Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Классификация инспекционно досмотровых комплексов рф. Инспекционно- досмотровой комплекс. Отдел тылового обеспечения

Реферат выполнил: А.В.Медведева

студент группы ТП-84

НОУ СПО «НКТ им. А.Н.Косыгина Новосибирского облпотребсоюза»

Новосибирск 2010

Введение

Все большая интеграция Российской Федерации в мировые экономические процессы влечет за собой и заметное увеличение грузопотока через ее территорию. Данный факт, естественно, отражается на работе таможенных органов, загрузка которых в этой связи возрастает в несколько раз. Наибольшую трудность среди всех видов таможенного контроля представляет проверка содержимого крупногабаритных грузов и транспортных средств – авиационных, морских, железнодорожных контейнеров, грузовых автомашин, рефрижераторов. Таможенный контроль указанных объектов предполагает проведение целого комплекса трудоемких и длительных разгрузочно-погрузочных работ. Практика показала, что на проведения этих процедур для одного транспортного средства уходит 2-3 часа. Таким образом, большинство транспортных средств, следующих через границы России, проходят таможенное оформление только на основании представленных документов, фактически без необходимой реальной идентификации содержимого.

Решение этой проблемы руководство Федеральной таможенной службы (ФТС) нашло в применении разнообразных технических средств таможенного контроля (ТСТК).

Опыт мировой таможенной практики, изученный отечественными специалистами, показал, что наиболее эффективной техникой в настоящее время является инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), позволяющие за 3-5 минут без вскрытия и разгрузки транспортного средства по лучить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими их идентифицировать. Также комплекс позволяет обнаруживать в конструкционных узлах транспортных средств предметы, запрещенные к перевозке.

Цель работы:

1. Классификация ТСТК

В составе ТСТК выделяют 7 самостоятельных, но взаимосвязанных классов ТСТК (схема 1).

Первый класс включает технические средства, предназначенные для оперативной диагностики документов, представляющих для таможенного оформления объектов, перемещаемых через таможенную границу, с целью выявления подделки (допечатка, дописка текста, подчистка, замена листов, подделка печатей, штампов, подписей).

Второй класс включает технические средства, предназначенные для дистанционной оперативно-технической инспекции объектов таможенного контроля, в процессе которой осуществляется интроскопия объектов с помощью ИДК, контроль объёмов и количество стратегически важных сырьевых товаров и выявить среди них предметы таможенных правонарушений.

Третий класс включает в себя технические средства, необходимые для проведения таможенного поиска тайников и сокрытий, досмотра товаров и транспортных средств, а так же применение технических средств для отбора проб содержимого объекта таможенного контроля.

Четвёртый класс включает технические средства, которые обеспечивают выполнение оперативно-технических действий, связанных с:

1) проведение оперативной диагностики предметов таможенного правонарушения, выявленных в результате таможенного досмотра;

2) проведение оперативной классификации товаров с целью их отнесения к соответствующим классам, группам, позициям ТН ВЭД;

3) определение целостности атрибутов таможенного обеспечения, запирающих устройств.

Пятый класс – ТСКТ, которые необходимы для таможенного оформления, перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, включая наложенные на них и на документы средства таможенного обеспечения.

Шестой класс включает ТСТК, которые предназначены для выполнения функций визуального наблюдения за действиями лиц, находящихся в зонах таможенного контроля, с целью выявления:

1) противоправного поведения;

2) подозрительных контактов с другими лицами, в том числе с сотрудниками таможенных органов.

Седьмой класс включает ТСТК, которые обеспечивают получение данных о информации, перемещаемой через таможенную границу, с целью выявления материалов, запрещённых к такому перемещению.

Результаты применения ТСКТ позволяют определить:

1) ход дальнейшего процесса таможенного контроля объектов, перемещаемых через таможенную границу;

2) установление достоверности и подлинности документов;

3) определение соответствия качества товаров и транспортных средств данным, содержащимся в декларируемых документах;

4) подтвердить правильность классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД;

5) обеспечить правильное начисление таможенных платежей;

6) выявить тайники и сокрытые вложения;

7) обеспечить выявление, пресечение и предупреждение таможенных правонарушений.

Основными принципами применения ТСТК являются:

1) правомерность применения ТСТК – использование техники допустимо тогда, когда это предусмотрено законом;

2) научная обоснованность – предполагает, что при применении ТСТК будет получена истинная информация об объекте и его содержимом;

3) непричинение ущерба и неправомерного вреда объекту таможенного контроля – предполагает недопустимость применения ТСТК и методов, которые бы причини вред здоровью и ущерб;

4) сохранение обнаруженного предмета таможенного правонарушения – означает, что в процессе применения ТСТК не должны возникать такие изменения предметов, которые потом отрицательно повлияют на расследование таможенного правонарушения;

5) этичность – применение ТСТК не должно унижать достоинство гражданина в процессе таможенного контроля;

6) эффективность – означает, что при проведении таможенного контроля должны быть использованы такие ТСТК, с помощью которых можно наиболее быстро и качественно получить информацию об объекте;

7) экономичность – если результаты могут быть получены с помощью различных видов ТСТК, то необходимо использовать те, применение которых связаны с наименьшими затратами сил и времени. Если получение необходимой информации об объекте таможенного контроля и его содержимом может быть достигнуто иным путём, то от применения ТСТК целесообразно отказаться.

