Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Политическая жизнь в период застоя. Положительные особенности данного периода. Отрицательные особенности данного периода

После отставки Хрущева новым лидером страны стал Л.И. Брежнев, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета СССР, а затем второго секретаря ЦК.

Для обозначения периода 18-летнего правления Брежнева используется термин «застой », т.е. это было время замедленного развития всех сфер жизни советского общества.

«Застой» в экономической сфере

В экономической сфере «застой» проявляется в стремительном падении темпов роста производства. Неуклонно сокращается производительность труда. Все более очевидным становится экономическое отставание СССР от развитых стран Запада, прежде всего в высокотехнологичных отраслях. Постоянно рос список дефицитных товаров.

Чтобы преодолеть эти проблемы советское руководство с 1965 г. проводит экономические реформы, инициатором которой стал председатель Совета Министров А.Н. Косыгин.

Началась реформа с упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств. В целом она не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. Было сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет.

С колхозов и совхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлена надбавка за сверхплановую продажу продукции государству. Началась реализация программ комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и мелиорации. Был взят курс на создание агропромышленных комплексов.

Успех от проведенных преобразований был кратковременным.

Причины общей неудачи реформ:

  1. Нежелание партийного руководства мириться с растущей самостоятельностью директоров предприятий.
  2. Продолжающееся падение производительности труда.
  3. Необходимость продолжения гонки вооружений и, следовательно, необходимость первоочередного развития тяжелой промышленности.

Главный способ предотвращения экономического краха власти видели в форсировании поставок на западный рынок энергоносителей. Руководство СССР провозглашает курс на строжайшую экономию – лозунг Л.И. Брежнева «Экономика должна быть экономной!»

По мере скатывания государственной экономики к стагнации все больше развивалась так называемая теневая экономика – от различных подпольных мастерских до прямого криминала.

Кризисные явления в экономике усугублялись проводимой в стране социальной политикой, направленной на поддержание хотя бы относительно высокого уровня жизни населения. В условиях постоянного падения производительности труда решение этой задачи требовало от государства вложения огромных средств в социальную сферу. К началу 1980-х гг. удерживать высокий уровень жизни населения становилось все труднее. Дефицит на товары народного потребления становится тотальным. Вводится карточная система на основные виды продовольственных и даже промышленных товаров.

«Застой» в политической сфере

В политической сфере время «застоя» стало «золотым веком » для партийно-государственной номенклатуры (привилегированного слоя чиновников), превратившейся при Хрущеве в самостоятельный субъект политики. Занятие государственных постов становится пожизненным. Возникает система круговой поруки чиновников. Расцвела коррупция. «Застой» в политической сфере характеризуется еще одним термином – «неосталинизм ». Под этим явлением принято понимать прекращение критики «культа личности» Сталина и начало формирования «культа личности» самого Брежнева.

Идеологический кризис в годы «застоя» продолжал нарастать. Чтобы оттянуть окончательный крах коммунистической идеи была создана концепция о наличии в стране «развитого социалистического общества », как промежуточной стадии в строительстве коммунизма. Закрепление этой идеи произошло в новой конституции страны.

7 октября 1977 г. была принята четвертая по счету за 60 лет Конституция СССР («Конституция развитого социализма »). Статья 6 официально закрепляла руководящее положение КПСС в жизни общества. Впервые в Конституцию страны были включены важнейшие международные обязательства СССР – основные положения Хельсинкского акта о правах человека. Однако многие положения, записанные в Конституции, в итоге так и остались лишь на бумаге.

Главным итогом политического развития СССР в эти годы стала консервация политического режима и усиление господства партийного аппарата, руководства армии и КГБ в жизни общества.

Невзирая на ужесточающееся преследование, еще на рубеже 50-60-х гг. зарождается движение диссидентов (инакомыслящих, правозащитников). Появляются бесцензурные издания «самиздата» - «Синтаксис», «Феникс» и т.д., кружки и молодежные организации. В рамках диссидентского движения начинается борьба за права человека в СССР.

Причины возникновения диссидентского движения в СССР:

  1. Общий кризис коммунистической идеологии. Советский народ начинает терять веру в возможность построения коммунизма.
  2. Подавление Советской армией демократических движений в странах Восточной Европы. Особенно большое впечатление на правозащитников произвели события в Венгрии и Чехословакии (1968 г.).
  3. Позднее росту правозащитного движения способствует подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.). По этому международному соглашению СССР обязался соблюдать права человека на собственной территории, однако грубо его нарушал. Создается правозащитная «Хельсинская группа».

Одним из лидеров правозащитного движения становится академик А.Д. Сахаров.

После смерти Л.И. Брежнева (1982 г.) Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Ю.В. Андропов (бывший председатель КГБ). Он выдвинул идею «совершенствования социализма». Однако произвести это «совершенствование» предполагалось чисто директивными и даже репрессивными методами, без серьезной перестройки самой системы в целом.

В феврале 1984 г. Ю.В. Андропов умер. Его место занял К.У. Черненко – пожилой и нездоровый человек, неспособный к проведению серьезных преобразований.

«Застой» в духовной сфере

Развитие духовной культуры в годы «застоя» было крайне противоречивым.

С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре. Значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. В сентябре 1974 г. в Москве была разгромлена выставка современного искусства, проведенная прямо на улице. Художники были избиты, а картины раздавлены бульдозерами («бульдозерная выставка »). «Бульдозерную выставку» принято считать моментом окончания «оттепели» в духовной сфере. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.

«Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов.

Деятели культуры, мнение которых шло вразрез с установками партии, оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. За пределы страны были высланы писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич.

Объективно противостояли идеологии «застоя» представители «деревенской» прозы (Ф. Абрамов, В, Астафьев, Ш. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), в образной форме показывавшие последствия сплошной коллективизации для судеб российской деревни. О проблемах нравственности в сталинские и последующие годы писали Б, Васильев, Ю. Трифонов. Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигента в ней предлагали популярные в те годы режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и многие другие театральные и кинорежиссеры.

