Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Разработка модульных UI-систем на основе руководств по стилю. Модульность конструкций в дизайне Модульный принцип формообразования в дизайне

Основная концепция модульного дизайна состоит в том, что дизайн разбивают на несколько меньших частей, которые создаются отдельно друг от друга и затем объединяются в более крупную систему. Если вы оглянетесь вокруг, то увидите множество примеров использования модульного дизайна. Машины, компьютеры и даже мебель — все это модульные системы, компоненты которых могут быть заменены, удалены или переставлены.

Такой подход очень удобен для потребителей, ведь за счет этого они всегда могут настроить систему исключительно под свои нужды. Вам нужен люк, более мощный двигатель или кожаный салон? Без проблем! Модульный дизайн автомобилей позволяет проводить подобные изменения в комплектации.

Еще одним хорошим примером является мебель IKEA. На приведенных ниже рисунках видно, что модульность конструкции проявляется не только в форме книжного шкафа, благодаря которой его можно установить в различных местах комнаты, или в которую вы можете добавить выдвижные ящики, но и в самих элементах — прямоугольниках разных размеров, выполненных по одному и тому же шаблону.



Конструкция книжной полки Kallax от IKEA — это прекрасный пример модульности и кастомизации: модульные компоненты используются для построения книжной полки, а дополнительные секции могут быть добавлены для улучшения функциональности.

С производственной точки зрения, модульные системы также являются экономически выгодными. Основное преимущество заключается в том, что изготовление меньших, простых элементов, которые позже могут быть объединены, обходится дешевле, чем создание большой сложной системы. Кроме того, модульные решения адаптированы для многократного повторного использования, а это обеспечивает им максимальную продуктивность.

При создании UI-дизайна специалисты руководствуются подобными целями. Как дизайнеры, они хотят создать систему, которая будет эффективной со структурной и с эксплуатационной точки зрения. Отыскав решение определенной проблемы, они стремятся задействовать его повторно во многих других местах. Такой подход не только экономит время, но и создает для пользователей шаблон, который они смогут применить в других разделах приложения.

Это именно то, что модульность привносит в UI-дизайн: она позволяет создать гибкую, масштабируемую и экономически выгодную систему, которая легко настраивается и поддерживает многократное использование элементов.

Примеры модульного дизайна

Элементы модульного UI дизайна можно увидеть в таких паттернах, как адаптивная сетка, «плиточный» и карточный дизайн. В каждом из них модули используются по несколько раз, благодаря чему макет становится более гибким и легко подстраивается под различные размеры экранов. Кроме того, модули выполняют роль контейнеров для компонентов, что позволяет нам вставлять в них разный контент и функции, точно также, как выдвижные ящики могут быть добавлены в книжный шкаф IKEA.

Пример адаптивной сетки от Bootstrap — набора инструментов для создания сайтов и приложений


Поскольку модульный дизайн заключается в разработке UI-систем, которые, в основном, состоят из одинаковых компонентов (кнопок, шрифтов, иконок, сеток и т.д.), вы можете задуматься над следующими нюансами:

Разве модульные конструкции не будут выглядеть одинаково?
Как это отразится на индивидуальности бренда?
Как нужно подходить к разработке, чтобы создать уникальный интерфейс?

Эти вполне обоснованные вопросы затрагивают еще более важный аспект:

«В чем выражается инновационность и уникальность дизайна продукта?»

Эта дискуссия началась недавно, но многие эксперты отрасли уже говорят, что поскольку в первую очередь мы видим визуальный дизайн, нам кажется, что инновации и уникальность кроются во внешнем виде интерфейса. Тем не менее, от визуальной составляющей эти особенности зависят лишь частично. На самом деле, инновационность и уникальность дизайна должны выражаться в общей ценности, которую продукт предоставляет пользователям, и в том, как эти люди воспринимают его.

Взять хотя бы стул. Это изделие должно выглядеть определенным образом и выполнять свою основную функцию, но далеко не все его конструкции выглядят или работают одинаково, ведь производство стульев практически всегда было отраслью инноваций в сфере дизайна и материалов. Точно также, к пользовательским интерфейсам выдвигаются свои требования, а это значит, что задействовав в них проверенные эффективные шаблоны, вы вовсе не будете жертвовать инновационностью и уникальностью. Напротив, инновации и уникальность крайне важны для решения конкретных проблем ваших клиентов.

Преимущество модульного дизайна заключается в том, что он побуждает нас подходить к этим решениям как к системе взаимосвязанных элементов, а не искать их по отдельности, только чтобы как-то отличиться. Иными словами, инновационный дизайн, применяемый для управления пользовательским интерфейсом, затронет не одно место в приложении, а будет пронизывать всю систему, сохраняя ее единство и улучшая юзабилити.

Модульность в стайл-гайд разработке

С точки зрения реализации, стайл-гайд разработка (style-guide driven development) также носит модульный характер. Процесс начинается с исследования — понимания проблемы, которую нужно устранить, сбора требований и итераций дизайнерских решений.

Последнее должно быть представлено в виде комбинации многих частей и задокументировано в руководстве по стилю. Дополнять дизайн новыми элементами вы можете, однако помните, что они все равно должны создаваться как модули. Идея состоит в том, чтобы руководство по стилю помогало вам определить, какие модули, доступные в UI системе, могут быть использованы повторно или расширены для создания дизайна.

Следующий шаг — это фаза абстракций, которая, по сути, заключается в разбивке дизайнерского решения на меньшие составляющие. На этой стадии разработчики и дизайнеры работают вместе, чтобы понять предложенный дизайн и найти элементы (модули), которые будут использованы или улучшены.

Стайл гайд разработка: Исследование > Абстракции > Внедрение и документирование > Интеграция

Эта фаза также позволяет вам продумать план для следующего этапа: внедрения и документирования. Модули выстраиваются или улучшаются отдельно от остальных существующих модулей. В веб-разработке это значит, что создание компонентов и определение стилей для элементов производится независимо от приложения. Это очень важный аспект модульности, так как он позволяет вам выявить любые проблемы в начале процесса, предотвращая непредвиденные моменты с другими частями системы. Как результат, вы получаете более стабильные элементы, которые легче интегрировать в одно целое. Преимуществом является то, что пока осуществляется внедрение, документирование не отходит на задний план.

Документация играет несколько ролей:

Структура доступных элементов пользовательского интерфейса (заголовки, списки, ссылки) и библиотека компонентов (системы навигации, панели управления, средства поиска). Это значит, что разработка не начинается с нуля каждый раз. Вместо этого, она строится на основе существующих в UI-системе определений и дополняет их.

Демонстрационная площадка для создания и тестирования образов. Именно здесь разработка осуществляется до того, как все решения интегрируются в приложение.

