Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Профессиональный менеджмент - третий элемент. Менеджер в современной организации Требования, предъявляемые к менеджеру

Понятие организации в менеджменте

Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей(Мескон). Целью менеджмента является сохранение цельности организации и установление ее взаимодействия с внешней средой(менеджмент-управление организацией; деятельность, которая включается в качестве составляющей в деятельность организации в целом; воздействие на организацию с целью ее развития является одной из ключевых функций менеджмента) .

Виханский: организация - систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих посредством решения задач, стоящих перед организацией, достижение определенных целей. В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института(частные и гос.фирмы,обществ.объединения,гос.учрежд.,учрежд. культуры, образов. и др.)Если же организация не институциирована, то в данном случае речь идет об организации как процессе(напр,организация митинга). При таком рассмотрении организации она скорее выступает как отдельная функция управления.

Организация возникает и продолжает существовать потому, что она позволяет отдельным людям решать свои проблемы, достигать свои личные цели, люди вносят свой вклад в жизнедеятельность организации(деньги, другие материал.ресурсы, знания, энергия, творчество, и др). Одной из важнейших задач менеджмента является предотвращение кризисных ситуаций(например, если люди от которых зависит существование организации, теряют к ней интерес и отходят от нее-у орг-ции появляются проблемы, при определенных обстоятельствах она может прекратить свое существование), обеспечение должного удовлетворения интересов отдельных групп людей, от которых зависит существование организации. Именно менеджмент должен сформулировать для организации такие задачи, решение которых позволит всем вовлеченным в ее деятельность участникам получить приемлемую для них выгоду(з/п,дивиденды,прибыль и др.)



Любая организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Организация-живой организм: она рождается, развивается и,если этого требуют обстоятельства, умирает. Особенность современного этапа состоит в том, что темп изменений, происходящих во внешней среде, существенно возрос. Выживать в такой динамично развивающейся среде могут только те организации, которые сами меняются не менее высоким темпом. Проведение изменений всегда являлось важной функцией менеджмента.

Менеджмент как наука, как искусство, как вид профессиональной деятельности.

Общее определение менеджмента как науки: менеджмент - вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов менеджмента.

Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управления труда, установления в нем связей между причиной и следствием, выявления факторов и условий, при которых совместный труд становится более полезным и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркнута важность упорядочивания знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию предприятия. Любая наука состоит из 2-х подсистем: - организационная; - методологическая (понятие, накопленные знания о закономерности).

Становление менеджмента как науки включает в себя следующие этапы:

1).Школа научного менеджмента : 1900 - Тейлоризм – перенесение инженерных наук в управление (Ф.Тейлор)

1920 - Фойлеризм – принципы управления ориентированные на построение организационных структур (Анри Файоль)

2).Школа с позиций психологии и человеческих отношений: 1940 - Неоклассицизм – в науку об управлении вносится изучение поведения людей и психология

3).Школа количественного и системного подходов : 1950 - Применение экономико-математических методов и компьютеризации в управлении

1970 - Применение ситуационного подхода к управлению

4). Школа ситуационного и инновационного подходов : 1980 - Методы воздействия на людей через организационную культуру

1990 - Применение инновационных и международных процессов в управлении: синтез деятельности людей и высоких технологий, демократизация управления.

Ситуационные и инновационные подходы начали и продолжают применятся и в 21 веке.

Также менеджмент как наука включает в себя и бихевиористские теории, а именно

Школу человеческих отношений: (1930 - 1950)

n Мэри Паркер Фоллет (неформальные отношения с работниками)

n Элтон Мэйо (Хоуторнский эксперимент) (1950 по настоящее время):

n Д. МакГрегор (теория управления Х и Y)

n Р. Ликерт (расширенная теория ХY МакГрегора)

n Ф. Герцберг (теория двух факторов мотивации) и др.

Менеджмент как наука включает в себя 3 основных вида:

Системный менеджмент организация рассматривается как единая система взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение целей в условиях меняющейся внешней среды и действуют согласованно.

Ситуационный менеджмент – пригодность различных методов управления определяется ситуацией и нет “лучшего” метода, каждый метод пригоден в зависимости от ситуации.

Менеджмент как процесс – достижение целей фирмы рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления (планирование, организация, контроль, коммуникация, принятие решений, подбор персонала и др.)

Менеджмент как искусство

Менеджмент можно представить как искусство, используя возможности которого, происходит управление руководством с высоким мастерством и хорошим умением. Множество специалистов высказывающих свое мнение о самом менеджменте полагают, что его можно отнести лишь к искусству, помогающему грамотно овладеть различными высокопрофессиональными навыками и раскрыть в человеке какой-либо новый талант.

Главная роль менеджмента как искусство заключается в правильном измерении разнообразных явлений, а также достижения наилучших результатов в сфере производства или оказания каких-либо услуг. Понимание самого менеджмента, как искусства управления в различных областях, является необходимым для каждого человека, который хочет добиться высоко поставленных целей и решить разнообразные проблемы.

А. Файоль пишет об искусстве управлять людьми: «В крупном предприятии большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого особого вознаграждения. Для того чтобы добиться в этих условиях от руководителей отделов искреннего и активного сотрудничества, надо обладать качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук и не боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем по рвению его подчинённых и по доверию начальства».

Ф. Тейлор указывал, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».

Менеджмент как искусство включает в себя как врождённые, так и приобретённые качества. К ним относятся: талант, интуиция, воображение, креативность, интуиция, творческие способности, готовность к восприятию нового.

Искусство менеджмента заключается в использовании накопленного опыта и приобретённых знаний творчески на практике. Это требует определённого природного дара, таких людей называют лидерами. Менеджер должен тонко чувствовать всё, что происходит вокруг и уметь увлекать за собой и направлять подчинённых. Поэтому существенно то, что он помимо развитой интуиции, воображения, определённых знаний и так далее, должен обладать организаторскими способностями.

Также существуют 4 Метода искусства управления:

Метод Сократа

(его диалоги, метод убеждений)

Метод трех раундов

Модель ведения диалога чаще всего строится из трех частей (возможен и более сложный алгоритм этого метода). В первой части диалога (первый раунд) вы коротко излагаете суть проблемы или ситуации, соглашаясь с доводами вашего, скажем, руководителя и вызывая, таким образом, его положительные реакции (метод Сократа!). Во втором раунде вы даете несколько альтернативных вариантов решения проблемы, упомянув, в том числе и свой, желанный. И в третьем раунде, когда сам оппонент поймет, что ненавязчиво упомянутый вами вариант - лучший, нужно согласиться с ним.

