Дискреционная, недискреционная фискальная политика. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Бюджетные дефициты и излишки. Государственный долг Дискреционная и недискреционная бюджетная политика
Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.
Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.
Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.
При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.
Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.
При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.
"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.
Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.
Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.
В фазе циклического подъема Y 2 >Y 0 , и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается (см. рис. 3).
В фазе циклического спада Y 1 Величины циклических дефицитов и излишков определяются степенью "крутизны" графиков налоговой и бюджетной функций. Угол наклона налоговой функции Т определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол наклона функции государственных расходов G - величиной γ, которая характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода. Соответственно, чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства. Даже в том случае, когда все государственные расходы G упрощенно представлены как неизменная величина, независящая от динамики текущего дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок t и чем, соответственно, круче линия Т. В положении Т" величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше, чем в положении Т, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильное воздействие на рост или снижение совокупного спроса. В то же время увеличение степени встроенной стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики - укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, предпринимательскому риску и труду оказываются относительно сильнее при сравнительно более пологой кривой налоговой функции, что может быть достигнуто путем снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики. Выбор между краткосрочными и долгосрочными эффектами фискальной политики является сложной макроэкономической проблемой как для индустриальных, так и для переходных экономик. Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.
В таблице 1 приведены данные о динамике фактического и структурного дефицита государственного бюджета в среднем по двум группам стран - «ведущие индустриальные страны» и «остальные индустриальные страны». Таблица 1. Индустриальные страны: доля бюджетного дефицита в ВВП (в %) Фискальная политика
направлена на регулирование и предотвращение нежелательных изменений совокупного спроса посредством планируемых изменений государственных расходов и налогов. Эта политика подразделяется на дискреционную и недискреционную. Дискреционная фискальная политика
– сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Целью дискреционной фискальной политики является максимальное приближение равновесного объема производства к уровню объема производства при полной занятости. Например, выделяют следующие действия правительства (меры дискреционной фискальной политики), когда экономика находится в стадии спада:
1) Снижение налогов при сохранении государственных расходов
на прежнем уровне. Снижение налогов может привести к росту чистого дохода населения и предприятий, что вызовет рост совокупных расходов и подъем в экономике. 2) Увеличение государственных расходов при сохранении налогов
на прежнем уровне. Рост расходов может привести к росту инвестиций, т.е. к росту национального производства. Если экономика находится в стадии роста
, то для предотвращения более быстрого роста цен, т.е. для замедления темпов экономического роста производства, могут использоваться следующие меры дискреционной фискальной политики: 1) Повышение налогов при сохранении государственных расходов
на прежнем уровне, что приведет к снижению совокупного спроса на товары и услуги и к снижению уровня инфляции. 2) Сокращение государственных расходов при сохранении налогов
на прежнем уровне. Это вызовет сокращение совокупного спроса на товары и услуги. Влияние изменения государственных расходов и налогов на равновесный объем ЧНП происходит под действием эффекта мультипликатора. Каждая точка на биссектрисе означает равенство совокупных расходов и созданного ЧНП. Поэтому, пересечение биссектрисы с прямой ЧНП показывает равновесный объем ЧНП. Если совокупные расходы увеличатся за счет роста государственных, например, на 10 млрд. руб., то равновесный объем ЧНП увеличится на гораздо большую величину. Это называют действием эффекта мультипликатор
