Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Социальные группы людей по «Русской Правде. Категории населения, упоминаемые в "русской правде" Категории населения по русской правде

О социальной структуре древнерусского общества нам известно из древнейшего юридического памятника — «Русской Правды» (юридический памятник, основанный на нормах обычного права и прежнем княжеском законодательстве). «Русская Правда» состоит из «Правды Ярослава» (первые 17 статей) и «Правды Ярославичей», сыновей Ярослава Мудрого, «Устава Владимира Мономаха». «Правда Ярослава» регламентирует отношения между свободными людьми прежде всего в среде княжеской дружины. «Правда Ярославичей» же уделяет большее внимание отношениям внутри княжеской или боярской вотчины с зависимым населением.

«Русская Правда» дает сведения о развитии феодальных отношений, образовании классов и классовой борьбе, категориях феодально‑зависимого населения, землевладении и земельной собственности, политическом строе, о быте, нравах человека Древней Руси.

Имеется более 100 списков «Русской Правды» и три редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная. По Краткой «Правде» можно проследить становление феодальных отношений, в Пространной «Правде» отразилось уже развитое древнерусское феодальное право, третья редакция «Русской Правды», Сокращенная, самая поздняя.

Феодальное землевладение начинает складываться во второй половине XI в. (как церковное и монастырское землевладения). В XII в. образуется вотчина (наследственное земельное держание), княжеская и боярская. Верховным собственником боярской вотчины был князь, который имел право ее отнять.

До середины XII в. господствующей формой собственности была государственная собственность, а господствующим видом эксплуатации — взимание дани. При этом полюдье выполняло две функции — взимание дани и кормление дружины.

Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов. Княжеские дружинники, осевшие на земле, получали земли в управление и собирали в них дань от имени князя, оставляя часть себе. Родоплеменная знать, разбогатевшие общинники, давая в долг в голодные годы, могли обращать в зависимых своих общинников. Мужи вольные — это сельское и городское население (купцы, ремесленники, общинники — свободные смерды). Княжеская и местная аристократии стали известны как боярство , а сила и социальный престиж боярства как класса опирались на обширные земельные владения.

«Русская Правда» дает широкий перечень лиц княжеской администрации, выполнявших государственные функции управления и сбора налогов: княжий тиун (правитель‑наместник князя в городе, занимавшийся делами текущего управления и творивший суд от имени князя); мытник (человек, собиравший торговые пошлины); вирник (человек, собиравший «виру» — деньги, выплачиваемые преступником в пользу князя за совершение преступления); емец (собирал «продажи» — плату в пользу князя, вносимую преступником за кражу).

Функции управления личным хозяйством князя исполняли: ключник; княжий тиун огнищный, или огнищанин (от слова «огнище» — дом, управитель личным хозяйством князя); княжий конюх, конюший, повар, сельский слуга и другие лица в хозяйстве князя.

С развитием городской жизни и торговой деятельности в составе свободных людей, или «мужей», стали различать горожан от сельского населения. Горожане назывались «градскими людьми» и делились на «лучших», или «вятших», то есть зажиточных, и «молодших», или «черных», то есть бедных. По занятиям своим они назывались «купцами» и «ремесленниками».

Все свободное население Руси называлось людьми , отсюда пошел термин «полюдье». Значительная часть населения была лично свободна, но платила дань в пользу государства. Сельское население называлось смердами. Смерды могли жить как в свободных сельских общинах, так и в вотчинах феодалов и князей, являясь при этом лично зависимыми.

«Русская Правда» знает уже несколько категорий лично зависимых крестьян — закупов, холопов, рядовичей. Феодально‑зависимое население пополнялось из рядов свободного, т. е. происходил процесс закрепощения. Другим источником его пополнения были немногочисленные рабы (часто пленники‑иноземцы), лично зависимые от князя или бояр‑дружинников и посаженные на землю в вотчинах.

Смерды — феодально‑зависимое население в княжеской или боярской вотчине. Смерды лично были свободны, но их правовой статус ограничивался, поскольку они подчинялись специальной юрисдикции князя. В Новгороде и Пскове высшая власть над смердами принадлежала не князю, а городу. Смерды должны были платить государственные налоги, в особенности так называемую дань. Другой обязанностью смердов была поставка лошадей для городского ополчения в случае большой войны.

