Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Дайте определение понятию сетевое сообщество. Социальная сеть - это что такое? Технологии, позволившие реализовать идею социальных сетей

1

Рассматриваются вопросы создания сетевых сообществ педагогов и обучаемых в сети Интернет. Описываются характеристики сетевого сообщества как структурной единицы социальной среды Интернета, коллективного субъекта социально-информационной и образовательной деятельности в глобальной компьютерной сети. Определяется понятие сетевого образовательного сообщества как сетевого сообщества учащихся и педагогов, деятельность которого нацелена на реализацию педагогических задач. С позиций субъектного подхода описываются уровни развития сетевого сообщества учащихся и педагогов (потенциальное, номинальное и реальное сетевое сообщество). Указанные уровни определяются приданием субъектной ценности взаимодействиям в компьютерной сети (предсубъектные, субъект-объектные и субъект-субъектные взаимодействия) и позволяют описать этапы становления сетевого сообщества как повышение уровня субъектности сетевой группы. Применительно к сообществам учащихся и педагогов такое повышение субъектности связано с реализацией педагогических технологий – учебных проектов в сетевых сообществах Интернета.

сетевой учебный проект.

обучение в Интернете

коллективный субъект

сетевое образовательное сообщество

сетевое сообщество

Интернет

1. Бондаренко С. В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ: Дис. … д-ра социол. наук. – Ростов н/Д., 2004. – 396 с.

2. Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие учителей и учащихся // Развитие личности. – 2002. – № 3. – С. 147–162.

3. Гайнутдинов Т. Р. Сообщество и событие в пространстве современного социально-философского знания: Дис. … канд. филос. наук. – Ярославль, 2006. – 191 с.

4. Журавлев А. Л. Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. – М.: Изд-во «Академический проект», 2000. – С. 133–150.

5. Сахарчук Е. И. Коллективный субъект образовательного процесса // Высшее образование в России. – 2003. – № 4. – С. 154–157.

6. Сергеев А. Н. Обучение в сетевых сообществах Интернета как направление информатизации образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «педагогические науки»: научный журнал. – 2011. – № 8 (62). – С. 73–77.

7. Сергеев А. Н. Обучение в сетевых сообществах Интернета как новый ресурс информатизации образования // Школа будущего: научно-методический журнал. – 2010. – № 4. – С. 79–86.

8. Сергеев А. Н. Сетевые образовательные сообщества в контексте новых подходов к реализации педагогических технологий // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: изд-во АГУ. – Вып. 2. – 2009. – С. 158–165.

9. Теннис Ф. Общность и общество. – М.: Фонд «Университет», 2002. – 456 с.

10. Robin B. Hamman. Computer Networks Linking Network Communities: A Study of the Effects of Computer Network Use Upon Pre-existing Communities. 1999. URL: http://cybersoc.blogs.com/mphil.html (дата обращения: 28.10.2012).

Сеть Интернет широко используется в сфере образования. Большое внимание к этой сети определяется возможностями информационного доступа и организации взаимодействия субъектов образовательной деятельности в глобальной информационной среде. При этом компьютерная сеть рассматривается не только как сеть компьютеров, где представлена информация и сервисы, но и как «сеть людей», глобальная социокультурная среда, в которой представлены индивидуальные пользователи и сетевые сообщества.

Именно социальный аспект задаёт вектор развития современного Интернета, позволяет определить мотивационную основу деятельности людей в системе телекоммуникаций, служит ориентиром при построении современных сервисов и технологий работы с информацией в сети Интернет. Указанные положения оказывают влияние на использование Интернета в сфере образования, где всё больше уделяется внимание не только вопросам размещения в Сети учебной информации и технологиям удалённого проведения учебных занятий, но и созданию сетевых сообществ учащихся и преподавателей, в структуре которых реализуется образовательный процесс.

Как создать сетевое сообщество? Этот вопрос оказывается ключевым при конструировании и реализации технологий обучения на базе Интернета как социальной среды. Создание сетевого сообщества не сводится к разработке некоторого технического ресурса Интернета, размещению какой-то информации, организации взаимных коммуникаций потенциальных членов сообщества в компьютерной сети. Подлинное сетевое сообщество связано с особой мотивацией пользователей Интернета, их активности по отношению к ценностно разделяемому ресурсу, друг другу и общей деятельности в информационной среде. Поэтому, прежде чем ответить на поставленный вопрос, надо чётко уяснить, что такое собственно сетевое сообщество? Чем определяется целостность группы людей как их сообщества в компьютерной сети? Ответы на указанные вопросы лежат, с нашей точки зрения, в плоскости философского и социально-психологического знания.

История изучения сообществ берет своё начало в западной философии и насчитывает более двух столетий. На протяжении этого времени понятие «сообщество» претерпевало существенные изменения, сам термин использовался в большом количестве значений, в результате чего данное понятие оказалось весьма неоднозначным, хотя обычно оно используется для описания той или иной группы людей.

Как отмечает Т. Р. Гайнутдинов, такая ситуация во многом объясняется тем, что постоянно изменялся и развивался сам социальный конструкт, описываемый как сообщество . Термин «сообщество» в первом своём понимании был тесно связан с понятием общества и служил для обозначения людей, проживающих в одном географическом месте. Однако, как мы находим у Ф. Тённиса, в настоящее время наблюдаются две тенденции в изменении понятия «сообщество»: во-первых, усиление внимания к интегративному характеру социального взаимодействия внутри сообщества и категории «интереса»; во-вторых, всё большее отдаление понятия «сообщество» от близкого по значению понятия «общество» .

Пространственные отношения не играют решающей роли в определении сообществ. Определяющее значение имеют такие характеристики сетевых сообществ как общие цели, интересы, ценности и потребности; общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ; общий контекст и язык общения, в который погружены члены сообщества. Р. Хамман, анализируя различные определения сообществ, заключает, что большинство из них согласны с тем, что сущность сообщества определяют социальное взаимодействие, среда и общие связи. Автор приходит к выводу, что в контексте социально-философской проблематики термин «сообщество» должен пониматься в значении «(1) группы людей, (2) участвующих в социальном взаимодействии (3) и каких-либо общих связях между собой и другими членами группы, (4) в одном пространственно-временном промежутке» .

