Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Ролевые игры субкультура. Кто такой ролевик? Идеология ролевого движения

1) неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкинистов, хардболистов, страйкболистов и пейнтболистов; 2) молодежная субкультура, основанная на участии в постановках и реконструкции сюжетов книжных произведений, игр, связанная с определенной одеждой, атрибутикой, музыкой и мероприятиями.

Под ролевыми играми понимается совокупность действий обучающего или развлекательного назначения, участники которых в своем поведении ориентируются на ролевые функции, характер, внешний вид и т. д. выбранных ими персонажей определенных книг, кино, комиксов, компьютерных игр и др. Такие действия регулируются определенными правилами, при этом игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры (Каплуненко, 2013).

На Западе ролевое движение началось с настольных игр. Именно по этой причине полное название ролевых игр на английском - live-action role-playing games - содержит role-playing games, которое стало использоваться как термин в первую очередь в отношении «Dungeons & Dragons», а впоследствии и в отношении других настольных игр. Однако впоследствии масштабы игрового действия увеличились и перешли к полной имитации игровой ситуации с разработкой ролей, костюмов, постановкой сцен и т. д.

Ролевые игры в России появились из деятельности различных клубов, таких как клуб любителей фантастики (КЛФ), клуб самодеятельной песни (КСП), а также военно-исторические клубы (ВИКи). Как и на Западе, в России различают два основных вида РИ. Это настольные игры и игры живого действия, однако здесь они развиваются практически параллельно.

В основе ролевой игры, как правило, лежит литературное произведение или игра. Так, наиболее распространенными в России являются «Хоббит» и «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкиена; «Ведьмак», «Гарри Поттер»; игры «WarHammer» и «WarCraft» (Кто такие Ролевики?, Электронный ресурс). Игры по произведениям К. С. Льюиса, А. Сапковского, Дж. Мартина, Г. Л. Олди, Е. Хаецкой и мн.др.); европейская мифология и эпос (игры по мотивам античных мифов, кельтской мифологии, финского эпоса «Калевала», сюжетам «артуровского цикла»); исторические события и периоды (чрезвычайно широкий хронологически-культурный спектр от первобытных времен до октябрьских событий 1917 г., от Японии эпохи Эдо до опричнины и Французской революции). Иногда сквозным сюжетом ежегодных игр становится историческая ретроспектива какой-нибудь страны или культуры. Так, например, в Санкт-Петербурге ежегодно проводятся игры «по Ирландии», воссоздающие историю этой страны (в том числе и мифологическую) начиная с «эпохи Древних королей» (IV–III в. до н. э.) и заканчивая бурными политическими событиями начала XX в.); культурно-географические локусы (игры «Карнавал в Венеции», «Тибет», «Чукотка», «Техас», «Вуду» и пр.); отечественная и мировая классика: игры по мотивам сюжетов Шекспира, Гофмана, Достоевского (игра «Братья Карамазовы»), Чехова, Кортасара и пр. появились сравнительно недавно – в начале 2000-х гг. и стали приметой нового витка развития ролевых игр; массовая и детская литература: игры по книгам Л. Кэролла, Т. Янссон, А. Конан Дойля, Б. Акунина и по мотивам «Гарри Поттера»; пастиш, т. е. смесь сюжетных фрагментов и героев из различных произведений (один из излюбленных сюжетообразующих приемов ролевых игр - так называемый «перекресток миров»: в рамках игры могут встречаться герои разных произведений одного автора, например, Шекспира или Гофмана, герои произведений одного жанра (игра «Сказки Старой Англии») или герои разных литературных произведений, жанров, авторов и эпох, так например, в игре «Сказки Андерсена» в результате интриг Снежной королевы Дон Жуан был убит Дон Кихотом); фильмы, мультфильмы: игры «Бульварное чтиво» («тарантиновка») (фильм «Криминальное чтиво»), «Роза и чертополох» (фильм «Храброе сердце»), «Огнем и мечом» по одноименному фильму и др.; сюжеты песен (сравнительно новое явление, в мае 2006 г. под Москвой прошла игра по мотивам песен популярной группы «Мельница»); аниме и манга (сюжеты японской анимации и комиксов) (Ролевики как субкультура, Электронный источник).

По организационному принципу ролевые игры сегодня представлены следующими разновидностями: «маневры»; непосредственно сами ролевые игры; «конвенты», «квесты» (выполнение заданий, связанных с тематикой определенных литературных произведений); форумные ролевые игры в Интернете.

