Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

История архитектуры. Архитектор Луиc Салливен: «Форма определяется функцией Луис генри салливен работы

Ревекка Фрумкина Луиc Салливен (Louis Sullivan, 1856−1924) по праву считается основоположником американской архитектуры как феномена со своей историей и традицией. Важнейшим этапом становления этой архитектуры были работы Чикагской школы , воплощенные не только в постройках Салливена, но и в его текстах. Луис Салливен (1895) Луиc Салливен был человеком ярко и разнообразно одаренным, в том числе литературно. Этого нельзя не заметить при чтении его работ, например его автобиографии. Ведь не каждому удается сформулировать свое творческое кредо в трех словах, — я имею в виду знаменитый тезис Салливена « Form follows function « «Форма определяется функцией» .

Существенно, что эта позиция не помешала архитектору создавать и систематически использовать в своих постройках детали отнюдь не функциональные — прежде всего сложнейшие растительные орнаменты. Мы находим их уже в его первых больших работах (например, в здании «Аудиториум» в Чикаго), а также в «скромных» зданиях провинциальных банков, которые герой нашего рассказа проектировал на позднем этапе своей карьеры.

При этом постройки Салливена не выглядят ни аскетичными, ни «разукрашенными»: поскольку форма у него действительно диктуется функцией, спроектированные им здания обладают особой гармонией — будь то небоскребы или скромное здание универсального магазина. Орнамент у входа в здание универмага «Карсон, Пири, Скотт и компания» (Чикаго) Салливен мыслил масштабно и структурно. По его мнению, конструкция многоэтажного здания состоит из пяти частей:

1) подземный технический этаж;

2) этаж на уровне земли (для магазинов, банков и т. д. , которым нужны просторные помещения со светом и широким выходом);

3) второй этаж (большие габариты, окна для залов, выставочных композиций);

4) некоторое количество однотипных этажей (для офисов);

5) верхние этажи — один-два (для котлов, резервуаров, проводок).

Таким образом, здание проектировалось по принципу «изнутри наружу»: структура внутреннего пространства получала внешнее выражение. Для того времени этот подход был новаторским; многие архитекторы — современники Салливена его не поддерживали.

Луис Салливен был яркой личностью и, как можно понять из его жизнеописаний, обладал не самым легким характером. В творческой жизни архитектора можно выделить три периода:

1) становление Салливена как профессионала, включая его работу в мастерской Уильяма Дженни (1873−1879);

2) несомненный расцвет мастера в годы сотрудничества с крупным архитектором и инженером Данкмаром Адлером в фирме «Салливен и Адлер» (1879−1894); 3) длительный и грустный период творческого и личного одиночества, вплоть до кончины мастера в 1924 году.

Финансовая паника 1893 года нанесла существенный урон фирме «Адлер и Салливен»; год спустя окончилось и само это партнерство. Заключительным совместным свершением стало здание Guaranty Building; для Салливена это был последний масштабный заказ. В дальнейшем Луис Салливен строил небольшие, но всегда изысканные здания и вынужден был жить более чем скромно. Правда, он много писал — весьма интересен его автобиографический очерк «Автобиография одной идеи». Уэйнрайт-билдинг (Сент-Луис, штат Мичиган) Сотрудничество Салливена и Адлера было тем более плодотворным, что их таланты и познания пребывали в отношениях взаимной дополнительности. Данкмар Адлер не только был на редкость одаренным инженером, но у него были незаурядные способности как у организатора.

Салливен, как подлинный новатор, был склонен к риску и весьма конфликтен, тем более что выработанный им стиль, строго говоря, не укладывался ни в какие академические клише. При этом архитектор никогда не был сознательным ниспровергателем — мне кажется, он не стал бы строить что-нибудь наподобие «Дома над водопадом» Райта: Луис Салливен вообще решал другие задачи.