Полусвободные. Связь между полусвободными и их господами была чисто экономической, поскольку это было отношение между кредитором и должником. Как только долг выплачивался с процентом, должник вновь становился полностью свободным. Особенность отношения состояла в том, что долг должен был выплачиваться не деньгами, а работой, хотя не было возражений на его выплату деньгами, если должник неожиданно обретал достаточную для этого сумму. Такой должник (закуп) был фактически контрактным работником. Рядовичи заключали «ряд» (договор) и отрабатывали деньги или услугу за определенный срок по этому договору. Вдачи, мужчины или женщины, «отдавались» на временную службу господину. Это делалось в основном во времена отчаяния — в период голода или после опустошительной войны. Еще одна категория полусвободных — изгои. Источники в качестве феодально‑зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей, пращенников и вотчинных ремесленников.

В Киевской Руси несвободной частью населения были рабы . В X-XII вв. рабов‑пленников называли «челядь». Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, назывались холопами. Источниками холопства являлись самопродажа, женитьба на рабе «без ряду», вступление «без ряду» в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превращался сбежавший или провинившийся закуп. За долги в рабство могли продать обанкротившегося должника. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг.

Рабство в Киевской Руси было двух типов: временное и постоянное. Последнее было известно как «полное рабство» (холопство обельное). Основным источником временного рабства было пленение на войне. Временное рабство могло закончиться после совершения достаточного объема работ.

Церковные люди. Русское духовенство может быть разделено на две группы: «черное духовенство» (монахи) и «белое духовенство» (священники и дьяконы). Епископы стояли выше обычного духовенства по власти, престижу и богатству.

Характерные особенности «Русской Правды»:

— была распространена во всех землях Древней Руси как основной источник права;

— являлась основной юридической нормой до конца XV в.;

— являлась кодексом частного права;

— объектами преступлений были личность и имущество;

— являлась памятником феодального права.

План ответа:

2. Характеристика правового положения отдельных категорий зависимого населения

Классификация видов зависимого населения:

3. Рабы: холопы, челядь, робы

Характеристика правового положения отдельных категорий зависимого населения:

Смерды – категория населения, достаточно редко упоминаемая источниками. По поводу данной категории существует немалое количество научных точек зрения. Смерд – сельский житель, однако живущий вне общины. Различные источники проводят связь между князем и смердом, т.к. смерд упоминается, когда речь идет о хозяйстве князя, об исключительной юрисдикции князя, военных походах князя. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что смерды, чаще, населяли княжеские села. Вопрос о происхождении такой категории как смерды тоже является спорным: ими могли быть пленники и изгои, посаженные на землю. Их зависимость от князя обуславливалась их происхождением, а также проживанием на земле феодала-князя.

Смерд является субъектом права: он несет ответственность за совершаемые правонарушения, а также вправе передавать имущество по наследству сыновьям и, соответственно наследовать его.

Закуп – является представителем феодально-зависимого населения, однако его основание его зависимости также является предметом научных споров (или договор займа, с условиями, ставящими должника в зависимое положение, или договор личного найма с выплатой заработной платы вперед ). Точка зрения современных исследователей склоняется к тому, что в основании договора закупничества лежит все-таки договор займа. Из употребленного в РП применительно к закупу слова «наймит» («найм» - проценты) следует, что закупом является человек, уплачивающий проценты кредитору. Закупы разделялись на два вида: ролейные , т.е. пахотные (в сельской местности: кредитор - феодал ) и неролейные (в городах: кредитор - ростовщик ). Положение ролейного закупа характеризуется: 1) ответственностью за сохранность имущества, переданного ему господином для работы на пашне 2) обязанностью сопровождать господина в военном походе. Уста о закупах Пространной редакции РП содержит нормы, защищающие интересы самих закупов, т.к. до принятия данного Устава наблюдалась тенденция к безосновательному закабалению закупов и их чрезмерной эксплуатации. Стали подробно регламентироваться случаи, в которых закуп мог потерять статус свободного человека и стать холопом :

1. при злостном банкротстве

2. в случае побега

3. в случае совершения кражи (преступления): т.к. неимущий не может расплатиться за штраф закуп должен был быть продан в холопы, а преимущественное право на его приобретение имел господин данного закупа.

