Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Ситковская о д аффект криминально психологическое исследование. , Конышева П. Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М

АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О.Д. Ситковская

Психологический комментарий

к отдельным статьям Уголовного Кодекса Российской Федерации

(части Общая и Особенная)

М. 2009

О.Д. Ситковская. Психологический комментарий к отдельным статьям Уголовного Кодекса Российской Федерации. М., 2009. С.182
Психологический комментарий к Уголовному Кодексу? явление принципиально новое. Необходимость в нем обусловлена широким использованием в УК РФ данных психологии для регламентации важнейших для уголовной ответственности и наказания понятий. Термины, воспринятые законодателем из психологической науки, требуют обязательной интерпретации их содержания с учетом положений общей и юридической психологии.

Работа представляет собой профессиональное психологическое комментирование, разъяснение, интерпретацию ряда норм и институтов Уголовного Закона. Психологические знания, вводимые в практический оборот, изложены в необходимых пределах, четко и доступно.

Для студентов, аспирантов, преподавателей права и психологии, а также работников правоохранительных органов? прокуроров, следователей, судей и адвокатов.

Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2009г.

Предисловие ………………………………......…....….....….……… 5
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава 4. Лица, подлежащие уголовной ответственности ….......10

Статья 19. Общие условия уголовной ответственности.…….……10

Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность…………………………….…….…......…..….…….14

Статья 21. Невменяемость…………………….…...........….……….26

Статья 22. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости…………………...36

Статья 23. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения……....….…......…..…………43
Глава 5. Вина …………………………………………......…....…….45

Статья 24. Формы вины

Статья 25. Преступление, совершенное умышленно

Статья 26. Преступления, совершенные по неосторожности

Статья 27. Невиновное причинение вреда
Глава 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния ………………………………………………………...……….61

Статья 41. Обоснованный риск ………………………........….……61
Глава 10. Назначение наказания ……………..….......……………72

Статья 60. Общие начала назначения наказания..…………..……..72

Статья 61. Обстоятельства, смягчающие наказание…….......…….88

Статья 63. Обстоятельства, отягчающие наказание..……....……..98
Глава 14. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних …....…..........….…...…...…......…………….106

Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних…..106

Статья 89. Назначение наказания несовершеннолетнему……….107

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Глава 16. Преступления против жизни и здоровья…………...120

Статья 105. Убийство…………………...….........….......….………120

Статья 107. Убийство, совершенное в состоянии аффекта……...130

Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта ….…..……….....…...…........…… 131

Статья 110. Доведение до самоубийства……...….............………150
Глава 18. Преступления против половой неприкосновенности половой свободы личности ……………………………………….154

Статья 131. Изнасилование ……………….........…....…....………154
Глава 24. Преступления против общественной безопасности .......................................................................................165

Статья 214. Вандализм…………………….…..….................……..165
Глава 27. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА ………….168

Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта……...................................................................................168

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств..……...…..…....….…………176

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Уголовный кодекс 1996г. является новым этапом в развитии Российского уголовного законодательства. Его принципиальные отличия связаны, в частности, с ориентацией дефиниций, норм и институтов на приоритетную защиту личности, ее прав и свобод (при сохранении должного внимания к защите интересов общества и государства). Прямая опора на конституционные положения и международно-правовые обязательства, последовательная линия на обеспечение справедливости путем дифференциации и индивидуализации ответственности и наказания предполагали качественное усиление начал личностного подхода при конструировании Общей и Особенной его частей.

В новом УК РФ последовательно проведена идея соответствия уголовно-правовых последствий преступления характеру и степени общественной опасности, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Уточнено и детализировано, по сравнению с предыдущим УК, использование понятий и терминов, относящихся к сфере психологии, что вполне понятно, так как речь идет о разновидности произвольного (управляемого) поведения. Главную цель включения психологических знаний в процесс законотворчества и правоприменение в сфере уголовно-правовой борьбы с преступностью можно определить как:

а) создание гарантий против объективного вменения;

б) обеспечение учета особенностей и состояний личности в соответствии с принципом справедливости.

Расширение личностного подхода, предусмотренное УК РФ, является системным? он в своей совокупности определяет условия уголовной ответственности за преступление, как определенный вид человеческого поведения, требует детального анализа большого объема психологических свойств и состояний личности виновного и в определенной степени потерпевшего, либо психологических свойств и состояний субъектов общественно полезных действий, лишь внешне сходных с преступными.

Сказанное, как представляется, объясняет значительную актуализацию проблем использования профессиональных психологических познаний при разъяснении, интерпретации, комментировании для следственной, прокурорской, экспертной, судебной практики положений нового закона.

Использование психологических знаний необходимо, в частности, для:


  • адекватного применения новых положений закона об условиях (предпосылках) уголовной ответственности;

  • содержательного раскрытия ряда понятий, характеризующих субъективную сторону преступлений;

  • формирования оптимальной практики применения предусмотренного законом ряда новых обстоятельств, исключающих преступность деяния;

  • разработки и применения перечня обстоятельств, отягчающих и смягчающих ответственность и наказание;

  • выделения в отдельных составах преступления квалифицированных или наоборот привилегированных случаев;

  • решения вопроса о границах уголовной ответственности и ее пределах в ситуациях, влекущих уменьшенную избирательность поведения;

  • оценки случаев, когда деяние совершается лицами с психическими аномалиями или кратковременными расстройствами психической деятельности в рамках вменяемости;

  • разработки и применения понятий «вменяемость», «невменяемость», «возрастной порог уголовной ответственности», то есть базовых характеристик субъекта преступления;

  • правильной квалификации деяний по ряду статей Особенной части, имеющих существенный психологический аспект и др.
Опыт прошлого показывает, что игнорирование комментаторами задачи использования психологических знаний либо попытки «любительского», а не профессионального подхода неизменно приводили к неполноте или поверхностности даваемых разъяснений и как следствие? к серьезным ошибкам, связанным, прежде всего с объективным вменением или деиндивидуализацией, обезличиванием выбора мер воздействия.