а. В общем виде мультипликатор определяется как отношение изменения прироста дохода к изменению совокупных расходов или к изменению одного из элементов совокупных расходов
. где ∆ЧНП - изменение реального ЧНП; ∆СР – изменение совокупных расходов. Изменение совокупных расходов может происходить за счет: 1) ∆С – изменения потребительских расходов; 2) ∆G – изменения государственных расходов; 3) ∆I n – изменения инвестиций; 4) ∆X n - изменения чистого экспорта; 5) ∆Т – изменения налоговых поступлений. Существует еще один способ определения мультипликатора: где – предельная склонность к потреблению, – предельная склонность к сбережению. Предельная склонность к потреблению показывает, какая часть каждого вновь полученного домохозяйствами располагаемого дохода направляется на потребление
. Предельная склонность к потреблению определяется следующим образом: где ∆С – изменение в потреблении; ∆D – изменение располагаемого домохозяйствами дохода. Предельная склонность к сбережению показывает, какая часть каждого вновь полученного домохозяйствами располагаемого дохода направляется на сбережение)
.Предельная склонность к сбережению определяется следующим образом: где ∆S – изменение в сбережении. Поскольку домохозяйства часть своего дохода потребляют, а другую часть направляют на сбережение, то сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению будет равна единице. Повышение налогов на (10 млрд. руб., например) приведет к сокращению чистого дохода потребителей и предприятий, соответственно к снижению совокупных расходов. В результате, равновесный объем ЧНП сокращается. Подобное изменение также происходит под действием эффекта мультипликатора. Мультипликатор налогов рассчитывается следующим образом: Необходимые изменения государственных расходов и налогов могут происходить автоматически, что представляет собой недискреционную фискальную политику
или встроенный стабилизатор
. Встроенный стабилизатор
– это любая мера, которая имеет тенденцию уменьшить дефицит государственного бюджета в период спада или увеличить положительное сальдо (профицит) государственного бюджет в период инфляции без принятия специальных шагов со стороны политиков. Встроенный стабилизатор возникает в результате того, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого дохода, который изменяется пропорционально величине ЧНП. Рисунок 2 – Встроенная стабильность Правительственные расходы считаются заданными (утверждаются парламентом на фиксированном уровне). Парламент утверждает не размер налоговых поступлений, а величину налоговых ставок. Налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и уровень ЧНП, которого достигает экономика (линия Т). По мере того кА экономика продвигается к более высокому уровню ЧНП (ЧНП 2) налоговые поступления возрастают автоматически и формируют тенденцию к ликвидации бюджетного дефицита и созданию бюджетного излишка Избыток налогов характеризует рецесиионый (дефляционный) разрыв
. И наоборот, когда ЧНП снижается (до уровня ЧНП 3), в период спад, налоговые поступления автоматически уменьшаются, что смягчает экономический спад. Дефицит налогов характеризует инфляционный разрыв (наличие инфляции спроса).
Основными факторами встроенного стабилизатора являются: 1) автоматическое изменение налоговых поступлений; 2) страхование по безработице и прочие трансферты. Потерявшие работу получают пособие, а с момента начала работы платежи прекращаются. Таким образом, система как бы перекачивает денежные средства в экономике. 3) программа помощи сельским производителям (в период падения цен на сельскохозяйственную продукцию правительство выкупает ее излишек, пополняя государственный резерв, которую вновь возвращает на рынок в период нехватки этой продукции); 4) сбережения предприятий и личные сбережения населения. Как правило, предприятия стремятся сохранить уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются. В результате сбережения корпораций (нераспределенная прибыль) действует как встроенный стабилизатор. Для того, чтобы фискальная политика осуществлялась эффективно, необходимо учитывать фактор времени: 1) Необходимо время для осознания проблемы (о том, что происходит с ВНП в текущем периоде, узнаем лишь по окончании этого периода); 2) Имеют место административные задержки, связанные с обсуждением проблемы в парламенте; 3) Необходимо время для того, чтобы принятые парламентом фискальные меры стали приносить отдачу. 4) Кроме проблемы времени, существуют и политические проблемы. Как правило, правительство имеет пристрастие к стимулирующим мерам, т.е. сокращение налогов и повышение дотаций являются популярным политическим шагом, а снижение государственных расходов может оказаться политически рискованным шагом. Поэтому, даже если сокращение государственных расходов экономически обосновано, то члены парламента не примут такое решение накануне избирательной кампании, дабы не потерять голоса избирателей. Фискальная политика