Специфической чертой культуры 60-70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция ». Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий.

Все это свидетельствовало о наличии и противоборстве двух направлений в отечественной культуре – официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг

Советская внешняя политика 60-80-х гг. неразрывно связана с именем министра иностранных дел СССР А.А. Громыко («эра Громыко»).

Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966 г. впервые за весь послевоенный период в Москву нанес визит президент Франции Шарль де Голль. Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне.

Начиная с визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. и до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности . Политика разрядки состояла из экономических соглашений и договоров об ограничении ядерных вооружений. 26 мая 1972 г. в Москве был подписан временный договор, названный ОСВ-1 , который ограничивал для обеих сторон количество наступательных вооружений. В 1978 г. был заключен ОСВ-2 , были подписаны также договоры об ограничении подземных ядерных испытаний, о противоракетной обороне (договор по ПРО 1972 г.).

В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) лидеров тридцати трех европейских стран, США в Канады. Подписанные там документы утверждали основные принципы, на которых отныне должны строиться международные отношения.

Разрядка закончилась после ввода советских войск в Афганистан (1979 г.). В знак протеста против вмешательства СССР в дела Афганистана США и еще несколько десятков государств Запада бойкотировали XXII Олимпийские игры в Москве (1980 г.). В ответ СССР и его союзники бойкотировали Олимпийские игры в Лос-Анджелесе (1984 г.).

В 1983 г. был нанесен еще один удар по переговорному процессу – советский истребитель сбил южнокорейский лайнер Боинг-747, по неизвестным причинам нарушивший границу воздушного пространства СССР. После этого президент США Рейган назвал Советский Союз «империей зла».

СССР активно участвует в событиях на Ближнем Востоке, оказывая открытую поддержку арабской стороне. В 1967 г. Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Израилем, развязавшим «шестидневную войну».

Непросто складывались отношения СССР и со странами социалистического лагеря, особенно с Китаем, противостояние с которым привело к вооруженному конфликту на острове Даманский (март 1969 г., река Уссури).

В отношениях с европейскими странами соцлагеря основной задачей СССР было устранить угрозу распада лагеря в теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях. На этом направлении своей внешней политики СССР руководствовался «Доктриной Брежнева » - доктриной ограниченного суверенитета для социалистических государств, фактически зависимых от Советского Союза.

Весной 1968 г. в Чехословакии возникает мощное оппозиционное движение, требующее реформирования социализма – «Пражская весна ». Оппозиция была поддержана частью партийного руководства (А. Дубчек). В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран – участниц ОВД вступили в Чехословакию. «Пражская весна» закончилась.

Следующий конфликт был связан с резким повышением цен в Польше в 1980 г. Оно вызвало волну забастовок, достигших своего апогея летом 1980 г. в Гданьске. Возглавил борьбу независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Л. Валенсой. 13 декабря 1981 г. генерал В. Ярузельский ввел в стране военное положение. Несмотря на «нормализацию» положения в Польше, кризис социалистического лагеря становится очевидным.

Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.

Этот период вошел в историю как «Эпоха застоя». Термин «застой» впервые был введен в оборот в политическом докладе М.С. Горбачев на 27 Съезде ЦК КПСС , когда он в своей речи отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начали проступать некие застойные явления. С тех пор этот термин стал широко использоваться политиками, экономистами и историками.

Под «застоем» понимают, как положительные, так и негативные явления . С одной стороны, именно в эти двадцать лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего развития – строилось огромное количество больших и мелких городов, активно развивалась военная промышленность, Советский Союз начал осваивать космос и выбился в лидеры в этой сфере; также страна достигла значительных успехов в спорте, культурной сфере и самых разных отраслях, включая социальную сферу – уровень благосостояния граждан существенно возрос. Стабильность – вот главный термин, который описывает тот период .

Однако у понятия «застой» есть и другое значение. Экономика страны в этот период фактически прекратила свое развитие. Произошел так называемый «нефтяной бум», что позволило руководству страны получать прибыль от продажи нефти. В то же время экономика сама по себе не развивалась и требовала реформ, однако из-за общего благосостояния на это обращали меньше внимания, чем требовало. Из-за этого многие называют период застоя – «затишьем перед бурей».

Вторая половина 60-х - середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества . Они проявлялись:

· в стагнации экономики,

· росте оппозиционных настроений населения,

Принимавшиеся руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.

Характеристики эпохи застоя

1. Консервация политического режима .

· За время пребывания Брежнева у власти, административно-управленческий аппарат мало изменился. Уставшие от постоянных перестановок и реорганизаций, члены партии с радостью восприняли основной лозунг Брежнева - «обеспечить стабильность» - что привело не просто к отсутствию серьезных изменений в структуре правящего аппарата, но фактически заморозило ее.



· За весь период не было проведено никаких перестановок в партии, а все должности фактически стали пожизненными. В результате, средний возраст членов структуры государственного управления составлял 60-70 лет. Подобная ситуация также привела к усилению партийного контроля – партия теперь контролировала деятельность многих, даже крайне мелких, государственных учреждений.

2. Возрастание роли военной сферы .

· Страна находилась в состоянии холодной войны с США, поэтому одной из основных задач, было повысить свою военную мощь. В этот период начали производить в больших количествах оружие, в том числе ядерное и ракетное, велась активная разработка новых боевых систем.

· Промышленность, как и в период Великой Отечественной войны, во многом работала на военную сферу. Снова возросла роль КГБ не только во внутренней, но и во внешней политике.

3. Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики .

· Несмотря на то, что в целом страна успешно двигалась вперед, росло благосостояние, экономика погрузилась в «застой» и резко снизила темпы своего развития. Основные средства СССР получал от продажи нефти, большая часть предприятий постепенно перебралась в крупные города, а сельское хозяйство потихоньку загнивало.

· После проведенной аграрной реформы, многие крестьяне фактически лишились работы, так как была введены знаменитые «поездки на картошку» среди студентов. Колхозы и совхозы все чаще приносили лишь убыток, так как работу выполняли студенты, а не профессионалы, потери урожая возросли в некоторых областях до 30%.

