Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Мужские и женские певческие голоса. Что значит петь выше? Регистры голоса у вокалиста Как называется низкий регистр голоса

Регистры голосовые

виды тембра в человеческом голосе, как мужском, так женском. Грудной регистр принадлежит нижней части голоса; его звуки свободны, густы. Головной Р. принадлежит верхней части голоса; звуки менее естественны и отличаются напряжением. Смешение обоих Р. встречается в средней части голоса и называется средним Р., или медиумом. В мужском голосе верхние, чисто головные ноты называются фальцетом, или фистулой (см. Голос). В органах название Р. носят поршни, открывающие доступ воздуха к известному набору флейт или труб того или другого тембра. Р. приводятся в действие регистровыми кнопками, помещающимися по бокам и над клавиатурой (см. Орган).

Н . С.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Регистры голосовые" в других словарях:

    - (лат. vox, франц. voix, итал. voce, англ. voice, нем. Stimme). 1) Мелодич. линия как часть многоголосного муз. произведения. Совокупность этих линий составляет муз. целое фактуру муз. произведения. Характер движения голосов… … Музыкальная энциклопедия

    Ручные гармоники язычковые клавишно пневматические музыкальные инструменты, класс гармоник. Звук в таких инструментах извлекается путём воздействия на их свободно проскакивающие в проёмах планок язычки (голоса) струёй воздуха,… … Википедия

    ГОЛОС - ГОЛОС, всеобщее понятие, объединяющее звуки, исходящие из гортани человека, независимо от того, предназначаются ли они для выражения мысли и чувства или же являются в результате неосознанных рефлекторных мышечных движений. В развитии Г. должно… … Большая медицинская энциклопедия

    - (лат. Gutturales verae, нем. Kehlkopflaute) образуются в гортани (см.) деятельностью голосовых связок. Гортань (собственно голосовая щель) имеет четыре следующих артикуляции: 1) голосовая щель широко раскрыта и беспрепятственно пропускает… …

    Тесситура - (ит. tessitura ряд тонов в диапазоне голоса) высотное положение голоса в данный момент по отношению ко всему диапазону этого голоса. Например, если диапазон рассматриваемого голоса лежит в пределах 100 250 Гц (баритон), а в данный момент… … Педагогическое речеведение

    Таманьо, Франческо Франческо Таманьо Основная информация Полное имя Francesco Tamagno Дата рождения … Википедия

    - (от греч. φωνητικός = звуковой, голосовой) отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. По своему этимологическому составу он должен бы означать учение о всяких звуках вообще, но… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Певческий процесс в современной вокально-хоровой педагогике рас-сматривается с точки зрения звукообразования (голосообразования) и зву-коизвлечения (вокальной техники и исполнительства). Одним из важных элементов процесса звукообразования является единотембровая выстроен-ность регистров голосов хора. Появление единотембренности на всем диапазоне, полетности и выносливости голосов тесно связано с работой по выравниванию регистров. Эта работа необходима в хоре старшекласс-ников и взрослом хоре.

Регистр – это ряд однородных по тембру звуков голоса, извлекаемых одним и тем же способом. В зависимости от преимущественного исполь-зования грудного или головного резонаторов различают грудной, головной

и смешанный регистры. Регистровое строение голосов у мужчин и женщин разное, оно зависит от особенностей строения гортани.

В женском голосе, в связи со строением гортани, имеются 3 нату-ральных регистра: грудной, медиум (средний) и головной. Задача хормей-стера – настроить хоровые голоса на режим микста (mixt – смешанный), чтобы на всем диапазоне отчетливо проявлялось смешение грудного и го-ловного резонирования. Грудной регистр занимает у низких женских и детских голосов квинту – сексту, у высоких – терцию. Грудной регистр оз-вучивается грудным резонатором, голосовые связки на этом участке смы-каются плотно, всей массой. После переходных нот (у сопрано и первых альтов – ми бемоль – фа диез 1-й октавы, у вторых альтов – до – ми бемоль 1-й октавы) начинается средний регистр. Этот регистр имеет смешанное от природы звучание. Здесь наблюдается смешанный тип колебаний голосо-вых связок, головной и грудной резонаторы озвучиваются одновременно.