Так, в перспективе Всемирной колумбийской выставки (World"s Columbian Exposition) 1893 года в Чикаго Салливен, в числе десяти специально отобранных американских архитекторов, был приглашен для постройки павильона «Транспорт». Спроектированное им здание оказалось единственной постройкой, целиком исполненной в цвете и притом отнюдь не в господствующем тогда псевдоклассическом стиле Beaux-Arts, что вызвало резкое недовольство со стороны влиятельного главного архитектора выставки Дэниела Бернема (Daniel Burnham). Павильон «Транспорт» на Всемирной выставке 1893 года Однако вскоре за павильон «Транспорт» Салливен получил несколько международных наград! Спустя 30 лет он писал, что выставка 1893 года отбросила американскую архитектуру как минимум на полвека назад…

Луис Салливен обладал поразительным художественным воображением. Для своих небоскребов он разрабатывал орнаменты несказанной красоты, которые потом воплощались в камне, металле и керамике. В более поздние годы архитектор создавал и лепные украшения, как это было им сделано для небольшого здания Универмага Ван Аллена в Клинтоне, Айова (1914).

В 1868 году в Бостоне произошло совершенно непримечательное событие: 12-летний мальчик, как и положено маленькому мальчику, гулял по стройке и увидел огромного, как ему показалось, и очень значительного человека в большой шляпе и с огромной бородой. Самым захватывающим было то, что все люди, работавшие на строительстве, относились к бородатому мужчине с огромным почтением и стремглав бежали исполнять любое его распоряжение. Пораженный мальчик спросил у рабочих об этом господине и услышал, что это - архитектор. Мальчик прибежал домой и заявил отцу, что намерен стать архитектором. Так началась карьера Луиса Генри Салливана - человека, который изобрел небоскреб.

Здание Гаранти-билдинг в Буффало входит в число знаменитых зданий, созданных архитектором Луисом Генри Салливаном.

Луис Генри Салливан (Louis Henry Sullivan) — американский архитектор, представитель стиля модерн, первопроходец рационализма, отец американского модернизма. Создатель одного из первых небоскребов и концепции органической архитектуры, идеолог чикагской школы архитектуры и учитель Фрэнка Ллойда Райта. Ему принадлежит афоризм «форму в архитектуре определяет функция»


Новаторские многоэтажные здания деловых центров Салливана, включая Гаранти-билдинг в Буффало (1894), стали первенцами функционального подхода к архитектуре. Созданная им концепция органической архитектуры была развита затем Ф. Л. Райтом.


Салливана часто называют называют «отцом небоскребов» и «пророком современной архитектуры». Творчество Салливана, его афоризм "форму в архитектуре определяет функция" оказало значительное влияние на развитие европейского функционализма 1920-х гг.

Гаранти-билдинг (Guaranty Building) является одним из шедевров архитектурного творчества Луиса Салливaна. Луис Салливaн работал над проектом Гаранти вместе с Данкмаром Адлером, взявшим на себя всё инженерное обеспечение проекта. Здание Гаранти - это их совместное произведение. Здание Гаранти напоминает, построенное 5-ю годами ранее здание Уэйнрайт-билдинг (The Wainwright building), но воспринимается как дальнейшее развитие и индивидуального стиля Салливана. Строительство Гарантии - обработка и совершенство формы, которая была найдена в "The Wainwright building" , и ее преобразование в дух дизайна.

Местный нефтяной магнат, Хэскэл Л. Тэйлор задумал претенциозный проект: «создать лучшее офисное здание в стране», и был готов этот проект финансировать. Тэйлор на сам процесс проектирования и строительства не влиял, он давал деньги и ждал итогового результата. Итогового результата Тэйлор не дождался: во время строительства он умер.

Но у проекта нашлись новые спонсоры, главным среди которых стала Prudential Insurance Company. Это отразилось в названии проекта: Гаранти (Guaranty Building), - название, придуманное Тэйлором, одновременно стал называться Пруденшил (Prudential Building) - по имени нового спонсора. Оба эти названия были выбиты над центральным входом. Здание было построено всего за год: строительство длилось с марта 1895 по март 1896 годов.

