Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Биография. Значение суриков иван захарович в краткой биографической энциклопедии Художник суриков краткая биография про его

Говоря о русских поэтах, талантливых выходцах из народа, нельзя не вспомнить о ярком представителе «крестьянского» творчества - Иване Захаровиче Сурикове (1841-1880). Его стихи переросли в народные песни («Рябина», «Сиротой я росла», «В степи»), а на его слова была положена музыка многих известных русских композиторов.
Иван Суриков родился в глубинке, в деревушке Новоселово Ярославской губернии, 25 марта 1841 года по старому стилю. Его отец был приказчиком в Москве, а в дальнейшем стал владельцем собственной лавки. Ранние годы будущего поэт прошли на фоне деревенской жизни и оставили в его душе исключительно теплый след.
В возрасте 8 лет маленький Суриков и его мать уехали в Москву, присоединившись к отцу. Здесь Иван начал изучение грамоты. Его учителями стали две женщины в почтенных годах, происходящих из разорившегося купеческого рода. Так мальчик приобщился к стихам И. Дмитриева, А. Мерзлякова и других поэтов-песенников, а так же познакомился с житием святых. Именно это и повлияло на дальнейшую судьбу Сурикова, плотно связав между собой богословие, народные мотивы и побудив будущего автора к собственному творчеству, которое в дальнейшем составит классику российской поэзии.
Но отец будущего поэта был против этого занятия, и дождавшись, когда мальчик подрастет, сделал его своим помощником. Улучив свободную минутку Суриков, продолжал увлеченно читать литературные произведения и уже ближе ко второй половине пятидесятых годов совершал первые, робкие шаги в сочинительстве.
Однако увидеть их широкой аудитории так и не пришлось – стихи были уничтожены начинающим поэтом. Однако, увлечения он не оставил – спустя небольшое количество времени были созданы новые пьесы и стихи.
Большой удачей в судьбе автора оказалось его знакомство с известным в молодежной среде писателем А. Плещеевым, впечатленным талантом юноши. Будучи авторитетным критиком и уважаемым литератором он помог Сурикову впервые выпустить стихи в свет. Они были опубликованы в журнале «Развлечение».
Несмотря на первый успех, Суриков не стал жертвой славы, напротив: он стал предъявлять более высокие требования к своему творчеству, неустанно совершенствуя слог, форму и уделяя все больше времени стихотворчеству. Это даже повлекло за собой уход из лавки отца и стало началом самостоятельной жизни. Поэту приходилось работать переписчиком бумаг, наборщиком в типографии, и даже попробовать себя в промышленной торговле – продавать уголь и железо. В результате, жизненная дорога снова привела его в отцовскую лавку, и Суриков вернулся к хорошо знакомому семейному делу.
Но мытарства никак не охладили страсти автора к поэзии: он продолжал творить. Его произведения публиковали такие известные издания как «Вестник Европы», «Дело», а в 1871 году был выпущен первое собрание стихов Ивана Сурикова. Далее последовали еще два поэтических сборника, 1875 и 1877 годов. Так же 1875 год отметило еще одно яркое событие – членство автора в «Обществе любителей российской словесности».
Всю свою непростую жизнь, пропитанную трудностями, лишениями и невзгодами, Суриков воплощает в своей поэзии, наполняя ее светлой грустью, теплыми воспоминаниями и неповторимой мелодикой, сплетая с народными мотивами и тем самым придавая ей необходимую простоту. В своих произведениях поэт отражает те темы, которые глубоко волнуют его сердце, и которые он хорошо знает – красота природы, быт и изнуряющий труд крестьян и городских жителей, живущих в бедности. Своим творчеством Суриков перекликается с Николаем Некрасовым, Алексеем Кольцовым, Иваном Никитиным.
Яркое отображение нелегкой жизни простого люда можно увидеть в таких стихах как «Работники», «По дороге», «В могиле», «Трудящемуся брату» и других. А красота русских пейзажей воспета в произведениях: «На берегу», «Зима», «В воздухе смолкает», «Осенью» и многих других.
Историческая линия так же нередко прослеживается в творчестве Сурикова, тесно сплетаясь с народным фольклором. Поэт создает былины на легендарные сюжеты: «Садко», «Малороссийская песня», а поэмы «Казнь Стеньки Разина», «Канут Великий», «Василько» отсылают читателя к событиям истории русской земли.
В результате выхода поэтических сборников Суриков обрел заслуженную известность и всеобщее признание. Более того, расширение круга знакомств в литературной среде привело к созданию кружка поэтов-выходцев из народа, в центре которого и оказался автор. Затем объединение переросло в «Суриковский литературно-музыкальный кружок», а Иван Суриков выступил инициатором выпуска в печать сборника стихов «Рассвет» (1872), ставшего результатом коллективного творчества.
К сожалению, тернистый жизненный путь, наполненный передрягами и полуголодными годами, оставил глубокий отпечаток на здоровье поэта: в 1878-1879 годах у Ивана Захаровича развился туберкулез. Даже прохождение лечения в курортных здравницах не давали облегчения, и болезнь все больше и больше прогрессировала, отнимая у поэта жизненные силы. До последних дней рядом с ним была его супруга М. Ермакова, они прожили счастливую семейную жизнь, обвенчавшись еще в 1860 году.
24 апреля (по старому стилю) 1880 года в возрасте 39 лет Иван Суриков скончался. Могила одного из самых близких к народу русских поэтов находится в Москве, на Пятницком кладбище.