Также игры разделяются на:

Полевые игры, или «полигонки», - игры на природе театрализованного характера продолжительностью от одного до нескольких дней (к ним же относятся «маньячки» - игры, где сюжет ослаблен или отсутствует, а основной смысл заключается в игровом боевом взаимодействии);

- «кабинетки» (игры в домашних условиях) продолжительностью один-два дня, «павильонки» (аналог «кабинеток», отличающиеся большим масштабом и проводимые в служебном помещении – спортзале, офисе и др.).

В настоящее время ролевое движение представляет собой общность весьма пеструю по своему социокультурному и возрастному составу. Основную массу ролевиков составляют студенты и учащиеся старших классов, много представителей технической, гуманитарной и творческой интеллигенции, встречаются предприниматели средней руки, сотрудники коммерческих структур, а также неопределившаяся молодежь. Широк диапазон религиозно-политических взглядов участников движения: от неохристианства до неоязычества, от сохранившихся идеалов хиппи до панковского нигилизма, от либерально-демократических позиций до национал-неофашизма экстремистских групп.

Различается также мотивация участия в играх: для части молодежи участие в ролевых играх - эквивалент жизни в обществе, способ как можно в меньшей степени быть зависимым от социума. Для большинства ролевые игры являются хобби (достаточно дорогостоящие: дальние поездки, костюмы, антураж), где привлекает, прежде всего, возможность пообщаться с определенным кругом людей, активно включиться в процесс игры, выехать в лес, побывать в незнакомом городе или в экстремальных условиях.

Ролевиков можно условно разделить на такие категории, как: «файтеры» - предпочитающие собственно «боевые» действия; «манчкины» - нацеленные на результат игры и те, для кого процесс игры привлекателен сам по себе; путешественники - прежде всего форма досуга, а то и просто возможность выехать в лес и посидеть у костра (Ролевики как субкультура, Электронный источник).

Для современного этапа развития ролевого движения характерно появление «мастерских» или «творческих» групп – объединений, состоящих из небольшого количества людей, придумывающих и разрабатывающих концепции оригинальных игр, проводимых разово или регулярно, а также других мероприятий - фестивалей, турниров, театрализованных представлений и т. д. Наиболее известными в России являются такие объединения и мероприятия, как «Плавучий дом» (Москва, игры «Песня огня и льда», «Черный отряд»), «Золотые леса» (Москва, Эльфийский лучный турнир), «Бастилия» (Санкт-Петербург, игры «Бульварное чтиво», «Алмазная колесница»), творческая группа Макдуфа (Санкт-Петербург, игры «Хазарский словарь», «Чапаев и Пустота», «Латимерия» и др.) и др.

Таким образом, субкультура ролевиков выступает в форме социальной практики ухода от меняющейся в условиях глобализации социальной реальности, а также инструментом для самореализации в альтернативной форме социума.

В рамках социологии молодежи разновидности ролевиков изучали Вал. А. Луков (Луков, 2000, 2002, 2012), С. И. Левикова (Левикова, 2004), Д. В. Громов (Молодежные субкультуры Москвы, 2009) и др.

Лит .: Кто такие Ролевики? / [Электронный ресурс] Энциклопедия ролевого движения.URL:http://rolewiki.org/%D0%9A%D1%82%D0%BE_%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8 (дата обращения: 12.11.2015); Куприянов, Б., Подобин, А. (2003) Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России (очерк четвертый) / [Электронный ресурс]. URL: http://www.altruism.ru/sengine. с§і/5/31/2 (дата обращения: 30.09.2015); Каплуненко, А. Е. (2013) Об адекватности термина «историческая реконструкция» в контексте неформального молодежного движения ролевиков // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета Вып. № 4 (25) Иркутск: Изд-во Евразийский лингвистический институт. С. 70–76; Левикова, С. И. (2004) Молодежная субкультура: учеб. пособие. М. : ФАИР-ПРЕСС. 608 с.; Луков, В. А. (2000) Молодежные субкультурные феномены в России // Социологический сборник. Вып. 7 / Ин-т молодежи; под общ. ред. В. А. Лукова. М. : Социум. С. 62–83; Луков, В. А. (2002) Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. № 10. С. 79–87; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Молодежные субкультуры Москвы (2009): сб. науч. трудов / сост. Д. В. Громов; отв. ред. М. Ю. Мартынов. М. : ИЭА РАН. 554 с.; Писарева, В. А. (1992) Агрессивно-конформистская субкультура молодежи России // Молодежь России на рубеже 1990-х годов. М. : Изд-во Рос. акад. наук. 159 с.; Ролевики как субкультура / [Электронный ресурс] сайт liveinternet URL:http://www.liveinternet.ru/users/2997853/post93170856/ (дата обращения: 18.11.2015).