представляет систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и слуг. Эти закупки могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета дорог, школ, до покупки сельхозпродукции, военной техники. В данном случае потребителем выступает само государство. Поэтому эти закупки осуществляются либо для собственного потребления, либо для регулирования спроса на рынках благ, услуг, факторов производства и т. д. Существует два типа фискальной политики. Дискреционная фискальная политика
- это сознательное манипулирование правительственными закупками, ставками налогов и размерами трансфертных платежей. Это сознательное регулирование государством налогообложение и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем ВВП, занятость, инфляцию и экономический рост. Период спада проводится стимулирующая фискальная политика, т.е. увеличиваются гос.расходы или умен-ся налоги, что приводит к дефициту госбюджета. Если в экономике имеет место инфляция спроса, то проводится сдерживающая фискальная политика, когда умен-ся госрасходы или увел-ся налоги, что приводит к образованию бюджетных излишков. Недискреционная фискальная политика
- это автоматическое изменение налогов и государственных расходов, вызываемое переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ. Основным инструментом недискреционной фискальной политики служат встроенные стабилизаторы: пособия по безработице, пособия по бедности, пропорциональный подоходный налог, которые воздействуют на увеличение или сокращение дефицита государственного бюджета в зависимости от состояния экономики. Например, в условиях кризиса доходы населения и предприятий падают, а значит, пропорциональные налоги взимаются по более низким ставкам и поступления в государственный бюджет автоматически сокращаются. И, наоборот, в условиях экономического подъема доходы граждан и предприятий растут, пропорциональные налоги взимаются по более высоким ставкам. Следовательно, автоматически увеличивается сумма налоговых поступлений в бюджет. Эффективность фискальной политики на практике может снижаться в результате ее временного запаздывания по отношению к потребностям конкретной экономической ситуации, что может быть обусловлено внешнеэкономическими факторами (сокращением возможностей наращивания экспорта товаров, изменениями в валютном курсе). Важнейшими составляющими фискальной политики государства являются государственные расходы и налоги. 38. Деньги: виды, функции, агрегаты.
Деньги
- всеобщее, общепризнанное средство платежа, с помощью которого в масштабах национальной экономики и всемирного хозяйства происходит обмен товарами и услугами или особый товар, который является всеобщим эквивалентом. Формы (Д):
1.Товарные (Д) - платежное средство, когда денежная единица изготавливается из драгоценного металла вследствие чего номинальная стоимость и реальная стоимость совпадают. 2.Бумажные (Д) - денежные знаки, выпускаемые государственным казначейством для бюджетных нужд и снабженные принудительной покупательной способностью (выражает то количество товаров и услуг, которые могут приобрести на одну денежную единицу). 3.Кредитные (Д) - знаки стоимости, возникшие на основе развития кредитных отношений. Существует три функции денег:
1.Мера стоимости. Стоимость товаров находит всеобщее выражение в (Д), т.е. величина их стоимости определяется посредством приравнивания их к определенному количеству (Д). (Д) служат всеобщим воплощением и мерилом стоимостей. Однако основой соизмеримости товаров являются не (Д), а заключенный в них абстрактный, общественно необходимый труд, воплощением которого они и выступают. Т.е. товары мысленно приравниваются к (Д) еще до их обмена. Получившая денежное выр. стоимость товара проявляется в виде цены. 2.Средство обращения. В процессе товарного обращения, Т-Д-Т, (Д) играют роль посредника в обмене товаров и выполняют функцию средства обращения. (Д) легко принимают форму платежа. Как средство обмена (Д) позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. 3.Средство сбережения. Поскольку (Д) наиболее ликв. имущество, они явл. очень удобной формой хранения богатства. Продажа тов. без последующей покупки дает возм. накапливать богатство, воплощенное в (Д). (Д) выступают в функции образования сокровищ, накоплений и сбережений, когда они временно извлекаются из обращения и оседают в руках товаропроизводителей. 4. Средство платежа. 5. Мировые деньги. В мире денег: Наличные: монеты, банковские билеты (законодательные платежи с принудительным установочным курсом, и миссию которого устанавливает Центробанк), козначеский билет; Безналичные. Денежные агрегаты