СУРИКОВ Иван Захарович родился в семье крепостного крестьянина- поэт.

Отец Сурико­ва, служивший приказчиком в Москве, в 1849 сам открыл овощную торговлю и перевез к себе из деревни семью.

Не получив никакого образования, Иван Захарович, очень рано пристрастился к чтению, а во 2-й половине 50-х гг. начал писать стихи. Суриков служил в лавке своего отца, семья бед­ствовала.

В 1862 он познакомился с А. Н. Плещеевым , который сочувственно отозвался о стихах начинающего поэта, нашел в них «черты самобытности, а глав­ное, задушевность, глубокое чувство» и помог опубликовать их в журнале «Развле­чение». Иван Захарович печатается в эти годы в «Вос­кресном досуге», «Иллюстрированной газете».

После смерти матери (1865) Суриков ухо­дит от отца, работает сначала переплет­чиком деловых бумаг, потом наборщи­ком. Работая почти бесплатно, он живет в нищете, которая заставляет его вер­нуться к отцу и снова заняться торговлей.

С 1870 сотрудничает в журналами «Дело», «Семья и школа», «Воспитание и обуче­ние».

В 1871 издал первый сборник своих стихотворений, куда вошли такие значительные произведения поэта, как:

«Рябина» ,

«В зеленом саду соловушко» ,

«Ах, нужда ли ты, нужда...» ,

«Сиротой я росла...» ,

«В степи» и другие.

В 70-е гг. Иван Захарович начинает проявлять интерес к социаль­ным проблемам. Его кругозор значитель­но расширяется. Он знакомится с писате­лями-демократами В. А. Слепцовым, А. И. Левитовым , Л. Н. Трефолевым , Ф. Д. Нефедовым . Большое впечатление на поэта произвел «Нечаевский процесс» (1871). Познав все трудности пути поэта-самоучки, он решил помочь своим даро­витым собратьям из народа.

В 1872 издаётся сборник «Рассвет», в кото­ром представлены произведения А. М. Ко­зырева, И. Д. Родионова, А. Я. Бакулипа (деда В. Я. Брюсова), С. А. Дерунова, Д. Е. Жарова и его собственные стихи. Сборник вызвал ряд одобрительных отзы­вов, но зато цензура внесла его в список запрещенных книг. Общение с писате­лями-демократами благотворно сказалось на идейной направленности поэзии С., которая приобретает оптимистическое звучание и веру в светлое будущее наро­да.

В 1875 поэт был принят в члены Об­щества любителей российской словесно­сти, в том же году вышел второй сборник его стихотворений. Имя поэта-самоучки из крестьянской среды становится широко известным. Суриков пытается предпринять издание собственного журнала - орга­на для прогрессивных писателей из наро­да, но получает отказ.

В 1877, получив за третье издание своих стихотворений приличный гонорар, Иван Захарович, в связи с усили­вающейся чахоткой, уезжает в Самар­скую губернию на кумыс, затем в Ялту. В Москву он вернулся смертельно больным и вскоре умер.

Поэзия Сурикова И.З. демократична. Его худо­жественные воззрения близки принципам революционно-демократической эстетики Н. А. Некрасова . Тема народных стра­даний, нищеты и бесправия народных масс - основная тема стихотворений поэта. Излюбленным жанром его были песни, в которых он выступал продолжателем А. Кольцова , Н. Цыганова и др. Песни поэта органически связаны с устным народным творчеством, многие из них положены на музыку П. И. Чайковским, Ц. А. Кюи, А. Т. Гречанинов и другими. композиторами:

«Я ли в поле да не травушка была» ,

«Солнце утоми­лось...» ,

«Занялась заря...» ,

«В городе возле броду...» .

Его стихотворения от­личаются реалистической направлен­ностью, в то же время социальный кругозор их ограничен. Лирический герой поэта нередко склонен к абстрактно-гуманистическому морализированию, и это сбли­жает лирику Ивана Захаровича с поэзией его предшест­венника И. С. Никитина.

