Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Примеры мадригалов. Волошин максимилиан александрович. Мадригалы в Англии

Мадригал (франц. madrigal, итал. madrigale, от позднелат. matricale (от лат. mater - мать)) - небольшое стихотворение- комплимент, написанное вольным стилем. Истоки мадрига­ла - в старинной итальянской пастушеской песне. Он возник в XIV веке и по XVI вв. существовал в музыкальной форме. Известны любовные, шуточно-бытовые, мифологические мад­ригалы (Дж. да Фиренцо, Ф. Ландино). Данный жанр ста­новится популярен в европейской поэзии (Ф. Петрарка, Дж. Бо­каччо, Т. Тассо, Т. Морли, Дж. Уилби, Л. Хаслер) . В более поздний период мадригал уже не является музы­кальным произведением, а становится жанром альбомной поэзии - стихотворным комплиментом, адресованным жен­щине. Мадригал ассоциировался с легким увлечением, по­этому был кратким: он включал, как правило, 3-12 строк. Искренность чувств была не обязательной, обычно в тако­го рода стихотворных комплиментах присутствовала шут­ка, остроумие, гипербола, легкий оттенок чуть напускной грусти. В русской поэзии мадригал представлен в твор­честве К.Н. Батюшкова, И.И. Дмитриева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

МАДРИГАЛ

[от итальянского mandra — стадо, или прованс. mandre — пастух] — первоначально пастушеская песня; стихотворение из условной «сельской жизни», обычно эротического содержания; культивировалось с XIV в. итальянскими поэтами; M. писались Петраркой, Бокаччо, Саккети, представляя собой у них своеобразный вид идиллии (см.). Позднее содержание М. несколько изменилось, и М. приблизился к эпиграмме, отличаясь от нее тем, что эпиграмма (в позднейшей формации) «бывает колка и язвительна или, лучше сказать, употребляется к осмеянию какой-либо странности, а М. обращается наиболее к похвале» (Остолопов). Это различие проведено у Дмитриева: «Поэт Оргон, хваля жену свою не в меру, / В стихах своих ее с Венерою сравнял — / Без умысла жене он сделал мадригал / И эпиграмму на Венеру». Так. обр. М. можно считать небольшое стихотворение, не имеющее каких-либо строгих формальных правил и содержащее игру слов, комплимент и т. п., например: «Когда б всесильным быть природа мне судила, / Я б одарил

690 тебя любезностью, умом, / Душ нежных свойствами, пленительным лицом /, Но, мудрая, она меня предупредила» (Милонов). Мадригал является одним из видов «интимного» жанра, который характерен для русской дворянской поэзии XVIII и начала XIX в. (послание, эпиграмма, эпитафия и т. п.) и был в это время очень развит (см. например стихи Пушкина к Гончаровой). На Западе М. был, помимо Италии, распространен во Франции и Германии. См. Strumpel, «Das franz. Madrigal» . Библиография: Гроссман Л., Борьба за стиль, Москва, 1927 (ст. «Мадригалы Пушкина», «Онегинская строфа»); Oliphant Th., La musa madrigalesca, 1837; Vossler K., Das deutsche Madrigal, Geschichte seiner Entwicklung bis in die Mitte des 18 Jahrhunderts, 1898. Л. Т.

