Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Биология в лицее. Урок окружающего мира "Животные - живые существа. Классификация животных по способу питания" Изучение нового материала

Урок 3. Тема: СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ И СВОЙСТВА ЖИВОГО

Задачи: показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, показать гармоничность всего живого и его целе­сообразность.

Элементы содержания: жизнь, обмен веществ, «открытая сис­тема», размножение, наследственность, изменчивость, развитие.

Изучение нового материала.

Слово «биология» дословно переводится как «наука (логос) о жизни (био)». А что же такое жизнь? В разные времена ученые давали различные определения понятию жизнь. Познакомимся с некоторыми из них.

Жизнь - макромолекулярная система, для которой харак­терны определенная иерархическая организация, а также спо­собность к воспроизведению, обмен веществ, тщательно ре­гулируемый поток энергии, - являет собой распространяемый центр упорядоченности в менее упорядоченной Вселенной. (К. Гробстейн)

Жизнь - способ существования белковых тел, существен­ным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белков. (Ф. Энгельс)

Жизнь - самоподдержание, самовоспроизведение и само­развитие больших систем, элементарно состоящих из слож­ных органических молекул.

Жизнь - особая форма существования белковых тел.

Однако ни одно из определений не отражает всей сущности жизни поэтому проще дать определение жизни, перечислив основные свойства живых организмов.

Задание (выполняется учащимися самостоятельно): используя текст из § 3 учебника, выпишите основные свойства живых организмов и проявления этих свойств.

Задание: докажите, что заданный организм является жи­вым, используя в качестве доказательства его основные свойства как живого. (Ответ: возьмем, например, кролика. Организм кролика по химическому составу состоит и? 4 хим. элементов - С, N . O , Н; это открытая система, способная к обмену веществ с окружающей средой: кролик в качестве пищи употребляет зеленые растения, поглощает при дыхании кислород и в резуль­тате в его организме образуется энергия, необходимая ему для движения и т. д.)

Варианты: 1) корова; 2) дуб; 3) синица;

4) ящерица; 5) щука; 6) пчела.

Домашнее задание: § 3 (повторить § 1,2).

Раздел П. МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ

Урок 4

Тема: МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Задачи: выявить уровни организации живого; дать понятие об органических веществах, найти взаимосвязь между по­рами и мономерами.

Элементы содержания: биологическая система, уровни организации, органические вещества, биополимеры, мономеры.

I . Изучение нового материала.

На предыдущем уроке мы познакомились с основными свойствами живых организмов.

Перечислите их.

Помимо того что живые организмы обладают определенными свойствами, их можно еще распределить по определенным уровням организации живой материи.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Уровни организации

Биологическая система

Элементы, образующие систему

Молекулярный

Органоиды

Атомы и молекулы

Клеточный

Клетка (организм)

Органоиды

Тканевый

Органный

Организменный

Организм

Системы органов

Популяционно-видовой

Популяция

Биогеоценотический (экосистемный)

Биогеоценоз (эко­система)

Популяции

Биосферный

Биосфера

Биогеоценозы (эко­системы)

Задание: проанализировать содержание учебника, вы­явить, какие темы изучаются в каждой из глав учебника в разде­ле 1 «Уровни организации живой природы».

2.2 Любая живая система, как бы сложно она ни была орга­низована, проявляется на уровне функционирования биологиче­ских макромолекул. Основой всех органических соединений служит углерод.

Органические вещества - соединения, содержащие угле­род (кроме карбонатов). Между атомами углерода возника­ют одинарные или двойные связи, на основе которых формируются углеродные цепочки.

Углеродные цепочки могут быть: линейные, разветвлен­ные, циклические.

Большинство органических веществ - полимеры, состоящие повторяющихся частиц - мономеров. Регулярными биополимерами называются вещества, состоящие из одинаковых мономеров, нерегулярными - состоящие из разных мономеров.

Биополимеры - природные высокомолекулярные соединения (белки, нуклеиновые кислоты, жиры, сахариды и их произвоные), служащие структурными частями живых организмов и играющие важную роль в процессах жизнедеятельности.