Соблюдение принципов имеет важное значение на всех этапах таможенного контроля. Руководствуясь ими можно правильно осуществлять выбор того или иного ТСТК для решения оперативных задач.

2 класс
3 класс
3 подкласс

Инспекционно - досмотровые комплексы (ИДК)

Предназначены для интроскопии крупногабаритных объектов таможенного контроля, отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров.

Инспекционно-досмотровый комплекс - техническое средство таможенного контроля (комплекс технических средств), использующее проникающее ионизирующее излучение для получения рентгеновского изображения и анализа крупногабаритных грузов и транспортных средств. Принцип работы ИДК основан на свойстве рентгеновского луча получать теневое изображение пронизываемого им предмета и вызывать его свечение с помощью флюороидных материалов.

ИДК в общем случае должен состоять из следующих основных систем:

  • - излучающая система;
  • - система регистрации и обработки;
  • - система перемещения досматриваемого объекта;
  • - система обработки изображений, управления данными и обеспечения их хранения;
  • - система обеспечения взаимодействия с внешними информационными системами, комплексами программных средств ЕАИС таможенных органов и информационной безопасности;
  • - система обеспечения удаленного просмотра изображений;
  • - система управления комплексом;
  • - система транспортирования;
  • - система радиационной безопасности;
  • - система видеонаблюдения;
  • - система электропитания

Мобильный ИДК в пункте пропуска через Государственную границу РФ.

1. Порядок таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием мобильного инспекционно-досмотрового комплекса в автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - Порядок) разработан на основании Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Порядок определяет особенности организации таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием мобильного испекционно-досмотрового комплекса (МИДК) в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (АПП), а также последовательность действий должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК.

2. Таможенный контроль товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК в АПП проводится в соответствии с положениями Порядка таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием инспекционно-досмотрового комплекса ИДК в автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденного Приказом ФТС России от 12 января 2007 г. N 13, с учетом особенностей использования МИДК при таможенном контроле товаров и автотранспортных средств, к которым относятся:

специфика развертывания, базирования и перемещения МИДК на территории АПП;

обозначение пределов рабочей зоны на территории АПП;

помещение товаров и автотранспортных средств в рабочую зону МИДК и убытия из нее;

передислокация МИДК из одного АПП в другой.

3. МИДК от места постоянного базирования направляется в рабочую зону МИДК (как правило, специально оборудованный в соответствии с Техническим регламентом работы МИДК (приложение N 3) горизонтальный участок местности в АПП, расположенный преимущество на направлении въезда автотранспортных средств на территорию Российской Федерации за линией контроля грузового автотранспорта с учетом требований по радиационной безопасности).

При отсутствии в АПП специально оборудованного участка рабочая зона МИДК определяется по решению начальника таможенного органа, в регионе деятельности которого находится АПП, исходя из местных условий с учетом схемы организации движения автотранспортных средств в АПП, требований охраны труда и радиационной безопасности.

  • 4. Должностное лицо таможенного органа, ответственное за перемещение и развертывание МИДК (водитель МИДК), осуществляет его перемещение в рабочую зону МИДК.
  • 5. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, входящее в состав экипажа МИДК, обеспечивает развертывание и функционирование МИДК.
  • 6. Направляемое для прохождения таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК автотранспортное средство следует в рабочую зону МИДК согласно схеме организации движения автотранспортных средств в АПП при проведении таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК (приложение N 1). Перемещение автотранспортного средства в рабочую зону МИДК и убытие из нее допускается только с разрешения уполномоченного должностного лица таможенного органа.
  • 7. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, ответственное за организацию движения автотранспортных средств, направляемых для прохождения таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК, и размещение автотранспортных средств в рабочей зоне МИДК обозначает рабочую зону МИДК специальными техническими средствами (предупреждающими, информационными знаками), контролирует процесс помещения автотранспортных средств в рабочую зону МИДК в АПП и убытия автотранспортных средств из рабочей зоны МИДК.
  • 8. Водитель прибывшего в рабочую зону МИДК автотранспортного средства, следуя инструкциям, содержащимся в Памятке для водителя автотранспортного средства при направлении автотранспортного средства для прохождения таможенного осмотра с использованием рентгеновской установки - мобильного инспекционно-досмотрового комплекса (МИДК) (приложение N 2), производит остановку автотранспортного средства и удаляется за пределы рабочей зоны МИДК.
  • 9. Уполномоченные должностные лица таможенного органа при проведении таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК контролируют соблюдение требований охраны труда, следят за отсутствием ошибок (тревог) в работе оборудования МИДК, организуют проведение следующих процедур:

представление и анализ товаросопроводительных документов, полученных рентгеновских изображений;

рентгеновское СКАНИРОВАНИЕ товаров и автотранспортных средств;

передача, сохранение, архивирование изображений и (или) данных о товарах и автотранспортных средствах.