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МАДРИГАЛ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАДРИГАЛ в Лексиконе секса:
    (фр.), 1) в XIV-XVI вв. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания; 2) перен. - восторженный …
  • МАДРИГАЛ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от итал. madrigale, от позднелат. madricale - песня на родном языке) - жанр лирики: стихотворение хвалебного содержания в классической …
  • МАДРИГАЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. madrigal) 1) в 14 и 16 - нач. 17 в. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, первоначально 2-3-голосное с инструментальным …
  • МАДРИГАЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    [франц. madrigal, итал. madrigale, от позднелат. matricale (от лат. mater - мать) - песня на родном (материнском) языке (в отличие …
  • МАДРИГАЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (madrigal или mandrial) — музыка на стихотворения пасторального любовного содержания. Название М., по мнению одних, произошло от провансальских слов mandre …
  • МАДРИГАЛ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МАДРИГАЛ
    (французское madrigal), 1) в 14 в. и 16 - начале 17 вв. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, первоначально 2 - …
  • МАДРИГАЛ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. Короткое стихотворение пасторально-любовного (реже сатирического) характера; позднее - остро-умный стихотворный комплимент, иногда иронический, адресованный даме. 2. муз. …
  • МАДРИГАЛ в Энциклопедическом словаре:
    , -а,м. Небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее ее. II прил. мадригальный, -ая, …
  • МАДРИГАЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАДРИЃАЛ (франц. madrigal), в 14 - нач. 17 вв. небольшое муз.-поэтич. произв. любовно-лирич. содержания, первонач. 2-3-голосное с инстр. сопровождением, позднее …
  • МАДРИГАЛ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (madrigal или mandrial) ? музыка на стихотворения пасторального любовного содержания. Название М., по мнению одних, произошло от провансальских слов mandre …
  • МАДРИГАЛ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    мадрига"л, мадрига"лы, мадрига"ла, мадрига"лов, мадрига"лу, мадрига"лам, мадрига"л, мадрига"лы, мадрига"лом, мадрига"лами, мадрига"ле, …
  • МАДРИГАЛ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. В классической поэзии: небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, преимущественно хвалебного или любовно-комплиментарного содержания. А на третьем томе поэт …
  • МАДРИГАЛ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. madrigal ит. madrigale, rnandrigale (гр. mandra овчарня) 1) короткое стихотворение пасторально-любовного (реже сатирического) свойства; позднее - остроумный …
  • МАДРИГАЛ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. madrigal 1. короткое стихотворение пасторально-любовного (реже сатирического) свойства; позднее - остроумный стихотворный комплимент (иногда иронический), адресованный даме; 2. уст. …
  • МАДРИГАЛ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. хвала || слагать …
  • МАДРИГАЛ в словаре Синонимов русского языка:
    песня, стихотворение, …
  • МАДРИГАЛ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Небольшое лирическое хвалебное стихотворение, посвященное даме, состоящее обычно из трех рифмованных куплетов. 2) Особый вид старинного вокального сочинения …
  • МАДРИГАЛ в Словаре русского языка Лопатина:
    мадриг`ал, …
  • МАДРИГАЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    мадригал, …
  • МАДРИГАЛ в Орфографическом словаре:
    мадриг`ал, …
  • МАДРИГАЛ в Словаре русского языка Ожегова:
    небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее …

(от итальянского madrigale или от латинского matricale - песня на родном (материнском) языке)

1) Согласно одной из версий, мадригал представлял собой пастушескую песню. Такая песня типично имела эротическое содержание. Со временем мадригал изменился и стал похож на эпиграмму.

Это - один из основных жанров многоголосной хоровой музыки. Небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания. Ранний, средневековый мадригал (Якопо да Болонья, Франческо Ландино) представлял собой двух- или трехголосное произведение, в котором использовались приемы имитационной полифонии. Инструментальное сопровождение служило для поддержки голосов или представляло собой интермедии-"отыгрыши". Как правило, мадригал сочинялся в строфической форме, но обязательно содержал заключительный "ритурнель", в котором появлялся новый музыкальный материал.

Мадригал получил развитие в эпоху Раннего Возрождения (XIV век) в поэтическом творчестве Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Франко Саккетти, у композиторов П. Казелла, Ф. Ландини и других (2-3-голосная песня). В эпоху Позднего Возрождения (XVI век) мадригал - многоголосная вокальная поэма (обычно для 4 или 5 голосов) со свободным выбором поэтических форм. Развитая форма мадригала эпохи Возрождения сначала испытала на себе влияние фроттолы. Одно из высших достижений музыки своего времени, ренессансный мадригал оставался формой полифонической (четырех-, пяти- или шестиголосной), но в нем достаточно сильно проявлялось и гомофонное (вертикальное, аккордовое) начало. Эволюция на итальянской почве шла от простых, суровых хоров Якоба Аркадельта или Орацио Векки к сложным по фактуре и эмоционально богатым сочинениям таких авторов, как Лука Маренцио, Карло Джезуальдо и Клаудио Монтеверди.

