Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

У меня такие большие грехи, что не отмолишь. Что делать,когда думаешь, что не очистишься от грехов никогда? Что такое генеральная исповедь

Вы зашли в храм. Это особое место, и, если хотите, другой мир. Мир посвященный Богу: Истине и Вечной Жизни. Здесь посадка на корабль Спасения, здесь путь к Богу. Но это необычный путь, поскольку начинается он в нашей душе, в нашей совести. Чтобы приступить к этому пути, нужно признать себя отпавшим от Бога, виновным перед Ним. Как свидетельствует Библия, нас разделяют с Богом некоторые наши поступки, слова, мысли - называемые грехами . Начало этому разделению положено непослушанием прародителей человеческого рода - Адамом и Евой. Их непослушание - грех, называемый первородным , наследуется всеми людьми и является причиной предрасположенности каждого человека к совершению уже своих грехов, еще более удаляющих от Творца.

Удаление от Бога, в результате совершения греха, вполне реально и заметно. Грех, прежде всего, разрушает человеческую личность. Ведь личность любого человека основана на нравственном законе, "написанном в сердце" (Рим. 2.15). И по мере погружения в греховную жизнь степень разрушения личности возрастает - так, что человек теряет власть над собой и становится рабом своих страстей, часто безумных, а иногда, омерзительных и преступных.

Иоанн Златоуст не преувеличивал, когда говорил, что "всякий грешник есть безумец" - разве убийство родного брата по зависти не есть безумие? И разве развратник, рискующий заразиться СПИДом или другой смертельно опасной болезнью, отдает себе отчет, в том, что делает? А обжора, а пьяница, а наркоман - не покинул ли их разум? "На самом деле порок нам даром не достается" - говорил митрополит Московский Платон - "Ленивец расслабляет тело и отягощает его болезнями. Развратник обезображивает себя следами порока и сокращает свои дни. Корыстолюбец лишается покоя и иссушает в себе жизненные соки. Склонный к гневу воспаляет кровь и неумеренным волнением повреждает свое здоровье." А сколько по причине греха поломанных судеб, искалеченных семей, детей...

Впрочем, всякий из нас знает о последствиях грехов и по собственному несчастному опыту. И каждый новый грех делает совесть грешника менее чувствительной, что способствует совершению еще больших грехов. Ужасно, что со смертью человека власть греха над ним не исчезает, а продолжает и в том мире мучить несчастную душу. Да и на Страшном Суде, который завершит историю нашего мира, именно грехи не позволят войти в Будущий Век - "не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи" (Откр. 21.27). "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь:ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" - писал апостол Павел (1Кор. 6.9-10). Но надо ли нам идти путем греха и смерти? Ведь по милости Божией у нас есть другая возможность - примирение с Творцом.

Прощение грехов

Нельзя улучшить свое духовное состояние, если не очиститься от грехов. И поскольку грехи - это по сути наша вина перед Богом , то только Он и может нас от них очистить - простив . Господь Иисус Христос, будучи и совершенным Богом, и совершенным Человеком имел власть прощать грехи: "Но чтобы вы знали , что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи..." (Лк. 5.24). Эту власть Он даровал Церкви через апостолов, явившись им после Своего воскресения: "Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал меня Отец , так и Я посылаю вас. Сказав это , дунул , и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи , тому простятся; на ком оставите , на том останутся." (Ио. 20. 21-23). В Церкви преемниками апостолов, имеющими власть отпускать грехи, являются епископы и священники. Они посвящаются на это служение (и получают власть прощать грехи) через молитву с возложением рук других епископов, причастных к непрерывной в веках цепи возложений рук к апостолам и Господу Иисусу. Таким образом, прощение грехов происходит в Церкви не по причине особой святости или молитвенной жизни того или иного священнослужителя, а в силу данной ему от Бога власти.

Условием прощения грехов в Церкви является их покаянное исповедание (откуда и слово Исповедь) перед Богом и Церковью - в лице священника. И по разрешительной молитве, произносимой священником после исповедания, Господь, невидимо и таинственно (откуда и слово Таинство) присутствующий на Исповеди, прощает грешника. Покаяние, исповедание и прощение - основные этапы того, что составляет Таинство Покаяния, в котором Господь исцеляет душу грешника и возобновляет в нем Свое действие. Впрочем, все это происходит не "автоматически" - не против воли человека, и при его соучастии, которое выражается в прекращении совершения новых тяжелых грехов, а также в переосмыслении и перестройке всей своей жизни. Это требует усилий, поскольку "Царство Небесное силою берется , и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11.12). Но с помощью Божией может ли что быть невозможным?

Спросите свою совесть

Итак, Вы решили очистить свою душу в Таинстве Покаяния. Вы - взрослый человек, крещенный в детстве, и никогда еще не исповедовавшийся. Казалось бы, это просто - прийти в храм на Исповедь, и назвать те грехи, в которых нас обличает совесть . Но в том то и дело, что наша совесть бывает и как бы "мертвой", если "отравлена" смертными грехами . Как ни странно, но за ощущением своей безгрешности часто стоит "спящая" совесть, вследствие нераскаянного смертного греха. И наоборот - "бодрствующая" совесть святых давала им возможность видеть множество своих прегрешений. Как у апостола Иоанна Богослова: "Если говорим , что не имеем греха , - обманываем самих себя , и истины нет в нас."

Поэтому от смертных грехов надо очиститься в первую очередь. Что это за грехи?

Смертные грехи

Это название происходит из Ветхого Завета, где за совершение большинства таких грехов полагалась смертная казнь или изгнание. В Новом Завете понятие "грех к смерти" также имеет место (1Ио. 5.16), хотя за совершение таких грехов уже не предписывается общественного наказания. Вместе с тем, совершение смертных грехов полностью меняет духовное состояние человека, которое Учителя и Отцы Церкви характеризуют как "смерть души" и "оставленность Богом" .

Смертными грехами являются, прежде всего, сознательно совершаемое противление Богу, отречение от Бога или веры, отпадение от православия в другие религии, а такжесознательно произносимые хульные слова на Бога, Церковь, Богородицу, или святых.

Тягчайшим смертным грехом является убийство человека . Это совсем не редкий грех в наши дни, поскольку распространено убийство детей во чреве - аборт . На исповеди необходимо назвать количество абортов. В грехе детоубийства бывают, как правило, соучастники - советовавшие и пособничавшие в совершении греха. Часто это родственники, близкие подруги или отец ребенка (если с его согласия или попустительства делался аборт). Нравственная позиция отца ребенка тут чрезвычайно важна, и нередко может все изменить.

Существуют и пассивные формы совершения убийства , например, в виде неоказания помощи . Убийство человека может быть совершено и жестоким словом или другим действием, ранящим душу . Грехом, близким к смертному, является жестокое рукоприкладство с нанесением другому человеку побоев, ран, увечья.

Большая группа смертных грехов связана с половой сферой жизни людей. Здесь Бог благословляет или честные супружеские отношения, или целомудрие . Человек - не животное! И интимные отношения мужчины и женщины только завершают их воссоединение в единого Человека. Начало этому воссоединению полагается в Божьем благословении в Таинстве Брака (Венчания). Венчание - обязательно при вступлении в брак членов Церкви, и без него супружеские отношения сознательных христиан - немыслимы.

Супружеская измена в Церкви называется прелюбодеянием (как бы перелюбил ), а интимные связи не состоящих в церковном браке христиан называются блудом. Хотя и то, и другое - смертные грехи, однако прелюбодеяние - грех значительно больший: оно наносит тяжелую душевную травму другому супругу и убивает в согрешившем любовь , являющуюся основой и целью благословенного Богом брачного союза.

