Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Исцеление бесноватого отрока толкование. Евангелие. Исцеление бесноватого отрока. Исцеление слепого и немого бесноватого

17 И ответил Ему один из толпы: Учитель, я привел к Тебе сына моего, имеющего духа немого.
18 И где он на него ни нападет, бросает его на землю, и он испускает пену и скрежещет зубами и коченеет; и сказал я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не смогли.
19 И Он ответил им: о, род неверный! Доколе с вами буду? Доколе буду выносить вас? Приведите его ко Мне.
20 И привели его к Нему. И увидев Его, дух тотчас свел его сильной судорогой; и упав на землю, он катался, испуская пену.
21 И Иисус спросил отца его: сколько времени, как это случилось с ним? Он же сказал: с детства.
22 И часто в огонь бросал его дух и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, помоги нам, сжалься над нами.
23 Иисус же сказал ему: ты сказал – “если что можешь”. Всё возможно верующему.
24 И тотчас вскричал отец ребенка: верую, помоги моему неверию.
25 Иисус же увидев, что сбегается толпа, возбранил духу нечистому, говоря ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и более не входи в него.
26 И вскрикнув и сильно сведя его судорогой, дух вышел; и сделался он, как мертвый, так что многие говорили: умер.
27 Иисус же, взяв его за руку, поднял его, и он встал.
28 И когда вошел Иисус в дом, ученики Его отдельно от других спрашивали Его: почему мы не смогли изгнать его?
29 И Он сказал им: этот род ничем не может быть изгнан: только молитвой.
30 И выйдя оттуда, они проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
31 Ибо Он давал наставления Своим ученикам и говорил им, что Сын Человеческий будет предан в руки человеческие, и убьют Его, и, убитый, Он через три дня воскреснет.

Евангелие, которое мы сейчас слышали, одно из очень драматичных. Действительно, представить себя на месте отца, у которого единственный сын не просто тяжело болен, как мы сказали бы сегодня, болен эпилепсией, но каждый день находится на границе между жизнью и смертью, потому что демон бросает его то в огонь, то в воду, тем самым пытаясь погубить. Представить себя на месте этого отца страшно. И ситуация, которую описывает нам евангелист, очень необычна. Мы знаем, что в то время по Иудее ходило большое количество различных людей, выдававших себя за пророков или даже за Мессию.

И вот, с точки зрения отца, перед ним один, возможно, пророк. Он обращается к Христу с просьбой об исцелении своего несчастного ребенка. В ответ слышит странные слова: «Веруешь ли?» В этот момент отец отвечает Христу со слезами: «Верую, Господи, помоги моему неверию». И тут же бес бросает ребенка на землю с такой силой, что окружающие воспринимают случившееся, как знак последних минут жизни отрока. В голове отца проносится только одна фраза – та фраза, которую он произнес: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Все остальное для него перестало существовать. Он понимает, что здесь от него не зависит уже абсолютно ничего. Перед ним раскрывается перспектива совершенно другого бытия. Этот момент какой-то предельной истины, предельного напряжения всей жизни – он понимает, что здесь действует Бог. Он не знает, что сейчас произойдет, его сын станет здоровым, либо он окажется мертвым. Для него, в конечном итоге, это уже имеет мало значения, ведь он почувствовал, что в жизни действует тот, кто только один и является хозяином этой жизни.

Мы часто воспринимаем веру как состояние комфортного эскалатора, на который один раз достаточно встать, и он гарантированно выведет тебя в царство небесное. А сегодняшнее Евангелие убеждает нас в противоположном. Там, где нет кризиса, там нет и восхождения. Там, где нет риска, там нет и веры. В этом смысле, отец, вверивший своего несчастного ребенка Христу, очень рисковал. Он ведь не то, что не знал, кто перед ним, он ведь даже до конца не доверял ему.

Но, каковы ставки, таков и выигрыш. Выигрышем в этом поединке между Богом и сатаною оказывается несоизмеримым с тем, что ожидал отец. Он не только получил ребенка здоровым, но он получил и ответ на ту молитву, с который, быть может, впервые обратился к Богу: «Верую, Господи, помоги моему неверию».

Исцеление бесноватого отрока описано во всех трех синоптических Евангелиях:

От Матфея 17:14-21

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, казали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: `перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом.

От Марка 9:17-29

Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

От Луки 9:38-42

Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.