Он получил большое распространение в Италии и в других странах западной Европы . Мадригалы писали Аркальдельт, Палестрина, Лука Маренцио, Монтеверди, Орацио Векки и прочие. Расширенный введением arioso, мадригал считается формой, предшествовавшей опере. Музыкальные инструментальные сочинения, схожие по своему складу с мадригалом, или переложения мадригала на инструменты, назывались Ricercare, Fantasia, Toccata. Madrigaletto - короткий мадригал, Madrigalone - большой мадригал. Расцвет английского мадригала (Уильям Бёрд, Томас Морли, Орландо Гиббонс) относится к более позднему периоду. Французский аналог мадригала - шансон (Клеман Жанекен) отличался широким применением изобразительных, звукоподражательных приемов . В немецком искусстве многоголосная песня (Lied) как национальный вариант мадригала не получила столь широкого распространения, как в других странах, и самые яркие мастера этого жанра не были немцами (голландец Орландо Лассо, фламандец Якоб Реньяр).

2) (литература)

Лирическое стихотворение с искусно переплетающимися рифмами (сходно с сонетом) и с шутливым или сентенциозным содержанием, соответствующим форме. Позднее - остроумный стихотворный комплимент, иногда иронический, адресованный даме.

Мадригал возник у итальянцев во время эпохи Возрождения и перешел в испанскую и французскую литературы, а затем и в русскую конца XVIII и начала XIX в, как жанр салонной и альбомной поэзии.

Мадригал был допустим лишь при легком увлечении. Он краток, подобен мимолетному роману, в нем всего две, три, четыре, но не более двенадцати строк. Искренность тут вовсе не обязательна, важно, чтобы прозвучал комплимент кокетке, пусть даже нежность выражения будет чуточку преувеличена. Ей это льстит, однако всерьез та, которой адресован мадригал, его не примет. Элегия - другое дело, там грусть и тоска неподдельны, хотя тоже порой преувеличены. Мадригалу необходимы остроумие и гипербола , шутка и немножко грусти, оттого автор, дескать и не посягает на взаимность, что чувствует себя недостойным ее внимания. Словом, светское кокетство, игра во влюбленность. А вот Пушкин вообще считал мадригал пошлым, поскольку в его годы все дамские альбомы были сплошь испещрены мадригалами.

Образцы мадригалов в русской поэзии представлены произведениями А.П. Сумарокова, И.И. Дмитриева, В.Л. Пушкина, позднее - К.Н. Батюшкова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Имена реальных адресатов, как правило, заменялись условно-поэтическими Алина, Лаиса, Селина, Лила и тому подобными. Пример мадригала В.И. Туманского:

Вы все имеете, чем нежный пол гордится
Приятности, красу и свежесть юных лет
Кто знает разум ваш - дивится,
Кто знает сердце - тот свое вам отдает.

Нередко форма мадригала пародийно переосмыслялась и таким жанровым определением обозначалась эпиграмма. Пример такого «мадригала » - «Мадригал полковой даме» Н.С. Гумилёва:

Как гурия в магометанском
Эдеме, в розах и шелку
Так Вы в лейб-гвардии уланском
Её величества полку.

Также мадригалом называют магистральный сонет венка сонетов - архитектонической формы поэмы, состоящей из 15 сонетов.

madrigale ) - в классической поэзии небольшое по объёму лирическое стихотворение-комплимент, стихотворение хвалебного содержания.

Первоначально музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. В XIV -XVI веках поэтические мадригалы создавались, как правило, для музыкального воплощения. Позднее литературный мадригал не связывался с музыкой и представлял собой жанр салонной и альбомной поэзии.

Образцы мадригалов в русской поэзии представлены произведениями А. П. Сумарокова , И. И. Дмитриева , В. Л. Пушкина , позднее - К. Н. Батюшкова , А. С. Пушкина , М. Ю. Лермонтова .

...Он Ольгу прочил за меня,

Он говорил: дождусь ли дня?..»

И, полный искренней печалью,

Владимир тут же начертал

Ему надгробный мадригал.

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Глава 2. XXXVII.

Имена реальных адресатов, как правило, заменялись условно-поэтическими Алина , Лаиса , Селина , Лила и тому подобными. Пример мадригала В. И. Туманского :

Вы все имеете, чем нежный пол гордится

Приятности, красу и свежесть юных лет

Кто знает разум ваш - дивится,

Кто знает сердце - тот своё вам отдает.

Как гурия в магометанском

Эдеме, в розах и шелку

Так Вы в лейб-гвардии уланском

Её величества полку.