Причем с принятием нового УК потребность в использовании профессиональных психологических знаний (разумеется, во взаимодействии с правовыми и, исходя из приоритета уголовно-правовых и процессуальных дефиниций) существенно актуализировалась. Так, в УК РФ значительно расширены предусмотренные законом задачи и пределы исследования по уголовному делу личности обвиняемых и потерпевших (с выделением особенностей такого изучения применительно к некоторым категориям личностей? несовершеннолетним, рецидивистам и проч.). В этой связи законодатель счел необходимым значительно углубить психологические характеристики ряда базовых дефиниций, норм и институтов УК (как и основывающихся на них составов преступлений).

«Психологизация» соответствующих положений закона достигла такого уровня, когда использование профессиональных психологических знаний необходимо и для обеспечения их правильного применения при формировании стабильной следственной, судебной, прокурорской, экспертной практики.

Законодатель достаточно смело использовал данные психологии и для регламентации многих новых дефиниций, норм и институтов уголовного права, применяя непривычные для практики психологические термины, воспринятые из психологической науки. Это, например, «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» (как обстоятельство, устраняющее уголовную ответственность); «уровень психического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего» (как обстоятельство, индивидуализирующее наказание); «обоснованный риск» (как обстоятельство, устраняющее преступность деяния); «садизм» (как обстоятельство, отягчающее наказание) и др.

Как уже указывалось, в новом УК использованы базовые для уголовной ответственности и наказания понятия, требующие обязательной интерпретации их содержания с учетом положений общей и юридической психологии. Например, вменяемость, возраст, с которого наступает уголовная ответственность, невменяемость, уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемость, разграничение неосторожной вины и казуса, мотив преступления, аффект, личность, психотравмирующая ситуация и др.

Представляется, что речь здесь идет не о разрозненных нормах и институтах Общей части УК, но о системе взаимодополняющих, взаимосвязанных и взаимоподкрепляющих положений, которые:


  • в своей совокупности определяют условия (предпосылки) уголовной ответственности за преступление как определенный вид человеческого поведения;

  • реализуют личностный подход в уголовно-правовом регулировании;

  • требуют непосредственного использования профессиональных психологических знаний;

  • требуют детального анализа психологических свойств и состояний личности виновного и потерпевшего либо психологических свойств и состояний субъектов общественно полезных действий, лишь внешне сходных с преступными.
Уже эта краткая характеристика новелл в УК РФ, связанных с углублением психологической характеристики ряда его дефиниций, норм и институтов, указывает на сложности, с которыми столкнется практика при их применении. Между тем, предупреждение и преодоление этих сложностей необходимо, если мы хотим избежать объективного вменения, связанного с игнорированием или неправильной трактовкой положений УК РФ, основанных на применении психологических понятий.

Применительно к Особенной части УК РФ можно констатировать значительно более широкое и корректное использование положений общей и юридической психологии для обеспечения точной формулировки составов преступлений, единства или сопоставимости используемых понятий и терминов. Так, в целом, использование понятия «мотив» адекватно базовым положениям психологии (в частности устранено смешение мотива и цели, чем грешил УК РСФСР), использована более современная научная терминология при описании аффективных преступлений; для создания дополнительных гарантий от объективного вменения введен, при описании ряда квалифицирующих обстоятельств, признак «заведомость», согласующийся с психологической моделью произвольного поведения.

Новшеством при этом явилось то, что учет положений психологии осуществлялся не только в опосредованной форме – путем использования разработчиками соответствующих источников, но и непосредственно путем привлечения психологов к подготовке и обсуждению ряда формулировок проекта УК РФ. Представляется, что эта форма взаимодействия на законопроектном уровне юристов и представителей других отраслей знания имеет большое значение. Ведь регулируются путем запретов, дозволений, предписаний конкретные виды человеческого поведения. Структура этого поведения должна, поэтому описываться в нормативных актах непротиворечиво по отношению к базовой модели поведения, которую дает психология. Если же заимствованным из психологии понятиям и терминам придается иное значение (вспомним хотя бы о попытках обосновать наличие юридического понятия «мотив», не соответствующего психологическому), то эта многозначность может привести к разнобою в практике и существенным ошибкам.

Сказанным объясняется идея создания психологического комментария к Общей и Особенной частям УК, задачей которого является формирование правильного понимания соответствующих дефиниций, норм и институтов. Отсюда и некоторые особенности такого комментария:

Он не заменяет, а дополняет, детализирует обычные комментарии;

Он охватывает лишь те дефиниции, нормы и институты УК РФ, правильная трактовка которых требует комментирования с позиций не только уголовного права, но и юридической психологии. Там же, где психологические элементы соответствующих положений УК РФ можно раскрыть на уровне здравого смысла, опирающегося на уголовно-правовые знания, профессионального психологического комментария не требуется.

Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . V

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1

Глава I. Методологические проблемы использования психологических знаний в

§ 1. Социальная потребность использования психологических знаний в
уголовно-правовом регулировании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
§ 2. Предмет частной теории использования психологических знаний в
уголовно-правовом регулировании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
§ 3. Проблемы взаимодействия юридической психологии и теории уголовного
права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36

Глава II. Психологический подход к возрастным границам уголовной
ответственности. Общие проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
§ 1. Значение психологических знаний для обоснования возрастных границ
уголовной ответственности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
§ 2. Возможности использования психологических знаний. . . . . . . . . . . . .61

Глава III, Психологические критерии возрастных границ уголовной
ответственности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70
§ 1. Психологические признаки и содержание нижней возрастной границы
уголовной ответственности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70
§ 2. Интегральный критерий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
§ 3. Проблема верхней возрастной границы уголовной ответственности. . . . . .115

Глава IV. Психологические проблемы вменяемости и невменяемости. . . . . . . .126
§ 1. Значение психологических знаний для разработки понятий вменяемости и
невменяемости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
§ 2. Компетенция психологов и психиатров в решении вопросов вменяемости и
невменяемости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
§ 3. Возможности комплексного использования психологических и
психиатрических знаний в решении вопросов вменяемости и невменяемости. . . . 151

Глава V. Психологические проблемы ответственности лиц с психическими
аномалиями либо находившихся в особом психическом состоянии. . . . . . . . . 162
§ 1. Психологические проблемы ответственности лиц с психическими
аномалиями в рамках вменяемости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
§ 2. Психологические проблемы ответственности лиц, находившихся в состоянии
опьянения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
§ 3. Психологические проблемы ответственности, связанные с дискуссией о
специальной вменяемости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185