Клиника заболевания описана достаточно полно и позволяет уверенно поставить диагноз эпилепсии.

Кратенькая справочка.

Эпилепсия известна с глубокой древности. Перу самого Гиппократа принадлежит трактат об эпилепсии «О священной болезни», написанный за 400 лет до Рождества Христова. Именно так называли это заболевание в древней Греции и Риме, ибо полагали, что эту болезнь человеку посылают боги. Многие великие люди древности страдали ею, например: Сократ, Платон, Плиний, Юлий Цезарь, Калигула – список можно продолжать долго.

Поэт Тит Лукреций Кар, живший за столетие до Рождества Христова, описывает большой эпилептический припадок практически теми же словами, как и Евангелисты:

Мало того: человек, поражённый внезапным припадком,

Часто у нас на глазах, как от молньи удара, на землю

Падает с пеной у рта и, дрожа всеми членами, стонет;

Нет сознания в нём, сведены его мускулы корчей,

Дышит прерывисто он и разбитый лежит, обессилев.

Всё это нам говорит, что душа, расторгаясь в суставах

Силой болезни, кипит и пенится, как на солёном

Море бушуют валы под напором неистовым ветра.

Стон вырывается тут, потому что стесняются болью

Члены, и так как всегда семена извергаются крика,

Идя наружу, из уст, и, склубившись вместе, несутся

Торной дорогой, какой выходить постоянно привыкли,

А помраченье ума происходит, когда возмутятся

Дух и душа и, как я указал, разделяясь на части,

Врозь раздробятся они и расторгнутся этим же ядом.

После ж, как вспять повернёт источник болезни и в недра

Едкая влага назад, отравившая тело, вернётся,

Как в опьяненьи, больной поднимается, мало-помалу

В чувство приходит опять, и душа его вновь оживает.

Вот симптомы перечисляемые Евангелистами:

где ни схватывает его, повергает его на землю (Мк)

многократно дух бросал его и в огонь и в воду (Мк)

часто бросается в огонь и часто в воду (Мф)

Больной эпилепсией падает «как подрубленный» в том месте, где застал его припадок. Он не способен проконтролировать, куда он упадет – и действительно может рухнуть и в огонь, и в воду. У больных часто случаются травмы головы и различные повреждения от падения на какие-либо предметы.

он испускает пену (Мк)

упал на землю и валялся, испуская пену (Мк)

терзает его, так что он испускает пену (Лк)

Пена – также один из характерных и широко известных признаков эпилептического припадка. Люди, симулирующие эпилепсию, частенько жевали мыло, чтобы выглядеть достоверней.

скрежещет зубами своими (Мк)

Тризм (судорога жевательных мышц) – также характерен для клиники большого эпилептического припадка. Сильное сжатие челюстей вызывает скрежет. Больные эпилепсией во время припадка вследствие тризма иногда даже откусывают себе часть языка.

дух сотряс его (Мк)

вскрикнув и сильно сотрясши его (Мк)

его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает (Лк)

бес поверг его и стал бить (Лк)

Тут описан не только непосредственно судорожный припадок (сотрясает, бьет, колотит – так порой и сегодня описывают судороги), а и еще один характерный симптом – непроизвольный вскрик перед началом припадка, обусловленный спазмом голосовой щели и судорожным сокращением мышц груди. В психиатрии этот симптом носит красивое название «крик чайки». Ну вот любили врачи в старину образные выражения – «крик чайки», «малиновое желе», «барабанные палочки», «рисовый отвар» и прочее тому подобное. Хорошо помогает запоминать симптоматику.

цепенеет (Мк)

вышел; и он сделался, как мертвый (Мк)

Потеря сознания после припадка – также обычное явление при эпилепсии.

Евангелист Матфей указывает еще один симптом:

в новолуния беснуется

Полнолуние и новолуние – давно известное время учащения приступов эпилепсии. Одной из бессудорожных форм эпилепсии является лунатизм – сумеречное помрачение сознания, связанное именно с этими фазами луны.

Судорожные припадки в эти периоды также известны с глубокой древности.

Знаменитый русский психиатр Гиляровский пишет об этом:

Сохранились упоминания о лунной болезни (morbus iunaticus) египтян. Арабам были известны способы лечения судорожной болезни, настигающей людей в новолуние.

И до сегодняшнего дня полнолуние и новолуние значатся в списках факторов, провоцирующих эпилептические припадки.

