Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Обособленные дополнения. Обособленные определения и приложения Обособленные приложения и дополнения таблица

Что такое обособленные члены предложения? Какие они бывают? Когда вообще члены предложения обособляются, а когда нет? В данной статье мы разберемся с тем, что такое обособленные члены предложения, на какие категории они подразделяются, а также с тем, какие существуют правила обособления.

Понятие об обособленных членах предложения

Итак, начнем, как положено в таких случаях, с определения. Обособленные члены предложения это такие второстепенные члены, которые выделяются интонацией и смыслом. Выделение делается, чтобы они приобрели “самостоятельность” в рамках всей фразы.

Как выделяются обособленные члены предложения?

Выделение при устном разговоре происходит при помощи интонации. Если же говорить о письме, то там дело обстоит несколько иначе. Для выделения обособленных членов предложения в тексте применяют запятые.

Сравнение обособленных членов с необособленными

Стоит отметить один простой факт: синтаксический вес обособленных членов значительно больше, чем у их противоположностей. Следовательно, возрастает и стилистическая выразительность. Нельзя не сказать и о логическом выделении.

Что можно обособить в русском языке?

Из всех членов предложения обособить можно только второстепенные. Главные члены в предложении никогда не обособлялись, и в ближайшем будущем такого не предвидится.

Зачем нужно обособление?

Оно позволяет привлечь внимание к тому или иному информационному фрагменту. К тому же фрагмент можно представить более детально, прибегнув к обособлению. Как говорилось ранее, обособленные второстепенные члены предложения обладают большим весом и большей самостоятельностью. Сразу отметим, что обособления могут быть самыми разными. Это и дополнения, и обстоятельства, и определения. Дальше постараемся разобраться с каждой из этих категорий, привести конкретные примеры для каждой группы.

Обособление уточнений

Прежде всего разберемся с тем, что такое обособленные уточняющие члены предложения и зачем они нужны. Как понятно из названия, такие второстепенные члены предложения служат для конкретизации, уточнения. Они неразрывно связаны синтаксической функцией с тем или иным членом предложения, смысл которого они, по сути, и поясняют.

Когда обособляются уточняющие члены предложения?

1. Обособленные уточняющие члены предложения могут быть выражены определением. Пример: “Вокруг было темно, даже очень темно, я бы сказал. Настолько, что, казалось, кто-то в этом мире просто выключил весь свет”. В данном случае оборот “даже очень темно” имеет уточняющее значение и с двух сторон выделяется запятыми.

Стоит отметить, что определения с уточняющим значением могут при письме выделяться при помощи тире. Пример: “В доме было очень много вещей - как его личных, так и принадлежавших явно не ему”.

2. Обособляются обстоятельства, имеющие соответствующее значение. Они могут быть выражены существительными с предлогами, а также наречиями. Например:

  • “Прошла всего секунда - и где-то близко прогремел взрыв, прямо за его спиной”.
  • “Когда-то и здесь, в тихой, мало кому знакомой деревне, протекала жизнь”. Третий пример: “Это случилось совсем недавно, буквально пару дней назад”.

Пояснение: в первом и втором примере уточнение носит характер места. В третьем - характер времени. Частенько обособление уточнений зависит от самого автора места.

3. Обособляются уточнения, присоединяемые при помощи слов “или”, “то есть”, “именно”. Например:

  • “Как его только ни звали. Ходили слухи, что он или волшебник, или маг, или сверхчеловек”.
  • “Это было взвешенное, индивидуальное, то есть не навязанное ему никем, решение”.
  • “Очень многое говорило о страшном бое, произошедшем здесь, а именно: каски и обрывки обмундирования, воронки от артиллерийских снарядов, гильзы”.

4. Обособляются уточняющие члены предложения, которые присоединяются при помощи таких слов, как “даже”, “особенно”, “в том числе”, “в частности”. Например:

  • “Все помнят, что одержать победу над магом не удавалось никому, даже тем, кто пытался сделать это толпой”.
  • “Победа стала радостью для всех, особенно для тех, кто многим ради этого пожертвовал”.
  • “Еще секунда - отряд пошел на прорыв, и он в том числе”.
  • “Многие страны принимают российских туристов с большой радостью, в частности это сейчас делает Турция”.

Обособление дополнений

Виды обособленных членов предложения включают в себя группу дополнений. Это есть не что иное, как падежные формы, примененные к существительным. Они употребляются с такими сочетаниями, как “за исключением”, “вместо”, “кроме”, “наряду с”, “исключая”, “помимо”. Таким образом, можно заметить, что словосочетания в таком употреблении имеют значения, соответствующие замещению и включению, исключению.

Обособление происходит в зависимости от того, какая имеется смысловая нагрузка, имеет ли желание автор выделить данный фрагмент:

  • “Он чувствовал себя уже более или менее стабильно, за исключением того, что еще чуть-чуть болела нога”.
  • “Кроме обещанного накануне дождя, небо озарилось ветвями фиолетовых молний, на мгновение оставлявших свой яркий след на сетчатке глаза”.
  • “Наряду с вопросами, которые ждали своего разрешения на работе, нужно было делать что-то и с домашними делами”.
  • “Помимо всего этого, был еще один существенный недостаток в товаре, который решающим образом удерживал от покупки”.
  • “И все было хорошо, исключая, конечно, некоторые пункты”.

Отметим, что если предлог “вместо” употребляется в значении “взамен”, то он не обособляется. Пример: “Взамен всех обещанных, как он думал, друзьями денег он получил только обещания, слова и ничего больше”.

Обособление обстоятельства

Обособленными членами предложения называются, как мы выяснили раньше, второстепенные члены, выделяемые интонационно и при помощи знаков препинания. Когда же обособляются обстоятельства? Вот об этом дальше и пойдет речь.