  • 10. После завершения процесса рентгеновского сканирования автотранспортное средство убывает из рабочей зоны МИДК на площадку ожидания результатов таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК.
  • 11. По решению начальника таможенного органа, в регионе деятельности которого расположены несколько АПП, и по согласованию со службой организации таможенного контроля регионального таможенного управления МИДК может быть передислоцирован в любой АПП в регионе деятельности таможенного органа.

О принятии решения о передислокации МИДК из одного АПП в другой начальник таможенного органа информирует Главное управление организации таможенного контроля ФТС России.

12. По представлению начальника Главного управления организации таможенного контроля ФТС России и по решению руководителя ФТС России либо первого заместителя руководителя ФТС России МИДК могут быть передислоцированы из регионов деятельности таможенных органов одного регионального таможенного управления в АПП, расположенные в регионах деятельности таможенных органов другого регионального таможенного управления.

Досмотровая рентгеновская техника (ДРТ) – это первый и основной класс технических средств таможенного контроля, представляющий собой комплекс рентгеновской аппаратуры, предназначенный для визуального контроля ручной клади и багажа пассажиров, предметов отдельно следующего багажа, среднегабаритных грузов и международных почтовых отправлений без их вскрытия с целью выявления в них предметов, материалов и веществ, запрещённых к ввозу (вывозу) или не соответствующих декларированному содержанию.

Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) предназначены для интроскопии крупногабаритных объектов таможенного контроля, отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров.

Классификацию инспекционно-досмотровых комплексов можно проводить по двум различным признакам:

1. по объекту контроля:

ИДК для контроля грузовых машин и контейнеров

ИДК для контроля железнодорожных вагонов

2. по мобильности:

ИДК стационарные

ИДК легковозводимые (перебазируемые)

ИДК мобильные

ИДК позволяет за минимальное время (3-5 минут) без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими идентифицировать перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров.

Ведущими странами, производящими ИДК, являются Германия (SMITHS HEIMANN) и Китай (NUCTECH COMPANY LIMITED).Рядом российских предприятий в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ созданы отдельные составные части и узлы ИДК.

ИДК выпускаются в стационарном, перебазируемом и мобильном варианте для досмотра морских контейнеров и большегрузных автомобилей.

1. Стационарные инспекционно-досмотровые комплексы

Строительство стационарных ИДК целесообразно на территории крупных морских портов, аэропортов, автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска.



Стационарные ИДК представляют собой специально построенное здание в котором находится досмотровый тоннель, а также все необходимые для работы персонала помещения. Досмотровый тоннель стационарного ИДК окружен бетонными стенами, служащими защитой от выхода наружу рентгеновского излучения.

После сканирования текста таможенной декларации и отображения ее на экране монитора проводится сопоставление заявленных сведений о товаре с информацией, содержащейся на рентгеновском изображении. Оценка полученной информации требует около 15 минут в зависимости от вида груза и опыта работы оператора. Досмотровый тоннель стационарного ИДК может иметь один или два линейных ускорителя, которые излучают веерообразные пучки рентгеновских лучей, направленные на детекторные линейки, расположенные сбоку и снизу от досматриваемого объекта. В местах расположения источников излучения и линеек детекторов стены тоннеля выполнены из толстого (до 1,5 м) армированного железобетона.

Аппаратура обработки изображения позволяет:

Выбирать любой фрагмент вертикальной или горизонтальной проекции теневого изображения объекта и увеличивать его в 2 или 4 раза;

Применять к изображению операцию выделения поддиапозона яркостного сигнала;

Оконтуривать полученные изображения;

Представлять изображения в виде негатива;



Представлять изображения в режиме «псевдоцвета»;

Оценивать координаты и линейные размеры предметов, вызывающих оперативный интерес, для облегчения их поиска при последующем физическом досмотре объекта;

Сохранять изображение в памяти, записывать его на носители, а также получать его распечатку.

Процессом просвечивания объектов управляет главный оператор со своего рабочего места. Он открывает и закрывает ворота, включает и выключает линейные ускорители, управляет перемещением объекта.

Транспортные средства, в изображениях которых выявлены признаки нарушений таможенного законодательства, направляются в бокс углубленного досмотра для выгрузки и ручного досмотра. Результаты досмотра и оценки рентгеновского изображения выводятся на печать. Распечатки со специальными маркерами, указывающими на точное местоположение подозрительных предметов, с привязкой к реальным координатам могут использоваться для облегчения поиска данных предметовпри ручном досмотре.

Пример стационарного ИДК – установка «HCVG 3022» – рентгеновский сканер для досмотра груженых грузовых автомобилей и контейнеров. Используется в портах, аэропортах и на пограничных пунктах.

2. Перемещаемые инспекционно-досмотровые комплексы

Перемещаемые ИДК с энергетикой 6 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали – 300 мм) позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о соответствии перевозимого груза заявленному в товаросопроводительных документах до 85% товаров относительно стационарных ИДК.

Данные комплексы используются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропускную способность до 20-ти грузовых автомобилей в час.

Технологическое оборудование комплекса размещается в быстровозводимом сооружении либо сооружении из сборных бетонных модулей (перебазируемый вариант) с упрощенной радиационной защитой. Все компоненты перемещаемого ИДК расположены в модулях, которые могут быть перемещены обычными средствами, например, подъемным краном и грузовиками. Время монтажа данного ИДК при перемещении его на новое место эксплуатации составляет от 3 до 14 дней.