Данное определение позволяет нам понять методологические основания функционирования социальных общностей в сети Интернет, основанных не на личных непосредственных взаимоотношениях, а на основе регулярного обмена информацией средствами коммуникаций компьютерных технологий. Такие общности возникают на основе сетевого взаимодействия, общих целей, ценностей и интересов между людьми.

Глубокий анализ сетевых сообществ как элементов социальной структуры Интернета представлен в докторском исследовании С. В. Бондаренко. Автор использует термин «виртуальные сетевые сообщества», которые относит к категории саморегулирующихся и самопреобразующихся социальных систем киберпространства. Говоря о методологии исследования социальной структуры виртуальных сетевых сообществ, С. В. Бондаренко выделяет три методологических принципа, применимых в данной области социологического знания. Это принцип деятельности, принцип развития (принцип изменения) и принцип системности .

В соответствии с принципом деятельности высказывается важное для нас положение о том, что сетевое сообщество следует понимать с точки зрения непременной реализации совместной деятельности членов сообщества, по созданию, передаче и обработке информации в компьютерной сети. Такой подход позволяет выделить формы, в которых функционирует сетевое сообщество, уровни и структуру взаимодействия, определить такие атрибуты сообщества как: коллективные установки, групповые потребности, мотивы и этические нормы поведения, взаимодействие с другими сетевыми сообществами. Указанные атрибуты служат для выявления целостных характеристик процессов совместной информационной деятельности и позволяют вести речь о сетевом сообществе как коллективном субъекте социально-информационной деятельности в сети Интернет.

Интерпретация сетевого сообщества как коллективного субъекта социально-информационной деятельности в сети Интернет даёт возможность определить психологические характеристики межличностных и межгрупповых отношений в сетевых сообществах, выделить общее в субъектных свойствах личности и группы, выявить критерии и механизмы становления группы пользователей Интернета как сетевого сообщества.

В рамках научных направлений социальной психологии мы находим множество подходов к изучению особых общностей, обладающих свойствами субъектности. Разные авторы в своих исследованиях ведут речь о таких общностях, обозначая их терминами: «совокупный субъект» (Б. Ф. Ломов, И. А. Зимняя и др.), «групповой субъект» (А. В. Брушлинский, К. М. Гайдар и др.), «субъект совместной деятельности» (А. В. Брушлинский, В. В. Рубцов и др.), «коллективный субъект» (А. Л. Журавлев, И. В. Вачков, К. М. Гайдар и др.), «полисубъект» (В. И. Панов, И. В. Вачков и др.) и др.

Наиболее полно феномен субъектности на уровне групп раскрывается в трудах А. Л. Журавлева через анализ понятия «коллективный субъект». Обобщая существующие подходы к определению свойств коллективного субъекта, А. Л. Журавлев выделяет три свойства группы, являющихся «необходимыми и фактически критериальными» в описании коллективного субъекта .

1. Взаимосвязанность и взаимозависимость индивидов в группе, что способствует формированию группового состояния как состояния предактивности - важнейшей предпосылки любой активности. Критериальность данного качества состоит в том, что только при его наличии группа становится коллективным субъектом. Важными при этом являются и конкретные характеристики взаимосвязанности и взаимозависимости, которые можно разделить на два класса: а) динамические (интенсивность или теснота взаимных связей и зависимостей между индивидами в группе); б) содержательные (содержание или предмет взаимных связей и зависимостей).

2. Способность группы проявлять совместные формы активности, то есть быть единым целым по отношению к другим социальным объектам или по отношению к себе самой. К совместным формам активности следует отнести общение внутри группы и с другими группами, групповые действия, совместную деятельность, групповое отношение, групповое поведение, межгрупповое взаимодействие и др.

3. Способность группы к саморефлексии, в результате которой формируются чувства «Мы» (как переживания своей принадлежности к группе и единения со своей группой) и образ-Мы (как групповое представление о своей группе).

Как видим, в социальной психологии с точки зрения субъектного подхода глубоко раскрывается сущность особых отношений, которые возникают в группах людей. Субъектный подход позволяет глубоко раскрыть и сущность феномена сетевых сообществ, ведь сетевое сообщество как группу людей, объединённых особыми связями и отношениями, мы в полной мере можем понимать как коллективный субъект социально-информационной деятельности в сети Интернет. Именно характеристики коллективного субъекта в описании тех или иных групп пользователей глобальной сети позволяют вести речь про особые их состояния, которые и следует называть как сетевые сообщества.

Таким образом, опираясь на понятие коллективного субъекта, мы можем дать следующее определение сетевому сообществу: сетевое сообщество - это группа людей, взаимодействующих на основе коммуникаций Интернета, имеющих общие связи между собой, способных к проявлению совместных форм активности и саморефлексии.

Общие связи членов сетевых сообществ формируются на основе общих целей, ценностей и интересов, общих ресурсов Интернета, разделяемых и создаваемых членами сетевого сообщества. То общее, что есть у сетевых сообществ, формирует контекст общения, общие правила и нормы поведения. При этом сами сетевые сообщества являются структурной единицей социальной общности Интернета, а их существование носит деятельностный характер, что связано с развитием информационной базы Интернета и интенсивными процессами обмена информацией в социальной среде.

Учитывая, что деятельность сетевых сообществ учащихся и педагогов будет связана с решением педагогических задач, мы можем явно описать такие сообщества как образовательные, существование и деятельность которых определяется как педагогическими технологиями, так и технологиями Интернета. Сетевые образовательные сообщества - это сообщества Интернета, деятельность которых направлена на реализацию педагогических задач по отношению к учащимся и педагогам как членам сообщества. Такие сетевые сообщества выступают коллективным субъектом не только социально-информационной, но и образовательной деятельности в сети Интернет.

Интерпретация сетевого сообщества как коллективного субъекта социально-информационной и образовательной деятельности в сети Интернет позволяет обратиться к определению этапов становления и уровней развития сетевого сообщества учащихся и педагогов, что в дальнейшем будет служить основой для проектирования и реализации педагогических технологий, опирающихся на логику развёртывания совместной образовательной в сетевой компьютерной среде.