  1. Обстоятельство обособляется запятыми с двух сторон независимо от его расположения в тексте, если оно выражено деепричастным оборотом. Пример: “Вдвоем они, затаившись и затаив дыхание, ожидали, пока тень проскользнет дальше, мимо них”. Пояснение: здесь “затаившись и затаив дыхание” - однородные и обособленные члены предложения, выраженные деепричастным оборотом. Есть из этого правила исключение. Деепричастный оборот не обособляется, если он представляет собой фразеологизм.
  2. Обстоятельство обособляется запятыми с двух сторон независимо от его расположения в тексте, если оно выражено деепричастием одиночного типа. Пример: “Он уходил, не оборачиваясь, хотя и понимал, что он сейчас сделал”. Пояснение: здесь “не оборачиваясь” выступает в роли одиночного деепричастия. Тут также есть исключение. Одиночное деепричастие не обособляется, если оно сливается с наречием по своему смыслу. Пример: “Пока мне кто-то что-то говорил, я стоял призадумавшись”.
  3. Обычно два деепричастных оборота, соединенные союзом “и” (как и два одиночных деепричастия) обособляются в качестве одного оборота. Пример: “Я, несмотря на ошибки других и не прислушиваясь к здравому смыслу, продолжал настойчиво вытаптывать свою дорогу”. Пояснение: здесь “несмотря на ошибки других” и “не прислушиваясь к здравому смыслу” - однородные деепричастные обороты. При этом они относятся к одному и том же слову, поэтому они равноправны. Следовательно, запятая между ними не ставится.
  4. Обстоятельство обособляется, если оно представлено в качестве сравнительного оборота. Обычно в сравнительных оборотах употребляются слова наподобие “точно”, “будто”, “как”. В обособлении сравнительных оборотов есть некоторые исключения, они обособляются не во всех случаях. Вообще обособление сравнений и сравнительных оборотов относится к обособлению второстепенных членов предложений только иногда, поэтому много разговаривать об этом в данной статье мы не будем. Пример: “Голова болела, как будто по ней прошлись чем-то массивным”.

Есть в российском синтаксисе такое понятие - факультативно. Это значит “на усмотрение автора”. Так вот, факультативно обособляются обстоятельства в двух случаях:

  1. Если обстоятельство представлено в виде существительного. При этом предлог может быть, а может и отсутствовать. Но больше всего случаев, когда обособляются обстоятельства, которые выражены сочетанием существительных с определенными предлогами. Это: “благодаря”, “несмотря на”, “вопреки”, “в соответствии с”, “в зависимости от”, “во избежание”, “ввиду”. Примеры:

    - “Благодаря наличию свободного времени, он смог решить почти все свои проблемы”.
    - “Несмотря на дождь, они все же решили отправиться на пикник”.
    - “Вопреки угрозам, он ничуточки не изменил свою политику”.
    - “В соответствии с планом, все задания были выполнены в обозначенные сроки”.
    - “В зависимости от того, какое будет принято решение, его ждала разная участь”.
    - “Во избежание драки, находившиеся рядом люди развели их по разным углам”.
    - “Ввиду непредвиденных обстоятельств, нужно было что-то быстро решать, но продуманно”.

  2. Если есть уточнение места, времени. Пример: “И все же невозможно было не заметить, что здесь, в этом забытом цивилизацией помещении, некогда работала и процветала какая-то компания”.

Как в тексте можно найти обособленные обстоятельства? Для этого необходимо сначала найти обыкновенное обстоятельство. А потом посмотреть, действительно ли оно обособлено знаками препинания. После этого можно приступать к разбору вопроса о том, чем выражено обособленное обстоятельство. Легче всего начать поиск с деепричастных оборотов, а также одиночных деепричастий. Не хуже просматриваются и сравнительный обороты, которые, как вы помните, также являются обособленными обстоятельствами наравне с уточнениями места и времени, образа действия лица. Есть опросник, который называется “Тест “Обособленные члены предложения”. В нем обычно даются задания на поиск обособлений. Там есть задание, по которому в тексте необходимо найти обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Логично, что там будет не одно деепричастие, а некоторый набор зависимых слов. Уточняющие обстоятельства найти можно так же легко. Для этого проведите просто поиск слов, которые выражены существительными, стоящими в косвенных падежах. Рядом с ними должны быть и наречия, предлоги. Это, в большинстве случаев, и есть обособленные обстоятельства, выраженные уточнениями места и времени.

Признаки обособления

Согласно правилам русского языка, признаки обособленных членов предложения можно условно разделить на четыре группы. Первая группа - смысловые признаки. Вторая - грамматические. Третья - интонационные (то есть паузы и выделяющая интонация). И последняя, четвертая группа - это пунктуационные признаки. Как говорилось ранее, чаще всего в качестве пунктуационных признаков выступают такие знаки препинания, как запятые. Но не исключено, что обособление будет производиться при помощи тире. Авторские знаки препинания - вещь все-таки достаточно сложная.

Роль обособления в русском языке

Обособление часто позволяет наделить тот или иной фрагмент текста или фразы некоторым особенным смыслом, придать ему информационный вес, отличный от того, который имеется у других частей предложения. То есть за счет обособления делается своеобразный акцент на некоторые факты. Во время разговора мы нередко, рассказывая о чем-либо, сами того не замечая, выделяем некоторые слова и даже фразы интонацией. Соответственно, мы пытаемся добиться внимания к этим фрагментам, они играют какую-то особую роль в той или иной ситуации. Это может вносить некоторые уточнения также. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что роль обособленных членов предложения кроется в усилении информационной нагрузки.

Тест “Обособленные члены предложения”

Перед тем как перейти к заключительной части статьи, где мы будем подводить ее итоги, хотелось бы написать свой, уникальные тест с предложениями, чтобы помочь читателю закрепить полученные знания об обособлении второстепенных членов. Возможно, кому-то тест может показаться легким, но на самом деле именно такого рода задания применяются для выявления знаний у учеников средних образовательных учреждений. Далее будет задание, на которое нужно дать ответ, затем варианты ответов, а после этого пояснение для тех, кто ответил на задание неправильно и правильный ответ.

1. Какие цифры правильно обозначают ВСЕ запятые, которые должны стоять в тексте? “Он подошел к озеру(1) которое переливалось на солнечном свету(2) и уходило куда-то дальше”.