Семья является одним из основных "кирпичиков" общества. Заключение брака накладывает на супругов моральную, юридическую и экономичес­кую ответственность перед обществом, друг перед другом, и перед их будущими детьми. Исторически сложилось так, что в ряде стран (например - в Германии, и в странах СНГ) заключение церковного брака не признается государством как официальный юридическим акт. Законодательство этих стран предусматривает, что церковному браку должно обязательно предшествовать заключение гражданского брака. Вместе с тем, такой брак является не более чем принятием на себя гражданских обязательств, но вовсе не освящением Богом брачного союза, происходящим в Таинстве Венчания.

Особо следует сказать о содомских грехах : различных формах гомосексуализма и половых извращений. Это тяжелые по духовным последствиям грехи, и на Исповеди их следует обязательно упомянуть.

Тяжелый грех совершили и те, кто имел отношение к физическому или нравственному растлению молодых людей (подростков, юношей, девушек), к лишению их чести и невинности. К этому же примыкают: устроение различных сборищ с развратными зрелищами и соблазнительными разговорами, пьянок со сводничеством и т.п. Все это участие (или соучастие) в моральном убийстве ближнего.

Смертными грехами являются злословие или проклятие родителей , а также любое относительно ихрукоприкладство .

Грехом к смерти еще со времен Ветхого Завета считается участие в колдовстве . Сюда же относятся обращение к бабкам-ворожеям-шептухам , к гадалкам , "экстрасенсам" , участие в спиритических сеансах и обрядах новых восточных культов, теософии, антропософии и т.п.
Святитель Димитрий Ростовский говорит и о грехах "вопиющих к небу об отмщении". К ним, помимо намеренного человекоубийства, он причисляет причинение вреда убогим, а также нанесение обид вдовам и сиротам.

Другие грехи

Все другие грехи казалось бы не столь опасны для духовной жизни, как смертные. Но если их много, то вместе взятые, они могут, подобно песчинкам, так "засыпать" совесть и душу, что остановят в них всякое движение и жизнь.

Грехи можно разделить на три группы, сопоставляя с Заповедями, которые Бог дал Моисею (Исх. 20.2-17).

Грехи против Бога

Нарушением заповеди "Не сотвори себе кумира..." (Исх. 20.4) является чрезмерное увлечение, в котором мы, теряя Бога и себя , всецело предаемся идолу-кумиру , в качестве которого могут выступать , например, музыка, танцы, спорт, деньги, работа, еда, приобретение красивой одежды или мебели, коллекционирование, азартные игры, лица другого пола, собственные дети. <_o3a_p>

Господь еще в Ветхом Завете (Исх. 20.8-10), повелел шесть дней в неделю работать, и делать всякие свои дела, а седьмой день недели и дни больших праздников посвящать Богу. Потому является грехом работа или совершение обыденных дел в воскресенье (день, посвящаемый Богу) и в дни больших праздников . Этот грех может быть и простителен, если работа или дела совершались вынуждено - ведь мы не можем не считаться, например, с другими людьми, гражданским или трудовым законодательством.

Нарушением заповеди "Не произноси имени Господа , Бога твоего , напрасно" (Исх. 20.7) является поминовение Имени Божьего или Пресвятой Богородицы в бытовых разговорах , в роли междометий для придания им выразительности. Недопустимо также ироническое цитирование отдельных выражений из Священного Писания. Еще хуже - произносить Имя Божие в шутках, в гневе во время ссоры, наряду с ругательствами, оскорблениями или проклятиями .

Поскольку не может один и тот же источник давать благоухание и зловоние, то является безмерно оскверненной, а иногда и кощунственной молитва человека поминающего нечистую силу (чертыхающегося), или произносящего матерщину и другие ругательства . К сожалению, в наше время речь многих людей переполнена такими словами и выражениями. Все это раз и навсегда должно быть исключено из употребления , и не произноситься ни при каких обстоятельствах. <_o3a_p>

Грехом против Бога является также уныние, отсутствие надежды на помощь Божью , и кощунственный ропот (из-за бед и страданий, нас постигших) на Него.

Грехи против других людей

Заповедь "Почитай отца твоего и мать твою" (Исх. 20.12) предписывает нам уважительное отношение к своим родителям. Любые споры и ссоры с ними, а также неоказание им помощи являются серьезными грехами.

Каждый человек обязан заботиться о своих ближних, и, прежде всего, о родителях, детях и другом супруге. К сожалению, именно члены наших семей, родственники, друзья и ближайшие сотрудники наиболее часто становятся "мишенью" наших недостатков, плохого настроения и деформированного грехом характера. Мы согрешили, если не имели любви к ближним и не прощали им, а воздавали злом за зло , гневались , раздражались , прекословили , спорили , обижали , оскорбляли , вели себя вызывающе , ревновали , желалиим зла; плохо воспитывали детей или жестоко их наказывали.

Мы согрешили также, если воспитывали своих детей вне христианской веры , или обращали недостаточное внимание на их духовную жизнь , поскольку сделали их уязвимыми для тягчайших искушений и грехов при начале самостоятельной жизни.

По Заповедям Божьим человек всегда должен говорить правду, уважать чужую собственность и достоинство, не завидовать, сочувствовать и помогать всем. Поэтому мы согрешили, если:

- обманывали , лицемерили , не исполняли обещанное , не платили долгов , явно или тайно присваивали себе чужое (в том числе и государственное) , занимались вымогательством или рукоприкладством , ссорились, враждовали, вредили другим людям , ленились в работе , не уважали чужой труд , заводили корыстную дружбу .

Корнем всех зол в нас является, идущая от первородного греха, страсть, называемая греховной гордостью , порождающая: зависть , гнев, мстительность , любовь к деньгам и вещам, скупость , презрение к малоимущим , хвастовство , осуждение людей , передачу сплетен , празднословие , делание добрых дел напоказ , немилосердие (или жестокость) к людям (особенно к больным или нуждающимся в нашей помощи), к животным и другим живым существам.

Грехи против самого себя

К "грехам против себя" относятся и все действия, вредящие духовному или физическому здоровью человека: проведение времени в праздности и лености (когда человек много ест, спит и забывает о своей душе), повреждение своего здоровья (например, злоупотребление алкоголем, курение, потребление наркотиков); саморазвращение - занятие онанизмом, просмотр фильмов, журналов, открыток со сценами жестокости, насилия или порнографией, пение неприличных песен, рассказывание непристойных анекдотов и т.п.

Подготовка к Исповеди

Подготовка к Исповеди и является, собственно, вступлением в Таинство Покаяния. Для первой Исповеди будет лучше, если Вы, еще раз читая предыдущие страницы, запишите свои прегрешения. Особое внимание обратите на смертные грехи. Многое вспоминается и потом - когда смертные грехи уже исповеданы. И это, всплывшее в памяти, также желательно записать, чтобы упомянуть на последующих Исповедях. Примите во внимание и то, в чем нас обычно обвиняют другие люди, особенно, бок о бок с нами живущие, наши близкие. Очень часто их обвинения и укоры справедливы. Но даже если они и кажутся несправедливыми, надо принять их с кротостью, без озлобления, и попытаться задуматься - может в них все-таки содержатся крупицы правды?

Помните! Прощаются только названные грехи .

Но одного лишь сожаления о соделанных грехах недостаточно. Плодом подлинного покаяния - раскаяния - является исправлениев своей жизни, всего, что только возможно. Нужно перестать совершать новые тяжелые грехи, и попытаться "загладить" последствия уже совершенных. Нужно просить прощение у всех, перед кем считаешь себя виноватым, а в случае, когда твои действия принесли материальный или моральный ущерб, постараться его компенсировать. Это важная сторона нашего покаяния, которую Иоанн Креститель называл "принесением достойных плодов покаяния" (Лк. 3.8). Только начав "приносить плоды", мы в полной мере осознаем тяжесть совершенных грехов, глубину нашего падения, и укрепим свою решимость начать новую жизнь. Обратитесь в молитве к Всемилостивому: чтобы Он простил нас, дал нам возможность вспомнить свои согрешения, раскаяться в них, и укрепил решимость на пути к новой жизни. Читайте Евангелие - это Слово Божье, обращенное к каждому из нас. Некоторым жить по евангельским заповедям кажется невозможным. Но начните! Ваши искренние попытки будут Им замечены, и помощь Всевышнего не замедлит.