Смена политического курса . С отставкой Н. С. Хрущева завершился процесс.

либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г.- Генеральным секретарем) стал Л. И. Бережнев , находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н. С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А. Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности .

Часть новых руководителей, в том числе А. Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю. В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно политической жизни, с тем, чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л. И. Брежнев, М. А. Суслов, А. К. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.

Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция «развитого социализма». В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма - этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма. Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Л. И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю. В. Андропов и преемник последнего - К. У. Черненко.

Две тенденции развития. В общественно-политической жизни 60-70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н. С. Хрущева свертывались начатые им преобразования . В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству. Начался отход от курса десталинизации . В печати прекратились критика культа личности И. В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации - отечественной и зарубежной - для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия для развития науки. Ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было . Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требовавшие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось Движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление Местного национализма. В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая . Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. На рубеже 60-70-х годов значительно расширились полномочия местных Советов. Они координировали и контролировали деятельность предприятий, учреждений, колхозов в области жилищного строительства, народного образования, здравоохранения. Депутаты местных и Верховных Советов получили право вносить предложения о заслушивании на сессиях отчетов любых органов власти или должностных лиц, подконтрольных Советам. В 70-х - начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещани я (ПДПС). Широкое распространение получили добровольные народные дружины по охране общественного порядка . Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких слоев населения. Руководство деятельностью государственных и общественных организаций осуществляла Коммунистическая партия.

В 1977 году была принята новая Конституция СССР, которая юридически закрепила построение «развитого социализма» . В Конституции были расширены социальные права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых и др. Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе.

Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними Конституциями политическая основа государства - Советы. Отныне они стали называться Советами народных депутатов. Все Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти (схема 1).

Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР (схема 2). Ядром политической системы общества развитого социализма называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества , определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы - социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооператив . Отдельные разделы Конституции были посвящены вопросам социального развития и внешней политики. Были сформулированы принципы отношений СССР с другими державами мира: суверенное равенство, взаимный отказ от применения силы, соблюдение территориальной целостности государств, мирное урегулирование спорных вопросов.

С конца 1964 года руководство страны пытается провести экономические реформы . Мартовский пленум ЦК КПСС (1965 г.) наметил меры по сельскому хозяйству:

· установить твердый план закупок на 6 лет (1965-1970 гг.) повысить закупочные цены,

· ввести 50%-ную надбавку за сверхплановую продукцию,

· увеличить капиталовложения в деревню,

· сократить налоги.

Реализация этих мер привела к временному ускорению сельско-хозяйственного производства.

Суть экономической реформы в промышленности (сентябрь 1965 г.) состояла в следующе м:

· переход к отраслевому управлению,

· перевод предприятий на хозрасчет,

· сокращение числа плановых показателей (вместо 30-9),

· создание поощрительных фондов на предприятиях.

В подготовке и проведении реформы активную роль сыграл А.Н. Косыгин (Председатель Совета Министров СССР).

Экономическая реформа 1965 г. проявила себя успешно в годы 8-й пятилетки (1966 – 1970 гг.):

· объем промышленного производства вырос на 50%.

· было построено 1900 крупных предприятий (Волжский автозавод в Тольятти выпустил 1970 г. первые «Жигули»).

· сельхозпроизводство выросло на 20%.

К началу 1970-х годов реформа перестала действовать . Рыночные механизмы управления производством были парализованы командно-административной системой. Сельское хозяйство вновь отошло на 2-й план. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.

С начала 70-х гг. возросли темпы падения производства:

· Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, (вовлечение в производство дополнительных материальных и людских ресурсов).

· На вновь строящихся заводах и фабриках не хватало рабочих рук из-за низкой рождаемости. Упала производительность труда.

· Экономика стала невосприимчивой к нововведениям. Только предприятия, работавшие на военные заказы, отличались высокой технологией.

· Экономика страны была милитаризована. Военные расходы росли в 2 раза быстрее, чем национальный доход.

· Гражданская промышленность несла потери. К началу 80-х годов было автоматизировано лишь 10% - 15% предприятий. В годы 9-ой пятилетки (1971 – 1975 гг.) экономический рост прекратился.

Видимость благополучия народного хозяйства обеспечивалась за счет продажи природных богатств – газа и нефти. «Нефтедоллары» расходовались на освоение восточных районов страны, создание гигантских территориально-производственных комплексов. Осуществлялись стройки века (ВАЗ, КАМАЗ). С 1974-1984 гг. строилась Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – 3 тыс. км.

Наиболее слабой отраслью в 70-е – 80-е годы оставалось сельское хозяйство . Старая система управления мешала самостоятельности руководителей колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхозпродукцию были низкими, а на сельхозтехнику – высокими. Государство было вынуждено импортировать зерно (1979 – 1084 гг. – 40 млн. т. в год).

В70-е годы широко развернулся поход на «вторую целину» - Нечерноземье (29 областей и республик России). Главный упор делался на агропромышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают – промышленностью, транспортом, торговлей. Началась массовая ликвидация «неперспективных деревень» (200 тыс.). В 1982 г. была разработана продовольственная программа, призванная решить продовольственный вопрос в ССССР к 1990 г.

В социальной сфере постепенно накапливались кризисные явления. Приостановился подъем жизненного уровня населения, наблюдался дефицит, скрытый рост цен. Это стало экономической предпосылкой образования «теневой экономики».

Подобная ситуация в селе привела к тому, что граждане стали массово переселяться в города, урожайность падала и к концу периода застоя начал назревать продовольственный кризис. Особенно тяжело в этот период пришлось Украине, Казахстану и другим регионам, основной деятельностью которых, было сельское хозяйство и добывающая промышленность.

Диссидентское движение. Внутренняя политика брежневской администрации носила консервативный характер («неосталинизм» ).

· со 2-й половины 60-х годов была запрещена критика культа Сталина,

· прекратился процесс реабилитации репрессированных,

· начались гонения на инакомыслящих.

