Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Саладин (Салах ад-Дин). Жизнеописание. Биография Саладин и Ричард Львиное Сердце


Участие в войнах: Объедение владений сирийских эмиров. Войны с крестоносцами.
Участие в сражениях: Покорение Египта. Покорение Хамы. Покорение Дамаска. Битва при Халме. Осада Мосула. Сражении у Мезафата. Сражении при Хаттине. Взятие Акры. Взятие Аскалона. Взятие Иерусалима.

(Saladin) Выдающийся полководец, основатель династии Айюбидов, правитель Египта

Саладин был сыном Айюба и племянником Ширкуфа - 2-х курдских военачальников, отличившихся на службе султана Нуреддина , который продолжая дело своего отца, мосульского атабека Имадоддина Зенти , смог объединить владения бесчисленных сирийских эмиров, отнять у крестоносцев Эдессу и стеснить их государство со всех сторон.

Нуреддин поставил в 1154 г. Айюба предводителем новоприсоединенного Дамаска, а Саладина отправил в 1169 г. в Египет, приказав отнять его у халифов Фатимидских , власть которых довольно ослабла. В 1169 г. низвервергнув последнего Фатимида Адада, скончался дядя Саладина Ширкух , осуществлявший власть Нуреддина над завоеванными землями. Власть над Египтом полностью перешла Саладину.

Вскоре он стал держаться довольно самостоятельно в отношении Нуреддина. Султан стал немедленно готовить поход для усмирения Саладина, но в разгар подготовки непредвиденно скончался. Саладин вошел в Сирию, где принял титул султана, а малоспособных преемников Нуреддина начал стремительно устранять.

На протяжении целого десятилетия Саладин боролся за объединение вокруг своей державы прилегающих к ней земель.

В 1174 г. он овладел Хамою и Дамаском , в 1175г. взял Халеб, в 1176г. разгромил отряды Сейфеддина Мосульского при Халме и в том же году после упорной борьбы заключил мир с сирийскими ассасинами.

В продолжение 1182 и 1185 гг. Саладин осаждал Мосул , после чего мосульский атабек Иззеддин признал его главенство. С этого момента Египет и Сирия совместно с мелкими месопотамскими государствами всецело вошли в объединенное государство Саладина, и сейчас он решил изгнать крестоносцев, с которыми настойчиво боролся в 1177-1179 гг.

10 июня 1179 г. Саладин в сражении у Мезафата разбил объединенную армию Балдуина Прокаженного и Раймонда III.

4-5 июля 1187 г. в сражении при Хаттине Саладин наголову разбил объединенные силы иерусалимцев и триполийцев. Вскоре после этого внушительная часть Палестины и города Акра, Аскалон и, наконец, 2 октября 1187 г. сам Иерусалим достались Саладину. Он не мог овладеть лишь Тиром, потому что в 1188 г. его смог отстоять Конрад Монферратский . Так же не имели сарацины триумфа у Триполи и Антиохии.

Между тем из Европы к крестоносцам прибывали новые подкрепления, которые в 1189 г. повели осаду Акры. С прибытием войск короля английского Ричарда Львиное Сердце и короля французского Филиппа Августа город в 1191 г. был вынужден капитулировать. Невзирая на то, что по заключенному с Саладином договору Ричард I перед своим отъездом из Палестины отказался от завоевания Иерусалима, 1192 год начал для Саладина полосу неудач. Через несколько месяцев Саладин умер от лихорадки.

Среди восточных предводителей этого времени Саладин выделялся своей восхитительной политической дальнозоркостью и таким мужеством, перед которым преклонялись даже крестоносцы. Но, несмотря на это, эмиры удаленных провинций проявляли неуважение за спиной своего сюзерена. Все это привело к тому, что позже гибели Саладина сделанное им государство пришло в регресс.

Биография

100 великих полководцев Средневековья Шишов Алексей Васильевич

Саладин (Салах - ад - Дин)

Саладин (Салах - ад - Дин)

Египетский султан - полководец, сокрушивший Третий крестовый поход и отвоевавший Святую землю для себя

Саладин и Гвидо де Лузиньян после битвы при Хаттине в 1187 году

Саладин (в переводе с арабского его имя означает «честь веры») родился на земле современного Ирака. Его отец, курд по национальности, был старшим командиром в армии известного сирийского полководца Нур - эд - дина, который успешно боролся с крестоносцами.

В 1164 году Саладин, будучи уже правой рукой полководца Нур - эддина на войне, участвовал в освобождении Египта (вернее, части его) от крестоносцев. После смерти Нур - эд - дина его ученик Салах - ад - дин Юсуф ибн Аюб возглавил арабское войско и стал воевать с крестоносцами и их государствами в Святой земле - графством Эдесским, княжеством Антиохийским, королевством Иерусалимским, графством Триполи. Воевал он успешно.

Вместе со званием главнокомандующего мусульманской армии Салах - ад - дин получил власть над завоеванным арабами Египтом. В 1174 году он совершил государственный переворот и основал династию Аюбидов, став султаном.

Став властелином Египта, султан Салах - ад - дин поставил на ключевые посты в государстве своих родственников и близких, надежных друзей. Он усилил египетскую армию, сделав ее преимущественно арабской, и создал современный для того времени военный флот. После этого Саладин пошел войной на ближневосточные государства крестоносцев.

За двенадцать лет беспрерывных военных походов султан Салах - аддин покорил Сирию и Ирак и стал признанным военным лидером мусульманского мира. Теперь государства крестоносцев на Ближнем Востоке со всех сторон были окружены владениями египетского султана. Саладин поклялся изгнать «неверных» и объявил им священную войну.

В 1187 году 20–тысячная армия султана Египта вторглась в Палестину. Половину ее составляли конные лучники, вооруженные дальнобойными луками, стрелы которых способны были пробивать стальные рыцарские доспехи. Именно конные лучники первыми шли в атаку на европейцев и тучей каленых стрел расстраивали их ряды. Это позволяло египетскому султану выискивать наиболее слабые места в боевом построении противника. Затем в атаку шли конные воины, вооруженные саблями, которые начинали рукопашный бой. И только после этого в сражение посылались отряды пеших воинов, которым предстояло закончить разгром вражеского войска.