Салливан, сумел придать высотным деловым зданиям художественный облик. Как художник, Салливaн интересовался лишь выразительностью внешнего облика здания, его связями с характером окружающей среды. Организацию внутренних пространств он еще не осознавал как художественную задачу. Этот шаг в развитии концепции органичной архитектуры сделал уже Ф.Л.Райт, который работал у Салливена в 1888 — 1893 годах и до конца жизни оставался под впечатлением идей любимого мастера.

Салливан делил сооружение на пять уровней в соответствии с их назначением. На первом уровне помещались подвалы с отопительными помещениями, на втором — банки и магазины, которые должны были хорошо освещаться. Третий уровень занимали просторные помещения, к которым вели широкие лестницы; четвертый (Салливан уподоблял его улью) включал многочисленные этажи, заполненные конторами. На пятом уровне архитектор помещал аттик (стенку над венчающим сооружение карнизом, обычно украшенную рельефами или надписями), который напоминал античные постройки.

Членение на уровни хорошо просматривается в небоскребе Гаранти -билдинг.

Во втором уровне Салливан использовал арки и пилястры. Членения вертикальной массы здания строго отвечают его функции. На первом этаже обнажены опоры несущего каркаса здания. Над вторым этажом, где начинаются конторские помещения, ритм простенков становится вдвое более частым, подчеркивая общую вертикальную устремленность композиции. Тринадцатый, технический этаж, трактован как пластически-насыщенное завершение здания. В 1896 году, после окончания строительства здания Гаранти, Салливан опубликовал статью "Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения", подводящую итоги творческих поисков, первое и наиболее ясное изложение основ его теории.


Среди американских архитекторов бытует мнение, что Салливан был в большей степени декоратором и дизайнером, нежели собственно архитектором. Создателем первого небоскреба также считается не Салливан, а Уильям Лебарон Дженни, который построил первое здание с внешним металлическим каркасом. Тем не менее именно Салливан создал небоскреб как символ и идею.

В понимании Салливана главная функция небоскреба в том, чтобы быть небоскребом, поскольку идеи силы и свободы, которые воплощены в этом типе зданий, самоценны. Поэтому, чтобы быть небоскребом, здание должно парить и рваться ввысь. Чтобы подчеркнуть "парение", Салливан отказался от горизонтального членения фасада, заменив его вертикальным. Опорные стойки, служащие внешним каркасом, были использованы, чтобы подчеркнуть устремленность здания в небо, а большие окна между опорами создавали ощущение воздушности.

Архитектор считал, что сама высота должна быть "доминирующим аккордом", центральной эстетической идеей возводимой башни, и добавлял, что в сооружении должны быть "сила и могущество высоты, слава и гордость экзальтации". Воистину, этот человек не зря выучил наизусть всего Вагнера.

Предшественник стиля, который впоследствии получил название "небоскребов", здание Гаранти было одним из первых зданий, имеющим несущий стальной каркас. Это избавляло стены от несущей нагрузки, а следовательно, облегчало их массу. Проект 1896 года имеет форму буквы U: здание ориентировано строго по линии "север-юг", - так, чтобы на юг выходила внутренняя часть здания. Благодаря этому окна, расположенные на внутренней стороне U получили дополнительный свет. Простенки между окнами имеют форму чётко обозначенных вертикалей, спонтанно направляющих взгляд вверх к внушительному карнизу.

Для украшения здания Салливан использовал ажурный керамический орнамент с геометрическими мотивами и натуралистическим дизайном цветов, а на верху здания в виде раскинувшихся ветвей дерева.

Терракота создаёт впечатление камня, но сравнительно легка и недорога. Это был один из любимых строительных материалов Салливана.