Возможно, под словом «беснуется» отец отрока имел в виду сумеречное помрачение сознания в новолуние. В состоянии сумеречного помрачения сознания больные эпилепсией совершают множество сложных действий, не отдавая себе в этом отчета (лунатизм – одна из форм таких психических автоматизмов). В таком состоянии больные эпилепсией совершают иногда ужасные преступления. Тот же Гиляровский, например, описывает, как одна больная отрезала руку своему ребенку, другая держала ребенка над огнем, третий – заколол вилами жену и т.д. Очнувшись, больные амнезируют совершенное ими в период приступа.

В связи с неразвитостью медицины в Иудее две тысячи лет назад, возникновение припадков приписывали действию бесей, что и зафиксировали Евангелисты. Подобное отношение к описанному в Евангелиях сохранялось в христианском мире довольно долго.

Первое упоминание об описанном как о заболевании из обнаруженного автором нашлось у Святителя Григория Паламы:

Итак, говорится, что когда Иисус пришел к Ученикам и к народу, бывшему в то время с ними, и спросил о чем у них речь, тогда некто из народа, в ответ, сказал Ему: "Учителю, приведох сына моего к Тебе, имуща духа нема: и идеже колиждо имет его, разбивает его, и пены тещит, и скрежещет зубы своими и оцепеневает". Почему же он испускал пену и скрежетал зубами и оцепеневал? - Потому что у одержимых бесом сначала и больше иных частей тела подвергается бедствию мозг, ибо этот психический центр бес использует, как некий плацдарм, откуда уже, как бы из некой крепости, он угнетает все тело; а когда бедствует мозг, тогда на нервах и на суставах тела выделяется некий воспалительный процесс, препятствующий нормальной функции, исходящей из психического центра; и на основании этого происходят смятение и разбитость и бессознательные движения всеми управляемыми волею частями тела, и особенно челюстями, как наиболее близкими к первично пострадавшей части (т.е. - к мозгу). Вследствие же большой выделяемости влаги, стекающейся к устам чрез каналы и по причине близости к мозгу и когда усиленное дыхание не может правильно происходить по причине нарушенности правильности функций органов, у несчастных появляется пена на устах. Поэтому-то тот бесноватый испускал пену и скрежетал зубами, страшно ударяющимися друг о друга в безумном возбуждении. Оцепеневает, сохнет же он после сего по причине тяжкого бесовского вреда: ибо как вследствие действия солнечных лучей создающиеся пары, затем, если эта теплота увеличивается, ею же, наконец, и уничтожаются, рассеявшись, так происходит и от вреда от беса: издаваемая влага внутренностей, немного затем, когда это вредное бесовское действие увеличивается, израсходуется, как и вообще свойственная телу влага, и сей бесноватый, в результат этого, сохнет т.е. оцепеневает.

Совсем без бесей в этом описании не обошлось, однако ж святитель излагает не принципы бесовских воздействий, а воззрения медицины его времени на происхождение припадков.

Впервые из того, что я смогла найти, происходившее прямо названо эпилепсией у святителя Димитрия, митрополита Ростовского. В комментариях к главе «Жизнеописание равноапостольной святой мироносицы Марии Магдалины» в его «Житиях Святых» мы находим следующее:

Влияние бесов на одержимых ими людей обнаруживается всегда через влияние их на тело; душа человека теряет при этом свою власть над телом, между телом и душою вторгается какая-то чуждая сила, которая пагубно действует на телесные органы души. Бес сначала поражает нервную систему тела и действует чрез нее, производя те же самые симптомы, какие производятся и другими влияниями, нарушающими правильную жизнь тела. Бесовская сила действует не через духовную и нравственную природу, а через физическую и умственную природу. В Иуду Искариота предателя вошел диавол, то есть подвиг на предательство, но Иуда не был одержим бесом. Бесноватость обнаруживается в ясновидении, когда одержимые бесами признавали Христа Сыном Божиим (Лк.4:34), также в безумстве, в эпилепсии , немоте, скорченности, в слепоте (Мрк.5:3; Лк.8:27; Мф.9:32 и др.).