Интеграция является заключительным этапом. Необходимые элементы пользовательского интерфейса были созданы и подготовлены к внедрению в приложение. Вам остается только корректировать и настраивать их. В ходе интеграции руководство выполняет функцию мануала, подобно тем, которые используются для сборки физических модульных конструкций.

Теперь, когда мы определили основные концепции модульного дизайна и стайл-гайд разработки, можно смело переходить к примерам.

Представьте следующее: вы столкнулись с большим потоком пользователей, объединили макеты и прототипы для демонстрации взаимодействий и задокументировали каждый этап.

Скорее всего, ваша работа над проектом уже основана на руководстве по стилю, что может дать вам большое преимущество. Если же это не так, просто сделайте шаг назад и начните создавать карту основных частей дизайнерских решений на высоком уровне. Эти компоненты могли бы стать точками взаимодействия при завершении определенного этапа. К примеру, checkout-путь мог бы выглядеть так:

Пошаговый процесс оформления заказа: товары, добавленные в корзину > корзина > доставка > биллинг > подтверждение > покупка продукта

Имейте ввиду, что эти шаги еще не являются модулями. Чтобы добраться до них, вам нужно определить постоянные UI элементы пути, такие как:

Не переусердствуйте!

Теперь, когда вы узнали, как включить в процесс разработки дизайна модульность, и оценили преимущества руководства по стилю, рассмотрим несколько распространенных ошибок, которые могут ожидать вас на этом поприще.

1. Руководство по стилю не освобождает вас от работы над дизайном

Менеджеры нередко утверждают, что после создания стайл-гайда большая часть дизайнерской работы проделана. Хотя к этому моменту многие повторяющиеся и тривиальные задачи (к примеру, многократное прототипирование кнопки) действительно выполнены, помните, что:

новые возможности должны разрабатываться непрерывно;
обнаружение решения должно отражаться в дизайне.

Разумеется, руководство по стилю и соблюдение принципов разработки, упомянутых выше, способствуют развитию, но на обязанностях дизайнеров это практически не сказывается. Наличие инструмента, который ускоряет рабочие процессы и упрощает общение между сотрудниками, выгодно как разработчикам, так и дизайнерам. Но отличительной особенностью данного подхода все-таки является то, что он оставляет много места для кастомизации UI и тем самым улучшает пользовательский опыт.

2. Не следуйте шаблонам слишком часто

Мы всегда должны пытаться использовать шаблоны в приложении. К примеру, последовательное применение цветов и размеров шрифтов может быстро указать на пользовательские элементы UI, которые поддерживают взаимодействие. Тем не менее, вам не стоит использовать шаблоны только потому, что их уже кто-то испытывал — старайтесь прибегать к шаблонизации, когда она действительно решает возникшую проблему.

Например, если вы задействовали шаблон отображения панелей инструментов в верхней части экрана, он будет работать в большинстве случаев, однако в некоторых ситуациях использование контекстной панели все равно покажется пользователям более уместным. Таким образом, всегда спрашивайте себя, стоит ли применять проверенный шаблон и полагаться на простоту его внедрения, если это может плохо отразиться на пользовательском опыте.

Не пренебрегайте итерациями дизайна

Не пренебрегайте значением итераций и инноваций, когда испытываете новые шаблоны и ищите способы проектирования интерфейса, даже если на первый взгляд они не соответствуют руководству по стилю. Стайл-гайд не должен ограничивать ваши усилия, направленные на создание наилучшего пользовательского опыта. Воспринимайте его как отправную точку, которая поможет вам решить текущие проблемы за счет предыдущей работы и опыта.

Бремя поддержки

Поддержка руководства по стилю должна быть последней вещью, которая кажется вам обременительной. Для решения этой проблемы следуйте приведенным ниже советам:

Найдите систему документирования, которая отличается простотой как с точки зрения установки, так и в плане взаимодействия;

Сделайте своевременное обновление документации частью вашего рабочего процесса;

Разработайте принципы, которые позволят любому желающему с легкостью дополнить документацию. Это поможет распределить нагрузку между сотрудниками и повысит их чувство причастности.

Вместо заключения

Создание гибкой и стабильной UI-системы, которая бы легко масштабировалась и была экономически выгодной, зависит не только от принципов ее построения, но и от того, как она разрабатывается. Библиотека компонентов приносит очень мало пользы, если каждый новый дизайн создается по отдельности, игнорируя установленные стандарты и шаблоны.

С другой стороны, идея состоит не в том, чтобы разрабатывать однообразные интерфейсы, в которых повторно задействованы те же стили и шаблоны, так как это удобно. Хороший дизайн эффективен не в силу своей уникальности, а потому, что он совмещает в себе формы и функции, обеспечивающие максимально положительный опыт. Вы всегда должны действовать с мыслью об этом, и использование описанного выше руководства по стилю должно помочь вам создать сплоченную UI-систему, которая достигнет данной цели.

Аннотация . В данной статье рассматривается модульный принцип формообразования в рамках архитектуры и средового дизайна. Дается анализ исторического развития модульного строительства, использование его принципов и механизмов в современном дизайне и тенденции его будущего прогрессирования.

Ключевые слова: модульный принцип формообразования, модульное строительство, архитектура, дизайн среды, модули, городская застройка, общественные зоны.

В современном мире архитектура и дизайн постоянно развиваются и предоставляют нам качественно новые и эргономичные решения для улучшения условий существования человека в среде его обитания. Новейшие технологии в дизайне кардинально перевернули и облегчили жизнь человека всего лишь за одно столетие. Но по мере возрастания уровня жизни появляется и больше потребностей, а, следовательно, и новых задач, которые должен решить дизайн. В связи с этим, развитие дизайна и архитектуры никогда не прекратится и всегда будет направлено на достижение тех результатов, которые диктует конкретная эпоха.

По мере развития человечества в архитектуре складывалось множество стилей и направлений, которые решали актуальные проблемы определенного общества в различные промежутки времени. Таким образом, анализируя архитектуру и дизайн в историческом аспекте, можно прийти к выводу, что от века к веку главным критерием изменения был даже не внешний вид зданий, а площадь, которую занимали ансамбли строений целиком и конкретные здания, в частности. По мере увеличения демографического уровня населения планеты и возникновения государств с четкими границами, площади, отведенные под строительство, постоянно уменьшались. А в процессе урбанизации все здания городской застройки постепенно росли вверх, добавляя все больше и больше этажей, т.к. главной целью города было обеспечение всех его жителей доступного жилья. Особенно остро данная проблема стояла в странах с небольшой территорией.

