Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Биография. Мумий Тролль. Факты о песнях Автором серии повестей о муми троллях является

Страница 1 из 6

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Дом, занесенный снегом

Небо было почти черным, а снег при свете луны – ярко-голубым.

Под ледяным покровом неподвижно спало море, а глубоко в земле среди древесных корней всем мелким зверюшкам и насекомым снилась весна. Но до весны было еще очень далеко – новый год только-только вступил в свои права.

На том самом месте, где долина мягко и естественно начинала подниматься в гору, стоял, утонув в снегу, дом. Он напоминал причудливый снежный сугроб и выглядел очень одиноким. Совсем рядом, среди обледенелых берегов, извивалась черная как уголь река: быстрое течение не позволяло ей замерзнуть зимой. На мосту же не видно было никаких следов, да и вокруг дома лежали никем не тронутые снежные сугробы.

В доме было тепло. В подвальной печи медленно горел торф. Пробивавшийся в окошко лунный свет освещал белые чехлы, которыми на зиму закрыли мебель, и окутанную тюлем хрустальную люстру. А в гостиной, возле самой большой, какая только была в доме, изразцовой печи, все семейство муми-троллей спало долгим зимним сном.

Они всегда погружались в спячку с ноября до апреля, потому что так уж повелось со времен их предков, а муми-тролли придерживаются семейных традиций. У всех у них, так же как и у предков, животы были набиты еловой хвоей; рядом же с кроватями в ожидании ранней весны муми-тролли сложили все, что может понадобиться, когда они проснутся: лопаты, солнечные очки, кинопленки, анемометры и тому подобные вещи первой необходимости.

Тишина и покой были полны ожидания.

Порой кто-то вздыхал во сне и, свернувшись клубочком, еще глубже зарывался в свою перину.

Луч луны, блуждая по гостиной от кресла-качалки к столу, переполз через медные шары, украшавшие спинку кровати, и ударил Муми-троллю прямо в лицо.

А потом случилось нечто неслыханное, не случавшееся никогда с тех самых пор, как первый муми-тролль погрузился в зимнюю спячку. Маленький Муми-тролль проснулся и заснуть уже больше не мог.

Он взглянул на лунный свет, на ледяные узоры, покрывавшие оконное стекло. Муми-тролль услышал, как внизу, в подвале, что-то бормочет печь, – с малыша все больше и больше слетал сон, и он все сильнее и сильнее удивлялся тому, что происходит. В конце концов он встал и едва слышными шагами подкрался к маминой кровати. Он осторожно потянул ее за ухо, но она не проснулась, а свернулась клубочком.

«Если уж мама не просыпается, других и подавно не разбудишь», – подумал Муми-тролль. Неслышно побрел он по такому теперь чужому и таинственному дому. Все часы давным-давно остановились, и повсюду лежал тонкий слой пыли. На столе в гостиной стояла с осени суповая миска, а в ней – остатки еловых иголок. Наверху, под потолком, в своем тюлевом одеянии тихонько позвякивала хрустальная люстра.

Внезапно Муми-тролль остановился в теплом сумрачном углу, куда не проникал лунный свет, и ему стало страшно. Он вдруг почувствовал себя ужасно одиноким и покинутым.

Весь мир исчез!

– Мама! Проснись! – закричал Муми-тролль и потянул ее за одеяло.

Но мама не просыпалась. Сны, в которых ей снилось лето, стали чуть беспокойнее и грустнее, но проснуться она так и не смогла. Муми-тролль свернулся калачиком на коврике рядом с ее кроватью. На дворе по-прежнему стояла долгая зимняя ночь.

Когда рассвело, тяжелый снежный сугроб на крыше вдруг зашевелился. Он все сползал и сползал вниз, а потом решительно съехал с края крыши и мягко шлепнулся на землю.

Теперь все окна были погребены под снегом и лишь слабая полоска света просачивалась в дом сквозь покрытые ледяными узорами стекла. Гостиная больше чем когда-либо казалась какой-то неправдоподобной, словно она притаилась глубоко внизу, под землей.

Муми-тролль долго прислушивался, навострив уши, потом зажег ночник и бесшумно подкрался к комоду, чтобы прочитать весеннее письмо Снусмумрика. Оно лежало на своем обычном месте, под трамвайчиком из пенки, той самой, из которой делают трубки. Письмо это как две капли воды было похоже на все остальные весенние письма Снусмумрика. Он оставлял их Муми-троллю каждый год, отправляясь в октябре на юг.

Наверху большими круглыми буквами было написано: «Привет!» Само же письмо было кратким:

Спи спокойно и не горюй. В первый же теплый весенний день я вернусь к тебе. Жди меня, будем вместе строить запруду.

Снусмумрик.

Муми-тролль много раз перечитал письмо, пока не ощутил, что проголодался.

Он пошел на кухню. Кухня тоже находилась глубоко, на много миль под землей, и там было необыкновенно чисто, прибрано и пусто. В кладовке было тоже хоть шаром покати. Муми-тролль нашел лишь бутылку брусничного сока, который уже начал бродить, и полпакета запыленных хрустящих хлебцев.

Муми-тролль уселся под столом и, перечитывая письмо Снусмумрика, принялся за еду.

Потом он лег на спину и посмотрел на квадратные деревянные чурбачки под столешницей. Стояла глубокая тишина.

– «Привет!» – прошептал вдруг Муми-тролль первую строчку из письма Снусмумрика и стал дальше читать наизусть: – «Спи спокойно и не горюй. В первый же теплый весенний день...» – тут он чуть повысил голос и вдруг запел во все горло: – Я вернусь к тебе! Я вернусь к тебе! И наступит весна, и будет тепло, и я вернусь к тебе, и к тебе вернусь я... к тебе... и навсегда-навсегда-навсегда!..

Тут Муми-тролль внезапно смолк, пронзенный взглядом крошечных глазок, уставившихся на него из-под кухонного столика.

Он тоже уставился на эти глазки. В кухне по-прежнему стояла тишина. Потом глазки исчезли.

– Погоди! – испуганно воскликнул Муми-тролль. Он подполз к столику и тихонько поманил того, кто только что смотрел на него: – Выходи, выходи. Не бойся! Я добрый. Вернись...

Но тот, кто жил под кухонным столиком, не возвращался. Муми-тролль разложил на полу несколько ломтиков хрустящего хлебца и налил немного брусничного сока в блюдечко.

Когда он потом снова вернулся в гостиную, хрусталики на потолке грустно позвякивали.

– Ну, я пошел! – сурово сказал Муми-тролль хрустальной люстре. – Вы все мне надоели, и я иду на юг, чтобы встретиться со Снусмумриком.

Муми-тролль попытался открыть входную дверь, но она крепко-накрепко примерзла к косяку.

Повизгивая, Муми-тролль стал бегать от окна к окну, но и там все тоже крепко-накрепко примерзло. Тогда Муми-тролль бросился на чердак, распахнул слуховое окошко и вылез на крышу.

Волна холодного воздуха обдала Муми-тролля, да так, что дух захватило. Поскользнувшись, он скатился с крыши и, беспомощно барахтаясь, въехал в новый, опасный для него мир и впервые в жизни глубоко окунулся в снежный сугроб. Что-то неприятно кольнуло его бархатную шкурку, а нос его тут же почуял какой-то новый запах. Запах был более резкий, нежели все знакомые ему прежние запахи, и чуть-чуть отпугивающий. Но именно он заставил его окончательно проснуться и пробудил интерес к окружающему.

Сероватый полумрак густой пеленой затянул долину. Но сама долина была не зеленой, как прежде, а белой. Все застыло там, стало неподвижным и сонным.

Белый покров сгладил все углы и неровности.

– Это снег. – прошептал Муми-тролль. – Мама слыхала рассказы про него, и он так и называется – снег.

Между тем, хотя сам Муми-тролль даже не подозревал об этом, его бархатная шкурка решила превратиться в шубку, которая может понадобиться зимой. Правда, на то, чтобы отрастить шерстку, уйдет немало времени, но решение было принято. (И на том спасибо.)

С трудом пробираясь сквозь снежные сугробы, Муми-тролль подошел к реке. Той самой прозрачной речушке, что так весело бежала летом по саду семьи муми-троллей. Но теперь она казалась совсем иной – черной и равнодушной. Река тоже принадлежала к тому новому миру, где Муми-тролль чувствовал себя чужим.