Запомните:

1. Биополимеры состоят из многочисленных звеньев – мономеров, которые имеют достаточно простое строение.

2. Для каждого вида биополимеров характерно определенное строение и функции.

3. Биополимеры могут состоять из одинаковых или из разных мономеров.

4. Свойства полимеров проявляются только в живой клетке.

5. Все биополимеры - это сочетание лишь нескольких типов мономеров, которые дают все многообразие жизни на Земле.

III. Закрепление изученного материала.

1. Какие элементы преобладают в составе живых орга­змов?

2. Какие уровни организации живой природы вы знаете?

3. Что такое органические вещества?

4. Какие виды биополимеров вы знаете?

5. Из чего состоят биополимеры?

Домашнее задание: §1.1 (повторить § 1-3).


Класс:

Класс: 3 (по учебнику Н.Ф.Виноградовой)

Цель: углубить знания учащихся о разнообразии животных

Задачи: классифицировать животных по способу питания, доказать, что

  • животные - живые существа;
  • развивать мышление, память, воображение, речь;
  • воспитывать любовь к животным и ко всему живому

3. Работа над темой урока

  • Игра "Живая - неживая"
  • Животные - живые существа
  • Классификация животных по способу питания

4. Физкультминутка.

5. Закрепление изученного

  • Задание в тетради
  • Кроссворд "Животные"

6. Охрана животных

7. Итог урока

Ход урока

1. Организация класса к уроку.

В перемену отдохнули,
И опять звонит звонок.
Мы готовы, стол в порядке,
Начинается урок.

Тихонечко сначала сядут девочки, а затем мальчики. Сядьте красиво. Урок окружающего мира.

2. Постановка целей урока и подготовка к работе.

Сегодняшний урок будет не совсем обычный. Почему? Во-первых, сегодня у нас много гостей, а во-вторых, нам вновь будет помогать наш друг компьютер. Приложение1

На сегодняшнем уроке мы как всегда будем изучать окружающий нас мир, ещё раз поговорим о животных, попытаемся доказать самим себе, что животные - живые существа, попытаемся разделить всех животных на группы по способу питания, а также узнаем много нового и интересного.

А чтобы мы лучше слышали, лучше видели, лучше запоминали и соображали:

1) помассируйте правой рукой левый мизинец и наоборот

2) надавите подушечками пальцев на затылок (10 раз)

3) помассируйте мочки ушей

4) откройте третий глаз

С собой мы возьмём хорошее настроение и улыбку. Улыбнитесь друг другу и скажите: "Я тебе желаю успеха"

3. Работа над темой урока

Итак, как я уже сказала, на этом уроке снова пойдет речь о животных.

Но, прежде всего, давайте вспомним, на какие две части можно разделить всю окружающую нас природу?

Игра "Живая - неживая"

Я предлагаю вам сыграть в игру. Если вы услышите слово, относящееся к живой природе, хлопните в ладоши, если к неживой - соответственно, не хлопайте.

(Снег, облака, лошадь, вода, Солнце, орёл, горы, дерево, ромашка, воздух, вода, Луна, человек)

  • Итак, что же относится к неживой природе?
  • А к живой?

Сегодня нас интересуют животные.

  • А кого мы отнесём к животным?
  • Что вы знаете о насекомых?

Насекомые бывают совсем маленькие и большие, одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие - один день. Насекомые существовали ещё тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Если хотите представить, какой была древняя стрекоза, возьмите линейку и отмерьте 75 см. Таким у этой стрекозы был размах крыльев. Если вас попросят назвать самого прожорливого хищника планеты, смело говорите, что это стрекоза, так как в день она съедает в несколько раз больше, чем весит сама.

  • О земноводных?

А чем отличаются жабы от лягушек? (У жаб бородавчатая кожа)

В народе существует убеждение в том, что если взять жабу в руки, то появятся бородавки. Убеждение это ошибочное и вы можете брать их совершенно безбоязненно, если только на руке нет ран или больших царапин. Если жабу вы возьмёте в руку, рука делается мокрой. Это происходит вследствие того, что из кожи у неё выделяется едкая жидкость. Её выделяют желёзки, открывающиеся на вершине бородавок и на том бугре, который находится среди глаз. Жидкость эта служит средством защиты. Жаб не едят ни птицы, и ни какие другие животные именно вследствие их ядовитости.