Модульное строительство появляется в XX столетии в результате промышленного переворота, который повлек за собой появление новых материалов, технологий строительства, а, следовательно, и возможностей для кардинального изменения образа городов. В США и Советском Союзе в тот период потребовалось возведение большого числа временных поселков строителей, монтажников, военных, геологоразведчиков. Модульные здания тех времен – это, чаще всего, традиционные бытовки, вагончики, дома-бочки ЦУБ и прочие временные конструкции, сопровождающие процесс строительства.

В современном мире модульный принцип формообразования используется не только в возведении временных конструкций. Принципы модульного строительства активно используются для возведения частных жилых домов, многоэтажных сооружений, общественных и информационных зон, детских площадок и т.д.

Виды модульных конструкций. Дома модульного типа делятся на каркасно-панельные и блочные. Каркасно-панельные здания монтируются на базе общего каркаса с применением унифицированных элементов стеновых ограждений, плит покрытия, перекрытий, внутренних перегородок, лестничных маршей.

Базовыми единицами второй категории являются блоки стандартных размеров, имеющие стены, пол и перекрытие. Блок может являться отдельно стоящим зданием или входить в состав другой конструкции. При этом он может выступать в роли отдельной комнаты, либо быть частью объединенного из нескольких модулей помещения. Одноэтажные сооружения могут устанавливаться без фундамента на подготовленную площадку из бетона или асфальта. При высоте здания в два и более этажа, под него устраивается фундамент.

Каркасно-модульные конструкции. Блок-модули бывают контейнерными и каркасно-модульными. Контейнерные конструкции разрабатываются на основе обычных грузовых контейнеров со стандартными размерами, которые в процессе строительства модернизируются под различные задачи. Каркасно-модульные блоки изготавливают по собственным чертежам. Но, обычно, размеры блоков не превышают допустимые габариты для перевозки транспортом. Здания из преобразованных морских контейнеров давно пользуются большой популярностью из-за простоты возведения, вариативности комбинирования конструкций и элементов отделки, удобства использования базовых размеров и отсутствием проблем с транспортировкой и др.

Строительство модульных домов – это набирающая популярность тенденция, которая сегодня приобретает множество новых вариаций и применяется во многих сферах жизни человека.

Модульные конструкции могут использоваться для возведения:

  • временных вахтовых поселков, где можно дешево и быстро разместить большое количество строителей;
  • складских комплексов (при комбинировании морских контейнеров);
  • офисных и логистических центров;
  • социального жилья (используется в густонаселенных странах: Китай, Индия, латинская Америка);
  • рыночные комплексы;
  • частное домостроение (набирающая популярность система возведения ультрасовременных домов);
  • многоэтажное домостроение (основные преимущества: низкая себестоимость, устойчивость к сейсмическим катаклизмам, энергосберегающие качества);
  • общественные зоны городского партера (легко транспортирующиеся модульные конструкции, которые могут видоизменяться от потребностей человека и местности, на которой установлен объект).

В условиях густонаселенности городов возникает проблема экономии пространства, которое выделяется не только под жилые застройки, но и под сооружения для досуга и отдыха населения, которые зачастую намного меньше по площади. Но, чтобы человек чувствовал себя комфортно в городской среде, он должен иметь место, где может отдохнуть и расслабиться, независимо от того, в какой части города он находится. Поэтому современный дизайн в наши дни направлен на активное проектирование различных сооружений, которые могут удовлетворить максимум людских потребностей в досуге минимальными усилиями и затратами. Таким образом, модульный принцип формообразования активно переходит со строительства крупных жилых зданий к небольшим общественным конструкциям досугового и информационного характера, т.к. позволяет сконструировать интересные варианты комбинируемых пространств.

Очень актуальным становится вопрос разработки таких общественных зон, которые могут трансформироваться из одного в другое, легко перевозятся с места на место и имеют автономную систему энергопотребления.

Например, большую популярность набирают уличные библиотеки, библиотеки в фургонах и дома-трансформеры. Принципы, используемые в сборке домов-трансформеров, можно легко использовать для общественных информационных зон городского партера, которые при своей трансформации в разных конфигурациях и с различным наполнением будут выполнять совершенно разные функции и служить для различных целей. Их можно будет устанавливать как на ровной, асфальтированной поверхности, так и в условиях парковой среды. Данный вид сооружений находится на начальном этапе своего развития, поэтому сейчас очень актуальны проекты таких общественных зон, которые смогут вписаться в любую среду, трансформироваться под различные нужны, а также будут выполнять максимум доступных функций, полезных для современного человека. Принципы модульного строительства могут быть использованы как в архитектуре, так и в дизайне. Поэтому большое предпочтение сейчас отдается модульным конструкциям и в мебели.

Таким образом, модульный принцип формообразования активно развивается уже на протяжении столетия, переходя с простых форм на более сложные и функциональные. Эта тенденция не утихнет и будет расширяться еще долгое время.

Список литературы:

  1. Асс Е.В. Дизайн в контексте городской среды. Некоторые теоретические и творческие проблемы. //Техническая эстетика. Проблемы дизайна городской среды. - М.: ВНИИТЭ, 1981, № 29
  2. Барабанов А.А. Человек и город: пространство, формы, смысл / А.А. Барабанов. – Екатеринбург: Архитектон, 1999.
  3. Шубенков М.В. Структурные закономерности архитектурного формообразования / М.В.Шубенков. – М: Архитектура-С, 2006.

ОБЕДНИНА С. В. БЫСТРОВА Т. Ю.

Модульный принцип формообразования в дизайне

Статья посвящена вопросу применения принципа модульности в дизайне. В статье доказывается основополагающая важность модульного метода в проектной деятельности дизайнера, а также рассмотрены границы его применения. Путем сравнительного анализа с классическим промышленным дизайном авторы выявляют специфику применения модульного принципа формообразования в графическом дизайне, отличающемся тяготением к использованию художественных методов проектирования.

Ключевые слова: дизайн, модуль, формообразование, графический дизайн, модульность.

имировна

THE MODULAR PRINCIPLE OF FORMATION IN DESIGN

This article is devoted to the implementation of the principle of modularity in design. The author proves the fundamental importance of the method in the designer and will review its strengths and weaknesses, based on which was concluded about recommended use of the method. In addition, the result of comparative analysis with the classical design and fashion design, the author reveals the specificity of modular formation in graphic design.

Keywords: design, module, shape, graphic design, modularity, fashion design, principle of modularity in design.