На всякий случай он взглянул на мост, перекинутый через реку, и на почтовый ящик. И мост и почтовый ящик ничуть не изменились. Муми-тролль слегка приподнял крышку ящика, но там никаких писем не было, он обнаружил лишь увядшие листья, на которых ничего не было написано.

Муми-тролль уже привык к запаху зимы, и этот запах не казался ему каким-то особенным.

Муми-тролль взглянул на куст жасмина – сплошное сплетение голых веток – и с ужасом подумал: «Жасмин умер. Весь мир умер, пока я спал. Этот мир принадлежит кому-то другому, кого я не знаю. Быть может, Морре. Он не создан для того, чтобы в нем жили муми-тролли».

Мгновение Муми-тролль колебался. Но потом подумал, что бодрствовать одному среди тех, кто спит, еще хуже, и, осторожно ступая, проложил первые следы на заснеженном мосту и дальше вверх по склону. Следы были очень маленькие, но твердые и вели, плутая между деревьями, прямо на юг.

0 0 1

Маленький забывчивый бельчонок, упоминается в книге "Волшебная зима", где замерзает под взглядом Ледяной девы, а весной оживает.

0 0 0

Бабушка Алисии, живёт в лесу. Упоминается только в японских мультфильмах.

0 1 0

Наделён магической силой, но не может исполнять собственные желания. Волшебник появляется в книге "Шляпа волшебника". Его шляпу Муми-тролль, Снусмумрик и Снифф находят в первой главе. Сам Волшебник впервые упоминается в пятой главе и, наконец, появляется в седьмой. Коллекционировал рубины до того как стал обладателем "короля рубинов".

0 0 0

Небольшое существо. Впервые появляется в рассказе "Филифьонка, которая верила в катастрофы". Она также присутствует в рассказе "Ёлка" и упоминается в книге "В конце ноября".

0 0 0

Родственник Муми-мамы. Упоминается в книге "Муми-тролль и комета".

0 0 0

Большой дронт, внешне похож на дракона с большими глазами. Незлобный. Дронт Эдвард впервые появляется в книге "Мемуары папы Муми-тролля" во второй главе. Он также присутствует в рассказе "Хемуль, который любил тишину".

0 0 0

Мать Сниффа, супруга Шнырька. Присутствует в книге "Мемуары папы Муми-тролля", где появляется впервые в восьмой главе.

0 0 0

Маленький проворный зверёк с острыми зубами, похожий на выдру. Клипдассы живут на дне водоемов, образуя большие колонии. Поверхность их тел очень липкая, благодаря своей клейкости они могут даже взбираться на отвесные стены. Носят бакенбарды. Присутствуют в книге "Мемуары папы Муми-тролля", впервые появляясь в третьей главе.

0 0 0

Крошечное мохнатое существо, тихое и застенчивое.

0 0 0

Малявка с отважным характером, испытывает симпатию к Хемулю-лыжнику. Присутствует в книге "Волшебная зима", впервые появляясь в пятой главе.

0 0 1

Воплощение зимы. Персонаж упоминается в книге "Волшебная зима". Везде, где проходит ледяная дева, наступает самая суровая зимняя пора. Под её взглядом любой зверёк замерзает.

0 0 0

Бестелесное существо, живёт на деревьях в лесу, часто не поодиночке, а колониями.

Little My

0 5 0

Сестра Мюмлы и Снусмумрика, дочь Мюмлы-мамы. Самая маленькая мюмла на свете. Внешне похожа на человека, носит платье, волосы убраны в высокий хвост. Характер независимый, ничего не боится, умеет постоять за себя, сообразительна, самостоятельна. Семейство муми-троллей удочерило её. Малышка Мю впервые появляется в седьмой главе книги "Мемуары папы Муми-тролля". Она также присутствует в книгах "Опасное лето", "Волшебная зима" и "Муми-папа и море"; в рассказах "История о последнем на свете драконе", "Дитя-невидимка", "Ёлка". Малышка Мю упоминается, но отсутствует в книге "В конце ноября", в рассказе "Секрет хатифнаттов".

0 0 0

Человек. По размерам соизмерим с муми-троллями. Упоминается в книге "Маленькие тролли и большое наводнение".

0 0 0

Обитатель муми-дола. Мартышка присутствует в книге "Муми-тролль и комета", впервые появляясь в первой главе. В переводе В.Смирновой - Мартышка, в переводе Н.Беляковой - Котёнок.

0 0 0

Присутствует в книге "Опасное лето", впервые появляясь во второй главе. Она также упоминается в рассказе "Ёлка".

5 2 2

Пугающее существо, наводящее ужас на большинство персонажей. Одинокая и холодная. Если Морра просидит час на одном месте, земля под ней промёрзнет настолько, что там никогда ничего не вырастет. Стремится к теплу и свету. Морра впервые появляется в шестой главе книги "Шляпа волшебника". Она присутствует также в книгах "Мемуары папы Муми-тролля", "Волшебная зима" и "Муми-папа и море".

0 0 0

Живёт в море, танцует в лунном свете. Копыта подкованы серебряными подковами. Морская лошадь очаровывает Муми-тролля в книге "Муми-папа и море".

Moominmamma

2 6 0

Мама Муми-тролля, супруга Муми-папы. Носит фартук и сумочку, в которой есть всё необходимое. Аккуратная, хозяйственная, гостеприимная. Воплощает образ идеальной мамы и жены. Присутствует в книгах "Маленькие тролли и большое наводнение", "Муми-тролль и комета", "Шляпа Волшебника", "Мемуары папы Муми-тролля", "Опасное лето", "Волшебная зима" и "Муми-папа и море"; в рассказах "История о последнем на свете драконе", "Дитя-невидимка", "Ёлка", "Секрет хатифнаттов" и "Седрик". Муми-мама упоминается, но отсутствует в книге "В конце ноября".

Moominpappa

1 3 0

Отец Муми-тролля, супруг Муми-мамы, глава семейства. Сирота, воспитывался в приюте вместе с хемулями. До встречи с Муми-мамой много путешествовал. Построил муми-дом и все сооружения самостоятельно. Обладает исследовательскими и писательскими способностями, любит море. Муми-папа впервые упоминается в книге "Маленькие тролли и большое наводнение", а появляется в книге "Муми-тролль и комета". Он также присутствует в таких книгах как "Шляпа Волшебника", "Мемуары папы Муми-тролля", "Опасное лето", "Волшебная зима" и "Муми-папа и море"; в рассказах "История о последнем на свете драконе", "Дитя-невидимка", "Ёлка" и "Секрет хатифнаттов". Муми-папа упоминается, но отсутствует в книге "В конце ноября".

Moomintroll

3 9 1

Главный герой истории, сын Муми-мамы и Муми-папы. Внешний вид: похож на бегемотика или гиппопотама белого цвета, с крупным носом, маленькими ушами и глазами, короткими лапами и хвостом. По возрасту - ребёнок, ближе к подростку. Открытый, дружелюбный, любит приключения. Муми-тролль впервые упоминается в книге "Маленькие тролли и большое наводнение" в первой главе. Он также присутствует в книгах "Муми-тролль и комета", "Шляпа Волшебника", "Мемуары папы Муми-тролля", "Опасное лето", "Волшебная зима" и "Муми-папа и море"; в рассказах "История о последнем на свете драконе", "Дитя-невидимка" и "Ёлка". Муми-тролль упоминается, но отсутствует в книге "В конце ноября", а также рассказах "Седрик" и "Весенняя песня".

0 0 0

Злобный персонаж, живёт в песке. Упоминается в книгах "Маленькие тролли и большое наводнение" и "Шляпа Волшебника".

0 1 0

Сестра Малышки Мю, сводная сестра Снусмумрика и дочь Мюмлы-мамы. Намного выше Малышки Мю, внешне похожа на человека, ходит в платье, имеет длинные красивые волосы, которые забирает в хвост. Голова большая. Есть маленький хвостик, но его не видно под одеждой. Она впервые появляется в книге "Мемуары папы Муми-тролля", в пятой главе. Присутствует в книгах "Мемуары папы Муми-тролля", "Волшебная зима", "Опасное лето", "В конце ноября" и в рассказе "История о последнем на свете драконе", упоминается в рассказе "Секрет хатифнаттов".

0 0 0

Мать Снусмумрика, Малышки Мю, Мюмлы и ещё бесчисленного множества других мюмл. Мюмла присутствует в книге "Мемуары папы Муми-тролля", впервые появляясь в пятой главе.

