Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Конспект занятия по краеведению ознакомление детей с печкой. Воспитательное занятие по краеведению «Люби и знай свой край Конспект занятия что такое краеведение

анжелика савина
Конспект занятия по краеведению.

Конспект занятия по краеведению

в старшей группе

«Россия. Государственные символы России»

Составила воспитатель МБДОУ"Детский сад №325"

Савина Анжелика Витальевна

Образовательная область : «Познание»

Цель : Образовательная : формировать элементарное представление о символике нашей страны, её значение.

Развивающая : развивать познавательный интерес к истории государства.

Воспитательная : воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Материал : Флаг России, глобус, картинки кукол в русских костюмах.

Ход занятия.

Скажи мне, как правильно Землю назвать?

Земля дорогая? Земля золотая?

Нет, лучше сказать ей : «Родная!»

Земля – наша милая, добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее

Ведь всё, что мы любим,

Всё создано ею –

И горы, и реки,

И лес, и цветы,

И осень, и лето,

И дождик, и ты.

Скажите, где мы с вами живём? Страна наша называется Россия, а всех людей, живущих в нашей стране, называют россияне.

Наша Родина большая и красивая, каждый россиянин любит свою страну. За что вы любите свою Родину?

Лучше нашей Родины нет. Спросите об этом у журавля, который пролетает над всей Землёй.

Жура – Жура – журавль,

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля

Где же лучшая Земля?

Отвечал он, пролетая :

Лучше нет родного края!

Наша страна находится на огромной планете. Как она называется? (Земля)

Какие ещё страны находятся на нашей планете?

Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, символы. Что это за символы? (Флаг, герб)

Публикации по теме:

Задачи: Образовательные: -Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры и об особенностях северного оленя. -Формировать.

Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе «Мой Тамбов» Конспект открытого итегрированного занятия в подготовительной группе «Мой Тамбов» Образовательные задачи: формировать представления.

Конспект занятия по краеведению. Тема: «Если звезды зажигаются, то это кому-то нужно» Цель: способствовать расширению и углублению знаний и представлений об изменениях в природе осенью. Устанавливать связи и причины явлений.

Конспект занятия по краеведению «Тула-мой край родной» Конспект занятия по краеведению в младшей группе «Тула - мой край родной» Наталия Черникова Конспект занятия по краеведению в первой младшей.

Конспект занятия по краеведению в средней группе Тема: Мой родной город Цель: продолжать работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Задачи: Познакомить детей с понятиями «город».

Конспект занятия по краеведению в средней группе «Наша Родина - Россия» Наша Родина – Россия Цель: Закрепить знания детей о природе России: лес, река, море, поле (бескрайнее, горы, подчеркивая, что Россия.

Конспект занятия по краеведению «Родной город - Копейск» Цели: Продолжать знакомить детей с родным городом, обогащая и расширяя знания о памятных местах города; воспитывать любовь к родному городу.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №32»

Республики Татарстан, города Нижнекамск

Конспект занятия по истории Татарстана

на тему «История края»

подготовила учитель

истории и обществознания

Булычева Светлана Владимировна

г. Нижнекамск, 2013 г.

Тема: История края.

Тип занятия: изучение нового материала

Цели и задачи занятия: 1. Обучающая : познакомить детей с историей родного края, дать основные понятия – «Волжская Болгария», «керамика», «археологическая экспедиция».

2. Развивающая : развивать интерес к родному краю, исторической и археологической наукам; логическое, абстрактное и творческое мышление, устную речь.

3. Воспитывающая : способствовать формированию патриотизма, воспитывать уважение друг к другу и природе.

Форма занятия: лекция, с элементами игры

Методы и приемы: рассказ, беседа, игра, объяснение, показ наглядного материала, частично поисковый.

Ход занятия

    Организационный момент.

Цели детей: настроиться на занятие и внимательное изучение материала, с целью применения его на практике.

Методы и приемы: рассказ детей о хороших впечатлениях за день, для эмоционального настроя на занятие.

Цель учителя: достичь благоприятную обстановку в коллективе;

мотивировать детей на работу.

Методы и приемы: вступительный рассказ о том, насколько интересно изучать свое прошлое, добавляя истории из экспедиций.

    Изучение нового материала.

— Переходим к теме нашего занятия. Я сейчас вам расскажу в общих чертах о том, как образовывался и развивался Татарстан, начиная с самой древности. Ребята, внимательно слушайте и участвуйте в разговоре со мной. Вы узнаете много нового и интересного из истории нашей республики.

— Как вы думаете, какая сегодня тема нашего занятия? (История края)

— Да правильно, тема занятия «История нашего края».

Первые люди на территории Татарстана появились около 100 тыс. лет тому назад в так называемую «мустьерскую эпоху» палеолита. Самые ранние следы (40тыс. лет до н.э.) древнейших людей были обнаружены при раскопках урочища «Красная Глинка» в Тетюшском районе республики. В то время, с его холодным климатом, территория Татарстана представляла собой приледниковую лесотундру, по просторам которой бродили стада мамонтов, северных и гигантских оленей, в прибрежных зарослях не редко можно было встретить шерстистых носорогов, а в пещерах огромных медведей. Охотиться на этих могучих животных можно было только коллективом с помощью загонов и ловчих ям, поэтому первые немногочисленные насельники Среднего Поволжья – неандертальцы — жили большими группами из нескольких десятков человек.