магистрант

Уральского федерального университета

[email protected]

Быстрова

доктор философских наук, профессор УрФУ, Заслуженный работник высшей школы РФ, зав. лабораторией теории и истории архитектуры института

«УралНИИпроект РААСН» e-mail: [email protected]

Дизайн-проектирование имеет множество направлений, в каждом из которых реализуется модульный принцип формообразования - один из наиболее характерных для данного вида деятельности, часто определяющий внешний вид и конструктивное решение продуктов дизайна. Современный этап развития массового индустриального производства характеризуется диктатом технологий, для которых закономерна унификация, тогда как потребители ждут индивидуализированных и разнообразных изделий. Поэтому дизайнеры широко используют принцип модульности элементов. При этом, как в конструкторе, из простых форм составляется ряд новых, более сложных, отвечающих различным функциональным требованиям и условиям.

Целью данной статьи является определение специфики применения модульного принципа формообразования в дизайне в целом и в графическом дизайне1 в частности. Это позволит увидеть, насколько последовательно и полно воплощается в современном графическом дизайне принцип модульности.

1 Для того чтобы не расширять предмет исследования, мы оставляем за пределами рассмотрения веб-дизайн, имеющий ряд собственных специфических черт.

Согласно концепции модульности, отдельные части объекта могут быть использованы автономно, что обусловлено относительной самодостаточностью их формы, в том числе и в функциональном отношении. Разработав один модуль, дизайнер получает как форму, способную к самостоятельному существованию, так и составную композицию, которая при добавлении модулей или наборов модулей усложняется.

Используя модульный принцип создания формы в дизайне, можно прийти к новому пути освоения пространства, в котором автономный модуль уже является завершенной единицей и может быть использован самостоятельно. Кроме того, форма может постоянно наращиваться, компоноваться по-новому в зависимости от экономических возможностей, социальных, эстетических и других запросов потребителя. Это особенно актуально в кризисный период, переживаемый сегодня экономикой: человек может купить не все изделие сразу, но сделать это поэтапно либо заменять не всю вещь, а только элементы, устаревшие в процессе использования. Еще одной причиной роста интереса к модульным формам является распространение экологических идей, стремление к минимальному нанесению вреда окружающему миру.

Сказанное о характеристиках модульной формы соответствует определению дизай-

© Обеднина С. В., Быстрова Т. Ю., 2013

Иллюстрация 1. Модульная мебель Zen. Дизайнер Jung Jae Yup. Корея. 2009 г.

Иллюстрация 2. Пример модульной графической структуры - клип-арта(Википедия)

на, данному Томасом Мальдонадо для ИКСИД в сентябре 1969 г.: «Под термином дизайн понимается творческая деятельность, цель которой определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения как изготовителя, так и потребителя» . На наш взгляд, две важные характеристики, отличающие деятельность дизайнера от других специалистов, зафиксированные в этом определении, - это промышленный способ изготовления изделия и целостность системы, возникающей как результат проектирования. Именно модульный принцип формообразования лучше всего реализует их. Производимые промышленным способом отдельные модули, целостные и законченные сами по себе, при компоновке образуют относительно завершенную композицию, способную к вариативности, динамичным изменениям. Поэтому модульность является, если так можно выразиться, наиболее дизайнерским методом формообразования. Кроме того, важно отметить, что целостность обеспечивает гармонию формы, ее эстетичность.

Рассмотрим характеристики данного принципа формообразования на примерах.

1 Простота и лаконичность конструкции, которые обеспечивают как удобство проектирования, так и легкость восприятия модульного объекта. Эти качества хорошо иллюстрирует проект корейского дизайнера Jung Jae Yup, мебель Zen (Иллюстрация 1), которая компонуется в зависимости от задач пространства.

Модулями в данном случае являются стилизованное деревянное «разговорное облако», напоминающее фигуру из комиксов, и дополнительный геометрический компонент. Несмотря на хорошую ассоциативность, форма чиста и лаконична. Более того, элемент, перешедший из комиксов, подсказывает варианты компоновки.

В графическом дизайне примером конструктивной простоты может служить клип-арт, в ряде случаев облегчающий проектную работу. В статье Википедии клип-арт определяется как «набор графических элементов дизайна для составления целостного графического дизайна. Клип-артом могут быть как отдельные объекты, так и изображения (фотографии) целиком» . Данное определение можно проиллюстрировать примером из той же статьи (Иллюстрация 2). Как видим, при разнице мотивов и даже стилистики выполнения элементы клип-арта «подходят» друг к другу в эстетическом, цветовом, технологическом отношении и могут использоваться в рамках какого-либо крупного графического объекта, не входя в противоречие.

При этом если мебельный модуль не предусматривает вхождения в систему каких-либо инородных элементов, то мотивы клип-арта могут сочетаться с образами, создаваемыми дизайнером самостоятельно либо взятыми из других источников. Конструктивная простота мебельного решения удерживается более высокой степенью завершенности и автономности отдельных элементов, тогда как фрагментарность (простота сборки) клип-арта делает систему более открытой, способной контактировать с другими графическими материалами.

Вариативность форм мебели обусловлена возможностями ее компо-

новки, расположением в физическом пространстве. Их простота способствует разнообразию конфигураций и ритмической организации.

Графические элементы клип-арта имеют двойную формальную структуру - внешнюю, физическую, и внутреннюю, образную. Простота внешней формы играет такую же роль, что и в дизайне мебели. Разнообразие образного ряда обусловлено тематически и зависит от субъективных вкусов и пристрастий разработчика клип-арта. Соответственно, говорить

о стилевой и эстетической целостности приходится далеко не всегда.

Иначе говоря, границы модулей в графическом продукте нарушить гораздо легче, что показывает, к примеру, верстка глянцевых журналов, выполняемая в регионах не вполне квалифицированными специалистами (Иллюстрация 3). Нарушение модульной сетки создает впечатление дробности, избыточности материала, его плохой организации.

2 Цельность формы. Этот важный для достижения гармонии предметного мира параметр приобретает особое значение по мере развития техногенной цивилизации, имеющей «составную» природу. Еще Аристотель, чьим термином мы воспользовались в данном случае, разделил естественные, соприрод-ные человеку - и искусственные (составные) формы, «не имеющие души». Всякий раз, когда дизайнер проектирует части, ему необходимо думать о том, станут ли они целым в готовом изделии, будут ли восприниматься как целое, ведь только оно может оптимизировать духовно-психическое состояние человека и оцениваться с эстетических позиций. Соответственно, модулю необходима не только способность к отдель-

Иллюстрация 3. Разворот журнала, выполненный с нарушениями модульной сетки. Россия. 2013 г.

Иллюстрации 4, 5. Детская мебель Toddler Tower («Башня малыша»). Дизайнер Марк Ньюсон (Marc Newson). Великобритания. 2011 г.

ному существованию, но и способность к организации, достигаемая за счет продуманных структурных связей с другими элементами.