Описание этапов становления и уровней развития коллективного субъекта представлено в целом ряде фундаментальных исследований психологии и педагогики (И. В. Вачков, А. Л. Журавлев, Е. И. Сахарчук и др.). Так А. Л. Журавлев в данном контексте выделяет потенциальную субъектность (как взаимосвязанность и взаимозависимость совокупности индивидов), реальную субъектность (как совместную активность) и субъектность как групповую саморефлексивность . Автор убедительно обосновывает, что указанные состояния коллективного субъекта могут рассматриваться как различные уровни его субъектности: от элементарных форм взаимосвязанности к сложнейшим формам групповой саморефлексии.

Е. И. Сахарчук, рассматривая коллективный субъект в контексте управления качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе, интегративным критерием для выделения этапов становления коллективного субъекта образовательного процесса определяет динамику осознания ценностно-смыслового контекста профессиональной подготовки специалистов. С этой точки зрения автором выделяются: нормативный, ценностный и смысловой этапы . На каждом из этих этапов коллективный субъект представлен на своём определённом уровне.

Продуктивной для описания этапов становления и уровней развития сетевого сообщества как коллективного субъекта социально-информационной и образовательной деятельности в сети Интернет является модель типологизации коллективного субъекта, предложенная И. В. Вачковым. Определяя типологические уровни коллективного субъекта и важнейшие характеристики полисубъекта, автор рассматривает возможные специфические типы взаимодействий людей друг с другом, различающиеся по критерию придания субъектной ценности . И. В. Вачков в этом контексте указывает, что взаимодействие людей в подобных общностях на разных этапах их развития можно охарактеризовать как предсубъектные, субъект-объектные и субъект-субъектные. Перенося эти идеи на описание особых общностей людей в социальной среде Интернета, у нас появляется возможность определения уровней развития сетевого сообщества.

Так предсубъектные взаимодействия в компьютерной сети позволяют вести речь о некоем потенциальном уровне сетевого сообщества. Такие взаимодействия характеризуются отчуждённостью, когда участники взаимодействия не связаны чем-то общем, не придают какой-либо ценности совместным обсуждениям. С нашей точки зрения, подобные отношения возникают между индивидами как разрозненными пользователями некоторой единой информационной среды, позволяющей, тем не менее, обмениваться сообщениями и проводить совместные обсуждения. Предсубъектное взаимодействие может отражать состояние сетевого сообщества на додеятельностном этапе, когда созданы предпосылки для начала обсуждений и совместной деятельности, но активность потенциальных участников сообщества не инициирована, отсутствуют мотивы и потребности совместной деятельности.

Субъект-объектные взаимодействия в сетевом сообществе справедливо связать с номинальным уровнем сетевого сообщества, когда каждый из его членов уже может выступать активным субъектом некоторой деятельности и обращаться к другим членам сообщества для её реализации. Однако специфика такого взаимодействия заключается в том, что выбираемые партнёры рассматриваются как объекты, обладающие лишь теми или иными ресурсами для осуществления своей деятельности. Такое взаимодействие асимметрично, отражает потребности в осуществлении деятельности только одного из его участников, выступающего в роли субъекта.

Номинальный уровень сетевого сообщества представлен, с нашей точки зрения, в тех ситуациях, когда сетевая деятельность индивидуальных пользователей задаётся извне, детерминируется внешними по отношению к сетевому сообществу условиями. Например, на подобном уровне может быть представлено сетевое сообщество группы учащихся, которые по заданию преподавателя пишут сообщения в форум, обмениваются имеющейся у них информацией для осуществления своей учебной деятельности.

Появление реального сетевого сообщества следует связать с возникновением субъект-субъектных взаимодействий в сетевой среде. Такие взаимодействия характеризуются тем, что каждый участник отражает себя и своего партнёра как субъекта, видит ценность в себе и в другом. Главная характеристика субъект-субъектных взаимодействий в сетевом сообществе при этом заключается в том, что они являются не только результатом активности индивидуальных субъектов сетевого сообщества, но и источником такой активности, лежащим в данном случае «внутри» сообщества.

Следует также отметить, что согласно И. В. Вачкову субъект-субъектное взаимодействие не является однородным процессом, имеющим качественно единообразный характер. На этом уровне выделяются два типа взаимодействия, имеющие специфические особенности: 1) первый уровень субъект-субъектного взаимодействия, на котором ценность партнёра опосредуется совместной деятельностью (деятельностно-ценностное взаимодействие); 2) второй уровень субъект-субъектного взаимодействия, характеризующийся приданием ценности каждым участником взаимодействия каждому самому по себе, т. е. приданием ему самоценности, что описывается автором как полисубъектное взаимодействие . Выделение второго уровня субъект-субъектного взаимодействия согласуется, с нашей точки зрения, с мнением А. Л. Журавлева о том, что наиболее развитой формой коллективного субъекта является субъектность как групповая саморефлексивность, в результате которой формируются представления о группе и чувства «Мы» . Сами реальные сетевые сообщества указанных двух уровней во многом справедливо относить к сетевым сообществам общих интересов и сетевым сообществам общих ценностей.

Таким образом, уровни развития сетевого сообщества определяются на основе характера представленных субъектных свойств, характера тех отношений, которые складываются между участниками. С подобной точки зрения, очевидными становятся этапы становления сетевого сообщества, которые возможно представить как этапы повышения субъектности некоторой сетевой группы от потенциального уровня к уровню реального сетевого сообществ. Это означает, что создание сетевых сообществ связано с реализацией педагогических технологий на базе Интернета, нацеленных на усиление субъектных отношений между участниками сетевой группы, повышение уровня субъектности каждого из них. Такие технологии возможно описать как технологии проектного обучения в сетевых сообществах Интернета. Различные аспекты реализации учебных проектов в сетевых сообществах Интернета представлены нами в публикациях .

Рецензенты:

Сахарчук Елена Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.

Смыковская Татьяна Константиновна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики обучения математики и информатики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.

