прежде един. Из православия же, во-первых, паства также уходила и уходит в протестантство. Во-вторых, в православии России имел место крупный раскол – из церкви вышли старообрядцы, не принявшие в 1650-1660 годах реформу патриарха Никона. В-третьих, и, наверное, это главное, в отличие от единого католицизма, православие сегодня представляет из себя 15 (!) автокефальных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Американская, Чешских земель и Словакии. Каждая из этих церквей является обособленной и самостоятельной . В автокефальных православных церквях нет единого центра, не существует соподчиненности, не проводятся Вселенские общеправославные соборы с участием полномочных представителей всех 15 автокефалий, но есть расхождения в вероучении, проведении богослужений и даже применяются разные календари (юлианский, новоюлианский, а в Финляндской православной автономной церкви – григорианский).

До сих пор православие и католицизм продолжают утверждать, что именно их церковь является той единой , о которой говорится в Символе веры. А другая – это «ручка», отпавшая о чашки. И никто не хочет задуматься, что понятие «единая» нельзя применить только к одной конфессии. Если правы догматы католичества, то, как же быть с православными христианами? И наоборот. Ведь не может быть две правды – истина только одна! Значит, вторые, которые не правы, уже не христиане, раз не принадлежат к провозглашенной в Символе Веры единой церкви!? То есть для всех прихожан «неправой» церкви (либо католиков, либо православных) нет спасения ?! А как же быть с древневосточными православными, восточно-католическими и другими церквями, которые доктринально стоят «между» православием и католицизмом? А что делать с протестантскими конфессиями? Подумайте, ведь во всех перечисленных церквях есть много прихожан любящих Бога, и старающихся исполнять Его волю, которую, как они думают, они слышат из уст своих пастырей. Как же быть с ними – живыми, ищущими Бога людьми?

На самом деле, если внимательно читать Библию, все становится на свои места. В Новом Завете церковью называются люди, верующие во Христа , которые вместе собираются во имя Его: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них » ( Мф. 18:20). Слово церковь в оригинале Нового Завета представлено греческим словом εκκλησια (ecclesia), обозначающем народный сход, собрание . Это несложно проверить. Я не владею ни греческим, ни еврейским языками, но пользуюсь словарем Стронга и подстрочным переводом Библии Алексея Винокурова, которые иногда очень помогают разобраться в значении текстов Священного Писания. Эти два пословных перевода Библии с оригинала сегодня доступны каждому в Интернете на сайтах www.bible.in.ua , www.jesuschrist.ru и других порталах.

Об истинном значении слова «церковь» хорошо знали христиане первых столетий. Вот так о церкви писал раннехристианский богослов архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (347 – 407 гг.) в своем труде «Беседа пред отправлением в ссылку»:

«Но разве Церковь в стенах? Церковь – во множестве верующих».

Единая церковь в Новом Завете описывается как Тело Христово, состоящее из главы - Иисуса Христа - и всех христиан – членов тела, имеющих разные дары и призвания от Бога:

«Он (Иисус. – Прим. авт.) есть глава тела Церкви» (Кол. 1:18).

«Мы, многие, составляем одно тело во Христе , а порознь один для другого члены » (Рим. 12:5).

«Вы - тело Христово , а порознь – члены . Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор. 12:27,28 , см. также 1 Кор. 12:12-26 , Еф. 3:6 , Кол. 1:24 , Ин. 10:16).

Расколы раз и навсегда доказали, что какая-либо одна христианская конфессия не может претендовать на право называться единой церковью . Но едина Всемирная Христианская церковь , состоящая из отдельных христиан, любящих Бога и старающихся исполнять Его волю, вне зависимости от принадлежности их к какой-либо христианской конфессии.

Чем православные отличаются от католиков April 25th, 2011

В этом году представители всех христианских конфессий отпраздновали Пасху в один день

Светлый праздник Пасхи в этом году в один день отпраздновали все христиане мира. В следующем году православные и католики встретят Воскресение Господне с разницей в неделю. Так получается из-за того, что даты переходящих праздников восточная и западная ветви Христианской церкви рассчитывают по разным календарям. Почему так произошло и чем еще отличаются православные и католики, верующие в одного Бога, мы объясняем в этом материале.

16 июля 1054 года посол Папы Римского в Константинополе кардинал Гумберт положил на алтарь храма Святой Софии буллу, предающую анафеме византийского патриарха Михаила Кирулария и его последователей. Через восемь дней в Константинополе состоялся собор, который предал ответной анафеме Гумберта и его приспешников. Ссора между представителями римской и греческой церквей стала следствием политических разногласий: Византия спорила с Римом за власть. Столкнулись также личные амбиции папы и патриарха. Взаимное недоверие Востока и Запада переросло в открытую враждебность после крестового похода на Византию в 1202 году, когда западные христиане пошли на собратьев по вере. Лишь через 1010 лет после раскола, в 1964 году, папа Павел VI и константинопольский патриарх Афинагор официально отменили анафему 1054 года. Однако различия в традициях, укоренившиеся за века, преодолеть уже невозможно. Вот и получается, что бог один, а общаются с ним по-разному.