Метод Штирлица

Суть: во время приватного разговора или на совещании нужно ненавязчиво, как бы вскользь, среди других вариантов решения упомянуть о своей идее и немедленно "забыть" ее. Если ваш начальник умен, то сразу же оценит разумность вашей мысли и потом, продумав ее, предложит эту идею как свою, значительно расширив ее, уточнив и конкретизировав. Человеку свойственно доверять больше идеям, родившимся в собственной голове, чем чужим. Ведь чаще всего вам важно добиться своей цели, а не тешить авторское самолюбие. Этот метод интуитивно хорошо знают и блестяще применяют многие умные жены: после неоднократных и деликатных намеков, вздохов и якобы сомнений произносится желанная итоговая фраза: "Что ж, пусть так и будет, как ты, мой умненький, сказал..."

Метод «лягушка в сметане»

Уместно вспомнить притчу о двух лягушках, попавших в кувшин со сметаной. Одна из них, считая положение безнадежным, прекратила борьбу и погибла. Другая продолжала бороться до конца, она пыталась выпрыгнуть из кувшина, отчаянно работала лапками, сбила из сметаны масло и в итоге смогла выбраться на волю. Суть метода заключается в том, что необходимо бороться до конца в любой сложной ситуации.

Менеджмент как профессиональная деятельность

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др. В качестве объекта менеджмента выступает хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее конкретная сфера (финансы, сбыт и т. д.).

Менеджмент призван создавать условия, для успешного функционирования организации исходя из того, что прибыль является не причиной существования организации, а результатом его деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.

В связи с выше перечисленным, менеджмент имеет ряд функций:

n Прогнозирование

n Планирование

n Организация

n Координация

n Мотивация

n Стимулирование

n Контроль

n Принятие решений

Задачи и функции менеджмента реализуются только через деятельность особой категории специалистов, которых принято называть менеджерами.

Менеджер - это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования фирмы. Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать в определенной сфере деятельности предприятия.

Термин "менеджер" может употребляться применительно к достаточно широкой категории сотрудников фирмы:

Руководителям групп;
начальникам лабораторий, отделов, функциональных служб предприятий;
руководителям производственных подразделений;
администраторам различного уровня, координирующих деятельность различных подразделений и внешних партнеров;
руководителям предприятий, фирм в целом.

Как записано во многих западноевропейских и американских руководствах, менеджерами являются люди, наделенные большим объемом работы, с которым они могут справиться лишь с помощью других людей. Так было раньше, так оно и есть и в наши дни. Сущность менеджерской деятельности остается неизменной, меняются только функции менеджера и методы его работы, однако следует иметь в виду, что менеджер не обязательно начальник. Менеджера делает менеджером не власть, не ранг, а вклад в деятельность всей организации и ответственность за её результаты.

В любой современной организации быстрее всего растет группа людей, принадлежащих в этом смысле к менеджерам, но, как правило, не имеющих подчиненных: их решения носят рекомендательный характер и реализуются через других менеджеров-администраторов.

Быть менеджером - значит разделять ответственность за предприятия. Человек, от которого не ожидают такой ответственности, - не менеджер. Менеджеры отличаются от других специалистов только этой ответственностью за работу всего предприятия. Разница между менеджером рыночных исследований с аппаратом 50 человек и исследователем рынка, который делает ту же работу без всякого аппарата, только в средствах, а не во вкладе и уж тем более не в функции. Оба менеджеры.

Казначей фирмы, ответственный за приток и использование денег, может не иметь ни одного подчиненного и работать с вкладчиками компании, с финансовыми учреждениями сам. За все время пребывания на посту он может не отдать ни одного приказа, его вклад чисто индивидуален - и, однако, он, без сомнения, менеджер.

Менеджмент, таким образом, не имеет обязательной связи с делегированием власти. Задачи менеджмента автономны и коренятся в нуждах предприятия. Есть менеджерские посты, есть менеджерская работа, есть менеджерское мастерство, и есть отличимая от других менеджерская организация.

Менеджеры - один из основных ресурсов фирмы. На полностью автоматизированной фирме может почти не быть рабочих - но менеджеры там будут.

Численность управляющих только в США возросла с 6,4 млн. человек в 1955 г. до 17,7 млн. человек в 1996 г. (с 10,2 до 17,7%) в общем числе работающих.

В США подготовкой профессиональных менеджеров занято 1500 вузов. На изучении менеджмента специализируется 25% студентов и 25% выпускников, прошедших учебу на получение степени магистра управления бизнесом.

Менеджеры - самый дорогой ресурс и быстрее всего обесценивается. Нужны годы, чтобы построить менеджерскую команду, а разрушить её можно за несколько месяцев. Растут вложения в менеджеров и требования фирм к ним. Эти требования удваиваются каждое поколение.

По сравнению с другими видами труда в организации управленческий труд имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.

Специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда. Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда - информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. Поэтому в качестве орудий труда менеджеров выступают, прежде всего, средства работы с информацией. Результат же их деятельности оценивается по достижению поставленных целей.

Есть пять базовых операций в работе каждого менеджера, какой бы областью он ни занимался. Их результатом является ресурсов для поддержания жизнеспособности и роста фирмы.

Во-первых, менеджер, устанавливает цели. Он определяет задачи в каждой группе целей. Решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей.

Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения, потребные для выполнения целей; разделяет их на управляемые совокупности, а эти совокупности - на управляемые трудовые задачи. Менеджер группирует эти совокупности и задачи в . Он выбирает людей для управления этими совокупностями и для задач, которые нужно выполнить.

В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из людей, ответственных за различные работы. И делает это с помощью специфических приемов, через кадровые постановления об оплате, о назначениях, повышениях и через множество разнообразных решений, определяющих так называемое качество трудовой жизни, вовсе не сводящееся ни к , ни к условиям труда в нашем обычном понимании. И он делает это, поддерживая постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами.

В-четвертых, важный элемент в работе менеджера - измерение. Он устанавливает единицы измерения - мало есть факторов столь важных для успеха фирмы. Добивается, чтобы у каждого человека были показатели, сфокусированные на работе всей фирмы и в то же время на работе конкретного индивида и помогали ему её делать. Менеджер анализирует, оценивает и интерпретирует результаты. Как и во всех других областях работы, он сообщает о них своему руководству, подчиненным и коллегам.

Наконец, в-пятых, менеджер способствует росту компетенции людей, включая себя самого. Упомянутые качества трудовой жизни в одной из возможных интерпретаций представляют собой как раз совокупность условий, способствующих росту компетенции членов фирмы.