Утрачивая ценность самостоятельного элемента, декор здания Гаранти функционализируется. И эта функционализация декора является главной стилистической особенностью Гаранти, главным достижением Салливена в рамках этого архитектурного объекта. - Налагаясь на структурную композицию фасада, декор начинает эту композицию подчёркивать, являясь достаточно редким примером того, как декоративный элемент иллюстрирует собою функцию. По сути, главные задачи декоративного элемента здесь - это усиление «ритма восприятия» структуры и способствование более ЦЕЛОСТНОМУ восприятию этой структуры

Когда в 1896 строительство Здания Гаранти было завершено, оно по оценкам современников было не только самым красивым зданием строительно-конструкторского бюро Буффало, но и одним из самых красивых в стране. Здание отражало оптимизм и процветание Соединенных Штатов того времени. Историки архитектуры рассматривают здание Гаранти, как один из самых больших архитектурных успехов в области офисных зданиях Луи Салливана.

Из студенческого эссе:

"Будучи родом из Буффало, Нью-Йорк, я раньше считал большую архитектуру само собой разумеющимся. Мне нравился Буффало, но я едва знал, что в других городах страны существует недостаток таких великолепных зданиях. Я проходил мимо здания Гаранти и всегда любовался тонкой ажурной листвой, вырезанной в терракоте. Городской пейзаж холодных серых зим был акцентирован темно-красной терракотой здания, оно возникало на фоне белого снега и, казалось, выражало собою силу природы и, как я понял позднее, что это впечатление достигалось через органическую теорию архитектуры ".

В течение многих лет Здание Гарантии было одним из самых престижных служебных адресов Буффало (кроме трудных времён Великой Депрессией). Хотя признано архитектурным шедевром уже в 1940, к середине 1950-ых здание было описано как "старое и грязное", и популярность его уменьшалось.

Хотя усилия по модернизации были полны благих намерений, тем не менее, они нарушили эстетику здания и повредили конструкции. В 1955 стекловолоконная поверхность была добавлена к цокольным этажам, а грубая пескоструйная очистка повредила сложный рельефный рисунок терракоты. Огонь в 1974 повредил верхние этажи, и здание было продано на аукционе. Несмотря на его признание в 1975 как Национальную Историческую достопримечательность, к 1977 владельцы здания планировали его разрушение, чтобы освободить место, востребованное рынком.

Благодаря защитникам архитектуры этим планам не дано было осуществиться. Вместо этого на восстановление здания была получена серия грантов и кредитов. К сентябрю 1982, с полным проектом реконструкции за $12.4 миллионов, Гаранти вновь стала престижным служебным адресом. Юридическая фирма Hodgson Russ LLP, ведущей силы в более раннем усилии по сохранению, купила здание для своих основных офисов в 2002.

Салливен стремился соединить рациональность с эмоциональным выражением напряженности, концентрации урбанистической среды. Параллельно с экспериментами в строительстве небоскребов, складывалась его архитектурная теория. Высотные здания, спроектированные Салливеном, свидетельствуют о стремлении синтезировать законы композиции, идущие от традиций парижской Школы изящных искусств, и новое каркасное решение, новые пропорции и ритм, продиктованные ячеистой структурой конторского здания.

Благодаря своим теоретическим разработкам Салливан вошёл в историю не только как практик, но и как теоретик архитектуры. Его статья «Высотное конторское здание с художественной точки зрения» имела большое значение для развития архитектуры высотных домов.


Теоретические высказывания архитектора не менее значительны, чем его постройки. Архитектор ставил перед собой грандиозную, но трудновыполнимую задачу: средствами архитектуры преобразовать общество и привести его к гуманистическим целям. Созданная им теория архитектуры, по степени эмоциональности граничит с поэзией.


«Все в природе, - говорит Салливан, - имеет свой облик, другими словами, имеет форму, внешнее выражение, которые раскрывают нам их сущность и то, чем они отличаются друг от друга и от нас самих». Сравнение с природой приводит автора к выводу, что цель архитектурного решения должна заключаться в том, чтобы придать каждому сооружению ему одному свойственный неповторимый облик. «Будь то парящий орел или цветущая яблоня, везущая груз ломовая лошадь или ветвистый дуб, извилины реки или гонимые ветром облака, восходящее или заходящее солнце, - форма всегда отвечает функции - это закон». И, подчеркивая эту мысль, он заканчивает словами «Если не меняется функция, не меняется и форма».