— Как вы думаете, откуда можно узнать о том, как жили люди так много лет назад? (по материалам археологических раскопок и письменных источников).

— Правильно ребята. Конечно же, так много времени прошло, что мы можем изучать древнюю историю только по каким – то находкам, исследованиям источников всех типов: письменных, вещественных и даже устных.

— Чем занимались люди в древности? (охота, рыболовство, собирательство)

— Т.е. самые примитивные занятия. Очень хорошо. А какие животные у нас водились на территории нашего края? (мамонты, шерстистые носороги и медведи огромных размеров).

— Да, именно так. А вы ребята в курсе, что даже на территории нашего города 40 тыс. лет до н. э. тоже были мамонты. И это подтвердилось недавними раскопками (показ фотографий с раскопок мамонта). (См. Приложение 1.)

Давайте посмотрим, как же развивалась история нашего края дальше. У вас есть догадки по этому поводу?

(в ходе эволюции люди развивались и проходили определенный этап исторического развития).

— Да, и в ходе исторического развития и эволюции людей возникали мощные союзы племен.

На стенде схема:

Род семья

Племя объединение родов

Союз племен объединение племен

Рассмотрите схему. Вот таким образом, ребята, постепенно образовывались государства. И уже в первые тысячелетия н.э. на нашей территории существовали огромные и мощные государства. Это: Тюркский каганат, Хазарский каганат.

Считается, что татарские народы произошли от тюрков. К этому времени появилось скотоводство и тюркские племена были кочевниками, постоянно искали новые территории и пастбища. И вот в ходе различных масштабных войн за передел земли между племенами: тюрки, болгары эссегелы, хазары, авары, сувары, аланы, барсилы и многие другие народности постепенно переселились на территорию Поволжья. И уже здесь на данной территории началось обширное строение городов. В начале X века появляется обширное и мощное государство, известное как Волжская Болгария. Нам известно много городов относящихся к этому периоду. Например, Краснокадкинское городище и Джукетау. (показ фото с археологических экспедиций). (См. Приложение 2)

По находкам, найденных на этих городищах учащиеся нашего объединения писали разные исследовательские работы и занимали призовые места на республиканских и региональных конференциях.

В археологических экспедициях, обычно, находят керамику разных типов и размеров, остатки железных ножичков и наконечников стрел, а также фрагменты женских украшений. По находкам можно определить как жил человек, и чем он занимался. Вот можете посмотреть, как мы делали реконструкцию глиняной посуды и украшений, а также стилизацию одежды. — А давайте мы с вами немного поиграем. Вы сейчас представите себя средневековым человеком нашего края. Оденете одежду, возьмете себе каждый глиняную кружку, и испытаем на себе жизнь наших предков. (Дети одеваются в костюмы, пьют чай из самодельных глиняных кружек и пробуют вести беседу о важных делах племени. Среди них есть вождь, воины и простой народ. Это дает хороший стимул к изучению своего края, возникает много вопросов, которые дети хотят сами исследовать, появляется желание попробовать свои силы в археологической экспедиции. Благодаря коллективному чаепитию формируется одна единая команда. На данный момент занятия, у детей поднимается настроение и настрой прийти на следующее занятие.)

Изучение нового материала заключается в рассказе и игре. Внимательно выслушав предварительный рассказ, дети должны попробовать отыграть определенный сюжет по рассказу, и представить себя на месте средневекового человека. Это дает возможность детям легко и быстро запомнить материал, и морально подготовиться к летней археологической экспедиции. Также это хороший стимул для изготовления собственных предметов быта, что развивает в учащемся полноценную личность.

    Закрепление пройденного материала.

И так ребята, мы с вами начали изучать историю нашего края. Что же вы узнали из нашей сегодняшней темы?

(На нашей территории республики Татарстан, также как и в других регионах мира, жизнь зарождалась еще до нашей эры. В ходе эволюции человечества появились союзы племен тюркских народов, которые являются нашими предками. Такую давнюю историю можно изучать по археологическим исследованиям и письменным источникам.)

— Что чаще всего находят на территории р. Татарстан?

(керамику, предметы быта и остатки оружия)

— А какое первое государство сложилось в нашем крае в X веке? (Волжская Болгария).

— Все ребята молодцы. Я надеюсь, вам понравилось наше занятие. И каждый желающий, как наступит лето, сможет сам поучаствовать в изучении нашего края. На этом мы с вами остановимся. На следующем занятии продолжим дальше рассматривать историю нашего края.

    Задание на дом.

Используя, различные доступные средства, поищите информацию об одежде наших предков. И мы ее с вами изготовим на следующих занятиях. Для этого также надо будет принести ткань.

Список использованных источников и литературы:

    А.З. Нигамаев / История Татарстана (с древнейших времен до середины XVI в.). – Елабуга, 1998 г.