Это качество акцентируется, например, в детской мебели лондонского дизайнера Марка Ньюсона «Башня малыша» - Toddler Tower (Иллюстрации 4, 5), где все элементы идеально сочетаются друг с другом. На Иллюстрациях видно, что форма состоит из двух типов модулей, которые могут чередоваться при соединении и дополняться аналогичными комплектами. При необходимости двухэтажная кровать раскладывается на два спальных места и детские стулья или поверхности для игр либо второе спальное место используется для хранения игрушек. Кроме того, данные модули могут использоваться и добавляться поштучно, что актуально, например, в небольших детских садах, размещенных на небольшой площади. Отметим, что именно в детском пространстве целостность является особо важным качеством среды жизнедеятельности, поскольку способствует чувству защищенности, стабильности, гармонии, без которых невозможно нормальное развитие ребенка.

В графическом дизайне цельность формы реализуется через композиционное, цветовое, образно-смысловое единство элементов. Этот аспект можно наблюдать в большинстве векторных клип-артов, например, на тему архитектуры (Иллюстрация 6). В этом случае целостность достигается не только благодаря композиционному сочета-

нию элементов и использованию общих художественных средств выразительности, но и за счет тематики, смысловых связей элементов. Объединение компонентов в целое в модульном графическом дизайне происходит не в материи, а в процессе интерактивного взаимодействия объекта со зрителем, определяющем логику связи элементов.

Как показано ниже (п. 4-5), представление о цельности формы в модульном проектировании является стартовым условием работы дизайнера, без соблюдения которого не реализуется интерактивный, творческий потенциал модульных форм.

3 Специализированность формы возникает в результате учета ее интерактивного освоения потребителем. Используя модульные решения, человек разберется только в понятных ему элементах и составит их, исходя из собственных потребностей. Это приводит к более высокой степени рациональности дизайна и, в свою очередь, обеспечивает индивидуализацию форм.

В качестве примера можно привести коллекцию модульной мебели Multiplo от итальянской студии Heyteam, в которой подсказками пользователю служат не только формы, но и цвет (Иллюстрации 7, 8). Простота форм могла бы сделать этот проект достаточно обезличенным. В сочетании с цветом и с учетом разнообразия решений они делаются неповторимыми именно для потребителя, т. е. в процессе интерактивного взаимодействия с предметом.

Иллюстрация 6. Клип-арт «Архитектура». URL: http://torrents.bir. Иллюстрации 7, 8. Модульная мебель МиШр1о. Дизайн: студия ru/forum/showthread.php?tid=5697 Heyteam. Италия. 2010 г.

4 Возможность творческого

Иллюстрация 9. «Футбольная» комната Иллюстрации 10, 11. Детская мебель. Дизайнер Мария Вонг (Maria Vang). Швеция. KidKraft для сына. Дизайнер С. Холлинг- 2008 г. ворт (Sasha Hollingworth). 2012 г

Графические «кадровые» изображения в интерьере, которые используются как отдельно, сами по себе, так и вместе, объединенные общей темой (Иллюстрация 9), дают возможность проследить развитие сюжета или придумать историю. С точки зрения внешней формы они остаются простыми прямоугольными элементами организации интерьера, тогда как образный ряд имеет собственную логику и может сформировать разные сюжеты, что приведет к индивидуализации пространства.

Иллюстрация 12. Interactive Flip в Лондонском аквариуме. Великобритания. 2006 г

4 Возможность творческого

«обживания» модульной формы через интерактивность часто проявляется в предметах для детей и подростков. Рассмотреть данный аспект можно на примере детской мебели дизайнера Maria Vang из Швеции (Иллюстрации 10, 11), предлагающей в качестве отправной точки набор модулей (конструктор), из которых можно собрать детскую мебель или любые другие композиции. Границы формообразования определяются именно дизайнером, внутри них потребитель может видоизменять и перебирать формы.

Это же свойство имеют продукты графического дизайна, например, Interactive Flip в Лондонском аквариуме (Иллюстрация 12). В процессе взаимодействия изображение реагирует на поведение потребителя. Его границы и число модификаций задаются дизайнером.

5 Вариативность решения. В ряде случаев в модульных объектах предусматривается использование отдельного модуля или нескольких,

объединенных в одну композицию. Это увеличивает количество возможных вариантов. В этом случае требуется определение оптимального количества элементов внутри целого, делящегося на максимальное число подсистем (два, четыре, шесть и т. п.).

Как видно в мебели La Linea (Иллюстрации 13, 14), дизайнеры предлагают формы, требующие от двух до шести элементов. Функциональное разнообразие возрастает. Правда, не вполне ясно, где будут находиться неиспользуемые элементы и не снизит ли их присутствие общий потенциал модульного решения.

Примером этого подхода в графическом дизайне может быть комикс, состоящий из множества воспринимаемых по отдельности изображений, в то же время объединенных общими смысловыми связями, персонажами, художественными средствами и приемами. Это могут быть, например, вкладыши в жевательную резинку Love is (Иллюстрация 15). Они могут восприниматься и в це-

Иллюстрация 15. Love is... - комикс, придуманный новозеландской художницей Ким Гроув в конце 1960-х гг., позже продюсированный Stefano Casali

Иллюстрация 16. Стеллаж obo. Дизайнер Джефф Миллер (Jeff Miller) для итальянской фирмы Baleri. Италия. 2008 г

Иллюстрация 17. Модульная мягкая мебель To Gather. Дизайн Studio Lawrence. Нидерланды. 2010 г

лом, и по частям. Маркировка пакетика резинки одним из элементов работает на идентификацию, аттрак-тивность и уже упоминавшуюся интерактивность. Графический дизайн в данном случае усиливает маркетинговые характеристики продукта, но не обязательно способствует нарастанию удобства и функциональности.

6 В свете определения дизайна, приведенного выше, можно настаивать на необходимости производства всех модульных элементов промышленным способом. Данное качество важно с точки зрения экономической обоснованности и формальной целесообразности объектов дизайна: чем проще изготовить форму, тем меньше затраты, тем более демократичным является решение.

Примером может служить стеллаж obo от итальянского дизайнера Джеффа Миллера (Иллюстрация 16). Форма элементов, выполненных из пластика, проста, учитывает технологию их изготовления. Вместе с тем дизайнер предусматривает ряд нюансов, позволяющих избежать монотонности в относительно завершенном решении. В графическом дизайне технологии тиражирования чаще всего предусматриваются в связи с назначением изделия. Например, элементы фирменного стиля, размещаемые на разных носителях, могут быть выполнены с помощью разных технологий. Обратное влияние технологии на графическую форму связано с требованием ее упрощения - но уже по техническим причинам.