– вид денег и денежные средства, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможности быстрого превращения в наличные деньги или товар). Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему – каждый последующий включает в свой состав предыдущий. По аналогии с кредитно-денежной налогово-бюджетную политику также принято подразделять на два типа - дискреционную (гибкую) и недискреционную. Дискреционная налогово-бюджетная политика - это сознательное
манипулирование законодательной власти налогообложением и государственными расходами в целях воздействия на уровень экономической активности. Речь идет о влиянии на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т.п. Все эти меры отражаются как на совокупном спросе, так и на совокупном предложении. В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы. Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские или государственные расходы, капиталовложения, чистый экспорт, повлечет за собой мультипликативные эффекты, приводящие к соответствующему изменению дохода. Рассмотрим дискреционную стимулирующую налогово-бюджетную политику. Допустим, правительство в условиях спада экономики приняло решение увеличить на 20 млрд руб. государственные закупки (а делается это за счет средств бюджета), т.е. AG
= 20 млрд руб.; предположим, что предельная склонность к потреблению (МРС)
= 0,8; соответственно, предельная склонность к сбережению (MPS)
= 0,2; мультипликатор (к)
при этих условиях равен 5(1: MPS
= 1: 0,2). Прирост дохода составит: АУ =
AG
х к
(20 х 5) = 100 млрд руб. Здесь очень важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расходов финансируется не за счет притока налоговых поступлений.
Источником государственных расходов является в нашем примере бюджетный дефицит. Власти сознательно идут на этот шаг, стремясь добиться увеличения совокупного спроса и достичь полной занятости. Если же экономика «перегрета», то правительство может снизить уровень государственных расходов. В нашем примере это приведет к соответствующему уменьшению дохода на 100 млрд руб. (20 х 5 = 100). Стабилизировать совокупный спрос на уровне, соответствующем полной занятости, можно и другим способом. Речь идет о манипулировании налогообложением. Например, государство вводит аккордный налог
, т.е. налог постоянной величины, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любых размерах национального дохода. Это - известное упрощение, так как в реальности в большинстве стран используется прогрессивная система налогообложения, т.е. с ростом дохода увеличивается предельная налоговая ставка. Что произойдет с расходами на потребление и сбережение после введения этого налога? Естественно, если уменьшится располагаемый доход (У- Т),
то сократятся и потребление, и сбережение. Потребление уменьшится, но не ровно на 20 млрд руб. Почему? Вспомним о МРС
и MPS.
Если МРС
= 0,8, то потребление сократится: 20 х 0,8 = 16 млрд руб. Сбережения также уменьшатся: 20 х 0,2 = 4 млрд руб. В итоге доход уменьшится: АТ
х МРС х к =
20 х 0,8 х 5 = 80. Повышение налогов на 20 млрд руб. привело к уменьшению дохода на 80 млрд руб. Мы могли бы прийти к этой же цифре, используя формулу налогового мультипликатора (т
т): В нашем примере шгсоставляет -(0,8: 0,2) = -4. Умножив 20 млрд руб. на -4, получим уменьшение дохода на 80 млрд руб. Итак, правительство при борьбе со спадами может как увеличивать государственные расходы, так и снижать налоги. Что же сильнее воздействует на экономику? В нашем примере наглядно видно, что больший стимулирующий эффект оказывает политака государственных расходов (произошло увеличение на 100 млрд руб.). При этих мерах происходит непосредственное
воздействие на совокупные расходы. А изменение налогов оказывает косвенное
воздействие на уровень национального дохода, так как затрагивает величину располагаемого дохода (У - Т).
Итак, дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и/или рост ставок налогов. Стимулирующая политика, как отмечалось выше, может сопровождаться бюджетным дефицитом, т.е. превышением текущих расходов государства над доходами. Она проводится в целях борьбы со спадами и, соответственно, циклической безработицей. Это главная цель. Но не будем забывать о лагах регулирования. Правительство, принимая решение о проведении дискреционной налогово-бюджетной политики (т.е. сознательно изменяя величину государственных расходов или ставок налогов), должно ясно представлять, на каком из отрезков траектории циклического развития находится экономика. Действительно ли в ней начался спад и нежелательное изменение совокупного спроса нужно блокировать стимулирующей налогово-бюджетной политикой? Мы подошли к сложнейшей проблеме в проведении налогово-бюджетной политики - выбору времени.