Поэт занимался переводами, разрабатывал исторические сюжеты. На сюжет новгородской былины о Садко он написал поэму «Садко» , кото­рая послужила основой для одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова. Боль­шой известностью пользовалась его поэма «Казнь Степана Разина» . В ней создан образ народного заступника, вождя кресть­янских масс.

В произведениях на исторические темы Суриков Иван Захарович верно передал национальные характеры, колорит народного искусства. Видное место в творчестве поэта. занимали произве­дения, посвященные детям.

Умер - , Москве.

Суриков Иван Захарович (1841-1880) – русский одарённый поэт-самоучка, вышедший из народных масс, яркий представитель литературного «крестьянского» направления. Ко многим его стихам были сложены песни, которые стали народными: «Сиротой я росла…», «В степи», «Рябина». Музыку на его стихи писали такие великие композиторы, как П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков.

Детские годы

Иван появился на свет 6 апреля 1841 года в деревне Новосёлово, которая находилась в Юхтинской области Угличского уезда Ярославской губернии.

Его родители – оброчные крепостные крестьяне у графа Шереметьева, то есть они платили помещику определённую величину оброка с каждой души, но не были привязаны к работам в его владениях. Поэтому отец, Захар Андреевич Суриков, подался в Москву на заработки. Там он пребывал на побегушках, а позднее получил назначение на должность приказчика по «овощной части». Проработав на этом месте некоторое время, Захар Суриков смог открыть свою собственную овощную лавочку на Ордынке. Вот только жену с сыном, которые остались в деревне, он навещал редко.

Ранние годы будущего поэта прошли на деревенских просторах. Он рос болезненным мальчиком, скромным и тихим, но был постоянно окружён заботой матери и бабушки, поэтому о детстве, проведённом в деревне, у него сохранились самые приятные и светлые воспоминания. Природная красота, простой и мирный деревенский уклад оставили неизгладимый отпечаток в душе Ивана Сурикова, эти мотивы потом часто встречались в его поэтическом творчестве.

В 1849 году будущий поэт с матерью переехали в Москву. Жизнь в большом городе показалась Ивану слишком шумной, отравляла своим удушливым воздухом, поэтому произвела на ребёнка негативное впечатление. Здесь совсем не чувствовалось простора для души, мальчик замкнулся в себе, стал ещё тише и запуганнее.

Обучение

Ваня стал помогать отцу в лавке, а когда ему было 10 лет, его послали учиться грамоте к двум пожилых дамам из древнего рода купцов – сёстрам Финогеновым.

Обе они были богомолками, но старшая отличалась большей религиозностью, поэтому учила мальчика житию святых по церковно-учительным сборникам «Прологам» и по книге Димитрия Ростовского «Четьи Минеи». Иван послушно изучил поучение отцов Православной церкви, духовные повести, рассказы и лирику, в которых прославлялась жизнь родоначальников монашества. Книги настолько повлияли на психику юного Сурикова, что у него стали появляться мысли про иноческий подвиг и «тихую матерь-пустыню».

Младшая сестра Финогенова учила мальчика лирике русских поэтов-песенников:

  • И. И. Дмитриев «Стонет сизый голубочек»;
  • А. Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя», «Чернобровый, черноглазый»;
  • Н. Г. Цыганов «Не кукуй, кукушечка, во сыром бору», «Что ты рано травушка».

Мальчик обучился письму и чтению, гражданской и церковной азбуке. В его восприятии мира народное устное творчество переплелось с церковными мотивами, что вылилось в итоге в неудержимую страсть к поэтическому творчеству. Иван учился по старинке («нараспев»), получалось, что стихи он не читает, а поёт. Такая привычка сохранилась у него надолго и пригодилась в начале творческого пути, когда свои написанные стихи он проверял с помощью пения.

Страсть к поэзии

Увлечение поэзией вызвало негодование отца, которому нужен был помощник в лавке: «Тебе, сын, попом и писарем не быть, наше другое дело – торговое. А купцам лишняя книжность дохода не приносит». Юный Иван слушал отцовы речи, а в свободные от лавочных дел минуты зачитывался произведениями А. С. Пушкина, А. А. Майкова, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, А. А. Фета. Мальчик не только жадно заучивал их стихи, но и пробовал писать свои. К сожалению, его ранняя лирика не сохранилась, поэт уничтожил свои первые произведения.

В одном доме с Суриковыми проживал невысокого ранга чиновник Ксенофонт Добротворский. Этот отставной семинарист на первый взгляд казался неудачником и хмурым пессимистом, но на самом деле был добрейшей души человек. У него имелось много книг, и Иван Суриков потихоньку перечитал всю библиотеку Добротворского.