Помните! Господь не только справедливый судья, но и милостивый Отец, всем желающий спасения.

Многие, крещенные детстве, но фактически жившие вне христианской веры и Церкви, приходят на первую исповедь уже состоя в гражданском браке. Если же другой супруг также христианин, и нет с его стороны препятствий , то, то независимо от возраста супругов, исправление их жизни включает освящение брака в Таинстве Венчания.

Есть еще одно условие прощения наших грехов Богом: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный“ (Мф. 6.14). прощение нас обидевших - как это, иногда, не просто! Говорят, что "сердцу не прикажешь". Но Господь в силе "выправить" наше сердце. Для этого нужно молиться об обидевших, чтобы Господь вразумилнас всех, далнам покаяние, мир, тишину, любовь.

Помните! Вы будете исповедоваться перед всеведущим Богом, Знающим все обстоятельства Вашей жизни - все, что смягчает и усугубляет Вашу вину.

И священник на Исповеди не судья, а только свидетель.

На Исповеди нужно кратко перечислить все свои прегрешения. Причем, не оправдываясь (не ссылаясь на третьих лиц, или обстоятельства способствовавшие Вашему падению), и не выбирая смягчающих вину выражений.

Понятно, что многое вспоминать тяжело. Стыдно и рассказывать все это священнику. Но Исповедь - это, конечно, суд - который мы сами себе устраиваем, суд перед Богом и людьми, суд по сути неотвратимый, потому что "нет ничего тайного , что не сделалось бы явным" (Мр. 4.23).

Помните! Главное, что должен человек принести на Исповедь - это покаянное исповедование - искреннее и добросовестное.

Господь приемлет его даже если оно не сопровождается сильным чувством раскаяния, весьма трудно возникающем в "иссохшем от греховного пламени" сердце. Ведь раскаяние -это по сути уже отторжение от себя греха, происходящее как результат работы совести, и не без благодатной помощи Божьей. Потому, если Исповедь была чистосердечной, с желанием и попыткой исправить свою жизнь, примириться со всеми, а также с мольбой о помощи Божьей, то чувство раскаяния обязательно приходит, или во время Таинства, или позже.

Составил священник Леонид Цыпин

[ 1] Разрешение (слав.) - по-русски - освобождение.

Этими смертными грехами "прославились" жители, стёртых Богом с лица земли, двух древних городов - Содома и Гоморры.

"Никакое гнилое слово да не исходит от уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления."(Еф. 4.29-30)

Тут возможны разнообразные ситуации, когда другой супруг не желает вступать в церковный брак. Не отчаивайтесь, молитесь, и посоветуйтесь со священником! Как правило, со временем все удается уладить. Для этого гражданский брак даже с некрещенным супругом нужно сохранять и освящать. Ведь в нем существует супружеская любовь и дети! Подробнее см. У апостола Павла в 1Кор. 7.12-18. Особо важна молитва Церкви. Полезна и беседа священника с обоими супругами.

Вопрос. У меня в жизни было очень много "грязи" и мне, в принципе, очень стыдно заходить в мечеть, так как присутствует ощущение, что я недостойна этого! У меня просто не было выбора! Это на самом деле так! К тому же, всё было в прошлом и осталось там! Вероятно, мне нужно было пережить это, чтобы стать тем, кем сегодня являюсь. У меня не было родителей, меня всему научила жизнь. Но Всевышний помогает мне! Поэтому я очень счастлива. Часто хочется прийти в Его Дом, чтобы насквозь пропитаться Его милостью, для того чтобы быть чистой в Его глазах. Но я БОЮСЬ!!! Боюсь, что недостойна находиться в Его Доме рядом с чистыми людьми. Что делать? Психоаналитики психоаналитиками, но для меня очень важно именно Ваше мнение и Ваш совет в том, могу ли я делать то, к чему стремится душа и сердце?! Я очень мучаюсь, и меня это всё гложет, но так как моё прошлое для окружающих является тайной, то соответственно некому поддержать меня морально. А для меня это психологический груз. Мне тяжело. Аниса.

Ответ. Пока человек жив, врата милости Всевышнего Творца и Его всепрощения открыты для него, могут открыться.

(1) В Коране много говорится об этом:

"Проси прощения у Аллаха! Воистину, Он является Прощающим, Принимающим покаяние и Милостивым" (см., Св. Коран, 4:106);

"Будь благодарен Господу твоему и проси прощения у Него. Воистину, Он – Прощающий" (см., Св. Коран, 110:3);

"Кто совершит греховное [по отношению к другому] или притеснит себя [то есть совершенным грехом навредит только себе], но затем раскается, то он увидит, почувствует, что Всевышний – Всепрощающ и Милостив" (см., Св. Коран, 4:110);

"Всевышний не наказывает людей, когда они раскаиваются и просят у Него прощение" (см., Св. Коран, 8:33);

"[Набожные также те, кто] если совершат они большой грех или малое прегрешение [ведь они люди, а не ангелы, и могут оступиться], то [сразу] вспоминают о Всевышнем и раскаиваются, просят о прощении. А кто может простить грехи, если не Всевышний Аллах?! [Но очень важным для принятия Всевышним покаяния является то], чтобы они (оступившиеся) не были упорны в [многократном] совершении этого греха, зная это [зная, что это именно грех]" (см., Св. Коран, 3:135).

(2) Посланник Всевышнего передал следующие слова Господа миров:

"Творец сказал: "О человек! До тех пор, пока ты молишь Меня и просишь у Меня [о прощении с искренним и сильным желанием], Я буду прощать тебе, несмотря ни на что! О потомок Адама! Даже если грехи твои по многочисленности своей поднимутся до небес, но ты все-таки раскаешься и попросишь Меня о прощении, то Я прощу тебе, несмотря ни на что! О сын Адама, даже если ты придешь ко Мне с таким количеством ошибок, которым можно заполнить всю эту Землю, но предстанешь предо Мною являясь приверженцем Единобожия, то Я дам тебе столько же прощения Своего [то есть по количеству ошибок твоих и прегрешений]!" (Хадис от Анаса; св. х. ат-Тирмизи. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2, с. 486, хадис № 1880; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 979, хадис № 3549.)

(3) Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: "[Во вневременном пространстве] Сатана закричал: "Клянусь Твоим могуществом, о Господи! Я буду сводить людей с пути [праведности и покорности Тебе, ввергать их в пучину сомнений и заблуждений], и не оставлю их в покое, доколе души не покинут тела! [До последнего мгновения их жизни!]" Господь миров (не ограниченный ни местом, ни временем, управляющий всем и вся) сказал: "Клянусь могуществом Своим и величием! До тех пор, пока люди будут просить у Меня прощение [и раскаиваться в совершенных проступках, исправляя то, что можно поправить], Я буду прощать им!" (Св. х. Ахмада и аль-Хакима. См.: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 180.)

(4) Любой по-настоящему набожный человек чувствует, замечает свои ошибки и погрешности. Поэтому уста его с сердечным подтверждением и интеллектуальным устремлением к Богу проговаривают слова: "Астагфирулла, астагфирулла (Прости меня, Господи! Прости меня!)". Эти слова пробуждают житейскую бдительность, наводят мосты в благополучную вечность и раскрывают для верующего человека врата мирского благополучия. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Кто постоянен в испрашивании прощения ("истигфар"), тому Всевышний предоставит выход из [казалось бы] безысходной ситуации (выведет из состояния подавленности, стесненности, бедности и недостатка), снимет с человека озабоченность (тревогу, беспокойство) и наделит верующего уделом оттуда, откуда он его не ожидает". (Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Абу Дауда. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2, с. 484, хадис № 1875; Абу Дауд С. Сунан аби дауд (Каир: аль-Хадис), т. 1, ч. 2, с. 86, хадис № 1518.)