У святителя Димитрия признаками одержимости бесями названо ровно то же, что можно назвать заболеваниями с точки зрения психиатрии. И стоит заметить, что умница святитель Димитрий не забывает указать: «Бес сначала поражает нервную систему тела». То есть, в его время уже было понятно, что генез перечисленных болезней – «нервный». А вот причина самих болезней была еще неизвестна, поэтому он приписывал ее воздействию «вторжения чуждой силы меж душой и телом». Сегодня уже понятно, что никаких «чуждых сил» никуда не вторгалось, а эпилепсия (равно как и психогенные мутизм и слепота, а также психогенные параличи и парезы) эффективно лечится. Интересные такие беси – от таблеток бегают…

К настоящему времени диагноз «эпилепсия» по отношению к описанному у Евангелистов применяется в православии все чаще и чаще в связи с повышением общей грамотности православного священства.

Так, например, священник Московского храма Святых Космы и Дамиана в Шубине Георгий Чистяков в своем труде «Над строками Нового Завета» пишет:

Или эпизод, когда Иисус исцеляет мальчика, страдающего эпилепсией. Отец его прибегает, как рассказано в Евангелии от Марка, со словами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк 9; 24). Эта сцена есть не только у Марка и у Луки, но и у Матфея. Но Матфей передаёт её буквально в двух словах, без каких бы то ни было деталей. Он всегда говорит о чудесах не просто конспективно, но ещё как-то прессует события.

…у Марка (9: 17-27), и у Матфея (17: 14-18), и у Луки (9: 38-42) описывается исцеление мальчика-эпилептика. В Евангелии от Марка отец, придя к Иисусу, просит исцелить сына, подробно описывая приступы у ребёнка: «Где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену и скрежещет зубами своими и цепенеет». Дальше идёт диалог, который есть только в Евангелии от Марка: «И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (9: 21-24).

Ещё одно подтверждение - сцена исцеления бесноватого отрока. Евангелист Матфей рассказывает о болезни этого мальчика без особых подробностей: он беснуется, бросается то в огонь, то в воду, то есть попросту выглядит умалишенным. В изложении Марка все гораздо конкретнее, по его тексту можно даже поставить точный диагноз: это эпилепсия. Лука же описывает болезнь совсем иначе. Его не ужасает отталкивающая картина эпилептического припадка, поскольку ему, врачу, наверняка приходилось оказывать помощь таким пациентам.

Внимание Луки сосредоточено на страданиях больного отрока, который перед приступом вскрикивает, а когда припадок «насилу отступает», бывает совершенно измученным. Это именно то отношение к человеческому страданию, без которого профессия врача немыслима.

Настоятель храма Трех Святителей протоиерей Владислав Свешников на сайте храма в разделе «Слово настоятеля» приводит фрагмент проповеди на Евангелие от Марка 9:14 «Верую, Господи, помоги моему неверию», начинающуюся с таких слов:

Болезнь отрока, от которой исцелил его Иисус, судя по описанным в Евангелии признакам, очевидным по теперешним психиатрическим представлениям, характеризуется как эпилепсия… Эпилепсия - тяжелая, трудноизлечимая психическая болезнь с припадками.

Отец Владислав, правда, связывает заболевание «с очень сильным развитием греховной страсти» и бесовскими воздействиями, но вряд ли медицина окажется с ним в согласии. Причины эпилепсии давно уже прояснены, и бесей в ней не найдено, зато найдены вполне эффективные средства ее лечения.

В программе курса «Закон Божий» воскресной школы Братства во имя Всемилостивого Спаса храма Святителя Николая в Кузнецах открытым текстом значится:

Изгнание бесов – гадаринский бесноватый, юноша-эпилептик (Мф. 8,28; 17,14)

Аналогичное мнение можно встретить и в работах представителей других Христианских конфессий. Например, у протестантов об исцелении Христом эпилепсии пишет У.Баркли. Исцеление эпилепсии упоминается в изданном еще в 1868 году Библейском энциклопедическом словаре Нюстрема. И т.д.

Остается непроясненным последний момент. Почему Христос сказал ученикам о том, что изгонять это заболевание нужно постом и молитвой? Если это беси, такой совет безусловно понятен. А если это болезнь – при чем тут пост и молитва-то?

Для начала стоило б заметить, что слово «пост» в исходном Греческом тексте отсутствует. Стих 29 Евангелия от Марка по-гречески выглядит так:

και είπεν αυτοις, Τοũτο το γένος εν ουδενι δύναται εξελθειν ει μη εν προσευχη

Подстрочный перевод:

И Он сказал им этот род в ничём может выйти если не в молитве.