Таким образом, закуп – должник, взявший в долг под залог своей личной свободы (самозаклад). Закуп должен отрабатывать проценты в хозяйстве господина, а долг отдать из средств, заработанных на стороне или полученных в своем хозяйстве. Закуп подлежал юрисдикции князя, обладал личным имуществом, мог заключать договоры займа и личного найма, но был ограничен в праве выступать послухом в суде.

Холопы, челядь, робы – категории населения идентичные по своему правовому статусу, который, в свою очередь, приближен к статусу раба. Отличие (особенность) рабства в Древнерусском государстве состоит в его патриархальном характере: рабы не использовались в качестве основной рабочей (производственной) силы, а выполняли, как правило, лишь вспомогательную хозяйственную работу. Данное было вызвано непродуктивностью использования рабской силы в качестве основной в ходе ведения хозяйства на Руси. Русская Правда устанавливает несколько способов утраты личной свободы лица и его перехода в состояние холопства:

1. самопродажа

2. принудительная продажа в холопы (злостное банкротство и т.д.)

3. женитьба на робе (без заключения договора с ее господином)

4. поступление в тиуны (ключники) без договора с господином («без ряда»)

5. совершение закупом преступления (бегство, кража)

6. плен (не закреплен в РП)

7. рождение от рабыни (не закреплен в РП)

Принудительная продажа и самопродажа в холопы осуществлялась применительно к несостоятельным должникам (самим несостоятельным должником, в случае самопродажи), в случае, если преступник не мог уплатить штраф, а также, если к преступнику применялась санкция «поток и разграбление», которая также подразумевала переход в холопство членов семьи преступника.

Главной особенностью правового статуса указанных категорий населения являлось отсутствие правосубъектности : такое положение определяет его участие в гражданском обороте в качестве объекта права.

Уголовное право : РП не рассматривает холопа как субъекта преступления – за совершенные холопом правонарушения отвечает его господин. Это связано с тем, что лишь имущественные санкции представляли ценность для государства (являлись доходом): человек неимущий не мог выплатить штраф. Именно поэтому в одной из статей РП предлагается господину выдать холопов-воров князю – это могло бы облегчить положение хозяина, вынужденного платить двойной штраф за преступление его холопа. В случае убийства холопа господину возмещался причиненный вред, а штраф выплачивался на основании уничтожения чьего-либо имущества.

Гражданское право : холоп не мог заключать сделки или отвечать по обязательствам. Если бежавший холоп приобретал имущество, то его собственником становился его господин. Долги холопа являлись долгами хозяина.

Процессуальное право : холоп не мог выступать в качестве стороны в деле (за него отвечал его господин). Он не мог выступать в качестве послуха, однако, если он был свидетелем тяжкого преступления, то с его слов мог говорить истец. Холоп мог свидетельствовать только в одном случае: если отсутствовали доказательства, то свидетельствовать мог боярский тиун.


Социальная структура общества ва в IX веке выражена слабо. Процесс становления социальных групп растянулся на период IX - XII вв.

Общество во делится на следующие группы населения:

Свободные (феод. знать - князья; бояре; духовенство: высшие иерархи, приходское монашество; горожане: купцы, ремесленники; свободные общинники)

Феодально зависимое (смерды, закупы).

В Русской правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По её тексту сложно разграничить правовой статус правящего слоя и остального населения. Есть лишь два юридических критерия: нормы о повышенной (2-ой) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на князей, бояр, княжьих мужей, княжеских тиунов и огнищан (не все из них являлись феодалами).

Структура феодально господсвующего класса древнерусского государства:

1. Князья - бывшие князья союзов племён либо отдельных племён (вскоре этот титул принадлежал только рюриковичам). Доходы у князей - полюдье. В этот период возник великокняжеский домен. Р.П. упоминает о людях князя, которые живут при князе:

а) огнищане (управляющие)

в) конюхи

г) смерды

д) холопы

Все они принадлежали суду князя

2. Бояре - потомки великих князей. Их предки - старейшины племени. Богатство связано с землёй. Они управляли городами, волостями, входили в дружину князя (княжьи мужи). До XI в жили при дворе. В XI-XII вв - оседание дружины на землю (князь жалует земли). Дружина делилась на старшую и младшую. Штраф за убийство княжеского мужа - 80 гривен. В XI в огнищане также получают землю и чин.