«форму в архитектуре определяет функция».

Louis Henry Sullivan

Американский архитектор, первопроходец рационализма, отец американского модернизма. Создатель одного из первых небоскребов и концепции органической архитектуры, один из самых видных представителей и идеолог Чикагской школы архитектуры, учитель Фрэнка Ллойда Райта.

Салливан не получил законченного профессионального образования. Недолго он изучал архитектуру в Массачусетском технологическом институте (1872-1873).

Потом он уехал в Филадельфию, потом в Чикаго, а чем через год (1874-75) уехал в Париж. Там во Франции Салливан посещал Школу изящных искусств.

После возвращения в США Салливан стал снова работать архитектором. Немного позже стал работать совместно с Данкмаром Адлером, в 1883 году они стали равноправными партнерами. Их фирма носила имя Adler&Sullivan, в таком виде просуществовала до 1895 года.

Луис Салливан сыграл определяющую роль в создании нового функционального дизайна первого небоскреба, он отказался от устаревших традиций. Поэтому часто можно услышать, что его называют отцом небоскреба.

Его проекты включают геометрические формы и различные органические элементы. Самые известные работы Салливана– 10-этажное здание Уэйнрайт в Сент-Луисе, построенное в 1890 году, и 16-этажный Гаранти-билдинг в Буффало (1894).


Гаранти-билдинг (Guaranty Building) является одним из шедевров архитектурного творчества Луиса Салливaна. Салливaн работал над проектом вместе с Данкмаром Адлером, взявшим на себя всё инженерное обеспечение проекта. Здание Гаранти напоминает, построенное 5-ю годами ранее здание Уэйнрайт-билдинг (The Wainwright building), но воспринимается как дальнейшее развитие и индивидуального стиля Салливана.





Троицкий собор является кафедральным храмом епархии Чикаго и Среднего Запада Православной церкви в Америке, в районе «Украинская деревня».


(Louis Henry Sullivan) — американский архитектор, первопроходец рационализма, отец американского модернизма. Создатель одного из первых небоскребов и концепции органической архитектуры, идеолог чикагской школы архитектуры и учитель Фрэнка Ллойда Райта. Ему принадлежит афоризм «форму в архитектуре определяет функция».

Биография и творчество

Луис Генри Салливен родился 3 сентября 1856 в Бостоне. Его отец, эмигрант из Ирландии, был скрипачом и танцмейстером. Почти все детство Луис провел на ферме деда, на всю жизнь сохранив любовь к природе. Последовательного профессионального образования он не получил. Поступив шестнадцати лет в первую архитектурную школу США, открытую в 1866 году Массачусетсским политехническим институтом, он уже через год покинул ее, и некоторое время работал в ателье филадельфийского архитектора Ф. Фарнесса, приверженца романтической неоготики.


Луис Генри Салливен, Entrance to the Chicago Stock Exchange, фото

В 1879 году Салливен поступил в ателье Данкмара Адлера и уже через два года стал его компаньоном. Еще раз обратимся к автобиографии архитектора «…1 мая 1880 года фирма «Д. Адлер и Компания» въехала в прекрасную анфиладу конторских помещений на верхнем этаже здания Борден Блок. 1 мая 1881 года на дверях здания появилась надпись «Архитектурная фирма Адлер и Салливен». В 1880 начал архитектурную деятельность в Чикаго.


Луис Генри Салливен, Thrift Building, фото

В совместной деятельности с Адлером, этим опытным инженером и организатором, способности Салливена проявились в полной мере. В соответствии со специализацией, обычной для второй половины XIX века, Салливен взял на себя решение художественных проблем, в то время как Адлер занимался не только деловой и инженерной стороной их работы, но и планировкой, пространственной организацией зданий.