Ролевики́ (также ролевое движение или движение ролевых игр ) - субкультура людей, которые играют в ролевые игры , преимущественно живого действия . Частично это можно применить и к тем, кто играет в словесные и настольные ролевые игры, однако далеко не все участники одного движения входят в другое. У ролевого движения есть ряд родственных движений, образованных вокруг творчества Джона Толкина , исторической реконструкции , исторического танца , страйкбола , хардбола , косплея .

Кроме ролевых игр, ролевики собираются на ролевые конвенты и фестивали - кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию , фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы. Основное отличие двух типов мероприятий заключается в том, что конвент относится к закрытому типу (ориентирован на свою компанию, людей из движения), а фестиваль - к открытому типу (ориентирован на большое количество зрителей, не обязательно из движения, и на зрелищный формат, наблюдаемый со стороны).

История [ | ]

Идеология и психология ролевого движения [ | ]

Ролевики считают самоочевидным поощрение выхода человека из базовой социально-культурной структуры. Традиция требует, чтобы ролевик принял альтернативную самоидентификацию - игровое имя, нередко и игровую расу или национальность, которые служат признаком принадлежности к сообществу. Но ролевики не поддерживают излишнего погружения в игру и осуждают «заигравшихся», видя в ролевом движении полезный для социализации способ уйти от рутины и обыденности. В основном ценятся такие возможности :

  • снять груз социальных норм и обязанностей (возможность в рамках игровой роли не соблюдать этикет, бездумно применять грубую силу или обманывать);
  • реализоваться как специалисту в иной сфере (работник инженерно-технической сферы реализует гуманитарные интересы; работник интеллектуального труда переходит к прикладным физическим занятиям);
  • сыграть необычную социально-культурную роль, в том числе очень экзотическую (кардинал, крестьянин, самурай, монашка и т. п.).

Тем не менее, некоторые используют ролевые игры для эскапизма . Именно в ролевой среде появились игры глубокого вживания, что подчёркивает привлекательность эскапизма для молодёжи .

Ролевая игра и философия научной фантастики и фэнтези, выраженная в конкретных литературных произведениях, породили этику героизма , характерную для ролевого движения. Ценностями ролевика являются героизм, совершение поступка, выполнение великой миссии, достижение, соревнование. Самореализация и достижение умелости в какой-либо сфере являются основой для статуса и самоуважения. С другой стороны, великая миссия создаёт ситуацию, когда могут прощаться мелкие слабости, безответственность в повседневных отношениях и лень .

Значительную часть ролевого движения составляет студенчество . Б. Куприянов и А. Подобин в своём исследовании составили портрет хорошего игрока: самостоятельного, рефлексивного, ответственно относящегося к себе, окружающим и игре как совместной деятельности. Согласно этому портрету, игрок должен быть скромным в требовании будущей игровой роли и возможностей и придерживаться этих требований. Он должен прибыть на игру вовремя, во время самой игры быть конструктивным и законопослушным: соблюдать имеющиеся правила и не создавать собственных, не вносить разлад в игровые механику, мир и атмосферу. Неприемлемы употребление спиртного, ненормативная лексика и перенос игровых отношений в жизнь и наоборот .

Психологический портрет ролевиков получает противоречивые оценки. Одни исследователи видят в увлечении ролевыми играми вид эскапизма , другие, наоборот, - успешную сферу социализации человека . Б. Куприянов и А. Подобин, описывая участников этого движения, говорят об их инфантильности . Того же мнения придерживаются В. Л. Малыгин и В. В. Щербачев, говоря о зависимости ролевиков от внешнего мира и наличия у них внутреннего конфликта. Однако другие исследования показывают противоположную картину: более высокий уровень самоактуализации у людей, участвующих в ролевых играх, их лучшую ориентацию во времени, большую гибкость в поведении и адаптивность, принятие себя, эрудицию, познание нового и творческий подход в сравнении с людьми, в ролевых играх не участвующих. Эти качества являются следствием требований, выдвигаемых ролевой игрой участнику. Принятие роли требует соответствия иным межличностным отношениям, иной экономике, политической ситуации, социальным процессам, культуре в одежде, а кроме того - принятия эмоций своего персонажа (при сохранении разделения между ними и собственными эмоциями). Экспериментирование с разными ролями позволяет человеку понять и принять свои положительные и отрицательные качества, научиться не бояться своих чувств и уметь говорить о них .

Детали культуры [ | ]

Сражение на игре Epic Empires

Широко распространены различные ритуалы: инициации , принесение клятв, принятие оружия и пр. В них используются мелодии и песни, однако музыкальное творчество применяется шире. Сложно обозначить специфику музыки, характерной для ролевого движения, так как авторы работают в разных жанрах, но некоторые ролевики считают, что фэнтези-жанр лучше всего отражает эмоциональную сторону жизни: от триумфальной тяжёлой музыки сражения до одухотворённой лиричной музыки любви или скорби по погибшим. Те же сюжеты (героических битв либо любовные) доминируют и в собственном творчестве ролевиков .