«Дорого яичко к Христову дню!»- гласит русская поговорка. Так и стимулирующая налоговобюджетная политика хороша именно в период спада. Но о том, что происходит с ВВП в текущем
квартале, мы узнаем из отчета статистических служб лишь в конце
квартала. Проведем аналогию: о том, что человек заболел гриппом, он узнает не в тот самый момент, когда в его организм проник вирус, а лишь тогда, когда начали проявляться симптомы болезни. Стабилизационная политика должна полагаться в числе прочих на краткосрочные экономические прогнозы, а их, по ироничному выражению американского экономиста П. Хейне, трудно назвать не только точной наукой, но и уважаемым ремеслом. Предположим, резко упали цены на акции. Что это - спад? Необходимо немедленно начинать стимулирующую налогово-бюджетную политику? А если это вызвано политическими причинами? И что же, государство сразу начнет наращивать свои расходы? Но тем самым оно только стимулирует инфляционные процессы, потому что на самом деле никакого спада не было. Но даже если государство точно определило, что в экономике начался спад (вспомним об известном нам из главы 7 индексе опережающих показателей экономической конъюнктуры), требуется еще время, чтобы продумать конкретные налогово-бюджетные мероприятия и просчитать последствия введения новых законов, затем налоговые законопроекты и программы государственных расходов провести через парламент. Другими словами, мы видим большой лаг между осознанием проблемы и принятием конкретного решения (известный нам лаг принятия решения см. в главе 3). И вот нужный момент будет упущен. Реально снижение налогов может начаться тогда, когда в экономике и без всяких правительственных решений начался подъем, а такая стимулирующая политика только спровоцирует инфляцию. Фактор времени важен и при сборе налогов: в период высокой инфляции поступления в бюджет от прямых налогов успевают обесцениться в промежуток времени между получением дохода и уплатой налога - налицо так называемый эффект Танзи-Оливеры . Итак, фактор времени осложняет дискреционную налогово-бюджетную политику. Но этого недостатка лишен другой тип макроэкономической политики - недискреционная, или автоматическая, налогово-бюджетная политика: здесь отсутствует лаг принятия решений. Недискреционная налогово-бюджетная политика - автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Ведь законодательный орган определяет только ставки налогов
, а не размер налоговых поступлений.
Недискреционная налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных, стабилизаторов, т.е. механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. Главные из них - пособия по безработице и прогрессивное налогообложение. На рисунке 12.2 представлен механизм действия такого встроенного стабилизатора, как прогрессивное налогообложение. Рис. 12.2. Наклон ломаной кривой Т
на каждом из ее участков зависит от ставки налога (/). Равенство расходов и доходов государственного бюджета наблюдается в точке Е.
Налоговые поступления при каждом уровне дохода определяются по формуле: Yt
= Т.