После второго перехода (у сопрано – ми бемоль – фа диез, у альтов до – ми бемоль 2-й октавы) начинается головной регистр. Здесь связки работают по типу фальцетного смыкания (краями), в этом регистре активно озвучи-вается головной резонатор.



Основная сложность выравнивания регистров состоит в том, чтобы обучить певцов правильно, т. е. смешанным звуком, исполнять переходные ноты своего диапазона, используя для этого приемы округления или при-крытия.

Методика выравнивания (сглаживания) регистров мужских голосов получила название «методика прикрытия», а выравнивания женских голо-сов – «методика округления».

В современной вокальной педагогике использование округления объясняется тем, что природой дано женским голосам смешанное голосо-образование на среднем регистре, поэтому достаточно использовать прием округления для перенесения микстового звучания на крайние регистры, чтобы голос зазвучал темброво ровно. Округление звука осуществляется за счет придания полости рта куполообразной формы, где активно задейство-вано мягкое небо.

Работу по выравниванию регистров женских голосов обычно начи-нают с центрального участка диапазона (примарной зоны), постепенно расширяя смешанное голосообразование вверх и вниз по диапазону.

В мужском непоставленном голосе выделяют два натуральных реги-стра – грудной и фальцетный. В грудном регистре мужского голоса, зани-мающем около 1, 5 октав его диапазона, плотное смыкание напряженных голосовых складок позволяет использовать сильное подскладочное давле-ние, что дает возможность извлекать мощные и богатые по тембру звуки, вызывающие отчетливое ощущение вибрации груди (отсюда название ре-гистра). Однако работа в таком режиме возможна только до переходных звуков (ми бемоль – фа диез 1-й октавы у теноров, до – ми бемоль 1-й ок-тавы у баритонов, си малой – ре 1-й октавы у басов). При желании спеть более высокие звуки голос «ломается» (вследствие резкой перемены меха-низма голосообразования) и переходит на фальцет. В связи с тем, что голо-совые складки начинают работать краями, голос теряет силу и тембровые краски.

Благодаря французскому тенору и педагогу Ж. Дюпре в вокальной мужской практике с конца 40-х годов XIX века стал использоваться прием


прикрытия (voix mixt sombree) при формировании верхнего участка диапа-зона, что увеличило выносливость больших нагрузок, расширило исполни-тельские возможности оперных певцов.

Основные правила освоения прикрытия: смешение певческого звучания (с дозированием грудного и головного резонирования) в центре диапазона, притемнение (сомбрирование) голоса перед переходными нотами, умеренная сила звука и плавная подача дыхания.

Наблюдаемое притемнение певческого тембра, при использовании приема прикрытия, происходит благодаря перестройке верхних резонато-ров и некоторому расширению нижней части глотки. Экспериментально было доказано, что прием прикрытия помогает снять излишнее напря-жение с голосовых складок у мужчин во время смешанного звукообразо-вания.

Известно, что смешанное звучание голоса может быть образовано от разного соотношения грудного и головного резонирования. При вырав-нивании перехода к верхнему регистру важную роль в мужских голосах начинает играть озвучивание головного резонатора и преобладание в сме-шанном звучании доли фальцетного. Вот почему опытные хормейстеры считают, что мужчинам-певцам «при сглаживании регистров полезно научиться петь в верхнем регистре хорошим фальцетом, используя это как средство овладения смешанным звуком» . Для этого рекомендует-ся использовать гаммообразные упражнения в нисходящем движении, от фальцетного регистра к грудному, без остановки на верхних нотах. Во время вокализации высоких звуков следует избегать моментов форси-рования. При переходе в грудной регистр певцы должны следить за сохра-нением тембра головного резонирования.

Упражнения при выравнивании регистров мужских и женских голо-сов необходимо исполнять в умеренно-тихой динамике и неторопливом темпе. Мелодика упражнений может строиться на опевании звуков, дви-жении по секундам, терциям вниз и вверх, а также включать гаммообраз-ные движения и скачки на квинту – октаву. Упражнения рекомендуется вокализировать на гласные: у, о, а, сочетая их с другими гласными и со-гласными звуками (чаще сонорными согласными).