Все эти операции могут быть разделены на категории работ, каждая из которых требует специфических качеств и квалификации.

Менеджер решает две специфические задачи. Первая - создание подлинного целого, которое больше, чем сумма частей, продуктивного единства, выпускающего больше, чем вложено. Иными словами, менеджер создает систему и способствует возникновению порядка из хаоса или, во всяком случае, обеспечивает формирование нового порядка, качественно превосходящего прежний.

Менеджера можно сравнить с дирижером оркестра. Но у дирижера есть партитура, написанная композитором. Он только интерпретатор. Менеджер сразу и композитор, и дирижер. Эта задача требует от него максимальной эффективности использования сил, которые у него есть (прежде всего, ), и нейтрализации слабых мест. Вторая задача - гармонизировать в каждом решении и действии требования немедленного и отдаленного будущего.

Специфика хозяйственных, в частности производственных, процессов как объектов управления предопределяет особый характер труда менеджеров и состав требований, предъявляемых к ним. Труд менеджера носит высокотворческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умения концентрироваться в определенные моменты на ограниченных проблемах. Так как основным предметом труда менеджера является управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступает знание и умение использовать современные информационные технологии в управлении предприятиями.

Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

Знания в области теории и умения в сфере практики управления;
способность к коммуникациям и умение работать с людьми;
компетентность в области специализации предприятия.

Первая категория требований предполагает наличие у менеджера специальной подготовки в области теории управления, знания основ современной макро- и , общей теории систем и принятия управленческих решений, умения применять новые информационные технологии и экономико-математические методы для оптимизации решений. Учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным свойством менеджера должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.

Вторая категория требований к компетенции менеджера способность к коммуникациям и умение работать с людьми. Она вытекает из связующего положения менеджера в системе коммуникаций на предприятии. Для анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, внешние и внутренние коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив (группы, подразделения или предприятия) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать на него и оптимально воздействовать для достижения цели деятельности.

Способность к коммуникациям в значительной степени зависит от индивидуальных свойств человека и поэтому может быть определена с помощью тестов на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера.

Третья категория требований, связанных с компетентностью в области специализации предприятия, предусматривает наличие специальных знаний в вопросах технологии производственных процессов, теоретических и практических аспектов осуществляемых производств, особенностей их физических процессов.

Характер деятельности конкретного менеджера на предприятии определяется составом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений. Состав этот устанавливается в соответствии с принятой на предприятии системой разделения труда и специализации управленческих кадров. Принципиально в структуре любого предприятия можно обнаружить два вида разделения труда менеджеров: горизонтальное и вертикальное.

Горизонтальное разделение труда в менеджменте связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т. е. закреплению за ним одной или несколько предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обуславливает создание на предприятии специальных подразделений маркетинга, производства, финансов, персонала и т. п.

Вертикальное разделение труда менеджеров зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов деятельности и выражается в организационной структуре предприятия, составе уровней менеджмента. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низший. Объем и значимость последствий от принимаемых менеджером на каждом уровне управленческих решений возрастает по мере перехода от низшего к высшему менеджменту. К высшему менеджменту относятся руководитель предприятия, его первые заместители по функциональным областям деятельности (НИОКР, производству, маркетингу и т. п.). Средний менеджмент состоит из руководителей подразделений, служб и административных органов предприятия и включает до 60% всей численности менеджеров на предприятии. К низшему уровню относятся руководители творческих групп, низовых лабораторий, производственных участков и т. п.

Понятие «менеджмент» возникло в начале 20 века в американской среде бизнеса. Еще в 30-е годы прошлого столетия там была ясно осознана его значимость, деятельность превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу. Произошла т.н. «революция менеджеров», когда возникли корпорации-гиганты, простирающие свои производственные и сбытовые сети по всему миру, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым с целым государством. Известно, что крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций, от них зависят правительства, а значит, решения менеджеров, стоящих во главе крупных корпорации, подобно решениям государственных деятелей определяют судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Важен и малый бизнес. В экономике развитых стран предприятия малого бизнеса по количественному составу составляют более 95% всех фирм. В этой сфере экономики существует еще более жесткая конкуренция, а основная задача устоять, выжить, вырасти принадлежит эффективному менеджменту. Что же такое менеджмент и кто такой менеджер?

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленный на оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации.

Менеджмент – это система научных знаний, рекомендаций, основанных на практике управления.

Менеджмент – это наука + опыт, приумноженные управленческим искусством.

Методология менеджмента основывается на определении следующих понятий или категории:

  • цели и задачи управления;
  • объекты и субъекты управления;
  • функции управления;
  • виды менеджмента;
  • методы менеджмента;
  • принципы управления.

Основная цель менеджмента – обеспечение прибыльности и доходности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, эффективного использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации затрат.

Реализация цели организации обеспечивается выполнением следующих задач менеджмента:

  • оценка состояния объекта управления;
  • определение конкретных целей развития организации и их приоритетности;
  • разработка стратегии развития организации;
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • распределение и координация полномочий и ответственности, совершенствование структуры организации;
  • определение очередности и последовательности принятия решений, выработка системы мероприятий по времени;
  • подбор, подготовка кадров, стимулирование их труда;
  • установление учета и контроля при решении поставленных задач.

Объектом управления (то, на что направлено управление) является организация – группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей. Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты объекта управления зависят от вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности.

Субъектом управления (тот, кто осуществляет управление) являются менеджеры, весь руководящий состав организации. Менеджеры – это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников, они занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Уровни управления. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от его иерархического уровня: высшего, среднего или низового. Всякая организация представляет собой пирамиду, основанную на вертикальном и горизонтальном разделении труда.

Горизонтальное разделение труда происходит по принципу специализации, сосредоточения на выполнении определенной функции в организации (функциональной области предприятия), разделение управления по уровням основано на вертикальном разделении труда по принципу власти, субординации и разделения полномочий.

Задачи менеджмента определяют его функции. Функции менеджмента – это устойчивый состав видов управленческой деятельности. Авторы известного учебника «Основы менеджмента» М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури рассматривают 4 основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Кроме этого, они выделяют еще две функции, назвав их связующими процессами, протекающими непрерывно в организации и связывающие все виды управленческой деятельности: это коммуникация и принятие решений. Другие авторы предлагают следующий состав управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и координация.

Планирование – определение целей деятельности, необходимых для этого средств, разработка методов достижения целей, прогнозирование будущего развития организации. Организация – формирование структуры организации, обеспечение ее ресурсами: материальными, финансовыми, трудовыми.

