Владимирская тяжеловозная порода. Владимирский тяжеловоз — особенности рабочей породы лошадей. Описание лошади владимирский тяжеловоз
Для перемещения габаритных грузов было решено вывести породу лошадей, в которой удачно будут сочетаться только лучшие качества скакунов (выносливость, сила, характер и т.д.). Владимирский тяжеловоз - идеальное в этом плане создание. Чем так хороши рассматриваемые представители? Легко ли их содержать и разводить? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в представленном обзоре.
Тяжеловозная порода стала необходимой для населения России, ведущего аграрное производство, ведь не каждая иностранная кобыла, обладающая нужными характеристиками, могла быстро и легко адаптироваться к условиям труда и проживания, выдерживала нагрузки. Плюс эти представители были слишком дорогими.
Чтобы избежать гибели и снизить затраты на содержание лошадей, селекционерами Владимирской области была предпринята попытка самостоятельно создать коней, отвечающих заявленным требованиям (быть выносливыми, сильными, неприхотливыми в корме и т.д.). Результат работы был ошеломительным: не только сильный, но и красивый тяжеловес, поражающий людей своей мощью и грацией. Как же это получилось?
Становление ветви развития лошадей породы Владимирский тяжеловоз началось с появления Гаврилово-Посадской конюшни (1886 год), взявшей для разведения американских клейдесдалей (тяжеловозов). Чтобы получить выносливую породу, селекционеры стали отбирать лучших имеющихся скакунов и скрещивать их с российскими кобылами. Такое действие помогло не только сохранить мощь, красоту и силу непарнокопытных, но и придать им недостающих качеств, это в результате стало основной причиной рассвета аграрной промышленности в России.
Чуть позже, на рубеже 30-х гг прошлого столетия было принято решение попробовать скрестить имеющихся трудяг с представителями шайрской породы, однако значительных изменений не произошло.
В 1946 году миру был представлен результат работы селекционеров - конь, получивший название «представитель Владимирских тяжеловозов».
Отличительные признаки породы
При взгляде на картину «Три богатыря» известного художника в глаза бросается помощник Ильи Муромца - сильный мускулистый конь. Автор как будто создал образ идеального помощника. Именно такими и являются лошади породы Владимирский тяжеловоз.
Как же распознать такого скакуна среди огромного разнообразия имеющихся пород? Все просто, ведь достаточно взглянуть на фото и запомнить отличительные признаки Владимирских тяжеловозов:
- мощный мускулистый торс (обхват груди до 2 м, а вес животного может достигать 1200 кг, хотя усредненные показатели таковые: скакун - 760 кг, а кобыла - 690 кг);
- высокий рост (в холке - до 175 см, высота пясти - около 30 см);
- массивный горбоносый череп;
- длинная косо поставленная лопатка;
- широкая дугообразная шея;
- рельефная удлиненная спина и выделяющийся круп;
- большое количество длинных волос на мускулистых конечностях ниже скакательного сустава (наследие от клейдесдалей);
- густая ниспадающая грива и волнистый длинный хвост (последний может спускаться практически до земли).
В настоящее время по окрасу преобладает гнедая масть, хотя нередки появления представителей Владимирского тяжеловоза рыжей и вороной мастей. Удивительно, но часто можно заметить животное с белыми пятнами на голове, в области живота и конечностей (ниже скакательного сустава).
Содержание и разведение породы
К сожалению так просто, как Русских тяжеловозов, содержать Владимирских не получится. Если вы хотите получить не только выносливых, но и плодовитых особей, будьте готовы трудиться. Для этого придется запомнить следующие советы по содержанию:
- Конюшня - не лучшее место для лошади. Конь должен больше времени проводить на свежем воздухе, совершать постоянные прогулки, чтобы поддерживать правильную работу мускулатуры.
- Душ - не просто гигиеническая процедура, а залог здоровья, красоты и долголетия скакуна. Зимой конь не должен подвергаться водным процедурам (этот совет полезен, ведь дан с целью сохранения жизни животного).