В греческом же Евангелии от Матфея стиха 21 попросту НЕТ. За словами о горе и горчичном зерне сразу идет текст о пребывании в Галилее.

Пост впервые появляется в латинском переводе Блаженного Иеронима:

et dixit illis hoc genus in nullo potest exire nisi in oratione et ieiunio (Марк 9:28 - а не 9:29 как в Синодальном переводе)

Вероятно, оттуда он и позаимствован переводчиками Библии на церковно-славянский, а затем и русский языки. То есть, исходно предлагалась только молитва – причем не было обещано, что она непременно поможет.

Но против добавки Блаженного Иеронима никаких возражений нет. Один из моих друзей замечательно прокомментировал это добавление:

Я так понимаю, что «пост» добавили не с дурной головы, а чтобы обозначить нечто типа «тихое молитвенное житие», ну примерно. Оно, конечно, может и пост включать. Важно, что имелось в виду не просто - разовая молитва, а некий стиль, уклад жизни. Почти «домашний режим». В терминах тех лет, когда жил переводчик, добавка «и пост» вполне могла обозначать как раз такой уклад, а не только сам пост.

С медицинской же стороны можно сказать, что как соблюдение режима жизни, так и соблюдение режима питания – очень важны для страдающих эпилепсией. Российский эпилептолог Фомичев отмечает, что

лечение эпилепсии голоданием известно издревле. Предположительно, оно связано с возникновением во время голодания ацидоза (повышенное содержание кислот) и кетоза (повышенное содержание продуктов неполного окисления жирных кислот – кетоновых тел).

Диета с ограничением различных сахаров и животных белков (мяса) и сегодня во многих случаях применяется и дает положительный эффект при заболевании эпилепсией.

Алкоголь эпилептикам прямо противопоказан как один из факторов, способных провоцировать приступы заболевания. Переедание также относится к провоцирующим факторам. Так что пост (как пищевое ограничение) прямо показан для эпилептиков.

Практически в любом тексте про эпилепсию можно также найти и указания на необходимость размеренной спокойной жизни, избегания переутомления, стрессов и сильных эмоций, соблюдения режима сна и т.п. Ряд занятий для эпилептиков и сегодня не рекомендован или запрещен медициной, несмотря на все успехи в лечении этого заболевания.

Таким образом, пост и молитва в смысле «тихое и благоразумное молитвенное житие» – также прямо показан для больных эпилепсией, не отрицая силы самой молитвы, безусловно.

Смело можно сказать, что Христос сумел всего в двух словах прекрасно выразить все необходимые рекомендации для больного отрока-эпилептика, могущие помочь не допустить возобновления приступов.

Мы видим, что эпилепсия уже фактически заняла свое место в рассуждениях об этом случае, потихоньку вытесняя беснование. То, что названо в Евангелии «одержимостью духом» и «беснованием», на самом деле - эпилепсия. И в этом мнении уже сходится часть православного (и не только!) священства и даже один православный святой.

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Толкование на Евангельское чтение

Митрополит Сурожский Антоний

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангелии мы еще и еще раз видим отчаянную человеческую нужду и неспособность учеников Христовых исцелить человека. Недавно мы читали в Евангелии о том, что они чувствовали, что не в состоянии накормить народ, который окружал Христа; и спросили Его: почему? Почему они так бессильны? Почему они не могут помочь тем, которые с такой надеждой к ним приходят?

И Спаситель две вещи сказал. Сначала, до их вопрошания, Он сказал: приведите больного мальчика ко Мне... Это первое, что каждый из нас в состоянии сделать. Когда перед нами нужда, болезнь, отчаяние и растерянность, мы так часто стараемся своим умом помочь; и порой, в какой-то мере, мы это можем сделать. Но в конечном итоге, предельная гармония, цельность человека может быть восстановлена только Самим Богом. И поэтому мы должны помнить, что мы посланы в этот мир для того, чтобы каждого нуждающегося привести к Самому Христу, стать настолько прозрачными, настолько незаметными, чтобы люди вошли бы в общение со Христом, потому что мы их за руку к Нему привели - но только.

Второй вопрос был поставлен конкретно учениками: почему мы не смогли его исцелить?.. – Потому что не хватило веры. Не веры в то, что у них есть сила это сделать, а веры в то, что Бог может это сотворить, и что роль ученика в том, чтобы распахнуть как можно шире дверь для Бога, чтобы Он мог вступить в жизнь и сотворить чудо.