Мотивация – активизация работников, побуждение их эффективно работать ради достижения целей организации с помощью экономического и морального стимулирования и создание условий для развития творческого потенциала работников.

Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы, корректировка планов, норм, решений.

Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей между ними.

Прежде чем одолеть конкуренцию,
вы должны одолеть свою собственную компанию.

Скотт Адамс
, всемирно известный карикатурист

Термин "Профессиональный менеджмент" — одно из самых расплывчатых понятий, имеющих очень широкую трактовку. Кто-то считает, что оно близко по смыслу к слову профессия , полагая, что человек, имеющий диплом о формальном образовании в области управления может считаться профессиональным менеджером. Другие находят больше сходства со словом профессионализм , подразумевая под этим мастерство владения своей профессией. Третьи отрицают существование профессионального управления, считая, что управлять может каждый человек, который становится начальником.

В этой статье я буду писать о профессиональном менеджменте, подразумевая генеральный менеджмент и роль высшего руководства в управлении бизнесом. Для меня профессионализм управления заключается в умении топ-менеджера добиваться такого состояния организации, при котором она обретает способность своевременно, адекватно, с предсказуемыми последствиями реагировать на поставленные задачи. Другими словами, профессиональный топ-менеджер должен справляться с двумя основными задачами: спроектировать и создать бизнес-машину, способную успешно конкурировать (создание конкурентного потенциала), а также управлять этой бизнес-машиной так, чтобы максимально использовать конкурентный потенциал для решения задач бизнеса (реализация конкурентного потенциала). Из этого вытекает моё определение профессионального менеджмента.

Профессиональный менеджмент — это такой способ управления организацией, при котором организация принимает осознанные решения, действует адекватно существующему положению и тенденциям во внешней и внутренней среде, что приводит её к высокой конкурентоспособности и финансовой устойчивости, а также оправдывает ожидания собственников, акционеров и лояльных работников. По отношению к менеджменту коммерческой организацией я употребляю слово профессиональный , как синоним слов эффективный и результативный . Можно было бы это определение уточнять до бесконечности, расшифровывая каждое выражение, но я остановлюсь на этой обобщённой формулировке, чтобы не завести читателя в глубокие «джунгли» теории менеджмента.

Что такое профессиональный менеджмент, что он даёт на практике?

В качестве первого примера рассмотрю роль профессионального менеджмента в организации инновационного бизнеса с использованием венчурного инвестирования.

Для успешного зарождения и развития инновационного бизнеса нужны три основных компонента:

  • предпринимательская инициатива, выраженная в бизнес-идее;
  • профессиональный менеджмент, способный эффективно реализовать бизнес-идею на практике;
  • финансовые инвестиции, позволяющие привести всё в движение.

Финансы — это кровь бизнеса. Но деньги дают лишь тем, кто умеет ими грамотно распорядиться, принести прибыль финансисту с приемлемым уровнем риска. Предприниматель с хорошей бизнес-идеей для венчурных инвесторов ничего не стоит, пока не станет понятно, способен ли он реализовать свою бизнес-идею на практике. Венчурным инвесторам сама бизнес-идея не интересна, их интересует финансовая выгода от реализации этой идеи при определённом уровне инвестиционного риска.

Мне случалось наблюдать, как предприниматель-изобретатель какого-нибудь технического чуда, пытается зажечь своей идеей венчурных инвесторов, рассказывая о непревзойдённых технических характеристиках своего изобретения. Инвесторы слушают, вежливо кивают, но на самом деле ждут момента, когда изобретатель закончит, чтобы задать свои вопросы, например: «Какой объём рынка у подобной продукции? Почему потребители предпочтут именно его продукт? Как планируется организовать производство? Кто будет управлять компанией? Какие инвестиции нужны на каждом этапе? Какой период возврата инвестиций?» и так далее. В большинстве случаев предприниматель совершенно не готов к ответу на эти вопросы, так как у него не достаточно квалификации в управлении, он даже не представляет, что всё это можно спрогнозировать. Он не верит, что профессиональный менеджер может ответить на все эти вопросы.

Уровень финансового риска инвесторы оценивают по потенциальной способности будущей организации конкурировать на рынке, то есть превращать бизнес-идею в конкретные продукты, продавать их конкретным потребителям, зарабатывать реальную прибыль и повышать стоимость бизнеса. Поэтому, хорошая бизнес-идея только в сочетании с профессиональным менеджментом и реалистичным бизнес-планом имеет шансы привлечь внимание венчурных инвесторов и вызвать у них доверие.

    Есть два типа доверия. В одном случае я доверяю вам, поскольку я доверяю вашим намерениям. Другая форма доверия — доверие не только намерениям человека, но и его способности исполнить эти намерения. Обе формы важны... Если вы действуете так, что я вижу, что и ваши намерения, и ваша компетентность позволяют вам отстаивать мои интересы, я доверяю вам. Если же вы в своих действиях обнаруживаете, либо недостаточно "благие намерения", либо недостаток компетентности, чтобы проводить эти намерения в жизнь, доверие всегда будет падать.
    Джон Коттер, профессор в отставке Гарвардской бизнес-школы.

Отношение предпринимателя к своей бизнес-идее, как отношение матери к ребёнку, как отношение влюблённого к любимому человеку — недостатков нет, в наличии одни достоинства. Такая влюблённость и нежелание замечать очевидные со стороны недостатки вызывает недоверие финансистов. То есть предпринимателю, как правило, не хватает компетентности в менеджменте, и в этом случае прагматичный взгляд профессионального менеджмента на коммерческую перспективу проекта для инвестора имеет решающее значение.

Взаимосвязь трёх факторов создания венчурного бизнеса можно образно представить так. Бизнес-идея предпринимателя — это автомобиль, менеджер — это водитель, а финансы — это бензин. Предприниматель без менеджера, как автомобиль без водителя, менеджер без бизнес-идеи предпринимателя, как водитель без автомобиля. Автомобиль с водителем, но без бензина, как бизнес-идея, подкреплённая профессиональным менеджментом, но без финансовых инвестиций. Пока три компонента не будут в наличии никто никуда не поедет.

    Настоящие венчурные проекты часто появляются из конфликта предпринимателя и профессионального менеджмента. По-моему, это единственный способ сдвинуть дело с мертвой точки, особенно когда риски просчитать сложно. Мой управляющий директор — математик и финансист. И если я подхожу ко всему с эмоциональной точки зрения, то он все «цифрует». Это большой плюс в нашем тандеме. Мои эмоции и интуиция часто сталкиваются с его рациональностью. Я сам постоянно чего-то хочу, что-то разрушаю, меня не устраивает время, которое занимает принятие решения. А он все приводит в порядок.
    Дмитрий Буряк, основатель B&S Holding

На самом начальном этапе зарождения бизнеса не нужны большие инвестиции, они даже вредны, так как предприятие управляется вручную, масштабы бизнеса невелики. На этом этапе «младенчества» происходит проверка бизнес-идеи на жизнеспособность, а предпринимателя на прочность.