Саладин блестяще владел тактическими приемами ведения войн на арабском Востоке. Главный удар его конные лучники наносили по неприятельским флангам. Он умело применял и такой тактический прием, как заманивание крестоносцев с помощью притворного отступления в безводные, пустынные земли с целью истощить их силы, лишив источников воды.

4 июля 1187 года Салах - ад - дин неожиданно напал на войско крестоносцев близ Хаттина (у Тивериадского озера). В ходе непродолжительного боя мусульмане (европейцы называли их сарацинами) перебили или захватили в плен большую часть войска Иерусалимского королевства, численность которого составляла около 20 тысяч человек. Это сражение вошло в историю Крестовых походов под названием Хаттинского побоища, настолько велики оказались потери рыцарей из Иерусалима.

Среди попавших в плен оказался военачальник крестоносцев Гвидо (Ги) де Лузиньян, король иерусалимский, и остатки отряда «Верного Креста», который призван был вдохновлять христиан Ближнего Востока на борьбу с мусульманами. В плен были захвачены Великий магистр ордена тамплиеров и маркграф Монферратский. Пленных рыцарей полководец Салах - ад - дин или отпускал за богатый выкуп, или обменивал на своих пленных воинов.

После этой большой победы Саладин с боя взял несколько больших укрепленных палестинских городов, таких как Аккра и Яффа, и крепостей крестоносцев. Он оставил в них египетские гарнизоны и своих наместников.

После поражения при Хаттине крестоносцы некоторое время не отваживались сражаться с армией Салах - ад - дина на открытом пространстве, предпочитая держать оборону в крепостях. Рыцари обратились за помощью к римскому папе и монархам Европы и теперь ожидали начала Третьего крестового похода.

В сентябре 1187 года султан Салах - ад - дин осадил Иерусалим. История захвата европейцами священного города такова. Во время Первого крестового похода 7 июня 1099 года его осадили рыцари во главе с Готфридом Бульонским. 15 июля крепостные стены города были взяты штурмом, и в течение трех последующих дней в Иерусалиме продолжалась резня, в которой, по некоторым данным, погибло 70 тысяч мусульман.

Осада Иерусалима египетской армией длилась 14 дней, в ходе которых крестоносцы совершили несколько смелых вылазок на позиции сарацин. После напряженной осады мусульманское войско ворвалось в город, жители и гарнизон которого начали испытывать большие трудности с водой и продовольствием. Последний иерусалимский король Гвидо де Лузиньян вынужден был капитулировать перед султаном Египта.

Саладин восстановил в Иерусалиме власть мусульман, которую они потеряли в 1099 году. В отличие от крестоносцев, султан поступил со своими пленниками благородно. Он освободил поверженного иерусалимского короля Гвидо де Лузиньяна, предварительно взяв с него рыцарское слово, что тот никогда больше не будет поднимать оружие против мусульманского мира. Христианам было дано 40 дней на то, чтобы они покинули священный город.

Своими успешными действиями Салах - ад - дин свел до минимума завоевания европейского рыцарства во время Второго крестового похода 1147–1149 годов. При дворе папы римского забили тревогу и стали спешно готовиться к Третьему крестовому походу в Святую землю.

Он начался в 1189 году. Во главе его стояли английский король Ричард I Львиное Сердце, германский император Фридрих I Барбаросса и французский король Филипп II Август. Согласия между ними не было с самого начала военных действий против сарацин, и они все время враждовали между собой. Однако и на сей раз крестоносное европейское рыцарство было полно решимости освободить от мусульман Святую землю.

Отличительной чертой этого крестового похода стало то, что рыцарскую армию поддерживал со стороны Средиземного моря многочисленный военный флот. Поначалу крестоносцам сопутствовала удача. В 1190 году рыцари взяли важный город Конья (Иконий), но в ходе борьбы за него погиб (утонул) германский император Фридрих I Барбаросса, а его войско распалось.

В 1191 году англичане и французы после двухгодичной осады взяли древний портовый город Аккру (Аккон). В ее осаде и штурме участвовали отряды Гвидо де Лузиньяна - он нарушил клятву, данную египетскому султану, великодушно даровавшему иерусалимскому королю жизнь и свободу. После взятия Аккры французский король Филипп II Август, снискав славу победителя сарацин, отбыл на родину.

Встревоженный новым нашествием крестоносцев под предводительством трех монархов на Ближний Восток, султан Салах ад - дин вновь собрал большую египетскую армию. Он призвал под свои знамена всех, кто хотел сразиться с христианским воинством ради славы и военной добычи.

Тем временем английский король Ричард Львиное Сердце при содействии флота в 1191 году завоевал отпавший ранее от Византийской империи остров Кипр и пошел в Палестину. Но Саладин преградил войскам Ричарда путь на Иерусалим, уничтожив в его ближних и дальних окрестностях все запасы продовольствия, которыми могли воспользоваться крестоносцы.

Решающее сражение между армиями короля Англии и султана Египта состоялось 7 сентября 1191 года при Арсуфе. Войско крестоносцев заметно поредело после возвращения на родину большей части французских феодалов с их отрядами и немецких рыцарей. Согласно европейским источникам, армия Саладина насчитывала 300 тысяч человек, но эти цифры, скорее всего, сильно завышены. Но, во всяком случае, силы египетского правителя в битве при Арсуфе значительно превосходили силы европейцев.

Салах - ад - дин первым начал сражение. Он приказал своим конным лучникам атаковать выстроившегося для боя противника. Главный удар, как обычно, был нанесен сразу по флангам. Атака первоначально шла удачно - крестоносцы под яростным натиском сарацин подались назад. Однако ядро крестоносцев во главе с Ричардом Львиное Сердце стояло непоколебимо.