Жаргон [ | ]

У русскоязычных ролевиков широко распространено сленговое слово дивный , используемое как ругательство и применяемое к «заигравшимся» людям, слишком сильно ушедшим в эскапизм . Кроме сленга как такового в ролевой среде, в отличие от других субкультур, используются вымышленные языки, самым распространённым из которых является эльфийский . Их место - в общении на играх, в песнях, стихах и гимнах и, реже, в повседневном общении .

Необходимость соответствовать выбранной роли требует от игрока не только соответствующих костюма, причёски и аксессуаров, но и правильного поведения (манеры держать себя, жестикуляции и речи). Однако при реализации игр, реконструирующих реальные исторические периоды, ролевики не могут общаться на соответствующих языках (например, старославянском). Поэтому в речи появляются лишь определённые обороты, позволяющие связать игру с культурой нужного времени. Это использование элементов прошлого в настоящем распространяется за пределы субкультуры посредством ролевиков-исполнителей (например, группа «Мельница» в России), влияя, таким образом, на возрождение национальных особенностей языка .

Игровое имя или самоназвание не только показывает принадлежность к субкультуре, но и многое говорит о самом человеке. Оно может быть заимствовано из какого-либо литературного произведения или иметь собственный символизм или перевод с одного из искусственных языков. Понимание его происхождения и значения позволяет определить принадлежность к той или иной фантастической цивилизации, расе или народу. В имени отражены представления и идеалы ролевика, по нему можно предположить возможный круг его интересов и предпочитаемый стиль взаимодействия .

Логотип-герб Королевства Станиславской средневековой реконструкции и ролевого сообщества

Атрибутика [ | ]

Существует стереотипное представление о внешнем виде ролевика: длинные волосы («хайр»), перетянутые «хайратником», хламида, перетянутая ремнём, деревянный меч, плащ, сшитый из подручных материалов явного бытового происхождения. Оно дополняется идеями культа природы, естественности и свободы. Однако современному состоянию ролевой культуры такое представление не соответствует

Бывает, реальность кажется слишком серой и скучной, и хочется убежать в выдуманный мир. Такое ощущение, наверное, хоть раз возникало у каждого. Однако есть люди, которые превратили свои фантазии и творческую энергию в серьезное хобби. Давайте попробуем разобраться, кто такой ролевик, чем он занимается и какие правила существуют в этом лишь на первый взгляд кажущемся легким деле.

Ролевик - что это?

Пожалуй, о том, что значит ролевик, лучше всего могут рассказать сами представители этого движения. Для них это, скорее, образ жизни, способ мышления, чем что-то иное. Если вы спросите заядлого ролевика, зачем он занимается этим, казалось бы, несерьезным делом, человек этот сильно удивится и может даже обидеться, ведь для него все то, что живет в воображении, не менее реально, чем обыденная жизнь.

Главное, что отличает настоящих ролевиков - любовь к историям, легендам и особенно к чтению. Но просто видеть на страницах то, что придумал кто-то другой, им мало. Собравшись вместе, единомышленники стараются по возможности воплотить выдуманные ими самими реальность, почувствовать себя персонажами.

Если вы тоже хотели бы окунуться в мир фэнтези и задаетесь вопросом "как стать ролевиком", нужно помнить: занятие это непростое и требует много затрат (как временных ресурсов, так и финансовых). Если вы не готовы всецело посвятить себя Игре, то истинным ролевиком стать не удастся, но можно для начала хотя бы попробовать.

Как появилось ролевое движение?

Движение ролевиков зародилось еще на закате СССР. Шел 1989 год, и на одном из своих съездов фантасты решили обсудить в те времена еще почти неизвестный россиянам, но культовый на Западе роман Дж. Р. Р. Толкиена под названием «Властелин колец». Участникам съезда настолько понравилось это произведение, что решено было некоторые события в книге обыграть в виде костюмированного шоу.

Писатели взялись за дело со всей креативностью и энергией, что присуща людям этой профессии. Затея оказалась удачной, а потому было решено: почему бы не повторить ее на следующий год? Но фантасты не смогли остановиться на этом, заражая своих знакомых и единомышленников идеей отыгрыша книжных событий. Так ролевое движение лавиной распространилось по стране, а его участников стали именовать толкиенистами.