    Для начальных инвестиций, в первые два года больших денег не нужно. Самые крупные и известные компании начинались с маленьких инвестиций, а провалы почему-то следовали за огромными инвестициями. Тим Дрейпер, крупнейший инвестор, управляющий директор крупнейшей американской венчурной компании Draper Fisher Jurvetson, которая является мировым лидером венчурного инвестирования.

Но когда бизнес-идея себя оправдала, бизнес начинает развиваться и начинается основная стадия финансирования проекта, предприниматель должен уступить ведущую роль профессиональному менеджеру, который создаст эффективную бизнес-систему. В противном случае очень большая вероятность серьёзного кризиса, который может привести к банкротству. В жизненном цикле организации такой переходный период с этапа «давай-давай» (быстрого роста) к этапам «юности» и «расцвета» возможен только при хорошем администрировании. Если основатель не передаёт управление, то компания попадает в «западню основателя» и, в лучшем случае, откатывается назад, в худшем случае, перестаёт существовать. По этой причине инвесторы не вкладывают деньги в плохо управляемые организации, а финансовые институты не дают денег в долг.

Ещё один пример. Возьмём для сравнения двух предпринимателей. Бизнес-идею первого предпринимателя оценим в 100 баллов (её потенциал получения экономических результатов). Бизнес-идея второго предпринимателя имеет потенциал 30 баллов. За два года первый предприниматель реализовал бизнес-идею на 20%, а второй — на 90%. Через два года первый предприниматель имеет экономический результат 20 баллов в год, второй — 27 баллов в год. Такую разницу в эффективности реализации бизнес-идеи обеспечила более высокая предпринимательская активность второго основателя. Внешне их результаты выглядят почти одинаково и можно сказать, что оба предпринимателя состоялись.

Но самое интересное происходит дальше. Профессиональный менеджмент имеет способность не прибавлять капитал, а приумножать его. Через пять лет капитал первого предпринимателя составляет 0 баллов, а второго 5000 баллов. Почему возникла такая разница, ведь стартовый потенциал у первого предпринимателя был в три раза выше? Ответ простой. Стартовая бизнес-идея и предпринимательская активность даёт возможность бизнесу, так сказать «пробиться» и выйти на оперативный простор. После этого дальнейшую «раскрутку» бизнеса должен подхватить профессиональный менеджмент. Причём, при грамотной постановке менеджмента, организация сама выдаёт бизнес-идеи и сама же их реализовывает, бизнес растёт, результаты преумножаются. Более активный и целеустремлённый второй основатель вовремя осознал жизненную необходимость в постановке профессионального менеджмента и осуществил это не доводя предприятие до кризиса.

Для лучшего понимания приведу аналогию. Раньше на тракторах устанавливали два двигателя — пусковой и основной. Пусковой двигатель был бензиновым и маломощным и предназначался для запуска основного мощного двигателя. Пусковой двигатель запускался трактористом с помощью пускового троса (как заводят бензопилу). Так вот, задача предпринимателя, запустить пусковой двигатель и передать его крутящий момент на основной двигатель. Этот период передачи крутящего момента можно сравнить с передачей управления предпринимателя в руки профессионального менеджмента, чтобы максимально извлечь потенциал мощности. Если предприниматель не может или не хочет сам стать профессиональным менеджером и в то же время не передаёт управление профессионалам, то бизнес так и остаётся на уровне мощности пускового двигателя. Шума много — толку мало. Пусковой двигатель перегревается и его заклинивает, так как он не рассчитан на длительную работу и высокие нагрузки. То же самое происходит с бизнесом.

Когда критически важно подключать профессиональный менеджмент?

Перед тем как отвечать на поставленный вопрос, подчеркну важность понимания этапности в жизненном цикле организации для любого, кто связан с организационным управлением. Рекомендую прочитать книгу «Управление жизненным циклом корпорации», признанного гуру в области менеджмента, американского исследователя и практикующего консультанта И. К. Адизеса. В этой книге даётся подробный анализ особенностей каждого этапа жизненного цикла организации с многочисленными примерами из реальной практики.

Критически важным моментом постановки или внедрения эффективного менеджмента для растущей организации является этап «Юность». На диаграмме этот этап обозначен ломаной кривой, чтобы подчеркнуть его преобразовательную роль, то есть период перерождения организации. В этот период организация окончательно должна избавиться от "детских болезней" и "стать взрослой".

Проведу аналогию. В авиации есть такое понятие "звуковой барьер". Для перехода самолётов от дозвуковых скоростей к сверхзвуковым, необходимо было принципиально изменить тип двигателя и конструкцию самолёта — стреловидность крыльев, профиль оперения и т. д.

    Рекомендации для безопасных околозвуковых и сверхзвуковых полетов сводятся к следующему:
    • винтовой самолёт в горизонтальном полёте не может достичь скорости, превышающей скорость звука, поскольку воздушный винт в зонах волнового кризиса и ударной волны неэффективен;
    • переход с дозвуковой скорости на сверхзвуковую возможен только реактивными самолётами и должен выполняться насколько возможно быстрее, с использованием форсажа двигателя, чтобы избежать длительного полёта в зоне волнового кризиса.

Бизнес под управлением собственника-предпринимателя — это дозвуковые полёты. Если нужно преодолеть звуковой барьер и выйти на сверхзвуковые скорости (переход бизнеса в состояние эффективного управления), то необходимо принципиально изменить систему управления организацией, то есть передать управление в руки эффективного профессионального менеджмента. Причём пройти этот этап основательной реорганизации компания должна как можно быстрее ("чтобы избежать длительного полёта в зоне волнового кризиса"), так как это опасный период управляемой дезорганизации, когда старая система уже перестаёт действовать, а новая ещё не усвоена организацией.

На этапе «Давай-давай» собственник-предприниматель, так сказать, «жмёт на газ», и если в период «Юности» не сбалансировать управление, то период «Расцвета» в организации, вероятнее всего, никогда не наступит.