Арсуфская битва стала затягиваться. Султанская армия в беспрестанных атаках несла большие потери. Легковооруженным арабским всадникам было трудно сломить сомкнутый строй закованных в стальные доспехи рыцарей. Постепенно инициатива перешла к Ричарду, и в итоге сражение закончилось беспорядочным отступлением египетской армии, потерявшей в тот день 40 тысяч человек. Но и эти цифра считаются очень завышенными.

Война за обладание Святой землей, а вместе с ней и Третий крестовый поход, закончились тем, что египетский султан Салах - ад - дин и английский король Ричард Львиное Сердце во время их встречи в сентябре 1192 года заключили перемирие на три года. Фактически это соглашение оказалось мирным договором, действовавшим на протяжении многих лет.

За крестоносцами сохранялась прибрежная полоса от Тира до Яффы. Священный для христианского мира город Иерусалим остался за мусульманами. Паломникам и купцам - христианам разрешалось свободно посещать его, равно как и другие места Палестины, ставшей после завоевательных походов Саладина частью Египетского султаната. Иерусалимское королевство сохранилось на карте мира, но теперь его столицей был средиземноморский город - крепость Аккра.

Заключенное египетским султаном и английским королем мирное соглашение о Святой земле и священном городе было удивительно справедливым и равноправным для сторон. После этого Ричард I возвратился в Англию, не отказавшись от притязаний на Палестину. Однако его желаниям не суждено было сбыться, поскольку Четвертый крестовый поход, организованный римским папой Иннокентием III, начался только в 1202 году.

А Салах - ад - дин после подписания мирного соглашения с английским монархом вернулся в сирийскую столицу Дамаск, которую очень любил, поскольку с этим городом были связаны его детство и юность. Там он заразился желтой лихорадкой и 4 марта 1193 года умер.

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

ГЛАВА 19. САЛАДИН – СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ Свержение фатимидов и поход Саладина Саладин, султан Египта и Сирии, основатель династии Айюбидов, полководец и мусульманский лидер XII века, пожалуй, единственный из мусульманских правителей, кто удостаивался сравнения с Пророком

Из книги Крестовые походы. Миф и реальность священной войны автора Виймар Пьер

3 САЛАДИН Салах ад-Дин аль-Мелик ан-Назир: Саладин, «царь, который помогает» «Воистину, мы обеспечили тебе потрясающий успех, для того, чтобы Бог простил тебе давние и недавние грехи, чтобы он довершил свои милости, которыми тебя осыпал и направил по прямому пути». Эта

Из книги История Крестовых походов автора Монусова Екатерина

Благородный Саладин Султан Саладин был вне себя от гнева. С уст того, для кого произнести резкое слово даже в адрес неверного было едва ли не святотатством, летели такие проклятия, что приближенные боялись пошевелиться. И было от чего впасть в неистовство – на этот раз

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

II И III КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ. УСПЕХИ САЛАХ АД-ДИНА Победы крестоносцев и успешная колонизация Ближнего Востока латинянами вызвала ответную реакцию мусульманского мира. Начиная с 1128 г. силы мусульман объединяются под эгидой атабека Мосула Имад ад-Дин Занги. В 1144 г. Занги

Из книги Москва еврейская автора Гессен Юлий Исидорович

Алексей Саладин ЕВРЕЙСКОЕ КЛАДБИЩЕ Еврейское кладбище отделено от православного Дорогомиловского кладбища только деревянным забором. Но вход на Еврейское кладбище значительно дальше Дорогомиловского - близ моста Окружной железной дороги, там, где шоссе

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

САЛАДИН (САЛАХ-АД-ДИН ЮСУФ ИБН АЮБ) (1138-1193) Победитель крестоносцев, египетский султан-полководец. Основатель египетской династии Аюбидов. У полководца Салах-ад-дина Юсуфа ибн Аюба было много блистательных побед на поле брани над крестоносным европейским воинством и

автора

Глава XXX Возвышение Салах ад-Дина Смерть Амори спасла Египет от совместного вторжения франков и сицилийцев. Распри франкских баронов после смерти короля Амори не позволили им организовать поход на Египет. Высланный королем Вильгельмом II Сицилийским под командой его

Из книги Крестовые походы. Том 1 автора Грановский Александр Владимирович

Глава XXXVII Смерть Салах ад-Дина Салах ад-Дину не удалось сбросить франков в море и уничтожить государства крестоносцев. Они продержались еще целое столетие. Королевство называлось Иерусалимским, хотя сам Иерусалим был в руках мусульман, и включало в себя прибрежную

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Саладин на Востоке Тем временем на мусульманском Востоке происходило усиление Мосульского эмирата. Существенную роль при правлении Имад ад-Дина и его сына Нур ад-Дина играл курд по имени Ширкух. В 1154 г. он помог своему государю присоединить к Мосулу Дамаск. При нем

Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж Томас

САЛАДИН, ВЛАСТЕЛИН ЕГИПТА (1169–1174) Несмотря на подобное землетрясению влияние, оказанное им на историю вообще и войну за Святую землю в частности, до нас не дошло описание внешности Саладина. В 1169 году немногие могли предположить, что этот курдский воин, только что

автора Брандедж Джеймс

Революция в Египте: Саладин приходит к власти Ширкух видел, что теперь подходящее время, чтобы выполнить свои клятвы, поскольку без короля некому будет препятствовать его желаниям. И он приказал, чтобы запланированное им раньше было исполнено.Он расположил свой лагерь

Из книги Крестовые походы. Священные войны Средневековья автора Брандедж Джеймс

Саладин захватывает Иерусалим Святой город Иерусалим был осажден 20 сентября. Он был со всех стороны окружен неверующими, которые выпускали по нему стрелы. Стрельба сопровождалась бряцанием ужасного оружия, пронзительными звуками труб и отвратительными выкриками.