Библиографическая ссылка

Сергеев А.Н. СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7475 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Задание. Ознакомиться с информацией

Современно понятие в простом виде означает некий круг знакомых человека, где есть сам человек – центр социальной сети, его знакомые – ветки этой социальной сети и отношения между этими людьми – связи. Если рассматривать социальную сеть более глубоко, можно обнаружить, что связи делятся по типам: односторонние и двусторонние; сети друзей, коллег, одноклассников, однокурсников и т.д.
Предпосылками возникновения социальных сетей стали гостевые книги (web-приложения, состоящие из списка сообщений, показанных от последних к первым, которые может оставить каждый посетитель), форумы (сообщения группируются тематически, каждый посетитель может оставить сообщение на заданную тему в ответ на предыдущее) и блоги (каждый участник ведет журнал, аналогичный личному дневнику, его сообщения сортируются в хронологическом порядке, а другие посетители могут оставлять комментарии к сообщениям, при этом пользователь может создавать списки «друзей» или ограничить доступ к своему журналу).
Постепенно на базе этих форм общения начали образовываться социальные сети, отличительной чертой которых является наличие явно установленных связей между участниками.

Во второй половине 20 века социальные сети стали активно развиваться как научная концепция, сначала они стали популярны на западе, чуть позже пришли и к нам. Затем это обычное профессиональное понятие социологов превратилось в модную концепцию, являющуюся одной из центральных в концепции веб 2.0, которую как понятие впервые ввёл Тим О’Рейли 30 сентября 2005 года в своей статье «Tim O’Reilly - What Is Web 2.0».

Первыми компьютерными социальными сетями стали, как ни странно, всё те же группы людей, использовавшие для создания и поддержания социальных связей средства компьютерного общения, которыми стала электронная почта. Случилось это 2 октября 1971 года – день первого сообщения, отправленного на удалённый компьютер, а первыми пользователями социальной сети стали военные в сети ARPA Net. Это был первый шаг к созданию Интернета и современных социальных интернет-сетей.

Следующим шагом стало изобретение IRC (англ. Internet Relay Chat - ретранслируемый интернет-чат) – сервисной системы для общения в режиме реального времени. IRC или «ирка», как ёё ещё называют, была создана в 1988 году финским студентом Ярко Ойкариненом. Это были уже более «продвинутые» социальные сети, однако ещё далекие от современных.

Из изобретения компьютеров, электронной почты, IRC и многих других 7 августа 1991 года вытекло изобретение Интернета. Именно в этот день британский ученый Тим Бернерс-Ли впервые опубликовал первые интернет-странички и сделал тем самым следующий шаг к современным социальным сетям.

И вот в 1995 году появилась первая, приближенная к современным, социальная сеть Classmates.com, которую создал Рэнди Конрад, владелец компании Classmates Online, Inc. Этот сайт помогал зарегистрированным посетителям находить и поддерживать отношения с друзьями, одноклассниками, однокурсниками и другими знакомыми людьми. Сейчас в этой сети зарегистрировано более 40 миллионов людей, преимущественно из США и Канады.

Все социальные сети имеют ряд общих черт: наличие регистрации (т.е. учетной записи) пользователя, при регистрации пользователь указывает некоторую информацию о себе, по которой его можно идентифицировать; вход в систему посредством открытия сеанса (пользователь указывает имя и подтверждает свою личность вводом пароля); настройка окружения (например, указание дополнительных данных о себе, своих интересов).
По мнению исследователей, социальные сети – основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в интернете. Главные их преимущества – возможность пользователей заявлять о своих интересах, и разделять их с окружающими. И это дает основания утверждать, что социальные сети являются не только средством для общения, но и мощным маркетинговым инструментом, более того, исследователи полагают, что вскоре они станут необходимым инструментом для ведения деятельности. Социальные сети служат площадкой для неформального общения, помогают создавать новую музыку, служат серьезным инструментом для поиска сотрудников и партнеров.
С технической точки зрения, социальная сеть - интерактивный многопользовательский web-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.






Педагогическая практика может использовать уникальные характеристики социальных сервисов следующим образом: Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов. Самостоятельное создание сетевого учебного содержания. Освоение информационных концепций, знаний и навыков. Наблюдение за деятельностью участников сообщества практики.






Что такое Web 2.0 Всего два года назад этого термина не существовало в природе, сейчас поисковая система Google выдает 871 миллион ссылок на документы, где упоминается понятие Web 2.0. Подводя итоги, его признают главным словом 2006 года. Главная с ним проблема даже изобретатели этого термина не в состоянии объяснить, что он на самом деле значит


Отличия Web и Web 2.0 WebWeb 2.0 Контент создается и контролируется владельцами серверов и сайтов Контент создается пользователями Принятая иерархия, таксономия Меняющаяся, народная классификация, фолксономия Лидерство = владение ресурсом Коллективный разум = изменчив, но устойчив






Делишес – это веб-сайт бесплатно дающий зарегистрированным пользователям услугу хранения и публикации закладок на страницы Всемирной сети. Делишес (Delicio) Отличия: Ссылки можно добавлять и просматривать с любого компьютера, подключенного к сети Интернет; Каждая закладка должна быть помечена одним или несколькими тэгами или метками-категориями; Частная сетевая коллекция ссылок на веб-страницы является частью групповой коллекции. При размещении закладки можно указать: Интернет-адрес; Название закладки; Краткое описание Метку (тег)


БобрДобр Хранение закладок на БобрДобрХранение закладок в поисковой системе Сайт Delicio был запущен 24 сентября 2003 года Джошуа Шахтером. Изначально он предназначался для организации гигантской коллекции закладок самого создателя. Простое размещение ссылки с использованием «бобр-тулбара»


Адреса сайтов – БобрДобр (русский интерфейс) – Делишес (английский интерфейс) - Румарк (русский интерфейс) - Цветные полоски (русский интерфейс)




Блог (Web-log) Блог (web-log) – это публичный дневник с комментариями. Блог открыт для чтения, читатели могут оставлять к записям свои комментарии. Отличия блога: Блог личностен. У него есть автор человек (или авторы) Блог социален. Во-первых, сам блог это в определенном смысле сообщество. Во-вторых, с самого начала существования блогов их авторы стали объединяться в сообщества посредством публикации блогроллов списков читаемых блогов. Блог существует во времени записи появляются в хронологическом порядке. Блог это разговор. Люди обычно разговаривают о том, что представляет для них интерес и к чему у них есть личное отношение.