(5) Вы, Аниса, можете спокойно заходить в мечеть и молиться. Не нужно чувствовать каких-либо неудобств. Всем людям свойственно ошибаться, где-то согрешить. Главное – осознают ли они свою греховность? Могут ли искренне раскаяться в содеянном и однозначно вознамериться больше не повторять проступок или совершенный грех?

Полезно вспомнить слова, произнесенные в свое время супругой Пророка Мухаммада, ‘Аишой, в ответ на вопрос о том, когда человек становится грешником? Понятное дело, что спрашивавшие хорошо знали о больших и малых грехах, многие из которых природно ощущаются человеческим сердцем. Они спрашивали о чем-то более тонком, не всем заметном, не всегда ощутимом, едва уловимом, которое может быть известно супруге Пророка. ‘Аиша ответила: "(Становится человек грешником) когда начинает думать, что он праведник". (См.: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин. С. 396.) Удивительные слова, не правда ли? Глубину их и мудрость может понять именно праведник.

«Раздражаюсь, завидую, обижаюсь», – из раза в раз, от исповеди к исповеди говорит постоянный прихожанин священнику. И вот человека уже тревожит, что его исповедь становится совсем формальной. Что делать? Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря (Москва).

Ничего нового? Какое счастье!

Это вполне нормальная ситуация, когда человек регулярно приходит на исповедь и сетует, что он переживает из-за того, что каждый раз, от исповеди к исповеди, называет одни и те же грехи. Я на такие переживания замечаю: «Какое счастье, что ты не говоришь чего-то нового!»

Другое дело, что нельзя превращать даже такую, казалось бы, повторяющуюся, исповедь в формальность. Ежедневно должен быть покаянный молитвенный подвиг, мы должны просить у Господа помощи, прощения, мудрости и великого спасительного дара – видеть свои грехи.

Ведь покаяние подразумевает, что ты не желаешь повторять своих грехов, и если это серьезно и искренне, то тогда ты начинаешь меняться благодатью Божией в нужную сторону. Покаяние – таинственно. Необходимо постоянно каяться и молить Господа о помощи, чтобы справиться с тем, с чем ты справиться не можешь.

Надо только захотеть

Но помощь будет только в ответ на наши усилия, ведь в том-то и дело, что церковная жизнь очень трудна. И одновременно здесь очень легко принять желаемое за действительное. Потому человек и должен постоянно каяться перед Богом, не только на исповеди. А исповедь – это лишь одна из важных сторон церковной жизни.

Да, нередко человек страдает, что у него ничего не получается, в том числе – по-настоящему каяться. Но это характерное качество. «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15) – говорит апостол Павел. Главное – не оставлять усилий и молитвы.

Бывает, ко мне подходит на исповедь постоянный прихожанин, и знаю, что он сейчас скажет, при этом вижу – человек переживает, что для него самого всё не формально. У него есть желание исправиться. Я ему так и говорю: «Ну что, номер один из твоего привычного „мучающего списка“?»

Преодолеть любой грех, даже, казалось бы, самый «незначительный», труднее, чем кажется. Мы почему-то относимся к этому легкомысленно. Думаем: «Раз я желаю не грешить, значит, я не буду грешить». А когда, понятное дело, нам это не удается, начинаем переживать и бояться называть то же от исповеди к исповеди. Для того, чтобы действительно ты перестал грешить, надо очень захотеть.

Захотеть настолько, чтобы твоя молитва была горячей, чтобы ты прорвался из своего греховного состояния, чтобы твоя молитва прорвалась, чтобы она дошла до Господа, чтобы она была искренняя и от души. Потому что Господь готов тебе дать просимое, не задерживаясь, только ты не готов принять. Поэтому и надо молиться вот так усиленно и горячо, чтобы и душа твоя смогла принять то, что ты просишь.

Чтобы сосны звенели

Когда я учился в институте, нас, студентов, по окончании четвертого курса отправили на военные сборы, повезли в военную часть в Псковскую область. Место – необычайно красивое. Лес, лето, солнышко садится и золотит стволы сосен, и они словно купаются в солнечных лучах.

Вот стоит учебный взвод, «солдаты» – студенты в гимнастерочках, которые на нас сидят, как на корове седло. К нам выходит майор – настоящая военная косточка. Мундир без складочки, сапоги начищены, широченные плечи, грудь колесом, на мундире значок – триста или четыреста прыжков с парашютом. Обращается к нам: «Равняйсь! Смирно! Здравствуйте, товарищи курсанты!» Мы ему вяло отвечаем: «Здравия желаем, товарищ майор!» Он говорит: «Плохо здороваетесь! Еще раз, здравствуйте, товарищи курсанты!» Мы опять отвечаем вяло. На что слышим: «Плохо здороваетесь. Наберите полные легкие воздуха. Здравствуйте, товарищи курсанты!» Где-то на шестой раз мы рявкнули так, что аж сосны зазвенели.

Вот и каяться надо так, чтобы сосны звенели. Это надо ощутить. Причем человек сам должен почувствовать. Священник может какие-то примеры привести, может пошутить или что-то посоветовать. Но если человек сам не почувствует, всё будет напрасно.

Да, действительно, есть люди совершенно «непробиваемые». Ты, как священник, не смог к нему пробиться, не смог до него донести, хотя старался, пытался что-то объяснить. Но он от исповеди к исповеди упорно идет по формальному, фарисейскому пути. Ну что делать? Только положиться на милость Божью. Раз Господь его призывает к таинствам, значит, Господь Сам его ведет. А наше дело его поддержать, предложить какие-то действия, например, читать Псалтирь, чтобы всё-таки были духовные усилия. И, конечно, молиться за этого человека.

«Жизнь – штука полосатая»

Охлаждение в вере может наступить и после формального отношения к ней, и после «горения». Была у меня такая прихожанка. Пришла в храм, вся буквально сияет. Я так и звал ее: ваше сиятельство. Говорил ей: «Смотри, ты сейчас так радуешься. Это замечательно. Но радость твоя нынешняя – дар Божий. Его нужно сохранить. Это совсем не так просто». Примерно год она радовалась. А потом появился в ее жизни какой-то молодой человек, и она ушла из Церкви. Так бывает, к сожалению. Дай Бог, чтобы она нашла свой путь к Богу.

А бывает, человек вроде бы преодолел и охлаждение после такого «горения», вроде бы у него наладилось всё, и вот он уже опять чувствует какой-то застой в духовной жизни. Жизнь – штука полосатая. А духовную жизнь можно сравнить с подъемом на ступенчатую пирамиду. Ты карабкаешься, карабкаешься, вышел на ровное место, вроде никаких изменений. Но ты всё-таки двигаешься, подходишь к другому склону. И вот ты опять начинаешь карабкаться.

Так и должно быть. Главное – не опускать руки, не унывать, не мириться с грехом, с тем, с чем мириться нельзя, и не нужно из себя что-то выдавливать натужно. Чувствуешь, что у тебя нет – проси. Господь – податель всех благ. Чувствуешь, что не можешь каяться, молись: «Господи, научи каяться, даруй мне возможность искренне переживать за совершаемые грехи, и дай силы бороться с ними». Нам всё время надо видеть свои грехи и не ужасаться, а благодарить Бога, когда Он нам их открывает.

Одни и те же грехи, одна и та же любовь

Человеку, который на каждую исповедь с неизменным постоянством приносит одни и те же грехи, необходимо отвечать тоже с неизменным постоянством – с любовью. То есть мирно, доброжелательно, спокойно, с теплом. И может быть, это тепло согреет его сердце и оно растопится.