В 1970-е годы инакомыслие влилось в диссидентское движение , характерными чертами которого были антикоммунизм и антисоветизм. (академик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, музыкант М.А. Ростропович).

Сначала деятельность диссидентов (лиц. взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее - на отказ от нее. Наиболее яркими их представителями были: историк Рой Медведев, писатель А. И. Солженицын, физик А. Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами , обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц.

В 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции - художники, писатели, музыканты - обратилась с открытым письмом к Л. И. Брежневу . В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И. В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма.

В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию .

В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции е внешним миром способствовали активизации оппозиции. Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране («Тамиздат»). Возникла так называемая бесцензурная печать («Самиздат») . Издавались машинописные журналы («Вече», «Память»), информационный бюллетень правозащитного движения «Хроника текущих событий» .

В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и «враждебные». Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А. И. Солженицын).

Хозяйственные реформы середины 60-х годов. Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х - начала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Для нового руководства страны была очевидной необходимость продолжения экономических реформ. Преобразования коснулись прежде всего сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукция на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с развития их личных хозяйств. Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Ей предшествовала длительная дискуссия, в которой участвовали хозяйственные работники и крупные ученые-экономисты, в их числе В. С. Немчинов, Л. М. Бирман и др. В ходе дискуссии высказывались мысли о необходимости внедрения полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий. Идеи эти были расценены как несвоевременные, тем не менее, в реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет). Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей работы предприятий объем реализованной продукции . Упразднялись Советы народного хозяйства, и восстанавливалось отраслевое управление.

Осуществлялись программы создания территориально-производственных комплексов . С их помощью также предполагалось укрепить хозяйственные связи республик. Были сформированы территориально-производственные комплексы в Сибири (Красноярско-Ачинский), в Казахстане (Чимкентеко-Джамбулский), в Таджикистане и других районах. Прокладывалась Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ). Курс на интеграцию экономик союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами из центра вызывали диспропорции в их структуре. Одним из последствий этого стали общественное недовольство и рост оппозиционных настроений в союзных республиках. В Латвии, Литве и Эстонии на почве экономических противоречий усилилось стремление к выходу республик из состава СССР. Сепаратистские настроения в них особенно активизировались в 80-е годы.

К началу 80-х годов в стране был создан мощный промышленный потенциал. Вместе с тем приоритетное внимание к отраслям военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов усугубляло деформации в структуре промышленности. Директивное управление, недостаточный учет региональных особенностей производства вели к падению экономических показателей индустриального развития.

Если десятилетие Хрущева прошло под знаком реформ, шумных политических, идеологических и хозяйственных кампаний, то двадцатилетие, от середины 60-х до середины 80-х гг., когда политическое руководство страны возглавлял в основном Л.И. Брежнев, называют временем застоя - временем упущенных возможностей. Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно-политической системы.

Справедливости ради следует отметить, что проводимая в этот период времени экономическая политика провозглашала цели, соответствовавшие духу времени. Она должна была обеспечить значительный рост материального благосостояния советского народа на основе интенсификации общественного производства, главным средством которой выступал научно-технический прогресс.

К началу 70-х гг. определились основные направления научно-технической революции. К ним относились:

Создание новых типов автоматизированных технологических процессов производства (синтез механики и электроники) и автоматизированных систем управления на базе интеграции достижений электроники, приборостроения, электронно-счетного машиностроения, новых подотраслей станкостроения, связанных с созданием робототехники и гибких автоматизированных систем, лазерной техники и средств связи;

Освоение на базе достижений аэрокосмической техники новых систем транспортирования, информации, управления, методов научных исследований;

Разработка все более разнообразных по сочетанию их свойств материалов, специализированных по целевому назначению, новых конструкционных материалов, многокомпозиционных, керамических, сверхчистых и др.;

Расширение и совершенствование энергетической базы производства на основе развития атомной энергетики, биоэнергетики, гео- и гелиоэнергетики;

Создание на базе достижений генной инженерии биотехнологических производств, появление бионики.

На каждом из этих направлений новые отрасли внесли за 70-80-е гг. существенный вклад в развитие и совершенствование производства, главным образом передовых индустриальных стран. Началось осуществляться поступательное движение в таких важнейших сферах, как комплексная автоматизация производства и управления, электронизация и биотехнологизация хозяйственной деятельности, использование ядерной энергетики, исследование и освоение космического пространства и Мирового океана. Новые отрасли создали ориентиры экономики будущего, перехода мирового хозяйства в электронный, ядерный и космический век.

Все эти аспекты участия новых отраслей в научно-техническом развитии капиталистического общества наиболее ярко проявились в США, Японии и ФРГ. В нашей стране при разработке научно-технической политики были учтены не все тенденции НТР. Не улавливая особенностей нового ее этапа, руководство СССР долгое время считало необходимым сосредоточить внимание на развитии лишь главного направления научно-технического прогресса. Таковой с самого начала была выделена автоматизация производственных процессов. Признавалось, что именно она таит в себе возможность преобразования материального производства, управления и достижения многократного повышения производительности труда. Утверждалось также, что в комплексной автоматизации в концентрированном виде находят свое материальное воплощение важнейшие достижения естественных и технических наук XX в.

Выделение одного направления НТП вместо целого комплекса, как этого требовала научно-техническая революция, явилось очередным просчетом. Справедливости ради следует отметить, что и в сфере автоматизации, несмотря на провозглашенную приоритетность, не было достигнуто ощутимых результатов. Во многом это было обусловлено отсутствием конкретных мер по структурной перестройке экономики.

Особенно остро стала ощущаться потребность в ускорении темпов научно-технического прогресса в 70-80-е гг. На партийных съездах принимались решения о необходимости смещения акцентов в экономической политике посредством перенесения центра тяжести с количественных показателей на качественные. Признавалось, что экстенсивные факторы роста народного хозяйства себя исчерпали и ведут к застою, что необходимо активнее развивать отрасли, определяющие научно-технический прогресс. При этом выдвигались грандиозные задачи: в течение 70-х гг., всего лишь за одно десятилетие, перевести экономику на качественно новую стадию расширенного воспроизводства, а в 80-е гг. - завершить перевод экономики на путь интенсификации; вывести все отрасли народного хозяйства на передовые рубежи науки и техники; добиться значительного увеличения производительности труда, позволяющей обеспечить 85-90% прироста национального дохода.