Блог (Web-log) По авторскому составу блоги могут быть: Личными Групповыми (корпоративными, клубными…) Общественными (открытыми). По содержанию: Тематическими Общими Основатель блогов Тим Бернерс-Ли (первый блог в 1992 году). Широкое распространение блогов началось с 1996 года.


Основные понятия блогосферы: Блог (blog) – размещенный в интернете дневник одного или нескольких пользователей. С технической точки зрения, блог – это разновидность веб-сайта, где новые сообщения отображаются перед более старыми. Синонимом является понятие сетевой дневник. Пост или Постинг – отдельное сообщение в блоге. Обычно включает в себя заголовок, содержание, дату добавления и постоянную ссылку. Может содержать ссылки на комментарии и теги. Комментарии – мнения читателей блога о записи, добавленные записи через предусмотренную для этого форму. Комментарии могут сопровождать запись. Блогосфера – единое информационное пространство, формируемое блогами. Блоггер – автор постов блога.


Как использовать в педагогической практике: Площадка для педагогических дискуссий. Возможность для консультаций и получения дополнительных знаний. Площадка для организации обучения школьников по основным и дополнительным курсам. Площадка для организации дистанционного учебного курса. Рабочие и не очень рабочие записки директоров школ и учителей. Школьные дневники 21 века. Среда для организации сетевой исследовательской деятельности учащихся.


Адреса сайтов – Живой журнал ЖЖ – Живой Интернет – Блоги на Мэйл.ру




Wiki - веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. ВикиВики (Wiki) Вики характеризуется такими признаками: Возможность многократно править текст Особый язык разметки - которая позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки; форматировать и оформлять отдельные элементы. Учёт изменений (версий) страниц: возможность сравнения редакций и восстановления ранних. Проявление изменений сразу после их внесения. Разделение содержимого на именованные страницы. Гипертекстовость: связь страниц и подразделов сайта через контекстные гиперссылки. Множество авторов.


Крупнейший и известнейший вики-сайт - Википе́дия - многоязычная общедоступная свободно распространяемая энциклопедия, публикуемая в Интернете. Содержит глобальную информацию. Letopisi.ru образовательный вики-проект в жанре путеводителя для школьников, студентов и учителей. ТолВИКИ - это открытая Интернет-площадка для поддержки творчества учителей, методистов, студентов и школьников городского округа Тольятти (городская Вики) Техническая основа: Для создания вики-среды необходимо особое ПО движок вики (работа многих сайтов основана на движке «МедиаВики») Это частный вид систем управления сайтом, простой в своём устройстве и функциональности. Все действия по структурированию и обработке содержимого делаются пользователями вручную. ВикиВики (Wiki) Первая вики-сеть была создана Уордом Каннингемом 25 марта 1995 года (слово «wiki-wiki», позаимствовано из гавайского языка, означает «быстро-быстро».


Как использовать в педагогической практике: Представление, расширение и аннотирование учебных материалов. Совместное создание виртуальных краеведческих и экологических экскурсий школьниками и студентами. Коллективное создание творческих работ – сказок, стихотворений, эссе. Коллективное создание учительских, студенческих и школьных энциклопедий. Средство для проведения локальных и сетевых семинаров. Сетевое взаимодействие в отсутствии Интернета.


Адреса сайтов Общероссийский образовательный проект Летописи.ру – Всемирная ВикиПедия - Проект открытой всемирной энциклопедии, в построении которой участвуют добровольцы из многих стран мира. ВикиПедия на русском языке - WikiWikiWeb - Первая ВикиВики, существующая с 1995 года служит архивом шаблонов и главной площадкой, где обсуждается технология Wiki WikiBooks Проект открытых учебных пособий и методических материалов (английский) EvoWiki - Открытая энциклопедия материалов по эволюции и происхождению видов. (английский) CommunityWiki - Сообщество, внутри которого обсуждаются проблемы построения сообществ и сетевого взаимодействия.(английский) CourseForum Пример преобразования Wiki в коммерческий продукт – образовательный форум для различных учебных курсов (английский)




Фликр (Flickr) Flickr - сервис, предназначенный для хранения и дальнейшего использования пользователем своих цифровых фотографий. Особенности: Зарегистрировавшийся пользователь системы может помещать на удаленный сервер свои фотографии. Бесплатный сервис предполагает возможность загрузить 100 мегабайт фотографий ежемесячно. К каждой фотографии её хозяин может добавить название, краткое описание и ключевые слова (тэг) для дальнейшего поиска. Можно делать заметки и на самих фотографиях. Если на фотографии изображено несколько объектов (например, несколько зданий), то можно выделить любой из объектов и добавить к нему описание.


Фликр (Flickr) Flickr был приобретён Yahoo! в марте 2005 года. Дополнительные возможности: Фотография может иметь статус личной, семейной, групповой или общедоступной. Сервис позволяет всем пользователям обмениваться фотографиями и метками на фотографиях. Возможность переписки между пользователями образование групп по интересам Кошка (656 фото) Русские аналоги: Фотодия, Фламбер, Gallery.ru, 35 Photo


Адреса сайтов фотосервисы: – Фликр (английский интерфейс) – Фламбер (русский интерфейс) - Панорамио (многоязычный интерфейс) - Пикаса (многоязычный интерфейс) - Фотоархив на Мейл.ру (русский интерфейс) - Фотодия (русский интерфейс) – КаляМаля (русский интерфейс)




Ютьюб (YouTube) Ютьюб - социальный сервис, предназначенный для хранения, просмотра и обсуждения цифровых видеозаписей. Что делают пользователи сервиса Ютьюб: Закачивают на сервер, помечают метками и обмениваются видеоклипами Просматривают видеоклипы других участников сообщества Находят, создают и объединяют пользователей в тематические группы по интересам Подписываются на обновления видеоклипов, создают плей-листы и "видеоканалы" Интегрируют видеоклипы из Ютьюба на свои веб-сайты Сервис был основан в феврале 2005 года Русские аналоги: RUTube;


Адреса сайтов: видеосевисы: – Ютьюб (английский интерфейс) -Рутьюб (русскоязычный интерфейс) - (русскоязычный интерфейс) - Rambler Vision (русскоязычный интерфейс)




Slideshare - социальный сервис, который позволяет конвертировать презентации PowerPoint в формат Flash и предназначен для хранения и дальнейшего личного, либо совместного их использования. SlideShare Любой пользователь сети Интернет может находить на сервисе Slideshare презентации, используя для поиска ключевые слова. Презентации можно просматривать в полноэкранном режиме. Сайт не импортирует эффекты, не позволяет отредактировать импортированную презентацию. Есть возможность создавать группы и собирать в них презентации по темам. Для того, чтобы воспользоваться сервисом Slideshare необходим только доступ к сети Интернет и любой браузер.