Глава VI. Психологические проблемы обоснованного риска. . . . . . . . . . . .191
§ 1. Значение психологических знаний для разработки понятия обоснованного
риска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
§ 2. Психологическое содержание понятия обоснованного риска. . . . . . . . . 199
§ 3. Возможности использования психологических знаний в решении вопроса об
обоснованности риска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .207

Глава VII. Психологические проблемы индивидуализации ответственности и
наказания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
§ 1. Психологическое содержание общих начал назначения наказания. . . . . . .213
§ 2. Значение и содержание психологического анализа личности при применении. 222
§ 3. Психологическое содержание обстоятельств, смягчающих и отягчающих
ответственность и наказание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .253

Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .263

Books" />

Курс лекций по криминальной психологии, подготовленный сотрудниками отдела психологического обеспечения прокурорской деятельности НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, основан в значительной степени на собственных многолетних исследованиях. В лекциях представлен оригинальный нестандартный взглядна многие проблемы криминальной психологии при сочетании теоретического и экспериментального подходов, обращается внимание на специфические психологические механизмы совершения различных преступлений как умышленных, так и неосторожных. Авторы неординарно рассматривают проблемы, касающиеся личности преступника, мотивации преступного поведения, психологии несовершеннолетних правонарушителей, взаимодействия преступника и жертвы в криминальной ситуации, групповой и организованной преступности и т. д. Лекции предназначены для широкого круга читателей - студентов, аспирантов, преподавателей права и психологии, научных работников, а также сотрудников правоохранительных органов - прокуроров, следователей, судей и адвокатов. Авторский коллектив: О. Д. Ситковская, М. С. Андрианов, М. В. Кроз, Н. А. Ратинова.

Издательство: "Проспект" (2018)

Формат: 218.00mm x 148.00mm x 10.00mm, 144 стр.

ISBN: 978-5-392-20739-8

Другие книги схожей тематики:

См. также в других словарях:

    Психология - Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

    Сексуальные девиации - Сексуальная ориентация Раздел сексологии Общепринятые классификации Гетеросексуальность Бисексуальность Гомосексуальность Другие классификации Асексуальность Антисексуальность Аутосексуальность Шкала сексуальности Кинси Решётка сексуальной… … Википедия

    Сексуальность человека - Амур и Психея на картине Бугро. Сексуальность человека совокупность биологических, психофизиологических, душевных и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с проявлением и … Википедия

    Зоофилия - Картина Эдуарда Анри Авриля. У этого термина существуют и другие значения, см. Зоофилия (зна … Википедия

    Зоофил

    Зоосексуальность - Картина Эдуарда Анри Авриля. Зоофилия (от греч. ζωο животное и φιλία дружба или любовь) парафилия, определяемая как влечение человека, направленное на животных или признание животных сексуально привлекательными. Термин был предложен в 1894 году… … Википедия

    Zoophilia - Картина Эдуарда Анри Авриля. Зоофилия (от греч. ζωο животное и φιλία дружба или любовь) парафилия, определяемая как влечение человека, направленное на животных или признание животных сексуально привлекательными. Термин был предложен в 1894 году… … Википедия

    Zoophile - Картина Эдуарда Анри Авриля. Зоофилия (от греч. ζωο животное и φιλία дружба или любовь) парафилия, определяемая как влечение человека, направленное на животных или признание животных сексуально привлекательными. Термин был предложен в 1894 году… … Википедия

    Зоосексуал - Картина Эдуарда Анри Авриля. Зоофилия (от греч. ζωο животное и φιλία дружба или любовь) парафилия, определяемая как влечение человека, направленное на животных или признание животных сексуально привлекательными. Термин был предложен в 1894 году… … Википедия

    Зоосексуальность (сексуальная ориентация) - Картина Эдуарда Анри Авриля. Зоофилия (от греч. ζωο животное и φιλία дружба или любовь) парафилия, определяемая как влечение человека, направленное на животных или признание животных сексуально привлекательными. Термин был предложен в 1894 году… … Википедия

    Шкала зоосексуальности - Картина Эдуарда Анри Авриля. Зоофилия (от греч. ζωο животное и φιλία дружба или любовь) парафилия, определяемая как влечение человека, направленное на животных или признание животных сексуально привлекательными. Термин был предложен в 1894 году… … Википедия

Ситковская О.Д., Конышева П.П., Коченов М.М.

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ

Издательство «Юрл-итинформ»

Москва-2000

УДК 340.63 ББК 67.5 С41

Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М.

С41 Новые направления судебно-психологической экспертизы. Справочное пособие. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2000 - с. 160

ISBN 5-93295-009-9

Настоящая работа посвящена новым направлениям судебно-психологической экспертизы, проведение которой является важным усло­вием повышения качества расследования и судебного разбирательства по значительному числу уголовных дел.

Уголовный Кодекс Российской Федерации (1996 г.) расширил использо­вание психологических понятий и категорий (в том числе непривычных для правоприменительной практики), в связи с чем при расследовании возникла необходимость устанавливать новые психологические по содержанию и зна­чимые для уголовно-правового регулирования обстоятельства. Работу отли­чает новизна, переосмысление многих разработанных в предшествующие годы подходов к компетенции, задачам и возможностям судебно-психологической экспертизы.

Для работников правоохранительных органов - прокуроров, судей, сле­дователей, адвокатов, а также - студентов, аспирантов, преподавателей пра­ва и психологии.