В Библии есть замечательные слова: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36:26). Душа и сердце каменеют от греха. Дай Бог, чтобы у нас появилось такое тепло, которое может растопить и этот духовный камень. Но надо понимать, что это дар Божий. О нем надо молиться. Если ты к нему стремишься, Господь тебе даст. Господь щедр и милостив.

Записала Оксана Головко

Как необходимо подготовиться к первой исповеди? Ксения

Уважаемая Ксения! Самое главное - не передумать и не отложить на потом то, чего просит и к чему стремится душа. Внешняя подготовка может быть различной, и ее меру Вы впоследствии будете определять вместе с тем священником, который когда-то станет Вашим духовным наставником, не о ней сейчас и думайте. А постарайтесь внимательно вспомнить свою жизнь с отрочества, с того времени, когда Вы стали различать белое и черное, плохое и хорошее, - и все то, в чем совесть упрекнет, все те страницы, которые захочется поскорее перевернуть, все, о чем лукавый будет нашептывать: «А вот этого не говори, слишком давно, слишком стыдно, слишком невозможно выговорить и объяснить», - это как раз и принести на исповедь вместе с решимостью к одним грехам никогда не возвращаться, а с другими, скорее навыками, страстями, греховными привычками вести бескомпромиссную борьбу.

Еще практический совет - постарайтесь заранее узнать относительно того храма, куда Вы собираетесь пойти на исповедь, когда там есть возможность исповедоваться подробно. А еще лучше заранее договориться со священником, предупредив его, что Вы будете первый раз на исповеди. Священник Максим Козлов

Как нужно готовиться к исповеди? По какому принципу должна быть составлена исповедь – по заповедям, или по хронологии совершенных мною грехов? Насколько много должно говорить? Достаточно ли просто сознаться в том, что согрешила? Ольга

Дорогая Ольга. Надо прийти в храм на исповедь, послушавшись уже данного вам совета священника. Можно заранее записать исповедь, начиная с 7 летнего возраста. Повторяющиеся грехи можно просто назвать, а можно описать ситуации, приведшие к греху. Иногда человек болезненно чувствует, что при каких-то обстоятельствах его душа была сильно искалечена грехом, и на сердце остались раны, прикосновение к которым вызывает острую или притупленную временем боль.

Тогда действительно нужно мужество, чтобы открыть перед священником то, о чём рассказать подчас больно и стыдно. Но если не открыть, то спрятанный грех будет продолжать разрушать душу и сердце изнутри. Бывает, что какие-то грехи не удаётся вспомнить, а какие-то поступки или мысли, может, и не казались грехом, тогда регулярные дальнейшие исповеди и усердная молитва выведут их из тьмы забвения.

На исповедь, особенно первую, необходимо прийти тогда, когда у священника достаточно времени, чтобы поговорить с Вами, т.е. на вечерней службе. Приняв Вашу исповедь, священник решит, готовы ли Вы причаститься, или Вам необходимо попоститься, помолиться, походить в храм. Но всё это вы сможете разрешить с ним непосредственно в беседе. Что касается слёз при исповеди, то они естественны для кающегося. Пусть поможет Вам Господь и Ваш Ангел Хранитель преодолеть все препятствия, мешающие очищению души. Помоги Господи, священник Александр Ильяшенко

Могу ли я исповедоваться посредством переписки, не заходя в церковь? Татьяна.
Здравствуйте Татьяна, исповедь – это таинство которое совершает Сам Господь, а священник является свидетелем, того что покаяние свершилось. Кающийся человек преодолевает самого страшного и постоянного противника – самого себя. Он одерживает над собой крупную победу и священник свидетельствует, что она действительно совершилась. Мы каемся для того, чтобы внутренне измениться, исправиться с помощью Божией. Помоги Вам Господи найти духовника, к которому бы расположилась Ваша душа, священник Александр Ильяшенко

Я исповедовалась по электронной почте, это правильно? Ирина.
Здравствуйте, Ирина. По-моему, исповедь по интернету – вещь недопустимая. Конечно, исповедовать грехи бывает и горько, и стыдно. Исповедь – это таинство, в котором священник является свидетелем вашего покаяния в грехе. Покаяние отделяет грех от человека, оно является благодатным изменением состояния души.

Чем же плохо, когда священник является свидетелем того, как постыдный грех отделяются от кающегося человека? Если человек действительно кается, то священник будет радоваться за него и благодарить Бога. А если нет покаяния, то открыться на исповеди бывает не просто. Покаяние – дар Божий, о нем надо просить Господа. Бывали в истории случаи, когда человек не мог в силу обстоятельств исповедаться священнику. Но это были экстремальные ситуации. Например, человек умирает в отдалении от храма и передает товарищу свою последнюю исповедь, чтобы тот, когда появится возможность, пересказал ее священнику. Был случай, описанный владыкой Вениамином (Федченковым), когда губернатор Генерал Бюнтинг, которому угрожала смертельная опасность, имел возможность исповедаться последний раз в жизни по телефону. Но Вам необходимо преодолеть смущение. Покаяние для того и существует, чтобы вывести на свет то, что препятствует соединению души с Богом. Помоги Вам Господи! Cвященник Александр Ильяшенко

Чем ближе к исповеди, тем сильнее “крутит”. Такие мысли лезут в голову, что кажется, со стыда и страха умру……Что делать, какую молитву читать, чтобы выстоять? Я Вам заранее от всей души благодарна! Марина.

Здравствуйте, Марина.
Молиться можно своими словами о том, чтобы Господь помог устоять против всех этих помыслов. А прийти на исповедь все-таки нужно в любом случае и в любом состоянии. Помоги Вам Господи, священник Михаил Немнонов.

Я была много раз на исповеди и не почувствовала облегчения. Мне часто попадаются люди которые говорят, что чувствуют после исповеди такую радость и легкость. Если не чувствуешь облегчения, радости и легкости, то значит ли это, что грехи все равно прощены? Ирина

Дорогая Ирина!
Святитель Феофан Затворник говорит, что кому полезна радость, тому даётся радость, а кому полезна печаль – тому печаль, только бы печаль эта была по Богу. Это значит, что более серьёзным должно стать наше покаяние и более строгим испытание наших отношений с другими людьми.
Преподобный Макарий Великий свидетельствует, что он знал многих, кто в начале пути был облагодатствован чрезвычайно, но потом пал самым жалким образом. И ещё больше таких, кто всю жизнь трудился в смиренном послушании веры, не имея особенных утешений, и достиг спасения в вечной Пасхе. При искреннем раскаянии в грехах человек получает от Господа их прощение в таинстве исповеди, даже если после исповеди нет чувства какой-то особой радости.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

На исповеди от волнения много забыла. Значит ли это, что исповедь моя недействительна, и я не прощена?Когда я готовлюсь к исповеди, всегда записываю грехи на бумагу. И все равно от волнения я что-нибудь да забуду. После последней исповеди не было чувства легкости, было чувство досады. Юля

Дорогая Юлия! Забытые грехи – это не страшно, они, прощены. Старайтесь записывать грехи и далее, а те грехи, которые забыли сказать, скажете на исповеди в следующий раз.
Помоги Вам Господи, священник Александр Ильяшенко

Как часто человеку нужно исповедоваться у священника? Светлана.
Здравствуйте, Светлана! Регулярность исповеди и причастия Вам лучше обсудить с духовником. На мой взгляд, оптимальный вариант – раз в две-три недели, плюс большие церковные праздники. Священник Александр Ильяшенко

Про грех юности на исповеди сказала: “Согрешила блудом”. Достаточно ли этого исповедания, или все же надо что-то более конкретно говорить? Ирина.