М. С. Осеннева и В. А. Самарин, обращаясь к молодым хормейсте-рам, советуют: «В занятиях с хором следует помнить, что верхние и ниж-ние участки певческого диапазона формируются только после образования


и т. д. Особое внимание обращается на округление звуков, прилегающих к границам регистров. Переходные звуки следует прикрывать. При изме-нении гласных изменяется форма нижней части глотки. Так, на гласном [у] она расширена, звук имеет темную окраску. На [а] глотка сужена, звук тя-готеет к светлому тембру. Гласные [о], [э], [и] являются промежуточными между [у], [а]. В целях достижения прикрытия отдельных гласных реко-мендуют петь [а] с призвуком [о], [и] – с призвуком [у], [е] – с четким переходом на прикрытое [э]. Призвуком [у] рекомендуется пользоваться осторожно» .

Распевание хора

Распевание – это вокально-слуховая настройка певцов хора. Цель распевания – подготовить хор к творческой работе над репертуаром.

Основные задачи распевания:

Вокально-слуховой настрой хора, приведение его в рабочее состояние;

Работа над упражнениями, формирующими основные вокально-хоровые умения и навыки.

В хоровой практике сложились следующие принципы распевания:

Систематичности и последовательности;

Осознанности участниками хора вокальных задач и техники испол-нения хоровых упражнений;

Постепенного усложнения упражнений от простых к более слож-ным, по мере приобретения вокальных навыков;

Прочности закрепления вокально-хоровых умений и навыков.

В хоровом пении широко используются следующие формы распева-ния: общехоровое (полным составом), групповое (по партиям), индивиду-альное.

В распевание хора обычно включаются следующие упражнения:

Унисонные (для вокально-слуховой настройки и выравнивания гласных);

Упражнения на штрих легато (для выработки кантиленного пения);


Упражнения на различные способы звуковедения (legato, staccato, non legato);

Широкообъемные упражнения (для выравнивания регистров и раз-вития певческого дыхания);

Гармонические упражнения а капелла (для формирования зонного строя в хоре);

Упражнения на дикцию или скороговорки (для активизации артику-ляционного аппарата и эмоционального настроя хора).

При выборе скороговорок следует обращать внимание на сочетание в них гласных звуков. В начинающем хоре удобнее использовать скорого-ворки с повторяющимися одинаковыми гласными звуками (От топота ко-пыт пыль по полю летит). В подготовленном хоре необходимо, наоборот, осваивать различные сочетания гласных и согласных (Бык-тупогуб, тупо-губенький бычок, у быка бела губа была тупа).


В качестве упражнений в распевании могут использоваться фрагмен-ты из разучиваемых сочинений.

Средняя продолжительность распевания – 15 минут. Возможны и более короткие и более продолжительные занятия распеванием, связанные

с болезненным состоянием, усталостью певцов. Певческая установка при распевании – в положении стоя (опора на обе ноги, спина прямая, плечи развернуты, руки свободны). Правильная певческая установка облегчает процесс фонации.

Существуют два главных способа проведения распевания – с инст-рументом и а капелла. Каждый из них имеет свои преимущества. Когда используется инструмент, имеется возможность непрерывного звукового контроля за качеством певческого звука и интонационным ансамблирова-нием с сопровождением. Когда распевание проводится без сопровождения инструмента, чрезвычайно обостряется слуховой контроль певцов, разви-вается навык ансамблирования в партии и в хоре в целом. Поэтому целесо-образно применять оба способа.

При проведении распевания хормейстеру необходимо уметь играть на инструменте сопровождение к вокальным упражнениям, транспониро-вать их, уметь одновременно играть, петь и дирижировать.

Пение – сложный процесс и требует координации всех элементов голосового аппарата. Только хорошо подготовленный специалист знает о взаимодействии и взаимовлиянии всех довольно хрупких органов, составляющих голосовой аппарат, владеет методами и приемами его на-стройки. Но вокальная работа в хоре не ограничивается настройкой и тех-ническим развитием певческих голосов, главная ее задача – формирование исполнительской культуры хорового коллектива.


Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте значимость и содержание вокальной работы в хоре.

2. Назовите основные принципы, методы и формы вокально-хоровой

3. Охарактеризуйте своеобразие певческого дыхания и приемы рабо-ты над ним в хоре.