Вместе с тем, на фоне масштабных целей довольно традиционно выглядели средства их достижения. Надежды возлагались на претворение в жизнь сформулированной на XXIV съезде партии и подтвержденной в решениях последующих съездов задачи - «органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социализма». Причем имелось в виду упор сделать на факторы идеологического характера, а также централизованные методы руководства. Под преимуществами социализма подразумевалось не что иное, как планомерность развития экономики, централизация ресурсов, социалистическое соревнование и т. д. В использовании подобного тезиса проявились стремления руководства страны необоснованно преувеличить потенциальные возможности социалистического строя, избежать необходимости внедрения экономических стимулов, разрушающих сложившуюся чрезмерно централизованную систему управления.

Нельзя отрицать, что в стране велась определенная работа по осуществлению технической реконструкции. Если в 1971 г. в промышленности действовало 89 481 механизированная поточная линия, то в 1985 г. - 161601; автоматических линий соответственно 10917 и 34278. Число комплексно механизированных, автоматизированных и комплексно-автоматизированных участков, цехов, производств возросло за этот период с 44248 до 102140, а подобных предприятий - с 4984 до 7198.

И тем не менее резкого поворота в повышении эффективности производства не произошло. Решения XXIV-XXVI съездов партии оставались, по существу, только директивами. Провозглашенный ими курс на интенсификацию на протяжении 70-х гг. сколько-нибудь заметных результатов не дал. Хуже того, ни в девятой, ни в десятой пятилетках промышленность с планами не справилась (равно как строительство и сельское хозяйство). Десятая пятилетка вопреки декларациям, так и не стала пятилеткой эффективности и качества.

Не удалось исправить положение и в первой половине 80-х гг. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Темпы внедрения средств механизации и автоматизации не отвечали требованиям времени. Ручным трудом к середине 80-х гг. было занято около 50 млн. человек: примерно треть рабочих в промышленности, более половины - в строительстве, три четверти - в сельском хозяйстве.

В промышленности продолжались ухудшаться возрастные характеристики производственного оборудования. Не приводило к повышению эффективности осуществление мероприятий по новой технике - фактические затраты возрастали, а прибыль сокращалась.

Как следствие, серьезно снизились темпы роста производительности труда и некоторые другие показатели эффективности. Если сравнить среднегодовой прирост важнейших народнохозяйственных показателей, то можно заметить, что он уменьшался от пятилетки к пятилетке. Так, по национальному доходу, используемому на потребление и накопление, произошло снижение с 5,1% в девятой пятилетке до 3,1% в одиннадцатой пятилетке, по продукции промышленности соответственно с 7,4 до 3,7%, по производительности общественного труда - с 4,6 до 3,1%, по реальным доходам на душу населения -с 4,4 до 2,1%.

Тем не менее, острота надвигавшегося кризиса в 70-е гг. была сглажена нежданно обрушившимся на страну богатством в виде нефтедолларов. Конфликт между арабскими государствами и Израилем, вспыхнувший в 1973 г., привел к резкому взлету цен на нефть. Экспорт советской нефти стал приносить огромный доход в валюте. На нее закупались товары широкого потребления, что создавало иллюзию относительного благополучия. Огромные средства были потрачены на закупку целых предприятий, комплексного оборудования, технологий. Однако низкая эффективность экономической деятельности не позволила разумно распорядиться неожиданно возникшими возможностями.

Экономическая ситуация в стране продолжала обостряться. Неэффективная экономика оказалась неспособной решить проблемы повышения уровня жизни трудящихся. Фактически была провалена задача, поставленная в 1971 г. на XXIV съезде КПСС, - значительно усилить социальную ориентацию экономики, увеличив темпы развития отраслей народного хозяйства, производящих предметы потребления. Остаточный принцип распределения ресурсов - вначале производство, а только потом человек - доминировал в социально-экономической политике.

На социальное развитие общества отрицательное влияние оказывала и нерешенность продовольственной проблемы, которая напрямую зависела от состояния сельского хозяйства. За 1965- 1985 гг. в него было вложено 670,4 млрд. руб. Результат был неутешителен. В восьмой пятилетке прирост валовой продукции составил 21%, в девятой - 13, в десятой - 9, в одиннадцатой - 6%. Наконец, в 1981-1982 гг. темпы развития составили 2-3% и были самыми низкими за все годы Советской власти (исключая периоды гражданской и Великой Отечественной войны). Возникли и обострились многие диспропорции в народном хозяйстве. Страна, располагающая огромными ресурсами, натолкнулась на их нехватку. Образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием.

Недооценка всей остроты и неотложности перевода экономики на интенсивные методы развития, активного использования в народном хозяйстве достижений научно-технического прогресса привели к накоплению негативных явлений в экономике страны. Призывов и разговоров на этот счет было немало, а дела практически стояли на месте. От съезда к съезду, от пятилетки к пятилетке выдвигались все новые и новые задачи в области НТП. Большинство из них так и осталось не достигнутыми.

Среди них - решение структурной перестройки экономики. На протяжении десятилетий советская экономика сохраняла свою макроструктуру, основные характеристики которой практически не изменялись. Это, во-первых, постоянное экстенсивное наращивание производства первичных ресурсов и в целом производства средств производства в ущерб развитию потребительских отраслей и нематериальных производств. Во-вторых, чрезмерно централизованный механизм распределения и перераспределения всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) при максимальном сужении области действия товарно-денежных отношений. В-третьих, сверхприоритетное ресурсное обеспечение военно-промышленного комплекса и его доминирование над всеми остальными секторами народного хозяйства.