    Ф. Х. Валеев, Г. Ф. Валеева – Сулейманова/ Древнее искусство Татарстана. – Казань, 2002 г.

    История Татарстана: Учеб. пособ. для основной школы.// под ред. Б.Ф. Султанбекова. – Казань, 2001 г.

    Фотографии, сделанные во время археологических экспедиций.

Приложение 1

Раскопки мамонта на территории Нижнекамского района, 2011 г.

Приложение 2

Археологическая экспедиция, Джукетау, Чистопольский район 2007 г.

Керамика, собранная в селе Старое ромашкино, Чистопольский район, 2009 г.

Цели урока:

  • познакомить с саамскими сказками «Чахкли», «Гирвас-озеро», с особенностями культуры и быта саамского народа;
  • формировать навыки чтения, умение анализировать местную речевую среду, способствовать повышению культуры речи учащихся, учить работать с книгой, расширять кругозор;
  • воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.

Оборудование: карта Кольского полуострова, выставка книг о Заполярье, фотографии, книги «Семилетний стрелок из лука», словарик саамских слов, презентация (Приложение 1) , кроссворд (Приложение 2) , публикация (буклет) (Приложение 3) .

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

На доске стихотворение и выставка книг, посвященных Кольскому краю.

Леса и тундра, льды и горы,
Озёра, реки и моря,
Раскинулась в своих просторах
Родная Кольская земля!

  • Прочитайте стихотворение. О чём оно?
  • Посмотрите на выставку книг и фотографий. Что общего между ними?
  • Кто догадался, чему сегодня посвящёно наше занятие?
  • Где находится Кольский полуостров? (Работа по карте)

3. Актуализация знаний.

На доске записаны слова: "Заполярье - край удивительный”

  • Почему так называется земля?
  • Почему он назван удивительным? Что удивляет гостей этого края?

Рассказы детей об особенностях климата на Кольском полуострове.

4. Знакомство с особенностями быта саамов.

На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и другие. Но издавна здесь проживают саамы (раньше их называли лапландцами или лопарями). В наше время употребляется два названия: саамы и саами. Земля, где они жили, называлась – Лапландия. Это северные территории России, Финляндии, Норвегии и Швеции. (Приложение 1)

Слайд 1. Работа по карте.

Слайд 2. «Как жили саами в давние времена?»

Слайд 3. «Какие были жилища?»

1-й ученик:

Жилищем служил разборный чум - кувакса, который представлял собой несколько шестов, крытых оленьими шкурами зимой и берестой летом. В центре куваксы разжигали костер.

2-й ученик:

Позднее стали строить зимнее жилище – вежу. Она имела форму пирамиды высотой до 2.5 метров. Собирали её из брёвен. Крышу покрывали хворостом, дерном и древесной корой, оставляя отверстие для выхода дыма. Дверь «смотрела» на юг. На противоположной стороне находилось окно, его затягивали рыбьим пузырём или слюдой. В центре вежи был очаг из камней. Основное пространство вежи покрывали ветками деревьев и застилали оленьими шкурами. Здесь спали, ели, занимались делами.

3-й ученик:

Тесно было жить в веже, поэтому позднее саамы стали строить тупу. Это низенькая бревенчатая избушка, высотой чуть больше 2-х метров. Крышу тупы делали плоской, насыпали на неё землю и укладывали дерн. Очаг устраивали из камней, обмазанных глиной. Тупа имела одно или два небольших окна и по сравнению с вежей была светлее и удобней. В домашнем обиходе саамов появился стол, скамейки, полки для посуды.

Сейчас многие народности севера переселяются в новые, хорошие, тёплые дома.

Слайд 4 «Каким трудом занимались?»

Традиционные занятия саамов тесно связаны с животным миром Кольского полуострова. Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведей. Но есть одно животное, которому подчинена вся жизнь саамов. Кто это?

4-й ученик:

Северный олень. Домашний северный олень – это прирученный дикий олень. Саамы разводят домашних оленей. Эта отрасль хозяйства называется оленеводством. Оленеводство – смысл жизни саамов. Олень – главное существо мира, Центр Вселенной.

Недаром саамы о себе говорят «олений народ». Почему? Зимой саамы-пастухи вместе со своими семьями за оленьими стадами кочуют. Олени добывают питание, копытя снег. Какое лакомство предпочитают олени?

Слайд 5. «В какую одежду одевались зимой?»

Верхняя одежда и обувь шилась из оленьих шкур. Из сухожилий оленя изготавливали нитки. Ими сшивали одежду, обувь, нанизывали на них бисер.

  • Печок – верхняя одежда глухого покроя, длиной ниже колен, сшитой мехом наружу, со стоячим воротником и прорезью для головы и рук.
  • Малица – зимняя одежда с капюшоном, шьется мехом внутрь, немного расширяющаяся книзу. (Пришла на смену печку, благодаря целостности покроя, она хорошо защищала от ветра.)
  • Яры – длинные (выше колен) меховые сапоги, сшитые из чередующихся полосок светлого и тёмного оленьего меха. Украшались полосками цветного сукна.
  • Каньги – короткие полусапожки с длинными завязками.оборами спереди. Зимние - из меха, летние – из дублёной кожи, Особенностью всей саамской обуви был загнутый кверху носок.