Варианты: а) только 1; б) только 2; в) 1 и 2.

Объяснение: “которое переливалось на солнечном свету и уходило куда-то дальше”- конструкция, состоящая из двух причастных оборотов. Причастный оборот - один из примеров обособленного определения. “Переливалось на солнечном свету” и “уходило куда-то дальше” - два равноправных причастных оборота, которые относятся к одному и тому же слову. Значит, запятая между ними не ставится.

Правильный ответ: а.

2. Во всех следующих случаях будет сразу написано предложение, в котором нужно правильно расставить запятые. “Все было хорошо(1) за исключением того(2) что на горизонте уже маячила(3) собравшаяся в одно целое группа туч(4) предрекающая грозу(5) и сильный ливень”.

Варианты: а) 1, 2, 5; б) 1, 3, 4; в) 2, 5; г) 1, 2, 4.

Пояснение: “за исключением” - пример обособленного дополнения. Он стоит не в начале предложения и не в конце, поэтому обособляется сразу с двух сторон. “Собравшаяся в одно целое группа туч” - распространенное определение, которое выражено причастным оборотом. На месте пропуска (3) никакого обособления не будет. А вот между “туч” и “предрекающая” необходимая запятая. “Грозу” и “ливень” - два равноправных дополнения, которые относятся к одному и тому же слову. Поэтому между ними запятая не нужна.

Правильный ответ: г.

3. “Небо(1) постепенно(2) темнело(3) изредка озаряясь разветвлениями молний(4) а где-то вдалеке(5) слышались раскаты грома(6) предвещающие непогоду”.

Ответы: а) 1, 2, 5; б) 2, 3, 4, 5; в) 3, 4, 6; г) 1, 5, 6.

Пояснение: пропуски 1 и 2 не будут содержать запятой, потому как никакого уточнения там нет. “Изредка озаряясь разветвлениями молний” - распространенное обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Оно будет обособляться с двух сторон. “Предвещающие непогоду” - причастный оборот, стоящий в конце предложения. Он обособляется с одной стороны.

Правильный ответ: в.

Заключение

Итак, что же мы выяснили в ходе данной статьи?

  • Во-первых, употребление обособленных членов предложения делается с целью наделения обособляемого фрагмента самостоятельностью и повышенной информационной нагрузкой.
  • Во-вторых, для обособления в пунктуации используются запятые и тире, а при разговоре - интонация.
  • В-третьих, обособленные члены предложения могут быть только второстепенными.

Обособленные члены предложения, таблица по которым будет представлена далее, могут иметь цель уточнения времени и образа действия, места. Часто они выражаются также деепричастиями, причастиями и оборотами. Не исключаются вовсе и случаи со сравнениями.

Один из разделов синтаксиса - именно обособленные члены предложения. Русский язык предполагает наличие таких второстепенных обособленных членов, как: дополнения, обстоятельства, определения, уточнения и сравнения.

Обособление - это смысловое и интонационное выделение членов предложения с целью придать им известную смысловую и синтаксическую самостоятельность в предложении.

В устной речи они выделяются интонацией, а на письме отделяются или выделяются знаками препинания.

Разные члены предложения обособляются по разным причинам. В одном случае второстепенные члены предложения обособляются потому, что по своему значению в предложении приближаются к сказуемому. В других случаях они обособляются потому, что используются в предложении как нечто добавочное, введённое для уточнения какого-либо члена предложения или для сообщения о нём чего-то дополнительного.

Выделяются следующие основные группы обособленных членов :

1.Обособленные второстепенные члены , имеющие значение добавочного сообщения, дополняющего основное, выраженное главными членами; такие обособленные второстепенные члены легко трансформируются в сказуемое (того же предложения или отдельного предложения): Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом (А. Чехов). Ср.: Тополи были покрыты росой и наполняли воздух нежным ароматом. Или: [Тополи, (которые были покрыты росой),наполняли воздух нежным ароматом].

2.Уточняющие и поясняющие обособленные члены : Теперь же, после половодья, это была река саженей в шесть... (А. Чехов).

3.Присоединительные обособленные члены предложения : Мне продают мужички овёс, да уж больно плохой(А. Чехов).

4.Сравнительные обороты: На противоположном берегу, как исполинские часовые, стояли могучие кедры (В. Арсеньев).

Обособленные члены предложения, имеющие значение добавочного сообщения

К этой группе относятся следующие второстепенные члены предложения:

1) обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с производными предлогами: Туманы, клубясь и извиваясь, сползали по морщинам соседних скал (М. Лермонтов); Утром, несмотря на непогоду,миноносцы снялись и пошли дальше (В. Арсеньев);

2) обособленные согласованные определения: Я часто находил у себя записки, короткие и тревожные. (А. Чехов);

3) обособленные несогласованные определения: Доктор, со шпагою в руке, вбежал в спальную (Ю. Тынянов); Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма (К. Паустовский);

4) обособленные приложения: Со мной был чугунный чайник - единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу (М. Лермонтов).

У всех предложений, содержащих подобные обороты, есть одна общая черта: являясь сообщениями, они как бы содержат в своём составе ещё и «дополнительное сообщение», а потому легко перефразируются в сложное предложение (или в две самостоятельные фразы), причём в одном из предложений сказуемым является обособленный оборот «исходной» фразы. Ср.: Туманы сползали по морщинам соседних скал, они клубились и извивались; Со мной был чугунный чайник, который был единственной моей отрадой в путешествиях по Кавказу и т. п.

Условия обособления

Для того чтобы понять, почему одни второстепенные члены предложения обособляются , а другие нет, почему в одних случаях обособление обязательно, а в других факультативно, необходимо учитывать условия обособления .

Условия обособления - это те факторы, которые благоприятствуют смысловому и интонационному выделению членов предложения.