В итоге советская экономика выглядела довольно противоречиво. С одной стороны, она включала ряд высокотехнологичных, наукоемких направлений производственной деятельности, входящих главным образом в состав военно-промышленного комплекса, с другой стороны, обладала весьма значительной, характерной для стран третьего мира, традиционной сферой с низким уровнем эффективности, слабой конкурентоспособностью, ценовыми диспропорциями, в целом не отвечающими требованиям мирового рынка.

Безусловно, негативные последствия имело и то, что многие решения съездов партии носили половинчатый, не всегда последовательный характер. На XXIV, XXV, XXVI съездах КПСС много говорилось о крайней необходимости технического перевооружения предприятий. Однако машиностроение не получило приоритетного значения, развивалось примерно на уровне всей промышленности. Поэтому материальная база технического прогресса не отвечала возросшим потребностям. Продолжалась старая практика: капиталовложения шли в основном на новое строительство, оборудование же действующих предприятий старело, существующие техника и технологии все более отставали от лучших мировых образцов.

Принимаемые на съездах партии решения в области научно-технического прогресса не связаны были с реальными шагами по расширению и развитию демократических институтов, т. е. механизма, с помощью которого только и можно было привести в движение человеческий фактор и тем самым способствовать выполнению решений.

Напротив, брежневское руководство стало на путь свертывания критики культа личности Сталина и его последствий; решительного пресечения демократического движения, зародившегося в обществе в годы хрущевских реформ. По сути дела эти установки в сфере внутренней политики ориентировали на укрепление методов администрирования в руководстве обществом, усиливали авторитарно-бюрократические тенденции в отношениях между руководителями и подчиненными. Отсутствовал трезвый, научный анализ сложившихся в экономике тенденций. Как правило, замалчивались или вскрывались без необходимой остроты и глубины причины отставания в деле повышения эффективности общественного производства.

Однако самая главная причина связана с сохранением экономического механизма хозяйствования и системы управления, сложившихся в годы довоенных и послевоенных пятилеток, т. е. в период экстенсивного развития народного хозяйства. В последующем действующий механизм хозяйствования и управления экономикой, оставаясь практически в неизменном состоянии, в лучшем случае подвергался лишь частичным, причем незначительным изменениям. Так, меры, предпринятые в ходе хозяйственной реформы второй половины 60-х гг., намеченные сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС, не затронули в должной степени фундаментальных основ процесса повышения эффективности производства. Одно направление экономической реформы исключало другое. Наравне с предлагаемым внедрением экономических рычагов управления продолжался процесс усиления централизованного руководства. Механизм хозяйствования и управления экономикой превратился в механизм торможения нашего экономического и социального развития.

Нечто подобное испытали капиталистические страны в 70-х гг. В это время произошло ухудшение условий воспроизводства, вызванное глубоким кризисом структуры капиталистического хозяйства. Хозяйственный механизм перестал стимулировать экономическое развитие в новой ситуации. При этом ощущалась относительная нехватка рискового капитала, который шел на развитие новых отраслей в производстве. Капитал направлялся в более спокойные и прибыльные области, что подрывало долгосрочные перспективы экономического роста и повышения эффективности хозяйства. Переломный период 70-х-начала 80-х гг. характеризовался общим понижением темпов экономического роста, слабой загрузкой производственных мощностей, снижением темпов роста показателей экономической эффективности (в первую очередь производительности труда и капиталоотдачи). Так, если темпы прироста производительности труда в обрабатывающей промышленности США в 1955-1978 гг. составили 2,7%, то в 1978-1979 гг. - 1,45%. В Японии соответственно - 9,26 и 7,05%, в ФРГ - 6,05 и 4,08%, Франции - 5,87 и 5%, в Великобритании- 3,63 и 1,56%.

Капиталистический мир мгновенно отреагировал на происходящие новые явления воспроизводства. И 70-80-е гг. стали временем изменения хозяйственного механизма. Основной упор был сделан на структурную перестройку экономики, на обуздание инфляции и стимулирование капиталовложений. Одновременно были увеличены ассигнования на научные исследования, их централизованное планирование, создана разветвленная система новых государственных органов управления наукой, приняты законодательные акты по ускорению темпов НТП. Так, в США были приняты Закон о новых технологиях Стивенсона-Видлера, налоговый закон экономического оздоровления, Закон о совместном проведении НИОКР и др. В Японии было создано Государственное управление по науке и технике с правами министерства. В ФРГ стало действовать Федеральное Министерство образования и науки, а также Межминистерский комитет по науке и исследованиям.

Изменение спроса и новые возможности НТП, практически равноэффективные для предприятий разных размеров, привели к необходимости преобразовать организационную структуру производства в направлении отказа от гигантомании, понижения границ оптимальных размеров предприятий и придания ей более гибкого характера.

Стали применяться более совершенные формы организации труда и производства. Возрастающие издержки воспроизводства рабочей силы компенсировались за счет ротации работ, расширения трудовых заданий, создания кружков новаторства и качества продукции, применения гибких режимов работы. Под влиянием НТП выросла доля высококвалифицированных рабочих. В сочетании с совершенствованием средств труда это способствовало развитию устойчивой тенденции повышения производительности труда.

Потребности НТР привели к усилению роли государства в экономике. В результате основные секторы и отрасли производственной сферы приспособились к новым экономическим условиям воспроизводства. Ведущие капиталистические страны стали быстро набирать темпы ускоренного экономического развития. В нашей же стране вместо взвешенного анализа сложившейся внутренней ситуации превалировало восхваление достигнутого и замалчивание недостатков.

Оценки внешней политики СССР, равно как и экономической, в 60х-80х гг. также носили апологетический характер, создавая впечатление полного благополучия, достигнутого в данной сфере.

Политическое руководство страны, возглавляемое Брежневым, при определении приоритетов внешней политики, как и прежде, исходило из представлений о том, что человечество переживает длительный исторический период перехода от капитализма к социализму. Капиталистические страны рассматривались как носители агрессивных тенденций, союзники сил реакции, препятствующих развитию прогрессивных преобразований, происходящих в мире.