    Супергероев не бывает, и руководители должны понять, что невозможное невозможно, независимо от того, как сильно вы подталкиваете войска в атаку.
    Успех часто ведет к самонадеянности, самонадеянность — к провалу. Когда люди добиваются успеха, они, как правило, теряют объективность. Объективные требования рынка они часто подменяют своими оценками.
    Джек Траут, всемирно известный маркетолог

Бизнес может разрушиться, как плохо отбалансированный двигатель на высоких оборотах. Пока обороты не высокие ощущается вибрация, но она не приводит к разрушению. Как только обороты превышают допустимый уровень, то динамические сверхнагрузки сначала приводят к разбалтыванию механизмов, затем к появлению трещин и в какой-то момент всё разлетается на куски. Хорошо сбалансированный двигатель выдерживает намного более высокие нагрузки и высокие обороты.

Как говорят, статистика — вещь упрямая. Приведённая ниже цитата должна заставить задуматься владельцев бизнеса.

    Фирмы "живут" от нескольких дней до нескольких десятков и даже сотен лет. Но следует заметить, что большая часть фирм имеет короткую продолжительность жизни. В течение, например, последнего десятилетия в США ежегодно возникало до 600 тысяч новых, прежде всего мелких, компаний (в 50-х годах ежегодно регистрировалось в среднем 130 тыс. новых компаний, в 60-х — 220 тыс., в 70-х — 350 тыс.). Однако "смертность" их чрезвычайно высока. Мировая практика свидетельствует, что в рыночной экономике из 100 вновь созданных фирм до 5-летнего возраста доживают не более 20 (половина гибнет в первый год).

Конечно же, разумнее следовать принципу — лучше болезнь предупредить, чем потом лечить; лучше не допустить разрушения, чем потом восстанавливать. Объективная потребность во внедрении профессионального менеджмента существует уже в конце периода «Младенчества» и тем более на протяжении периода «Давай-давай» (стремительного роста). Но в это время основатели, впервые организовавшие свой бизнес, не ощущают в этом потребности.

    Очень многие компании растут слишком быстро, не удосуживаясь в начале отшлифовать до совершенства свой производственный процесс и систему продаж... Поэтому, когда их бизнес начинает расти, он неизбежно достигает некой критической точки. И тут начинают вылезать наружу всевозможные погрешности и недостаточная согласованность производственных процессов. Зачастую бизнес рушится в тот самый момент, когда его рост кажется наиболее впечатляющим.
    Билл Бишоп, Эксперт в области маркетинга и массовых коммуникаций. Основатель и руководитель консалтинговой фирмы "Bishop Information Group Inc.", Торонто, Канада.
Я считаю, что собственник не должен лишать себя возможности получения ценного опыта, но в тоже время, у него должно хватить благоразумия не затягивать постановку эффективного управления до наступления глубокого кризиса. Опытные собственники, которые развивают третье, пятое, десятое предприятие или направление, профессиональный менеджмент закладывают на этапе «Младенчества», а планируют его ещё на этапе «Ухаживания». Подведу итог. Почему в заголовке статьи я назвал профессиональный менеджмент третьим элементом? Трудно найти взрослого человека, который не смотрел фильм "Пятый элемент". По сюжету этого фильма главная героиня должна была собрать воедино четыре основных элемента, составляющих основу жизни на Земле, и только тогда, когда она это сделала, героиня смогла выполнить свою миссию по спасению планеты, став пятым элементом. Для зарождения и успешного развития бизнеса необходимы три компонента или элемента — предпринимательство, инвестиции и профессиональный менеджмент. Каждый из этих элементов важен для бизнеса и исполняет свою роль. Миссия менеджмента заключается в скреплении всех элементов воедино и чем более профессионально организация реализует эту миссию, тем значительнее её успехи в бизнесе.

Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности.


  • История развития менеджмента. Национальные особенности.

  • Организация как объект менеджмента. Внутренняя среда организации.

  • Внешняя среда организации.

  • Цикл менеджмента. Характеристика функций менеджмента.

  • Планирование. Виды планов. Формы, этапы, принципы планирования.

  • Стратегическое и тактическое планирование,

  • Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Правила работы с группой.

  • Сущность делегирования. Полномочия и ответственность. Правила и принципы делегирования.

  • Понятие контроля. Этапы и правила контроля.

  • Понятие методов управления. Классификация методов. Характер воздействия.

  • Типы управленческих решений и требования предъявляемые к ним. Методы и этапы принятия решений.

  • Конфликты в коллективе. Их сущность и классификация. Причины возникновения
    конфликтов. Методы управления. Последствия конфликтов.

  • Понятия руководства и власти. Управление человеком и группой. Искусство строить отношения с сотрудниками.

  • Стили управления и факторы его формирования. «Решётка менеджмента». Вилы и совместимость стилей.
  • Тема 1. Понятие менеджмент. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности.
    При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином « управление» стал активно применяться термин «менеджмент», который используется как синоним управления предприятием.

    Сегодня слово «менеджмент» знают все, ибо оно за короткое время прочно вошло в словарный запас русского языка. В переводе с английского это слово (менеджмент) звучит как «управление», «организация», «деятельность».

    В упрощённом понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей,

    Менеджмент - наука, которая входит в разряд прикладных; она очень близко стоит к реальной экономической практике. Вооружая эту практику научными приемами и правилами, в то же время менеджмент обогащается новыми теоретическими положениями в результате обогащения успешных конкретных практических действий менеджеров, их опыта. Это очень «открытая» наука. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, таких как психология личности, социальная психология, инженерная социология, психофизиология и др. Менеджмент использует эти достижения для решения своей главной проблемы - получение желаемых результатов на основе согласованных действий людей, производящих продукцию и услуги, использующих многообразные ресурсы.

    Основоположником этой науки является американец Фредерик У. Тейлор, а лидером современного менеджмента Соединенные Штаты Америки.

    Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческий действий функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: это значит предвидеть, планировать, организовывать, координировать, мотивировать и контролировать.

    Наиболее часто используется комплексный подход к понятию менеджмент, он определяется как:


    • вид практической деятельности;

    • процесс;

    • категория людей;

    • аппарат управления;

    • наука;

    • искусство.
    Самой главной задачей менеджмента является обеспечение существования предприятия на рынке. Для решения данной задачи необходимо выполнять задачи:

    1. Проводить рыночные исследования, выявлять настоящие и прогнозировать будущие потребности своих реальных и потенциальных потребителей, хорошо знать своих конкурентов. Эта сложная работа называется маркетингом.

    2. Обеспечивать предприятие инновационными технологиями. В конкурентных условиях фирма не выживет, если не будет разрабатывать новые товары и услуги, более высокого качества, на более приемлемых для клиентов условиях, чем конкурент. Понятие «инновация» вбирает в себя как технические разработки и исследования, так и все изменения в работе предприятия в лучшую сторону .
    3. Уделять особое внимание уменьшению загрязнению окружающей среды и рациональному использованию материальных ресурсов. Вопросы экологии должны вызывать беспокойство.