Самым общим и самым обязательным условием возможности обособления является отсутствие тесной связи второстепенного члена с главным словом. Прежде всего это проявляется в том, что обособление допускают только «факультативные» члены предложения - такие, которые не являются необходимыми при главном слове: определения, приложения, обстоятельства. Наоборот, те члены предложения, которые связаны с передачей основного, а не дополнительного содержания, обособлению не подвергаются. Например, не обособляются определения, без которых существительное неспособно полноценно обозначить предмет или обстоятельство: Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой (А. Пушкин). Дополнения, чаще всего выступающие в роли обязательного члена предложения, тесно связанного с главным словом, также обособлению не подвергаются.

Таким образом, условия обособления - это всё то, что способствует ослаблению связи с главным словом и усилению смысловой значимости самого второстепенного члена.

На обособление влияют синтаксические, морфологические и семантические условия.

Синтаксические условия :

1.Порядок слов: 1) инверсия (обратный порядок слов). Есть обычный (прямой) и необычный (обратный) порядок слов. Так, при прямом порядке слов согласованное определение стоит перед определяемым словом, а несогласованное - после определяемого слова, добавочное действие, названное деепричастием, - после основного, обозначенного сказуемым. Если второстепенный член предложения ставится на необычное для него место в предложении, то тем самым он выделяется, особо подчёркивается - усиливается его смысловая значимость. Поэтому, например, среди согласованных определений обычно обособляются те, которые стоят после определяемого слова, а среди обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, - стоящие перед сказуемым. Ср.: Он, не останавливаясь, бежал и Он бежал не останавливаясь.

2. Дистантное положение второстепенного члена предложения по отношению к главному слову (оторванность второстепенного члена предложения от главного слова): И снова, отсечённая от танков огнём, залегла на голом склоне пехота (М. Шолохов). Такой отрыв определения от определяемого слова непривычен и приводит к усилению его смыслового веса. А это вызывает необходимость обособить такое определение.

3.Объём обособляемого члена (распространённые члены предложения обособляются чаще, чем нераспространённые) или наличие двух или нескольких однородных второстепенных членов: Ср.: Ведёрко, полное росы, я из лесу принёс (С. Маршак) и Ведёрко полное набрать не пожалел я сил (С. Маршак).

4. Особая смысловая нагрузка, необычная для данного второстепенного члена предложения (появление у второстепенного члена добавочного значения), когда второстепенный член поясняет не только то слово, которому непосредственно подчинён, но и какой-либо другой член предложения. Например, обособляется согласованное определение, стоящее даже перед определяемым словом (прямой порядок слов), если это определение имеет добавочное обстоятельственное значение: Поглощённый своими мыслями, мальчик не замечал ничего вокруг (причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, обособляется здесь потому, что имеет еще и обстоятельственное (причинное) значение).

Морфологические условия обособления :

Иногда обособление зависит от наличия в составе выделяемого члена предложения определённой грамматической формы или служебного слова определённого лексико-грамматического разряда, т.е. обособление в таком случае связано с морфологическим способом выражения второстепенного члена.

Деепричастия, краткие формы прилагательных и причастий, выступающие в функции определения, сочетания со сравнительными союзами (сравнительные обороты), некоторые сочетания существительных с предлогами, наличие вводных слов обычно образуют обособленные второстепенные члены. Например: Когда письмо было готово и я собирался его заклеить, вошёл, видимо рассерженный, староста (В. Короленко). В этом предложении одиночное (нераспространённое) согласованное определение рассерженный, стоящее перед определяемым существительным, обособляется, так как к нему относится вводное слово видимо (которое, кстати, не отделяется запятой от определения).

Практически всегда (кроме отдельных особых случаев) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

Краткие формы прилагательных и причастий в современном русском языке закрепились в функции сказуемого. Сравнительно редко (в основном в поэзии) они употребляются как определения (которые относятся к подлежащему), сохраняя значение добавочного сказуемого, что делает их обособление обязательным, независимо от местоположения: Колеблется воздух, прозрачен и чист (Н. Заболоцкий); Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (А. Пушкин); В привычный час пробуждена, вставала при свечах она (А. Пушкин).

Сравнительный союз, как правило, требует интонационного выделения оборота: Душный воздух неподвижен, как вода лесного озера (М. Горький).

Семантические условия обособления:

Отсутствие или наличие тесной смысловой и синтаксической связи между второстепенным членом предложения и тем словом, к которому он относится, иногда обусловливается семантикой поясняемого слова. Чем конкретнее, определённее значение слова, тем менее оно нуждается в распространении, тем слабее связи с ним второстепенных членов, которые поэтому легко обособляются .

Например, личные местоимения «не признают» обычных определений, нельзя сказать: внимательный я, сердитый он (ср.: внимательный ученик, сердитый человек). Поэтому определения, относящиеся к личному местоимению, всегда обособляются: А он, мятежный, просит бури... (М. Лермонтов).

Если определяемое слово является именем собственным или относится к терминам родства (мать, отец, дедушка, бабушка и под.), то это тоже может способствовать обособлению определения: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька, щурится, чему-то улыбается (М. Горький).

Наоборот: с существительными, слишком общими по значению (человек, вещь, выражение, дело и под.), определения образуют единое целое, т.к. существительное без определения не может участвовать в формировании высказывания, например:

Это заблуждение свойственно даже л юдям умным и образованным; Случались дела смешные, трогательныеи трагические (В. Астафьев) - определения в этих предложениях необходимы для выражения основного (а не добавочного) сообщения.

1. Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными?

Обособление – это выделение членов предложения интонацией и на письме, чтобы придать им синтаксическую и смысловую самостоятельность. Обособленными могут быть любые члены предложения.

2. Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?

Для обособления второстепенных членов предложения, они должны:
Располагаться в особенном порядке;
Уточнять характер отношения одного члена предложения к другому;
Обладать определенной смысловой нагрузкой;
Намеренно выделяться в предложении автором;
Стоять возле других обособленных членов;
Не сочетаться синтаксически и по смыслу с другими членами предложения.

3. Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?