Однажды в доме, где проживал Иван, случился пожар. Впечатлённый этим событием, он написал стихотворение и дал прочитать его Добротворскому. Тот сказал молодому поэту: «Дерзайте, юноша!» Эти слова невероятно окрылили Сурикова, и он написал несколько пьес.

Нелёгкий творческий путь

В 1857 году у Ивана собралась уже целая тетрадка собственных сочинений. Друзья посоветовали ему показать стихи кому-то из известных поэтов. Сурикову удалось получить рекомендательное письмо от профессора К. Ф. Рулье, с которым он отправился к двум русским поэтам. Один из них отозвался о творчестве Ивана положительно, обратил внимание на недостатки, дал дельные советы, как не ошибаться в будущем. Но второй лирик отнёсся к стихам Ивана жёстко и недоброжелательно, дал безжалостную характеристику. На формировании молодого таланта это конечно отразилось, но не сломило. Иван продолжил заниматься поэзией, но теперь уже с учётом ошибок, обрабатывал формы стиха, работал над звучностью, старался придать своей лирике плавность и краткость.

В конце 1850-х годов отец уже имел две лавки – большую и малую, дела его шли весьма успешно. Однако поплывшие в руки деньги он стал проигрывать на скачках, что привело к разорению. Отец стал пить, закрыли одну лавку, потом вторую. Чтобы забыться, Захар Суриков принял решение на время уехать в деревню, а жена и сын остались с его старшим братом.

Иван в дядиной овощной лавке трудился младшим приказчиком. Но жить с ним оказалось ещё хуже, чем с отцом. Дядька был капризным и придирчивым, постоянно попрекал куском хлеба, унижал, оскорблял, держал в нужде. На поэзию у молодого Сурикова совсем не оставалось времени, было слишком много работы в лавке: он и порядок наводил, и обслуживал покупателей, и развозил на тачке товар. Когда совсем стало невыносимо, Иван распродал нехитрые пожитки и, накопив немного денег, купил на Тверской небольшое помещение. С мамой они занялись скупкой и продажей всякой всячины – железо, каменный и древесный уголь, тряпьё, лом, медь. Торговля у них получалась бойкой.

Иван стал самостоятельным, в 1860 году женился не девушке-сироте Ермаковой, она оказалась верной помощницей в торговых делах, что позволило Сурикову вернуться к любимому поэтическому занятию. Тем более, что к этому времени приехал из деревни отец и принялся помогать жене, сыну и невестке в привычной для себя торговле.

В начале 1860-х годов он познакомился с поэтом Н. А. Плющеевым, которому показал свои стихи. Опытный лирик отнёсся к молодому дарованию с проникновением, увидел в нём задатки настоящего таланта, предложил помощь и сотрудничество. Плющеев отобрал понравившиеся стихи Сурикова и отдал их редактору литературного издания «Развлечения» Ф. Б. Миллеру. В 1863 году опубликовали первый стих Ивана.

Творческая и материальная жизнь поэта стала налаживаться, но счастье было недолгим. Случилось горе: умерла мама Ивана. Отец снова стал пить, а вскоре женился на раскольнице. У новой отцовой супруги оказался такой невыносимо тяжёлый характер, что Иван с женой ушли на казённую квартиру. Для поэта началась пора нужды, скитаний, страданий, лишений, которые сопровождались постоянными поисками хоть какой-нибудь работы.

Иван перебивался случайными заработками: работал в типографии учеником и наборщиком, переписывал бумаги. Вскоре он очень сильно заболел и слёг, а, когда поправился от болезни, в типографии его место уже было занято. Не оставалось ничего, кроме как попроситься в лавку к дяде. Положение Сурикова было настолько ужасным, что порой у него возникали мысли о самоубийстве.

В скором времени вторая жена отца, оказавшаяся не только сварливой, но и чересчур ушлой, обобрала старшего Сурикова до нитки и ушла. Иван со своей женой вернулись к отцу и снова потихоньку начали возрождать торговое дело. Постепенно дела стали налаживаться, и поэт вновь принялся за сочинительство.

Признание

В конце 1860-х годов Иван Захарович познакомился с писателями Ф. Д. Нефёдовым и А. И. Левитовым. Они способствовали продвижению его стихов в периодику. Так он стал печататься в изданиях:

  • «Дело»;
  • «Семья и школа»;
  • «Воспитание и обучение»;
  • «Иллюстрированная газета»;
  • «Воскресный досуг»;
  • «Отечественные записки».

И, наконец, в 1871 году вышел первый поэтический сборник Сурикова, в который вошли 54 его пьесы.