Из книги Каир: история города автора Битти Эндрю

Саладин и Айюбиды: 1171–1249 гг Франки овладели левантийским побережьем в результате Первого крестового похода (1067–1069), Египет Фатимидов они воспринимали как легкую добычу - и совсем не учитывали в своих планах вмешательства Нур ад-Дина, сельджукского султана, войско

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Саладин Саладин (1171–1193) на первых порах не имел собственной армии и множества сторонников, располагал ограниченными ресурсами, но его победа над последними крестоносцами из Дамиетты заслужила ему уважение и принесла добычу, которую он благоразумно использовал, чтобы

Из книги Подлинная история тамплиеров автора Ньюман Шаран

Глава четвертая. Саладин Согласно средневековой (да и современной) легенде, это был образцовый рыцарь эпохи крестовых походов. Сильный и милосердный, мудрый и отважный. Именно он уничтожил мечту о христианском Иерусалиме и положил начало постепенному исчезновению

Из книги Тамплиеры и ассассины: Стражи небесных тайн автора Вассерман Джеймс

Глава XVI Саладин и битва при Хаттине В середине XII века в среде европейцев наметилась новая тенденция: светские феодалы стали дарить замки военным орденам и полагаться на то, что рыцари будут оборонять их бывшие владения. Бароны понимали, что содержание и кормление

Сарацины жаждали отмщения. Но дождаться его было суждено лишь их правнукам, когда вызов крестоносцам бросил султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин, увековеченный в европейских хрониках под именем Саладина.

4 июля 1187 года мусульмане одержали безоговорочную победу над крестоносцами. У склонов Рогов Хаттин Саладин взирал на горы тел, павших в бою. Суровое восточное солнце пекло с небосклона, и от подожжённых сарацинами травы и кустарников шёл нестерпимый жар. В плен были захвачены король Ги Лузиньян и многие знатные бароны. Лишь немногим удалось спастись, укрывшись в городе Тире. Почти 200 тамплиеров и госпитальеров были убиты по приказу Саладина. Барону Рено Шатильонскому султан лично отрубил голову мечом. Вот как описывал произошедшее средневековый хронист Оттон:

« …Крест Господень, о, горе!, оказался захвачен, а христиане обращены в бегство. Король и светлейший князь Райнальд вместе с другими христианами попали в плен, и их угнали в Дамаск. Там короля и упомянутого князя обезглавили за приверженность истинной вере»

Препятствий к возвращению Святой земли более не было. Город за городом сдавались на милость Саладина. Единственной непокорной крепостью оказался Тир. Но султан решил не тратить времени и сил на его осаду, стремясь на Иерусалим. Оставшийся в тылу город стал пристанищем для беженцев из других селений, и креп день ото дня.

Обороной Иерусалима руководил рыцарь Балиан д"Ибелин. Выжив в побоище при Хаттине, он оказался, по сути, единовластным правителем королевства. Балиан прибыл в город к своей супруге – византийской принцессе Марии Комниной, находившейся там с детьми. Он сознавал, что защитить и удержать Иерусалим едва ли не удастся. Заполнившие город беженцы мало годились для сражений, запасы продовольствия таяли. Однако жители были готовы дать отпор сарацинам.

Балиан решительно взялся за дело. С благословения духовенства он пустил золотое убранство часовни Святого Гроба на переплавку и чеканку монет. Это не смущало и мирян: ведь деньги служили защите места, где умер и воскрес сам Господь.

Иерусалиму более всего недоставало опытных воинов. Балиан посвятил в рыцари 60 юношей из числа местной знати. Правда, титул не прибавил им навыков и опыта.

Саладин же не медлил, и 20 сентября его армия начала осаду священного города. Лагерь султана вначале расположился на западной стороне Иерусалима, где 88 лет назад стояло войско Раймунда Тулузского. Сарацины начали обстрел стен города, пытались идти на приступ, но им помешал… солнечный свет. Солнце слепило воинов Саладина и они отступили. Вечером бои возобновились, но вновь не дали результатов. Защитники Иерусалима отбивали атаки раз за разом 8 дней подряд.

Средневековая миниатюра, изображающая осаду Иерусалима

Саладин пошёл на хитрость. Очередной штурм начался с восходом Солнца, когда оно светило в лица христиан. Сами сарацины были экипированы лопатками, которыми подбрасывали пыль и песок в глаза врагов. Но и это не помогло – оборона Иерусалима держалась. Вдобавок христиане предпринимали ночные вылазки, срывая арабам инженерные работы.

Тогда султан сменил позицию и перебрался на северную сторону, где в стенах не было ни ворот, ни ходов для вылазок. Там были установлены камнеметательные машины, тотчас же начавшие обстрел. Саладин разделил воинов на три отряда, и те, прикрытые щитами и лучниками из арьергарда, подошли вплотную к стенам Иерусалима. За два следующих дня они подрыли стены на 15 локтей, подперли их бревнами и подожгли. Подпорки прогорели и рухнули; стены и башни на этом участке были готовы обвалиться. Христиане пали духом. На улицах Иерусалима люди устраивали процессии, стеная и взывая к милосердию Господа.

29 сентября войскам Саладина удалось проделать брешь в стенах Иерусалима. Люди Балиана заделали её, но их уже постигло осознание неминуемого конца. В стенах города созрел заговор греческих и сирийских христиан. Они с трудом переносили своё подчинение католикам, выказывая недовольство их церковными ритуалами. Греки передали Саладину, что откроют ворота Иерусалима при условии, что султан будет милосерден и освободит их. Эти планы были вовремя раскрыты, но заговор оказался предан огласке. Это окончательно сломило дух жителей Иерусалима.


«Победоносный Саладин». Гюстав Доре, XIX век

Христиане Иерусалима готовы были выйти из стен города на последний бой. Однако патриарх Ираклий увещевал отчаявшихся защитников: «На каждого человека в городе приходится до 50 женщин и детей; если же мы падём, то сарацины захватят их и не убьют, а обратят в веру Магомета, и они будут потеряны для Бога».