Слайд 6. «В какую одежду одевались летом?»

Летнюю одежду шили из тканей. Женщины носили платья, напоминающие сарафан, разных цветов, преимущественно красных.

Слайд 7. «Как украшали свою одежду?»

5-й ученик:

Саамы старались сделать окружающие предметы не только удобными, но и красивыми. Меховая мозаика – узор из тёмных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми иногда вставляли небольшие кусочки цветного сукна, Узор мозаики простой, состоит из прямоугольников, квадратов и ромбов.

6-й ученик:

Вышивка бисером в виде ромбов, треугольников, квадратов, многоугольников или овалов. Сукно, на котором вышивается рисунок, берётся обычно красного цвета. Сам бисер – трёх основных цветов: белого, голубого, жёлтого. Встречается синий и зелёный. Никогда не употребляется чёрный бисер.

7-й ученик:

Вязание – из шерсти, использовались нитки разных цветов. Вязали варежки, чулки, носки, шапки. Украшались изделия обычно горизонтальными полосками разных цветов, чередующихся с разным фоном шерсти. Полоски включали в себя традиционные для саамов мотивы: зубчатые линии, зигзаги, узоры из треугольников и диагональных линий.

Кроме этого саами занимались плетением из бересты, резьбой по дереву и кости. Олень – это оружие, украшения, сувениры. Саамы не забывают свои традиции. Не переводятся мастера делать изумительные поделки из меха оленя, оружие из рогов оленя.

Слайд 8. «Узелки на память»

  • Саами (раньше их называли лапландцами или лопарями) – коренные жители Кольского полуострова.
  • Саамы - меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Они не только охотились на оленей, но и разводили их, то есть занимались оленеводством.
  • Сегодня саамов всего 75 тысяч человек, из них около 2 тысячи поживают в России. Центр проживания – село Ловозеро.

5. Физкультминутка.

Посмотрите: мы – олени,
Дует ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправив плечи,
Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.

6. Знакомство с саамской сказкой “Чахкли”.

Вступительная беседа.

Многие века мудрость народа передавалась из поколения в поколение, из уст в уста. Нет ни одного народа, у которого не было бы сказок, песен, преданий, пословиц и загадок. Зимой, в длинную, полярную ночь, сидели саамы в своих жилищах у очага, шили одежду из оленьих шкур, мастерили рыболовные снасти и рассказывали детям сказки. Сказки – любимый жанр саамов. Сегодня мы познакомимся с саамскими сказками. Прочитайте название. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке? Почему можно сказать, что эта сказка - произведение северного народа?

Словарная работа.

  • Погост – саамская деревня.
  • Чахкли – маленькие человечки, живущие под землёй и владеющие подземными богатствами.
  • Чудь – враги саамов.
  • Каньги – короткие сапоги из шкуры оленя, с загнутыми вверх носами.
  • Обора – длинная, сплетённая из шерсти завязка к обуви.
  • Вежа – жилище, напоминающее землянку, строилось из брёвен, палок и покрывалось корой и дёрном.
  • Распадок – узкая долина в сопках.

(Используется словарик саамских слов)

Чтение сказки «вслух».

Беседа о прочитанном.

  • Где живут чахкли? Чем владеют?
  • Зачем охотник захотел поймать чахкли? Почему ему так просто и быстро удалось его поймать?
  • Как жилось чахкли в семье у охотника?
  • Что за беда нависла над саамами? Как поступил чахкли?
  • Почему охотник решил возвратить чахкли? Как чахкли отблагодарил охотника?
  • Почему в дальнейшем чахкли не стали помогать саамам? Чему учит сказка?

7. Знакомство с саамской поэтессой Октябриной Владимировной Вороновой. (рис.1)

Октябрина Владимировна Воронова – саамская поэтесса, родилась 6 октября 1934 года в становище Чальмны-Варрэ, что в переводе с саамского означает «Глаза лесов». Она написала стихотворение о маленьких человечках, живущих под землёй.

Рисунок 1

Чахкли.

Когда заскучается в доме,
Ты выберись в дебри тайги.
Там маленький сказочный гномик
Живет в корневищах тугих.

Смешной в колпачке своем белом,
Он зла никому не творит.
Но что бы в тайге ты ни делал –
Он все за тобой повторит.

Топориком стукнешь по ветви
Такой же услышишь ты стук.
А крикнешь - он эхом ответит,
И звук улетит за версту.

Когда же по небу закосят
Дождливые тучи, ветра,
Расстелет постель ему осень
Из листьев, травы и пера.

И если случайно зимою
Ты вновь заберешься сюда,
Увидишь пространство немое,
А гномика - нет и следа.

Но только плохого не думай,
Своею дорогой иди.
Нет, маленький чахкли не умер.
Он спит.
Ты его не буди.

Понравилось вам стихотворение? Узнали вы сказочного героя?

А теперь отправимся к Гирвас–озеру и узнаем, почему оно так называется.

8. Инсценировка сказки «Гирвас-озеро».