Поэт-самоучка Иван Захарович прошёл сложный творческий путь, поэтому к тем самородкам, которые вышли из народа и гнулись под тяжестью невыносимых жизненных условий, он относился с особенной искренностью, теплотой и сочувствием. Он предпринимал всяческие попытки, чтобы поддержать их. Суриков призвал таких поэтов объединиться и выпустить общий сборник. Многие авторы откликнулись на такой призыв и даже организовали кружок. А в 1872 году они выпустили альманах «Рассвет».

Это были лучшие творческие годы поэта Сурикова. Одно за другим печатались его произведения (былины, сказания и поэмы):

  • «Богатырская жена»;
  • «Казнь Стеньки Разина»;
  • «Правеж»;
  • «Канут Великий»;
  • «Садко»;
  • «Василько»;
  • «Удалой».

В своих произведениях он изображал жизненные события, которые пришлось пережить самому (лишения, горести, страдания), но они очень тонко переплетались с судьбами десятков тысяч людей.

Прекрасно поддавались Сурикову картины природы, очень чутко он описывал красоту России в своих стихах:

  • «На берегу»;
  • «На могиле матери»;
  • «На чужбине»;
  • «Помнишь, были годы»;
  • «На дороге»;
  • «От деревьев тени»;
  • «На одре»;
  • «Сон и пробужденье»;
  • «В воздухе смолкает»;
  • «Ночью»;
  • «Весной».

В 1875 году были изданы ещё два сборника стихов Сурикова, их очень быстро раскупили. На поэта обратили внимание критики, быть может, не всегда их комментарии были лестными, тем не менее талант Ивана Захаровича был признан. Его избрали в московское «Общество любителей русской словесности».

Болезнь и смерть

В 1876 году поэт тяжело заболел, быстро стала развиваться у него чахотка. В следующем 1877 году на деньги, вырученные от третьего изданного сборника, по совету врачей, он уехал в Самарские степи лечиться кумысом.

В 1879 году поэт переехал на лечение в Крым, однако было уже слишком поздно, болезнь прогрессировала, и ничего не смогло её остановить. 6 мая 1880 года он скончался в Москве, похоронен на Пятницком кладбище.

А спустя век его стихотворение было включено в хрестоматию по литературе, и каждый советский (а теперь российский) школьник в третьем классе обязательно учил наизусть строки: «Вот моя деревня, вот мой дом родной…»

Иван Захарович Суриков (1841-1880) - русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе. Многие его стихи стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь»), «В степи» («Степь да степь кругом»), «Сиротой я росла...» и другие. На слова Сурикова писали музыку такие знаменитые композиторы, как , А. Даргомыжский, .
Иван Суриков родился (25 марта) 6 апреля 1841 года в деревне Новоселово Ярославской губернии в семье крестьянина, служившего приказчиком в Москве, а затем открывшего там собственную лавку. Детство Иван провел в деревне, о чем сохранил самые светлые воспоминания.
В 1849 году вместе с матерью Суриков переехал в Москву к отцу и вскоре был отдан для обучения грамоте к двум пожилым сестрам из разорившейся купеческой семьи. Одна из них ввела Ивана в область жития святых, а другая приобщила к стихам поэтов-песенников - И. Дмитриева, Н. Цыганова, А. Мерзлякова. Так в мироощущении будущего поэта народное творчество прочно сплелось с христианскими мотивами, что стало началом его стихотворчества.
Увлечение Ивана вызвало неудовольствие его отца, и как только сын подрос, он поставил его себе в помощники. Несмотря на строгости, в свободные от работы минуты Суриков продолжал много читать и уже во второй половине 1850-х годов начал писать собственные стихи. Однако они не сохранились - автор уничтожил их. Но затем последовал целый ряд стихов и пьес.
В 1862 году Суриков познакомился с поэтом А. Плещеевым , который весьма высоко оценил его произведения, способствовал формированию поэтического таланта юноши, а также помог ему опубликовать стихи в журнале «Развлечение», после чего последовали публикации в других изданиях.
Хотя успех и окрылил Сурикова, тем не менее, он стал строже относиться к своим произведениям и все более совершенствовался в форме, много времени посвящая сочинительству. В середине 1860-х годов он даже ушел из отцовской лавки, чтобы жить самостоятельно. Ему пришлось работать переписчиком бумаг, типографским наборщиком, торговать углем и железом. Однако вскоре он был вынужден вернуться к отцу, чтобы снова заняться торговлей.
Несмотря на житейские трудности, Суриков продолжал много писать, его стихи стали печататься в известных крупных журналах «Дело» и «Вестник Европы», в 1871 году вышел первый собственный поэтический сборник поэта. Затем он выпустил еще два сборника стихов (1875, 1877), в 1875 году его избрали членом «Общества любителей российской словесности».
Все поэтическое творчество Сурикова, неразрывно связанное с традициями русской литературы и фольклора, некоторыми сторонами перекликающееся с поэзией А. Кольцова, Т. Шевченко, Н. Некрасова , И. Никитина , ярко отражает собственную жизнь поэта, полную лишений и страданий. Все пережитое им он сумел выразить в простых, прочувствованных стихах, отличающихся лиричностью и мелодичностью. Основные темы его поэзии - жизнь крестьянства, городской бедноты, их изнурительный труд, картины природы.
Среди известных стихов поэта, в которых изображается жизнь простых людей, –-«Умирающая швейка», «Тихо тощая лошадка», «Доля бедняка», «Что не жгучая крапивушка», «Два образа», «В могиле», «Косари», «Нужда», «В остроге» и многие другие. Особое место в его творчестве занимают стихи о детях и прекрасные картины русской природы («В воздухе смолкает», «От деревьев тени», «Сон и пробуждение», «У могилы матери», «Зима», «Ночью» и другие).
В произведениях Сурикова на исторические темы ярко сказалась связь его поэзии с фольклором. Он написал ряд былин, сказаний («Малороссийская песня», «Два образа», «Садко», «Богатырская жена») и поэм на сюжеты русской истории («Василько», «Канут Великий», «Казнь Стеньки Разина» и другие).
После выхода сборников стихов к Сурикову пришла известность, расширился круг его литературных знакомств, и вскоре вокруг него сложился кружок писателей-самоучек - литературных сил из народа. По инициативе Ивана Захаровича был подготовлен коллективный сборник их произведений – «Рассвет» (1872). Впоследствии группа этих писателей объединилась в «Суриковский литературно-музыкальный кружок» (существовавший до 1917 года).
Но годы житейских мытарств, полуголодного существования и крайне неблагоприятные условия работы весьма подорвали здоровье поэта и привели его к туберкулезу. Ему не помогло пребывание в лечебных курортах на востоке России в 1878-79 годах, болезнь прогрессировала.
Иван Захарович был женат на М. Ермаковой, с которой обвенчался в 1860 году и жил счастливо до конца жизни.
Умер поэт Иван Захарович Суриков (24 апреля) 6 мая 1880 года в Москве в бедности, был похоронен на Пятницком кладбище.