Но для того, чтобы быть способным так поступить, как Спаситель им сказал, надо пройти путем молитвы и поста. Не поста в том смысле, в котором мы о нем говорим так часто: воздержание в пище: а поста в том основном смысле, в котором святые отцы понимают это слово: отказ – или, вернее, свобода – от всего того, что нас порабощает; свобода от всего того, что нас прельщает, царственная независимость, при которой мы можем до конца принадлежать Богу и быть способными к Нему обернуться, и слушать, в глубинах нашего бытия, Его животворящее слово.

В этом и заключается, в конечном итоге, молитва: в том, чтобы мы, стряхнув с себя все узы, забыв про землю, про небо и про себя , стали перед Богом в глубоком молчании, слушая, вслушиваясь всем нашим существом в Его присутствие, в Его безмолвие, в Его слово животворящее, и отвечая Ему порой только одним словом: Аминь! Да, Господи, приемлю, да!..

И не напрасно в конце этого отрывка говорит нам Христос о том, что Ему через несколько дней надлежит быть переданным в руки человеков, которые озабочены только землей, и что они Его убьют, потому что такой свидетель свободы в Боге невыносим для них. Это предел того, к чему Он зовет учеников: отрекитесь от себя до конца! Уйдите в Бога до конца, – тогда вы станете, вероятно, чуждыми тем людям, для которых Бог чужд, в которых не живет подлинная жалость и любовь. Следуйте Моему примеру; возьмите свой крест и последуйте за Мной – но без страха! Потому что Я никуда вас не поведу, никаким путем, каким Я Сам не прошел, и этот путь, через крест, ведет к Воскресению. Аминь!

Митрополит АНТОНИЙ Сурожский (1914 - 2003) - православный епископ, философ, проповедник.
Вся жизнь митрополита Антония - это опыт построения истинно христианского существования в светском, подчас жестоком и равнодушном мире. Он на своем опыте знал, как нелегко быть истинным христианином в современном мире, и своей жизнью доказал, что это все-таки возможно. По самому строгому счету: | | | | | | | | .


ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО ОТРОКА

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем Евангелии мы еще и еще раз видим отчаянную человеческую нужду и неспособность учеников Христовых исцелить человека. Недавно мы читали в Евангелии о том, что они чувствовали, что не в состоянии накормить народ, который окружал Христа; и спросили Его: почему? Почему они так бессильны? Почему они не могут помочь тем, которые с такой надеждой к ним приходят?

И Спаситель две вещи сказал. Сначала, до их вопрошания, Он сказал: приведите больного мальчика ко Мне... Это первое, что каждый из нас в состоянии сделать. Когда перед нами нужда, болезнь, отчаяние и растерянность, мы так часто стараемся своим умом помочь; и порой, в какой-то мере, мы это можем сделать. Но в конечном итоге, предельная гармония, цельность человека может быть восстановлена только Самим Богом. И поэтому мы должны помнить, что мы посланы в этот мир для того, чтобы каждого нуждающегося привести к Самому Христу, стать настолько прозрачными, настолько незаметными, чтобы люди вошли бы в общение со Христом, потому что мы их за руку к Нему привели - но только.

Второй вопрос был поставлен конкретно учениками: почему мы не смогли его исцелить?.. - Потому что не хватило веры. Не веры в то, что у них есть сила это сделать, а веры в то, что Бог может это сотворить, и что роль ученика в том, чтобы распахнуть как можно шире дверь для Бога, чтобы Он мог вступить в жизнь и сотворить чудо.

Но для того, чтобы быть способным так поступить, как Спаситель им сказал, надо пройти путем молитвы и поста. Не поста в том смысле, в котором мы о нем говорим так часто: воздержание в пище: а поста в том основном смысле, в котором святые отцы понимают это слово: отказ - или, вернее, свобода - от всего того, что нас порабощает; свобода от всего того, что нас прельщает, царственная независимость, при которой мы можем до конца принадлежать Богу и быть способными к Нему обернуться, и слушать, в глубинах нашего бытия, Его животворящее слово.