УДК 340.63 ББК 67.5

Предисловие………………………………………………………………………...
ГЛАВА 1. Общие вопросы судебно-психологической экспертизы…………………………
ГЛАВА 2. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально психологических особенностей обвиняемого и мотивов противоправных действий……..
ГЛАВА 3. Судебно-психологическая экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний…………………………………………………………………………….
ГЛАВА 4. Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой……………………………………………………………...
ГЛАВА 5. Возможности судебно-психологической экспертизы обоснованного риска…...
ГЛАВА 6. Судебно-психологическая экспертиза способност несовершеннолетних обвиняемых в полной мере осознават фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими…………………………………
ГЛАВА 7. Посмертная судебно-психологическая экспертиза……………………………….
ГЛАВА 8. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасиловании…………….
ГЛАВА 9. Судебно-психологическая экспертиза свидетелей……………………………….
ГЛАВА 10. Новые проблемы комплексной психолого-психиатрической экспертизы……..
1. Психологические и психиатрические аспекты вменяемости (невменяемости)………………………………………………………………………
2. Психолого-психиатрическая экспертиза лиц с психическими расстройствами в рамках вменяемости……………………………………………..
ГЛАВА 11. Методы экспертной диагностики……………………………………………………

ПРЕДИСЛОВИЕ

Совершенствование деятельности правоохранительных органов предполагает активное применение в практике уголовного и граждан­ского судопроизводства достижений современной науки и техники, что в частности находит свое выражение в дальнейшем совершенствовании уже имеющихся и развитии новых видов судебных экспертиз.

Разрешение ряда специальных вопросов, возникающих в процессе рас­следования и судебного рассмотрения уголовных дел, требует использова­ния достижений психологической науки. Когда перед следствием и судом возникает необходимость в оценке явлений, относящихся к психической деятельности людей, необходимо проведение судебно-психологической экспертизы, поскольку решение такого рода вопросов входит в компетен­цию психолога как специалиста данной отрасли знаний.

Изучение следственной и судебной практики показывает, что в ре­зультате своевременного и обоснованного применения специальных психологических познаний существенно расширяются возможности ус­тановления многих фактов, необходимых для справедливого и правиль­ного разрешения уголовных дел. Большое практическое значение имеет использование специальных психологических познаний и методов науч­ной психологии, позволяющих объективно устанавливать и оценивать причины и внутренние механизмы конкретных поступков людей, вовле­ченных в сферу уголовного судопроизводства, их психологические осо­бенности. Психологическая наука располагает многочисленными экспе­риментальными и теоретическими данными, конкретными методами исследования, которые могут быть применены для решения вопросов, возникающих в процессе расследования уголовных дел.

Основной формой использования специальных психологических по­знаний в современном уголовном процессе, является судебно-психологическая экспертиза, развивающаяся в соответствии с закреп­ленными в законе (ст.78,79 УПК РСФСР) общими принципами, регули­рующими экспертную деятельность по уголовным делам.

Судебно-психологическая экспертиза способна оказывать значитель­ную помощь в решении фундаментальных для уголовного процесса во­просов о виновности лиц, совершивших общественно опасные деяния, квалификации преступлений, индивидуализации ответственности и т.д. Поэтому использование специальных психологических познаний по конкретным уголовным делам представляется нам важной гарантией от объективного вменения. Как и от не менее значимой угрозы несправед-

ливости наказания вследствие игнорирования или неполного учета оп­ределенных личностных свойств, влиявших на содержание деяния, предшествующее и последующее поведение субъекта.

За последние 30 лет с каждым годом увеличивается количество про­водимых экспертных психологических исследований по конкретным уголовным делам, различными авторами делались многократные и не­безуспешные попытки разработать общую теоретическую базу, вопросы методологии и методики этого вида экспертных исследований, границы его компетенции. Ряд работ, посвященных этой проблематике, появился и за последнее время (Алексеева Л.В., Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. и др.). Однако, к сожалению, приходится констатировать, что в подав­ляющем большинстве случаев {исключением, с определенными оговор­ками, можно назвать лишь работу Ф.С. Сафуанова) авторы (обычно, профессиональные психологи) не оценили в должной мере важных из­менений, внесенных Уголовным Кодексом 1996г., который явился но­вым этапом в развитии Российского уголовного законодательства. Рабо­ты, в том числе вышедшие после принятия Кодекса, демонстрируют удивительную «близорукость» в этом отношении, не замечают значи­тельной его «психологизации»; они либо стремятся к изложению новых методических подходов в рамках конкретных уже разработанных на­правлений судебно-психологической экспертизы; либо рассматривают компетенцию экспертизы «по старинке», не учитывая, что наибольшие потребности в использовании психологических знаний проявились в положениях закона об общих условиях уголовной ответственности, ви­не, обстоятельствах, исключающих преступность деяния, индивидуали­зации ответственности и наказания.

Принципиальные отличия нового Уголовного Кодекса связанны, в частности, с ориентацией дефиниций, норм и институтов на приоритет­ную защиту личности, ее прав и свобод (при сохранении должного вни­мания к защите интересов общества и государства), прямой опорой на конституционные положения и международно-правовые обязательства, последовательной линией на обеспечение справедливости путем диффе­ренциации и индивидуализации ответственности и наказания, что пре­допределило качественное усиление начал личностного подхода при конструировании Общей и Особенной его частей.

В новом УК РФ последовательно проведена идея соответствия уголовно-правовых последствий преступления характеру и степени общественной опасности, обстоятельствам совершения и личности виновного. Значительно расширено, уточнено по сравнению с предыдущим УК и детализировано использование понятий и терминов, относящихся к сфере психологии, что

вполне понятно, так как речь идет о разновидности произвольного (управ­ляемого) поведения. Главную цель включения психологических знаний в процесс законотворчества и правоприменение в сфере уголовно-правовой борьбы с преступностью можно определить как:

а) создание гарантий против объективного вменения;

б) обеспечение учета особенностей и состояний личности в соответ­

ствии с принципом справедливости.

Сказанное, как представляется, объясняет значительную актуали­зацию проблем использования профессиональных психологических познаний как при разъяснении, интерпретации, комментировании для следственной, прокурорской, экспертной, судебной практики положений нового закона, так и непосредственно, при производстве судебно-психологических экспертиз, научных консультаций по кон­кретным уголовным делам.

В УК 1996г. значительно расширены предусмотренные законом задачи и пределы исследования по уголовному делу личности обвиняемых и потер­певших (с выделением особенностей такого изучения применительно к не­которым категориям личностей - несовершеннолетним, рецидивистам и пр.). В этой связи законодатель счел необходимым значительно углубить психо­логические характеристики ряда базовых дефиниций, норм и институтов УК (как и основывающихся на них составов преступлений).