Адреса сайтов: аудиосервисы: другие сервисы: – Скрибд (английский интерфейс) – для хранения текстовых файлов на любом языке – СлайдШара (английский интерфейс) - для хранения презентаций - Спрезент (английский интерфейс) для создания презентаций он-лайн


Скайп (Skype) Средство для общения людей в реальном времени (текст, звук, видео) Чат нескольких пользователей с возможностью передачи файлов Многопользовательская голосовая связь Видеозвонок и видеоконференции Звонки можно разделить на 3 типа: Звонки внутри сети Skype SkypeOut звонки на городские и мобильные номера SkypeIn входящие звонки с любых телефонов на ваш виртуальный номер


«Не случайно журнал Time назвал человеком года именно людей, использующих сервисы Веб-2.0, активно пополняющих сеть новым содержанием. Если Веб 1.0 открывал возможность посмотреть, скопировать, утащить, сохранить и потом показать кусочек собственных успехов, то Веб 2.0 это возможность рутинной, постоянной деятельности внутри сетевого сообщества. Не просто - подумал, сделал, а уж потом положил, а прямо здесь и сделал…» Е. Патаракин


Приятно общаться с собеседником глядя глаза в глаза Поэтому правилом работы и общения в Wiki Чувашия является представленность участников друг другу Прежде чем вносить свой вклад в Wiki Чувашия, зарегистируйтесь: В верхнем правом углу любой страницы Wiki Чувашия нажмите ссылку Представиться системе На вопрос Вы ещё не зарегистрировались? Ответьте - нажмите Создать учётную запись В появившихся формах вам необходимо ввести Имя участника – то имя, под которым вы будете отображаться на сайте, пароль - сочетание знаков, которое необходимо для каждого последующего входа в системы Wiki Чувашия. Заполните также поле Ваше настоящее имя. Это будет способствовать комфортному общению и сделает более удобной работу участников Wiki Чувашия. Затем нажмите Зарегистрировать нового участника Ура! Wiki Чувашия с вами знакома!


Правила создания текста абзацы отделяйте друг от друга пустой строкой (нажмите еще раз Enter) для выделения слов и фраз в тексте используйте жирный и наклонный шрифт. Удобнее в этом случае использовать соответствующие кнопки панели инструментов, расположенной слева вверху от окна редактирования (В и I) если в начале строки стоит один или несколько пробелов, то эта строка будет отображаться в синей пунктирной рамочке. В случае если такое отображение не входило в ваши планы – удалите лишние пробелы в режиме «Править» для создания заголовка надо выделить текст и воспользоваться кнопкой панели инструментов (-А-) для создания заголовка второго, третьего и т.д. уровней достаточно в режиме правки текста добавить к тексту заголовка по одному знаку «=» в начале и в конце фразы. Каждый следующий знак «=» увеличивает уровень заголовка. При условии, что текст не вмещается в экранную страницу, автоматически отображается оглавление для формировании нумерованного списка надо вначале каждого пункта добавить знак # для формировании маркированного списка надо вначале каждого пункта добавить знак * для создания ссылок используйте Правила создания ссылокПравила создания ссылок не забывайте просматривать текст перед окончательной его записью (кнопка «Предварительный просмотр» внизу окна редактирования) изменения фиксируются только в случае, если вы нажали на кнопку «Записать», расположенную внизу окна редактирования обращайте внимание на страницу «Обсуждение» к вашей статье, там могут содержаться комментарии, оставленные другими пользователями, которые хотели вам помочь (на страницу обсуждения можно попасть, нажав на закладку Обсуждение, расположенную вверху окна с вашей статьей) используйте страницу «История», принадлежащую к вашей статье. С помощью нее вы можете проследить изменения, произошедшие с редактируемым текстом (на страницу истории можно попасть, нажав на закладку История, расположенную вверху окна с вашей статьей) Геоинформационные системы (географическая информационная система, ГИС) системы, предназначенные для сбора, хранения, анализа и графической визуализации географических данных и связанной с ними информации о представленных объектах. Более простым языком, ГИС это инструменты, позволяющие пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах, например высоту здания, адрес, количество жильцов. ГИС включают в себя возможности баз данных, графических редакторов и аналитических средств и применяются в картографии, геологии, метеорологии, землеустройстве, экологии, муниципальном управлении, транспорте, экономике, обороне.картографиигеологииметеорологии землеустройствеэкологиимуниципальном управлении транспортеэкономикеобороне


Как использовать в педагогической практике: Как источник карт и изображений местности при изучении географии, истории, краеведения, иностранных языков Как платформа для решения исследовательских задач по различным предметам, связанных с вычислениями расстояний, подбором кратчайшего пути, сравнением особенностей разных местностей и т.д. Как платформа для креативной деятельности по моделированию нового облика местностей с нанесением собственных изображений зданий, ландшафтных объектов. Как платформу для проведения сетевых проектов (вебквестов), связанных с угадыванием и поиском различных географических пунктов Земли


Адреса сайтов - (гугл мэпс) Карты гугл - (викимапия) Карты гугл + ВикиВики - (гугл ерс) Объемная модель Земли гугл – (Панорамио) фотосервис с возможностью привязки к цифровым картам


Международные Google Maps Россия Америка Канада Германия Италия Нидерланды Франция Британия Япония Австралия Испания Китай



Виртуальное сообщество это группа людей, общающихся друг с другом при помощи информационной сети Интернет.