0 0 0

Полувымышленный персонаж из научной книги, которую читал хомса Тофт. Доисторический зверёк, который когда-то был очень маленьким, а затем увеличился и стал проявлять агрессию. Пахнет электричеством. Хомса Тофт оживил Нуммулита и отпустил его на свободу. Упоминается в книге "В конце ноября".

2 1 0

Ондатр (он же Выхухоль) - философ. Впервые появляется в первой главе книги "Муми-тролль и комета", также присутствует в книге "Шляпа Волшебника".

0 1 0

Родственник муми-троллей. Онкельскрут появляется только в книге "В конце ноября" в первой главе как "старческий голос", разговаривающий со Снусмумриком, присутствует в повествовании с седьмой главы. Стар (около 100 лет). Онкельскрут - не настоящее его имя (настоящее он забыл, выдумал себе новое).

0 0 0

Человек. Упоминается в книге «Маленькие тролли и большое наводнение»

0 0 0

Арестовывает Муми-тролля и его друзей в книге "Опасное лето". Впервые появляется в седьмой главе.

0 0 0

Предок муми-троллей, живёт в печи в муми-доме. Покрыт шерстью. Упоминается в книге "В конце ноября".

0 0 0

Профессора работают в обсерватории в Одиноких Горах, изучают звёзды, много курят. Предсказали точное время появления кометы в книге "Муми-троль и комета".

0 0 0

Рыбак, он же Хранитель маяка, присутствует в книге "Муми-папа и море", где он появляется во второй главе. Небольшого роста, старый, худой. День рождения 3 октября, точный возраст неизвестен.

0 0 0

Человек, владеет островом, любит эффектные зрелища. Упоминается в "Мемуарах Муми-папы" (глава 5).

0 0 0

Маленький зверёк с рожками.

3 4 0

Друг Муми-тролля, сын зверька Шнырька и зверюшки Сос. Внешне похож на крысёнка, маленького роста, с длинным хвостом. Младше Муми-тролля. Живёт в отдельном домике рядом с муми-домом, часто гостит у муми-семьи. Немного труслив и капризен. Снифф с самого начала появляется под именем Маленький Зверёк в книге "Маленькие тролли и большое наводнение". Присутствует в книгах "Муми-тролль и комета", "Шляпа Волшебника", "Мемуары папы Муми-тролля", в рассказе "Седрик".

The Snork

0 1 0

Друг муми-семьи, старший брат Фрекен Снорк. Внешне похож на муми-троллей, но меняет окрас в зависимости от настроения. Изобретатель, педант. Впервые упоминается в книге "Муми-тролль и комета" в шестой главе, а появляется сам в седьмой главе. Он присутствует также в книге "Шляпа Волшебника".

14 10 0

Лучший друг Муми-Тролля, сын Мюмлы-мамы и Юксаре. Внешне похож на человека, возраст ближе к подростковому. Первая встреча с Муми-Троллем - книга "Муми-тролль и комета". С тех пор лето проводит в Муми-доле, а на зиму отправляется в путешествие на юг. Он также присутствует в книгах "Шляпа Волшебника", "Мемуары папы Муми-тролля", "Опасное лето" и "В конце ноября"; в рассказах "История о последнем на свете драконе" "Весенняя песня", "Седрик" и "Секрет хатифнаттов". Снусмумрик упоминается, но отсутствует в книге "Волшебная зима". Живёт в палатке, играет на губной гармошке, курит трубку, умеет рассказывать интересные истории и сочинять песни. Независимый, любит одиночество. Ненавидит запрещающие объявления и сторожей.

Прототипом этого персонажа является финский журналист и политик Атос Казимир Виртанен, друг Туве Янссон.

0 0 0

Появляется только в мультсериале "Муми-тролль". Отрицательный персонаж.

0 1 0

Неразлучная парочка, "иностранцы" (говорят на чужеродном для обитателей муми-дола наречии, добавляя к словам окончание -сла). Маленького роста, пугливые. Присутствуют в книге "Шляпа волшебника", впервые появляясь в шестой главе.

1 2 0

Маленький зверёк с развитым воображением, очень любит Муми-маму. До появления в муми-доле жил в лодке Хемуля. Хомса Тофт присутствует в книге "В конце ноября", впервые появляясь в первой главе.

1 6 0

Зимой живёт в купальне в муми-доле. Появляется в книге "Волшебная зима" и в рассказе "Дитя-невидимка".

Официальной датой рождения группы «Мумий Тролль» является 16 октября 1983 года, хотя в тот момент группа носила несколько иное название - «Муми Тролль» (без конечного «й» в первом слове).

Свою первую группу «Boney P» Илья Лагутенко основал в 1981 году. Группа играла «психоделический панк», в состав ее входили одноклассники и друзья Лагутенко: Кирилл Бабий (клавишные), Павел Бабий (ударные), Игорь «Куля» Кульков (гитара), Андрей Барабаш (бас). В 1982 году группа меняет название Boney P на ШОК, пополняет состав Владимиром Луценко (бас) и Аликом Красновым (все оставшиеся инструменты), и записывает 25-минутный альбом.

Студийная работа над дебютной пластинкой группы «Муми Тролль» началась в конце 1983-го. Дебютный альбом получил название Новая луна апреля, одноименная песня с которого стала большим хитом на модных дискотеках Владивостока. Эта же песня сыграла с группой злую шутку. На апрель приходилось очередное заседание ЦК КПСС, а припев песни звучит следующим образом: «Новая луна апреля осветила небосвод, // но мы ей уже не верим, // нам она ничего не несёт». В условиях жёсткой советской цензуры это позволило признать группу «Муми Тролль» на собрании студентов Дальневосточного университета самой социально опасной (вместе с «Black Sabbath»).

Группа входит в состав Владивостокского Рок-клуба и вместе с группой «Хоп-Н-Хоп 121 этаж» дебютирует на Фестивале Политической Песни во Владивостоке. Выступление подвергается критике за «несоответствие идеям Фестиваля».

На период с 1987 по 1989 года группа приостанавливает свою деятельность в связи со службой лидера коллектива Ильи Лагутенко в рядах Советской Армии на Тихоокеанском Флоте. Однако 27 июня 1987 года состоялся концерт группы на сцене Владивостокского кинотеатра «Вымпел». В 1990 году была организована студия «Декада», на которой весной-летом записывается альбом Делай Ю-Ю. Кроме Лагутенко, Краснова и Луценко в процессе также участвовали Олег Пономарев, Юра Логачев и мульти инструменталист "Туманного Стона" и "Третьей Стражи" Женя "Сдвиг" Звиденный, сыгравший в нескольких композициях на басу, гитаре и аккордеоне.

Пик популярности (1997-2000)

С 1991 по 1996 год лидер группы Илья Лагутенко работет коммерческим советником в Китае и Лондоне, но в мае 1996 года решает вернуться к музыке и договаривается о начале записи альбома Морская. Демозапись происходила в Лондоне и впоследствии была предложена российским студиям «Полиграм» и «Союз», которые отказались от сотрудничества, так как предложенный материал показался их руководству «неформатным». Реакция была закономерной: музыка группы «Мумий Тролль» по тем временам не соответствовала массовым понятиям о поп- и рок-музыке. В категорию поп-музыка материал не вписывался ввиду нестандартного для постсоветского пространства музыкального жанра. К рок-музыке группу сложно было отнести из-за отсутствия в лирике социальных тем и темы «русской души», также в ней отсутствовал традиционный надрыв и апелляции к фолк-традициям, что являлось стандартным набором самых популярных рок-групп того времени. Тогда Илья Лагутенко назвал стиль Мумий Тролля «рокапопс» - для того, чтобы прекратить постоянные и бессмысленные дискуссии журналистов о разнице между поп- и рок-музыкой, и тем самым положил начало новому музыкальному стилю.

Тем не менее, спустя какое-то время, группа «Мумий Тролль» получила в России хорошую медийную поддержку. Глава студии «Rec Records» Александр Шульгин наконец разглядел в Морской коммерческий потенциал, в результате чего было достигнуто соглашение на релиз дебютного альбома группы на 24 апреля 1997 года. Успех пластинки определил не только прекрасный музыкальный материал, но и талантливые и нестандартные клипы «Утекай» и «Кот кота», снятые режиссёром Михаилом Хлебородовым и оператором Владиславом Опельянцем.