7 Гибкость пространства, формируемого модульными композициями, используется дизайнерами мягкой мебели. Например, мебель To Gather нидерландской студии дизайна Studio Lawrence (Иллю-

страция 17) может иметь несколько вариантов компоновки в зависимости от задач: диван может стать отдельными креслами, т. е. один объект «раскладывается» на несколько. Соответственно, меняется не только его внешний вид, но и композиция интерьера.

Различие физического и образно-смыслового полиморфизма проявляется и здесь. Так, графические дизайнеры предлагают варианты нанесения готовых графических изображений (наклеек) на любые носители. Эти изображения легко переклеиваются и разнообразят внешний вид поверхностей, не изменяя их существенных показателей - размера, формы и т. п. Данное положение хорошо иллюстрирует набор виниловых наклеек Decoretto фирмы «Аскотт» (Иллюстрация 18).

8 Полифункциональность объектов, возможность использования получившихся композиций в зависимости от поставленных задач. Чем большему количеству функций должна соответствовать форма, тем более детализованной является ее проработка. Простые геометрические формы-«кубики» не дают возможности четкой функциональной дифференциации. Мягкая детская мебель-тетрис от сингапурского дизайнера Gaen Koh иллюстрирует это положение - из набора геометричных элементов можно создать диван, кресло, стол или другой элемент детской среды (Иллюстрация 19).

В графическом дизайне, особенно созданном для детского пространства, это очень актуально, примером могут быть изображения отдельных букв и целого алфавита, сопровождаемых понятными ребенку образами. С помощью таких картинок можно составлять слова, придумывать истории и развивающие игры.

Иллюстрация 18. Виниловая наклейка «Дерево» Decoretto. Производитель: «Аскотт». После 2008 г.

Иллюстрация 19. «Мебельный тетрис». Дизайнер Г. Ко (Gaen Koh). Сингапур. 2011 г.

Иллюстрация 20. Пример использования фрактального формообразования в графическом модуле

9 Подобно вопросу об оптимальном количестве элементов-модулей, обеспечивающих вариативность исходного объекта, может возникнуть и вопрос оптимальной формы отдельных элементов и закономерностей их соотношения друг с другом.

С одной стороны, эти закономерности определяются пользовательскими задачами: более сложные формы требуют усиления интерактивного взаимодействия и превращают контакт с продуктом модульного дизайна в своеобразную игру, которая со временем может утомить потребителя (Иллюстрация 19). С другой стороны, повышенная усложненность отдельных элементов (особенно не обусловленная функционально) выглядит эстетически непривлекательно.

На наш взгляд, одним из вариантов расчета модулей может быть реализация идеи самоподобия (фрак-тальности), тем более что природное окружение человека строится на этих основаниях. На Иллюстрации 20 показан довольно убедительный пример модульной сетки, разработанной с учетом закономерности самоподобия. Однако потенциал этого подхода требует отдельного изучения, в том числе многократной эмпирической проверки.

После проведенного анализа определились и возможные минусы модульного принципа формообразования с эстетической и психологической точек зрения:

1 Типичность форм. Промышленный способ изготовления подразумевает ограничение набора форм либо одну форму. В графическом дизайне этот недостаток реализуется через использование типичных наборов клип-артов и их стереотипизацию.

2 Изменчивость форм. Пространство, заполненное модульными композициями, легко трансформируется, поэтому непостоянно. В графике же это в первую очередь разрозненность использования готовых форм.

Заключение

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о применении модульного принципа формообразования.

1 Модульный принцип формообразования наиболее адекватен задачам проектирования массовых изделий в условиях крупного промышленного производства. Он обеспечивает как экономичность, так и разнообразие форм.

2 Модульный принцип формообразования может применяться в среде, где допустима гибкость пространства, и не применяться в зонах, требующих постоянства, устойчивости. Это может быть связано с индивидуальными психическими, возрастными характеристиками потребителя.

3 Модули должны быть одинаковы или их число должно быть ограничено и строго рассчитано, возможно добавление подсистем.

4 Потеря модуля не может приводить к разрушению всей формы. Производителям необходимо предусматривать возможность его восстановления, особенно это касается промышленного дизайна.

5 Все модули должны стыковаться между собой, быть хорошо пригнанными друг к другу, иметь элементы, «подсказывающие» потребителю характер обращения с формой.

6 Модульность в графическом дизайне отличается от других его видов двойной структурой - наличием внешней (физической) и внутренней (образно-смысловой) формы.

7 Модульный принцип формообразования применим в предметной среде и визуальной коммуникации с детьми до 3 лет, так как ребенок этого возраста воспринимает мир в виде цельных, неделимых, единых форм и при этом еще не может синтезировать информацию в больших объемах.

Форма :

1) морфологическая и объемно-пространственная структурная организация вещи, возникающая в результате содержательного преобразования, материала;

2) внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческой деятельности - литературы, искусства, архитектуры и дизайна. Форма живет как в пространстве, так и во времени восприятия и несет в себе ценностно-ориентированную информацию.

Дизайн-форма - особая организованность предмета (промышленного изделия), возникающая как результат деятельности дизайнера по достижению взаимоувязанного единства всех свойств изделия - конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр. Отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям времени.

Формообразование - категория художественной деятельности, дизайнерского и технического творчества, выражающая процесс становления и созидания формы в соответствии с общими ценностными установками культуры и с теми или иными избранными концептуальными принципами, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего произведения, функции, конструкции и материалу. В процессе Ф.изделии определяются его функционально-конструктивная, пространственно-пластическая, технологическая структуры.

Факторы формообразования - жизненные условия и обстоятельства, оказывающие влияние на формообразование, понимаемое как синтез ряда объективных социально - экономических, функциональных, деятельностных, инженерно - технических и других сложно взаимодействующих аспектов образа жизни.

Наиболее полное отражение Факторы формообразования находят в творческих концепциях, формулирующих цели и задачи проектирования. Но на деле некоторые из них не обладают набором реально необходимых проектных задач, что ведет к различного рода негативным последствиям. Например, радикальный функционализм переоценивает утилитарно - практические факторы формообразования, также как и увлечение «высокими технологиями» в ущерб традиционным формам; постмодернистские концепции, наоборот, выпячивают субъективные стороны проектных задач.

Поэтому возникает особая проблема дизайнерского проектирования - классификация факторов формообразования, определяющая объективность тех требований, которые в данной концепции станут главными, «первичными». Диалектика связей в системе противоречивых запросов к организации дизайн - проекта заставляет предполагать, что приоритет здесь должен принадлежать оптимальности функционирования объекта. Но в реальности акценты могут меняться, поскольку очень часто материально - технические и эксплуатационные проблемы становятся главными в системе проектирования, вытесняя из процессов формообразования «человеческие факторы». Поэтому надо уметь, раскрывая связи субъективных и объективных сторон формообразования, увидеть обусловленность концепций формообразования как синтеза процессов субъективизации объективного.