Дорогая Ирина! Да, действительно, на исповеди нет необходимости в подробности описывать грехи, поэтому вы исповедовались правильно, не вижу Вашей ошибки. Но блуд относится к числу тяжелых грехов, поэтому одной исповеди не достаточно. Необходимо постоянно и горячо каяться пред Господом о соделанном когда-то грехе и молить его о прощении, следить за состоянием своей души. Исповедуйтесь регулярно о своих грехах даже повседневных. Надейтесь на милость Божию, помоги Вам Господи.
Священник Александр Ильяшенко

Я хочу исповедаться и не знаю, считается ли это грехом? Когда мне было лет 8 – 9, а моему брату лет 7-8, мы посмотрели нехроший фильм и по своей глупости начали повторять увиденное. Меня очень мучает совесть. Н.

Дорогая Н.!
Временный стыд в сей преходящей жизни ничего не значит в сопоставлении со славой, ожидающей тех, кто прибег к Святому Покаянию! Исповедуйте это также просто, как спросили сейчас – тут никакие названия и не нужны: просто расскажите всё священнику чистосердечно, моля Господа о прощении, и милость Божия пребудет с Вами! Помните: нет такого греха, который не может быть очищен покаянием! Помните о той радости, которая бывает на Небесах о кающихся грешниках – покайтесь и эта радость коснётся и Вашего сердца!
Крепости Вам и верности Господу! Священник Алексий Колосов

Нужно ли мне снова исповедовать грех блуда более честно?Я исповедовала его несколько раз, но без подробностей, пожалев уши священника. Елена

Дорогая Елена!
Грех, однажды исповеданный, не надо исповедовать повторно, если Вы снова его не совершали. При исповедании блудных грехов обычно не рекомендуется в подробностях описывать совершенное, поэтому если Вы не назвали каких-то деталей, то это не является “недоговариванием” и тем более “утаиванием”. Советую Вам исповеданные грехи не исповедовать второй, третий раз, а если смущают помыслы – то надо молиться и каяться перед Господом и просить у Него прощения. От Вас – искренность и постоянство, а результат – от Господа.

У меня проблемы с исповедью и с духовной жизнью…Когда-то я ходила в церковь регулярно. Я читала, что нужно возненавидеть этот мир, но не хочу его ненавидеть. Мой муж меня сильно ревнует. Я представляю, какой бы был скандал, если б я пошла в церковь и задержалась бы на исповеди, даже если б мы и пошли вместе, то мне досталось бы по другому вопросу “что я так долго исповедовала? Виктория.

Дорогая Виктория. Нужно ненавидеть зло в мире, а не сам мир, и в этом Вы совершенно правы. Осуждение – это грех, нарушение заповеди Божией: «Не судите, да не судимы будете». Этот грех – проявление гордости. Апостол Иоанн Богослов говорит: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх ». Мне кажется, что недостаток Вашего мужа, о котором Вы говорите, можно преодолеть любовью. Чем более Вы будете к нему нежны, ласковы, приветливы и деликатны, тем скорее этот недостаток пройдет. Старайтесь быть с мужем искренней и открытой. Вам необходимо ходить на исповедь, но предупреждайте мужа, что будете задерживаться, чтобы он не волновался.
Помоги Господи, священник Александр Ильяшенко

Меня мучают сомнения, что я не полностью исповедовалась на генеральной исповеди! Я не называла отдельные эпизоды, и не смогу теперь вспомнить, что исповедано, а что нет. Ольга
Дорогая Ольга!
Для Господа важно не скрупулезное перечисление грехов, а глубина и искренность покаянного чувства. Господь – Сердцеведец, а не бухгалтер. Но если какой–то грех мучает Вашу совесть, Вы можете назвать его на следующей исповеди.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

Первую исповедь я произносил батюшке в нетрезвом состоянии, но это было для храбрости. Считается ли это исповедью? Юрий.
Дорогой Юрий!
К Таинствам следует приступать благочинно и в чистоте – конечно, таинство совершилось, но покаяться в том, что были нетрезвы во время исповеди, всё-таки следует. И помните: в пьяной «храбрости» мало толку! А священник, скорее всего, заметил, но, чувствуя Ваше состояние, и тревогу проявил такт и понимание.
С уважением, священник Алексий Колосов

Батюшка на несколько мгновений задремал во время моей исповеди. Считается ли моя исповедь совершенной или нет? Лариса

Да, Лариса, Ваша исповедь считается совершенной, ведь на исповеди Вы каетесь не священнику, а Господу, священник только является свидетелем Вашего покаяния. Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Могу ли я каяться в грехе, сознавая, что избавиться от него пока не в силах? Мысли об этом грехе причиняют мне страдания. Катерина.
Здравствуйте, Катерина!
Нет ли лицемерия в том, что я постоянно каюсь за свою гордость, зависть, вспыльчивость…? Думаю, Вы понимаете, что такие грехи не искореняются сразу и бесповоротно в один раз. Так что же и не каяться?
Посмотрите, как часто мы моем свое тело, даже, если не особо грязнимся. И ведь знаем, сознаем, что мыть нужно постоянно и всю жизнь. Может тогда не мыть?
Итак, Катерина, идите на исповедь и кайтесь в том, что тяготит совесть. Помните, как говорил святитель Иоанн Златоуст, что Господь не только плоды приемлет, но и намерения целует. Помолитесь с теплотой сердечной: Господи, Ты видишь, как этот грех меня угнетает, как я страдаю от него! Помоги, дай силы избавиться от него! И прочее, как посоветует духовник. Попросите у него молитв и совета, как Вам быть в Вашем положении.
Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский.

Есть ли смысл в следующей исповеди, если не избавилась от греха, из-за которого не была допущена до причастия? Рита
Рита, здравствуйте!
Смысл в исповеди есть всегда, кроме тех случаев, когда мы не хотим избавляться от греха, в котором исповедуемся. А если все-таки хотим расстаться с этим грехом, но пока не сумели, то нужно исповедоваться.
С уважением, священник Михаил Немнонов

Хочу исповедаться, меня смущает то, что священник может негативно отнестись к таким грехам, как: хула на Церковь и священнослужителей, сомнение в силе и высмеивание Бога, слушание песен сатанинского содержания. Евгений

Здравствуйте, Евгений!
Не бойтесь того, что священник отнесется к Вам негативно. Именно ему, как никому, хорошо известно, как слаб человек, как часто способен заблуждаться. Сознавая и свои недостатки, и то, что безгрешных людей не бывает, любой священник с великой радостью всегда приветствует, если человек обрел веру и стал на путь спасения.
Потому не надо опасаться ни осуждения, ни презрения, ни, тем более гнева. Скажите ему на исповеди просто и бесхитростно, все, что есть в душе и то, что теперь Вы имеете намерение жить по Заповедям, а для этого просите его молитв и наставлений.
Батюшка Вам даст советы для духовной жизни и благословит именем Христовым.
Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский

Недавно я исповедовалась в грехе блуда. Во внебрачные отношения я вступила с парнем, которого люблю и с которым в будущем мы собираемся узаконить отношения. Я раньше не понимала, что греховного во внебрачной связи, и поэтому не шла на исповедь, просто не хотела каяться в том, чего не понимаю, только из-за того, что так сказано Церковью. Ведь после исповеди надо еще и не возвращаться к греху. Это тяжело когда не понимаешь смысла. Вот ждала, думала. Потом пришло понимание всего, и как будто пропасть перед ногами разверзлась. Хоть я и раскаялась на исповеди, но душе тяжело, мрачно. Все болит внутри.

Раньше бывало после исповеди выходишь из храма, и мир вокруг как будто ярче и радостнее стал, и внутри все поет. А сейчас выходила из храма как из операционной - с тем же тяжелым чувством боли и потери. Депрессия не отпускает меня с тех пор, не могу своими силами справиться с ней. Что мне делать, мне кажется, Бог не любит меня как прежде - ведь я уже не такая чистая. Как происходит раскаяние в блуде, ведь это считается смертным грехом? Я знаю, многие святые годы терзались за такой грех. Это так и должно быть? Сколько мне нужно страдать, чтобы вернуть себе прежнее духовное состояние, которое было до моего падения?