Класс:

#}

Введение

Искусство Василия Сурикова – одна из вершин русской живописи. Для него характерна самая глубокая духовная связь со своей родиной – Сибирью, которая во многом определила уникальное своеобразие его таланта. Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года в сибирском городе Красноярске в казачьей семье. С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Петр и Илья Суриковы, как и Василий Торгошин, упоминаются среди участников Красноярского бунта 1695-1698 годов.

Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: "Со всех сторон я природный казак... Мое казачество более, чем 200-летнее". Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Отец его, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска; мать, прекрасная вышивальщица, обладала врожденным художественным вкусом. Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с суровостью, подчас жестокостью нравов, с мужеством людей, удалью народных игр, с "древней русской красотой" девичьих лиц, с величественной природой, живым дыханием истории. "Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства", - вспоминал он. К раннему детству восходят и первые попытки Сурикова рисовать: "...Мне шесть лет, помню, было - я Петра Великого с черной гравюры рисовал. А краски от себя: мундир синькой, а отвороты брусникой."

Основная часть

Первым, кто заметил мальчика, был Н. В. Гребнев - учитель рисования Красноярского уездного училища, которое Суриков окончил в 1861 году с похвальным листом. По заданию Гребнева он копировал гравюры с картин старых мастеров, постепенно постигая искусство их времени. "Гребнев меня учил рисовать, чуть не плакал надо мною", - с благодарностью говорил Суриков своем первом наставнике. Чтобы поддержать семью после смерти отца, Суриков вынужден служить канцелярским писцом. Иногда приходилось, вспоминал он позднее, "яйца пасхальные рисовать по три рубля за сотню"; однажды он выполнил на заказ икону "Богородичные праздники". Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина, и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником. Из Петербурга пришел положительный отзыв о работах, но с оговоркой, что стипендия назначена не будет. Помог богатый золотопромышленник П. И. Кузнецов, любитель искусства и коллекционер, который взял на себя расходы по содержанию молодого художника. В середине декабря 1868 года с обозом Кузнецова Суриков отправился в дорогу, длившуюся два месяца. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М. В. Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс. 28 августа 1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств, его приняли вольнослушателем и зачислили в головной класс. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870, ГРМ).

Учился Суриков в Академии успешно, брал от занятий все возможное. Блестящие достижения у молодого живописца были в композиции, недаром товарищи называли его "композитором".