Альбом Морская попал в первую десятку по продажам, радио- и телеэфир пустил в тяжёлую ротацию песни «Утекай», «Девочка», «Кот Кота», «Владивосток 2000», «Скорость»; получили второе рождение композиции с ранних альбомов Новая луна апреля и Делай Ю Ю, добавленные к альбому в качестве бонуса, - «Новая луна апреля» и «Делай меня точно». Дебютный успех закрепился удачным концертным туром, во время которого сформировался состав группы «Мумий Тролль» (Илья Лагутенко - вокал, гитара, Юрий Цалер - гитары, Евгений «Сдвиг» Звидённый - бас, Олег Пунгин - ударные, Олеся Ляшенко - бэк-вокал, Денис Транский - клавишные, саксофон).

21 ноября 1997 года был издан второй альбом группы «Мумий Тролль» Икра, записанный в августе в Лондоне со звукорежиссёром Крисом Бэнди. Презентация альбома прошла на радио «Максимум». Альбом Икра содержал очень сильный материал,[источник не указан 474 дня] что позволило группе повторить коммерческий успех альбома Морская. Спустя 12 лет альбом «Икра» признан главным альбомом десятилетия, оказавшим самое большое влияние на следующее поколение музыкантов (журнал «Афиша»). В 1998 году в России появляется телеканал MTV, открывший свое вещание клипом «Владивосток 2000». Песня «Дельфины» стала одним из главных хитов 1998 года. Клип на данную песню, снятый режиссёром Михаилом Хлебородовым и оператором Владиславом Опельянцем, получил приз за лучший фотокадр. На премии журнала «FUZZ» 1998 года группа стала рекордсменом по количеству собранных наград. В новогоднюю ночь на российском MTV впервые был показан клип «Ранетка» рижского режиссера Виктора Вилкса. Спустя несколько недель «Ранетка» достигла первого места в топ-20 MTV и попала в горячую ротацию множества радиостанций.

Лучшие дня

5 августа 1998 года вышел двойной альбом «Ша́мора». Собранные в этих двух альбомах песни удачнее всего отражали будни Мумий Тролля в период с 1983 по 1990 год. «Шамора» - коллекционное издание раритетов, большинство из которых были ранее запечатлены на магнитоальбомах «Новая луна апреля» 1985 года, «Делай Ю-Ю» 1990 года, демозаписях «Сайонара» 1986-1987 гг. или исполнялись на концертах.

После выхода альбомов «Морская» и «Икра» группа отправилась в первый гастрольный тур «Так надо», который завершился в декабре 1998 года аншлаговыми концертами в ДК Горбунова. Тур длился почти полтора года. За это время у группы состоялось порядка 150 выступлений в 100 городах. Выступление в ДК Горбунова было объявлено «последним концертом тысячелетия». Вследствие российского экономического кризиса 1998 года выпускающая компания «Rec Records» становится банкротом, и группа получает свободу от долгосрочных обязательств. Таким образом, управление полностью переходит в руки участников группы.

Зимой в Лондоне Илья Лагутенко продюсирует дебютный альбом Земфиры Рамазановой, весной активизирует свою деятельность «Утекай Звукозапись», где были выпущены видеокассеты «На концертах Мумий Тролля» (live в ДК Горбунова) и компакт-диски «Сборники совершенно иной музыки У1 и У2», куда вошли песни «Шамора» и «Три раза», исполненная Ильей Лагутенко с рижскими рэпперами из группы «Факт». Летом в столице «Мумий Тролль» играет в рамках праздника «Московского комсомольца» на открытой площадке «Мегахауса» в Лужниках. Осенью группа отправляется в Японию, в тур совместно с группой «Rose of Rose». Тур был поддержан ведущим Японским государственным телеканалом NHK.

8 ноября состоялся выход первого сингла «Невеста?», а в новогоднюю ночь с 1999 на 2000 год - второго сингла «Карнавала.нет». Появление синглов было поддержано видеоклипами, причем клип «Невеста?», снятый Виктором Вилксом, в течение нескольких недель после премьеры возглавлял российский топ-10 на МТV. Этот клип был представлен на экспозиции в Музее Современного Искусства в Гётеборге.

Клип на песню «Карнавала.нет» был запланирован к показу на ОРТ в новогоднюю ночь. Однако Константин Эрнст в последний момент отказался от этой акции, сославшись на новости более важного масштаба. Ельцин объявил о преемнике. Многие впоследствии толковали слова песни именно в этом свете («Карнавала не будет! Карнавала Нет!»).

В канун Нового года группа снялась в нескольких рождественских программах, исполнив «С Новым годом, крошка!» (в фильме Леонида Парфёнова «300 лет Новому году»), новый хит «Невеста?» (ТВ-6) и эпатажную кавер-версию шлягера Аллы Пугачевой «Миллион алых роз». Песня «С новым годом, Крошка», написанная Ильёй Лагутенко еще во время службы в армии, с тех пор является новогодней визитной карточкой группы.

В конце 1999 года Радио «Максимум» и рубрика для модной молодежи «Мегахауз» газеты «Московский Комсомолец» подвели музыкальные итоги уходящего века. В двадцатке лучших синглов столетия оказались сразу две песни «Мумий Тролля»: «Дельфины» и «Утекай».

5 февраля 2000 года на Real Records выходит третий студийный альбом группы «Мумий Тролль» «Точно Ртуть Алоэ». Альбом записывался в студии Питера Гэбриэла Real World. Альбом содержит четыре суперхита, каждый из которых имеет оригинальную художественную видеоверсию: «Карнавала.нет», «Моя певица», «Невеста?» и «Без обмана». Благодаря клипам на данные композиции, ротировавшиеся на российском MTV, этот альбом Мумий Тролля стал знаковым для российской музыки. В прозрачный отдел каждой из официально изданных пластинок было упаковано по 13 искусственных жемчужин, символизирующих каждую песню альбома. «Точно Ртуть Алоэ» стал первым альбомом группы, предложенным для бесплатного скачивания всем желающим. Альбом был поддержан Ртуть Алоэ Туром.

2001 - по настоящее время

25 ноября 2000 года состоялся «Необыкновенный концерт Мумий Тролля в Гостином Дворе». Под раскатистыми сводами только что отреставрированного Гостиного Двора в Москве «Мумий Тролль» представил свои песни в совершенно неожиданной форме. Абсолютные акустические версии, вещи в аранжировке симфонического оркестра «Глобалис», шоу с участием конферанса, электронщиков, ди-джеев, танцевальных и рэп-коллективов - здесь было собрано воедино все, с чем раньше не ассоциировался «Мумий Тролль».

В 2001 году группа представляла Россию на конкурсе песни Евровидение с песней «Lady Alpine Blue», где заняла 12 место. После Евровидения группа отправилась в тур по Дании и Германии. В 2002 сингл «Lucky Bride?» выходит в Дании и Скандинавии, а группа совершает свое самое яркое северное путешествие - в Гренландию.

«Мумий Тролль» были первой российской группой, которая поддержала организацию PSI в 2001 в борьбе со СПИДом в России.

Альбом «Меамуры» был выпущен 1 сентября 2002 года. «Амуры-amore-amour» - международное слово «любовь» слышится в названии этого альбома. Меамуры = memories + amour = «воспоминания о любви». Меамуры выпускались в двух цветовых вариантах - белом и розовом. Презентация альбома прошла в СК «Лужники» при поддержке японской группы DASAIN. Мумий Тролль представили японский анимэ-рок за несколько лет до повального увлечения им в России. В 2003 году группа ездила по стране с новой концертной программой «Меамуры Тур», который закончился большим концертом в СК «Олимпийский».

С 2002 года Илья Лагутенко становится Патроном британско-российского фонда Амур по защите амурских тигров и дальневосточных леопардов и представляет Россию на конференциях Всемирного Банка, участвует в создании Глобальной Тигриной Инициативы.

В 2003 году выходит художественный фильм и одноименный новый альбом группы «Мумий Тролль» «Похитители книг». История о жизни современной девушки и её друзьях, таких же отчаянных молодых людях, не желающих мириться с серой обыденностью и скукой, жаждущих вырваться из мира реального в мир своих грез и фантазий. Для этого художественного фильма группа целиком спродюсировала саунд-трек. В это же время «Мумий Тролль» сочинили несколько песен для других художественных фильмов, включая российский блокбастер «Ночной Дозор», где Илья Лагутенко сыграл роль вампира. В 2004 был записан саундтрек к полнометражному мультипликационному фильму «Незнайка и Баррабасс».