O Определения обособляются:
Если оно относится к личному местоимению я, ты, вы, мы, он, она, они, оно. Например: Как она, любимая, могла так поступить?
Если выражено причастием или прилагательным с зависимыми словами и стоит после определяемого слова: Дом, построенный недавно, еще нуждался в отделке.
Имеет дополнительные значения причины или уступки. Например: Уставшая после рабочего дня, мама ушла отдыхать.
Несколько нераспространенных прилагательных стоит после определяемого слова. Например: Мне нравится ее характер, справедливый и смешной.
Они выражены существительным в косвенном падеже и стоят в предложении после определяемого слова. Например: Уже знакомый нам дедушка, с длинной бородой, медленно побрел в сторону восходящего солнца.

O Приложения обособляются, если:
Они распространенные и выражаются нарицательным существительным с зависимыми словами, а стоят после определяемого слова: Май, последний весенний месяц, порадовал теплом.
Одиночные и относятся к нарицательному существительному с зависимыми словами. Например: Наша внучка, артистка, хочет быть знаменитой.
относятся к собственному существительному и стоит после него. Например: Стихи Цветаевой, великого русского поэта, не могут не оставить глубокий след в сердце читателя.
Они относятся к личному местоимению: Им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни…

4. Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?

Всегда обособляются обстоятельства, которые представлены оборотами с предложными сочетаниями «невзирая на», «несмотря на». Например: Несмотря на плохую погоду, она все-таки пошла на почту.
o Деепричастие обособляется, если:
Употребляется в форме оборота. Например: Закрыв окно, она продолжила свой рассказ.
Оборот стоит после союза а. Например: Нужно исправить ошибку, а исправив ее, отдать тетрадь обратно учителю.
Одиночное деепричастие обособляется, если не утрачено значение действия (нет перехода в наречие).

5. Какие члены предложения называются уточняющими?

Уточняющими членами предложения называются слова, которые объясняют смысл предшествующих слов. В речи выделяются интонацией, а на письме запятыми. Пример: Сегодня, в два часа дня, приходите в актовый зал.

6. С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

Обособленные члены произносятся с выделительной интонацией: выделяются паузами и сопровождаются повышением или понижением тона, в зависимости от того, в каком месте предложения находятся.

Обособление - это смысловое и интонационное выделение членов предложения с целью придать им известную смысловую и синтаксическую самостоятельность в предложении.

В устной речи они выделяются интонацией, а на письме отделяются или выделяются знаками препинания.

Разные члены предложения обособляются по разным причинам. В одном случае второстепенные члены предложения обособляются потому, что по своему значению в предложении приближаются к сказуемому. В других случаях они обособляются потому, что используются в предложении как нечто добавочное, введённое для уточнения какого-либо члена предложения или для сообщения о нём чего-то дополнительного.

Все обособленные члены делятся на две группы: обособленные члены со значением добавочного сказуемого и обособленные члены со значением уточнения .

I. Значение добавочного сказуемого могут иметь обособленные определения, приложения и обстоятельства.

Эти члены предложения легко заменить сказуемым.

Сравните: 1) Море, утихшее за ночь , сейчас еле плескалось в скалах. - Море утихло за ночь и сейчас еле плескалось в скалах; 2) Отличный механик , он легко устранил неисправность в моторе. - Он легко устранил неисправность в моторе, так как был отличным механиком ; 3) Проехав несколько станций без остановки , электричка остановилась только в Люберцах. - Электричка проехала несколько станций без остановки и остановилась только в Люберцах.

Обособленные определения выражаются причастными оборотами, одиночными и однородными причастиями и прилагательными, а также оборотами, состоящими из прилагательных или существительных с зависимыми словами.

Например: Книги, прочитанные в детстве , помнятся всю жизнь; А лес, молчаливый , темный , тянулся на много верст вокруг (Бунин); Я прожил жизнь, полную неожиданностей (Паустовский); Коля, в своей новой курточке с золотыми пуговками , был героем дня (Тургенев).

Обособленные обстоятельства могут выражаться деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями, а также существительными с предлогами несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, по причине и др.

Например: Крупные капли дождя разбивались о землю, превращаясь в пыль и мельчайшие брызги (Солоухин); Несмотря на погоду , мы решили выступать (Обручев).

Обособленные дополнения чаще всего выражаются существительными с предлогами кроме, помимо, сверх, за исключением, включая и др.

Например: Кроме диких птиц и зверей , около монастыря не показывалась ни одна душа (Чехов).

Все обособленные члены предложения могут быть выражены также сравнительными оборотами с союзами как, как будто, будто, словно и др.

Например: По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру ; Комната была залита ровным светом, будто от керосиновой лампы (Паустовский).

II. Значение уточнения могут иметь различные обособленные члены предложения , которые конкретизируют предшествующие уточняемые члены. Уточняющим будет считаться такой член предложения, который, находясь после своего синтаксического аналога, будет сужать передаваемое понятие или ограничивать его в каком-то отношении.

Иными словами, уточняющее обстоятельство времени должно идти после обстоятельства времени, определение – после определения, но смысл второго должен быть уже и конкретнее первого. В роли уточняющих членов выступают обстоятельства места, времени, образа действия, определения и приложения.

Например: С юга, со степного гребня , набегом шел теплый и мокрый снег; Разметнов на вторые сутки, к вечеру , прибежал к Давыдову (Шолохов). В этих предложениях конкретизируются обстоятельства места и времени (наиболее распространенные случаи).

Обособляются присоединительные конструкции, которые содержат дополнительные замечания или разъяснения , вводимые в середину или в конец предложения. Такие конструкции обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе, притом, и притом, и (в значении «и притом»), да, да и, да и вообще и др.

Например: Было очень тепло, даже жарко (Чаковский); В людях есть много благородства, много любви, самоотвержения, особенно в женщинах (А. Островский); А Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил (Тургенев); Что тут делать скульптору, да ещё плохому ? (Тургенев); Уже на Кавказе я узнал, и то не от капитана , что он был четыре раза тяжело ранен… (Л. Толстой); Дорога была только одна, и притом широкая и обставленная вехами , так что сбиться было невозможно (Короленко); Пусть эти люди, да и многие другие , запомнят случившееся. Казалось, что всё, в том числе леса и поля , движется на запад, а на восток идти и ехать невозможно (Казакевич)

Условия обособления

Для того чтобы понять, почему одни второстепенные члены предложения обособляются , а другие нет, почему в одних случаях обособление обязательно, а в других факультативно, необходимо учитывать условия обособления .