  • О пресмыкающихся?
  • О рыбах?

Рыбы живут в реках, ручьях, озёрах, морях и океанах. У многих рыб ярка расцветка и необычная форма. Причудливые полосы и пятна на чешуе помогают пёстрым рыбам прятаться среди камней и водорослей. Кроме того, у некоторых из них цвет чешуи выражает настроение. Плавники и сильный хвост помогают им быстро плавать. Всё тело у рыбы покрыто особой слизью, чтобы легче было скользить в воде. А от врагов рыбу защищает, словно броня, чешуя.

  • О птицах?

Птиц на Земле довольно много - около девяти тысяч видов. Есть птицы большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, как небольшие бабочки или стрекозы и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые, вовсе не могут летать.

О зверях? Как ещё называют зверей? Почему?

Животные - живые существа

Ой, ребята, с нашим компьютером что-то случилось. Произошёл какой-то сбой. Снова появилась та же таблица. Ну-ка, быстренько проверьте, всё ли так. Ошибка? Где? Докажите, что животные - живые существа.

Давайте, исправим ошибку. Теперь всё на своих местах.

4. Классификация животных по способу питания

А теперь, давайте, ребята, поговорим о том, чем питаются животные.

(травой, насекомыми, животными)

Посмотрите на этих животных и подумайте, что у них общего, по какому признаку их объединили в одну группу?

  • Как называются животные, которые питаются растениями? (растительноядными)

(Доклад детей о растительноядных животных)

Что за животные изображены на этом снимке?

  • Как называются животные, которые питаются другими, более мелкими животными? (хищники)

(Доклад детей о хищниках)

Что вы можете сказать об этих животных?

  • Животные, которые питаются пищей и растительного, и животного происхождения, называются всеядными.

(Доклад детей о всеядных животных)

Итак, на какие группы мы можем разделить всех животных по способу питания?

Ребята, а можно ли сказать, что все животные связаны друг с другом?

Как они связаны?

Приведите мне пример любой цепи питания.

5. Физкультминутка.

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду называть животных, а вы будете изображать их. Попробуем. (Медведь, заяц, волк, лиса)

А теперь я буду вас путать: говорить одно животное, а изображать другое. Будьте внимательнее. Изображайте то животное, что я вам назову.

6. Закрепление изученного материала

Задание в тетради (стр. 20 №57)

Тихонечко садитесь и откройте тетради и выполним № 57

Кроссворд "Животные"

А сейчас посмотрите внимательно на экран. Перед вами - очень странный кроссворд. Странный, потому что нет вопросов к нему. Разгадать, что за слова спрятались в нём, нам помогут кроссворды, которые находятся у меня в руке. Кроссворды разного цвета. Количество слов, зашифрованных в них, соответствует количеству клеток того же цвета в нашем большом кроссворде на экране. Есть задания, состоящие всего из 4 слов, а есть задания, состоящие из 7 слов. Вы можете выбрать любое. Если вы правильно разгадаете все слова, то по вертикали в своём кроссворде вы сможете прочесть название того животного, что спряталось на экране в строке соответствующего цвета. Работать будем парами. Как только ваша пара будет готова назвать слово, сигнализируйте мне об этом. Если сможем открыть все слова, то возможно по вертикали, мы тоже сможем прочесть какое-то слово.

Какое же слово у нас получилось (Молодцы)

7. Охрана животных

Мы много говорили с вами о том, чем питаются животные, разделили их на группы по способу питания. И у меня возник такой вопрос: " А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?" А почему?

Стихотворение "Все на свете нужны"

Все-все,
На свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мёд
И кто делает яд!

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
На свете,
На свете нужны.
И это все дети
Запомнить должны!
(Б. Заходер)

Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми

Все животные: и травоядные и хищники, нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: "Люди, пожалуйста, помните, что вы - люди! Не убивайте зверей и птиц!"