Развитию природных данных художника во многом способствовал П. П. Чистяков, воспитавший многих мастеров русского искусства. В Академии Суриков с успехом исполнил ряд композиций на античные темы; к этому периоду относится и его картина из древнерусской истории "Княжий суд" (1874, ГТГ).

В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: "Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Вероникой и римским проконсулом Фестом" (ГТГ). Композиция картины не выходит за рамки академических канонов, но в ней уже намечается интерес к психологии героев. По словам Чистякова, "допотопные болвано-тропы провалили самого лучшего ученика во всей Академии Сурикова, за то, что мозоли не успел написать в картине", и Большой золотой медали, дающей право на заграничную командировку, он не получил. Суриков заканчивает Академию в звании классного художника 1 степени. Когда же через полгода он "в виде исключения" получил возможность уехать за границу, то попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Спасителя. Подготовительные работы Суриков выполнял в Петербурге, лишь уточняя в Москве необходимые детали. С июня 1877 года художник окончательно переехал в Москву, сделав в течение двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Больше Суриков никогда на заказ не писал.

В 1878 году Суриков женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П. Н. Свистунова <Рисунок 1>. Счастливая семейная жизнь и относительная материальная обеспеченность позволили художнику "начать свое" - обратиться к образам русской истории. "Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь", - вспоминал он впоследствии.>

Казалось, заговорили сами стены древнего города. В его воображении вставали образы минувшего, возникал замысел картины, которая представлялась ему "потрясающей". "Утро стрелецкой казни" (1878-1881, ГТГ) <Рисунок > действительно потрясает. Но не ужасами смерти, а мощью характеров, трагедийностью одного из переломных этапов российской истории. "Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь", - пишет Суриков об этом полотне. Стрельцы, идущие на смерть, полны достоинства. Они проиграли в этой схватке и не просят пощады. В массе народа, который "волнуется подобно "шуму вод многих"", Суриков выделяет впечатляющие характеры. Особенно выразителен рыжебородый стрелец, гневный взор которого, как бы прочерчивая всю композицию, сталкивается со взглядом Петра.

Архитектурный пейзаж с Василием Блаженным, который Сурикову "кровавым казался", не просто исторический фон, он композиционно увязан с движением массы. "Торжественность последних минут" художник передает не только в гордой красоте русских людей, но и в той живописной палитре, которая вобрала в себя тона рассветного неба, цвета одежд и куполов собора, узорочье дуг на телегах и даже сверкание ободьев колес. Уже в этой картине проявились замечательные достоинства Сурикова-колориста, живописные поиски которого определялись мыслями и чувствами, владевшими художником. "Когда я их ("Стрельцов") задумал, - писал Суриков, - у меня все лица сразу так и возникли. И цветовая краска вместе с композицией, я ведь живу от самого холста, из него все возникает". Картина прямо на выставке была куплена П. М. Третьяковым, и вновь художник работает над тем, что его привлекает: ""Боярыню Морозову" я задумал еще раньше "Меншикова" -сейчас после "Стрельцов". Но потом, чтобы отдохнуть, "Меншикова" начал". Если в "Стрельцах" показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных людей, то в картине "Меншиков в Березове" (1883, ГТГ) <Рисунок 3> Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Каким бы чисто бытовым эпизодом ни был подсказан Сурикову "узел" действия его будущей картины, созданный в ней образ приобретает историческую значимость...Низкая изба, освещенная неярким светом свечи, крохотное слюдяное оконце покрыто причудливыми морозными узорами. Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. С Меншиковым трое его детей. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Должны были... Ситуация драматична. И талант Сурикова помог уловить в ней красоту и тонкость проявления человеческих чувств, передать их в облике героев картины и колористическом строе. ""Меншиков" из всех суриковских драм - наиболее "шекспировская" по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим", - писал М. В. Нестеров.

Первый эскиз "Боярыни Морозовой" появился в 1881 году; непосредственно к работе над картиной Суриков приступил три года спустя, написав "Меншикова в Березове" и побывав за границей. На этот раз Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума - Ф.П.Морозовой. И вновь трагическая судьба сильной и страстной натуры для художника неотделима от судеб народа, который противился никоновским церковным реформам. "Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, - писал Суриков, - мне нужно вытащить их на улицу". При этом "толпа" у него не безлика, а слагается из ярких индивидуальностей.

Суриков хотел показать, как Морозова пробуждает в людях различные чувства, одновременно являясь средоточием этих чувств.