Ведущий: Жил на берегу одного озера охотник с сыновьями. Радовался старик – его сыновья были лучшими стрелками в погосте. Отец открыл им свои охотничьи секреты.

Старик: Пойдёте охотиться на верхнее озеро, там много оленя- дикаря пасётся. Подождите, когда стадо оленей озеро переплывать будет. Всякого оленя стрелять можно, но только не троньте вожака, гирваса.

1-й сын: Всё сделаем, как ты сказал, выполним твой наказ.

2-й сын: Отец, мы не будем стрелять в гирваса.

Ведущий: Идут братья и видят: большое стадо оленей озеро переплывает. А впереди всех – гирвас. Гордо несёт он голову с огромными ветвистыми рогами.

2-й сын: Как же мы такую добычу упустим? Убьём гирваса – нам же весь погост завидовать будет.

1-й сын: Знаешь, брат, такого красивого и сильного оленя не всякий бывалый охотник добывал.

Ведущий: Забыли сыновья про отцовский наказ. Пустили стрелы. Вонзились они прямо в оленя. Окаменел вожак, в остров каменный превратился. А стадо прочь ушло.

1-й сын: Плохо, что не выполнили мы отцовский наказ, нет нам удачи, опустела тундра.

2-й сын: Пошли, брат, домой, обессилели мы совсем. Уже три дня ходим по тундре, а ни одного оленя не встретили.

Ведущий: С тем домой и пошли. Увидел их отец, обо всём догадался.

Старик: Из-за бахвальства вы от себя охотничье счастье на всю жизнь прогнали. Не быть вам охотниками. Идите с девками корзины плести.

Ведущий: А озеро с тех пор Гирвас – озером называть стали. Так и по сей день зовут.

Как вы считаете, правильно ли поступили сыновья?

Ребята, давайте проверим, какими внимательными вы были. Сможете ли вы разгадать кроссворд?

9. Разгадывание кроссворда «В гостях у саамов». (Приложение 2)

10. Саамская игра «Утушка».

Ребята, каких птиц можно увидеть на озере?

Сейчас мы поиграем в саамскую игру «Утушка».

Все игроки ходят по кругу и поют песню:

Да ты, утушка, да ты, серая,
Выплывай, выплывай!
Да ты, утушка, да ты, серая,
Угадай, угадай!
Да который твой селезень!

Утушка с окончанием песни останавливается около кого-то из детей – селезня. Затем селезень должен поймать утушку, а остальные играющие стараются этому помешать. Игра продолжается до тех пор, пока селезень не поймает утушку.

11. Саамское чаепитие.

Дети рассаживаются за столы. Каждому в подарок выдаётся буклет «Приятного аппетита!».

Все желающие пробуют чай по саамскому рецепту: «Чай с луком и куском оленьего сала: лук небольшими ломтиками саамы кидали в чай, а сало ели вприкуску».

12. Итог занятия.

Ребята, что вам больше всего сегодня понравилось и запомнилось?

Литература:

  1. Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985. - С. 1-8.
  2. Полярная энциклопедия школьника Арктика - мой дом: Народы Севера Земли. - М., 2001. - С.155-158.
  3. Хомич Л.В. Саамы / Л.В. Хомич. - СПб, 1999.
  4. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. - Мурманск. 1990.
  5. Невеста Солнца: Саамские сказки. - Мурманск. 1986.
  6. Литература Кольской земли. - Мурманск: МОИПКРО. 2004.

МАООУ «Ленинская санаторная школа-интернат»

Внеклассное занятие

«Краеведческий марафон»

Воспитатель: Попова Татьяна Григорьевна

Класс – 4

Тема занятия: « Краеведческий марафон»

Этап обучения: основной

Задачи: -формировать способности обучающихся к новому способу действия

Закрепить понятия «символ», « герб», «флаг», «гимн», развивать умения объяснять эти понятия

Формировать у детей образ родной страны, края как Родины

Развивать исследовательские навыки

Воспитывать чувство любви к Родине, уважение к товарищам

Тип занятия: комплексное применение знаний и умений

Приёмы, методы: словесные методы : объяснение, беседа, рассказ; наглядные методы : изобразительная наглядность, демонстрация слайдов; практические методы : частично-поисковый; методы стимулирования мотивов интереса к учению : познавательные задания.

Форма организации: игра - марафон

Оборудование: ноутбук, мультимедиа, музыкальное сопровождение, раздаточный материал для работы в группах (ребусы, фломастеры, ручки, бумага, описание растений, фотослайды растений) светофоры, игрушки-пищалки 2 шт., жетоны разной цветовой гаммы, дополнительная литература по теме.

Планируемые результаты:

Личностные: у обучающихся будут сформированы: умение принимать и уважать базовые ценности « родина», «край», умение оценивать своё отношение к собственной деятельности, к деятельности своих сверстников; обучающиеся приобретут опыт: внимательного отношения в собственным переживаниям и переживаниям к других людей

Метапредметные: обучающиеся научатся определять цель деятельности, план выполнения заданий; научаться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценивать свои задания; уметь работать в группе, договариваться друг с другом; участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении; слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Предметные: обучающиеся получат возможность извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации; видеть проблему и решать ее.