    4. Определить важнейшим элементом производственного процесса на предприятии - человека. Необходимо организовать работу коллектива, что означает сформировать кадры, установить систему отношений между людьми, содействовать профессиональному росту персонала; повышать эффективность труда служащих.

    Основная задача менеджмента - сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что и обеспечит существование и успех фирмы на рынке.

    Менеджмент присущ рыночной экономической системе. Он является способом экономического управления. Менеджмент представляет собой управление, основывающееся на учёте объективных экономических законов и их использовании в каждом конкретном производстве. Система управления возможна при наличии высококвалифицированных менеджеров, их активной, творческой работы, предприимчивости, гибкости мышления, способности к решению стратегических задач, умения работать непосредственно с людьми. Для современного менеджмента характерны качества:

    1. направленность деятельности менеджерского корпуса на получение продукции высшего качества, удовлетворяющей запросы потребителя;

    Тема 2. История развития менеджмента. Национальные особенности.
    Практика управления уходит своими корнями далеко в историческое прошлое, ведь даже первобытные люди жили организованными группами.

    Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект и субъект управления.

    До XX века никто не задумывался над тем, чтобы организацией управлять системно. Идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в США на рубеже XIX - XX веков. С этого же времени управление признается самостоятельной областью деятельности, требующей специальных знаний.

    Выделяют несколько этапов становления науки управления, которые отражают систему взглядов в определённый период времени. Авторы менеджмента предлагают различные подходы к истории развития менеджмента, например подход с позиций различных научных школ:

    Школа научного управления (1885-1920г.)


    1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.

    2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.

    3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.

    4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

    5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

    Классическая (административная) школа управления. (1920-1950 г)


    1. Развитие принципов управления.

    2. Описание функций управления.

    3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.

    Школа человеческих отношений и школа поведенческий наук. (1920-1950 г по настоящие время)


    1. Применение приёмов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворённости и производительности.

    2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организацией таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
    Школа науки управления. (1950 г по настоящие время)

    1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.

    2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
    Современный менеджмент вбирает в себя достижения различных подходов, продолжает пополняться новыми знаниями.

    В каждой стране менеджмент имеет своё «национальное лицо», свои отличительные особенности, во многом продиктованные психологией народа и его национальными традициями.

    Модели национального менеджмента - японского, североамериканского, западноевропейского, латиноамериканского - в условиях интернационализации экономических связей «сближаются», постепенно теряют свою специфику, а теоретики и практики менеджмента разных стран взаимно обогащаются идеями, наиболее продуктивными методами руководства, формами и средствами управления.

    Можно провести сравнение японской и американской моделей менеджмента по основным критериям, прибегнув к таблице1.


    Таблица 1 «Модели менеджмента»

    Японская модель

    Американская модель

    1. Философия фирмы

    Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма».

    Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников.

    2. Цели фирмы.

    Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы.

    Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков.

    3. Организационная структура управления.

    Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах.

    Корпорация состоит из автономных отделений .

    4. Наем и кадровая политика.

    Широко используется труд выпускников вузов и школ.

    Наем работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса

    Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства

    Продвижение по службе с учётом выслуги лет

    При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных центрах оценки», сдача экзаменов на должность. Индивидуальная оценка и аттестация работников.

    Плата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирмы (так называемая уравнительная зарплата).

    Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника

    5. Организация производства и труда

    Основное внимание уделяется цеху - низовому звену производства

    Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой.

    Используется система «точно вовремя» без

    создания запасов и межоперационных заделов.



    Работники выполняют работу на основе четкого исполнения должностных инструкций

    6. Стимулирование работников

    При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год (каждый раз по два-три месячных оклада).

    Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы.

    Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионный фонд, доставка на работу транспортом фирмы, организация коллективного отдыха и др.

    7. Внутрифирменное планирование

    Внутрифирменные отделения имеют планы на три года, включающие в себя инвестиционную политику и мероприятия по внедрению новой техники, а также перспективные планы на 10-15 лет.

    Процесс планирования децентрализован. Отделениям планируются основные финансовые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР, которые могут корректироваться в течение года

    Планы разрабатываются по принципу скользящего планирования отделения фирмы. В плане отделения показываются объем производства, количество продукции в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень поставщиков

    По каждому новому виду продукции используется «стратегические хозяйствующие центры» (СХЦ)

    8. Финансовая политика

    Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно

    Администрация фирмы перераспределят прибыль между отделениями

    Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования

    Расширение производства за счет покупки(поглощения, слияния) других корпораций

    Широкое привлечение заемных средств

    Самофинансирование корпораций

    Тема.3. Организация как объект менеджмента. Внутренняя среда организации.
    Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

    Эта группа должна соответствовать требованиям:


    1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.

    2. Наличие цели, которую принимают как общую все члены группы.

    3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь цель.
    Общие характеристики организации:

    1. Наличие ресурсов (финансовых, материальных, трудовых).

    2. Зависимость от внешней среды.

    3. Разделение труда (горизонтальное и вертикальное).

    4. Наличие подразделений.

    5. Необходимость управления.
    Внутренняя среда организации.

    Главные переменные внутренней среды:

    Цель - конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организованная группа. Цели направлены на:


    • выживание;

    • прибыль;

    • перспективы.
    2. Задачи.

    Задача - это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки.

    Традиционно задачи делятся на категории:


    • работа с людьми;

    • работа с предметами;

    • работа с информацией.
    Задачи характеризуются частотой повторения и временем выполнением.

    4. Технология.

    Технология - средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Производственные задачи выполняются по определённым конкретным технологиям.

    5. Люди внутренняя переменная, которая в свете современных концепций менеджмента по важности стоит на первом месте.

    Человек - центральная фигура в любой организации. Работа персонала на предприятии является сложнейшим сочетанием разнообразных факторов, влияющих на результаты его деятельности.
    Тема 4. Внешняя среда организации.
    Организация может добиться успеха, только взаимодействуя с внешней средой. Различают среду прямого и косвенного действия.

    Среда косвенного действия.

    Данная среда оказывает побочное воздействие на предприятие, однако в ряде случаев последствия такого воздействия гораздо существенней, чем среды косвенного действия.


    1. Состояние экономики. Включает уровень цен и тарифов, инфляции в РФ и Тульской области платёжеспособный спрос, банковскую политику, курс национальной валюты и др.

    2. Политика. Оказывает существенное воздействие на бизнес, особенно в динамично развивающихся регионах. В России фактор политической стабильности - важнейшее условие деятельности предпринимателей.