Классификации дают возможность анализа вариантов влияния определенных групп Факторов формообразования на морфологию объектов проектирования. Распространенное представление о соответствии функции и формы обычно сводит проблематику взаимодействия жизненных процессов и морфологию к вопросу - должна ли выражаться функция в форме или последняя «свободна» по отношению к функции. В действительности эти связи гораздо разнообразнее. И классификационный анализ позволяет выявить механизм сцепления основных групп факторов между собой и связать - через оценку психологического содержания процессов - социально-функциональную проблематику формообразования с его эстетическими аспектами. Причем в условиях массового проектирования с его узкой специализацией анализ форм жизнедеятельности как основы формообразования особенно актуален. Часть проектировщиков до сих пор видит объект дизайна не как элемент среды, а как самостоятельный «конгломерат», соединяющий всего лишь узко утилитарные и технические требования, и некую эстетически значимую форму, что чревато ошибками в работе.

Но этого мало. Анализ условий формообразования позволяет выявить и такие зависимости морфологии от жизненных обстоятельств, которые фиксируются не требованиями жизни, а выбором направлений проектного поиска: способов производства, материалов, конструктивных систем и т.п.

Объективная обусловленность Факторов формообразования и морфологии определяет специфику видов архитектурного и дизайнерского творчества, которые можно подразделить на три направления:

1. Многофакторное формообразование с доминированием организации процессов жизнедеятельности. Пример - жилище, главенствующее в городской среде. Здесь предметно-пространственные комплексы позволяют размещать относительно равнозначные по требованиям и разнообразные по форме образования с общим эмоционально-нравственным климатом, настроенным на спокойствие, комфортность, что способствует появлению у проживающих чувств коллективности, причастности к обжитому месту.

2. Формообразование с доминирующими функционально-технологическими факторами - объекты производственного назначения, где определяющим являются требования к организации трудовых процессов. Эта среда образована архитектурно-дизайнерскими комплексами, обеспечивающими эффективность основного вида деятельности, в том числе - за счет ощущения удовлетворенности результатами своего труда.

3. Формообразование с доминирующим информационно-эмоциональным (социокультурным) фактором. К этому типу относятся некоторые общественные здания, садово-парковая архитектура и монументальные комплексы. Для них характерно выдвижение на первый план учета восприятия социально-культурного содержания проходящих здесь процессов. К примеру, театральное здание, которое организуется как среда для мощных эмоциональных состояний, активно воздействующих на человека. Проектная организация подобных объектов складывается чаще всего под влиянием того образа, который закладывается в основу ее художественного решения.

Формообразование в художественном проектировании включает пространственную организацию элементов изделия (комплекса, среды), определяемую его структурой, компоновкой, технологией производства, а также эстетической концепцией дизайнера. Формообразование - решающая стадия дизайнерского творчества; в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его образное решение.

Принципы формообразования:

1. Рациональность. Под рациональностью в композиции понимается логическая обоснованность, целесообразность формы. Соблюдение данного принципа связывается с выполнением двух главных условий: во-первых, установление тесной связи формы с её функциональным содержанием, во-вторых, необходимость чёткой рациональной разработки собственно с художественной формы.

2. Тектоничность. В своей основе этот принцип означает соответствие формы конструкции. При таком соответствии конструкция становится композиционно-пластическим средством формообразования. (Тектоника в дизайне - закреплённое в форме дизайнерского объекта опосредованное представление о закономерностях его функционально-конструктивного решения, своего рода «изображение» напряженности состояния некоей целостности, иллюстрирующей логику и устойчивой его конструктивной, функциональной или визуальной структуры. Тектоника в дизайне как художественное средство дизайн-проектирования есть синтез трёх начал: выражения в форме изделия работы материала и конструкции, отражения в творческом методе автора культурно-исторических представлений о выразительности языка тектонических форм, понимание тектоники как символа целостности формы изделия).

3. Структурность. Цель структурного формообразования - нахождение гармоничной связи между элементами, составляющими форму. Такая связь выражается в соподчинённости элементов. В соответствии с ней принцип структурности обозначает соподчинённость или чёткость, ясность, слаженность внутреннего строения формы.

4. Гибкость. Форма должна быть способна к развитию, сохраняя при этом целостность.

5. Органичность. Этот принцип определяет собой построение композиции с учётом закономерностей формообразования, проявляющихся в природе. Осмысление форм природы может идти в нескольких направлениях.

Главными из них можно назвать анализ:

a. морфологии, то есть строения так называемых биоформ, как функциональных организмов;

b. закономерностей тектонического (конструктивно-пластического) формообразования в природе;

c. особенностей движения биоструктур;

d. пластики живых организмов;

e. их окраски;

f. пропорционального строения.

6. Образность. Данный принцип отражает чёткое и глубокое раскрытие в композиции определённой художественной идеи. Образная форма оказывает на зрителя более сильное и глубокое эмоционально-эстетическое воздействие, чем простая утилитарная форма.

7. Целостность. Это всеохватывающий и объединяющий принцип композиционно-художественного формообразования в дизайне. Он предполагает установление самой тесной связи между всеми средствами и приёмами построения композиции. В результате такого установления выявляется общий характер формы.

УДК 72.01
ББК 85.110

Гипотеза: при применении модульного принципа построения пространства представляется возможным создавать автономные архитектурные структуры в виде взаимо- и видоизменяющихся функциональных ячеек в основе общей матричной системы в зависимости от задаваемых параметров.

Цель работы: разработка принципов модульного формообразования архитектуры.

    изучение имеющихся в архитектуре основных концепций формообразования;

    изучение предпосылок модульного формообразования в истории архитектуры;

    выявление потребностей к переориентации к модульной архитектуре;

    рассмотрение механизма модульного построения архитектурного объекта;

    рассмотрение и выявление принципов формирования архитектурного городского пространства модульным принципом;

    анализ и прогнозирование формирования модульного принципа построения пространства;

    построение модели развития модульного пространства.

Если абстрактно взглянуть на наш мир, его можно представить в виде единой матричной системы, условно составленной из ячеек (рис.1). Изменение одного из параметров, влияющих на формирование этой матрицы, может повлечь за собой сдвижки этих самых ячеек или попросту их исчезновение. Что мы сейчас и наблюдаем в процессах, протекающих в мировом сообществе.