Если у обывателей того времени спросить, кто такой ролевик или толкиенист, большинство из них покрутили бы пальцем у виска и рассказали о странных молодых ребятах, бегающих по лесам и рощам в непонятных одеждах и дубасящих друг друга палками. А все дело было в повсеместной бедности народа и невозможности изготовить качественные костюмы и реквизит. Со временем ситуация менялась, и теперь есть множество ролевых клубов, в которых этой забавой занимаются со всей серьезностью, даже привлекают спонсоров и профессионалов (тренеров, мастеров шитья и изготовления оружия).

в полевых условиях

Первое, что приходит на ум при ответе на вопрос "кто такой ролевик" - человек в нечисти, с мечом или луком в руках, где-нибудь в загородном лесу вместе с единомышленниками несколько дней играющий роль выбранного персонажа. Это то, с чего начинались ролевые игры и что увлекает многих и в наше время.

Решив участвовать в полевых ролевках, нужно очень четко понимать, на что именно подписываешься. Каждая такая игра - целое событие, к которому, возможно, придется готовиться не меньше полугода. Чего стоит только изготовление реалистичного костюма, отвечающего канонам разыгрываемой истории (будь то фэнтези-игра на основе произведений Толкиена, или реконструкция реальных исторических событий). А уж если ваш персонаж - воин, то желательно смастерить еще и реалистичное оружие.

Обычно ролевые игры проводятся в течение нескольких дней и чаще всего за городом, так что участникам нужно иметь возможность выделить для этого определенное время. Но все затраты компенсируются возможностью почувствовать себя реальным участником отыгрываемых событий. Ради получаемых от этого эмоций множество людей готовы стать ролевиками.

Текстовые ролевые игры

Бывает так, что человек не имеет желания или возможности присоединиться к людям, которых можно охарактеризовать как «ролевик типичный», но ему все же хотелось бы окунуться в воображаемый мир. С распространением интернета, и в частности форумов, у таких домоседов появился шанс осуществить свою мечту.

Форумные, или текстовые, ролевые игры - это отыгрыш выбранного сюжета не в реальной обстановке, а в виде текста. Игроки словно бы пишут собственную книгу, в которой каждый из них - определенный персонаж.

Перед началом текстовой ролевой каждый желающий выбирает для себя героя (существующего или собственного) и заполняет на него анкету (обычно она состоит из вопросов об имени, внешности, характере персонажа и пробного поста, чтобы организатор мог оценить потенциал игрока).

Когда роли распределены, начинается собственно сама игра. Участники описывают действия своих героев, импровизируют и взаимодействуют с другими игроками, своими действиями двигают историю вперед. Если сюжет достигает переломного момента или возникают споры, организатор направляет ситуацию в определенное русло.

Ролевики "ВКонтакте"

Сейчас сложно найти человека, не слышавшего про социальные сети или не зарегистрированного в одной из них. В России одной из самых распространенных стала площадка «ВКонтакте», и ролевое движение не могло проигнорировать этот факт.

Кто такой ролевик «ВКонтакте»? Это человек, который с помощью популярной социальной сети ищет своих единомышленников. В любой из многочисленных групп можно кинуть клич о поиске партнеров для будущих игр или просто побеседовать с теми, кому не надо объяснять, что такое ролевик. В контакте с такими людьми всегда можно приятно провести время.

Как поступить, если не удалось найти подходящей для себя ролевой, а почувствовать себя героем сказки хочется? Выход один - создать собственную игру. Сделать это не сложно, если следовать нескольким советам.

2. Предоставьте игрокам маневр для действий, ведь ролевая игра - это не спектакль, и вся ее прелесть в импровизации. Пусть участники договариваются между собой, а уж при возникновении споров действуйте решительно.

3. Придумывайте игрокам неожиданные препятствия. Ролевики - люди с фантазией, а потому им будет интересно выпутываться из неожиданных ситуаций.

Как сделать свою ролевку популярной?

Итак, теперь, разобравшись, кто такой ролевик, и придумав историю, которую хотелось бы отыграть, нужно заинтересовать своей идеей и других и поддерживать игру как можно дольше. Как это сделать?

1. Найдите оригинальную историю, по которой ролевых игр не слишком много. Тогда к вам смогут присоединиться больше игроков.

2. Дайте участникам возможность придумывать своих персонажей. Ведь часто бывает так, что самых интересных занимают сразу, а на роли второстепенных идти никто не хочет.

3. Почаще двигайте сюжет вперед, чтобы игра не превратилась в застоявшееся болото.

Кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы.

Значительную часть ролевого движения составляет студенчество . Осторожно описывая портрет участника этого движения, Б. Куприянов и А. Подобин говорят об инфантильности .