(Звучит песня Е Мартынова "Лебединая верность") на экране фото лебедей

Удивительно красивая, но очень грустная песня о любви, верности и смерти двух прекрасных птиц, А случилось опять таки эта беда по вине кого? По вине человека.

Я хочу, что б жили лебеди
И от белых стай
Мир добрее стал.

А, чтобы наш мир стал добрее, все мы люди должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает.

Я хочу предложить вам, ребята, в нашем классе создать общество любителей природы. Войти в него смогут только те, кому не безразлична судьба нашей планеты, кто любит животных, кто по-настоящему добрый и отзывчивый человек. Поднимите, пожалуйста, руки, кто хотел бы стать членом нашего общества. Всем желающим я хочу подарить вот такой символ принадлежности обществу любителей природы.

8. Рефлексия

Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна.

А чем вам запомнится этот урок? Что вам больше всего понравилось? А теперь сами оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек.

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.

Цель: формировать представления о значении животных в природе и их ценность для людей, о видах животных, об особых признаках животных; развивать умение различать животных одного и нескольких видов; формировать умение размышлять по аналогии, сравнивать; воспитывать оценочное отношение к собственным поступкам и поступкам других людей в отношении к природе.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением животных разных видов.

Ход урока

I. Итоги фенологических наблюдений

Синоптик. Синоптики сообщают: температура воздуха сегодня - 6 °C, ветер - северо-восточный, небо - пасмурное. Запишите все это в тетради. А чтобы прошел хорошо, принес вам удовлетворение, подарите друг другу улыбку, а на ушко скажите приятный комплимент. Пусть солнышко дарит вам свое тепло. Попутного вам ветра!

Упражнение «Микрофон».

Закончите предложение: «От сегодняшнего урока я ожидаю...».

Ожидаемые результаты (фиксируются на доске)

Доказать, что животные относятся к живой природе;

Выяснить, какое значение для людей имеют животные;

Узнать, как люди различают животных;

Понять, чем отличаются животные разных видов;

Научиться замечать, что животные - наши меньшие друзья, и воспитывать в себе бережливое отношение к ним.

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа.

Что относится к живой природе, кроме растений?

Что общего между растениями и животными?

Какое значение имеют животные в природе и жизни людей?

1. Сидит в кожухе,

Напротив печи греется,

Без водички моется. (Кот)

2. мультфильма «Ну, погоди!». (Волк)

3. Голодная - мычит, сытая - жует, Всем детям молоко дает. (Корова)

4. Очень длинная у него шея, Еще и полосатая, как змея. Через забор заглядывает, будто кран. (Жираф)

5. Герой И. Франко «Крашенный...». (Лис)

6. Кто в Африке живет, Целый день банан жует? Дразнит всех малый зверек. Кто это, дети?.. (Мартышка).

7. Зубатый приятель Чебурашки. (Крокодил)

По вертикали, если вы дали правильные ответы на вопрос кроссворда, получите название части живой природы. (Животные)

IV. Сообщение тем и цели урока

V. Работа над новым материалом

1. Рассказ учителя с элементами беседы.

Мир животных богатый и разнообразный. Как вы думаете, где живут животные? (Ответы учеников.)

Итак, животные живут всюду: в океанах и морях, в лесах, на лугах, в пустынях, горах.

2. Рассмотрение рисунков с изображениями животных.

Чем отличаются дятел, лисица, пчела, жаба, гадюка?

Как они двигаются?

Утверждение. Если животные отличаются между собой по форме тела, размерам, внешним видом, окраской, то говорят, что они относятся к разным видам.

Вспомните, что такое вид.

Сравните ласточек сельскую и городскую. Чем они отличаются?

Итак, животные одного вида подобны, а животные разных видов совсем не похожи между собой или различаются.

3. Сообщение эксперта.

На Земле известно около 2 млн. видов животных, а в Украине живет более 50 000 видов.

Особыми у животных являются признаки, которых не имеют другие организмы. Животные перемещаются. Как? Бегают, летают, ползают, прыгают, плавают.

Этих признаков нет у растений. Ими растения отличаются от животных.

4. «Мозговой штурм».

Представьте себе, что в природе исчезли животные. К чему это приведет?