Литература:

1. Климов В. Заветный клад. Коми - пермяцкое книжное издательство, 1997.

2. Отзвуки прошлых веков. - Кудымкар: Коми – пермяцкое книжное издательство, 2005.

3. Журнал Силькан № 5. Кудымкар, 1998.

4. Журнал Силькан № 1. Кудымкар, 1998.

Этап занятия

Наше занятие мы начнем с размышлений. Обратите внимание на слайд, прочитайте каждый про себя пословицу «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя» - Как вы понимаете эти слова? Многое о том, что вы думаете про родину, можно узнать из ваших сочинений. Задание: На минутку закроем глаза и попробуем очутиться в своём любимом месте. Как оказалось дорого и приятно это мгновение! В народе говорят: « Плох тот народ, который не помнит и не ценит, не любит своей истории»

Попробуйте определить тему сегодняшнего занятия.

    Регламент на подготовку Право пользоваться дополнительной литературой Участие в игре принимает каждый обучающийся Итог игры подводим с помощью баллов, которые высчитываем жетонами Готовность команды дать ответ подаётся сигналом
Игра «Светофор» (настрой на игру)

Населённые пункты, как и люди имеют свою биографию. Вопрос : Что обозначает слово « кар » в переводе с коми-пермяцкого языка? У каждой страны есть свои отличительные символы. - Как вы думаете, о чём я говорю? - Какие вы знаете символы? Задание: Нарисовать символы города Кудымкара. Загадка: Деревьев разных не сочтёшь – Одно другого краше. Но где ты дерево найдёшь Родней берёзки нашей! Берёза с незапамятных времён почитаема и любима. Есть ещё другие растения, без которых мы не представляем наше детство, нашу жизнь. Работа по карточкам: (задание каждой команде разное) Приложение 1 1) угадайте по описанию растение 2) название цветка написать на коми-пермяцком языке 3) раскрасить отгадку Игра «Что отдашь родной земле?» Я думаю после ваших слов-обещаний, если даже малая долька выполнится, то наша Родина будет процветать и гордиться своими детьми. - Какой город является административным центром всех районов? - Какие ещё районы входят в состав КПО? Задание : Разгадать ребусы (Приложение 2) Показ иллюстрации скульптуры Кудым-Оша. - Как вы думаете, что это за архитектурный объект? Закончите мою фразу. Я думаю, что это………. Задание: Рассказать всё, что вы знаете о Кудым-Оше. - Для чего мы провели такое занятие? - Достигли цели занятия? Подведение итогов игры. Награждение. Продолжи предложения: Было интересно… Было трудно… Похвалю себя за то, что… Похвалю одноклассников за то, что… А можно отнести слова похвалы и ко мне? За что бы вы похвалили меня?

Обучающиеся читают пословицу.

Высказывания обучающихся. Выставка сочинений. Закрывают глаза, вспоминают родимые места.

Читают, размышляют, дают ответы

Высказывают свои версии

Определяют задачи занятия

Играют

выбирают капитана

придумывают название команде Объясняют значение слова

С помощью «светофора» показывают своё настроение.

Ответ участников, поиск информации

Обсуждают, приходят к единому мнению. Обсуждают, работают с литературой, рисуют символы.

Ответы

Работают в группе

раскрашивают рисунки

Играют

Рассуждают, ищут информацию Разгадывают ребусы

Ответы

Высказывают своё мнение

Ответы обучающихся

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

СТАРИЦЫНОЙ ОЛЬГИ ВЛАДИМИРОВНЫ

Тема : «Люби и знай свой край»

Форма проведения: игра - путешествие

Целевая аудитория: 9 - 10 лет

Оборудование: компьютер с проектором, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.

Инструменты и приспособления: ручки, клейстер, заготовки для изготовления кормушек, кисти

Раздаточный материал: карточки

Этапы работы

Предварительная подготовка

Оформление помещения

Цель и задачи занятия

Цели занятия:

Обучающая:

формирование экологической культуры

Развивающая:

    Создать условия для развития: творческого мышления, умения применять знания на практике, умения анализировать, обобщать, образно мыслить, воображать

Воспитательная:

    Создать условия для воспитания: бережного отношения к природе и сохранению экологического равновесия в природе

Задачи:

    расширение представлений о природе Хабаровского края

    развитие навыков коллективной работы, исполнительских умений, творческих способностей

    развитие мышления

    повысить познавательный интерес к природе Хабаровского края

Организационный момент .

Цель для воспитанников: подготовить к работе на занятии; организация группы, наличие принадлежностей для занятия

Цель для педагога:

создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Задачи

Создание положительных эмоций на работу;

Формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.

Метод обучения:

словесный (беседа)

Беседа по изученному материалу.

Его цель – развивать умения монологической речи

Метод организации работы: фронтальный

Воспитанники закрепляют знания об экологии, месте проживания (о крае)

Организационная часть

Я сорвал цветок,

И он завял.

Я поймал жука,

И он умер в ладонях.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем!