Установка рентгеновского излучения и система обнаружения смонтированы на раме, которая может автоматически перемещаться по рельсам направлении. Во время сканирования досматриваемые транспортные средства неподвижны.

Пример: перемещаемый ИДК «SilhouetteScan Mobile CAB 2000» (рис. 1.5). Это рентгеновская система для инспекции грузов. Состоит из рабочего модуля на базе двадцатифутового контейнера, перевозимого грузовиком для стандартного контейнера (ISO 668), который может перевозить перемещаемые платформы класса С 745 (EN 284).

3. Мобильные инспекционно-досмотровые комплексы

Мобильные ИДК с энергетикой до 3 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали – до 220 мм), смонтированы на шасси автомобиля и требуют при работе наличия санитарной зоны.

Мобильные ИДК используется в тех местах (зонах таможенного контроля), где необходимо проведение проверки транспортных средств и крупногабаритных грузов, но нет возможности установить стационарную систему. При проведении рентгеновского контроля крупногабаритных объектов, сам объект остаётся неподвижным, а сканирование осуществляется за счет перемещения мобильного ИДК.

Такие системы полностью размещается на шасси автомобиля. Развертывание комплекса в рабочее положение занимает несколько десятков минут.

Среди данного вида ИДК существует разделение на:

Низкоэнергетические;

Среднеэнергетические;

Высокоэнергетические.

Низкоэнергетические (до 300 кэВ) МИДК имеют наименьшую проникающую способность излучения (не более 50 мм по стали), обладают повышенной производительностью (до 30 досматриваемых объектов в час), более радиационно безопасны и позволяют определить внутреннее содержимое объекта таможенного контроля без его детального анализа.

Среднеэнергетические (2,5 МэВ) и высокоэнергетические (более 4 МэВ) МИДК способны обеспечить рентгеновский досмотр полностью загруженных грузовиков, трейлеров и контейнеров.

HCV-Mobile (рис. 1.6) – система высокоэнергетического рентгеновского просвечивания для проверки груженых автомобилей и контейнеров.

Система представляет собой автомобиль, который может работать на любой территории и не требует внешней инфраструктуры. При энергии излучения от 3 до 4 МэВ глубина просвечивания составляет до 270 мм по стали, время подготовки к работе – менее 30 мин, рабочий процесс проверки грузов несложен, количество обслуживающего персонала минимально (3 чел.). Производительность комплекса – 25 грузовиков в час, стандартные размеры проверяемого автомобиля – 4,5 м (В) × 2,8 м (Ш) × 28 м (Д). Система демонстрирует высокое качество изображения и проверки.

Для проведения таможенного осмотра с использованием ИДК применяется случайная выборка товаров и транспортных средств. Параметрами случайной выборки являются соотношение количества таможенных осмотров с использованием ИДК, проводимых на основании указания, формируемого специальным программным средством случайной выборки, к общему количеству товаров и транспортных средств, регистрируемых при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном органе. Профили рисков, устанавливающие параметры применения случайной выборки для проведения таможенного осмотра с использованием ИДК, утверждает руководитель ФТС России.

Проведение таможенного осмотра товаров и транспортных средств с использованием ИДК является обязательным при наличии указания, сформированного специальным программным средством по результатам применения случайной выборки, за исключением следующих случаев:

1. габариты транспортного средства не соответствуют техническим возможностям ИДК;

2. перевозимые товары не подлежит таможенному осмотру с использованием ИДК (см. Табл.1.2);

3. мобильный ИДК не эксплуатируется в регионе деятельности таможенного поста (ОТОиТК таможни) на момент формирования с применением случайной выборки указания о проведении таможенного осмотра с использованием ИДК, при этом мобильный ИДК не может быть перемещен на таможенный пост в разумно короткие сроки;

4. наличие неисправности ИДК, не позволяющей его использовать для проведения осмотра товаров и транспортных средств, если такая неисправность не может быть устранена до окончания таможенного оформления в таможенном органе товаров, в отношении которых по результатам применения случайной выборки сформировано указание о проведении таможенного осмотра с использованием ИДК.

Таможенный контроль в форме таможенного осмотра с использованием ИДК проводится рабочей сменой ИДК (группа должностных лиц подразделения применения ИДК либо таможенного поста, сформированная начальником подразделения.

По результатам анализа информации, полученной с использованием ИДК, должностные лица подразделений таможенных органов в случаях выявления нарушений законодательства либо рисков принимают меры по недопущению (устранению последствий) возможных нарушений законодательства, информируют заинтересованные таможенные органы о выявленных признаках нарушений, проводят мероприятия по разработке срочных, зональных, региональных профилей рисков и ориентировок и их проектов.