5. Физкультминутка.

6. Интересная минутка.

1 – й знаток животных. т. Наибольшая птица - страус: высота 2,7 м, 90 кг массы тела. Наименьшая из птичек в мире - колибри: масса 1,5 г, т. е. она в 50 тыс. раз легче страуса.

2 –й знаток животных. Самое высокое животное- жираф, его рост - до 5 м.

Самое маленькое животное - землеройка, ее малыш весит не более 2 г. Самые большие животные - голубые киты: масса 150–180 т, длина 33 м.

7. Работа по учебнику (С. 131–133).

1) Чтение статей.

2) Рассмотрение иллюстраций.

3) Ответы на вопросы.

8. Заполнение таблицы на доске.

Двое учеников заполняют таблицу, остальные проверяют ее, комментируют и дополняют.

Общие признаки: дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают.

Отличительные признаки:

Растения пищу создают сами. Не перемещаются с одного места в другое, но некоторые органы двигаются.

Животные питаются растениями или другими животными. Перемещаются с одного места на другое.

V. Рефлексия

С какой темой мы познакомились на уроке?

Достигли ли вы ожидаемых результатов?

Что особенно понравилось во время урока?

VI. Домашняя задача

1) Обработать статьи учебника (С 131–133).

2) Провести наблюдение за животными, которые живут у вас дома. План наблюдения

А) Название животных.

Б) Как движется, перемещается.

В) Как и чем питается.

Многообразие и взаимоотношения животных

Особенности животных. Животные, как и все другие живые организмы, дышат, питаются, растут, размножаются, обладают раздражимостью.

Однако у животных, как мы знаем, есть весьма значительные отличия от других групп живых организмов, характерные, как правило, только для этой группы. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами. Поэтому в природных сообществах они играют роль потребителей органического вещества. Большинство животных способно к передвижению. Растения же и грибы ведут прикреплённый образ жизни. В отличие от растений, которые растут в течение всей жизни, большинство животных растёт лишь на ранних стадиях развития.

У большинства животных имеются сложные системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная и другие, которых нет у растений, грибов и бактерий.

Многообразие животных. Животные - самая разнообразная группа организмов на Земле.

В насто ящее время на планете насчитывают около 2 млн. видов животных. Боль шую часть из них составляют насеко мые (бабочки, комары, жуки, мухи… ). Известно около 130 тыс. видов мол люсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров . Значительно скромнее разнообразие у рыб - всего 25 тыс. ви дов, у птиц - 8 600 видов. А млекопи тающих - всего около 4 тыс. видов.

Животные разнообразны по разме рам. Например, у гигантского синего кита масса тела достигает 150 т (масса языка такого кита равна массе неболь шого слона), а инфузорию-туфельку можно обнаружить лишь с помощью микроскопа.

Многообразие сред и мест обитания. На Земле для жизни организмов есть самые разнообразные условия.

Животные обитают в различных средах (в воде и на суше, в почве, воздухе, внутри растений, других животных и человека).

Основные среды обитания животных - это водная, наземно-воздушная и почвенная. Каждую из них населяют различные животные.

Животные в любой среде обитания не живут везде, а занимают наиболее благоприятные для них участки. Их называют местами обитания (или местообитанием) животных. Например, соловьи встречаются в сырых и затенённых участках леса. Щуки в реках предпочитают места с медленным течением (омуты, заводи), заросшие у берегов.

Организмы в природе живут не изолированно друг от друга, а видами.

Вид - совокупность сходных особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства. Вид состоит из множества особей, которые размножаются, расселяются, поддерживают единство в борьбе за существование. Территорию распространения вида называют ареалом .

Например, заяц-беляк встречается по всей таёжной зоне Евразии. Местом обитания этого вида служат таёжные леса. В каждом лесу обитает группа особей зайца-беляка, изолированная от других таких групп. Все особи одного вида, населяющие определённую территорию, образуют популяцию . Сумма всех популяций и составляет вид.

Приспособления животных. Животные хорошо приспособлены к обитанию в определённых условиях. Их строение всегда соответствует месту обитания и образу жизни.