В этом и заключается, в конечном итоге, молитва: в том, чтобы мы, стряхнув с себя все узы, забыв про землю, про небо и про себя, стали перед Богом в глубоком молчании, слушая, вслушиваясь всем нашим существом в Его присутствие, в Его безмолвие, в Его слово животворящее, и отвечая Ему порой только одним словом: Аминь! Да, Господи, приемлю, да!..

И не напрасно в конце этого отрывка говорит нам Христос о том, что Ему через несколько дней надлежит быть переданным в руки человеков, которые озабочены только землей, и что они Его убьют, потому что такой свидетель свободы в Боге невыносим для них. Это предел того, к чему Он зовет учеников: отрекитесь от себя до конца! Уйдите в Бога до конца, - тогда вы станете, вероятно, чуждыми тем людям, для которых Бог чужд, в которых не живет подлинная жалость и любовь. Следуйте Моему примеру; возьмите свой крест и последуйте за Мной - но без страха! Потому что Я никуда вас не поведу, никаким путем, каким Я Сам не прошел, и этот путь, через крест, ведет к Воскресению. Аминь!

Протоиерей Алексей УМИНСКИЙ (род. 1960) - настоятель храма Святой Троице в Хохлах, член редакционного совета журнала "Альфа и Омега", духовник Свято-Владимирской православной гимназии. Ведущий телепередачи "Православная энциклопедия": | | | | | | | | | | .

НЕДЕЛЯ 4-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА "ЕСЛИ ХОТЬ СКОЛЬКО-НИБУДЬ МОЖЕШЬ ВЕРОВАТЬ, ВСЕ ВОЗМОЖНО ВЕРУЮЩЕМУ" « [Мк 9:14-27]

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангелие повествует о том, как Господь, сходя с Фаворской горы, встречает толпу людей, и к Нему подходит человек и обращается c просьбой об исцелении сына. Сын испускает пену, скрежещет зубами, цепенеет… Отец всюду обращался за помощью, даже к Апостолам, и никто ему не помог. И Христос говорит такие горькие слова: «О, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?». Он просит привести к Нему отрока, спрашивает, как давно с ним происходит это несчастье, и оказывается, что тот с самого раннего детства страдает таким страшным беснованием. И отец просит Христа помочь. И на это Христос говорит: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». А отец отвечает: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». После этих слов Господь исцеляет отрока.

Вот такие слова Господь говорит: «Если хоть сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». А еще Господь говорит в конце Евангелия от Марка, перед Своим вознесением, такие слова: «Кто будет веровать, именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками, будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; на недужные руки возложат, и те будут здоровы» (см. Мк.16:16-18). Вот такие слова говорит Господь о тех, кто может веровать.

Когда мы читаем эти слова, мы никак не можем их к себе обратить, потому что не можем поверить в то, что верующему все возможно. Эти слова совершенно недоступны для нашего осознания. Как же так может быть? Как такое вообще возможно? Но эти евангельские слова - это правда, это про нас написано. Над этим в свое время горько издевался Смердяков, когда говорил: «ну если вы верующие, скажите этой горе, - пусть она сойдет и ввержется в море!» И эти издевательские слова к нам относятся.

Если мы верующие, то почему же с нами не происходит того, что происходит в Евангелии? Почему же те слова, которые Господь говорит, никаким образом не являются фактом нашей жизни? Удивительно… Если хоть сколько-то можешь веровать, все возможно верующему… Про кого это? Про нас? Про этого отца? Про конкретную ситуацию? Отец говорит: «Господи, верую, помоги моему неверию». Что стоит за этими словами? Что значит - веровать? Ведь Господь с самого начала говорит укоряющие слова: « О род неверный!» А говорит Он так людям, которые вроде бы обращаются к Нему с верой, подходят с просьбой, с молитвой: «Помоги, услышь!» Разве это не проявление веры? Разве такое обращение к Богу не есть сама вера? Но оказывается - нет, это не вера. Обращение к Богу - это еще не вера.

А в вере оказывается важным, что слово вера - это однокоренное слово со словом верность. Если нет в вере верности Богу, а только просьбы, только желание что-то для себя получить или, в крайнем случае, что-то внешнее исполнить, то какая же это вера? Именно верностью Богу проверяется наша вера, то есть следованием за Ним до конца.