1

Конструкции большинства современных инспекционно-досмотровых комплексов не позволяют получать многоракурсные теневые изображения. Лишь в некоторых стационарных инспекционно-досмотровых комплексах предусмотрено двухпроекционное просвечивание объекта, что позволяет за одно перемещение объекта получить два его взаимно перпендикулярных изображения. Очевидно, что при этом вероятность проведения оператором правильного анализа изображения существенно повышается. В работе проведен анализ алгоритмов работы современных российских инспекционно-досмотровых комплексов. Предложенные варианты построения комплексов несколько увеличивают время для получения соответствующих рентгеновских изображений и принятия по ним решения оператора. Однако по приведённым выше алгоритмам нет необходимости получать и анализировать изображения всех объектов контроля. Целесообразно так детально анализировать изображения только тех объектов, которые попали под профили рисков, или в иных специфических случаях. Таким образом, в статье рассмотрены варианты построения российских инспекционно-досмотровых комплексов, позволяющие в значительной степени повысить информативность рентгеновских изображений.

инспекционно-досмотровый комплекс

организация таможенного контроля

1. Вербов В.Ф., Гамидуллаев С.Н. Мобильный инспекционно-досмотровый комплекс. Патент Российской Федерации на полезную модель № 152952, 2015. МПК: G01N.

2. Вербов В.Ф., Гамидуллаев С.Н. Стационарный инспекционно-досмотровый комплекс. Патент Российской Федерации на полезную модель № 154042, 2015. МПК: G01N.

3. Вербов В.Ф., Гамидуллаев С.Н., Мартыненко С.В. Досмотровый рентгеновский комплекс. Патент Российской Федерации на изобретение № 2497104, 2013, МПК: G01N.

4. Вербов В.Ф., Гамидуллаев С.Н., Сукиязов А.Г. Способ получения объёмного изображения в рентгеновских досмотровых комплексах. Патент Российской Федерации на изобретение № 2426101, 2011, МПК: G01N.

5. Гамидуллаев С.Н., Вербов В.Ф., Башлы П.Н. и др. Таможенное дело: инспекционно-досмотровые комплексы России и зарубежных государств: Учебное наглядное пособие. – Ростов н/Д, Ростовский филиал РТА, 2015. – 147 с.

6. Гамидулллаев С.Н., Вербов В.Ф., Башлы П.Н. и др. Таможенное дело: теория и практика применения мобильных инспекционно-досмотровых комплексов: Учебник. – Ростов н/Д, Ростовский филиал РТА, 2015. – 296 с.

7. Приказ ФТС России от 20.01.2016 № 75 «Об утверждении аналитической программы ФТС России «Организация эксплуатации инспекционно-досмотровых комплексов в таможенных органах Российской Федерации» на 2016–2018 годы». по состоянию на 27.02.2017. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс»: World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года». по состоянию на 27.02.2017. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс»: World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi.

9. Щерба М.Ю. Безуглов Д.А. Шевчук П.С. Особенности применения технических средств таможенного контроля при проведении отдельных форм таможенного контроля. Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал. 2016. – 142 с.

В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года указано, что «одним из направлений развития ФТС России является совершенствование информационно-технического обеспечения, которое включает дальнейшую разработку и внедрение в таможенные органы инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК). Для повышения эффективности и качества таможенного контроля предполагается создание перспективных рентгенографических досмотровых установок, соответствующих мировым стандартам».

Анализ оператором полученных с применением ИДК изображений позволяет идентифицировать перевозимые товары и обнаруживать в них предметы, запрещённые к перевозке. Качество анализа изображения оператором и, как следствие, выпуск или не выпуск крупногабаритного объекта за пределы зоны таможенного контроля зависит от того, насколько полно теневое изображение несёт информацию об объекте контроля (ОК).

Цель работы : рассмотрение и анализ алгоритмов работы современных перспективных российских ИДК.

В настоящее время в ФТС России эксплуатируется: более 15 стационарных ИДК типа HCV-Gantry, HCVG-6040, HCV-Stationary и THSCAN MB1215HL; более 70 мобильных ИДК типа HCV-Mobile . Причём все - зарубежного производства.

К сожалению, перечисленные типы и виды ИДК позволяют за одно сканирование получать только одно плоское (двухмерное) рентгеновское изображение контролируемого объекта, которое, безусловно, несёт в себе недостаточное количество информации о нём.

На сегодняшний день известны некоторые направления повышения информативности теневых изображений ОК, в частности: получение псевдоцветных изображений, повышение разрешающей способности и контрастной чувствительности рентгеновского оборудования ИДК. Однако рассмотренные выше направления себя практически исчерпали .

К перспективным и до конца не реализованным направлениям повышения информативности рентгеновских изображений можно отнести разработку способов получения многоракурсных двухмерных теневых изображений и разработку компьютерных программ для получения трёхмерных (объёмных) рентгеновских изображений.

Конструкции большинства современных ИДК не позволяют получать многоракурсные теневые изображения. Лишь в некоторых стационарных ИДК предусмотрено двухпроекционное просвечивание объекта, что позволяет за одно перемещение объекта получить два его взаимно перпендикулярных изображения. Очевидно, что при этом вероятность проведения оператором правильного анализа изображения существенно повышается.

Как указывалось выше, в таможенных органах России эксплуатируются ИДК только с одним источником излучения. В первую очередь это связано с высокой стоимостью источника рентгеновского излучения (ИРИ). Многие зарубежные страны также не могут позволить себе приобретать ИДК с несколькими источниками излучения по той же причине .