Поражает сила эмоционального воздействия всех компонентов полотна: формы, цвета, линейной композиции. Картина национальна не только по сюжету, восходящему к событиям XVII века, но и по типажу, архитектуре, характерному зимнему пейзажу, по трактовке цвета, звучная ясная сила которого сродни светлому мировосприятию русского народа. Суриков сумел выразить в великолепной живописи "Боярыни Морозовой"(1887, ГТГ) <Рисунок 4> душевную твердость, самоотверженность, мужество и красоту русского человека. Впервые картина появилась на Пятнадцатой передвижной выставке и получила самую восторженную оценку современников. В. В. Стасов писал: "Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то, которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще". В начале 1888 года художник испытал тяжкое потрясение: умерла его жена. Суриков почти оставил искусство, предаваясь горю. Свидетельством тогдашнего состояния художника является картина "Исцеление слепорожденного", впервые показанная в 1893 году на передвижной выставке.

Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. "И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, - вспоминал художник. - У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Написал я тогда бытовую картину "Городок берут". К воспоминаниям детства вернулся..." В картине "Взятие снежного городка" (1891, ГРМ) <Рисунок 5>, появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды. Этим жизнелюбием В. И. Суриков наделял и героев своих произведений. В 1891 году Суриков возвращается в Москву. "Необычайную силу духа я из Сибири привез", - отмечает он. Художник принимается за работу над новым полотном <Рисунок 6> "Покорение Сибири Ермаком" (1895, ГРМ). "Две стихии встречаются" - эти слова Сурикова встают в памяти, когда видишь изображенную грандиозную сцену битвы. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Движение войска направляет легендарный Ермак; его фигура сразу выделяется и в то же время она не отделима от казаков. Цельность, сплоченность - отличительная черта казацкого войска. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. Прославляя мужество русских, Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания черты, отмечает самобытную красоту "инородцев". Работая с натуры над созданием образов хакасов и остяков, Суриков замечает: "Пусть нос курносый, пусть скулы, а все сгармонировано..." Эпический характер картины определен не только значимостью сюжета (момент столкновения двух исторических сил), не только четко переданным движением огромной массы людей, но и средствами живописи. По определению Нестерова, живопись Сурикова – «крепкая, густая, звучная, захваченная из существа действия, вытекающая по необходимости». <Рисунок 7> "Переход Суворова через Альпы" (1899, ГРМ), естественно, продолжает тему воинского героизма русских людей, начатую в "Покорении Сибири". Появление картины на Двадцать седьмой передвижной выставке в 1899 году совпало со столетним юбилеем Альпийской эпопеи.

Над картиной Суриков начал работать в 1895 году, а в 1898 году в Швейцарии, на месте знаменитого исторического перехода, писал этюды к ней. "Главное в картине - движение, - говорил художник, - храбрость беззаветная - покорные слову полководца идут". Пейзаж картины: уходящие ввысь вершины гор, окутанные пеленой облаков, то темные, то сверкающие холодным голубоватым блеском - позволяет зрителю острее ощутить трудности перехода, почувствовать значительность подвига суворовских чудо-богатырей. Несколько лет работал Суриков над своим последним большим полотном "Степан Разин" (1907-1910, ГРМ). Картина давалась ему нелегко, и художник возвращался к ней уже после того, как работа была показана зрителям. В 1909 году В. И. Суриков пишет в одном из своих писем: "Относительно "Разина" скажу, что я над той же картиной работаю, усиливаю тип Разина. Я ездил в Сибирь на родину, и там нашел осуществление мечты о нем".

Картина поражает ощущением приволья. Она красива перламутровыми переливами красок, воздухом, пронизанным солнечными лучами, общей поэтичностью. Красотой природы как бы подчеркивается тяжелая дума атамана, словно отделяющая его от хмельного веселья казаков. Очевидно, целью Сурикова было передать внутреннее состояние этого сильного мятежного характера. Об этом свидетельствуют и его слова, сказанные художнику Я. Д. Минченкову: "Сегодня я лоб писал Степану, правда теперь гораздо больше думы в нем?"

Последний созданный Суриковым исторический образ - образ Пугачева; сохранился эскиз 1911 года, изображающий предводителя крестьянского восстания заключенным в клетку... В 1912 году на выставке Союза русских художников экспонировалась картина Сурикова "Посещение царевной женского монастыря" (ГТГ). Историко-бытовой характер этого полотна сближает его с подобными же работами А. Рябушкина и С. Иванова. Значительно искусство Сурикова-портретиста. Прежде всего - это прекрасные этюды к историческим полотнам и "Снежному городку". Глубоко раскрыты характеры в "Портрете доктора А. Д. Езерского" (1911, частное собрание), "Портрете человека с больной рукой" (1913, ГРМ), "Автопортретах" (1913, ГТГ; 1915, ГРМ); удивительно красивы женские образы в его портретных произведениях. Умер Суриков 6 марта 1916 года и похоронен рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!