Шестой студийный альбом «Мумий Тролля» «Слияние и Поглощение» появился в 2005-ом году. Название альбома было объявлено на международной бизнес-конференции в Гонконге. Экономический термин «слияние и поглощение» как нельзя лучше подходил к описанию экономической ситуации в России того времени, но в контексте альбома речь скорее шла о культуре, чем об экономике. После презентации альбома у названия появился дополнительный оттенок - или легкий эротический подтекст - благодаря альбомной лирике. Запись альбома происходила в Риге, в Лондоне, в Доминиканской Республике и в Петербурге. Альбом был достаточно высоко оценен критикой и получил приз в номинации «Лучший альбом года» от журнала Fuzz. Обозреватель Rolling Stone Андрей Бухарин охарактеризовал альбом как слияние «советской эстрады с нью-вейвом, примитивной бит драм-машины с гитарными соло в стиле официозных советских рок-групп, Игоря Николаева с Scissor Sisters», тем самым подтвердив удачное название альбома. Дизайном альбома занималась студия Артемия Лебедева. Обложка альбома выполнена согласно концепции названия «Слияние и Поглощение». Илья Лагутенко запечатлён на фоне Большого театра, сзади находится изображение жениха и невесты, закрывающих лица портретами Путина и Ходорковского. Однако выпускающая компания Реал Рекордс в последний момент заменила их символами сердца и доллара. Оригинальное оформление осталось только на тираже, выпущенном за пределами Российской Федерации. Альбом «Слияние и поглощение» был поддержан Российским ЗдравствуйДосвидания Туром.

В 2007 для фильма «Параграф 78» (режиссер Михаил Хлебородов) Илья Лагутенко и Бретт Андерсон записывают песню «Scorpio Rising», на которую вскоре снимают клип.

В знаменательную дату 07.07.07 появляется альбом «Амба». В этом слове заключается бездна значений. За основное «Мумий Тролль» взял перевод слова АМБА с удэгейского языка - ТИГР. АМБА - тотем народа удэге, одно из почитаемых, неприкосновенных животных. Удэге поклоняются тигру и берегут его, и в то же время избегают встреч с ним, наполняя содержание слова АМБА смыслом чего-то опасного. На презентации альбома музыканты были в масках тигров. Альбом АМБА сыгран «вживую» практически с первого дубля, всего три инструмента и вокал. Вместе с альбомом появился и новый клип на песню Ru.Da. Клип был снят в Голливуде американским режиссером Antony Hoffman. Съемки происходили в течение трех месяцев на территории Южной Африки и Лос-Анджелеса.

На четвёртой ежегодной церемонии вручения музыкальных наград MTV Russia Music Awards 2007 группе вручили Специальный приз «Легенда MTV». Этот приз вручается группам и отдельным исполнителям, чьё творчество оказало решающее влияние на формирование и развитие музыкальной культуры в России.

Альбом «8» появился год спустя, 08.08.08 и был выпущен студией «Союз». «8» - это восьмой номерной альбом группы Мумий Тролль. В китайской мифологии восемь - основа мироустройства: кроме восьми небесных опор и восьми стран света - восемь космических гор, восемь дверей для восьми дождевых туч и восьми ветров. Другая основополагающая константа в формуле счастья - возможность привлечения заемных средств в банках Гонконга под 8% годовых. На двух дисках нового альбома было собрано все самое свежее и актуальное от группы. Материал «Восьмого» создавался в трех городах - Москве, Евпатории и Лос-Анджелесе. В последнем запись проходила в уже знакомой музыкантам по работе над предыдущими релизами Village Studio, а также по приглашению владельцев группа записывалась на студии Ocean Burbank. Как и ранее, авторство песен принадлежит Илье Лагутенко. Юрий Цалер стал соавтором ряда композиций: «Мамы дочерей», «Весна», «Проспали», «Молодость».

В 2008 Кинокомпания DreamWorks доверила группе «Мумий Тролль» и в частности Илье Лагутенко исполнить песню «Мастера Кунг-Фу» к русскоязычной версии мультфильма «Кунг-фу Панда», к песне также был снят одноименный клип. Кроме этого, Илья Лагутенко озвучил в мультфильме Мастера Обезьяну.

Мумий Тролль первой из российских групп и одной из первых в мире создали собственную социальную сеть Ikra.tv в 2008 году.

7 апреля 2009 - дата выхода первого зарубежного официального релиза Мумий Тролля. Альбом «Comrade Ambassador» выпустила американская компания SYNDICATE совместно с социальной сетью Ikra.tv. К появлению «Comrade Ambassador» был приурочен масштабный тур Мумий Тролля по городам Северной Америки (более 60 городов). В альбом вошли песни с двух последних альбомов группы - «Амба» и «8», а также русскоязычная версия классического хита «California Dreaming» («Калифорния снится»), впервые исполненного популярным американским квартетом 60-ых годов The Mamas & The Papas. Все песни альбома представлены на русском языке. Обложку «Comrade Ambassador» украшает Супермен с головой тигра в буденовке: вариация на тему объединения культурных символов двух стран.

В 2010 году группа выпустила альбом «Редкие земли» и отправилась в большой тур по Северной Америке, России и странам Ближнего Зарубежья. В конце осени группа приняла участие в организации и проведении в России Тигриного Саммита, а в декабре отыграла два триумфальных концерта на главных площадках России - в Питерском Ледовом и Московском Олимпийском. Летом 2010 группа «Мумий Тролль» придумала и осуществила уникальный проект: Военно-Морской тур. В рамках Тура концерты группы прошли в городах - штаб-квартирах ВМФ России: Севастополе, Кронштадте, Владивостоке прямо на военных кораблях.

«Мумий Тролль» приняли участие в легендарном американском фестивале SXSW в Техасе и в мексиканских Сервантино и Сакатекас. Песня «Медведица» была исполнена в прямом эфире программы Крейга Фергюсона на CBS, крупнейшей широковещательной телевизионной сети Америки. Группой были выпущены два сингла на английском «Paradise Ahead» и «Polar Bear». Иностранные журналисты активно пишут о Мумий Тролле и сравнивают Илью Лагутенко с Миком Джаггером и Дэвидом Боуи.

В ноябре 2010 года группа «Мумий Тролль» выступает в Михайловском Театре Санкт-Петербурга в рамках Тигриного Саммита. Среди гостей Саммита были главы Правительств стран Тигриной коалиции, а также международные знаменитости, активисты программ по сохранению Тигра - Леонардо Ди Каприо, Наоми Кэмпбелл, Preity Zinta и др. «Мумий Тролль» является единственным российским коллективом, который вместе с артистами из КНР и Малайзии выступил вечером в Михайловском Театре после завершения официальной части Саммита, получив высокую оценку собравшихся высоких гостей.

В 2011 году группа «Мумий Тролль» продолжает гастролировать по самым отдаленным уголкам России, в частности, тур продолжается и доходит до Магадана и Камчатки. Группа выступает в кратере действующего вулкана Горелый на Камчатке.

Летом 2011 выходит англоязычный клип «Мумий Тролля» на композицию Jefferson’s Airplane «Somebody to Love», снятый Никитой Спектором.

В 2011 году «Мумий Тролль» и журнал «Афиша» реализуют масштабный проект «Делай Меня Точно». Молодые группы из числа самых ярких и перспективных артистов «российской новой волны» записывают собственные версии хитов «Мумий Тролля» разных лет и снимают на них собственные клипы. На сайте журнала выкладываются как рассказы исполнителей об их знакомстве с творчеством «Мумий Тролля», так и комментарии Ильи Лагутенко об истории создания избранных песен. Проект получает широкую поддержку у публики, вызывает множество горячих споров и обсуждений. В результате в свет выходит CD-издание, на презентации которого звучат самые удачные и неожиданные кавер-версии.

1 сентября 2011 года группа делает проект «МузПерелёт»: в 11 часов (владивостокского времени) «Мумий Тролль» выступает на центральной площади Владивостока, ровно в полдень стартует с концертной площадки в аэропорт, чтобы вечером 1 сентября оказаться в Калининграде и в 22 часа (но уже по калининградскому времени) дать концерт на сцене возле калининградского Дома советов. Рекорд в категории «концерт музыкальной группы, проведенный в двух географически самых крайних (Запад-Восток) городах России в один календарный день» зарегистрирован в Книге рекордов России.

Осенью 2011 «Мумий Тролль» снимает красочный мультипликационный клип «Лепесточки».