Так, изучая форму тела животных, мы непременно отметим, что у многих плавающих животных форма тела обтекаемая (рыбы). Роющие почвенные животные часто обладают червеобразной формой тела (дождевые черви ).


Один из характерных признаков животных - чёткая симметрия тела. По типу симметрии различаются радиально-симметричные и двусторонне-симметричные животные.

Радиальная симметрия свойственна животным, ведущим малоподвижный образ жизни. Через их тело можно провести несколько воображаемых плоскостей, каждая из которых делит животное на зеркально подобные друг другу половины. Двусторонне-симметричные животные - активно передвигающиеся организмы. Через их тело можно мысленно провести только одну плоскость, которая делит животное на две одинаковые половины. Эти животные имеют переднюю и заднюю, правую и левую части тела, парные органы (так, у лягушки пара глаз и др.).

Различны у животных покровы тела . Например, у лягушки, голая, покрытая слизью кожа. С такой кожей хорошо жить во влажных местах. У окуня кожа покрыта чешуей. Это не только защитное приспособление. Строение чешуи рыбы и скользкая плёнка на её поверхности способствуют быстроте скольжения вперед. Кожа голубя покрыта перьями, собаки - шерстью. Каждая из перечисленных особенностей вырабатывалась в процессе развития вида как приспособление к среде обитания и образу жизни.

Различны по форме и строению органы передвижения животных - ноги, крылья, ласты, плавники. А некоторые животные совсем не имеют органов передвижения (коралловые полипы и др.).

Происхождение организмов, их приспособленность и многообразие. Одним из самых интересных и важных вопросов биологии является вопрос: в чём причина такого многообразия живых организмов на нашей планете? Ведь только животных насчитывается около 2 млн. видов. Чем можно объяснить их удивительную приспособленность к условиям жизни? На Земле трудно найти такое место, где не обитало бы какое-либо существо.

Самую известную теорию, объясняющую многообразие животных на Земле, можно найти в книге великого английского биолога «Происхождение видов путём естественного отбора» (1859). В ней Дарвин показал, как в процессе исторического развития (эволюции), организмы вырабатывали разнообразные приспособления к среде, месту обитания и образу жизни, который они ведут.

Суть естественного отбора среди организмов заключается в том, что среди миллионов нарождающихся особей в живых остаются самые приспособленные… Приспособленные естественно к той среде обитания, к тем условиям, в которых живет конкретный вид. В дальнейшем они передадут свои, оказавшиеся полезными, признаки потомкам.

Таким образом, из поколения в поколение в результате естественного отбора виды изменяются в направлении всё большей приспособленности к условиям среды. Дарвин утверждает, что путём естественного отбора и формируется многообразие живой природы.

Учение Дарвина доказывает, что движущие силы эволюции - развития природы - находятся в ней самой. Одно из главных мест среди них принадлежит естественному отбору.

Взаимоотношения между животными, когда одни из них добывают, умерщвляют других и питаются ими, называются хищнечеством.

Хищники - это сокол , преследующий голубя ; жук , нападающий на гусеницу ; щука , ловящая плотву . Животные, на которых охотятся хищники, - их жертвы . У хищников есть приспособления для охоты - это ловчая паутона паука , мощные зубы волков или тигров и острые когти и клюв сов . У жертв существуют свои приспособления, чтобы скрыться или убежать от хищника, защититься от него. Это и быстрые ноги антилопы , и большие уши зайца , и покровительственная окраска хамелеона , и иглы ежа .

Хищники играют важную роль в природе - они сдерживают чрезмерное размножение животных, выбраковывают слабых и заболевших.

Животные, населяющие одно и то же место обитания или питающиеся сходной пищей, вступают в конкурентные отношения .

В состоянии конкуренции находятся, например, из зверей - горностаи и хорьки , питающиеся мышами и полевками ; из птиц - мухоловки и синицы , конкурирующие друг с другом из-за подходящих для гнездования убежищ. Каждый из пары конкурирующих видов находится в невыгодном положении.

Кроме того, у животных существуют и взаимовыгодные отношения - симбиоз . Это полезно для контактирующих животных.