Здравствуйте, многоуважаемые экоколобки и все-все-все кто находится в этом зале. Вы, наверное, удивлены, что участников нашей интеллектуально-творческой игры я назвала «экоколобками»? Может быть, кто-нибудь догадался, почему?

Ответы детей

Итак, экоколобки – это те ребята, которые сегодня выступают в роли исследователей экологических проблем нашего города, края, с которыми они сталкиваются на своем пути и пытаются помочь всем, кто попал или может попасть в беду.

Был, говорят, где-то случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг - чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,

Где эта улица? Где этот дом?

Ищут водители: «Где наш гараж?».

Мечутся жители: «Где наш этаж?».

Все перепуталось, все заблудилось!

К счастью, такое лишь в сказке случилось.

Мы рассказали про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли, точно,

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

А вы знаете, где вы живете?

Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом.

И сегодня мы будем учиться любить и беречь его - дом, в котором мы живем. У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол - земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка - ласковое солнышко. У нас общий водопровод - это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и боль­шая. Всего за полтора часа ее можно облететь на косми­ческом корабле. Так что нам действительно надо хорошо знать и беречь дом, в котором мы живем. А поможет нам в этом наука экология.

«Что такое экология?»

Ответы детей

Экология – это наука, которая изучает, как изменения в природе влияют на жизнь растений, животных и человека.

В переводе с греческого языка слово «экология» озна­чает «учение о доме». Речь идет о «природном доме», ко­торый есть у каждого растения, животного, человека.

По­слушайте стихотворение «Земля - наш дом».

Мы речь свою ведем о том,

Что вся Земля - наш общий дом ­

Наш добрый дом, просторный дом ­

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

В каком крае и городе мы живем?

Ответы детей

Чтобы узнать состояние экологической среды нашего города и края, я приглашаю Вас совершить путешествие на экопаровозике по родным местам.

Я буду вашим проводником, а вы, экоколобки, мои пассажиры.

А теперь по вагонам и в путь!

Основная часть

Цель для педагога – побудить воспитанников к активности на занятии.

Научить применять полученные знания самостоятельно на практике.

Педагог должен подвести воспитанников к выполнению поставленных в начале урока целей и задач.

Цель для воспитанников: продемонстрировать на практике умения четко выполнять задания

Формы и методы организации фронтальной деятельности воспитанников:

Словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей)

Наглядный (просмотр видеоролика, презентация)

Практический

Критерии определения уровня внимания и интереса к занятию:

Доступность материала;

Эмоциональный настрой воспитанников

Цель этого этапа – отработка полученных умений и навыков, развитие интереса к своему краю, творческая активность.

Воспитывающий аспект связан с воспитанием охранительных действий к окружающему миру, внимательности, обогащением словарного запаса

Форма организации : индивидуальная

Практическая работа, которая помогает детям на практике закрепить свои знания, умения, навыки..

Итак, первая наша остановка и станция «Лесная»

Край родной! Ты лесами красив.

Ты раскинул поля широко!

Серебристыми ветками ив

Шелестят берега над рекой

На этой станции мы поговорим с вами о лесных богатствах нашего заповедника и узнаем, какие проблемы существуют здесь.

Задание «Лишнее растение»

Для этого нужно выполнить задание.

Вам предлагается убрать лишнее растение, которое не растут в наших лесах.

1.тополь, осина, инжир

2.сосна, ель, кипарис

3.береза, клен, туя

4.виноград амурский, баобаб, женьшень

5.шиповник, адонис амурский, кактус

6. бархат амурский, калина, персик

Лес – это наше богатство. К сожалению, многие растения находятся под угрозой исчезновения. Как вы думаете почему?

Все правильно, необходимо соблюдать правила поведения в лесу.

– Ребята, к нам еще кто-то в гости пришел. Слышите стук?

(Входит мальчик с рюкзаком, из кармана торчит рогатка.)

– Ты куда идешь?

В лес, конечно!

Я смотрю, гость какой-то странный (вынимает рогатку из кармана мальчика) .

Игра «Экологический светофор»

Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети скажут, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес. Есть такие вещи, которыми можно пользоваться редко, осторожно, соблюдая строгие правила.

(Мальчик достает из рюкзака вещи.)

* Резиновые сапоги

– Я собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки.

(Зажигается желтый свет светофора).

* Зажигалка

– Я решил, когда устану, посидеть у костра.

(Зажигается красный свет светофора).

* Магнитофон

– Я собирался послушать новые записи – хиты.

(Зажигается красный свет светофора).

* Небольшое пластмассовое ведро.

– В прошлый раз я с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить.

* Пакет с крошками хлеба, крупой.

– Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю.

(Зажигается зеленый свет светофора).

– Да я смотрю, ты молодец! Только не всегда разбираешься, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности. Любишь природу, пытаешься о ней заботиться. Но запомни, что нельзя причинять боль природе.

Ты обещаешь это? (Да, обещаю.)

А, вы, обещаете?

Теперь продолжим наш путь.

Кого еще мы можем встретить в наших лесах?

Следующая станция – «Жители леса»

Задание «Загадки про животных»

1. Троп копытами касаясь.