Также осенью 2011 в свет выходит книга Ильи Лагутенко и владивостокского журналиста Василия Авченко «Владивосток 3000. Повесть о Тихоокеанской республике». Авторы определяют ее жанр как «фантастическая киноповесть».

В конце 2011 Илья Лагутенко объявляет о начале работы над новым альбом, который будет посвящен Русскому Року.

В апреле 2012 года группа записывает первый студийный англоязычный альбом «Vladivostok». В 2012-2013 году группа планирует совершить кругосветное плавание на паруснике «Седов». Во время плавания музыканты будут не только записывать новый альбом и давать концерты, но и работать как обычные матросы. Кругосветка длится 14 месяцев, за это время на паруснике сменится 3 команды курсантов. Первая смена курсантов произойдет в конце этого месяца в Касабланке. Вместе с курсантами ненадолго покинет борт «Седова» и группа Мумий Тролль, чтобы уделить время студийной записи новых песен. Первая песня «Акулы» уже была представлена слушателям в рамках Кильской недели в Германии, и через несколько дней - на 1 канале в шоу «Вечерний Ургант».

3 сентября 2012 года в Великобритании вышел сингл «Hey Tovarish», состоящий из одноимённой песни, четырёх ремиксов на неё и - в качестве бонуса - клипа на песню.

Факт №4308

Один из отцов-основателей "Мумий Тролля", первый продюсер группы, Леонид Бурлаков хоть и считается одним из китов шоу-бизнеса, никогда не любил играть по его официальным правилам. Потому у него никогда не было офиса.


Факт №5339

Изначальное название коллектива было " Муми тролль", без буквы "й", когда появился второй магнитоальбом, то уже в название группы вернулась "й".


Факт №5603

Когда группа "Мумий Тролль" в середине 90-х приехала покорять Россию из Лондона, публика и выпускающие компании того времени первоначально ее не приняли: музыка коллектива по тем временам не соответствовала массовым понятиям о поп- и рок-музыке. К рок-музыке группу сложно было отнести из-за отсутствия в лирике социальных тем и темы «русской души», традиционного надрыва и отсылок к фолк-традициям, что являлось стандартным набором самых популярных рок-групп того времени. В категорию поп-музыка материал не вписывался ввиду нестандартного для постсоветского пространства музыкального жанра "брит-поп". Тогда Илья Лагутенко назвал стиль Мумий Тролля «рокапопс» - для того, чтобы прекратить постоянные и бессмысленные дискуссии журналистов о разнице между поп- и рок-музыкой, и тем самым положил начало новому музыкальному стилю.


добавить факт об исполнителе

Факты о песнях Мумий Тролль. Десятка популярных

О песне Новая луна апреля

Факт №3405

В 1985 году из-за этой песни тогда известную в основном только в пределах закрытого Владивостока группу "Мумий Тролль" запретили. Власти решили, что "Новая луна апреля" - это некая издевка над апрельским пленумом ЦК КПСС 1986 года, на которой Горбачев провозгласил борьбу с алкоголизмом.


О песне Владивосток - 2000

Факт №3418

Клип на эту песню, снятый во время концерта группы в родном Владивостоке, стал первым русским видео, показанным на российском "MTV", начавшим свое вещание в 1998 году.


О песне Утекай

Факт №3815

Эту песню Илья Лагутенко сочинил в лондонской студии, где проходила работа над альбомом "Морская", с которого и началась широкая популярность "Мумий Тролля".

Илья Лагутенко: "Когда сочинял песню "Утекай", я понимал, что это из разряда того просто, которое если не гениально, то почти. Песня на таком нашем исконно русском ритме построена, и у нас были глубокие сомнения, что английский гитарист сыграет это, поэтому приходилось объяснять. Ввести туда саксофон - это была моя такая бешеная идея. Эти клавишные партии, которые я сыграл одним пальцем в студии, ни один из клавишников не может повторить, потому что они думают, нужно ещё что-то вставить, а зачем: вот оно - «па-па-па» - вот и всё".


О песне Утекай

Факт №3816

В честь песни была названа компания Ильи Лагутенко «Утекай Звукозапись»


О песне Утекай

Факт №3817

Песня "Утекай" с легкой руки директора компании "Rec Records", композитора и тогдашнего продюсера певицы Валерии Александра Шульгина была выбрана для раскрутки альбома "Морская", хотя изначально лидер "Мумий Тролля" хотел раскручивать альбом песнями "Девочка" и "Скорость". На радио песню ставили первое время неохотно, и с целью подогрева интереса знаменитым режиссером Михаилом Хлебородовым на песню был снят видеоклип, оказавшийся в итоге первым в истории "Мумий Тролля".

Илья Лагутенко: "В задумке это должна быть некая история, перетекающая из одной в другую. И это "из одной в другую" решили посредством фотомодели по имени Настя. После съемок я ее много раз встречал, но никак не мог узнать, потому что в клипе "Утекай" она была лысой, а с тех пор лысой больше не появляется. Это была идея Хлебородова: ножницы и бритва - вживую, в режиме реального времени я должен был ее подстричь. Как держать в руках ножницы, я знал, а вот машинка была, конечно, ужасная. Как сейчас помню: девушка визжала и кричала, ей бедняжке, конечно, досталось"


О песне Кот кота (Вот и вся любовь)

Факт №3818

Текст песни этой песни Лагутенко нашёл в черновых записях своей юношеской поэмы под названием «Рво-та», поэтому сама композиция появилась тоже в Лондоне, в самый последний момент перед началом работы над альбомом.


О песне Кот кота (Вот и вся любовь)

Факт №3819

Двойное название обусловлено компромиссом с издателем альбома "Морская". Автору песни очень нравилось словосочетание "вот и вся любовь", но издатель был категорически против, чтобы оно доминировало над "кот котом", потому что этот образ, по его мнению, был более сильным. "Когда смотришь на это словосочетание, кто угодно может придумать такую песню, а "кот кота“ - это только "Мумий Тролль“» - аргументировал свой выбор Лагутенко.


О песне Кот кота (Вот и вся любовь)

Факт №3820

Одной из фишек клипа на песню "Кот кота" по замыслу режиссера стали гигантские рыжие тараканы. Их привезли на съемочную площадку вместе с дрессировщиком. Тот бродил вокруг тараканов в огромных кирзовых сапогах и время от времени подстегивал насекомых маленьким кнутом - чтоб они поглубже вживались в мизансцены.

Илья Лагутенко: "Если бы они снимали наших, русских тараканов, то в кадре они получились не такие эффектные. Поэтому они специально заказали очень больших тараканов, в каких-то там зоофирмах, которые привезли им тараканов чуть ли не из Мозамбика. Этих киношников - их не поймешь. У них всегда какие-то собственные придури в головах. По мне, так можно было снять маленького таракана и потом на компьютере увеличить".


О песне Кассетный мальчик

О песне Инопланетный гость

Факт №4116

Идея этой песни о космосе и пришельцах возникла под влиянием фантастических романов Жюля Верна.

«Можно было петь о глобальных проблемах, сочинять композиции на злобу дня, - вспоминал Лагутенко. - А можно было петь о том, что далеко. Меня больше волновала война внеземных цивилизаций, чем то, что происходит рядом».


Остальные факты читайте на страницах песен

Муми-тролли — одни из самых популярных сказочных персонажей ХХ века, благодаря которым их создательница Туве Янссон стала символом Финлян-дии. Уже многие десятилетия о жителях Муми-долины снимают мульт-филь-мы, существует огромная линейка сувенирной продукции, музей муми-трол-лей, тематические парки в Финляндии и Японии (где скоро откроется уже второй парк). Цикл о муми-троллях — не просто увлекательное чтение для де-тей, но многогранные художест-венные тексты, занимающие фило-логов, психологов, философов, искусствоведов в той же мере, что и чита-телей всех возрастов. Как у шведо-говорящей финки получилось создать попкультурный миф такого масштаба?

Кто такая Туве Янссон

Туве Янссон. Автопортрет. 1940 год © Moomin Characters™

Туве Янссон в своей мастерской. 1956 год Reino Loppinen / Wikimedia Commons

Туве Марика Янссон (1914-2001) — не только создательница мира муми-троллей. Ее книги«Дочь скульптора» (1968) и «Летняя книга» (1972) переве-дены на многие языки и считаются классикой финской литературы. Сама же Янссон считала себя прежде всего художницей: она писала картины всю жизнь, экспериментировала с самыми разными техниками и худо-жест-венными направлениями (от импрессиониз-ма до абстрак-циониз-ма), участвовала во многих выставках. Особенно известны ее росписи стен в административных зданиях в разных городах Финляндии и даже алтаря церкви в городе Теува.