Идеология ролевого движения

Ролевики считают самоочевидным поощрение выхода человека из базовой социально-культурной структуры. Традиция требует, чтобы ролевик принял альтернативную самоидентификацию - игровое имя, нередко и игровую расу или национальность, которые служат признаком принадлежности к сообществу. Но ролевики не поддерживают излишнего погружения в игру и осуждают «заигравшихся», видя в ролевом движении полезный для социализации способ уйти от рутины и обыденности. В основном ценятся такие возможности :

  • снять груз социальных норм и обязанностей (возможность в рамках игровой роли не соблюдать этикет, бездумно применять грубую силу или обманывать);
  • реализоваться как специалисту в иной сфере (работник инженерно-технической сферы реализует гуманитарные интересы; работник интеллектуального труда переходит к прикладным физическим занятиям);
  • сыграть необычную социально-культурную роль, в том числе очень экзотическую (кардинал, крестьянин, самурай, монашка и т. п.).

Тем не менее, некоторые используют ролевые игры для эскапизма . Именно в ролевой среде появились игры глубокого вживания, что подчёркивает привлекательность эскапизма для молодёжи .

Ролевая игра и философия научной фантастики и фэнтези, выраженная в конкретных литературных произведениях, породили этику героизма , характерную для ролевого движения. Ценностями ролевика являются героизм, совершение поступка, выполнение великой миссии, достижение, соревнование. Самореализация и достижение умелости в какой-либо сфере являются основой для статуса и самоуважения. С другой стороны, великая миссия создаёт ситуацию, когда могут прощаться мелкие слабости, безответственность в повседневных отношениях и лень .

Б. Куприянов и А. Подобин, описывая ролевое движение в России, составили портрет хорошего игрока: самостоятельного, рефлексивного, ответственно относящегося к себе, окружающим и игре как совместной деятельности. Согласно этому портрету, игрок должен быть скромным в требовании будущей игровой роли и возможностей и придерживаться этих требований. Он должен прибыть на игру вовремя, во время самой игры быть конструктивным и законопослушным: соблюдать имеющиеся правила и не создавать собственных, не вносить разлад в игровые механику, мир и атмосферу. Неприемлемы употребление спиртного, ненормативная лексика и перенос игровых отношений в жизнь и наоборот .

Детали культуры

Широко распространены различные ритуалы: инициации, принесение клятв, принятие оружия и пр. В них используются мелодии и песни, однако музыкальное творчество применяется шире. Сложно обозначить специфику музыки, характерной для ролевого движения, так как авторы работают в разных жанрах, но некоторые ролевики считают, что фэнтези-жанр лучше всего отражает эмоциональную сторону жизни: от триумфальной тяжёлой музыки сражения до одухотворённой лиричной музыки любви или скорби по погибшим. Те же сюжеты героических битвы либо любовные доминируют и в собственном творчестве ролевиков .

Жаргон

У русскоязычных ролевиков широко распространено сленговое слово дивный , используемое как ругательство и применяемое к «заигравшимся» людям, слишком сильно ушедшим в эскапизм . Кроме сленга как такового в ролевой среде, в отличие от других субкультур, используются вымышленные языки, самым распространённым из которых является эльфийский . Их место - в общении на играх, в песнях, стихах и гимнах и, реже, в повседневном общении .

Игровое имя или самоназвание не только показывает принадлежность к субкультуре, но и многое говорит о самом человеке. Оно может быть заимствовано из какого-либо литературного произведения или иметь собственный символизм или перевод с одного из искусственных языков. Понимание его происхождения и значения позволяет определить принадлежность к той или иной фантастической цивилизации, расе или народу. В имени отражены представления и идеалы ролевика, по нему можно предположить возможный круг его интересов и предпочитаемый стиль взаимодействия .

Атрибутика

Существует стереотипное представление о внешнем виде ролевика: длинные волосы («хайр»), перетянутые «хайратником», хламида, перетянутая ремнём, деревянный меч, плащ, сшитый из подручных материалов явного бытового происхождения. Оно дополняется идеями культа природы, естественности и свободы. Однако современному состоянию ролевой культуры такое представление не соответствует .

Атрибутика ролевиков происходит от предметов, изображённых в романе «Властелин Колец » Дж. Р. Р. Толкина . Популярны «магические» кольца и разнообразные кулоны, браслеты из бисера (заимствованные из субкультуры хиппи), головные повязки, удобные в применении на тренировках и в полевых условиях .

Игровое снаряжение, изготавливаемое ролевиками для себя или под заказ, является предметом гордости и заботы. Часто оно стилистически приближено к одежде и оружию западноевропейского средневековья, но встречаются также и другие стили (гусары , русские витязи и пр.). Широко используются фенечки (феньки), играющие роль талисманов и наполненные различной символикой. Вместе с другими значками, украшениями и даже стишками, которые также называются феньками, они дарятся и передают символические пожелания и образы другому человеку. Для создания таких талисманов используются руны . Кроме рун и близкого к ним тенгвар , используются гербы, значки, знаки различия и эмблемы (в том числе символичные виртуальные ордена) .