В последние десятилетия сложилась тенденция – отражение в архитектуре экономической стабильности и благополучия человеческого общества. Такая архитектура являет собой уникальные мегастройки: огромные районы, спланированные для количества людей сравнимого с населением приличных размеров города и являющихся таковыми по сути. Большое количество небоскребов становятся неотъемлемой частью большого города. Изменился лишь один из параметров, в данном случае экономический, а принципы и механизмы по которым жила мировая система, более не действительны. Ячейки, играющие определяющую роль в матрице мироздания, попросту больше не функционируют правильно. Скорее всего, в ближайшее время мир более не увидит новых амбициозных проектов и будет долго дожидаться завершения уже начатых. Ведь с отсутствием достаточного финансирования многие незаконченные постройки так и не начинают функционировать. Примером тому может служить московский международный деловой центр "Москва-Сити". Башню "Россия", которая должна была стать самой высокой в Европе, предлагается не только урезать с 612 метров до 200, но и радикально изменить облик небоскреба, на который уже затрачено 100 миллионов долларов.

Поэтому перед обществом стоит задача найти новые механизмы, которые бы заменили «не работающие ячейки». Необходимо найти альтернативный выход: создать методы, направленные на оптимизацию ресурсов, расходов, пространства и других факторов. На наш взгляд, такая альтернатива существует в архитектуре, имеющей модульную структуру.

Рассмотрим развитие модульной архитектуры сквозь призму времени. Путь развития архитектуры относительно недолог. Его условно можно представить в виде стадиальной системы, разбитой на участки, отличающиеся определенным способом формообразования пространства, принципами, закономерностями, знаковой системой и т. д (рис.2).


Рис.2. Схема стадиального развития архитектуры .

Выбирая за основу определенную методику, человечество разрабатывало ее, стилизовало, корректировало, не выходя за границы определенного ими «участка». Иными словами, продолжало свое развитие в выбранной колее. Некоторые участки существовали параллельно во времени, зачастую прерывали свое развитие, попросту оставались не реализованными. Например, идеи египтян с их знаковыми постройками и ориентацией пирамид по звездам раскрылись только в рамках процветания египетского царства, теория Платоновых тел, по сути, так и осталась на бумаге. Можно привести множество примеров таких «участков», но лишь некоторые из них получили должное развитие. Идя по этой «проторенной дорожке» сегодня мы имеем свою систему формообразования, которая, в общем-то, недалеко ушла от своих истоков. Но ведь могла существовать система, в основе которой лежали бы и иные принципы организации антропоморфного пространства. Проанализировав историю архитектуры с точки зрения таких разрозненных участков, соединив их и дополнив недостающие этапы развития, как звенья непрерывной эволюционной цепи, мы можем восстановить нереализованный путь развития архитектуры.

Среди нереализованных ветвей есть и такие, в основе которых заложена структурная закономерность, близкая к основам модульной архитектуры. Например, формообразование конструктивистов или идеи метаболистов. Что касается последних, в 1960-е годы японскими архитекторами Кишо Куракава, Кионори Кинутаке и др. были созданы капсульные постройки с заменяемыми и наращиваемыми ячейками: башня «Накосин» в Токио, проект высотной застройки в Гинджуку, дом с трансформирующимся пространством в Токио («Дом неба») и др. В основе этих архитектурных объектов заложены принципы формообразования не свойственные эпохе в целом: в них действуют законы не художественного языка архитектуры, а иные упорядочивающие системы, такие как основы композиции, принципы пространственного структурирования и др.

Кроме того, и в самой природе заложены структурные принципы построения (линейные структуры повторяются в строении русла реки с притоками, в морозном узоре, в звездном небе, клеточном строении живой ткани, кристаллических образованиях и т. д.). Напрашивается вывод о том, что модульное формообразование архитектуры не является инновационным, его зачатки просматриваются в истории. Но только сейчас возникла ситуация, вынуждающая эту «не реализованную ветвь» перейти в новое состояние. Именно сегодня сложились такие условия, которые и создали «точку актуализации» для модульного заполнения пространства.

Какие же эти условия или факторы? На любое развитие влияет множество таких требований: социальные, экономические, культурные, исторические, экологические и др. Видимо, в мире произошли такие изменения (глобализация, например), что современный мир стал являть собой единую упорядоченную систему, отличную от той, в которой он существовал ранее. Теперь каждый стремится занять свое место в обществе и заполнить свою ячейку. Поэтому модульный подход является прототипом или отражением современного общества. Наверное, именно трансформация мировой системы и привела к созданию (к «точке актуализации») модульного принципа формообразования пространства.

В чем же преимущества такой архитектуры, и почему именно эта ветвь должна реализоваться именно сейчас?

Прежде всего, следуя концепции модульного строительства, отдельные части архитектурного объекта получают возможность автономного существования, как с точки зрения архитектурной самодостаточности, так и с функциональной точки зрения (рис 3). Разработав один модуль, мы уже получаем целостную композицию, которая при наращивании модулей лишь усложняется. При помощи модульного принципа формообразования, мы можем прийти к новому пути освоения пространства, в котором единичный модуль уже является завершенной структурой и имеет возможность жить самостоятельно, не дожидаясь окончания строительства всей системы, как это происходит с одноконкуртными целостными мегаструктурами. Кроме того, система может находиться в постоянном видоизменении, наращивании, трансформации, в зависимости от экономических возможностей, социальных, эстетических и других потребностей общества.


Рис.3. Применение модульного принципа формообразования к мегастройке "Башня Россия"
в Москве
.

Такой модульный принцип формообразования применим как отдельно к дому, так и к созданию городского пространства. Ведь объект строительной деятельности развивается от отдельного здания к группе функционально-взаимосвязанных сооружений и затем – к архитектурному ансамблю, который может быть представлен как пространственно-органический комплекс и даже как целый городской организм. Например, теми же метаболистами город воспринимался как человеческий организм, формирующийся по принципу модульности – принципу построения систем, согласно которому функционально связанные части группируются в законченные узлы – модули. Питером Куком была разработана концепция «шагающего города», которая предполагает присоединение и отключение друг от друга функциональных ячеек городской агломерации. И таким образом, при возможности автономного существования отдельных ячеек архитектурного пространства неизбежным станет факт появления иной городской инфраструктуры.

Литература

    Человек и город: пространство, формы, смысл / под ред. А.А. Барабанова – Екатеринбург: Архитектон, 1999.

    Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре /Н.И. Смолина. – М.: Стройиздат, 1990.

    Шубенков М.В. Структурные закономерности архитектурного формообразования / М.В. Шубенков. – М: Архитектура-С, 2006.

Криволапова Александра Васильевна,
студент УралГАХА
Научный руководитель:
кандидат архитектуры,
доцент Раевский А. А.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!