Катя

Уважаемая Екатерина, во-первых, очень хорошо, что Господь дал Вам мужество в тяжком смертном грехе покаяться перед крестом и Евангелием в таинстве исповеди, осознать его как грех, а не просто как норму бытового поведения, что свойствен такому количеству людей ныне. Вы спрашиваете, почему нет облегчения на душе, почему не стало сразу светло и ясно. Но Катя, грех греху рознь, бывает, оступится человек, сделает какую-нибудь пакость, раскается в ней - и все, как водой умылся, больше и нет этого. А бывает, как с серьезной болезнью: сделает человек операцию, вырежут ему аппендицит, или какие-нибудь опухоли злокачественные - ох, как долго еще болит все тело. Так и с грехами. Когда решимся мы вырезать что-то злокачественное, болезненное, нас сильно искажающее, то после операции будем долго еще в себя приходить. Тот же больной - его и тошнит, и жить ему не хочется, и первую неделю кажется, что умрет он сейчас, но все же онкологии уже нет, того, что отравляло и лишало возможности на жизнь в будущем, уже нет. Так и с таким грехом - сначала будет тяжко, а потом дальше, исправлением жизни и невозвращением к этому греху засвидетельствуете Богу, что покаяние Ваше было действительно, и в этом усилии жизни Господь даст Вам постепенно и мирность, и радость и дальнейшую прямоту Вашего пути ко спасению.

священник Максим Козлов

_________________________________________

Количество записей: 35

Батюшка, здравствуйте! Вот такой вопрос, наверное, очень болезненный! Скажите, пожалуйста, как быть. Бывает такая ситуация, идёшь по улице и встречаешь человека из далёкого прошлого, вроде, этот человек тебе ничего не сделал, но здороваться с ним неохота вообще, так как это напоминает о прошлом (негативные воспоминания), также вас ничего не связывает с этим человеком, нет такого желания поддерживать контакт с ним! Скажите, пожалуйста, считается ли это грехом, когда ты проходишь мимо не поздоровавшись? Вообще, я человек доброжелательный и добрый. Заранее спасибо за ответ.

Надежда

Дорогая Надежда, Вы - дама, и первой здороваться, кроме как со старшими по возрасту, не обязаны. А раз воспоминания негативные (если, конечно, не Вы в этом негативе виноваты), можно признать отношения разорванными и оставить без внимания приветствие. Другой вопрос, что эти воспоминания грузом лежат на душе, тяготят. Чтобы решить эту проблему, обратитесь за помощью к Господу Богу. Хорошо назвать тяготящее Вас на исповеди в храме. Если храните обиду или зложелательство к обидевшему, хорошо молиться молитвой Иисусовой: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную", - заменяя "мя, грешную" на "нас, грешных". Все мы братья и сестры в Адаме, все мы люди, все ошибаемся. "Прости, Господи, и меня, обижающуюся, и его - обидевшего", - таково будет содержание Вашей молитвы. Это поможет Вам освободиться от тяжести прошлых отношений. Да поможет Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка. Прошу вашего совета, как мне покаяться в грехах моих за всю мою жизнь, как быть смиренной и любить всех. В церковь хожу (по субботам-воскресеньям, т. к работаю). Исповедуюсь и причащаюсь. Стараюсь жить по заповедям, но не всегда получается (и раздражение и гордость, "и всяк грех вложила в свою душу").

Людмила

Людмила, кайтесь в том, что помните, а новых грехов старайтесь не делать – вот и весь путь покаяния. Чего же еще? Невозможно прыгнуть выше человеческого естества. И не «накручивайте» себя излишне в этом вопросе: Господь с Вас выше человеческих сил не спросит. А любовь к людям придет после глубокого осознания своей греховности.

игумен Никон (Головко)

В юности я совершила большой грех - поклялась ребёнком перед иконами в церкви в том, что я якобы невиновна перед мужем, но обстоятельства сложились так, что мне пришлось соврать и сделать эту клятву. Брак был сохранён (мужа два года как не стало), я сейчас в зрелом возрасте, но всю жизнь меня мучает этот грешный поступок! Помогите! Подскажите, как снять камень с души? Да и с дочерью я давно уже не в ладах (её как подменили - ни уважения ко мне, ни сочувствия, ни ласки). Может, всё исходит от этого?

Ирина

Ответ один – идите в храм на исповедь. Молитесь о упокоении мужа и о здравии, взаимной любви с дочерью. Пусть это Вас примирит с собственной совестью.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка. А можно ли так сказать, что смертный грех - это тот грех, обычный грех (распространенный), который все люди делают, и не считают его грехом по неведению? Пишу я, грешный раб Божий Алекс.

Алекс.

Смертным грехом называется тот грех, наличие которого несовместимо с духовной жизнью. Существует семь смертных грехов: 1) гордость; 2) зависть; 3) гнев; 4) лень и связанные с нею праздность и уныние; 5) алчность; 6) чревоугодие; 7) сладострастие.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Несколько месяцев назад я обращался к ясновидящем и парапсихологам с просьбой наладить личную жизнь, а так же в финансовом вопросе, так как имеются огромные долги. С меня вытянули по-малому 50 000 рублей, проводили несколько сеансов со всякими предметами, в том числе и с религиозными, а жизнь так и не наладилась. Потом я узнал, что это большой грех, у нас в церкви исповедовался, но у нас только общая исповедь, и меня до сих пор тревожит этот вопрос, может, надо было где-то подробно исповедаться священнику, вдруг меня Бог за это не простил и на мне до сих пор лежит этот тяжкий грех? Я же просто хотел наладить свою личную жизнь. Заранее спасибо.

Вячеслав

Бог не обижается, а поэтому и не «прощает» в нашем понимании этого слова. Просто человек может согрешить и отпасть от Бога, а потом покаяться и вернуться к Нему. Если Вы искренне раскаялись в этом грехе, то значит, этот грех больше не отягощает Вашу душу. Однако в грехах такой тяжести лучше исповедаться индивидуально, а не на общей исповеди.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте. У меня такой вопрос. Я забеременела от своего будущего мужа еще до росписи в ЗАГСе. после наступления беременности мы поженились и повенчались. Ребенка мы очень хотели, и я о нем молилась. Только сейчас понимаю, что это было неправильно, ведь я молила Бога о ребенке, живя во грехе. А сейчас слышала, что вымаливать детей нельзя, что потом с ними будет много проблем. Так ли это? А еще каждый раз при угрозе и каких-то страхах я молюсь. Но правильно ли это? Ведь получается, что я не полагаюсь на Бога, а хочу, чтобы все было по-моему. Я раскаиваюсь в том, что, живя в блуде, молила о ребенке. Как быть теперь? Перед венчанием я исповедовалась. И сейчас хожу в храм, но мысли о том, что детей не вымаливают, не покидают.

Ольга

Причем тут ваши грехи! Мать должна молиться о своем ребенке! В грехах кайтесь, а за детей молитесь!

протоиерей Максим Хижий

Скажите, пожалуйста, у меня вот такой вопрос. Вот мы с моим сожителем живём уже 14 лет, не зарегистрированы, разница в возрасте между нами 21 год, у нас совместный ребёнок, девочка 11 лет, прекрасный ребёнок. В семье у нас полная гармония и понимание. Неужели из за не достающего штампа мы совершаем грех, живя без росписи, но в любви к Богу и ближнему?