Боярское землевладение возникает вследствие захвата земель и пожалований князя.

Духовенство - в 988 г.

а) высшее (чёрное, монашество) - проживало в монастырях.

б) приходское дух-во

С XI в монастыри превращаются в крупные хоз. земли. Вступление при внесении вкладов.

4. Городское (посадское) население: - 40 гривен за убийство гор. граждан. Купечество делилось на гостей (иностранные или иногородние) и местных. Были также ремесленники и поденщики.

5. Смерды-общинники - юридически и экономически независимы, выполнили повинности и уплачивали налоги только в пользу гос-ва. Они обладали определённым имуществом и могли завещать его детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершённые поступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нёс личную и имущественную ответственность. Выступал полноправным участником в судебном процессе. Были, кроме того, и несвободные смерды.

Ф-ии общины:

1. Экономическая - все общинники на праве владения и пользования держали землю.

2. Административно-юридическая организация.

3. Полицейско-судебная организация.

Если на территории общины совершалось убийство, община сама расследовала его. Виновный и его семья пускались на поток и разграбление (конф. имущ-ва). Изгои обращались к князьям, по их решению они передавались в монастыри.

6. Закупы - в Краткой ред. Р.П. не упоминается, в П.П. - человек, работающий в хоз-ве феодала за «купу», т.е. заём. Этот долг нужно было отработать, притом установленных эквивалентов и нормативов не существовало. Объём работы определяется кредитором. Впервые отношения закупа с кредитором были урегулированы в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 г. Закон охранял личность и имущество закупа. Закуп отвечал за сохранность орудия труда, сопровождал господина в походах. Закуп не подлежит наказанию, если он уходит на заработки в город. Закуп мог обращаться в суд с жалобой на своего господина и в редких случаях выступать свидетелем. Если закуп убегал или совершал кражу, он превращался в холопа.

В Р.П. «ролейный» (пахотный, сельский) закуп, работавший на чужой земле, по своему правовому статусу не отличался от закупа «неролейного». Они получали плату за работу впрок.

7. Холопы («робы») - наиболее бесправные субъекты права. Источник рабства - рождение от холопа, самопродажа в кабалу, женитьба на холопе без заключения договора с господином, поступление в ключники без договора с господином, совершение преступление («поток и разграбление»), бегство закупа от господина, злостное банкротство. Наиболее распространённый источник холопства - плен (он не упомянут в Р.П.).

Всё, чем обладал холоп, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп с ведома господина, также ложились на господина. Личность холопа не защищалась законом (за его убийство - штраф; холоп=имущ-ву). Холопа, совершившего преступление, нужно было выдать потерпевшему. Штрафную ответственность за холопа нёс господин. В суде холоп не мог быть истцом, ответчиком или свидетелем. Ссылаясь на показания холопа в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа».

Внутри холопов не существовало равенства (привилегированные и непривилегированные холопы).

4. Гражданское право: система договоров и наследование.

Лекция: Категории населения. "Русская правда"

Ярослав Мудрый законодательно закрепил правовое положение различных категорий населения в Русской Правде. Законы, написанные Ярославом, назывались «Правда Ярослава» и имели огромное значение.

Этот сборник позволял регулировать отношения между людьми, в нем были отражены элементы уголовного права, со штрафами и наказаниями, частное право, помогающее в наследовании имущества, а также упоминалось и процессуальное право, которое включало в себя судебные доказательства с «уликами» и свидетелями. Также документ разрешал кровную месть, брат за брата, что немного походило на законы древнерусских племен. В общем, этот правовой документ, позволил разделить общество, ускорить приход феодального строя, улучшить торговые отношения и решить множество бытовых проблем населения, путем использования общих законов.

В последующем данный источник дополнялся и изменялся, со временем появились три редакции Русской Правды:

    Краткая редакция включала Правду Ярослава, изданную в 1015-1054 гг. и Правду Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) 60-х гг. X в. В данной редакции можно проследить приход феодального строя.