Балиан решил пойти на переговоры с Саладином. Однако сперва султан скептически отнёсся к предложению сдать ему город. Он уже не нуждался в капитуляции Иерусалима, будучи в состоянии взять его без каких-либо условий. К тому же, ранее он уже предлагал городу покориться и, получив отказ, дал страшную клятву: разрушить стены Иерусалима и истребить всех его жителей. Переговоры затянулись, в городе росло отчаяние. Наконец, султану было объявлено, что если нельзя сдаться ему на милость, то в противном случае он не получит ничего. Город обетованный и все мусульманские святыни в нём превратят в груду развалин и огромную могилу.

Решение Саладина исходило из планов на будущее этих земель. Он намеревался включить Палестину в состав своей державы, а, как известно, управлять благодарными подданными куда проще. Излишняя свирепость могла лишь навредить ему самому. И Саладин согласился - он даровал христианам жизнь и возможность выкупить свою свободу. Оставалось лишь договориться об умеренной плате. В итоге цена за свободу мужчины составила 10 золотых, за свободу женщины - 5 золотых, а за свободу ребенка - 1 золотой.


Балиан д’Ибелин сдаёт Иерусалим на милость победителя, султана Саладина.
Средневековая миниатюра

Саладину вручили ключи от города. Но ступить в пределы Иерусалима он решил именно 2 октября. Это число в 1187 году совпало с двадцать седьмым днём месяца Раджаб – годовщиной странствия Мухаммада, завершившегося восхождением по небесной лестнице к трону самого Аллаха.

Сарацины водрузили свои знамена на башне Давида и закрыли все врата, кроме одних. У них была выставлена стража, контролирующая выход выкупивших свою свободу. Саладин отвёл на это 40 дней, а для контроля за массовым оттоком беженцев он организовал перепись по улицам.

Но в Иерусалиме было много бедняков, и заплатить за свободу могли, конечно, не все. Балиан сумел сторговаться на тридцать тысяч золотых за свободу семи тысяч христиан. Людям было позволено взять с собой то имущество, которое они считали нужным.


Миниатюра XV века, изображающая преподнесение Саладину ключей от Иерусалима

Http://www.lessingimages.com

В день исхода христиан за стены города Саладин восседал на главной площади и наблюдал за их печальным шествием. Женщины и дети рыдали, страшась неизвестности. Мужчины несли не только свои пожитки, но и раненых. Брат Саладина, Сальфедин, не выдержал этого зрелища. Он обратился с просьбой к султану подарить ему 1000 рабов за участие в битве с правом распорядиться с ними, как ему будет угодно. Саладин согласился, и новые рабы его брата получили свободу.

Следом взмолились патриарх и Балиан. После того как Ираклий освободил семь сотен бедных, а Балиан - 500, султан решил явить и свою милость. Он повелел открыть ворота и выпустить всех бедняков с условием предварительного осмотра их имущества. Обманщика, бывшего в состоянии купить себе свободу, но пожалевшего денег, ждала кара.

Табор освобождённых был огромен и неповоротлив, а потому разделился натрое. Особняком шли тамплиеры и госпитальеры, а третью группу возглавил Балиан. Обездоленные странники нуждались в защите. Однако что в Триполи, что в Тире их не приняли. Беженцев нарекли предателями, ограбили и изгнали. Некоторые нашли прибежище, вернувшись в земли мусульман, другим удалось добраться до Европы. С ними туда пришла и весть о падении Иерусалима.

Саладин не потерял голову от победы и не стал чинить грабежей и массовых убийств. Сарацины отнеслись к православным христианам Иерусалима весьма терпимо, и им было дозволено остаться. Дома тамплиеров же отмывали и орошали розовой водой, мечеть аль-Акса была освящена заново. Очевидец этих событий повествовал королю Генриху II Английскому о падении Иерусалима и о «низвержении креста Храма Господа Нашего» . Крест пронесли по всему городу и били его дрекольем.

В ноябре, обосновавшись в городе, Саладин решил разделаться с Тиром. Разведчики сообщали о постоянном притоке туда сил и припасов. Опасаясь прибытия подкреплений из Европы, султан счёл дальнейшее промедление недопустимым.

Тир был окружён не только высокими стенами, но и морем. Ни обстрел из осадных орудий, ни действия сарацинских галер не дали ожидаемого результата. Саладин, зная, что обороной Тира руководит маркграф Конрад Монферратский, вызволил из темницы его отца, пленённого в Иерусалиме. Сарацины водили старика по берегу и угрожали, что станут прилюдно пытать его. Но Конрад не уступил, гордо заявив, что долг перед Богом ему дороже сыновнего. Саладин оценил по достоинству такой ответ, и сохранил Вильгельму V Старому жизнь. После двухмесячной осады султан был вынужден отступить от Тира.


Миниатюра XV века, изображающая осаду Тира

Http://www.wikiwand.com

Однако Иерусалимское королевство пало. В руках крестоносцев остались лишь Тир, Триполи да крепость иоаннитов Крак де Шевалье в Сирии. В следующем, 1188 году величайшие европейские монархи эпохи, король Англии Ричард I Львиное Сердце и германский император Фридрих II Барбаросса, вновь занесли молот войны над Ближним Востоком. Так начался Третий, но не последний крестовый поход.

Клип на песню Криса де Бурга «Крестоносец» Певец Крис де Бург посвятил кануну и истории Третьего крестового похода песню «Crusader» (рус. «Крестоносец») с рефреном «Иерусалим потерян». Снятый на эту песню масштабный клип открывают кадры с пилигримом, доставившим весть о падении Иерусалима, и триумфом Саладина в захваченном городе.