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

2). Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами– кисти – рожки,

С виду котик, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь. (Рысь.)

3. Кто на своей голове лес носит? (Олень.)

4. Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в зубке серенькой зимой

И в рыжей шубке - летом. (Белка)

5. Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну. (Волк.)

6. У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост-

Я коварна и хитра,

Глубока моя нора. (Лиса.)

7. Родственник домашней киске,

Этот зверь не робкий.

Бродит хищник уссурийский

По таежной тропке. (Тигр.)

Как вы думаете, какое из этих животных самое величественное, самое красивое?

Амурский тигр (также известный, как Уссурийский, Сибирский или Восточно-сибирский тигр) один из самых малочисленных подвидов тигра, самый северный тигр. Он - объект поклонения многих народностей Дальнего Востока.

На языках народов Приамурья тигра часто называют «Амба» (большой), чтобы не накликать беду.

А мы с вами будем охранять животных?

А теперь прежде, чем мы продолжим наш путь, предлагаю вам такую звериную зарядку.

Физминутка

Давайте, остановимся и послушаем, кто это так чудесно поет?

Следующая станция «Птичьи разговоры»

Давайте проверим, хорошо ли вы знаете птиц.

Игра «Учимся сочинять стихи»

Скажите, сочинять стихи вы умеете? Дело это не простое. Давайте попробуем. Я называю любое слово, а вы подбираете к нему рифму, но ваше слово обязательно должно обозначать название птицы.

Кораблик – (зяблик)

Макушка – (кукушка)

Капля – (цапля)

Париж – (чиж, стриж)

Птица – (синица)

Врач – (грач, дергач)

Гол – (щегол)

Палка – (галка)

Майка – (чайка)

Не робей – (воробей)

Прорубь – (голубь)

Стайка – (чайка)

Корона – (ворона)

Шляпка – (оляпка)

Молодцы. Я вижу, что вы были внимательны и знаете птиц!

Как мы с вами можем помочь птицам?

(Ответы детей)

Какая акция идет сейчас у нас в городе и нашем детском доме?

Я предлагаю вам сейчас изготовить кормушки для птиц.

Практическая работа

Какие вы молодцы, вы уже столько добрых дел сделали. Давайте их назовем.

Наше путешествие еще не закончилось, и мы продолжаем путь.

Как хороши наши леса, поля, реки, озера, которые мелькают за окнами вагонов. Самые удивительные и живописные места носят не менее красивые названия. О чем вам, например, говорит название «Амур»?

Верно, это название реки, которая протекает в нашем городе и поэтому наш город как называется……?

Над Амуром небо голубое.

Шепот рощ, да гомон птичьих стай…

Как не залюбуешься тобою,

Край родной, дальневосточный край!

Все здесь сердцу чуткому отрадно,

Все невольно привлекает взор:

Лес осенний - празднично нарядный,

Разнотравья летнего ковер.

По весне разливистые зори,

А зимой - бескрайние снега.

Круглый год широкая, как море,

Над Амуром плещется тайга…

Следующая станция – «Амурская»

Наша река очень большая по протяженности и полноводная, в ее глубинах так трудно найти рыб.

И здесь понадобятся ваши знания о рыбах, чтобы разгадать «зашифрованные слова».

Задание «Зашифрованные слова»

АУХА (УАХА) КАРАСЬ (АСЬКАР)

ОСЕТР (ТРЕСО) КЕТА (ЕТАК)

СОМ (МОС) САЗАН (НАЗАС)

ЩУКА (АКУЩ) КАСАТКА (ТАСАККА)

Это, конечно, не полный список рыб, которые водятся в нашей реке Амур. Наша река очень богата рыбными ресурсами. Но многие рыбы, также как и растения, звери, птицы нуждаются в защите. Почему?

Необходимо соблюдать правила поведения у водоемов.

Наше путешествие подходит к концу.

И последняя станция «Экопитание»

Здесь нам предстоит выяснить, какие натуральные продукты и экологически чистые могут нам предложить герои мультфильмов.

Попробуйте по песням из мультфильмов отгадать, кто является героем этого мультфильма и какой продукт он может предложить.

1.песенка «Вини-Пуха» 3. песенка «Кто пасется на лугу»

2.песенка «Антошка» 4.песенка «Два веселых гуся»

Вот с таким хорошим настроением и полными корзинами натуральных продуктов отправляемся домой.

Многоуважемые экоколобки!

Мы увидели и исследовали сколько проблем, существует в нашем Зеленом доме. Скажите, кто виноват в этом?

Чем мы можем помочь нашей природе, нашему краю, городу, дому, в котором мы живем?

Рефлексия

Цель для педагога:

Научить воспитанника проводить самоанализ деятельности (анализировать, размышлять);

Увидеть внутреннее состояние воспитанника

Цель для воспитанника:

Оценить свою деятельность на занятии

.Метод работы: словесный.

У меня есть экоколобки трех цветов: желтый, зеленый, красный. Я вам предлагаю выбрать такого экоколобка, который соответствует вашему сегодняшнему настроению и посадить его в наш экопаровозик для дальнейшего исследования экологических проблем.

Спасибо за работу!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!