Что такое верность, знает каждый из нас. По отношению к своим близким, по отношению к своим супругам, по отношению к своим детям, друзьям… все понимают, что такое верность и неверность. Но так же точно и по отношению к Богу существует верность и неверность. И вот оказывается, что по отношению к Богу хранить верность - не удается. Потому что Богу верность хранить нужно везде и всегда, в каждом конкретном случае, в простом и в сложном, в маленьком и в большом. Но когда дело касается верности Богу, очень легко сказать - что за малость, если я такую вещь сделаю… это же ерунда… если я это себе позволю, или то посмотрю или послушаю, немножечко себе позволю то, что не является угодным Богу? И вот из этого состоит вся наша жизнь, из этой неверности, из желания что-то сделать для себя, сделать так, чтобы в этот момент Бог нас не видел, чтобы Он от нас отвернулся, или мы бы от Него где-нибудь спрятались. По чуть-чуть… понемножку… по ерунде… Но оказывается, что из этого чуть-чуть и немножко вся наша жизнь состоит, поэтому никто из нас не может ни смерть победить, ни больного исцелить, ни бесов изгнать…ничего… И гору переставить, конечно, не сможет. И мы можем предстать перед Богом в молитве и услышать эти слова: «О род неверный!»

Простых вещей сделать не можем! Пост соблюсти не можем как следует. Быть ответственным за обещания, данные Богу или ближнему - послужить, поддержать, придти на помощь… Желание есть, а верности нет, именно этой верности, которой очень часто проверяется наша вера, на которой она и стоит.

И второе однокоренное слово слову вера - это слово доверие. А доверие Богу выражается в том, что человек не боится всю свою жизнь на Него возложить, не боится слов, которые мы слышали в прошлый воскресный день, когда выносили крест Животворящий: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее» (Мф. 16:24). Погубить свою жизнь ради Бога, то есть забыть о своей внешней жизни, а Богу себя посвятить, мы не можем решиться. Мы не можем до конца пойти этим путем. Мы не можем до конца услышать этот зов Божий, - Возьми крест свой и иди за Мной! Как евангельский юноша, мы готовы сделать что-то внешнее, готовы раздавать свое имение, готовы заповеди исполнять внешним образом, готовы сделать что-то внешне правильное и думать, что это и есть наша вера. А вот потом все бросить и пойти за Христом… вот здесь мы все останавливаемся, потому что это слишком страшно - идти за Христом… А в этом состоит второе основание веры - довериться Богу до конца.

И вот если ты хоть сколько-то можешь вот так веровать, говорит Господь, - тогда все возможно верующему. Тогда все для этого верующего открывается, несмотря на то, что человеческая жизнь часто складывается, как жизнь этого несчастного отца, когда человек, как писал поэт, оглядываясь видит лишь руины, лишь свои грехи, которые как шлейф за ним тянутся, и он понимает, что ничего нельзя вернуть, ничего нельзя восстановить, и то, что он натворил в своей жизни за ним идет, идет и идет… И он просит: Господи помоги в этом… Господи, помоги в том… тут и родители… тут и дети… тут и близкие… все страдают… И если ничего не получается, то по одной простой причине: потому что если хоть сколько-нибудь можешь веровать вот так, тогда все возможно верующему, а так веровать никто не может.

Поэтому и говорит евангельский отец, - верую, Господи, помоги моему неверию! - понимая, что он хочет так веровать, но не может и просит Бога этой вере помочь. Он готов на нее решиться, понимая свое бессилие. Тогда Господь приходит на помощь. И так Он и к нам может придти, если мы сможем от сердца захотеть такой веры, решиться на такое безумие: так быть верным и так Богу доверять, чтобы пойти за Ним и сказать эти слова, - верую, Господи, помоги моему неверию.

Это так важно для нас, особенно сейчас, когда мы проходим путь этой самой веры. В другом месте Евангелия Господь на недоуменный вопрос учеников, - Почему мы не могли изгнать его? - ответил: «Этот род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17-21). Ведь пост и молитва - это как раз два образа веры. Пост - это образ верности, а молитва - это образ доверия, когда самыми главными словами нашей молитвы являются слова - Да будет воля Твоя.

И вот если пост у нас будет, как верность, а молитва, как доверие, тогда все возможно верующему. Тогда все для нас возможно. И эти два слова - пост и молитва, - которые мы привыкли слышать, должны наполниться самым настоящим содержанием: пост - это наша верность, молитва - это наше доверие. Господи, милостив буди нам грешным, помоги, Господи, нашему неверию. Аминь.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!