  • Пространная редакция , появившаяся при Владимире Мономахе в XII в., включила в себя Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха.
  • Сокращенная редакция появилась во вт.пол. XV в. и связана с именем Ивана III. Данная редакция исключила устаревшие нормы права в связи с проведенной Иваном III реформой правовой системы.

Русская Правда во всех редакциях была написана сплошным текстом. Разбивка на статьи появилась лишь в XVIII в.

По этому первому в истории России сборнику законов всё население делилось на категории :

1.1. Во главе стоял - князь, стоявший над законом.

1.2. Бояре (старшая дружина) - представляли собой военную силу и от имени князя осуществляли судебную власть. Были советниками князя.

1.3. Тиуны, огнищане, конюхи - высокопоставленные княжеские и боярские слуги

2. Рядовые свободные люди (мужи)

2.1. Младшая дружина - охрана князя и бояр, в управлении не участвовала. Мечники занималась сбором налогов и штрафов. Ябетники исполняли поручения, связанные с судебным процессом. Отличительной чертой данной категории является возможность простому человеку стать дружинником.

2.2. Купчина - люди, занимавшиеся торговлей.

2.3. Словене - жители Новгорода, которым Ярослав даровал Правду также были свободными жителями.

3. Зависимые люди

3.1. Княжеские кормильцы, сельские и городские старосты занимали наиболее привилегированное положение в данной категории населения.

3.2. Смерды - крестьяне-земледельцы, которые первоначально были свободными в отличие от холопов, но потом стали закрепощенными.

Правление величественного князя Ярослава Владимировича (1019-1054) было ознаменовано новой грандиозной реформой, изменившей общественный порядок. Так появился на Руси первый письменный свод законов (приблизительно 1016 год) — «Русская Правда», или «Правда Ярослава». Уже позже его сыновья и внуки дополняли свод статьями («Правда Ярославичей»). «Русская Правда» — это сборник законов в основном по гражданского и уголовному праву. Она устанавливала судопроизводство, определяла наказания за те или иные проступки или преступления. Из неё можно почерпнуть сведения о социальном устройстве, нравах, обычаях русского общества того времени. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных. В отличие от сводов законов других стран тогдашнего христианского мира «Русская Правда» не знала применения пыток и телесных наказаний, хотя казнь за наиболее тяжкие преступления существовала. В основном приговаривали к денежным штрафам (т.е. вире ), размеры которых зависели от тяжести проступка и от того, кем был пострадавший. Ограничена была и кровная месть, столь популярная в обществе тех столетий.

Наиболее тяжкими преступлениями считались разбой, поджог и конокрадство. Преступник подвергался потоку и разграблению. Первоначально это была высылка преступника и конфискация имущества, позднее - преступник обращался в рабство, а имущество его подвергалось разграблению.

На вершине социальной пирамиды Древнерусского государства располагалась знать и особые привилегированные слуги:

  • Знать в Русской Правде представлена князем и его старшими дружинниками - боярами. Князю идут штрафы, имущество которого защищают некоторые статьи, и именем которого вершится суд.
  • Привилегированное положение имели тиуны и огнищане - высокопоставленные княжеские и боярские слуги, а также княжеский старший конюх

Затем шло свободное и независимое население:

  • Основное действующее лицо Русской Правды - муж - свободный мужчина;
  • Русин - младший княжеский дружинник:
  • Гридин - представитель боевой дружины;
  • Купчина - дружинник, занимавшийся торговлей;
  • Ябетник - дружинник, связанный с судебным процессом;
  • Мечник - сборщик штрафов;
  • Изгой - человек, потерявший связь с общиной;
  • Словенин - житель словенской, то есть Новгорода (Древнейшую Правду Ярослав даровал новогородцам), в данном контексте - рядовой житель.
  • Смерд- крестьянин, в этом контексте зависимый крестьянин. Если после его смерти у него не оставалось незамужних дочерей, имущество смерда наследовал князь.
  • Холопство — могло быть обельным (полным) или закупным. Обель - пожизненный раб. Женский род - роба.
  • Закуп - человек, взявший купу - долг, и ставший долговым рабом до тех пор, пока не отдаст или не отработает долг.
  • Рядович - лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по «ряду», то есть договору.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!