- Владимирских тяжеловозов нужно кормить не только сеном, но и зерновыми культурами и кормами, богатыми витаминами и минералами. Только тогда лошадь сможет плодотворно трудиться, независимо от погодных условий.
Не секрет, что верно составленный рацион поможет животному быстро набраться сил для выполнения самых разнообразных поручений.
- Осмотры ветеринаром на предмет развития отклонений и заболеваний желательно производить не реже пары-тройки раз в год.
- Скрещивать нужно только чистокровных особей. Кобыла в случае инбридинга способна дать неплодовитых жеребцов.
Важно: Чистокровный жеребец будет хорошо набирать вес и уже к году практически достигнет размеров взрослой особи, а к трем станет полноценной плодовитой особью.
Характер животного
Вас пугает вес скакуна и вы, изучив другие характеристики и взглянув на фото Владимирского тяжеловоза, подумали, что этот конь грубый и грозный? Расслабьтесь, ведь, встретившись с мерином или кобылой, вы кардинально измените свое мнение. Кони такой породы достаточно покладисты, легко позволяют себя запрягать в упряжки. Даже жеребец с радостью прокатит рысью или галопом целую группу зрителей.
Совет: при первой встрече с Владимирскими тяжеловозами не забывайте соблюдать правила техники безопасности. Иногда даже самый спокойный конь может взбрыкнуть.
Стоит отметить и энергичность Владимирских лошадей, благодаря которой животных стали использовать на различных соревнованиях и верховых прогулках как по городу, так и в сельской местности.
Недостатки породы
Сколько бы хорошего ни было сказано о представителях породы Владимирский тяжеловоз, придется раскрыть и их недостатки:
- Низкая скорость передвижения (понятно, что большой вес самой особи не позволяет ей быстро передвигаться, а уж тем более тащить нагруженную телегу).
- Мягкая спина и плоские ребра.
- Неповоротливость.
Пожалуй, это все отрицательные характеристики, которые можно было бы добавить в описание рассматриваемой породы лошадей.
Использование лошадей
В настоящее время представителей породы Владимирский тяжеловоз используют разным образом:
- Для племенной работы. Завод, занимающийся разведением коней и кобыл, приобретает только лучших представителей, чтобы получить хорошие характеристики (объемы мяса, молока и т.д.).
- В сельской местности для распашки земель, перевозки тяжелых, крупногабаритных грузов и выполнения других мелких фермерских поручений.
- Для получения молока и создания молочных продуктов. Понятно, что раз жеребец рождается крупный и быстро растет, значит, на первых парах ему нужен большой объем материнского молока.
- Для развлечения и досуга. Часто таких животных запрягают в тройки на известные народные гулянья, используют для верховой езды, представляют на выставках и соревнованиях.
Кстати, ответ на вопрос, сколько стоит чистокровный жеребец, порадует многих фермеров. Все дело в том, что цена за кобылу, находящуюся в возрасте 1-1,5 лет, можно приобрести всего за 200 тыс. руб.
В качестве заключения хочется сказать, что лошади породы Владимирский тяжеловоз, несмотря на свои габариты, славятся выносливостью, трудолюбием, податливым характером, всегда остаются покорными и преданными своему хозяину, немного привередливы в питании и требуют тщательного ухода.
В сельском хозяйстве всегда ценились крепкие и сильные кони. Одной из самых престижных является лошадь Владимирский тяжеловоз. Почему эта порода так популярна и какие у неё особенности, узнаете из этой статьи.
Сильные лошади понадобились еще в Средневековье, чтобы нести на себя рыцаря в полном вооружении. Вес их мог достигать тонну, а рост – 2 м. При такой комплекции боевые рыцарские кони быстро уставали и не могли прыгать. Со временем от них произошли и предки Владимирской породы – английские шайры.