И все же, несмотря на предпринимаемые попытки со стороны консервативных сил придать внешней политике большую ортодоксальность, курс на тотальную конфронтацию с капиталистическими странами, прежде всего с США, был отвергнут. Высшим приоритетом стало сохранение мира.

Однако путь к разрядке оказался сложным. Мир в середине 60-х гг. не раз нарушался региональными и внутренними конфликтами, в которые в той или иной мере оказывались вовлеченными СССР и США. Холодная война, несколько смягченная инициативами Хрущева, отнюдь не ушла в прошлое, порожденное ею мышление подталкивало к подозрительности, недоверию, к стремлению ответить ударом на удар. Не отличалась особой взвешенностью и политика США и их союзников. В 1965 г. США, оказывавшие военную помощь правительству Южного Вьетнама, распространили военные действия на ДРВ, подвергнув ее бомбардировкам. В 1967 г. разразился конфликт между Израилем и Египтом, Сирией и Иорданией. СССР в этом конфликте поддержал арабские страны, США - Израиль. В 1968 г. СССР ввел войска в Чехословакию во время возникшего политического кризиса, что вызвало негативную реакцию в мире.

И тем не менее между СССР и США существовала сфера общих интересов, связанная с предотвращением ядерной войны. В этом отношении огромную роль сыграла советско-американская московская встреча в 1972 г. на высшем уровне. Она открыла дорогу разрядке международной напряженности. Летом 1975 г. в Хельсинки руководители европейских государств, а также США и Канады подписали Заключительный акт - своеобразный свод принципов межгосударственных отношений, отвечающий требованиям политики мирного сосуществования.

Кроме того, был подписан ряд важных советско-американских соглашений по предотвращению ядерной войны, ограничению ядерного вооружения.

Все это создавало благоприятные возможности для оздоровления международной обстановки, для окончательного преодоления наследия «холодной войны». Однако этого не произошло. Во второй половине 70-х гг. процесс разрядки замедлился, а в начале 80-х мир начал втягиваться в новую «холодную войну», резко усилилась конфронтация между Востоком и Западом.

Ответственность за срыв политики разрядки несут обе стороны: США и СССР. Логика «холодной войны» оказалась сильнее объективной потребности в новом типе международных отношений, утверждаемом разрядкой. В мире стремительно нарастала напряженность. В 1979 г. Советский Союз ввел свои войска в Афганистан, что резко усилило антисоветские настроения в мире.

В конце 70-х гг. начался новый виток гонки вооружений. В ответ на размещение в Европе американских ракет среднего радиуса действия СССР предпринял меры для предотвращения нарушения сложившегося военного паритета. Однако новый виток гонки вооружений наша страна выдержать уже не могла, так как военно-экономический и научно-технический потенциал Запада намного превышал потенциал стран ОВД. К середине 80-х гг. страны СЭВ производили 21,3% промышленной продукции мира, а развитые капиталистические страны - 56,4%. Гонка вооружений могла только разорить страну. Необходимо было искать новые пути для ослабления международной напряженности.

Период застоя был по-своему сложен и противоречив. Общество не стояло на месте. В нем происходили изменения, накапливались новые потребности. Но исторически сложившаяся общественно-политическая система стала тормозить его движение, порождала состояние стагнации.

Годы застоя, обычно, является названием периода времени с 1964 года по 1987 в союзе. То есть с момента становления у руля государства Л.И. Брежнева и до Пленума в январе 1987 года, который знаменит запуском кардинальных реформ во всех сферах страны.

Появление термина «застой» прежде всего обязано М.С. , который в своем докладе на XXVII съезде КПСС прочитал отчет о неутешительных перспективах при таком курсе, которые назвал «застойными явлениями в жизни общества». Данный период времени характеризуется падением темпов экономического развития, ухудшением показателей во всех сферах страны, снижением уровня жизни, и все это при отсутствии явных глобальных проблем.

Период с 1964 по 1987 имеет как хорошую так и плохую сторону. Формально развитие страны продолжалось, и по некоторым показателям очень даже успешно. К примеру продолжалось строительство новых заводов, дк, стадионов. Не так давно побывал в космосе – 1961 год. Общество активно осваивало медицину и спорт.

А вот с другой стороны, наблюдалась четкая тенденция зависимости он экспорта полезных ископаемых. Рост не ресурсных отраслей экономики практически исчез. Точные и высокотехнологические науки переживали кризис. Не осталось в стороне и сельское хозяйство, для описания состояния его развития достаточно сказать, что СССР импортировал продовольствие и сельскохозяйственную продукцию в целом! Инакомыслие и любое проявление национального самосознания преследовалось как во времена .

Причиной «застоя» очень часто считают энерго зависимость СССР, точнее зависимость от продажи Нефти и Газа. Доминирование на мировом рынке быстро прошло в 1970-х годах, из-за так званого нефтяного бума, когда на поверхность вылезла технологическая отсталость СССР, и цены на нефть начали падать.

Такие тенденции вовсе не были утешительными, вследствие чего к управлению государством становится молодой и энергичный Михаил Горбачев. На посту генерального секретаря с 1985 по 1987 никаких сдвигов в лучшую сторону не наблюдалось, но было объявлено о Перестройке – официальном направлением в развитии СССР, и полномасштабном реформировании социальной и экономической сфер.Из положительных моментов в период застоя следует отметить то, что к 1980 году СССР удерживал первое место среди европейских стран и занимал второе место после США по объемам промышленного производства. В сравнении с 1960 годом отставание в объеме выпускаемой промышленности от США уменьшился с 45% до 20%. Очень больших результатов СССР достиг в цементном производстве, что доказывает мировое лидерство в данной отрасли.

По статистическим данным доход населения вырос в 1,5 раза, что довольно существенно. Население Советского Союза увеличилось почти на 12 млн. человек.Интересным фактом является то, что тяжелую технику типа тракторов, СССР экспортировал более чем в 40 стран мира. С одной стороны полная обеспеченность сельского хозяйства техникой было гордостью Союза, но вот урожайности не было, над результатами стоило работать.