4. Обоснуйте преимущества использования разных видов атаки на начальном этапе обучения пению.

5. По какому признаку определяется выравненность певческого голоса?

6. Охарактеризуйте методику выравнивания регистров мужских и женских голосов.

7. Сформулируйте цель и задачи распевания хора.

8. Назовите основные принципы распевания?

9. Охарактеризуйте певческую установку при распевании.

10. Назовите способы проведения распевания хора.

1. Барсов Ю. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М. И. Глинки / Ю. Барсов. – Л.: Музыка, 1968. – 68 с.

2. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика:

учеб. пособие / В. Л. Живов. – М.: Владос, 2003. – С. 271 c.

3. Казачков С. А. От урока к концерту / С. А. Казачков. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. – С. 191–270.

4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь / И. Кочнева, А. Яковлева – Л.: Музыка, 1988. – 72 с.

5. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древ-ности до XXI века: учеб. пособие / К. Ф. Никольская-Береговская. – М.:

Владос, 2003. – С. 90–118, 140–191.

6. Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором: учеб. пособие / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. – М.: Academa, 2003. – 190 с.


8. Чабанный В. Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством как процесс: учеб. пособие / В. Ф. Чабанный. – СПб.:

СПбГУКИ, 2008. – Ч. 2. – С. 59–189.

9. Яковлева А. Формирование верхнего участка диапазона мужских голо-сов / А. Яковлева // Вопросы вокальной педагогики. – М.:

Музыка, 1984. – Вып. 7. – С. 73–86.

Количество регистров , или звуковой объём , который может охватить певец , называется вокальным диапазоном (диапазоном голоса) . Диапазон у мужчин и женщин разный, что заметно в разговорной речи : голос у мужчин грубее, что связано с более толстыми, чем у женщин, голосовыми складками (связками ) .

Регистр зависит от частоты колебания голосовых складок. Этим же определяется его высота : высокий регистр возникает при высокочастотных колебаниях , средний и низкий – при соответствующих.

Впервые теорию регистров выдвинула старая итальянская школа пения в конце шестнадцатого — начале семнадцатого веков, где выделяли всего два регистра: грудной и головной . Однако столетие спустя появлялись другие теории, со своим количеством регистров; в девятнадцатом веке новая теория трёх регистров стала соперничать со старой, двухрегистровой . Мануэль Гарсиа-сын, испанский бас и вокальный педагог , в своей научной работе от 1841 года дал определение регистра, в котором пытался совместить две противоборствующие теории. Он повлиял на все последующие работы и учения.

Гарсиа выделял три типа певческих регистров: грудной , средний и головной . Некоторые современные учителя пения, также выделяющие три регистра, по-разному называют их для мужчин и женщин: для первых это грудной, головной и фальцет ; для вторых – грудной, средний и головной. Но не все согласны с таким делением; большинство следует теории, по которой их четыре:

штробасс , самый низкий, при котором голосовые складки практически не вибрируют (не ниже 20 Гц); его верхняя граница совпадает с нижней границей грудного голоса;

модальный (речевой) регистр, следующий за штробасом, как очевидно из названия, характерен для разговорной речи; звуки богаты обертонами (гармониками ) , но по-прежнему низки по частоте;

– фальцет, который часто объединяют с головным регистром или считают верхним его участком; возникает при колебании не всех голосовых складок, а лишь их слизистой оболочки ; беден обертонами, но богат частотами;

свистковый , самый высокий, до 2400 Гц, является самым загадочным: во время его формирования практически невозможно проследить за работой голосовых складок, так как гортань перекрывается надгортанником ; его же труднее всего достичь: не все женщины способны воспроизвести данный регистр, мужчины – и подавно. Дети, напротив, могут неосознанно его использовать, но некоторые врачи считают его вредным для здоровья голоса , полагая, что он может привести к дисфонии и иным нарушениям голоса .

Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются вокальные педагоги, – научить подопечного плавно переходить от одного регистра к другому так, чтобы слушатели не заметили границ между регистрами (порогов) . При переходе этих границ голос неопытного певца ломается , меняет свою окраску .