Тяжелоупряжная порода Владимирский тяжеловоз была создана не так давно. Выведение происходило во Владимирском ополье, где преимущественно почва тяжелая и трудно распахивается. Для обработки полей возникла необходимость в сильных конях. Кроме того, из-за роста городов нужен был гужевой транспорт. Всё это было предпосылками к возникновению во Владимирской области тяжеловозов.
Сильная рабочая лошадь была нужна в нашей стране всегда. Особенно острая необходимость возникла в конце 19 века, когда деревянную соху и борону сменили тяжёлые железные плуги. Обычная крестьянская лошадка уже справится с ними не могла. Тем более на суглинках нынешних Ивановской и Владимирской областей. Сама порода была выведена путём скрещивания местных коней с английскими шайрами и шотландскими клейдесдалями. Особи этих пород были закуплены в Англии в 20-х годах. Важнейшую роль в получении новой породы сыграли три жеребца-клейдесдаля. Шайры были преимущественно самками. Кроме того, незначительную роль в селекции сыграли лошади суффолкской породы. Местные же кобылы передали породе выносливость в работе и приспособленность к условиям региона.
Скрещивание и выведение проходило в Гаврило-Посадском племенном рассаднике и одноименной конюшне. В 1946 году официально была зарегистрирована новая Владимирская лошадь тяжеловоз. Улучшение породы велось в Ивановском сельскохозяйственном институте. Отбор и селективный подбор особей делался по работоспособности, телосложению, сухости, росту лошадей.
Описание
Лошадь Владимирский тяжеловоз трудно перепутать с другой. Лишь частично она сохранила схожесть с предками (клейдесдалями и шайрами). У животных длинная круглая голова, с выпуклым профилем, сидящая на мускулистой шее. Холка высокая, грудь широкая. Спина у тяжеловозов немного мягковата, круп раздвоенный и широкий, слегка свислый.
У породы сухие, длинные конечности. У некоторых особей встречаются фризы (оброслость ног). Они склонны к появлению мокрецов. В районе путовых суставов часто образуются щётки. Хвост и грива густые и длинные. Масть обычно гнедая, иногда встречаются животные с вороным окрасом, или рыжим (с белыми пятнами на голове и ногах).
Важно знать, что у Владимирских лошадей никогда не бывает белых пятен на животе.
Рост немного превышает рост клейдесдалей, уступая лишь советскому тяжеловозу и шайрам. По силе порода слегка отстаёт от последних двух, зато показывает лучшие результаты в формуле «масса – скорость – выносливость». По весу и габаритам «владимирцы» считаются самой крупной из российских тяжелоупряжных пород.
Средние показатели у жеребцов: рост в холке 165 см, косая длинна туловища 173 см, обхват пясти 24 см, груди – 207 см. У кобыл по тем же параметрам: 162, 169, 23 и 198 соответственно. Масса тела самцов – до 760 кг, самок – до 690 кг.
Основное преимущество «владимирцев» – их невероятная работоспособность. Резвые, сильные, они могут пробежать рысью с возом в 1,5 тонны два километра за 5 минут. С грузом в 4,5 тонны и шагом то же расстояние пройдут за 15 минут. Шаг у породы своеобразный – широкий, с большим захватом и хорошим выносом. Без груза кони могут рысью пробежать за 3 минуты расстояние в 1600 м. Показательно, что именно на лошадях Владимирской породы недавно был совершён переход из Москвы во Владивосток.
Нрав
Как кобылы, так и жеребцы Владимирской породы отличаются спокойным характером. Животные быстро привыкают к хозяину и упряжке поддаются хорошо.Правда, встречаются некоторые особи «с характером».
Порода довольно энергичная, поэтому молодняк может в первые время не слушаться хозяина. Однако при ласковом обращении и хорошем подходе кони быстро становятся дисциплинированными.
В целом, животные легки в управлении, а резвость позволяет использовать их в знаменитых русских тройках.