Самой острой проблемой застоя был дефицит. Товарный дефицит, по мнению многих историков, был искусственным, и сделан был для так званой ”Экономики продавца”. Предприятия планового хозяйствования не были заинтересованы в своевременных доставках, в надлежащем качестве продукции и т.д. Критичным было исчезновение товаров первой необходимости.

(первый, а с 1966 г. генеральный секретарь ЦК КПСС), А.Н. Косыгин (председатель Совета Министров), М.А. Суслов (секретарь ЦК КПСС по идеологии). Под их руководством, при усилении идеологического давления, стала проводиться хозяйственная реформа 1965 г. , задуманная еще при Н.С. Хрущеве . Реформа началась с ликвидации совнархозов и восстановления центральных отраслевых министерств. Вместе с тем предприятия получили некоторую независимость в хозяйственной деятельности (хозрасчет).

В сельском хозяйстве были частично сняты ограничения по ведению личного подсобного хозяйства, увеличены ассигнования. Наметились увеличение выпуска сельскохозяйственной техники, повышение роли сельскохозяйственной науки, увеличение закупочных цен. Однако жесткая централизация и планирование сверху положили конец этим тенденциям и привели к вытеснению хозрасчета. Окончательно консервативные тенденции одержали верх после ХХV съезда КПСС в марте 1976 г. С этого времени в СССР наступила «эпоха развитого социализма», тесно связанная с правлением Л.И. Брежнева.

Необходимо отметить основные черты этого периода, который позже назвали «эпохой застоя». Главными приоритетами в экономике оставались тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс , а также освоение новых месторождений нефти и газа . Продажа сырья и энергоносителей развитым странам давала валютные средства, которые использовались для латания дыр в экономике. Страна не смогла эффективно решить проблемы модернизации хозяйства.

В мире происходила новая технологическая революция, ускорившая переход передовых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу, основанному на использовании кибернетики , микроэлектроники , информационных технологий. В новых условиях мирового развития огромное значение приобретали компьютеризация, рост наукоемких производств, ресурсо- и энергосберегающие технологии. СССР значительно отставал от передовых стран, выпускал морально устаревшую продукцию, продолжал развивать отрасли, характерные для индустриального периода. Но основной причиной отставания был кризис всей социалистической системы .

Характерной чертой этого периода считают усиление административной централизации экономики и рост бюрократического аппарата . Кризисные явления в народном хозяйстве особенно остро обозначились с конца 70-х годов. Несмотря на рост капиталовложений в сельское хозяйство, расширение прав колхозов, введение зарплаты колхозников и расширение приусадебных участков, принцип коллективного ведения хозяйства и несколько неурожайных лет привели к резкому снижению сельскохозяйственного производства.


Советский Союз стал регулярно закупать зерно и другие продукты за границей. Принятая в 1982 г. «Продовольственная программа» не дала практических результатов. Истощение сырьевой базы, неблагоприятная демографическая ситуация, физический износ оборудования, рост военных расходов, неразбериха в организации труда, отсутствие материальной заинтересованности привели к падению темпов производства, снижению отдачи от капиталовложений и уровня потребления.

Негативные явления наблюдались и в общественной жизни. Снижение рождаемости и увеличение смертности привели к обострению демографической ситуации в стране. Происходил резкий рост городского населения за счет оттока людей из сельских районов. Конституция СССР 1977 г. в статье 6 закрепила главенствующую роль КПСС в политической системе. Стабилизировалась партийная элита. Вместе с тем в обществе нарастало активное сопротивление системе, ширилось диссидентское движение . Свое недовольство всевластием партийного аппарата высказывали представители интеллигенции, верующие люди и некоторые национальные меньшинства.

Внешняя политика брежневской эпохи была более динамичной. Цель советской дипломатии в отношениях с социалистическими странами - устранение угрозы распада военного и экономического союза. В этой связи нужно отметить следующие события: ввод войск пяти стран - участниц Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г. с целью подавить либеральное движение; попытки в 1970 и 1980 гг. с помощью введения военного положения остановить рабочее движение в Польше; материальная и военная поддержка Северного Вьетнама в американо-вьетнамской войне конца 60-х - первой половины 70-х годов; резкое ухудшение отношений с Китаем, приведшее к пограничным военным конфликтам.

Отношения СССР со странами Запада в 70-е годы принято называть периодом «разрядки» . Этот процесс ознаменовался отходом от жесткого противостояния времен «холодной войны», заключением серии двусторонних договоров об экономическом, научном и культурном сотрудничестве со странами Запада. Были также подписаны соглашения об ограничении стратегических и обычных вооружений с Францией, с ФРГ о неприменении силы в решении спорных вопросов о послевоенных границах. В 1972 г. Л.И. Брежневым и Р. Никсоном был подписан ряд соглашений об ограничении стратегических вооружений.

Кульминацией процесса разрядки стало подписание руководителями европейских стран, США и Канады в Хельсинки 1 августа 1975 г. Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). На этом совещании был принят акт о правах человека, также подписанный советской делегацией. Однако нарушение прав человека в СССР, экспансия «социализма» в страны Африки и Азии, особенно введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) окончательно свернули процесс разрядки.

В ноябре 1982 г. генеральным секретарем стал Ю.В. Андропов , который занимал этот пост до 1984 г. Сменивший его в феврале 1984 г. К.У. Черненко руководил страной чуть больше года и умер в марте 1985 г. Внутренняя политика Андропова характеризовалась попытками морально очистить партию и ликвидировать наиболее вопиющие проявления коррупции в «семейных кругах» партийного аппарата. Андропов также предпринял попытки укрепить трудовую дисциплину на производстве. Были ужесточены санкции к нарушителям, но после небольшого повышения производительности труда в первом полугодии 1983 г. все осталось по-прежнему.

Во внешней политике этого периода напряженность между Востоком и Западом достигла наивысшей точки. В ноябре 1983 г.года были прерваны все переговоры, касавшиеся вооружений. Такая ситуация сохранялась до прихода к власти в апреле 1985 г.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!