Ниже предлагается несколько российских инновационных технических решений построения ИДК, позволяющих получать многоракурсные изображения с помощью одного ИРИ.

Для этого необходимо осуществлять соответствующим образом многократное перемещение ИРИ на определённый угол относительно контролируемого объекта с последующим его сканированием. Кроме того, в этом случае по имеющимся двухмерным теневым изображениям появляется возможность получать качественные объёмные рентгеновские изображения объекта в целом или его отдельных частей.

На рис. 1 представлен внешний вид российского стационарного ИДК, позволяющего получать множество теневых изображений контролируемых объектов с помощью всего одного ИРИ .

Рис. 1. Внешний вид стационарного ИДК

На рисунке цифрами и буквами обозначено: 1 - источник рентгеновского излучения; 2 - шаговый электропривод; 3 - направляющая дуга; 4 - L-образная детекторная линейка; 5 - перемещающаяся платформа; 6 - крупногабаритный объект контроля; 7 - монитор; 8 - оператор; БУ - блок управления; ПУ - пульт управления (клавиатура оператора); АЦП - аналого-цифровой преобразователь; БПОИ - блок программной обработки информации; V - постоянная скорость перемещения платформы с объектом контроля.

Источник рентгеновского излучения 1 с помощью электрического привода 2 может перемещаться с различным шагом по направляющей дуге 3. Значение одного шага электрического привода задаёт оператор ИДК с ПУ через БУ. Это означает, что объект контроля 6, расположенный на движущейся с постоянной скоростью платформе 5, может быть просвечен рентгеновскими лучами под разными углами (ракурсами) при соответствующем очередном сканированием. Шаг перемещения излучателя может быть различным: от 1 ° до 90 °. Блок БПОИ предназначен для формирования цельного изображения объекта контроля и его отображения на мониторе.

Анализ алгоритмов использования предложенного ИДК показал его большие возможности, позволяющие выявлять скрытые вложения любыми удобными для оператора приёмами.

Однако в предложенной конструкции имеет место недостаток, заключающийся в том, что на отдельных фрагментах полученных рентгеновских снимков в ряде случаев могут появляться некоторые искажения изображений (ложные затемнения), что может привести к неправильному анализу оператором рентгеновского изображения ОК.

Это связано с тем, что углы падения рентгеновских лучей β на приёмные детекторы L-образной линейки в различных положениях ИРИ на направляющей дуге будут случайными и, в ряде случаев, будут существенно меньше 90 °.

Для исключения отмеченного недостатка необходимо добиться того, чтобы углы падения луча при любых положениях ИРИ на направляющей дуге были равны и близки к 90 °, или необходимо перемещать ИРИ по направляющей на заведомо известные углы.

Очевидно, что стационарный ИДК, в котором все углы падения рентгеновских лучей близки к 90 °, должен иметь детекторную линейку также в виде некоторой части окружности того же радиуса, что и радиус окружности направляющей дуги. На рис. 2 представлен внешний вид стационарного ИДК с детекторной линейкой в форме части окружности .

Рис. 2. Внешний вид стационарного ИДК с детекторной линейкой в виде части окружности

Внешний вид стационарного ИДК, в котором шаг перемещения ИРИ по направляющей фиксированный, представлен на рис. 3 .

Рис. 3. Внешний вид стационарного ИДК с фиксированным углом перемещения ИРИ

Расчёты показали, что для качественного анализа рентгеновского изображения оператору достаточно иметь всего 3-4 изображения ОК, сделанные под разными ракурсами. Из этого следует, что целесообразно выбрать следующие четыре фиксированных положения ИРИ на направляющей дуге: 0 °, 30 °, 60 ° и 90 °.

Важным достоинством предложенных конструкций и схем трёх досмотровых комплексов является то, что с помощью всего одного источника рентгеновского излучения появляется возможность получать многоракурсные плоские изображения и на их основе - качественное 3D-изображение контролируемого объекта. Такие комплексы, в случае их внедрения, будут высокоэффективными, информативными и экономически выгодными.

Для построения мобильных ИДК (МИДК) также можно предложить некоторые новые варианты конструкции, позволяющие получать многоракурсные рентгеновские изображения контролируемых объектов. Очевидно, что для этого также необходимо соответствующим образом изменять угол падения рентгеновского луча на ОК, т.е. с помощью некоторого поворотного механизма изменять угол между плоскостью П-образных «ворот» и осью симметрии ОК.

Чтобы угол падения луча на объект контроля был существенным, необходимо увеличивать створ «ворот». Данная проблема может быть успешно разрешена путём применения телескопической (выдвижной) горизонтальной части стрелы (рис. 4) .

Рис. 4. Конструкция МИДК с телескопической стрелой

На рисунке цифрами 31 и 32 обозначены соответственно не выдвижная и выдвижная горизонтальные части «ворот». Если оператору необходимо увеличить угол падения луча на ОК, то он сначала с пульта управления должен подать команду на выдвижение части стрелы 32 на определённую длину, после чего произвести поворот «ворот».

Выводы

Безусловно, все предложенные варианты построения комплексов несколько увеличивают время для получения соответствующих рентгеновских изображений и принятия по ним решения оператора. Однако по приведённым выше алгоритмам нет необходимости получать и анализировать изображения всех объектов контроля. Целесообразно так детально анализировать изображения только тех объектов, которые попали под профили рисков, или в иных специфических случаях.