К местным условиям Владимирские тяжеловозы быстро приспосабливаются. Скакуны могут работать как в жару, так и под снегом. Ход у животных особенно хорош в рыси – на выставках тяжеловесы демонстрируют необычную для их массы утонченность и грацию. Кони любят выходить в галоп, а их шаг ценится у любой породы, особенно у крупной.
«Владимирцы» рано взрослеют – уже в трехлетнем возрасте животные готовы к размножению и работе. Самцы славятся плодовитостью. Кобылы обычно приносят одного жеребёнка. При нормальном кормлении и содержании, выход потомства составляет 80 %. Замечено, что у самок высокая молочность, так как изначально была необходимость крупного малыша в большом количестве молока.
Использование
Владимирские тяжеловозы до сих пор активно используются в глухих деревнях для обработки земли, транспортировки тяжестей. Также их часто можно встретить по всей стране на различных соревнованиях.
Кроме основной задачи – перевозки тяжестей, «владимирцев» использовали для улучшения колхозных и совхозных лошадей. Применялось чистопородное разведение с инбридингом и было получено несколько основных линий.
В настоящее время лучшее маточное поголовье разводится на двух конезаводах во Владимирской и Ивановской областях. Племенной работой занимаются и конюшни при заводах, работающие с наиболее ценными особями.
В послевоенные годы «владимирцы» много поработали для восстановления народного хозяйства. К сожалению, теперь спрос на рабочую лошадь упал и конные заводы находятся на грани убыточности. Теперь и Владимирский тяжеловоз находится на грани исчезновения. Если вам на поле нужен надежный помощник, который не требует много топлива и не загрязняет воздух, смело выбирайте Владимирского тяжеловоза.
Видео “Выступ Владимирского тяжеловоза”
Вы можете полюбоваться на записи видом статных коней породы Владимирский тяжеловоз. Видео с выставки “Иппосфера”, которая проходила в Санкт-Петербурге в прошлом году.
Избранные статьи
Орловская порода – гордость русского коневодства Орловский рысак – одна из древних пород коней в России. Эта отличная легкоупряжная лошадь уникальна по своим характеристикам. Подробнее читай у нас
Владимирский тяжеловоз
Российская марка, посвящённая владимирскому тяжеловозу
Влади́мирский тяжелово́з - порода тяжеловозных лошадей, выведенная в СССР . Создана на племенных фермах колхозов и совхозов Юрьев-Польского и Суздальского районов Владимирской области и Гаврилово-Посадского района Ивановской области в результате деятельности Гаврилово-Посадской государственной заводской конюшни и Гаврилово-Посадского государственного племенного рассадника лошадей. Официально зарегистрирована в 1946 году .
История создания породы
Порода создавалась в районах Владимирского ополья, где преобладают тяжелые почвы, суглинок. Для их обработки требовалась сильная лошадь. Кроме того, быстрорастущие города нуждались в гужевом транспорте. Это явилось предпосылкой для развития во Владимирской области тяжеловозного коневодства.
Владимирская порода тяжеловозов была создана путём скрещивания местных лошадей с шотландскими клейдесдалями и английскими шайрами . Лошади этих пород были закуплены Советским Союзом в Великобритании в - -х гг.
Наибольшую роль при формировании владимирской породы сыграли клейдесдали, из которых особенно ценными были Лорд Джеймс, гнедой, г., Бордер Бренд, тёмно-гнедой, 1910 г. и Глен Албин, гнедой, г., ставшие основными родоначальниками владимирской породы. Шайры оказали значительно меньшее влияние на формирование породы; их клички встречаются в родословных владимирских тяжеловозов в более отдаленных рядах предков, преимущественно по женской стороне. Кроме того, имеются данные, что при формировании владимирской породы использовались лошади английской суффолкской породы, однако их вклад был незначительным .
Материнской основой владимирской породы тяжеловозов послужили местные лошади, которые передали породе такие ценные качества, как приспособленность к местным условиям и выносливость в работе.