Например, если доход (У) составляет 500 млрд руб., то при налоговой ставке 0,2 (20%) налоговые поступления составят 100 млрд руб. При более высоком доходе повышается и налоговая ставка, и кривая Т
становится более крутой; наоборот, при снижении дохода величина t
уменьшается и кривая Т
принимает более пологий вид. По мере спада производства уменьшается реальный выпуск, налоговые поступления автоматически также уменьшаются. Ведь с меньших доходов платится и меньше налогов. При этом налоговые поступления сокращаются автоматически (ведь налоговые ставки уже установлены законодательной властью на определенный период). Вспомним, что подоходный налог и налог на прибыль корпораций в странах рыночной экономики составляет основную часть доходов бюджета. Эти налоги взимаются по прогрессивной шкале. И если во время спада доходы уменьшаются, то одновременно снижается и налоговое бремя. Иначе говоря, в период спада легче становится налоговый пресс
, тем самым смягчается экономический спад. Кроме того, во время спада и сопровождающей его циклической безработицы увеличившийся бюджетный дефицит означает, что автоматически возрастает общая сумма пособий безработным и другие социальные выплаты. Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спадов происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), экономика сама стремится к уровню точки Е,
и колебания совокупного спроса оказываются не столь сильными. Противоположная ситуация наблюдается во время подъема. В этом случае в экономике налоговые поступления автоматически возрастают
- все из-за той же прогрессивности налогообложения. Налоговый пресс усиливается, тем самым сдерживается экономический подъем. Да и автоматически уменьшаются пособия по безработице. Следовательно, «размах качелей» (т.е. колебаний совокупного спроса), как и в случае со спадом, становится меньшим. Таким образом, бюджетные дефициты оказывают стимулирующее воздействие, а бюджетные профициты (излишки)
- сдерживающее
воздействие на экономику. Бюджетный дефицит помогает бороться со спадом (безработицей), а бюджетные профициты - с «перегревом» экономики, с инфляцией. Экономисты-теоретики положительно оценивают роль недискреционной, или автоматической, налогово-бюджетной политики, полагая, что она в послевоенный период играла роль стабилизатора и способствовала более плавному развитию экономики западных стран. И тем не менее встроенные стабилизаторы не могут на 100% предотвратить нежелательные колебания совокупного спроса (и в сторону уменьшения, и в сторону повышения). Но они способны уменьшить размах колебаний,
по некоторым оценкам, приблизительно на V3. В одном из ранних изданий своего известного учебника «Экономика» П. Самуэльсон проводил поучительную аналогию между автоматической налогово-бюджетной политикой и действием автопилота: «В настоящее время автопилот может держать самолет почти стабильно, пока пилот дремлет. Но, если произошло что-то необычное, пилот должен снова взять руль. Еще никто не нашел приспособления, обладающего всей гибкостью человека. Точно так же и в социальной сфере: ни одна нация еще не достигла той стадии, чтобы создать для себя набор конституционных процедур, которые исключили бы необходимость проведения дискреционной политики». На практике правительства промышленно развитых стран проводят комбинированную налогово-бюджетную политику, сочетающую дискреционные и недискреционные методы. До сих пор мы говорили о налогово-бюджетной политике, направленной на стабилизацию совокупного спроса. Однако в середине 1970-х гг. в экономической теории получило развитие другое теоретическое направление, альтернативное кейнсианскому. Речь идет об экономической теории предложения, или экономике предложения. Одним из наиболее видных представителей этого направления является уже известный нам американский экономист А. Лаффер. Сторонники экономики предложения полагают, что главную роль в экономических процессах играет не динамика совокупного спроса, а изменения совокупного предложения. Государство должно больше внимания уделять именно ему, а для этого необходимо снизить налоговое бремя, стимулировать конкуренцию и вообще провести широкое дерегулирование экономики. Все эти меры, по мнению сторонников экономики предложения, будут воздействовать на стимулы
к сбережениям, инвестициям, увеличат предложение труда и приведут к расширению налоговой базы в целом. Вследствие этих процессов поступления в государственный бюджет при снижении налоговых ставок увеличатся (см. предыдущую главу - параграф о кривой Лаффера). Однозначных эмпирических подтверждений эти доводы не нашли. Тем не менее теоретические модели и практические рекомендации сторонников экономики предложения остаются предметом оживленных дискуссий в современной макроэкономике. Дискреционная
фискальная политика
- целенаправленноеизменение величин
государственных
расходов, налогов
исальдо государственного
бюджета в результате специальных решений
правительства, направленных на изменение
уровня занятости, объема производства,
темповинфляции
исостояния платежного
баланса
. Важная составляющая
фискальной политики - изменение
государственных расходов, которые
оказывают влияние на совокупный
спрос, аналогичное инвестициям, и,
подобно инвестициям, обладают
мультипликационным эффектом.