Туве начала рисовать в раннем детстве. Ее отец, Виктор Янссон, был известным скульптором, а мать — шведка Сигне Хаммарштен-Янссон — художницей-графиком и иллюстра-тором (она нарисовала сотни марок для Финляндии, обретшей в 1918 году независимость). Братья Туве Янссон тоже выбрали творческие профессии. Пер Улоф стал фотографом, а Ларс — графиком и иллюстратором: многие годы он помогал сестре рисовать комиксы о муми-троллях, а с 1960 года по 1975-й работал над новыми выпусками уже в оди-ночку (когда контракт закончился, Янссон устала от работы и не стала продлевать его). И все же несмотря на то, что Янссон — художница, карика-турист, иллюстратор, автор нескольких романов, сборников рассказов, пьес и сценариев, национальное, а затем и мировое признание она получила именно как автор «Муми-троллей».

Как появились муми-тролли

Туве Янссон. Автопортрет с героями книг о муми-троллях Moomin Characters™

В 1939 году начинающая художница Туве Янссон была в ужасе от событий, происходивших в Европе и в Финляндии, и, судя по ее письмам и дневникам, понимала, что надвигается еще бо́льшая катастрофа:

«Порой меня охватывает такая нескончаемая безнадежность, когда я думаю о тех молодых, которых убивают на фронте. Разве нет у нас у всех, у финнов, русских, немцев, права жить и создавать что-то своей жизнью… Можно ли надеяться, давать новую жизнь в этом аду, который все равно будет повторяться раз за разом…» Туула Карьялайнен. Туве Янссон: работай и люби. М., 2017 .

Творчество стало даваться Янссон гораздо тяжелее, и, чтобы преодолеть этот кризис, она решила написать историю о необыкновенно счастливой семье. Образ главного героя она придумала еще в детстве: после спора с братом Пером Улофом об Имману-иле Канте она нарисовала его на стене уличного туа-лета на острове архипелага Пеллинки (где они летом отдыхали семьей) и сооб-щила, что это самое уродливое существо на свете. Янссон назвала его Снорком и час-то рисовала впоследствии. А вот само слово «муми-тролль» появилось в 1930-е, когда Туве училась в Стокгольме и жила у своего дяди Эйнара Хаммерштена. Тот рассказы-вал ей о неприятных и пугающих «му-у-умитроллях» , которые живут за печкой и охраняют его еду от ночных набегов племянницы. Они издают протяжные вздохи — отсюда название. С тех пор в днев-никах Янссон стала использовать слово «муми-тролль» для обозна-чения чего-то ужасного или пугающего. Снорк же стал своего рода подписью Янс-сон Например, его можно увидеть в финском политическом журнале «Гарм », где Туве начала работать еще подростком. Именно там была опубликована ее знаме-нитая карикатура на Гитлера в виде орущего младенца, которому на блюдечке подносят страны Европы. .

Первое издание книги «Маленькие тролли и большое наводнение». 1945 год Söderström & Co

В 1939 году образ Снорка лег в основу истории о маленьких троллях и потопе. Тогда же Янссон решила дать этому персонажу и его семье общее название — муми-тролли. Книга могла так и остаться незаконченной и неизданной, если бы не друзья Янссон и в первую очередь ее возлюбленный — политик и интеллектуал Атос Виртанен, за которого она хотела выйти замуж (но так и не вышла). Именно он поддержал Туве и неоднократно говорил о том, что история муми-троллей — это детская сказка, которую должен увидеть мир.

Хронология

Так как текстов о муми-троллях по-настоя-щему много и не все они переведены, в их хронологии довольно легко запутаться. Выходили они в следующем порядке:

1945 — «Маленькие тролли и большое наводнение»
1946 — «Комета прилетает» В 1956 году вышла новая редакция текста под названием «Муми-тролль и комета», в 1968-м — еще одна версия.
1947-1948 — комиксы о муми-троллях на шведском в газете Ny Tid
1948 — «Шляпа волшебника»
1950 — «Мемуары папы Муми-тролля»
1952 — книжка-картинка «Что дальше? Книга о Мюмле, Муми-тролле и Малышке Мю»
1954 — «Опасное лето»
1954-1975 — комиксы о муми-троллях на английском в британском издании The Evening News Переводчиком на английский был брат Туве Ларс. С 1959 года он начинает работать над комиксами в качестве художника, а с 1960 года становится единоличным автором комиксов о муми-троллях.
1957 — «Волшебная зима»
1960 — книжка-картинка «Кто утешит Кнютта?»
1962 — сборник рассказов «Дитя-невидимка»
1965 — «Папа и море»
1971 — «В конце ноября»
1977 — книжка-картинка «Опасное путешествие»
1980 — «Непрошеный гость» Также переводят как «Мошенники в доме муми-троллей». Это книжка-картинка с фотографиями кукольной модели Муми-дома в качестве иллюстраций. Написана в прозе, переведена на английский, но очень мало известна и не входит в канон сказок о муми-троллях.
1993 — сборник «Песни долины муми-троллей» Книга песен, написанная Туве Янссон совместно с Ларсом (оба писали тексты песен, вдохновленных сказками о муми-троллях) и Эрной Тауро (автор музыки). В книге есть тексты и аккорды.

В каком порядке читать

История публикаций и особенно переводов «Муми-троллей» необычна. Во-пер-вых, Туве Янссон писала на шведском языке для языкового меньшинства Финляндии, к которому принадлежала сама, ее книги стали переводить на финский довольно поздно. После относительно незаметного выхода первой книги о муми-троллях в 1945-м, спустя год выходит вторая часть муми-эпопеи «Комета прилетает», принесшая муми-троллям известность на родине, а в 1948 го-ду — «Шляпа волшебника», книга, с которой началась всемирная слава Янссон. В 1950 году ее публикуют в Великобритании в переводе Элизабет Порч, в 1951-м она попадает в США, где тут же переводят и «Комета прилетает». Все следующие книги цикла на английском выходят через год-два после публи-ка-ции. С первой же книгой, «Маленькие тролли и большое наводнение», англоговорящий читатель познакомился только в 2005 году.

«Комета прилетает». Первое издание. 1946 год © Söderström & Co

«Муми-тролль и комета». Первое издание на русском языке. 1967 год © Издательство «Детская литература»

«Шляпа волшебника». Первое издание. 1948 год © Schildts Förlags

«Шляпа волшебника». Первое издание на английском языке. 1950 год © Penguin Books

В 1950-е годы Туве Янссон переводят на несколько языков, а ее комиксы о муми-троллях выходят в английской газете The Evening News. Первый перевод «Комета прилетает» на финский появляется только в 1955 году, а в 1967 году эта книга в переводе Владимира Смирнова становится первым изданием о муми-троллях в СССР.

В итоге «Комета прилетает» стала считаться первой книгой цикла, и дело не только в истории перевода. «Маленькие тролли и большое наводнение» отличаются от остальных сказок серии: муми-тролль и его семья в этой книге — это еще не нежные и трогательные существа, которых всегда пред-ставляет себе читатель, а как раз тролли, тощие и несуразные (это связано в том числе и с тем, что Финляндия голодала всю войну). Необычно и слово-сочетание «маленькие тролли» (småtrollen): в 1945 году издатели были уве-рены, что придуманное Янссон слово «муми-тролли» (mumintrollen) будет непонятно читателям, поэтому в названии лучше использовать всем известное слово. Однако именно в этой книге герои находят долину своей мечты, в кото-рую приплывает дом, построенный Муми-папой. Получается, что первая ка-тастрофа в жизни муми-троллей стала своеобразным актом творения муми-вселенной:

«Они шли целый день, и где бы они ни проходили, везде было прекрасно, потому что после дождя распустились чудеснейшие цветы, а повсюду на деревьях появились цветы и фрукты. Стоило им чуточку потрясти дерево, как вокруг них на землю начинали падать фрукты. В конце концов они пришли в маленькую долину. Красивее им в тот день видеть ничего не довелось. И там, посреди зеленого луга, стоял дом, сильно напоминавший печь, очень красивый дом, выкрашенный голубой краской.

— Это же мой дом! — вне себя от радости воскликнул папа. — Он приплыл сюда и стоит теперь здесь, в этой долине!»