Особенности породы
Владимирского тяжеловоза трудно спутать с какой-либо другой лошадью. Для его экстерьера характерны:
- крупная голова, длинная, с выпуклым профилем;
- длинная, мускулистая шея;
- высокая, длинная холка;
- широкая спина, нередко несколько мягковатая;
- длинный, широкий круп, раздвоенный, немного свислый или нормального наклона;
- широкая грудь;
- длинные, сухие ноги. У некоторых лошадей встречается значительная оброслость ног (фризы) и наклонность к развитию мокрецов;
- длинные и густые грива и хвост.
Масть гнедая, реже вороная или рыжая с белыми отметинами ног и головы; темперамент энергичный; движения на шагу и рыси размашистые, свободные. Лошади владимирской породы выносливы в работе, хорошо идут не только шагом , но и рысью . Владимирский тяжеловоз - добронравная и спокойная лошадь, обладающая энергичными, свободными аллюрами. Это довольно неприхотливая лошадь, способная жить как в условиях конного завода, так и в табуне.
В то же время владимирские тяжеловозы сохранили в своём облике схожесть с ближайшими предками - шайрами и клейдесдалями. Это крупный рост, некоторые особенности экстерьера (например, относительно длинные ноги), обилие белых отметин и сильная оброслость ног. Однако владимирские тяжеловозы никогда не имеют белых отметин на животе - визитной карточки клейдесдалей, серой или пегой масти, которые встречаются у шайров, и не так крупны и сильны, как последние (средний рост в холке шайрского тяжеловоза - около 200 см).
По росту владимирский тяжеловоз незначительно превышает рост среднего клейдесдаля, уступая по этому показателю только шайрам и советскому тяжеловозу . По силе владимирский тяжеловоз также уступает шайру и советскому тяжеловозу, однако преимуществом владимирских тяжеловозов являются лучшие результаты в соотношении «вес - скорость движения - выносливость».
Без груза владимирский тяжеловоз настолько резв, что, несмотря, на большую массивность, многие представители породы могут пробежать рысью 1600 м за 3 минуты, что является стандартом резвости для двухлетних рысаков в России . С грузом 1,5 т владимирский тяжеловоз может рысью пробежать дистанцию в 2 км за 5 минут или даже резвее. Очень популярны могучие и красивые владимирские тройки .
Разведение владимирского тяжеловоза
Помимо своего основного назначения - перевозки тяжестей - владимирские тяжеловозы служили хорошими улучшателями лошадей колхозов и совхозов. Основной метод племенной работы с владимирской породой лошадей - чистопородное разведение по линиям с использованием инбридинга на выдающихся родоначальников и кроссов хорошо сочетающихся линий. Основные линии - Холода (Бордер Бренд - Химера, ), Литого (Лорд Джемс - Тавлинка, ), Глен Эльбина (Эшенфлауэр - Бэллс Пэгги, ) и Кэпитена (Тальма - Нита, ).
Владимирские тяжеловозы достаточно скороспелы и плодовиты. В 3 года жеребцов и кобыл случают, в этом же возрасте на них начинают работать. При нормальных условиях кормления и содержания выход жеребят достигает 75-80 %. Лошади хорошо приспособлены к местным условиям и неприхотливы.
Лучшее маточное поголовье находится в двух конных заводах: «Гаврилово-Посадский» Ивановской области и «Юрьев-Польский» Владимирской области. Племенной работой с владимирским тяжеловозом занимаются и две государственные заводские конюшни - Владимирская и Гаврилово-Посадская, располагающие наиболее ценными производителями. Сегодня эта порода по экономическим причинам находится под угрозой исчезновения ..
Примечания
Библиография
- Книга о лошади, под ред. С. М. Буденного, т. 1, Москва, 1952.
- Выращивание владимирских тяжеловозов, М. П. Корзенев (Облгиз, Иваново, 1949).