Условия обособления - это те факторы, которые благоприятствуют смысловому и интонационному выделению членов предложения.

Самым общим и самым обязательным условием возможности обособления является отсутствие тесной связи второстепенного члена с главным словом. Прежде всего это проявляется в том, что обособление допускают только «факультативные» члены предложения - такие, которые не являются необходимыми при главном слове: определения, приложения, обстоятельства. Наоборот, те члены предложения, которые связаны с передачей основного, а не дополнительного содержания, обособлению не подвергаются.

Например , не обособляются определения, без которых существительное неспособно полноценно обозначить предмет или обстоятельство: Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой (А. Пушкин). Дополнения, чаще всего выступающие в роли обязательного члена предложения, тесно связанного с главным словом, также обособлению не подвергаются.

Таким образом, условия обособления - это всё то, что способствует ослаблению связи с главным словом и усилению смысловой значимости самого второстепенного члена.

На обособление влияют синтаксические, морфологические и семантические условия.

Синтаксические условия:

1. Порядок слов:

Есть обычный (прямой) и необычный (обратный) порядок слов (инверсия). Так, при прямом порядке слов согласованное определение стоит перед определяемым словом, а несогласованное - после определяемого слова, добавочное действие, названное деепричастием, - после основного, обозначенного сказуемым. Если второстепенный член предложения ставится на необычное для него место в предложении, то тем самым он выделяется, особо подчёркивается - усиливается его смысловая значимость.

Поэтому среди согласованных определений обычно обособляются те, которые стоят после определяемого слова, а среди обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, - стоящие перед сказуемым.

Например: Он, не останавливаясь, бежал и Он бежал не останавливаясь .

2. Дистантное положение второстепенного члена предложения по отношению к главному слову (оторванность второстепенного члена предложения от главного слова).

Например: И снова, отсечённая от танков огнём , залегла на голом склоне пехота (М. Шолохов).

Такой отрыв определения от определяемого слова непривычен и приводит к усилению его смыслового веса. А это вызывает необходимость обособить такое определение.

3. Объём обособляемого члена (распространённые члены предложения обособляются чаще, чем нераспространённые) или наличие двух или нескольких однородных второстепенных членов .

Например: Ведёрко, полное росы , я из лесу принёс (С. Маршак) и Ведёрко полное набрать не пожалел я сил (С. Маршак).

, необычная для данного второстепенного члена предложения (появление у второстепенного члена добавочного значения), когда второстепенный член поясняет не только то слово, которому непосредственно подчинён, но и какой-либо другой член предложения.

Например , обособляется согласованное определение, стоящее даже перед определяемым словом (прямой порядок слов), если это определение имеет добавочное обстоятельственное значение: Истощенный усилиями и лишениями , старик слег в постель (причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, обособляется здесь потому, что имеет еще и обстоятельственное (причинное) значение).

Морфологические условия обособления

Иногда обособление зависит от наличия в составе выделяемого члена предложения определённой грамматической формы или служебного слова определённого лексико-грамматического разряда, т.е. обособление в таком случае связано с морфологическим способом выражения второстепенного члена.

Деепричастия, краткие формы прилагательных и причастий, выступающие в функции определения, сочетания со сравнительными союзами (сравнительные обороты), некоторые сочетания существительных с предлогами, наличие вводных слов обычно образуют обособленные второстепенные члены.

Например: Когда письмо было готово и я собирался его заклеить, вошёл, видимо рассерженный , староста (В. Короленко). В этом предложении одиночное (нераспространённое) согласованное определение рассерженный, стоящее перед определяемым существительным, обособляется, так как к нему относится вводное слово видимо (которое, кстати, не отделяется запятой от определения).

Практически всегда (кроме отдельных особых случаев) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

Краткие формы прилагательных и причастий в современном русском языке закрепились в функции сказуемого. Сравнительно редко (в основном в поэзии) они употребляются как определения (которые относятся к подлежащему), сохраняя значение добавочного сказуемого, что делает их обособление обязательным, независимо от местоположения.

Например: Колеблется воздух, прозрачен и чист (Н. Заболоцкий); Богат, хорош собою , Ленский везде был принят как жених (А. Пушкин); В привычный час пробуждена , вставала при свечах она (А. Пушкин).

Сравнительный союз, как правило, требует интонационного выделения оборота: Душный воздух неподвижен, как вода лесного озера (М. Горький).

Семантические условия обособления

Отсутствие или наличие тесной смысловой и синтаксической связи между второстепенным членом предложения и тем словом, к которому он относится, иногда обусловливается семантикой поясняемого слова. Чем конкретнее, определённее значение слова, тем менее оно нуждается в распространении, тем слабее связи с ним второстепенных членов, которые поэтому легко обособляются.

Например , личные местоимения «не признают» обычных определений, нельзя сказать: внимательный я, сердитый он (сравните: внимательный ученик, сердитый человек ). Поэтому определения, относящиеся к личному местоимению, всегда обособляются.

Например: А он, мятежный , просит бури... (М. Лермонтов).

Если определяемое слово является именем собственным или относится к терминам родства (мать, отец, дедушка, бабушка и подобные), то это тоже может способствовать обособлению определения .

Например: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька , щурится, чему-то улыбается (М. Горький).

Наоборот: с существительными, слишком общими по значению (человек, вещь, выражение, дело и подобные), определения образуют единое целое, т.к. существительное без определения не может участвовать в формировании высказывания.

Например: Это заблуждение свойственно даже людям умным и образованным ; Случались дела смешные, трогательные и трагические (В. Астафьев) - определения в этих предложениях необходимы для выражения основного (а не добавочного) сообщения.