Богородица
* Для католиков она - дева, то есть символ чистоты. Они считают, что Дева Мария и сама была зачата непорочно, ее не коснулся первородный грех. А в конце жизни живой вознесена на небо.
* Для православных Дева Мария прежде всего Матерь Божья. Но зачатая, как и все люди, обычным способом. И почившая тоже, как все простые смертные.

Причастие
* Католический священник во время причастия дает прихожанам пресный хлеб.
* Православный священник - хлеб из заквашенного теста и вино, символизирующие тело Господа и его кровь.

Символ веры
* Католики исповедуют, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.
* Православные исповедуют Дух Святой, исходящий лишь от Отца.

Крещение
* Во время крещения в католическом храме ребенка или взрослого обрызгивают водой.
* В православной церкви положено окунаться в купель полностью.

Вера и мораль
* Для католиков безошибочным в вопросах веры и морали является мнение Папы Римского - единого главы церкви.
* Православные безошибочными считают лишь решения Вселенских соборов.

Крестное знамение
* Католики крестятся слева направо. Причем у них нет единого правила, как при этом нужно складывать пальцы, поэтому существует несколько вариантов.
* Православные творят крест справа налево тремя пальцами.

Иконы
* У католиков святые изображаются натуралистично, часто не на картинах, а в виде статуй.
* На православных иконах святые пишутся в двухмерном изображении - так подчеркивается, что действие происходит в мире духа, другом измерении, которое обычными чувствами не постичь.

Распятие
* У католиков это просто две перекладины, составляющие крест. Если на нем изображается Иисус, то обе его ноги прибиты к основанию креста одним гвоздем. Христос на католических распятиях изображается натуралистично - тело обвисает под тяжестью, во всем образе чувствуются муки и страдания.
* Православный крест имеет еще верхнюю короткую перекладину: она символизирует табличку с надписью «Сей есть Иисус, царь Иудейский», которая была прибита над головой распятого Христа. Нижняя перекладина - подножье - одним своим концом указывает вверх, потому что один из распятых рядом с Христом разбойников уверовал и вознесся с ним. Второй, позволивший себе злословие в адрес Иисуса, попал в ад - на это указывает опущенный вниз конец перекладины. На православном распятии ноги Христа прибиты каждая отдельным гвоздем. Его образ - не мученика, но победителя, раскрывшего для всех свои объятия.

Поминки по усопшему
* Католики обязательно поминают усопших в День поминовения - 1 ноября. В европейских странах это официальный выходной. Также поминают на третий, седьмой и 30-й дни после смерти, но эта традиция не строгая, на усмотрение родственников.
* Православные поминают умерших на третий, девятый и 40-й дни, затем через год.

Пасха
* Крашеные яйца присутствуют на Пасху во всех христианских традициях. Остальные пасхальные блюда в разных странах свои - в зависимости от особенностей национальной кухни. У большинства католиков центральное место занимают блюда из ягненка. Кроткий Агнец Божий - символ католической Пасхи. Православные считают, что после длительного поста не стоит в первый же день налегать на мясо. Поэтому основные праздничные блюда - это яйца, кулич и творожная пасха.
В некоторых странах Западной Европы и в США еще один неотъемлемый символ праздника - пасхальный заяц. Это он складывает крашеные яйца в заранее приготовленную в укромном месте корзинку или прячет их в саду, чтобы дети их искали.

Брак
* Католические священники не имеют права жениться, тем более не должны иметь плотских отношений вне брака.
* Православное духовенство бывает двух видов: белое и черное. Представители белого - дьяконы и священники - могут жениться и плодить детей, но карьеры не сделают. Черного - монахи - должны забыть о плотских удовольствиях. Однако и высшие звания достаются только им.

Разводы
* Католическая церковь не признает развод ни при каких обстоятельствах.
* Православная церковь в некоторых случаях развод допускает. К уважительным причинам относятся, например, измена, заболевание сифилисом или СПИДом, официально подтвержденные алкоголизм или наркомания, неизлечимая душевная болезнь супруга.

Контрацепция
* Католицизм против любого вида предохранения, невзирая на распространение инфекций, передающихся половым путем.
* Православная церковь признает право на использование некоторых противозачаточных средств, например презервативов.





Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!