Также мадригалом называют магистральный сонет венка сонетов - архитектонической формы поэмы, состоящей из 15 сонетов.

Напишите отзыв о статье "Мадригал (литература)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Мадригал (литература)

Он засмеялся сухо, холодно, неприятно, как он всегда смеялся, одним ртом, а не глазами.
– Ходить надо, ходить, как можно больше, как можно больше, – сказал он.
Маленькая княгиня не слыхала или не хотела слышать его слов. Она молчала и казалась смущенною. Князь спросил ее об отце, и княгиня заговорила и улыбнулась. Он спросил ее об общих знакомых: княгиня еще более оживилась и стала рассказывать, передавая князю поклоны и городские сплетни.
– La comtesse Apraksine, la pauvre, a perdu son Mariei, et elle a pleure les larmes de ses yeux, [Княгиня Апраксина, бедняжка, потеряла своего мужа и выплакала все глаза свои,] – говорила она, всё более и более оживляясь.
По мере того как она оживлялась, князь всё строже и строже смотрел на нее и вдруг, как будто достаточно изучив ее и составив себе ясное о ней понятие, отвернулся от нее и обратился к Михайлу Ивановичу.
– Ну, что, Михайла Иванович, Буонапарте то нашему плохо приходится. Как мне князь Андрей (он всегда так называл сына в третьем лице) порассказал, какие на него силы собираются! А мы с вами всё его пустым человеком считали.
Михаил Иванович, решительно не знавший, когда это мы с вами говорили такие слова о Бонапарте, но понимавший, что он был нужен для вступления в любимый разговор, удивленно взглянул на молодого князя, сам не зная, что из этого выйдет.
– Он у меня тактик великий! – сказал князь сыну, указывая на архитектора.
И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и нынешних генералах и государственных людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не смыслившие и азбуки военного и государственного дела, и что Бонапарте был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических затруднений не было в Европе, не было и войны, а была какая то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, притворяясь, что делают дело. Князь Андрей весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью вызывал отца на разговор и слушал его.

Нежная лирика эпохи Возрождения и сегодня трогает почитателей до глубины души. Жанры поэтической миниатюры того времени восхищают знатоков своей строгой формой. А любителей старинной литературы привлекает настоящая пламенная страсть, заключенная в этих стихах.

Мадригал и его жанровая специфика

Мадригал - это один из основных поэтических жанров эпохи Возрождения. Он появился в начальный период развития нового Мадригалы писали Боккаччо, Петрарка и Франко Сакетти. В это же время на стихи поэтов-современников начали сочинять музыку композиторы Франческо Ландини и Якопо Болонский.

В переводе с итальянского языка слово «мадригал» означает «стадо» или «пастух». Первоначально этим термином называли пастушескую песню. В раннем Возрождении поэтический жанр мадригал стал коротким стихотворением. Его содержание заключалось в восхвалении возлюбленной. Ее красота, грация и благонравное поведение часто сравнивались поэтом с образами легендарных королев и принцесс древности. А отдельные детали внешности (глаза, губы или волосы) рассматривались в контексте прекрасных картин природы.

Мадригал в музыке

Музыкальный мадригал - это вокальное произведение. Его текстом являлись слова поэтического сочинения, написанного в этом жанре. Иногда вместе с голосом певца звучали и музыкальные инструменты, например лютня или виола. В эпоху Возрождения мадригал был аналогом современной песни в сопровождении гитары или фортепиано.

Помимо гибкой структуры, светская песня высокого Возрождения характеризуется также добавлением нескольких пластов музыкальной ткани. В отмеченную эпоху мадригал - это четырех- или пятиголосное произведение. Композиторы обращаются к творчеству выдающихся поэтов Ариосто и Торквато Тассо.

Региональные особенности

В этот исторический период намечается региональное размежевание стилистических черт мадригала. Наряду с флорентийской композиторской школой появляются венецианская, римская и неаполитанская. Полифонические песни светского характера пишут также английские и немецкие авторы, например, Уильям Берд и Генрих Шютц.

Многие жанры музыкальных произведений высокого Возрождения различаются по региональным признакам. Например, для венецианской школы характерно свободное строение, пятиголосие, полифонический склад, преобладание старинных церковных ладов. Крупнейшим представителем данной школы является композитор Вилларт.