Термин введен Говардом Рейнгольдом исследователем социальных отношений в сети и одним из основателей сообщества WELL в 1993 году в книге “Virtual Community”. В этой книге Рейнгольд обсуждает различные примеры коммуникаций между членами социальных групп на базе таких списки рассылки, новостные списки, многопользовательские сообщества, IRC. Хорошая этнографическая книга, написанная с большим пониманием дела, поскольку сам автор большую часть своего времени проводил в сообществе WELL. Вряд ли эта книга может быть использована для анализа сегодняшней сетевой практики, поскольку написана она до развития Всемирной Паутины и ее многочисленные примеры для современных читателей могут быть непонятны, а определения достаточно расплывчаты. Например, Рейнгольд дает следующее определение виртуальным сообществам:

«Виртуальные сообщества являются социальными объединениями, которые вырастают из Сети, когда группа людей поддерживает отрытое обсуждение достаточно долго и человечно, для того чтобы сформировать сеть личных отношений в киберпространстве».

Джон Дьюи еще в книге «Демократия и образование» показал, что общение имеет определяющее значение для формирования сообщества, любые виды человеческих сообществ содержат функцию обучения, существуют критерии, позволяющие определить меру педагогической ценности любого вида социализации, того или иного сообщества. При этом Дьюи не ограничивал свой анализ только географически близкими группами и рассматривал и возможность существования виртуальных сообществ.

«Люди живут в сообществе благодаря тому общему, что есть между ними, а общение - тот способ, благодаря которому они обретают это общее. <> Отдельные люди не образуют общества, чисто пространственно находясь рядом друг с другом; равно как человек не перестает испытывать влияния общества, удалившись на сколько-то футов или миль от других людей. Книга или письмо могут создать более тесную связь между людьми, разделенными огромным расстоянием, чем та, что порой существует между живущими под одной крышей».

Вещи объединяют людей в сообщества, но и люди объединяют вещи. Сетевое сообщество состоит не только из людей, но и из сетевых ресурсов и программных агентов -

Приведем еще один пример определения сообщества:

Сообществом является такое подмножество вершин С от V, что для всех вершин принадлежащих к подмножеству C существует по крайней мере столько же связей с вершинами подмножества C, сколько их связывает с другими элементами множества V

Такое определение, в котором нет ничего человеческого, встретилось мне при описании группы взаимосвязанных документов во Всемирной Паутине. Документы принадлежат одному и тому же сообществу, если они содержат больше перекрестных ссылок между собой, чем ссылок на внешние к сообществу документы. Определение достаточно строгое, для того, чтобы построить алгоритм проверки множества документов на принадлежность общему сообществу -

Это определение может быть применено и к сообществу людей – каждый член сообщества имеет с другими членами сообщества больше связей, чем между собой и другими людьми, не членами сообщества.

Растущий интерес к сетевым сообществам связан с переходом общества на новую ступень цифрового развития. Компьютеры и сети уже перестали быть символом будущего, они прочно вошли в наше настоящее и теперь мы можем оценить их влияние на наши отношения с другими людьми. В связи с этим интерес практиков сдвигается от всемирной аудитории, состоящей из слушателей и зрителей, к местным сообществам, где люди общаются между собой и помогают друг другу. Бизнес и общественная жизнь перемещается в новые места обитания – информационные города. Для того чтобы сделать эти города привлекательными для обитания, недостаточно насытить их информацией. Нужно чтобы эта информация включалась в те отношения, которые складываются между обитателями новых цифровых пространств. Люди чаще всего приходят в сеть Интернет в поисках информации. Но, остаются они в сети благодаря тем отношениям, которые складываются между ними и другими людьми.

В сети вырастают все новые организации торговли, науки, искусства, здравоохранения. Каждая из таких организаций борется, прежде всего, за доверие посетителей. Одним из главных факторов, влияющих на доверие посетителей, оказывается сообщество людей, участвующих в жизни и развитии организации. Новым посетителям и новым членам сообщества важна возможность принять личное участие в деятельности сообщества, интересна информация, которую пишут другие люди не за деньги и, не выполняя чей то заказ. В связи с этим многие организации и корпорации активно исследуют возможности сетевых сообществ и всячески поощряют их развитие.

Сообщества являются важной составной частью национальной культуры. В связи с этим, можно утверждать, что развитие сетевых сообществ в разных странах будет происходить различно и не всегда возможно переносить опыт, который был накоплен в одной стране, на другие страны. В качестве примера приведем ставший уже традиционным в американских научных центрах обычай совместных сетевых обеденных встреч. В американской культуре распространен обычай совместных обеденных перерывов, когда сотрудники собираются вместе не только для того, чтобы перекусить, но и для того, чтобы познакомиться с новыми коллегами, заслушать доклад и обменяться мнениями по этому докладу. Иногда такой обеденный перерыв связан с приходом специально приглашенного лектора. С развитием телекоммуникационных сетей все чаще организуются разделенные в пространстве сетевые обеды, в которых принимают участие несколько человек, объединенных сетью. Иногда такие мини-конференции поддерживаются видеоконференцией, но, чаще всего это телефонные переговоры, которые ретранслируются всем участникам специальной программой сервером с общего телефонного номера.

Распространение социальных сетей, наравне с фактически повсеместной заменой телевидения интернетом, стало одним из двадцати двух основных трендов первого десятилетия двадцать первого века по версии журнала “Форбс”. Аудитория самой популярной социальной сети на 2010 год составила около 500 миллионов человек. При этом в Facebook зарегистрированы менее десяти процентов населения Земли, а в Китае соцсеть и вовсе заблокирована.

Определение понятия “социальная сеть”

Социальная сеть — это (словарь социологических понятий определяет именно таким образом) структура, состоящая из массива узлов, которые представлены социальными объектами (людьми, группами или организациями) и взаимосвязями между ними. Термин, который позже получил широкое распространение во многих гуманитарных областях знания, ввел в обращение Джон Барнс в 1954 году. Исследование же общества как тесного переплетения социальных связей и конфигураций (то есть со стороны социологии и психологии) началось еще в тридцатых годах двадцатого века.

Современная интерпретация термина

С появлением Интернета понятие значительно расширилось. Теперь социальная сеть — это ресурс, созданный с целью познакомить и обеспечить общение людей с похожими интересами или социальными связями. Существует несколько видов подобного рода сайтов, многие из которых отличаются своими характерными особенностями. Так, социальная сеть — это (определение мы рассмотрели выше) веб-сайт, предназначенный для организации и отражения социальных отношений между людьми.