Остальные книги тоже не принято читать в определенном порядке: в цикле нет сквозного сюжета, каждая история целостна и воспринимается как отдельная сказка или сборник рассказов. Однако, если все-таки прочитать серию в хроно-логическом порядке, можно заметить довольно важный мотив: как взрослеет Муми-тролль, как меняется его взгляд на мир и как он сталкивается со все более сложными философскими проблемами.

Финская исследовательница Туве Холландер, проанализировавшая иллюстра-ции к циклу о муми-троллях, пишет, что хронологический порядок чтения позволяет увидеть, как классическая идиллия постепенно превращается в более серьезный и печальный мир. Кроме того, становится понятно, что серия имеет циклическую композицию: в «Маленьких троллях» появляется семья, которая в конце книги находит лучший в мире дом; в последней книге цикла («В конце ноября») семья его покидает, и осиротевшие жители Муми-долины ждут возвращения тепла и любви.

Первое издание книги «Волшебная зима». 1957 год Schildts Förlags

Некоторые исследователи делят девять книг о муми-троллях на приключен-чески-веселую и философскую части. Если первые пять книг насыщены событиями, то шестая («Волшебная зима») открывает новую сторону муми-мира: эта книга, как и следующие, — об отношениях и самопознании. Шестую книгу Туве написала после встречи с Тууликки Пиетиля, которая стала ее возлюбленной и прожила с Янссон вплоть до ее смерти. Именно она вдох-новила писательницу на новые книги и другой, более лирический взгляд на муми-троллей, хотя та была уверена, что устала от своих героев и не сможет написать ничего нового. Основными темами четырех «философских» томов цикла становятся процесс взросления Муми-тролля, обретение муми-троллями нового дома, ностальгия муми-мамы по старому дому и, наконец, переживание жителями Муми-долины потери муми-троллей и обретение себя.


Разворот из книги «Кто утешит Кнютта?». 1960 год Schildts Förlags

Комиксы и книжки-картинки стоят особняком: это отдельная история, создававшаяся с расчетом на другую аудиторию. Комиксы Янссон писала для взрослых, некоторые из них отчасти дублируют и дополняют сюжеты книг, при этом в них больше агрессии, политики и черного юмора. Книжки-картинки в стихах «Что дальше? Книга о Мюмле, Муми-тролле и Малышке Мю», «Кто утешит Кнютта?» и «Опасное путешествие» адресованы в основном совсем маленьким детям. И совсем отдельно стоят малоизвестные книжка с фотоиллюстрациями «Непрошеный гость» (или «Мошенники в Муми-доме») и сборник песен «Песни долины муми-троллей», не переведенные на русский язык.

Что легло в основу цикла о муми-троллях

С одной стороны, книги о муми-троллях — совершенно самостоятельное явление. Янссон выдумывает свой собственный мир, фактически творит миф о счастливом месте и счастливых существах. Каждое из них она придумала и назвала, пополнив бестиарий европейской детской литературы множеством удивительных персонажей. С другой — нельзя не заметить, что у «Муми-троллей» много источников.

Дронт Эдвард, вдохновленный образом Додо из « » Льюиса Кэрролла, появляется в «Мемуарах папы Муми-тролля», а потоп из первой книги серии, «Маленькие тролли и большое наводнение», отсылает к эпизоду с морем слез Алисы. Янссон очень любила Кэрролла и даже сама проиллюст-рировала «Алису» для шведского издания 1966 года. А в «Опасном путешест-вии» обыгрывается «Алиса в Зазеркалье»: на первой странице книжки-картин-ки девочка Сусанна отчитывает кота за то, что он спит, когда ей хочется приключений, а «Алиса в Зазер-калье» начинается с ее диалога с кошкой Диной и ее котятами, которых она тоже отчитывает.

Туве Янссон. Иллюстрация к «Алисе в Стране чудес». 1966 год © Moomin Characters™ / Tate Publishing

Туве Янссон. Иллюстрация к «Алисе в Стране чудес». 1966 год © Moomin Characters™ / Tate Publishing

Туве Янссон. Иллюстрация к «Алисе в Стране чудес». 1966 год © Moomin Characters™ / Tate Publishing

Другой источник — это Библия. Отсюда и «большое наводнение», и конец света с египетской саранчой в «Муми-тролле и комете», и концепция Муми-долины как рая, и образ левиафана-Морры.

В книгах и комиксах — множество аллюзий и отсылок к книгам, картинам и фильмам. Например, в «Шляпе волшебника» Муми-тролль и фрекен Снорк играют в Тарзана, и Муми-тролль начинает говорить цитатами из фильма, на ломаном английском пародируя нескладную речь главного героя: «Tarzan hungry, Tarzan eat now».

Поэтика книг о муми-троллях

Тем не менее попадание человеческой культуры в мир муми-троллей не приближает их к читателю, а, скорее, наоборот, подчеркивает замкнутость этого мира. И это понятно: ведь Муми-долина — классическая европейская пастораль, уединенное место на лоне природы, которое делает героя мудрее и счастливее. Время в этом месте не линейно, но циклично: здесь очень важны времена года, хотя никто из персонажей не знает, какой сейчас год. Этот календарь движется по кругу: осенью делают запасы, зимой впадают в спячку, весной встречают возрождающуюся природу и возвращающегося из стран-ствий Снусмумрика, а летом устраивают праздники.

Времена года были невероятно важны и для самой Туве Янссон: лето ассоцииро-валось у нее с детством и счастьем, а «В конце ноября» — книга о сиротстве, о печали и о холоде — написана после смерти матери.

Персонажи

Еще одна особенность книг о муми-троллях — гармоничное сосуществование в замкнутом пространстве разных героев. Обитатели Муми-долины не похожи друг на друга: среди них есть ворчуны, тревожные натуры, нарциссичные персонажи, но в доме муми-троллей каждый из них находит приют и любовь, каждого принимают таким, какой он есть. На эту особенность книг Янссон обратили внимание психологи и педагоги, и истории о муми-троллях часто используются в сказкотерапии и в методиках нового направления дошкольной педагогики — эмоциональном воспитании.

Однако литературных критиков, среди которых были и некоторые друзья Янссон, раздражала богемность и буржуазность героев: обитатели Муми-долины не ходят на работу, курят, пьют и ругаются, рожают детей вне брака.

Все герои «Муми-троллей» в той или иной степени списаны с реальных людей. Себя Янссон изобразила в образах Муми-тролля, Малышки Мю и хомсы Тофта, Снусмумрик списан с вышеупомянутого Атоса Виртанена, а Тууликки Пиетиля, как нетрудно догадаться, — это Туу-тикки, которая открывает Муми-троллю мир зимы. Всеми любимая Муми-мама — это, конечно, образ матери Туве Янссон, а бесконечные вечеринки и пребывание в Муми-доме самых разных существ на правах жителей отражают семейный уклад Янссонов, богемной семьи, у которой всегда были гости и настоящие вечеринки. Тофсла и Вифсла — это сама Туве Янссон и Вивика Бандлер, актриса и режис-сер, с которой у писательницы был роман. До 1971 года гомосексуальные отно-ше-ния в Фин-ляндии карались законом, и Туве с Вивикой скрывали свой роман: обсуждая по телефону планы и отношения, они прибегали к эвфемизмам и кодовым словам. Неразлучные подруги Тофсла и Вифсла тоже говорят на языке, кото-рый не совсем понятен остальным: он состоит из обычных слов, к которым приделывается суффикс «фсла».


Moomin Characters™

Исследовательница Майя Лииса Харью называет книги Янссон феноменом так называемой переходной литературы — crossover literature: другими словами, это универсальный текст, обращенный к читателям разных возрастов и поколе-ний. Янссон стала самой успешной финской писательницей, а комиксы о муми-троллях на пике популярности печатались в 120 газетах 40 стран мира, и это неудивительно. Янссон — представительница языкового меньшинства, родившаяся в семье художников в период обесценивания «буржуазных ценностей». После тридцати она поняла, что любит женщину. Мало кто мог настолько остро прочувствовать необходимость в мире, где тебя могут принять таким, какой ты есть, и где есть место каждому. В своих книгах Янссон воплотила мечту о таком безопасном пространстве и через историю Муми-тролля рассказала о себе и о собственном духовном взрослении, поместила в мир Муми-долины всех любимых людей, воссоздала утраченный мир своих детских воспоминаний, а потом рассказала о том, как научиться жить без него.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!