Типы голоса

Певческий диапазон настолько тесно связан с разновидностями певческого голоса , что эти термины часто между собой путают.

Всего в настоящее время выделяют шесть типов голосов, по три для каждого пола.

Для женщин:

сопрано , самый высокий голос, от «до» первой октавы до «до» третьей , делящийся на более узкие типы: колоратурное сопрано , лирико-колоратурное , лирическое , лирико-драматическое , драматическое ;

меццо-сопрано , от «ля» малой октавы до «ля» второй : высокое (лирическое ) и низкое (драматическое ), иногда выделяют среднее (колоратурное );

контральто , самый низкий женский голос, от «фа» малой октавы до «фа» второй октавы ; его принято делить на те же три типа, что и меццо-сопрано.

Для мужчин:

тенор , самый высокий, от «до» малой октавы до «до» второй : лирический тенор , лирико-драматический, драматический и баритональный;

баритон , от «ля» большой октавы до «ля» первой , в целом повторяет предыдущий, кроме последнего – бас-баритон ;

бас , самый низкий, от «ми» большой октавы до «ми» первой ; деление повторяет меццо-сопрано.

В эпоху барокко (шестнадцатый – начало семнадцатого века) композиторы писали оперные роли специально для певцов-кастратов , способных петь в женском диапазоне (контратенор , от «ми» малой октавы до «ми» второй ). После кастрации у мальчиков прекращалось гормональное развитие и голосовые складки не утолщались, – голос не проходил через мутационный (пубертатный ) период . Необходимость в певцах-кастратах была связана с этикетом: как и во времена античности, женщинам запрещалось принимать участие в трагических театральных представлениях и присутствовать на них.

Oertel указывает, что при пении фальцетом голосовые связки делятся на два колеблющихся отрезка, разделенных в середине длины каждой связки, где возникают неподвижные узловые пункты, находящиеся в состоянии покоя.
Rethi считает типичным для фальцета процесс образования косых волн, которые никогда не возникают при низких голосах.

В среднем диапазон голоса у необученных певцов составляет полторы октавы, в процессе обучения диапазон голоса удается расширить до двух, а иногда и трёх с половиной октав. Диапазон голоса зависит также и от вида голоса. Очень большим объемом голоса обладает колоратурное сопрано, самый малый объём голоса имеют баритоны и меццосопрано. Для басов и альтов является характерным широкий диапазон голоса.

Согласно Tarneaud нормальный диапазон голоса певца имеет следующие границы:
1) бас от С до е1,
2) баритон от А до а1,
3) тенор от Н до с2,
4) альт от е до а2,
5) меццосопрано от а до А2,
6) сопрано от с1 до с3.

Фомичев предлагает несколько иную схему диапазонов голосов, а именно:
бас Е-f1 альт F-f2
баритон G - g1 меццосопрано А - а2
тенор С - с2 сопрано с1 - е3

Анализ приведенных схем показывает , что диапазоны одного и того же вида у певцов различных национальностей отличаются друг от друга, а индивидуальные различия бывают иногда очень значительными.


Грудной, головной регистры голоса

Понятие регистров легче всего объяснить на основании особенности строения, органа. В органе под названием „регистра" подразумевают комплекс труб, издающих одинаковые по тембру звуки и отличающихся от иного комплекса труб, издающих звуки иного тембра. В вокальном искусстве термином „регистр" определяют ряд звуков одного и того же тембра. Принято различать два регистра: грудной регистр и головной регистр.

Выше головного регистра имеется еще свистковый регистр. Этот регистр первым описал Leopold Mozart (отец знаменитого W. A. Mozart). Границы этого регистра начинаются от d3, е3,/3 и доходят до с4, e4g4, с5, а иногда и выше. Свистковый регистр обычно можно услышать в детских голосах.

Фомичев считает, что кроме грудного и головного регистра, существует еще и смешанный регистр, характеризующийся особенностями двух основных.

Тембр голоса грудного регистра точно так же, как и тембр голоса головного регистра зависит от целого ряда моментов: амплитуды дыхания, положения гортани, функции резонаторных полостей, а не только от того, как колеблются голосовые связки: полностью или только их края.