Мультипликатор государственных закупок
товаров и услуг показывает изменение
объема выпуска (дохода) в результате
изменения расходов государства. Изменение
государственных расходов, так же, как
изменение частных инвестиций, служит
толчком, пробуждающим процесс
мультипликации национального дохода.
Увеличивая расходы в период спада
производства и сокращая их во время
экономических подъемов, государство
смягчает цикличность развития экономики,
добивается более плавного роста объема
национального выпуска. Одним из инструментов
дискреционной фискальной политики
являются изменения в налогообложении.
Рассмотрим, как повлияет на объем
национального дохода введение автономного
(аккордного) налога - налога, имеющего
строго заданную сумму, величина которой
остается постоянной при изменении
совокупного дохода. Дискреционная
политика правительства связана со
значительными внутренними временными
лагами, так как изменение структуры
государственных расходов или станок
налогообложения предполагает длительное
обсуждение этих мер в парламенте. Недискреционная
фискальная политика основана на действии
встроенных стабилизаторов, обеспечивающих
естественное приспособление экономики
к фазам экономического цикла посредством
автоматического изменения величин
государственных расходов, налогов
и сальдо государственного бюджета в
результате циклических колебаний
совокупного дохода. Недискреционная
фискальная политика реализуется
посредством изменений в уровнях
налоговых поступлений и государственных
расходов, не зависящих от принятия
решений государственными органами. Встроенный
(автоматический) стабилизатор - это
экономический механизм, автоматически
реагирующий на изменения экономической
конъюнктуры. К встроенным стабилизаторам
относятся налоги, пособия по безработице,
социальные выплаты и др. Они служат для
смягчения реакции экономики на изменения
выпуска товаров и услуг, уровня цен и
процентных ставок. Главное достоинство
недискреционной фискальной политики
в том, что ее инструменты (встроенные
стабилизаторы) включаются немедленно
при малейшем изменении экономических
условий, т.е. здесь практически отсутствует
временной лаг. Недостаток
автоматической фискальной политики в
том, что она только помогает сглаживать
циклические колебания, но не способна
их устранить. Следует отметить, что чем
выше ставки налогов и величина трансфертных
платежей, тем действеннее недискреционная
политика. Мультипликатор
государственных расходов
представляет
собой отношение изменения равновесного
ВНП к изменению объёма государственных
расходов. Мультипликатор
государственных расходов показывает
прирост ВНП в результате приращения
государственных расходов на
единицу:m G =1/(1-MPC)
МРС – пред.скл.к потребл. Налоговый
мультипликатор
- равен соотношению
изменения равновесного выпуска(дохода)
в результате изменения налоговых
поступлений в бюджет. Модель налогового
мультипликатора в закрытой экономике
при прогрессивной системе налогообложения
имеет вид:m t = -МРС/(1-МРС) Изменение налогов
оказывает меньшее влияние ва величину
совокупных расходов, а следовательно,
и на объем национального дохода, поскольку
рост налогов частично компенсируется
сокращением совокупных расходов, а
частично - уменьшением сбережений, в
то время как изменения государственных
закупок влияют только на совокупные
расходы. Поэтому мультипликатор
налогов меньше мультипликатора
государственных расходов. Мультипликатор
сбалансированного бюджета
-
равное увеличение государственных
расходов и налогов вызывает увеличение
дохода на величину, равную приросту
государственных расходов и налогов;
численный коэффициент, равный единице. Мультипликатор
трансфертов - это коэффициент, который
показывает, во сколько раз увеличивается
(уменьшается) совокупный доход при
увеличении (уменьшении) трансфертов на
единицу. По своему абсолютному значению
мультипликатор трансфертов равен
мультипликатору налогов, но имеет
противоположный знак. Величина
мультипликатора трансфертов меньше,
чем величина мультипликатора расходов,
поскольку трансферты оказывают косвенное
воздействие на совокупный доход, а
расходы (потребительские, инвестиционные
и государственные закупки) - прямое.
Рисунок 1 – Влияние изменения совокупных расходов на равновесный ЧНП, кейнисианская модель «расходы-выпуск».
21.Дискреционная и недискреционная фискальная политика.
22.Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.