История ролевого движения в СССР и России

Ролевое движение в России и СССР возникло в 80-е годы на базе Клубов Любителей Фантастики . Первый официальный клуб ролевиков - клуб "Странник" основанный в 1986г.

Ролевики в искусстве

В литературе

  • Фёдоров Алексей, Безродный Дмитрий «Полигон», Москва, «АСТ Хранитель», 2007.
  • Владимир Мясоедов «Новые эльфы», Москва, «Альфа-книга», 2010.
  • Иар Эльтеррус «Только мы», Москва, «Эксмо», 2012.
  • Андрей Леонидович Мартьянов «Звезда Запада», цикл историко-фантастических романов «Вестники Времен».
  • Евгений Лукин «Что наша жизнь» (рассказ)

В кино

См. также

Напишите отзыв о статье "Ролевики"

Примечания

Ссылки

  • Портал

Отрывок, характеризующий Ролевики

Доктор посмотрел на брегет.
– Возьмите стакан отварной воды и положите une pincee (он своими тонкими пальцами показал, что значит une pincee) de cremortartari… [щепотку кремортартара…]
– Не пило слушай, – говорил немец доктор адъютанту, – чтопи с третий удар шивь оставался.
– А какой свежий был мужчина! – говорил адъютант. – И кому пойдет это богатство? – прибавил он шопотом.
– Окотник найдутся, – улыбаясь, отвечал немец.
Все опять оглянулись на дверь: она скрипнула, и вторая княжна, сделав питье, показанное Лорреном, понесла его больному. Немец доктор подошел к Лоррену.
– Еще, может, дотянется до завтрашнего утра? – спросил немец, дурно выговаривая по французски.
Лоррен, поджав губы, строго и отрицательно помахал пальцем перед своим носом.
– Сегодня ночью, не позже, – сказал он тихо, с приличною улыбкой самодовольства в том, что ясно умеет понимать и выражать положение больного, и отошел.