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Одна из самых красивых и мощных пород лошадей – Владимирский тяжеловоз. Названа порода по области, где её вывели. Мощь этой породы прослеживается во всём облике коня. Сегодня использование его по основному назначению – как тягловой силы, уже на исходе, но в некоторых фермерских хозяйствах ещё можно наблюдать тяжеловеса в работе. При всей своей мощи этот конь имеет весьма покладистый характер, очень красив и энергичен.
Это удивительно, но в дореволюционной России тяжеловесных пород лошадей не было, хотя спрос на них был, и он покрывался за счёт приобретения иностранных пород, несмотря на их высокую стоимость и неприспособленность к отечественным кормам низкого качества. И ведь именно эти иностранцы – шотландские Клейдесдаль, бельгийские арденские стали прародителями российских тяжеловесов. Один из них – Владимирский тяжеловоз, и в наши дни сохранить его как вид стремятся энтузиасты коневодства.
Вывели эту породу российские коневоды путём скрещивания российских крупных лошадей с иностранными породами Шайр и Клейдесдаль, причём материнскими были российские лошади. Выполняли работы по скрещиванию специалисты Гаврилово-Посадской государственной и Муромской заводской конюшен. Чтобы вывести племенную породу отечественных тяжеловозов, Советский Союз в двадцатых годах приобрёл в Англии тяжеловесные породы.
Зарегистрирована на официальном уровне порода Владимирский тяжеловоз только в 1946 году. По регистрации считается, что родоначальники Владимирских тяжеловозов – это английские (шотландские) тяжеловозы породы Клейдесдаль. В послевоенные годы, когда была разруха, и техники катастрофически не хватало, основная нагрузка по восстановлению всего народного хозяйства, не только сельского, легла на долю этой породы коней.
Владимирская порода была зарегистрирована в 1946 году. Она была создана в ходе работы Гаврилово-Посадского племенного рассадника лошадей.
Владимирская тяжеловозная порода
была выведена в результате скрещивания местных пород с шайрами и клейдесдалями. Главную роль в формировании новой породы сыграли клейдесдали, из которых самыми знаменитыми были Бордер Бренд, Лорд Джеймс и Глен Албин, которые стали родоначальниками породы.
Владимирская порода лошадей отличается плотной конституцией подвижностью, легкими движениями на рыси и шагу, энергичным темпераментом. Масть в основном гнедая, реже вороная, зачастую с крупными отметинами на голове и ногах. Хвост, грива и челка пышные, густые.
История создания породы владимирских тяжеловозов
На землях Владимирского ополья издревле славились хорошие рабочие лошади. В таких крупных промышленных городах, как Москва, Ярославль, Владимир, был большой спрос на крупную тягловую лошадь, а для работы на достаточно плодородных, но тяжелых почвах она должна была быть выносливой и сильной.
В первой четверти XVIII в. в Гаврилово-Посаде был основан государственный конный завод, в котором стали выращивать тяжело упряжных лошадей. Улучшению местного поголовья поспособствовало создание Гаврило-Посадской государственной заводской конюшни (ГЭК) в 1886 году. Изначально она была укомплектована жеребцами рысистого и верхового направления.
Потом начали поступать жеребцы тяжелоупряжных пород — першероны, ардены и суффольки. Но с 1901 года их вытеснили клейдесдали, с 1910 года — шайры. Жеребцами этих пород покрывали местных крестьянских кобыл.
С этого периода на 98 совхозных и колхозных конефермах начата племенная работа по закреплению признаков полученного нового вида тяжеловозной лошади путем воспроизводительного скрещивания. Итогом работы стало выведение новой тяжело упряжной породы лошадей, получившей название владимирский тяжеловоз .
Современные представители владимирской породы отличаются довольно крупным ростом, гармоничным телосложением, крепкой конституцией, хорошо развитой мускулатурой и энергичным темпераментом. Голова длинная, с выпуклым профилем, мускулистая шея, длинная, хорошо выраженная холка, длинная широкая спина и круп.