Первой крупной совместной работой Адлера и Салливена было создание «Аудиториума» в Чикаго (1887-1889) - крупнейшего в США театрального зала (4237 зрительских мест), заключенного в оболочку из десятиэтажных корпусов отеля и офисов. Работая над проектом, Салливен отошел от пассивного подражания европейским образцам, следуя примеру Ричардсона. Композиция многоярусной каменной аркады, образующей фасады, почти повторяет сурово-романтичный облик складов оптовой торговли Маршалла - Филда, построенных в Чикаго Ричардсоном, но в решении интерьера зала, громадное пространство которого расчленено арочными диафрагмами, организующими акустику, Салливен проявил себя как самостоятельный мастер, сочетающий рациональную логику с буйной фантазией декоратора.


Луис Генри Салливен, Национальный фермерский банк, фото

Салливен стал первооткрывателем в области современной архитектуры, одним из первых строителей небоскребов. Архитектор изучал проблемы акустики и каркасной конструкции, но больше всего его интересовала работа с абстрактными формами. Его постройки отличают конструктивное совершенство и функциональность. Отправной точкой для его архитектурных экспериментов были произведения Ричардсона, в которых романтическая фантазия органично сочеталась со строгой логикой функциональности.

На рубеже XX века первым разработал концепцию высотного здания, стремясь «использовать новые пропорции и ритмику, продиктованные ячеистой структурой конторского здания» (БСЭ). Изложил свои взгляды в статье «Высотное конторское здание с художественной точки зрения» (1896). Один из первых небоскребов - Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890) - был построен Салливеном совместно с Д.Адлером из стекла и терракотовых плит на стальном каркасе. Эта постройка послужила образцом для высотных зданий, появившихся впоследствии повсюду в США. В числе других знаменитых сооружений Салливена: оперный театр в Пуэбло (шт. Колорадо, 1890); мавзолей Уэйнрайта в Сент-Луисе (1892); павильон транспорта на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго (1893); здание Чикагской фондовой биржи (1894); Пруденшл-билдинг в Буффало (1894); Байярд-билдинг в Нью-Йорке (1898); усадьба Генри Бэбсона в Риверсайде (шт. Иллинойс, 1907) и Национальный сельскохозяйственный банк в Оватоне (шт. Миннесота, 1908).


Луис Генри Салливен, Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890-91), фото

В 1895 году содружество Салливена с Адлером прекращается. Не имевший деловой хватки Салливен не выдерживает соперничества с архитектурными фирмами, быстро создававшими обезличенные проекты. Успех ложноклассической архитектуры Всемирной выставки подорвал позиции структурного реализма, и постепенно все чикагские архитекторы возвращаются к эклектическому украшательству. Только Салливен не сдавался. Но после того как он построил павильон Транспорта для Чикагской выставки, его популярность как архитектора была утрачена. Период расцвета «чикагской школы» завершился. Это еще более обострило трудности с получением заказов.


Луис Генри Салливен, православная церковь в Чикаго, фото

С 1895 по 1905 год Салливен работал с Дж. Элмсли, занимаясь жилищным и банковским строительством. Последнюю крупную возможность реализовать свою концепцию Салливен получил в 1899 году, проектируя на оживленном угловом участке универсальный магазин Шлезингера и Мейера в Чикаго (теперь Карсон, Пири и Скотт). Несмотря на сложность, здание Салливена остается непревзойденным по силе выразительности архитектуры. Внутри здания сохранен тип складского помещения со сплошным полом. Фасад спроектирован с учетом максимального освещения внутреннего пространства. Основными элементами фасада являются «чикагские окна», замечательные по своему соответствию рамно-каркасной конструкции здания. Весь фасад выполнен с такой силой выразительности и точностью, которые нельзя встретить ни в одном здании того времени. Окна с их тонкими металлическими рамами точно врезаны в фасад. В нижних этажах окна объединены узкой полосой орнамента на терракоте, акцентирующей горизонтальную организацию фасада.


Луис Генри Салливен, Modern Skyscraper, фото

Его работы в области теории зодчества еще более значительны. Салливен ставил перед собой грандиозную утопическую задачу средствами архитектуры преобразовать общество и повести его к гуманистическим целям. Теория архитектуры, созданная Салливеном, по своей бурной эмоциональности граничит с поэзией.