Таким образом, обособленные второстепенные члены со значением добавочного сообщения имеют :

смысловые признаки: вносят в предложение дополнительное значение и по своей смысловой роли в предложении приближаются к сказуемому, к придаточному предложению;

грамматические признаки: являются только второстепенными членами предложения (обособленными определениями, обстоятельствами йии дополнениями);

интонационные признаки: произносятся с особой выделительной интонацией (интонация обособления);

пунктуационные признаки: на письме выделяются с обеих сторон запятыми.

Тема урока . Условия обособления дополнения

Цель урока : дать понятие об обособлении дополнений, совершенствовать знания учащихся об обособленных членах предложения, развивать пунктуационные навыки, творческие способности учащихся, воспитывать культуру языка, письма.

Тип урока : урок усвоения новых знаний

Оборудование: таблица-схема, толковый словарь русского языка

Ход урока

    Актуализация опорных знаний учащихся

1.Фронтальный опрос

    Какие члены предложения называются обособленными?

    Назовите известные вам обособленные члены предложения.

    Какова роль обособленных второстепенных членов предложения? (Помогают выделить особо значимые признаки предмета; пояснить, уточнить, раскрыть смысл того или иного члена предложения)

II . Сообщение темы и цели урока

    Восприятие и первичное осознание нового материала

1. Ознакомление учащихся с теоретическим материалом учебника

    Какие дополнения обособляются?

    Каковы основные значения обособленных дополнений?

(Обособленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения , то есть, ограничивают или расширяют смысловое поле предложения ).

2. Работа с таблицей-схемой «Обособление дополнений» (на доске или на слайде)

Предлоги

+ сущ.

Примеры

Сверх всяких ожиданий, весна была холодной.

    включая, наряду

Наряду с благородными, попадаются грибы попроще.

    за исключением, исключая

Рассказ очень понравился мне, за исключением нескольких деталей.

    вместо, помимо

Вместо голых утесов, я увидел зеленые горы.

    «не считая кого-чего-либо», «за исключением кого-чего-либо»;

    «сверх кого-чего-либо»;

«вдобавок к кому-чему-либо»

Кроме сосновых лесов, есть леса еловые, березовые. Ни одного звука, кроме дождевых капель, не слышалось вокруг.

Есть в тех лесах, кроме дикого зверя, и разная птица.

вместо = за, взамен (не обособляется ) Вместо благодатного дождя пошел град.

    Составление алгоритма выделения обособленного дополнения .

    Найдите в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме .

    Выделите границы обособленного дополнения.

    Для проверки правильности определения границ обособленного дополнения исключите его из предложения. Если дополнение выделили верно, то смысл предложения не нарушится.

    Проверьте: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения.

    Обособьте дополнение.

    Практическое применение новых знаний

1. Определение стилистических особенностей обособленных дополнений.

Прочитайте предложения, соблюдая интонацию обособления. Чем выражены обособленные дополнения? Объясните расстановку знаков препинания. Какие стилистические черты научной и художественной речи выражают обособленные дополнения?

1.Площадь всех природных льдов на нашей планете, включая область расположения айсбергов и разреженных льдин, составляет в среднем сто миллионов квадратных километров. 2. Щука обитает в пресных водах, за исключением холодных быстротекущих рек. 3. К ластоногим, кроме тюленей, принадлежат крупные моржи, отличающиеся размерами клыков. 4. Вместо знакомой равнины с дубовым леском и низенькой белой церковью в отдалении, увидел я совершенно другие, неизвестные мне места. 5. На дальний глухариный ток охотники, кроме меня, не приезжали. 6. Приблизившись к перекрёстку, я, помимо воли, свернул на знакомую улицу и, только пройдя метров пятнадцать, спохватился и пошёл обратно.

Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя отмечают, что обособленные дополнения в научном стиле выполняют информационную функцию, внося в речь уточнение. В художественном стиле обособленные члены предложения помогают передать мысль более выпукло и конкретно, внести уточняющие смысл подробности, акцентировать внимание читателя на чем-либо важном.

2. Лингвистический тренинг

Определите, в каких предложениях дополнения необходимо обособить? (знаки препинания не расставлены) Укажите причину обособления: 1) обозначают предметы, включенные в однородный ряд; 2) обозначают предметы, исключенные из него;

3) обозначают предметы, замещающие другие.

1. Впереди ничего не было видно кроме тусклых огоньков.

2. В саду помимо сторожа никто не бывал.

3.Вместо фруктов он купил овощи.

4.Воды нигде нет за исключением редких ключей.

5.Сверх всякого ожидания лето оказалось дождливым.

6. Лисица водится почти во всех частях света исключая Австралию.

7. В его коллекции наряду с марками животных встретилось несколько интересных экземпляров.

8. Вместо песчаных дюнов на горизонте показался зеленый оазис.

3. Творческая работа

Составьте предложения, в которых данные словосочетания выполняли бы функцию обособленных дополнений: наряду со своими обязанностями ; за исключением тенистого сада, кроме нескольких лодок; помимо лесных богатств; сверх наших ожиданий .

    Работа с текстом

Запишите текст под диктовку, произведите его анализ.

В приморском парке

В приморском парке росли деревья и цветы, собранные со всех сторон мира. Помимо привычных акаций и дубов, встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках деревенских домов. Широко стояли чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, таинственные и задумчивые, и днем и ночью мудро молчали. Раскинув могучие кроны, магнолии светились необыкновенными снежно-белыми цветами. Наряду с экзотическими деревьями, росли здесь вечнозеленые кустарники.

    Что отражает заголовок: тему или основную мысль?

    Какова основная мысль текста?

    Определите тип и стиль речи. Докажите справедливость своего утверждения.

    Какими языковыми и изобразительными средствами пользуется автор?

    Найдите обособленные члены предложения. Какие это обособления? Какова их роль в данном тексте?

    Обоснуйте постановку знаков препинания в предложениях с обособлением.

    Написание каких слов следует объяснить?

    Какие правила орфографии необходимо помнить, чтобы не допустить ошибок в этих словах?

    Объясните значение слова «экзотический ». Подберите синонимы к слову. Чем отличаются слова, входящие в синонимический ряд? Почему в тексте используется данное слово?