Пение в детских хорах без соответствующего наблюдения специалистов, чрезмерная перегрузка голосового аппарата в период полового созревания, а также форсирование голоса при заболеваниях голосового аппарата - всё это является частыми причинами разрывов регистров. Описанные явления не имеют специального значения для людей, не занимающихся профессионально пением, однако, голос людей, обладающих двумя регистрами, имеет большую выразительность, что особенно важно для лекторов и учителей.

В голосе необученных певцов во время пения forte звучит прежде всего грудной регистр, голос имеет „тёмную" окраску. При переходе на piano окраска голоса меняется на „светлую" и одновременно начинает звучать головной регистр, о чём свидетельствует вибрация спинки носа, костей черепа и т.д. Особенно ценным считается такой натуральный голос, в образовании которого берут участие, как головные, так и грудные резонаторы.

Ученик, обладающий таким голосом , будет делать большие успехи в изучении пения, т.к. ему не нужно тратить времени на выработку умения пользоваться головными резонаторами. Резонаторная функция и характер звучания голоса в отдельных частях диапазона зависят от особенностей анатомического строения голосового аппарата и деятельности мышечной системы.

На пробном уроке вокала начинающие вокалисты часто спрашивают: «А что значит петь выше или ниже?» Людям без музыкальной подготовки сложно понять, как управлять голосом и менять его высоту. Да и что такое «высота голоса»?

Некоторым кажется, что петь выше — означает петь громче. Однако, эти слова НЕ синонимы! Мы можем петь громко и высокие, и низкие ноты. Почему голос звучит то ниже, то выше, зависит от того, в каком певческом регистре голоса вы берете ноту.

В этой статье мы поговорим кратко, какие бывают регистры голоса. Если вам уже известна данная тема и интересует практика, то советую упражнения на развитие певческих регистров в разделе O VOCALE .

Какие бывают регистры голоса у человека?

Регистры есть у каждого музыкального инструмента. Голос — это тоже музыкальный инструмент. Представьте струны на гитаре. Самая толстая струна звучит низко, она натянута менее упруго. Самая тонкая струна звучит выше, потому что натянута сильнее . Так же сильно натягиваются и голосовые связки у певца на верхних нотах. Поэтому звук становится тоньше и выше.

Нижняя и верхняя струны звучат в разных регистрах — верхнем и нижнем. Вместе они составляют музыкальный диапазон гитары — от самой высокой ноты до самой низкой.

М ожно выделить основные регистры голоса у вокалистов:

  • верхний регистр (который многие методики называют «головным» голосом)
  • средний регистр
  • нижний регистр («грудной» голос)

Кратко о певческих регистрах голоса.

  • Во-первых, регистры голоса имеют разную окраску , по которой их можно отличить.
  • Во-вторых, на помощь придет резонация звука и его вибрации .

Например, когда вы переходите в высокий регистр голоса, звук меняет окраску, становится тоньше. Вы совсем не замечаете, что голосовые связки натягиваются и начинают колебаться быстрее. Звуковая волна набирает более высокую частоту. И кости черепа вибрируют от этой высокой звуковой волны.

Кажется, что верхние ноты звенят (резонируют) в голове. У некоторых голос ощущается в макушке, у некоторых в затылке, во лбу или в переносице.

В нижнем регистре связки укорачиваются, становятся толще, а звук плотнее и грубее. В голосе появляются низкие частоты. Вибрации звука ощущаются в горле и в груди . Отсюда и название — «грудной».

Совет для начинающих. Если ваш музыкальный слух не развит, но вы хотите понять — ниже или выше вы поете, ориентируйтесь на ощущения в собственном теле. Где возникают вибрации при верхних и нижних нотах? Пытайтесь оценить окраску звука: звучит ли голос тонко, пискляво (верхние ноты) или грубо, плотно (внизу).

У вокалистов часто возникает такая проблема: верхний и нижний регистры не связаны между собой. Только что вы пели плотным красивым голосом, а потом словно что-то ломается, и вы переходите в пустой и тонкий звук (который часто зовут фальцетом).

Начальная постановка голоса у вокалистов «с нуля» часто сводится к тому, чтобы соединить верхний и нижний регистры голоса и избежать переходных нот на их стыке — переломов. Помогают в этом средние частоты, о которых поговорим ниже.