«Психологизация» соответствующих положений закона достигла тако­го уровня, когда использование профессиональных психологических зна­ний необходимо для обеспечения их правильного применения при форми­ровании стабильной следственной, судебной, прокурорской, экспертной практики.

Законодатель достаточно смело использовал данные психологии и для регламентации многих новых дефиниций, норм и институтов уго­ловного права, применяя непривычные для практики психологические термины, воспринятые из психологической науки. Это например, «отста­вание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством» (как обстоятельство, устраняющее уголовную ответственность); «уровень психического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего» (как обстоятельство, индивидуализирующее наказание); «обоснованный риск» (как обстоятельство, устраняющее преступность деяния); «садизм» (как обстоятельство, отягчающее наказание) и др.

Как уже указывалось, в новом УК использованы базовые для уголов­ной ответственности и наказания понятия, требующие психологического анализа их содержания, с учетом положений общей и юридической пси­хологии. Например, вменяемость, возраст, с которого наступает уголов-

ная ответственность, невменяемость, уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемость, разгра­ничение неосторожной вины и казуса, мотив преступления, личность и др. Установление некоторых из них требует проведения психологиче­ской экспертизы по конкретному уголовному делу.

Уже эта краткая характеристика новелл в УК, углубляющих психологи­ческую характеристику ряда его дефиниций, норм и институтов, указывает на сложности, с которыми столкнется практика при их применении. Между тем, предупреждение и преодоление этих сложностей необходимо, если мы хотим избежать объективного вменения, связанного с игнорированием или неправильной трактовкой положений УК, основанных на применении пси­хологических понятий.

Опыт прошлого показывает, что игнорирование необходимости исполь­зования психологических знаний либо попытки «любительского», а не про­фессионального подхода отрицательно влияют на полноту исследования обстоятельств уголовного дела, приводят к серьезным ошибкам, связанным прежде всего с объективным вменением или деиндивидуализацией, обезли­чиванием выбора мер воздействия.

Практически невозможно предусмотреть все вопросы, которые могут быть вынесены на разрешение судебно-психологической экспертизы. Мы и не претендуем на исчерпывающее изложение теоретических и особенно методологических вопросов использования психологических знаний в прак­тике расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. Задача дан­ной работы - обозначить основные из них, сделав акцент на новых пробле­мах, появившихся в связи с принятием Уголовного Кодекса 1996г.

Пособие предназначено для работников правоохранительных орга­нов, экспертов-психологов, преподавателей и студентов психологиче­ских и юридических вузов.

ГЛАВА I.

Общие вопросы судебно-психологической экспертизы.

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) является самостоятель­ным видом судебной экспертизы, состояшим в использовании специ­альных (профессиональных) психологических познаний для установле­ния обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному де-щ^Судебно-психологическая экспертиза имеет свой предмет, собствен­ные объекты и методы экспертного исследования. Совокупность источ­ников научных знаний, объектов и методов образуют специфическую сущность судебно-психологической экспертизы, как самостоятельного вида экспертного исследования.

В предмет СПЭ входит обширный круг обстоятельств, характери­зующих субъективную сторону деяния, наличие и пределы осознания и руководства (управляемости) своим поведением в уголовно релевантных ситуациях, а также состояния и свойства личности, значимые для инди­видуализации ответственности и наказания. Другими словами, предме­том судебно-психологической экспертизы являются компоненты психической деятельности (психики) в ее целостности и единстве, устанавли­ваемые на основе исследования психической деятельности человека и имеющие значение для органов правосудия.

Объектами служат источники информации - как материальные, так и идеальные. Главным объектом этого вида экспертизы является психика человека как особое свойство его мозга, недоступное непосредственно­му чувственному познанию. К числу материализованных источников информации о психической деятельности человека могут относиться вещественные доказательства, протоколы допросов, документы, продук­ты психической деятельности (дневники, письма и пр.), зафиксирован­ные результаты экспериментально - психологического обследование участников уголовного процесса.

В компетенцию судебно-психологической экспертизы входит установле­ние фактических данных, характеризующих психику субъекта, процессы отражения им объективной реальности, поддающиеся психологической экс­пертной оценке и имеющие уголовно релевантное значение.

Важнейшим методологическим принципом СПЭ является системный подход к исследуемым явлениям психики - каждое явление отражатель­ной деятельности должно рассматриваться как элемент единой системы активного отражения действительности личностью. Методы СПЭ в большинстве случаев заимствуются из обшей психологии, однако неко­торые из них специально разрабатываются для целей соответствующей экспертизы. Характерным является использование в рамках конкретной

СПЭ комплекса методов, так как будучи взятыми по отдельности ни один из них не может самостоятельно решить поставленный перед экс­пертом вопрос. Поэтому именно комплексность, обеспечивающая мно­гостороннее изучение психической деятельности подэкспертного, явля­ется важнейшей характеристикой методики любого направления СПЭ.

Условием получения в результате проведения СПЭ достоверных данных является реализация в экспертных исследованиях общепсихоло-гических принципов детерминизма, развития, системности, единства сознания и деятельности. Следование названным принципам позволяет рассматривать каждое изучаемое психическое явление как причинно обусловленный, находящийся в постоянном движении компонент еди­ной целостной психической организации. Отсюда любое психическое явление может быть объяснено и истолковано через раскрытие его места и роли в общей системе отражения субъектом действительности.

Важнейшая проблема - уточнение психологического содержания ряда юридических понятий, описывающих поведение людей и его внутренние механизмы, фиксирующие различные психические состояния, личностные особенности, изменения сознания под влиянием внешних и внутренних фак­торов. Представляется целесообразным остановиться на этом вопросе не­много подробнее, так как несмотря на его актуальность, в литературе он практически не рассмотрен.

Использование психологических категорий и понятий уголовно-правовой теорией, законодательством и практикой невозможно без взаимодействия уголовно-правовой и психологической наук.

Постановку вопроса о механизме взаимодействия мы находим в ра­ботах по юридической психологии. Но суждения их авторов не пред­ставляются бесспорными. Так, высказывается точка зрения о необходи­мости интеграции положений психологии и права в рамках некоей тео­рии, имеющей «двойную природу» (Новик Ю.И.); или о том, что юриди­ческая психология является одновременно и правовой и психологиче­ской наукой, имеет «двуединую природу» (Костицкий М.В.). Мысль о «двойной» (двуединой) природе юридической психологии представляет­ся не соответствующей положениям науковедения.