Между тем князь Василий отворил дверь в комнату княжны.
В комнате было полутемно; только две лампадки горели перед образами, и хорошо пахло куреньем и цветами. Вся комната была установлена мелкою мебелью шифоньерок, шкапчиков, столиков. Из за ширм виднелись белые покрывала высокой пуховой кровати. Собачка залаяла.
– Ах, это вы, mon cousin?
Она встала и оправила волосы, которые у нее всегда, даже и теперь, были так необыкновенно гладки, как будто они были сделаны из одного куска с головой и покрыты лаком.
– Что, случилось что нибудь? – спросила она. – Я уже так напугалась.
– Ничего, всё то же; я только пришел поговорить с тобой, Катишь, о деле, – проговорил князь, устало садясь на кресло, с которого она встала. – Как ты нагрела, однако, – сказал он, – ну, садись сюда, causons. [поговорим.]
– Я думала, не случилось ли что? – сказала княжна и с своим неизменным, каменно строгим выражением лица села против князя, готовясь слушать.
– Хотела уснуть, mon cousin, и не могу.
– Ну, что, моя милая? – сказал князь Василий, взяв руку княжны и пригибая ее по своей привычке книзу.
Видно было, что это «ну, что» относилось ко многому такому, что, не называя, они понимали оба.
Княжна, с своею несообразно длинною по ногам, сухою и прямою талией, прямо и бесстрастно смотрела на князя выпуклыми серыми глазами. Она покачала головой и, вздохнув, посмотрела на образа. Жест ее можно было объяснить и как выражение печали и преданности, и как выражение усталости и надежды на скорый отдых. Князь Василий объяснил этот жест как выражение усталости.
– А мне то, – сказал он, – ты думаешь, легче? Je suis ereinte, comme un cheval de poste; [Я заморен, как почтовая лошадь;] а всё таки мне надо с тобой поговорить, Катишь, и очень серьезно.
Князь Василий замолчал, и щеки его начинали нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице князя Василия, когда он бывал в гостиных. Глаза его тоже были не такие, как всегда: то они смотрели нагло шутливо, то испуганно оглядывались.
Княжна, своими сухими, худыми руками придерживая на коленях собачку, внимательно смотрела в глаза князю Василию; но видно было, что она не прервет молчания вопросом, хотя бы ей пришлось молчать до утра.
– Вот видите ли, моя милая княжна и кузина, Катерина Семеновна, – продолжал князь Василий, видимо, не без внутренней борьбы приступая к продолжению своей речи, – в такие минуты, как теперь, обо всём надо подумать. Надо подумать о будущем, о вас… Я вас всех люблю, как своих детей, ты это знаешь.
Княжна так же тускло и неподвижно смотрела на него.
– Наконец, надо подумать и о моем семействе, – сердито отталкивая от себя столик и не глядя на нее, продолжал князь Василий, – ты знаешь, Катишь, что вы, три сестры Мамонтовы, да еще моя жена, мы одни прямые наследники графа. Знаю, знаю, как тебе тяжело говорить и думать о таких вещах. И мне не легче; но, друг мой, мне шестой десяток, надо быть ко всему готовым. Ты знаешь ли, что я послал за Пьером, и что граф, прямо указывая на его портрет, требовал его к себе?
Князь Василий вопросительно посмотрел на княжну, но не мог понять, соображала ли она то, что он ей сказал, или просто смотрела на него…
– Я об одном не перестаю молить Бога, mon cousin, – отвечала она, – чтоб он помиловал его и дал бы его прекрасной душе спокойно покинуть эту…
– Да, это так, – нетерпеливо продолжал князь Василий, потирая лысину и опять с злобой придвигая к себе отодвинутый столик, – но, наконец…наконец дело в том, ты сама знаешь, что прошлою зимой граф написал завещание, по которому он всё имение, помимо прямых наследников и нас, отдавал Пьеру.
– Мало ли он писал завещаний! – спокойно сказала княжна. – Но Пьеру он не мог завещать. Пьер незаконный.
– Ma chere, – сказал вдруг князь Василий, прижав к себе столик, оживившись и начав говорить скорей, – но что, ежели письмо написано государю, и граф просит усыновить Пьера? Понимаешь, по заслугам графа его просьба будет уважена…
Княжна улыбнулась, как улыбаются люди, которые думают что знают дело больше, чем те, с кем разговаривают.
– Я тебе скажу больше, – продолжал князь Василий, хватая ее за руку, – письмо было написано, хотя и не отослано, и государь знал о нем. Вопрос только в том, уничтожено ли оно, или нет. Ежели нет, то как скоро всё кончится, – князь Василий вздохнул, давая этим понять, что он разумел под словами всё кончится, – и вскроют бумаги графа, завещание с письмом будет передано государю, и просьба его, наверно, будет уважена. Пьер, как законный сын, получит всё.
– А наша часть? – спросила княжна, иронически улыбаясь так, как будто всё, но только не это, могло случиться.
– Mais, ma pauvre Catiche, c"est clair, comme le jour. [Но, моя дорогая Катишь, это ясно, как день.] Он один тогда законный наследник всего, а вы не получите ни вот этого. Ты должна знать, моя милая, были ли написаны завещание и письмо, и уничтожены ли они. И ежели почему нибудь они забыты, то ты должна знать, где они, и найти их, потому что…
– Этого только недоставало! – перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. – Я женщина; по вашему мы все глупы; но я настолько знаю, что незаконный сын не может наследовать… Un batard, [Незаконный,] – прибавила она, полагая этим переводом окончательно показать князю его неосновательность.
– Как ты не понимаешь, наконец, Катишь! Ты так умна: как ты не понимаешь, – ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, стало быть, Пьер уж будет не Пьер, а граф Безухой, и тогда он по завещанию получит всё? И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна et tout ce qui s"en suit, [и всего, что отсюда вытекает,] ничего не останется. Это верно.
– Я знаю, что завещание написано; но знаю тоже, что оно недействительно, и вы меня, кажется, считаете за совершенную дуру, mon cousin, – сказала княжна с тем выражением, с которым говорят женщины, полагающие, что они сказали нечто остроумное и оскорбительное.
– Милая ты моя княжна Катерина Семеновна, – нетерпеливо заговорил князь Василий. – Я пришел к тебе не за тем, чтобы пикироваться с тобой, а за тем, чтобы как с родной, хорошею, доброю, истинною родной, поговорить о твоих же интересах. Я тебе говорю десятый раз, что ежели письмо к государю и завещание в пользу Пьера есть в бумагах графа, то ты, моя голубушка, и с сестрами, не наследница. Ежели ты мне не веришь, то поверь людям знающим: я сейчас говорил с Дмитрием Онуфриичем (это был адвокат дома), он то же сказал.
Видимо, что то вдруг изменилось в мыслях княжны; тонкие губы побледнели (глаза остались те же), и голос, в то время как она заговорила, прорывался такими раскатами, каких она, видимо, сама не ожидала.
– Это было бы хорошо, – сказала она. – Я ничего не хотела и не хочу.
Она сбросила свою собачку с колен и оправила складки платья.
– Вот благодарность, вот признательность людям, которые всем пожертвовали для него, – сказала она. – Прекрасно! Очень хорошо! Мне ничего не нужно, князь.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!