Микстовый средний регистр голоса.

Некоторые методики вокала выделяют средний регистр не как самостоятельный отрезок диапазона, а как участок голоса, где верхний и нижний регистры накладываются друг на друга и смешиваются . Отсюда и происходит название «микст».

Представьте себе, что вы открываете воду в кране, одновременно холодную и горячую. В итоге они смешиваются, и поток воды становится теплым . Вот таким же теплым тембром окрашивается ваш голос, когда вы поете не одной «головой» или «грудью», а стремитесь их «перемешать».

Микстовый звук — это прием пения, а не отдельный участок диапазона. Прием, при котором мы добавляем средних частот в голос.

Мы используем микст каждый день — в повседневной речи. Разговорный голос насыщен средними частотами. Он кажется естественным, приятным по тембру и не требует усилий. Поэтому многие педагоги советуют не петь, а «говорить» во время пения , чтобы показать естественную окраску голоса. Как и поступает большинство современных вокалистов.

Звук у вокалиста при добавлении средних частот ощущается не в голове или груди изолированно, а в лице, в носу, в челюсти, на передних зубах и нёбе . В западных методиках средние частоты в голосе называют «твенгом», о котором мы еще ни раз поговорим.

За счет того, что связки у мужчин плотнее и толще женских, грудной регистр у мужчин занимает бОльшую часть диапазона и резко переходит в верхний регистр (в так называемый «мужской фальцет»). Конечно, все приведенные на рисунках пределы регистров голоса у мужчин условны и индивидуальны у каждого человека. Данный пример относится больше к эстрадному вокалу. Отдельную статью о микстовом звучании голоса можно будет найти в разделе , где я расскажу, как добавить «грудных» нот в «головной» голос и сделать звук на верхних нотах насыщенным. А также порассуждаем, почему все спорят о различиях твенга и микста.

Подписывайтесь на новости сайта, чтобы не пропустить эту статью!

Благодаря миксту у профессиональных вокалистов можно не услышать чисто головных нот и «переломов» голоса, так как они умело их маскируют. Голос звучит насыщенно и богато даже вверху.

Какие бывают голосовые регистры в методиках эстрадного вокала?

Разные методики эстрадного вокала упоминают свистковый (флейтовый, фистульный) регистр голоса, фальцетный, модальный (речевой) регистр, шумовой и штро-бас. Но, несмотря на различия, все школы вокала говорят о певческих регистрах примерно одно и то же:

  • Свистковый, фистульный, фальцетный регистры можно отнести к высокому регистру голоса.
  • Модальный, речевой, микстовый регистр — к среднему.
  • Шумовой и штро-бас — к нижнему.

К сожалению, данные названия регистров часто употребляют в отрыве от контекста, без упоминаний откуда этот термин появился. Это вызывает путаницу у новичков. А среди педагогов по вокалу — ожесточенные споры, как назвать тот или иной регистр пения.

Я советую не увлекаться терминами. Они хороши, только если вы изучаете определенную методику вокала, как, например, метод «речевого пения» (Speech Level Singing) Сета Риггза или метод Джо Эстилл (Estill Voice Training) . Чтобы понять, как работают эти системы, вы должны говорить на их языке и, естественно, называть верхнюю часть диапазона «фальцетом», а не «головным регистром».

Я не ярый сторонник какой-то одной методики. Работает не сама методика, а человек ее применяющий. Нужно изучать не только термины, но и свой голос в практике.

Моя практика показывает, что ученикам легче различать регистры, отталкиваясь от «верхнего» и «нижнего». Так они понимают, что переходят к верхним и нижним нотам. Главная задача — научиться различать высоту звука, понимать, выше или ниже вы поете. А «голова» с «грудью», и вибрации в них, могут служить ориентирами.

Для любопытных. Пару слов о том, в чем различие названий певческих регистров. Шумовой регистр является частью нижнего, мы слышим его, когда говорим шепотом. В голосе много воздуха, но мало звука. Голосовые связки практически не смыкаются.

А вот если их немного сомкнуть на том же низком шепоте, включив в работу ложные связки, можно получить — штро-бас . Штро-бас напоминает неприятный скрежет, и часто зовется «fry» — прием пения на низких нотах, который так любят Britney Spears и Sia .