Источники и литература:

  1. История средних веков в её писателях и исследованиях новейших учёных. Т. III. СПб., 1887.
  2. Мишо Г. История крестовых походов. М., 2001.
  3. Салимбене де Адам. Хроника. М., 2004.
  4. Хилленбранд К. Крестовые походы – взгляд с Востока: мусульманская перспектива. СПб., 2008.
  5. Andrea А. J. Contemporary sources for the fourth crusade. Brill. Leiden-Boston-Köln. 2000.
  6. Otto von St. Blasien. Marbacher Annalen. Ausgewählte Quellen zur deutschen Gechichte des Mittelalters. Bd. 18a. Darmstadt, 1998.
Супруга Исмат ад-дин Хатун [d]
Дети Аль-Афдаль Али ибн Юсуф , Аль-Азиз Усман ибн Юсуф и Ал-Захир Гази [d]
Сражения
  • Крестовые походы в Египет [d]
  • Битва при Монжизаре
  • Осада замка Керак
  • Битва при Мардж-Уюне
  • битва у брода Иакова
  • Битва у замка Бельвуар
  • Битва при Аль-Фуле
  • Битва при Крессоне
  • Битва при Хаттине
  • Осада Иерусалима (1187)
  • Осада Тира
  • Осада Акры (1189–1191)
  • Битва при Арсуфе
  • Битва при Яффе
  • Battle of the Horns of Hama [d]

В Европе известен именно как Саладин, хотя это даже не имя. Салах ад-Дин - это лакаб - почётное прозвище, означающее «благочестие веры» . Собственное имя этого правителя - Юсуф ибн Айюб (Юсуф, сын Айюба).

Источники

Существует много источников, написанных современниками Салах ад-Дина. Из них стоит выделить работы личных биографов и историков: Баха ад-Дина бен Рафи - учителя и советника Салах ад-Дина, Ибн аль-Асира - историка из Мосула, аль-Кади аль-Фадиля - личного секретаря Салах ад-Дина.

Ранние годы жизни

Салах ад-Дин родился в 1137 году в Тикрите , Месопотамия. Дед Салах ад-Дина Шади проживал в деревне недалеко от Двина (Товина) в Армении , где, по преданию, родился Айюб - отец Салах ад-Дина. После рождения двоих сыновей, Айюба и Ширкуха, он покинул Армянское нагорье и перебрался сначала в Багдад , а затем - в Тикрит, в котором обосновался и прожил до самой смерти.

По настоянию семьи Салах ад-Дин начал военную карьеру под патронажем своего дяди Асад ад-Дин Ширкуха, важного военачальника Нур ад-Дина. Ширкух, в то время эмир Дамаска и Алеппо, член тюркской династии Зангидов , стал самым влиятельным учителем Салах ад-Дина.

Мой дядя Ширкух повернулся ко мне и сказал: «Юсуф, оставь все дела и отправляйся туда!» Этот приказ прозвучал для меня как удар кинжала в сердце, и я ответил: «Клянусь Аллахом, даже если бы мне отдали всё египетское царство, я бы не поехал туда!»

После трёхмесячной осады Бильбейса противники вступили в бой на границе пустыни и Нила , к западу от Гизы . В этой битве Салах ад-Дин сыграл важную роль, командуя правым крылом армии Зангидов. В центре находился Ширкух. После ложного отступления Салах ад-Дина крестоносцы попали на местность, которая была слишком крутой и песчаной для их лошадей. Бой завершился победой Зангидов и Салах ад-Дин помог Ширкуху одержать по словам Ибн аль-Асира одну из «самых замечательных побед в истории человечества», но по мнению большинства источников [каких? ] Ширкух потерял в этой битве большинство своего войска, и это сложно было назвать полной победой.

Крестоносцы обосновались в Каире , а Салах ад-Дин и Ширкух выдвинулись к Александрии , которая дала им деньги и оружие, и стала их базой. После переговоров обе стороны согласились уйти из Египта.

Египет

«Я начал с того, что сопровождал моего дядю. Он завоевал Египет и потом умер. И тогда Аллах дал мне в руки власть, которую я совсем не ожидал»

Эмир Египта

Попытка Асад ад-Дина Ширкуха захватить Александрию в 1167 году закончилась поражением от объединённых войск Фатимидов и Амори I. Но в следующем году крестоносцы взялись грабить своего богатого союзника, и халиф аль-Адид попросил в письме у Нур ад-Дина защитить мусульман Египта. В 1169 году Асад ад-Дин Ширкух взял Египет, казнил Шевара и принял титул великого визиря. В том же году Ширкух скончался и, несмотря на то, что Нур ад-Дин выбрал нового преемника, аль-Адид назначил Саладина новым визирем.

После установления себя в Египте, Салах ад-Дин начал кампанию против крестоносцев, осадив Дарум (современный сектор Газа) в 1170 году. Амори I снял гарнизон тамплиеров из Газы для защиты Дарума, но Салах ад-Дин отступил от Дарума и взял Газу. Неизвестно когда именно, но в том же году, он напал и захватил замок Эйлат , который представлял угрозу для прохода мусульманских кораблей.

Султан Египта

4 июля 1187 года Салах ад-Дин разбил крестоносцев в битве при Хаттине ; король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян , великий магистр ордена тамплиеров Жерар де Ридфор и многие другие руководители крестоносцев попали в плен. За этот год Салах ад-Дину удалось овладеть большей частью Палестины , Акрой и, после недолгой осады, Иерусалимом . Все церкви города, кроме храма Воскресения, были обращены в мечети. Но жителям были дарованы жизнь и возможность выкупить свою свободу, кроме того, Саладин гарантировал привилегии и неприкосновенность христианских паломников, посещающих Иерусалим.

Главный оппонент крестоносцев пользовался уважением в христианской Европе за рыцарские доблести : храбрость и великодушие к противнику. Английский король

История жизни Салах ад-Дина

Согласно средневековым легендам, это был образцовый рыцарь эпохи в. Сильный и милосердный, мудрый и отважный. Именно он смог уничтожить мечту о христианском Иерусалиме и положил начало постепенному исчезновению латинских королевств с исторической сцены. На Западе его называют Саладином.