Технологии, позволившие реализовать идею социальных сетей

История развития социальных сетей отнюдь не ограничивается современными гигантами, которые уверенно держат лидирующие позиции. Первая социальная сеть (это веб-ресурс, который в те времена был основан на технологии электронной почты) появилась в далеком 1971 году. Тогдашняя ARPA Net использовалась исключительно военными.

Через семнадцать лет японским студентом по имени Ярко Ойкаринен была изобретена технология чата (Internet Relay Chat), позволяющая общаться в реальном времени. Знаковым событием в истории появления и развития социальных сетей стало изобретение Интернета как такового и дальнейшее его открытие широким массам населения.

История появления и распространения интернет-ресурсов

Первая соцсеть в современном понимании — Classmates.com — была создана Рэнди Конрадом в 1995 году. Концепция поиска своих одноклассников в Сети оказалась очень востребованной, так что с того момента началось активное распространение подобных проектов. Сам же ресурс Classmates.com и по сей день остается очень популярным. На сайте зарегистрировано более пятидесяти миллионов пользователей.

Повсеместное распространение социальных сетей началось с появлением Facebook в 2004 году. Уже через несколько лет сайт уверенно бьет рекорды по посещаемости и числу активных пользователей. Отправной же точкой современного этапа развития Интернета, где социальные сети занимают исключительно важную нишу, можно считать публикацию статьи Tim O’Reilly — What Is Web 2.0 (Веб 2.0, 2005 год), описывающей сложившееся в сегодняшних реалиях информационное пространство.

Подвиды и классификация социальных сетей

Сегодняшняя социальная сеть — это очень и очень обширное понятие, в связи с чем неоднократно предпринимались попытки систематизации подобного рода ресурсов. Единой классификации на данный момент так и нет, а самая распространенная включает в себя систематизацию социальных сетей по таким признакам:

    По типу: личное и деловое общение, фото-, аудио- и видеоконтент, развлечения, покупки, геолокация, кросс-платформенная, десктопная или мобильная социальная сеть, блоггинг и публикация текстовых материалов, новости, сервисы вопросов и ответов, виртуальные миры, совместные закладки или тематические социальные сети.

    По доступности: различают открытые и закрытые социальные сети, а также ресурсы со смешанным доступом. В последних реализовать платный закрытый доступ к некоторым материалам достаточно проблематично, так как пользователи попросту не привыкли к ограничениям.

    По охвату: существуют как веб-сайты, охватывающие весь мир, так и внутринациональные или ресурсы без привязки к определенному региону; отдельно можно выделить площадки корпораций или политических партий.

Популярные социальные сети

    Facebook. Пользователи преимущественно сосредоточены в Северной Америке и Европе, однако аудитория активно расширяется на территорию других стран, где с каждым годом все популярнее становится "Фейсбук". "Моя страница" (социальная сеть быстрыми темпами развивается, внедряя новые идеи) есть у каждого зарегистрированного.

    Twitter. Сервис обрел популярность по причине свежего переосмысления старой идеи блогов. Разработчики разве что искусственно ограничили допустимую длину сообщения, что отлично вписалось в современную концепцию “быстрой” жизни.

В русскоязычном сегменте Интернета распространены "ВКонтакте" и "Одноклассники". Социальная сеть (войти в которую легко — все ресурсы являются открытыми) "ВКонтакте" во многом повторяет Facebook, что ничуть не мешает положительной динамике активности пользователей. "Одноклассники" же (аналог Classmates.com) в последнее время теряет позиции.

Особенности развития соцсетей в разных регионах

Наиболее развитыми в плане экономики и IT-технологий, а, соответственно, и получающими больший охват социальными сетями, являются Соединенные Штаты Америки и Западная Европа. Рынок в данных регионах уже переполнен такими площадками общей направленности, так что востребованными становятся тематические ресурсы.

Азиатские страны являются очень закрытым регионом, который при этом характеризуется обширной потенциальной аудиторией. Многие проекты пытаются выйти на этот рынок, но сделать это очень сложно. Исключением является разве что Индия, где активно развиваются многие ресурсы, появившиеся в Америке или Европе.

Восточная Европа на сегодняшний день считается перспективным для развития социальных сетей регионом, но отстает от общемировых тенденций на несколько лет. Тут в основном лишь копируются популярные веб-ресурсы, инновационных же проектов очень мало.

Реклама и маркетинг в социальных сетях

Любая активная социальная сеть — это эффективный маркетинговый инструмент. Объем рынка рекламы в подобного рода проектах неуклонно растет. К 2007-му году показатели достигли отметки в 1,2 млрд долларов Соединенных Штатов Америки. Что касается доходов социальных сетей с рекламы, в 2011 суммы превысили пять миллиардов долларов.

Опасности социальных сетей

  • открытое распространение конфиденциальной информации;
  • возможность столкнуться с неподобающим контентом (насилие, материалы категории 18+, оскорбления и тому подобное);
  • вероятность использования личной информации третьими лицами с целью получения выгоды;
  • стресс от неудовлетворенности социальной потребности в реальном мире;
  • зависимость от социальных сетей и Интернета в целом;
  • преднамеренное создание негативного имиджа определенного лица другими участниками сообщества (травля, запугивание, угрозы и тому подобное);
  • компьютерная педофилия, сексуальные домогательства;
  • киберпреступность и кибертерроризм;
  • избыточность общения и информации;
  • пропаганда самоубийств (достаточно упомянуть так называемые группы смерти в социальной сети "ВКонтакте" или игру “Синий кит”).

Лидеры движений за закрытие социальных сетей считают такие веб-ресурсы очень опасным продуктом. На самом же деле при правильном подходе к пользованию подобными инструментами, большинство опасностей устраняются. Социальные сети — это большой информационный и культурный прорыв, но в работе с любыми платформами следует соблюдать осторожность.

Итак, социальные сети прочно вошли в современную жизнь и продолжают набирать популярность, становясь настоящим инструментом власти и заметного влияния на общество. Можно смело утверждать, что в ближайшее время тенденция к активному распространению подобного рода проектов будет только расти.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!