В 1886-1923 Салливен часто выступал с лекциями и много писал об искусстве, образовании и демократии. Из всего им написанного наибольшей известностью пользуются книга «Автобиография идеи» (1924) и эссе «Что такое архитектура?». Теоретические высказывания архитектора не менее значительны, чем его постройки. «Все в природе, - говорит Салливен, - имеет свой облик, другими словами, имеет форму, внешнее выражение, которые раскрывают нам их сущность и то, чем они отличаются друг от друга и от нас самих». Сравнение с природой приводит автора к выводу, что цель архитектурного решения должна заключаться в том, чтобы придать каждому сооружению ему одному свойственный неповторимый облик. «Будь то парящий орел или цветущая яблоня, везущая груз ломовая лошадь или ветвистый дуб, извилины реки или гонимые ветром облака, восходящее или заходящее солнце, - форма всегда отвечает функции - это закон». И, подчеркивая эту мысль, он заканчивает словами «Если не меняется функция, не меняется и форма».


Луис Генри Салливен, Особняк Брэдли, фото

Первое десятилетие ХХ века было для Салливена нелегким. Его последние произведения невелики по объему. Они более лиричны; их примечательная особенность - своеобразное сочетание богатого орнамента с крупной монументальной формой целого. Наиболее интересная из его поздних построек - Национальный фермерский банк в Оватонне, штат Миннесота (1908), где Салливен создал лучший из своих интерьеров.

С 1908 года Салливен мало строил и ничего не писал. В 1918 году он окончательно разорился - лишился мастерской и возможности получать заказы. В последние годы жизни он написал «Автобиографию идеи» (1922-1923), в которой пытался воскресить в памяти свою юность и наиболее плодотворные годы своей работы в содружестве с Адлером. Умер он 14 апреля 1924 года, всеми забытый, в номере бедного чикагского отеля.Фрэнк Ллойд Райт на выставке работ Салливена в Бостоне в 1940 году сказал «Они убили Салливена и почти убили меня».