    Подведение итогов урока.

    С какими предлогами обычно обособляются дополнения?

    Каковы условия обособления дополнений?

    В каком случае не обособляются дополнения с предлогом вместо?

    Домашнее задание

Написать мини-сочинение о любимом уголке природы с использованием обособленных дополнений.

Тема: БСП с отношениями причины, пояснения, дополнения

Цель урока: познакомить учащихся с обобщенным правилом постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении (БСП).

Задачи урока: 1. Формировать у учащихся умение различать варианты пунктограмм и употреблять двоеточие между частями БСП; 2. закрепить роль постановки запятой и точки с запятой между частями БСП; 3. повторить роль двоеточия в других пунктограммах; 4. содействовать нравственному воспитанию школьников.

Оборудование: таблицы, карточки

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного на постановку запятой и точки с запятой между частями БСП.

Запятая меду частями БСП:

    части БСП обозначают одновременность или последовательность событий,

    тесно связаны между собой по смыслу,

    обычно кратки,

    произносятся тоном перечисления,

    между частями БСП мысленно можно поставить союз И.

Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет. , , . БСП

Точка с запятой между частями БСП:

    части БСП менее связаны по смыслу,

    более распространены,

Сел да поехал; ах, хорошо! [ да ], [межд., ]! БСП

Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься. [ да ], . БСП

III. Объяснение нового материала.

1. Объявление темы и цели и урока. Вспомним в каких предложениях встречается двоеточие (при прямой речи, при обобщ. слове с однор. чл.)

2. Работа по таблице: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении». Вывод: Мы познакомились с правилами постановки двоеточия в БСП, давайте изобразим их в

Алгоритм анализа БСП:

    найти грамматические основы;

    определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;

    поставить необходимый знак препинания;

    построить схему БСП.

3. Объяснительное письмо. Запишем предложение, объясним значение второй части:

На реке Каратал происшествие: (пояснение) лед отправился в путешествие.

Мы сбежались на происшествие: (причина) захотелось и нам в путешествие.

Посмотрели мы и увидели: (дополнение) льдины мчатся в одном направлении.

Женщина плакала навзрыд: (причина) среди погибших был и ее муж.

Страшная мысль мелькнула в уме моем: (пояснение) я вообразил ее в руках у разбойников.

Павел чувствует: (дополнение) чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.

Двоеточиие 1: (потому что)Я понял. что сам виноват: не учел особенности грунта.

2: (а именно) В прекрасном месте высадились: трава подстрижена, дорожки посыпаны песком. 3: (что) Вдруг чувствую: сейчас сядем на мель.

5. Работа над интонацией предложений с двоеточием. Запишем предложение:

Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий.

В последнюю минуту вспомнил: в кармане револьвер.

Прочитайте их, наблюдая за интонацией. Обратите внимание, что перед двоеточиями в конце первой части предложения голос слегка понижается и делается пауза более продолжительная, чем при запятой, потому что дальше будет следовать разъяснение.

А теперь с помощью схемы произнесите предложение с необходимой интонацией:

Я убежден лишь в одном: вдохновение приходит во время труда.

Народы знают: правда есть!

Взглянул на часы: они показывали начало восьмого.

6. Работа в группах по карточкам. Причина, пояснение,дополнение. Схема.

1.Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.

пояснение : .

2.Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда. причина : .

3. Он поднял глаза: маленькое облачко неслось по небу. дополнение : .

4.Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. пояснение : [ и ].

5. Я понимал: выручить нас может только случайность. дополнение : . .

6. Печален я: со мной друга нет. причина : .

7.Однако пора спать: уже без четверти шесть причина : .

8.Знаю: батька на сынишку издержал последний грош. дополнение : . .

9. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал. причина :

IV. Подведение итогов урока.

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: упражнение, придумать рассказ на свободную тему, используя в тексте данный тип предложений.

3 1. Вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что) Предметы теряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в темную массу. (И. Гончаров) Предметы теряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в темную массу. (И. Гончаров)

4 2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких-либо её членов (между обеими частями можно вставить союз а именно) У моряков есть прекрасный обычай: когда судно уходит в дальний рейс, то все стоящие в бухте суда провожают его гудками.

5 3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно вставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что) О, знаю я: трон ждёт тебя (А.Пушкин) О, знаю я: трон ждёт тебя (А.Пушкин) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М.Горький) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М.Горький)

6 Упражнения для закрепления:

7 Задание 1. Конструирование предложений. - Перестройте предложения из сложноподчинённых предложений в бессоюзные сложные предложения. - Как изменяется пунктуационное оформление? Задание 1. Конструирование предложений. - Перестройте предложения из сложноподчинённых предложений в бессоюзные сложные предложения. - Как изменяется пунктуационное оформление?

8 1) Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле 1) Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле 2) Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 2) Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 3) Осень и зиму Павел не любил, потому что они приносили ему много физических мучений. 4) Вдруг я чувствую, что кто-то берёт меня за плечо и толкает. 4) Вдруг я чувствую, что кто-то берёт меня за плечо и толкает. 5) Я поднял голову и увидел, что перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. 6) Я знаю, что чудеса на белом свете случаются.

9 Задание 2. Конструирование предложений Объедините простые предложения в бессоюзные сложные с двоеточием. Напишите их и расставьте знаки препинания.

10 1.Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду. 1.Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду. 2.Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше. 2.Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше. 3. Мы собрались в лес. Дрова были на исходе. 3. Мы собрались в лес. Дрова были на исходе. 4. Я стал прислушиваться. Возле дома ходили. 4. Я стал прислушиваться. Возле дома ходили. 5. Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать. 5. Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать. 6. Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги. 6. Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.

11 Вывод: Как и в других бессоюзных сложных предложениях в предложениях с двоеточием велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь». Как и в других бессоюзных сложных предложениях в предложениях с двоеточием велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь». Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда: а) есть значение причины; б) второе предложение поясняет первое; в) второе предложение дополняет первое.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!