Наталья

Наташа, а Вы почитайте статью о «гражданском браке» в рубрике «Моя крепость» . Вот тогда и поговорим «про штамп». «Штамп» - это излюбленная отговорка любителей "любви без обязательств". Но я мало встречал женщин, которым такие отношения нравятся. Не своим языком Вы это говорите, повторяете…

протоиерей Максим Хижий

Здрaвствуйтe! Спaсибо вaм зa отвeты нa вопросы, вы рeaльно помогaeтe людям, удeляeтe врeмя кaждому! Хочу eщё спросить: кaк укрeпить свою вeру, нe отчaивaться и нe унывaть?И eщё я собирaюсь исповeдовaться, но никaк нe могу в душe простить людeй, которыe мeня сильно обидeли. Кaк поступить, eсли хочу простить, но нe могу, получaeтся, я исповeдaю этот грeх, знaя,что потом eго "повторю", вспоминaя стaрыe обиды?

Здравствуйте, Нина. Надо держать наготове воспоминание о нескольких своих грехах, наиболее мучительных и, не вдаваясь в подробности, тыкать себя носом в них каждый раз, когда начинает всплывать осуждение и обида. И, конечно же, всегда просить милости у Господа.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, подскажите, батюшка, считается ли грехом ходить к целителям, гадалкам и прочим, при том, что я крещен?

Антон

Это является не только грехом, а еще и, если можно так выразиться, медленным духовным самоубийством! Человек, конечно, может ходить к "гадалкам" и "целителям", и будет даже получать временную помощь или что-то вроде "исцелений", но на самом деле через общение с подобными людьми он будет вступать в самый прямой контакт с нечистой силой и сильнейшим образом вредить своей душе. Если продолжать обращаться к услугам чародеев, то, в конце концов, дело даже может дойти до одержимости или открытого беснования. Если нет желания прийти в итоге к такому состоянию, и за временные "исцеления" получить постоянную зависимость об беса, то все эти хождения по "бабкам" надо немедленно прекратить.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Меня зовут Константин. Когда мне было 18 лет, я в пьяном состоянии разбил надгробие на кладбище, сейчас я не могу вспомнить, в каком месте и как звали этого человека, порой меня это очень мучает, я очень сожалею и раскаиваюсь в этом. Я понимаю, что это нельзя исправить, но помогите, пожалуйста, что можно сделать в таком случае? Чтобы и умерший, и Господь меня простили, я многое понял. Заранее благодарю.

Константин

Прежде всего, надо исповедоваться, Константин. А после этого душа подскажет, что нужно еще сделать, чтобы окончательно обрести покой от этого греха: может быть, какое-то доброе дело или милостыню, или оказать помощь, например, ухаживая за надгробиями на кладбище. Посоветуйтесь в этом вопросе со священником, которому будете исповедоваться, и послушайте свою душу.

игумен Никон (Головко)

Уважаемые батюшки! Проясните мне, пожалуйста, мои сомнения. Я верующий человек, хоть воцерковлена совсем недавно, мне 36 лет, я в разводе 10 лет. Муж мне изменял. Одна воспитываю сына все это время. Недавно стали жить с мужчиной вместе без росписи, я знаю, что это большой грех, и оправданием мне не служит мое нежелание быть одинокой. А одинока я была довольно долго. Он не против росписи, но чего-то выжидает, и человек верующий, но как-то по-своему. Я, как только мы распишемся, обязательно исповедую свой грех, но меня волнует еще и то, что где-то в Библии написано, что какой-то богатый человек любил подавать милостыню, но и любил блуд, и милостыня ему эта не вменилась в милосердие. Можно ли, несмотря на блудное сожительство, делать добрые дела? Угодны ли от меня они будут Богу? Я каждый день прошу у Бога прощения за все свои грехи, но ускорить событие с росписью не могу... Огромное спасибо за ответ и за весь Ваш труд. Спаси нас всех Господь!

юлия

Юлия, то, что Вы все понимаете, вселяет надежду на скорое разрешение Вашей проблемы. Не унывайте. Молитесь Богу, молитесь в храме. Добрые дела не надо оставлять! Живите как христианка. Только, конечно, добрые дела не должны быть разменной монетой… Надо решить Вашу проблему, старайтесь! Просите у Бога время и сил, сил моральных. Почитайте в рубрике «Моя крепость» материал о гражданском брак е. Надеюсь, найдете полезное.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, работа в банке, связанная с привлечением клиентов считается грешной?

Светлана

Светлана, если для привлечения клиентов необходим обман, то считается. Я надеюсь, что это не о Вашей работе. Помоги Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка, у меня несколько вопросов. Я слышала, что если родители не венчанные, то на том свете они не смогут встретиться друг с другом и со своими детьми. У меня очень много грехов, в моей жизни был алкоголь, наркотики, аборты, я делала очень много ужасного... Мне 21, сейчас я полностью изменилась в хорошую сторону, у меня маленькая дочка, живу без мужа. Очень хочу очиститься от всех своих грехов, возможно ли это? Стать, как бы сказать, чистой перед Богом?

Здравствуйте, Юля. Мы призваны к святости, но должны сознавать, что свят Один Господь. Мы должны понуждать себя к осуществлению святости в своей жизни, это цель, ради которой сотворен человек. Никакого времени не хватит на осуществление этой цели, поэтому Бог дает человеку вечность. А чтобы мы могли войти в вечность, дает Самого Себя. Он пришел не праведников спасти, а призвать грешников к покаянию. Кающийся грешник, борющийся со своими страстями, принуждающий себя к жизни по Евангелию - вот тот, кто милостью Божией входит в Царство Небесное. Следуйте за Церковью Православной, руководствуйтесь ее учением, и не теряйте надежду. На «том свете» мы встретим всех, и родных, и тех, кого оскорбили, никуда не денемся. А вот продолжения брачных союзов в жизни вечной не будет. Не следует никак себе представлять ту жизнь, она непредставима. В нашем земном опыте нет ни соответствующих слов, ни понятий, чтобы ее выразить и понять. Оставим это. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, когда христианину оправдано убивать других людей? В средневековье цари казнили лиходеев, и духовенство поддерживало их. А где та грань? Когда допустимо и недопустимо убивать людей?

Олег

Людей убивать грех! Даже врагов страны, даже преступников. Поэтому, после войны, солдаты довольно долго не подходили к причастию, молились и о погибших братьях, и о врагах. По словам митрополита Филарета (Дроздова), надо сражаться с врагами Отечества, врагов веры, гнушаться, своих врагов (личных) прощать.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Я грешу уже много лет, встречалсь сначала с женатым человеком, потом он развелся, у него двое взрослых детей. Когда он был женат, я родила ребенка. Меня это ситуация очень мучает, как будто камень на душе, я от этого страдаю, хожу в церковь, да и дома тоже, и всегда прошу Бога простить меня за этот тяжкий грех. Я чувствую свою вину в том, что его семья распалась, хотя он утверждает, что я ни при чем, просто он меня полюбил и жил долгое время ради детей, ждал, когда они вырастут, чтобы развестись. Меня это угнетает, я прошу зарегистрировать наш брак, раз он сейчас свободный мужчина, чтобы затем повенчаться, чтобы Боженька простил и благословил нашу семью. Но мой мужчина не хочет сейчас регистрироваться, говорит, что еще не время, хотя нам хочется еще детей, а я ему говорю, что снова в грехе не хочу рожать. Он много лет просил, чтобы я его подождала и я преданно его дожидалась, когда он разведется, что же теперь может мешать?! Он говорит, что любить - это не грех, а то, что мы вместе, это значит, так Богу угодно, поэтому и не считает важным зарегистрировать брак, а я не могу переубедить его и продолжаю грешить. Батюшка в церкви сказал на исповеди, что когда я исправлю грех, тогда могу прийти и исповедоваться, чтобы причаститься, а пока я не исправлю грех, мне не надо исповедоваться и постоянно просить прощение перед Богом за свой грех. Неужели Боженька не простит меня за то, что я влезла в чужую семью? Как быть?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!