Психология и отрасли психологического знания, с одной стороны, тео­рия права и ее отрасли (в том числе, уголовно-правовая теория) - с другой, исследуют качественно различные группы процессов и явлений и использу­ют для этого различные методы. Задача каждой отрасли научного знания -описание, объяснение, прогнозирование именно тех явлений и процессов, которые входят в ее предмет, доступны для познания ее методами, Утвер­ждение о том, что юридическая психология представляет собой некий «гиб-

рид», входящий одновременно в систему правового и психологического знания, противоречит логике определения предмета отрасли (подотрасли) научного знания. Предмет соответствующей отрасли науки или ее отрас­ли - соответствующая группа процессов и явлений, вычлененная из мно­гообразного мира объектов в процессе познания и деятельности. Ска­занное, конечно, не означает отрицания тесной связи теории уголовного права и юридической психологии (в том числе ее важной отрасли - су-дебно-пстеологической экспертизы) применительно к системе проблем уголовно-правового регулирования, находящихся на их стыке. Но эта связь должна характеризоваться как взаимодействие, а не как слияние качественно различных предметов, методов, задач.

Включение психологического знания в правоприменение, необходи­мость психологического анализа содержания достаточно обширного круга фактов, явлений, процессов, имеющих уголовно-правовое значе­ние, отнюдь не равнозначны отождествлению подхода к ним с позиций психологии и с позиций юриспруденции.

Судебно-психологическая экспертиза как отрасль юридической пси­хологии базируется на понятиях и категориях общей психологии, которые имеют «двухступенчатую» структуру. Первую ступень занимают такие базовые понятия как «личность», «психика», «деятельность». Вто­рую - понятия, производные от первых. Так, категория «личность» мо­жет использоваться как целостность, а может раскрываться через такие категории второго ряда как свойства, состояния, мотив, цель и др,; кате­гория «психика» - через психические процессы и закономерности; кате­гория «деятельность» - через поведение, действие.

Таким образом, конструирование и развитие системы необходимых понятий судебно-психологическая экспертиза осуществляет, опираясь в основном именно на общепсихологические категории. При этом их адаптация на уровень судебно-психологической экспертизы как отрасли юридической психологии осуществляется путем введения «понятия-ограничителя», устанавливающего более узкий круг случаев использо­вания понятия, чем тот, на который оно распространяется. Например, говорится «личности потерпевшего, личности обвиняемого» пр.

Во-вторых, возможны ситуации, когда из всего класса случаев, охва­тываемых соответствующими категориями общей психологии, выделя­ется гораздо более узкий круг, значимый именно для уголовно-правового регулирования. Например, из всего многообразия видов (мо­дальностей) аффектов интересуют аффект гнева и стреха.

В третьих, нередко меняется характеристика значения и места того или иного психического явления в ряду других явлений, по сравнению с анало-

гичными параметрами в обшей психологии. Например, аффект изучается в общей психологии (и это подразумевается его понятием) как один из видов эмоциональных процессов, отличающихся от других особой интенсивно­стью. Понятие аффекта в обшей психологии рядоположено с другими поня­тиями, обозначающими чувства, переживания и пр. В теории же и практике судебно-психологической экспертизы понятию аффекта придается????? значение по сравнению с другими видами эмоций.

В четвертых, в ряде случаев имеет место и обратный процесс, когда смысл понятий углубляетвя, поскольку значимыми оказываются те сто­роны предмета исследования, которые для обшей психологии безраз­личны. Например, общепсихологические понятия «осознанно-волевое поведение», «аффект» и пр. имеют ввиду актуальные состояния; для су­дебно-психологической же экспертизы специфичным является ретро­спективная оценка психических состояний.

Несколько иной аспект проблемы иллюстрирует еще один пример углубления понятий по сравнению с общепсихологическими. В рамках исследований личности в общей психологии в принципе возможны ис­следования таких особенностей, как жестокость, садизм и пр. Однако, понятийная характеристика мотивации «особой жестокости» в отноше­нии потерпевшего, как и осознания субъектом этого обстоятельства, для общей психологии безразлично и разрабатывается именно в рамках юридической психологии (в том числе СПЭ). При этом и здесь имеет место учет ретроспективного аспекта.

В пятых, в теории и практике судебно-психологической экспертизы возникает необходимость????? ????? ситуация, когда понятие, выражающее последнюю является производ­ным, но и в то же время противоположным по знаку более общему по­нятию. Например, способность к осознанно-волевому поведению в уго­ловно-релевантной ситуации и неспособность к нему; понимание потер­певшей характера и значения действий, совершаемых в отношении нее, и непонимание этого.

Таким образом, в рамках судебно-психологической экспертизы фор­мулирование и реализация локальных исследовательских задач с ис­пользованием специализированной понятийной лексики ориентировано на раскрытие места и роли исследуемых психических явлений по отно­шению к общепсихологическим закономерностям. Понятийный аппарат СПЭ связан с комплексом ее исследовательских задач. Поэтому здесь ориентиром являются общепсихологические категории, перечисленные выше. В то же время речь идет о поведении (в уголовно-релевантной ситуации) личности, в отношении которой решаются вопросы уголовной

ответственности и наказания. Поэтому на первый плай выдвигается по­нятие осознанно-волевого поведения по отношениям к этим ситуациям, как целенаправленного и мотивированного. Соответственно системооб­разующее значение приобретают понятия способности к такому (изби­рательному) поведению, наличие или отсутствие этой способности в конкретном случае, а также свойств и состояний личности, влияющих на избирательность в определенной ситуации.

С помощью этих понятий потребуется комплекс профессиональных психологических знаний, необходимых правоприменителю для исполь­зования института предпосылок уголовной ответственности (вменяе­мость, достаточное возрастное развитие), и института общих начал ин­дивидуализации и дифференциации наказания (личностные свойства и состояния, влияющие на степень ответственности за деяние). В свою очередь здесь используется и система детализирующих понятий, таких как цель, мотив, особые психические состояния.