Так, рак-отшельник специально пересаживает на свою раковину актинию . Она защищает рака-отшельника своими жгучими щупальцами от нападения врагов, а рак-отшельник, перемещаясь, позволяет малоподвижной актинии менять охотничьи угодья и ловить больше добычи.

Среди животных существуют и такие отношения, которые полезны для одного вида животных и безвредны для другого. Такие взаимоотношения называются квартирантством .

К примеру, в норе сурка могут поселяться различные насекомые, жабы, ящерицы . Они не приносят сурку ни вреда, ни пользы, а сурок предоставляет им свое убежище.

Животные - самая разнообразная группа организмов на Земле. У животных есть характерные отличия: они питаются готовыми органическими веществами, большинство могут активно передвигаться, растут только на ранних стадиях развития, у большинства животных наблюдается чёткая симметрия тела, имеются сложные системы органов. Животные обитают в различных средах и местах обитания. Их строение соответствует месту обитания и образу жизни. В этом и заключается причина такого многообразия живых организмов. В процессе исторического развития (эволюции), организмы вырабатывали разнообразные приспособления к среде, месту обитания и образу жизни, который они ведут. Из поколения в поколение в результате естественного отбора виды изменяются в направлении всё большей приспособленности к условиям среды.

1. Чем животные принципиально отличаются от растений?
1) Способ питания, растения афтотрофные (сами создают органические вещества); гетеротрофы (используют уже готовые органические вещества)
2) Обмен веществ, растения за счёт расщепления органических веществ образуются в процессе фотосинтеза из неорганических веществ; животные за счёт расщепления органических веществ полученных с пищей.
3) Целлюлозная клеточная стенка, у растений имеется; у животных отсутствует.
4) Способность к росту: растения на протяжении всей жизни, животные к большинства только в молодом возрасте.
5) Активны в поисках пищи, растения не активны, животные активны.
6) Роль в цепи питания, растения сами создают органические вещества, животные потребляют органические вещества
7) Высшая неравная деятельность, у растений отсутствует; у животных имеется (кроме низко организованных)

2. Каких органоидов нет в животной клетке по сравнению с растительной?
Пластиды(Хромопласт, лейкопласт и хромопласт), которые нужны для фотосинтеза.

3. Сформулируйте, каких животных называют простейшими. Почему их можно назвать «клетками-организмами»?

Тело этих животных состоит из одной клетки. Поэтому простейших также называют одноклеточными.
Простейшие имеют микроскопические размеры. Клетка простейшего, в отличие от бактерии, содержит одно или несколько ядер. Самых крупных представителей этой группы животных можно увидеть невооружённым глазом как крошечную точку.
Им свойственны все жизненные функции живого организма: дыхание, питание, выделение, обмен веществ, раздражимость, движение, размножение. Поэтому можно сказать, что это клетки-организмы.

4. В чём сходство и различия между простейшими и бактериями?
Сходство - и простейшие, и бактерии состоят лишь из одной клетки.
Различие - простейшие имеют ядро, а бактерии - нет.

5. Где обитают простейшие?

Простейшие обитают в почве, лужах, морях, океанах, а также внутри других организмов.

6. Какова роль простейших в природе?
Одноклеточные способствуют очистке водоёмов, служат кормом для мальков рыб. Скелеты морских простейших после их смерти образуют осадочные породы: сланцы, известняк. Многие горы нашей планеты, в том числе высочайшая вершина в мире Эверест (Джомолунгма), образованы известняками, т. е. остатками простейших.

7. Чем различаются амёба и инфузория туфелька?
Инфузория туфелька в отличие от амёбы, имеет постоянную форму тела

8. Докажите, что обыкновенная амёба и инфузория туфелька относятся к простейшим.
Простейшими называют одноклеточные организмы а инфузория туфелька и амёба одноклеточны.

9. Где обитает малярийный плазмодий? Чем он опасен для человека?
Он поселяется в организме других животных и человека, вызывая опасное заболевание – малярию. Он проникает в клетки крови, где питается, растёт и размножается. Плазмодий разрушает кровяные клетки человека, отравляя его организм ядовитыми веществами. Болезнь малярию передают малярийные комары.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!