Таким образом, в статье рассмотрены некоторые варианты построения российских ИДК, позволяющие в значительной степени повысить информативность рентгеновских изображений.

Библиографическая ссылка

Башлы П.Н., Безуглов Д.А., Вербов В.Ф., Гамидуллаев С.Н. ОБ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 3. – С. 15-19;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41387 (дата обращения: 24.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В данной части работы проведен анализ особенностей и эффективности совместного применения СУР и ИДК таможенными органами Российской Федерации, отмечены проблемы и найдены пути их разрешения, основным из которых является установление единых требований по обмену информацией и опыту применения ИДК между членами ТС в рамках системы управления рисками. Определены основные направления дальнейшего развития и совершенствования создаваемой системы таможенного контроля.

В трех государствах: Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан, сформировавших Таможенный союз (далее - ТС), существуют различные по наполняемости, содержанию и условиям системы управления рисками (далее - СУР), позволяющие применять различные формы таможенного контроля (далее - ТК). Причем в Казахстане СУР находится на начальной стадии развития, что признано и подтверждено участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), в Республике Беларусь такая система существует, но принципы, заложенные в ней, отличаются от СУР, применяемой в таможенных органах РФ. При этом в контуре управления СУР в странах-участницах ТС применяются технические средства таможенного контроля, в том числе инспекционно-досмотровые комплексы (далее - ИДК). Но результаты осмотров с помощью ИДК и применяемые на их основе необходимые формы таможенного контроля в настоящее время используются только в том государстве, где данные действия были проведены.

Установление единых требований по обмену информацией и опыту применения ИДК между членами ТС в рамках СУР является актуальным вопросом эффективного функционирования ТС.

Целью исследования является выявление особенностей совместного применения СУР и ИДК таможенными органами РФ, как страны участницы ТС, проблем и путей их решения, перспектив дальнейшего использования в практике ТС.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования предполагается решение следующих задач:

1. Анализ взаимодействия ИДК и СУР в РФ.

2. Характеристика эффективности применения ИДК в РФ.

3. Исследование проблем и поиск путей их разрешения странами ТС.

4. Анализ перспективных направлений развития ИДК в рамках СУР.

Важное значение в системе таможенного контроля занимают современные технические средства ТК, значительно повышающие качество таможенного контроля без существенного повышения издержек бизнеса, связанных с таможенным администрированием внешнеэкономической деятельности. К таким средствам, прежде всего, относятся ИДК. Полученное с помощью ИДК рентгеновское изображение товаров и транспортных средств позволяет идентифицировать перемещаемые товары, просмотреть узлы и агрегаты транспортного средства, обнаружить в них предметы, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства.

В рамках реализации Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)", Концепции развития таможенных органов Российской Федерации и Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, начиная с 2007 года производится оснащение таможенных органов РФ легковозводимыми, стационарными и мобильными инспекционно-досмотровыми комплексами.

При эксплуатации ИДК уделяется пристальное внимание повышению эффективности их использования на основе сочетания двух составляющих - интенсивность эксплуатации и выявление (пресечение) правонарушений.

Интенсивность применения ИДК таможенными органами России постоянно возрастает. Так интенсивность эксплуатации ИДК в 2010 году (среднее 5,3) в сравнении с 2009 годом (среднее 5,1) выросла, достигнув в октябре 2010 года максимального значения - 6 осмотров в час.

С применением ИДК таможенной службой РФ за 10 месяцев 2011 года проведено 680 тысяч осмотров товаров и транспортных средств. По их результатам возбуждено 1884 дела об административных нарушениях и 30 уголовных дел. В частности, с помощью ИДК за три последних года из незаконного оборота изъято более 1,6 тонн наркотических средств, из которых половина приходилась на долю героина.

В настоящий момент использование ИДК при таможенных осмотрах недостаточно эффективно, например, в регионе деятельности СЗТУ на постах, где они эксплуатируются, данный показатель составляет всего 26%. В этих условиях с целью повышения эффективности эксплуатации данного средства таможенного контроля применяется принцип выборочности, в том числе с использованием системы управления рисками. Для осмотра с применением ИДК направляются объекты контроля в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов ФТС России. Должностные лица таможенных органов при принятии решения по проведению осмотра с применением ИДК руководствуются критериями, установленными в Методических рекомендациях по применению так называемых "интуитивных профилей рисков".

Основными признаками, при наличии которых принимается решение о проведении осмотра с использованием ИДК, являются:

1) по особенностям транспортировки товаров:

· товар перевозится в упаковке, не характерной для данного вида товара;

· товарная партия представляет собой сборный груз, состоящий из товаров риска и товаров прикрытия, или перемещаются товары с различными требованиями к условиям транспортировки.

2) по транспортным средствам, на которых осуществляется транспортировка товаров:

· неравномерное распределение нагрузок на оси транспортного средства (прицеп, полуприцеп), загруженного однородным товаром;

· общий фактический вес транспортного средства с товаром превышает вес транспортного средства и перемещаемых в его грузовом отделении товаров, определенный на основании документов.