Применительно к предмету нашего исследования, проведем сопоста­вительный анализ понятийного аппарата юридической психологии (зна­чимого для теории и практики судебно-психологической экспертизы) и теории уголовного права.

Наличие объективной потребности использовать профессиональные психологические знаний в уголовно-правовом регулировании иницииру­ет взаимодействие права и психологии в рассматриваемой сфере. При этом возникают следующие основные варианты взаимосвязи:

‒ теория уголовного права и законодатель используют понятия психологии в «готовом» виде. Включаясь непосредственно в закон и приобретая таким образом нормативную форму, они не теряют своей психологической основы и должны использоваться в точном смысле, какой они имеют в психологии. Например, понятия аффекта, мотива, риска, личности, уровня психического развития, осознания и др. Право здесь ориентирует психологов на учет специфики психологической ха­рактеристики соответствующих свойств, состояний, процессов приме­нительно к конкретным уголовно-релевантным ситуациям. При этом могут возникать задачи, связанные с раскрытием содержания конкрет­ных мотивов преступления, влиянием особенностей личности, психиче­ского состояния на конкретное поведение в момент совершения проти­воправных действий и др.;

‒ некоторые понятия, имеющие психологическую основу («осо­бая жестокость», «садизм» и др.) и значимые для правовой оценки от­ветственности, предполагают разработку психологами адекватной содержательной характеристики и способов их диагностики в рамках су-дебно-психологической экспертизы;

‒ решается во многом аналогичная задача, но объем соответст­вующих понятий предполагает сложную работу психолога по разработ­ке комплексной их характеристики, представляющей многоступенчатую конструкцию. Например, необходимое уголовному праву понятие «вме­няемость» имеет в качестве психологической основы систему дефини­ций, включающую «способность», «осознание», «управление поведени­ем», «предвидение» и др.

‒ теория уголовного права и законодатель использует юридиче­ские понятия, имеющие элементарное психологическое содержание. Здесь применение специальных психологических познаний представля­ется избыточным.

Предложенная схема взаимосвязи на уровне понятийного аппарата уголовного права и психологии носит, конечно, условный характер. Но она позволяет представить сам принцип функционирования механизма взаимодействия в этой сфере. Необходимо иметь ввиду при этом и воз­можность более сложных форм взаимодействия.

Во-первых, типичными являются ситуации, когда проблему, тре­бующую использования специальных психологических познаний, обна­руживает не теория уголовного права и не законодатель, а следственная и судебная практика. Это имело место, например, с проблемой значи­тельного отставания некоторых несовершеннолетних - участников об­щественно опасных действий - в психическом развитии, что делало их фактически недееспособными. В этом варианте взаимодействие разви­вается через обобщение представителями юридической психологии «сигналов» практики о наличии проблемной ситуации; результаты обобщен ия в форме научных разработок или предложений представля­ются законодателю и теории уголовного права. В рассматриваемом на­ми примере результатом такого взаимодействия стало включение специ­альной нормы в УК 1996г. - часть 3 ст.20, в которой предусматривается новое основание освобождения от уголовной ответственности. (К сожа­лению, правильно восприняв наличие самой проблемной ситуации, за­конодатель допустил при формулировке этой статьи ряд неточностей, что создает определенные сложности для экспертной практики. См. об этом подробнее ниже).

Во-вторых, возможен и вариант, когда разработка значимых для уго­ловно-правового регулирования проблем инициируется непосредствен­но юридической психологией. Он отчетливо проявился в последние го­ды когда, исходя из фундаментальных положений общей психологии,

обоснована необходимость учета в уголовном праве таких явлений, как ограничение или утрата избирательности поведения в экстремальной ситуации, наличие ситуаций «аккумуляции аффекта» и др., развивающих личностный подход в уголовном праве.

Наконец, нельзя недооценивать проблему методов судебно-психологической экспертизы. Наряду с традиционными для психологии методами исследования личности, психических состояний, здесь необ­ходимо использование специфических методов. Эта специфика вытекает из того, что исследованию подвергаются процессы, состояния, свойства, имеющие уголовно-правовое значение и потому соответственно доку­ментированные. Отсюда - необходимость использования специального экспертного метода ретроспективной диагностики, так как приходится рассматривать действия, которые принадлежат прошлому и не могут быть воспроизведены в эксперименте. Проблеме методов СПЭ посвя­щен специальный раздел данной работы (см. ниже).

Заключение экспертизы и его оценка

Результаты судебно-психологической экспертизы оформляются в со­ответствии с общими требованиями к заключениям (или актам) экспертиз, которые должны включать в себя три основные части: вводную, исследо­вательскую и выводы. Специфика судебно-психологической экспертизы вызывает необходимость выделения в исследовательской части заключе­ния нескольких разделов. Здесь излагаются: а) фабула дела; б) данные о динамике психического развития с указанием на условия воспитания и обучения; индивидуально-психологические особенности, обнаружившиеся в различные периоды жизни; в) ход и результаты индивидуально-психологического обследования подэкспертного; г) используемые мето­ды; д) данные беседы; е) ретроспективный психологический анализ в пла­не поставленных на разрешение вопросов.

Данные об условиях и ходе психического развития подэкспертного особенно большое значение имеют при исследовании детей и подрост­ков. Эта часть заключения отражает результаты анализа и обобщения показаний родителей, воспитателей, родственников, товарищей подэкс­пертного, изучения педагогической и медицинской документации. Экс­перт должен изложить основные сведения о раннем детстве испытуемо­го, о начале школьного обучения, подростковом возрасте, равней юно­сти. При описании различных периодов жизни человека следует выде­лить факты, показывающие своеобразие условий, содержания и темпов психического развития. Анализ психического развития подэкспертного помогает эксперту раскрыть наиболее устойчивые особенности его поведения. Желательно, чтобы эксперт в конце этого раздела сделал некоторые обобщающие выводы о психическом облике испытуемого.

Излагая ход экспериментального психологического обследования, экс­перт должен не только перечислить методы, которыми он пользовался, но и указать, каковы их возможности, в чем состояла основная цель этой части экспертизы. Далее необходимо сообщить наиболее значимые результаты эксперимента и сделать выводы о том, какие особенности психической дея­тельности испытуемого были выявлены. Следует дать краткий анализ со­держания беседы с испытуемым.