В западных методиках пения признается лишь два регистра — модальный (речевой) , он же «modal voice» или «chest voice». И фальцет — «head voice», «falsetto». Однако, в нашей отечественной методике вокала «фальцет» и «речевой» голос — это приемы пения ! При фальцете, в понимании российского вокалиста, в голос добавляется придыхание. Звук берется на мягкой атаке. В то время как на западе — все высокие ноты зовутся фальцетными, даже те, которые звучат плотно.

То же касается и модульного речевого регистра, который заменяет на западе полноценный грудной голос. В России «речевое пение» — это не самостоятельный отрезок диапазона, а добавление в голос средних частот, микст.

Свистковый же регистр признается всеми странами мира. И располагается в самом верхнем отрезке вашего диапазона, где звук становится очень высоким и напоминает свист, а у суперпрофессиональных вокалистов переходит в ультразвук. Часто используется в экстремальном пении.

Разработать такие ноты возможно даже мужчинам, у них фальцет может легко перейти в необъятный запас верхних свистковых звуков. Яркий пример использования — пение Mariah Carey у женщин и Adam Levin у мужчин. Вокальный свисток — явление уникальное с точки зрения работы голосовых связок, и мы еще поговорим о нем в других статьях.

Как использовать работу голосовых регистров в пении?

  1. Найдите свою самую высокую и самую низкую ноту. Сделать это можно с помощью тюнера. Через приложение или онлайн. Так вы определите ваш диапазон голоса и его тип, границы голосовых певческих регистров. А значит, вы будете понимать, какие песни и стиль музыки вам удобны.
  2. Используйте все регистры, не избегайте нижних и верхних нот! Работа с верхним и нижним регистрами развивает диапазон, слух и силу звука. Для этого и существуют распевки. Они охватывают ВЕСЬ ваш диапазон, вы касаетесь крайних точек голоса сверху и снизу. Полезна также растяжка голоса на глиссандо , где вы соединяете оба регистра.
  3. Не слушайте песни для фона — анализируйте! Обращайте внимание, в каком регистре звучат голоса любимых исполнителей. Ориентируйтесь на то, где голос певца становится тоньше и звонче (словно звучит в голове), это будет верхний регистр. А где голос становится грубее, в груди — нижний регистр. Когда научитесь отслеживать смену окраски в чужом голосе, понимать, где звучат высокие и низкие ноты у других, вы удивитесь, что вам стало легче управлять собственным звуком!
  4. Перед тем, как петь песню, устройте разбор ее мелодии. Можно вместе с педагогом на уроке вокала. Выделите слова песни, на которые приходятся самые высокие ноты в мелодии и подчеркните их . А затем пойте, глядя в выделенный текст. Зная о высоких нотах заранее, вы будете машинально «подтягивать» голос повыше, звучать в верхнем регистре. На первое время этого достаточно, чтобы натренировать координацию голоса.
  5. Не путайте головной и грудной регистр голоса с головным и грудным резонатором! Это разные вещи! Голосовой регистр — это окраска звука, его высотная частота. В то время, как — это физиологическая полость, пустота в организме , куда попадает звук и становится объемнее. Такие пустоты есть во рту, в ротоглотке, в носу.
  6. Не стоит бояться верхних нот — берите их как получается! Начинающие вокалисты привыкли петь только в пределах своего разговорного регистра голоса , не выходить за его рамки. Поэтому любая песня больше трех нот, у новичков вызывает ужас: «Это слишком высоко, я не смогу это спеть!». Брать песни с непривычными высокими или нижними нотами нужно для разработки регистров, диапазона и слуха. А значит, для новых красивых красок в вашем голосе!

Изучать и развивать певческие регистры важно для любого вокалиста, который хочет стать профессионалом. В блоге O VOCALE есть ряд упражнений из моей практики , которые помогут познакомиться с регистрами голоса и в короткие сроки расширить диапазон. Также их полезно применять в качестве разогрева голоса перед занятиями пением.

Так что бегом тренироваться!

Если возникли вопросы, пишите мне в комментариях, буду рада пообщаться!

Вам понравится:




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!