Биография
САЛЛИВЕН (Sullivan) Луис Генри (18- 1924), американский архитектор и теоретик архитектуры, представитель чикагской архитектурной школы, один из пионеров рационализма и родоначальников архитектуры XX века.
"Форма должна соответствовать функции".
Родился в Бостоне. Его отец, эмигрант из Ирландии, был скрипачом и танцмейстером. Последовательного образования Салливен не получил. Поступил в первую архитектурную школу США, открытую в при Массачусетсом технологическом институте, но проучился в ней только год. В 1874 отправился в Европу, где посещал престижную в то время в мире Школу изящных искусств в Париже. В 1875 ему пришлось вернуться в Чикаго, где обосновалась его семья. Он поступает на работу в одну из архитектурных фирм. В течение довольно непродолжительного времени меняет несколько мест работы до 1873, когда он пришел в фирму "Фернс и Хьюитт". В этот период город отстраивался после громадного пожара 1871, и для архитектора открывалось широкое поле деятельности. То было время начала строительства в Америке многоэтажных конторских зданий, прототипов будущих небоскребов, вошедшее в историю архитектуры созданием так называемой "Чикагской школы".
Архитекторы Чикагской школы применяли конструкцию нового типа - металлический каркас. Конструкция эта стала настолько существенной, что диктовала и выбор внешних форм. Значение Чикагской школы в истории архитектуры в том, что впервые в XIX веке был преодолен разрыв между конструкцией и формой, они были объединены в единое целое. Наиболее ярким представителем ее является Салливен, расцвет творчества которого совпал с расцветом Чикагской школы (1883-93).
В 1879 поступил в ателье талантливого инженера Д. Адлера и уже через два года стал его компаньоном. В 1883 организует в Чикаго свое бюро. Салливен взял на себя решение художественных проблем, Адлер занимался деловой и инженерной стороной их работы, планировкой зданий. Их содружество просуществовало до 1895.
Салливен был не только блестящим практиком, он разработал и теоретические основы рационалистической архитектуры XX столетия. Он считал, что архитектура должна отражать свойства окружения, из которого вырастает. Каждое здание при этом должно выражать свою особую функцию, не отступая от истины в выражении не только назначения, но и конструкции. Завершением естественного развития формы должен стать орнамент. Эти положения были изложены в его работах "Беседа в детском саду" (1901), "Автобиографии одной идеи" (1924) и статьях разных лет.
Первая крупная работа в Чикаго - Аудиториум (1887-89), сыгравшая значительную роль в развитии архитектуры как с идейной, так и с технической стороны. Центр здания занимал театральный зал. При этом складывающиеся панели потолка позволяли увеличить его вместимость с 2,5 тысячи человек до 7 тысяч. По бокам здания размещались конторские помещения и отели. Решение фасада построено на арочной тематике. Очень интересно решены интерьеры: зрительный зал не отделен от фойе, а представляет с ним единое пространство: стены, потолок и ограждения лестницы декорированы прекрасными растительными орнаментами.
Рост стоимости земли в деловом центре городов Америки породил новый тип зданий - небоскребы. Изобретение пассажирского лифта и применение металлического каркаса способствовало развитию зданий в высоту. В высотных зданиях, спроектированных Салливеном, чувствуется стремление синтезировать законы композиции, идущей от традиций парижской Школы изящных искусств, с выражением новой каркасной и ячеистой структуры конторского здания.
Интересно сравнить здания Вейнрайт в Сент-Луисе (1891) и Гаранта в Буффало (1893). Фасады обоих зданий декорированы богатым растительным орнаментом. В первом из них он покрывает горизонтальные подоконные вставки и верхний технический этаж с большим выносом карниза. Во втором, более высоком и стройном по пропорциям, орнамент находится на вертикальных элементах стен. Значение вертикальных элементов в работах Салливена постепенно усиливается. Он развивает пропорции здания строго вверх, наподобие готическим соборам.
Последней возможностью Салливена реализовать свои теоретические концепции было строительство в 1 универсального магазина в Чикаго (ныне - магазин Карсона, Пири и Скотта). По силе и чистоте линий это одна из лучших работ архитектора. На фасаде хорошо читается каркасная конструкция, подобно клетке замыкающая внутренний объем. В про-порциях выделены цокольная и завершающая карниз-ная часть здания, что характерно для всех работ архитектора.
Последние постройки Салливена невелики по объему. Это двухэтажные здания павильона Транспорта на Колумбийской выставке 1893 и Национальный фермерский банк в Оватонне в 1908, где Салливен создал лучший из своих интерьеров.
Деятельность Салливена, как практическая, так и теоретико-публицистическая, является выражением прогрессивных идей рубежа XIX-XX вв. Влияние Чикагской школы ослабло с наступлением волны эклектики в американской архитектуре. К 1900 году только Салливен оставался верен ее рационалистическим принципам и продолжал их теоретическую разработку. В отличие от других ее представителей он предпочел разориться, но остался верен своим убеждениям. В 1918 он лишился мастерской и права получать заказы. Он умер в номере бедного чикагского отеля всеми забытый. На выставке работ Салливена в Бостоне в 1940 Райт сказал: "Они убили Салливена и почти убили меня", имея в виду общество, в котором господствовало псевдоклассическое направление, особенно сильно ощущавшееся в Америке с 1910 по 25-й.
Творчество Салливена наложило отпечаток на молодое поколение архитекторов Среднего Запада, выдающимся представителем которого был Франк Ллойд Райт. Салливен сумел синтезировать в единую систему идеи, назревавшие в XIX веке и подготовившие решительный поворот развития архитектуры XX века. Недаром западноевропейские функционалисты 20-х годов объявили его своим предшественником. Большой заслугой Салливена было также создание концепции "органичной архитектуры", блестяще развитой его учеником Райтом, а затем продолженной финским архитектором А. Аалто.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!