    3. Научно-технический прогресс. Характеризует уровень развития науки и техники. Высокий уровень научно-технического прогресса вынуждает производственные фирмы разрабатывать и внедрять новые технологии.

    4. Социальный фактор. Это традиции, принятые в той или иной стране, в том числе по отношению к женщине, людям разной национальности, молодёжи, людям преклонного возраста.

    5. Международные события. Международный бизнес намного сложнее, чем бизнес внутри страны. Формы реализации международного бизнеса могут быть различными: экспорт (импорт), совместные предприятия, лицензирование, прямые вложения финансовых средств в экономику страны.
    Среда прямого действия.

    1. Потребители - это один из основных для любого предприятия факторов, так как именно они определяют, какую продукцию производить и по какой цене её можно продать. Потребители (юридические и физические лица) являются фактором отражающим многообразие внешней среды.

    2. Поставщики материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Своевременное обеспечение предприятий ресурсами является актуальной проблемой. Особенно остро стоя вопросы обеспечения предприятий финансами и качественными трудовыми ресурсами.

    3. Конкуренты. Наряду с потребителями это важнейший фактор, определяющий стратегию, цели и задачи предприятия. Даже успешный сбыт продукции не может в ряде случаев спасти предприятие от краха из-за жестокой позиции конкурентов.

    4. Местные государственные органы формируют нормативную базу создания и функционирования предприятия.
    Внешняя среда характеризуется:

    1. Сложностью - менеджеру необходимо учитывать определенное число факторов, на которые организация обязана реагировать , а также вариантность факторов.

    2. Подвижностью - развитием рыночной экономики вариантность нарастает. Наиболее быстрые изменения происходят в наукоёмких отраслях.

    3. Неопределённостью, учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация должна опираться на разнообразную информацию, чтобы принять эффективные управленческие решения. Неопределённость внешней среды зависит от качества информации и её достоверности. Принятие решений усложняется с ростом неопределённости.
    Итак, организация - это открытая система, зависящая от взаимообмена ресурсов и результатов деятельности с внешним миром. Менеджер должен учитывать внешнее окружение и его изменения для того, чтобы адаптировать внутреннюю среду к этим изменениям.
    Тема 5. Цикл менеджмента. Характеристика функций.
    Всю многообразную деятельность по управлению организацией как социотехнической системой можно представить в виде процесса выполнения ограниченного числа функций.

    Функция - объективная составляющая управления, проявление которой становятся условием проявления этого целого.

    Ключевыми функциями являются:


    • планирование;

    • организация (организовывание);

    • мотивация;

    • контроль.
    Выполнение всех этих функций пронизано процессами принятия решений и процессами передачи информации (коммуникациями).

    Планирование - стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности и необходимые для этого средства и действия.

    Римский философ Сенека сказал: «Когда не знаешь, какая гавань тебе нужна, любой ветер будет попутным».

    Организовывание - функция нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь.

    Функция организации определяется как процесс создания системы, которые дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения поставленных целей.

    Процесс организации:


    1. Определение целей и задач предприятия.

    2. Определение видов работ для решения поставленных целей и задач.

    3. Оценка имеющихся ресурсов.

    4. Группировка видов работ и трудовых ресурсов в организационной структуры.

    5. Выявление и оценка степени ответственности и характера полномочий управленческого персонала.

    6. Выявление специфических видов деятельности на предприятии.

    7. Оформление и утверждение должностных инструкций, схем, нормативов.
    Мотивация – процесс, обеспечивающий успешное выполнение работы и продвижения к намеченным в планах целям менеджер должен побуждать людей эффективно трудиться.

    Контроль - управленческая деятельность, заключающаяся в проверке и сопоставлении фактических результатов с заданными.

    Функции находятся в определённом круговороте и составляют замкнутый цикл менеджмента.

    Планирование

    Контроль Организация

    Координация

    Мотивация
    рис. 1 Цикл менеджмента
    Координация – согласование действий многочисленных исполнителей плана в соответствии с целями фирмы.

    Задачей функции является обеспечение слаженной работой всего производственного коллектива. Успех координации зависит от информации и всех служб связанных с её получением и обработкой. Менеджер должен обладать большой эрудицией и аналитическим умом, чтобы на основе поступивший к нему сведений координировать текущую и планировать будущую деятельность своих подчиненных.

    Взаимосвязь функций и цикличность процесса управления проявляются в том. что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих. Результаты контроля дают импульсы планированию, коррекции всей остальной деятельности по выполнению функций. Практически функции взаимопроникают: в любом плане всегда имеется стадия организовывания, т.е. создания реальных условий для достижения запланированных целей; без планов невозможно контролировать результаты; контроль для персонала может быть мощным мотивационным фактором и т.д.


    Тема 6. Планирование. Виды планов. Формы, этапы, принципы планирования .
    Планирование - это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путём целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.

    Планирование - один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решения.

    Виды планирования:

    1. По степени охвата:

    а) общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы;

    б) частное планирование, охватывающее определённые сферы деятельности.

    а) стратегическое (поиск новых возможностей);

    б) тактическое (создание определённых предпосылок);

    в) оперативное (реализация возможностей).

    3. По предмету планирования:

    а) целевое планирование (определение целей);

    б) планирование средств (материальных, финансовых и трудовых);

    в) программное планирование (планирование программ производства и сбыта);

    г) планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).

    4. По сферам функционирования:

    а) планирование производства;

    б) планирование сбыта;

    в) планирование персонала;

    г) расширенное общее планирование.

    5. По срокам:

    а) краткосрочное планирование (недельное, месячное, квартальное, полугодовое, годовое)

    б) среднесрочное планирование (на срок от 1 года до 5 лет);

    в) долгосрочное планирование (на срок от 5 и более лет).

    6. По возможности изменения планов:

    а) жёсткое планирование;

    б) гибкое планирование.

    Процесс планирования включает в себя этапы:


    1. Выработку общих целей предприятия.

    2. Детализацию и конкретизацию целей.

    3. Определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей.

    4. Контроль за достижением целей.
    Эффективность планирования во многом определяется тем. насколько соблюдены следующие его принципы.

    Принцип единства - планирование деятельности любого звена организации должно быть связано с плановой деятельностью всей организации.

    Принцип участия - процесс планирования должен привлекать к себе тех. кого он непосредственно затрагивает.

    Принцип непрерывности - процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно.

    Принцип гибкости - обеспечение возможности для планов менять направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

    Принцип точности - любой план должен быть составлен с такой степенью точности, которая возможна.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!