Родился Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб в 1138 г. в семье происходившей из курдского племени равадия и состоявшей на службе у багдадских халифов. Все члены семьи были ревностными суннитами, и Юсуф, то есть Саладин, также стал примером идеального воина для правоверного мусульманина.

Отец Саладина - Айюб правил сирийским городом Баальбек. Сам Саладин родился в Тикрите, что северней Багдада, а детские годы провел в Мосуле. 1152 год — 14-ти летним юношей он поступил на службу к сыну Зенги - Нур ад-Дину, взявшему, Эдессу и тем самым приблизившему начало Второго крестового похода.

Шиитский Дамаск нередко становился вынужденным союзником иерусалимских королей перед лицом угрозы со стороны новообращенных суннитов. После того как в 1157 г. Нур ад-Дин взял этот город, последней шиитской твердыней остался Египет. Эта страна была в значительной степени ослаблена внутренними раздорами. Шиитская династия Фатимидов теряла власть.

После дворцового переворота (ок. 1162 года) визирь Шавар лишился своего поста и сбежал в Сирию, где убедил Нур ад-Дина помочь ему возвратить свой пост в Египте. Нур ад-Дин отправил в Египет войско под началом Асада аль-Дина Ширкуха, который взял в поход своего племянника Саладина.

1164 год — Шавар вновь обрел власть над Египтом, а Ширкух и Саладин возвратились в Сирию. Шавар, надо сказать, все время опасался вторжения бывших союзников.

1167 год — Альмарих и Шавар снова сошлись в битве с Ширкухом. В этом сражении Саладин отличился, взяв в плен королевского посланника Гуго Кесарийского и многих других рыцарей. Он долго защищал осажденную Альмарихом Александрию, но все же был вынужден уйти из Египта вместе со своим дядей.

Шавар потерпел значительный урон от нападения христиан. Но после заключения очередного перемирия Альмарих возвратился в Иерусалим, открыв тем самым путь Ширкуху и Саладину.

Шавар приветствовал их как спасителей, но Ширкух больше не испытывал доверия к человеку, заключавшему договоры с неверными против мусульман. Он считал, что причиной такого поведения была принадлежность египетских халифов к шиитам - в его представлении, еретикам. А потому Ширкух решил свергнуть Шавара и отправил Саладина арестовать визиря.

Шавара схватили и обезглавили, его голову Саладин отправил в Каир. Визирем Египта стал Ширкух, а Фатимиды некоторое время оставались марионеточными халифами.


Биографы Саладина пишут, что Ширкух «был большим чревоугодником, больше всего любившим жирное мясо, и все время страдал от несварения желудка». 1169 год, 22 марта — Ширкух скончался (может быть, после обильной трапезы), и визирем Египта стал Салах ад-Дин. В 1170 году он захватил Газу, пограничный город, в течении долгого времени удерживаемый рыцарями …Ордена тамплиеров….

Салах ад-Дин был фанатичным мусульманином, который считал своим долгом изгнание всех неверных со Святой земли. Он также считал за необходимое или усмирить еретиков внутри ислама, к которым он относил шиитов, или обратить их в истинную веру.

Одной из первоочередных его задач в Египте было «усиление суннитской веры, наставление местного населения на путь истинного благочестия, привития ему сокровенных знаний суфизма». Во исполнение этой задачи он, в частности, велел в 1180 г. распять еретика суфия Сухравади, поскольку тот «отвергал Божественный закон и полагал его не имеющим силы»

1171 год — когда последний халиф из династии Фатимидов скончался, Салах ад-Дин занял его место, положив начало династии Айюбидов (по имени отца Саладина).

Обосновавшись в Египте, Саладин обратил свою энергию на то что бы изгнать христиан и обрести независимости от Нур ад-Дина, не желая при этом напрочь порывать с ним отношения. В достижении обеих этих целей ему помогли смерти Нур ад-Дина (15 мая 1174 г.) и короля Альмариха (11 июля того же года). Наследником Нур ад-Дина стал неопытный подросток, наследником Альмариха - 13-ти летний Балдвин IV, который к тому же с 9-ти лет страдал проказой. Ни один из них не мог стать сильным правителем, хотя Балдвин и прикладывал к этому усилия.

Саладин чувствовал себя духовным преемником Нур ад-Дина. Захватив Дамаск, он женился на вдове его правителя. Объединив под своей властью Египет и Дамаск, он мог угрожать латинским королевствам как с востока, так и с запада. Иерусалим жил в ожидании удара. Но вместо этого, к огромному облегчению христиан, Саладин обратился к востоку, чтобы завершить покорение земель, которые Нур ад-Дин оставил своему юному сыну, - в том числе Мосула и Алеппо.

1180 год — Салах ад-Дин заключил союз с сельджукским султаном Анатолии Кылыч-Арсланом II, для совместного похода на Мосул. Он выдал одну из своих дочерей за сына султана. Новый зять отстранил своего отца от власти и в дальнейшем сделался верным союзником Саладина.

Мосул, однако, не думал сдаваться, и в 1185 г. Саладин заключил 4-х летнее перемирие с юным Балдвином, хотя сам раньше осуждал тех, кто вступает в союз с неверными, дабы воевать с другими мусульманами. Тогда же Салах ад-Дин захватил Алеппо и поставил там правителем своего брата Аль-Адила.

Произошедшее потом, возможно оценивать по-разному. Как бы то ни было, судьба Иерусалима оказалась в зависимости от действий одного-единственного человека, да еще необузданного нрава.

Жил на свете рыцарь Рейнальд Шатильонский. Был он хорош собой, обаятелен и смел до безрассудства, но при этом беден и… глуп. Наслушавшись рыцарских романов, столь популярных во Франции, он в 1150-х годах явился в Антиохию в поисках счастья. Как это ни удивительно, но он в действительности обрел там счастье в лице Констанции, принцессы Антиохийской. Еще 9-ти летней девочкой ее выдали за Раймунда Пуатье. Когда Раймунд скончался, Констанция не захотела, чтобы ее следующий брак также диктовался государственными интересами, и сама выбрала себе в мужья Рейнальда.