3) по документам, представленным таможенному органу:

· при прибытии товаров и транспортных средств перевозчиком предоставляются документы, оформленные ненадлежащим образом;

· вес единицы товаров, указанный в представленных документах, не является характерным для данного товара или идентичных, однородных товаров и др.

4) по таможенным процедурам:

· помещение товаров под режим реэкспорта в упрощенном порядке (в случаях нахождения товаров в пунктах пропуска);

· прибытие на таможенную территорию Российской Федерации товаров, ранее вывезенных с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом реэкспорта и т.д.

5) по лицам, перемещающим товары (отправитель/получатель/перевозчик являются нарушителями таможенного законодательства). Применение данных рекомендаций способствует систематизации и обоснованному выбору должностными лицами таможенных органов объектов контроля с использованием ИДК.

К основным проблемам на пути выполнения общей задачи по эффективному применению ИДК в текущем периоде можно отнести следующие:

1. Наличие объективной необходимости одновременного решения двух задач - обеспечивать постоянное наличие объектов перед ИДК, не создавая при этом значительной очереди и обеспечивать целенаправленный выбор объектов на основе применения СУР.

2. Отсутствие взаимного обмена информацией между членами ТС, что может приводить к повторному осмотру объектов, и соответственно отвлекает силы и средства, вызывает нарекания и увеличивает издержки при таможенном оформлении и таможенном контроле участников ВЭД.

3. Перетекание товаропотоков между членами ТС из государств, где в полной мере применяется СУР, например РФ, в государства с более лояльным таможенным контролем и с более низкой его эффективностью, в первую очередь это Республика Казахстан.

Начальные тенденции такого перетекания были отмечены в 3 и 4 кварталах 2010 года и, соответственно, данные обстоятельства не могут устраивать таможенную службу РФ, т.к. теряются объемы поступления таможенных платежей за счет того, что при ввозе выплачиваются таможенные платежи в виде НДС, таможенных пошлин и акцизов, а

перераспределение в процентном отношении между государствами идет только по таможенным пошлинам, соответственно это приводит к уменьшению поступлений таможенных платежей в Федеральный бюджет РФ при таможенном оформлении.

4. Необходимость постоянного повышения уровня профессиональной подготовки операторов ИДК, осуществляющих анализ изображений, так как недобросовестные участники ВЭД оперативно реагируют на предпринимаемые таможенными органами меры, направленные на усиление таможенного контроля.

5. Необходимость организации непрерывной эксплуатации ИДК (в режиме, соответствующем режиму функционирования пункта пропуска).

Главный путь решения проблем в области совместного применения СУР и ИДК странами ТС - это процесс унификации принципов и условий функционирования СУР в странах ТС. Таможенным службам России, Беларуси и Казахстана необходимо установить порядок обмена информацией между таможенными органами государств. В настоящее время такого порядка нет, но проводимая таможенными службами данных государств работа, в первую очередь по инициативе таможенной службы РФ, даст в ближайшее время положительный результат по установлению единых требований в сфере обмена информацией в рамках применения СУР.

В ФТС РФ создана Рабочая группа по подготовке стратегии единого порядка, условий и правил применения СУР. Уже проведены плановые совещания данной группы по вопросам совместного применения СУР в рамках взаимодействия таможенных служб ТС, по итогам которых имеется разработанный план реализации предложений по решению существенных разногласий в рамках СУР.

В ходе реализации мероприятий по внедрению СУР и системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств определены основные направления дальнейшего развития и совершенствования создаваемой системы.

1. Дальнейшая интеграция ИДК с единой автоматизированной информационной системой (ЕАИС) таможенных органов и СУР.

2. Минимизация влияния "человеческого фактора" при использовании ИДК при таможенном контроле товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

3. Построение эффективной вертикали администрирования системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, в том числе результатов сканирования, полученных при использовании ИДК.

4. Совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов для работы на ИДК.

5. Развитие таможенной инфраструктуры, строительство стационарных ИДК и широкомасштабное оборудование пунктов пропуска через государственную границу РФ площадками для использования мобильных ИДК.

6. Организация своевременного и качественного технического обслуживания, мониторинга и контроля за состоянием элементов системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств.

7. Освоение технологии таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием ИДК на различных видах международного сообщения.

8. Активизация международного сотрудничества в сфере применения ИДК в целях обеспечения региональной и глобальной безопасности.

9. Организация передислокации мобильных ИДК из одних пунктов пропуска в другие с учетом оперативной обстановки, интенсивности грузопотока и т.д.

Решение существующих проблем и вопросов позволит увеличить коэффициент охвата товаров и транспортных средств таможенным контролем в форме таможенного осмотра с использованием ИДК при одновременном повышении эффективности применения ИДК. Важным показателем эффективности использования ИДК будет являться

декриминализация внешнеэкономической деятельности, что еще более актуально с учетом реализации концепции переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе РФ.

Таким образом, до осуществления 100% охвата осмотром с использованием ИДК всех объектов контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, таможенный контроль на основе системы управления рисками с применением данного высокотехнологического средства ТК будет оставаться одним из основных инструментов пресечения случаев нарушения таможенного законодательства.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!