Описывая результаты ретроспективного анализа поведения, эксперт, используя полученные им в процессе исследования данные и свои спе­циальные познания о закономерностях психической деятельности чело­века, должен дать психологически обоснованную оценку обстоятельств, для исследования которых была назначена экспертиза. Чтобы сделать понятной свою позицию, эксперту рекомендуется мотивировать, чем он

руководствуется в оценке особенностей психической деятельности ис­пытуемого, почему приводимое положение может служить объяснением интересующих следственные органы фактов.

Выводы экспертизы следует формулировать кратко и четко, в соот­ветствии с поставленными вопросами. Во всех случаях, когда это воз­можно, выводы должны носить категорический характер - утвердитель­ный или отрицательный. Недопустимо делать неопределенные выводы. Даже в тех случаях, когда вопрос ставится о возможности какого-либо события, эксперт должен в категорической форме указать на его прин­ципиальную возможность или невозможность. Если проведенное иссле­дование не позволяет эксперту сделать категорических выводов, ему следует специально оговорить это обстоятельство.

Вполне понятно, что рекомендованная форма заключения эксперти­зы в отдельных случаях не может быть выдержана. Вынужденное ис­ключение некоторых разделов не меняет принципиально структуры за­ключения, но повышает значение других разделов.

Заключение судебно-психологической экспертизы, как и любой другой, не имеет заранее установленной силы и не является обяза­тельным для следственных и судебных органов. Оно подлежит про­верке и оценке, наравне с другими доказательствами по делу. Оценке подвергаются квалификация, объективность и компетентность экс­перта, научная обоснованность и правильность составления заклю­чения, полнота и убедительность выводов, в том числе, вытекают ли они логически из материалов дела и результатов психологического исследования.

Возможность объективной оценки заключения экспертизы во мно­гом зависит от его полноты, соответствия требованиям, предъявляемым к этим документам. Поэтому первое, на что должно быть обращено внимание представителей правоохранительных органов при оценке за­ключения экспертов-психологов - решение вопроса о том, содержит ли оно достаточную для оценки выводов информацию.

Оценка заключения в первую очередь должна касаться его научно­сти. Убедительными можно считать только выводы, основанные на принципиальных исходных положениях научной психологии и резуль­татах исследований, проведенных с использованием специальных пси­хологических методов. Любые житейские рассуждения экспертов с точ­ки зрения «здравого смысла» создают предпосылки для сомнений в справедливости их выводов.

Каждый специальный термин, употребляемый экспертами-психологами, должен быть понятен оценивающему заключение юристу.

Поэтому следователи и судьи должны требовать, чтобы в заключении содержалось разъяснение основных теоретических положений, из кото­рых исходит в своем заключении эксперт, принятых в психологии поня­тий, если они упоминаются при изложении результатов исследования или формулировании выводов.

Нельзя оценить справедливость вывода эксперта, если в заключе­нии не показано, каким путем эксперт пришел к нему. Поэтому ла­коничные ответы без ссылок на исследование должны отвергаться как необоснованные. Учитывая, что юристы, как правило, недоста­точно знакомы с методикой практического исследования психиче­ской деятельности, они должны добиваться, чтобы промежуточные выводы иллюстрировались выдержками из протоколов эксперимен­тального исследования испытуемых, бесед с ними или фактами, по­лученными другими методами.

Признание работниками следствия и суда научной обоснованности и аргументированности заключения эксперта должно найти свое отраже­ние в обвинительном заключении и приговоре. Несогласие же с заклю­чением эксперта следственные органы должны обосновать (ст.80 УПК).

Если следствие или суд сочтут заключение экспертизы неполным или недостаточно ясным, может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту (ст.81 и 194 УПК). В случае несПредыдущая 1


Работа посвящена новым направлениям судебно-психологической экспертизы, проведение которой является важным условием повышения качества расследования и судебного разбирательства по значительному числу уголовных дел.

Уголовный Кодекс Российской Федерации (1996) расширил использование психологических понятий и категорий (в том числе непривычных для правоприменительной практики), в связи с чем при расследовании возникла необходимость устанавливать новые психологические по содержанию и значимые для уголовно-правового регулирования обстоятельства.

Психология свидетельских показаний

В научно-методическом пособии разработаны рекомендации для практических работников по применению специальных психологических познаний в форме психологической экспертизы, консультации для решения вопроса о способности лица правильно воспринимать имеющие для дела обстоятельства и давать о них показания.

Приведены критерии для определения психологической достоверности свидетельских показаний, рассмотрены психологические аспекты допроса свидетелей, в том числе несовершеннолетних.

Работа позволит правильно сориентировать следователей, прокуроров, судей и экспертов в решении сложных психологических проблем для установления истины по уголовным делам.

Психология уголовной ответственности

В работе «Психология уголовной ответственности» впервые в отечественной литературе рассматривается комплекс проблем, связанных с психологическими основами уголовной ответственности.

С позиций юридической психологии исследуются также базовые структуры. Общей части уголовного права как вменяемость - невменяемость, смежные с ней проблемы, возрастные пороги уголовной ответственности, проблемы индивидуализации наказания, обоснованного риска.

Судебно-психологическая экспертиза аффекта

В методическом пособии «Судебно-психологическая экспертиза аффекта» дается анализ следственной, судебной и экспертной практики, исследуются правовые и психологические вопросы судебно-психологической экспертизы.

Особое внимание уделено методам судебно-психологической экспертизы аффекта. Пособие рассчитано на практических работников суда, прокурорско-следственных органов, адвокатуры и на психологов, привлекаемых в качестве экспертов.

Уголовный кодекс Российской Федерации: психологический комментарий

Психологический комментарий к Уголовному кодексу - явление принципиально новое. Необходимость в нем обусловлена широким использованием в УК РФ данных психологии для регламентации важнейших для уголовной ответственности и наказания понятий. Термины, воспринятые законодателем из психологической науки, требуют обязательной интерпретации их содержания с учетом положений общей и юридической психологии.

Работа представляет собой профессиональное психологическое комментирование, разъяснение, интерпретацию ряда норм и институтов уголовного закона. Психологические знания, вводимые в практический оборот, изложены в необходимых пределах, четко и доступно.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!