Рейнальд вел себя точно так же, как действовали мусульманские разбойники в первой половине двенадцатого века, - грабил паломников, идущих в Мекку, сжигал города и селения; последней каплей стало его нападение на мусульманский караван, который шел из Каира в Багдад. «Рейнальд вероломно захватил его, жестоко пытал людей… а когда те напомнили ему о договоре, ответил: „Просите своего Мухаммеда, чтоб освободил вас!“».

Это переполнило чашу терпения Салах ад-Дина.

К 1187 году Балдвин IV был уже мертв. Иерусалимом правили его сестра Сибилла и ее муж Ги де Лузиньян. Ги также был склонен к авантюрам и далеко не у всех вызывал дружеские чувства. В частности, у Ги и его единомышленника Великого магистра тамплиеров Жерара де Ридефора случился столь серьезный конфликт с Раймундом Триполийским, что последний предпочел заключить отдельный договор с Саладином. Но даже Ги пытался уговорить Рейнальда возвратить добро, захваченное им при нападении на караван. Рейнальд наотрез отказался, и всем стало понятно, что у Саладина появилась веская причина для удара.

Закончилось все разгромом христиан у Рогов Хаттина 4 июля 1187 г. Среди захваченных в плен у Хаттина были король Ги, магистр Жерар де Ридефор, больше количество храмовников и госпитальеров, а также Рейнальд Шатильонский. Но самым тяжолым испытанием для христиан стала потеря Животворящего Креста, который выносили на поле битвы в золотом ковчеге.

Саладин велел привести знатных пленников в свой шатер. Королю Ги он протянул чашу с водой. Утолив жажду, король протянул чашу Рейнальду. Саладин пришел в ярость. «Я не разрешал пить этому нечестивцу! - вскричал он. - И я не сохраню ему жизнь». С этими словами Салах ад-Дин обнажил меч и лично отсек голову Рейнальду Шатильонскому.

Короля Ги и Жерара де Ридефора победитель отпустил, получив за них выкуп, а всех остальных тамплиеров и госпитальеров приказал обезглавить. «Он повелел казнить этих людей, потому как они слыли самыми жестокими из всех христианских воинов, и таким образом он освободил от них всех мусульман».

После этой победы Саладин мог разгуливать по Святой земле практически свободно. 10 июля он взял Акру, 4 сентября - Аскалон. Королева Сибилла как могла защищала Иерусалим, однако воинов у нее было мало. Город пал 2 октября 1187 г. Саладин потребовал у жителей выкуп.

Патриарх Иерусалима попросил у госпитальеров 30 000 византинов, чтобы заплатить выкуп за 7 000 бедняков. Деньги были предоставлены, но их не хватило, чтобы выкупить всех. Тогда к тамплиерам, госпитальерам и всем состоятельным горожанам были обращены просьбы о дополнительных пожертвованиях, но «дали они все же меньше, чем следовало».

Даже христианские хронисты отмечают милосердие Салах ад-Дина и его семьи по отношению к жителям Иерусалима. Саиф аль-Дин, брат Саладина, освободил 1000 человек, а сам Саладин даровал свободу нескольким тысячам. Но многие жители заплатить выкуп не смогли и были проданы в рабство.

Тут уж никуда не денешься - рыцарское благородство имеет свои границы.

Потом Салах ад-Дин занялся очищением города от скверны. «Тамплиеры соорудили себе жилье у мечети Аль-Акса, их кладовые, уборные и другие необходимые помещения находились в самой мечети. Все здесь было возвращено в прежнее состояние».

Когда в Европе стало известно о падении Иерусалима, папа Урбан IV скончался - как говорили, не выдержал тяжести удара. Король Англии Генрих II и король Франции Филипп, вечно враждовавшие между собой, согласились заключить перемирие и ввести в своих странах особый налог, получивший известность как «Саладинова десятина», чтобы собрать средства для похода с целью отбить город.

Отвоевывать Святую землю отправились император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса, французский король Филипп Август и английский король …Ричард Львиное Сердце…. В европейских летописях Саладин предстает как опасный, но великодушный правитель. В мусульманских хрониках Ричард, в свою очередь, описан как опасный, но вместе с тем образованный государь. Вероятно, обе стороны ощущали, что их герои заслуживают достойных противников, и каждый герой получал больше похвал со стороны врага, чем от своих хронистов.

Великодушный Саладин, узнав о болезни Английского короля, послал к нему своего врача…

Во время крестового похода Салах ад-Дину было 50 с небольшим, в его бороде появилась седина. Ричарду было немногим больше 30-ти, а Филипп был еще лет на 10 моложе. Султану могло казаться, что он воюет со школьниками. Но Ричард смог удивить его военным и дипломатическим искусством.

Читая хроники, в особенности описания бесконечных - перемежающихся стычками - переговоров, которые вели государи через своих посланников, можно заключить, что то было соперничество равных. Оба правителя сражались во имя веры, каждый - своей. Они следовали одинаковым правилам и применяли сходную тактику боевых действий.

А были ли они истинные джентльмены или просто варвары - это зависит от выбранной точки зрения.

В конечном счете Саладин смирился с разделением страны и дозволил христианским паломником снова приходить в Иерусалим. Сам он вернулся в Дамаск, откуда продолжал управлять своими обширными владениями. В конце февраля 1193 г. Саладин заболел и, несмотря на усилия медиков, скончался 3 марта в возрасте 55 лет.

Он оставил многочисленных детей и внуков, но его династия смогла просуществовать лишь три поколения. Без его направляющей руки братья и сестры враждовали между собой, пока власть не захватили мамелюки - военная каста, из членов которой состояла египетская дворцовая стража.

Саладин был до такой степени крупной фигурой, что на Западе его и уважали, и боялись. В отличие от тамплиеров, он стал героем рыцарских романов…

Ш.Ньюман

ред. shorm777.ru



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!