В творчестве римских авторов, например Фесты, преобладают гомофонно-гармоническое четырехголосие и четкая структура рефренного типа. По содержанию и характеру мадригалы высокого Возрождения могут быть различными. Многие произведения несут в себе острый конфликт между доверием и ревностью или любовью и долгом. Встречаются также спокойные и созерцательные пьесы.

Расцвет музыкального мадригала

К концу 16-го века эпоха Возрождения вступает в новый период своего развития. В это время четко обозначаются многие кризисные явления в искусстве. Намечается переход к новому эпохальному стилю, получившему название барокко. В это время произведений накапливают новые Появляются все более изысканные ритмы, связанные с совершенствованием нотопечатания. Значительное место занимают хроматизмы и диссонансы в гармонии. Композиторы отходят от полифонии и продолжают поиски в гомофонной сфере.

Пик развития жанра приходится на конец 16-го - начало 17-го века. В этот период работают такие композиторы, как Джезуальдо ди Веноза и Клаудио Монтеверди. В их творчестве светская песня обогащается театральными чертами: появляются так называемые мадригальные комедии, предназначенные для исполнения на сцене.

Развивается также инструментальное сопровождение певческого голоса. Композиторы добавляют в партитуру различные музыкальные инструменты и даже создают новые аранжировки ранее написанных пьес. В некоторых сочинениях есть развернутые эпизоды, в которых голос не звучит. Так, мадригалы становятся предвестниками барочной инструментальной культуры.

Именно этот музыкальный жанр является творческой лабораторией, в которой сформировалась опера. В рамках исканий Вилларта, Ландини, Плестрины, Лассо, а особенно Джезуальдо ди Венозы и Клаудио Монтеверди, кристаллизовались гомофонный стиль, система функциональных отношений новой гармонии и особенности вокального письма. Все это дополнялось конфликтностью драматургии и театральной сценичностью.

Лирические миниатюры в русской романтической поэзии

Поэтические жанры, которые можно считать наследниками мадригала, заявили о себе в эпоху романтизма. Интимные любовные стихи этого времени проявились в так называемой альбомной лирике. Традиция посвящать возлюбленной, подруге или просто знакомой девушке короткие поэтические миниатюры прослеживается в жизни русских дворян 19-го века. Эти лаконичные стихи записывались в женский альбом, украшались цветными рисунками и виньетками.

В русской литературе можно выделить некоторые жанры, генетически связанные с мадригалом. эпиталама и элегия. Важным свойством всех этих миниатюр является остроумие. Отточенная мысль, облеченная в совершенную форму, смягчала страстные чувства автора к прекрасной даме.

Романтический мадригал в синтезе с другими жанрами

Поэтический мадригал возрождается в творчестве французского поэта Буало. Отдал ему дань и Вольтер, миниатюры которого переводил юный Пушкин. Литературный мадригал - это концентрация любезности и преклонения поэта перед своей дамой. Однако в некоторых произведениях похвалы настолько сильно преувеличены, что вызывают неоднозначный эффект. Читатель начинает сомневаться в искренности чувств поэта. Под остроумным блеском своего пера автор эпиграммы часто скрывает иронию. Вместо подлинных чувств аристократический этикет предлагает суррогат, подделку, пусть даже и завернутую в красивую упаковку.

Ранние мадригалы Петрарки похожи на сонеты. Эти жанры сближает краткость и тематика несчастной любви. Тяготение поэтической миниатюры к холодной и остроумной эпиграмме или искренней и печальной элегии высвечивает характерные черты конкретного стихотворения.

По свидетельству современников, в русском мадригале девятнадцатого столетия авторы старались придать своей поэзии максимальную обезличенность. Остроумие постепенно вытеснило индивидуальность. И с этого момента начинается упадок поэтического мадригала.

Традиции в современной культуре

В современном обществе этот жанр стал символом ушедшей культуры прошлого. Сегодня многие творческие коллективы, целью которых является возрождение искусства былых эпох, выбирают в качестве названия слово «мадригал».

Именно так назывался знаменитый ансамбль старинной музыки, созданный Андреем Волконским в 1960-х годах. Деятельность этой группы положила начало исполнительства в России. Многолетнее существование ансамбля наложило отпечаток на музыкальное искусство целой эпохи. Сегодня о нем написаны книги и сняты фильмы.

«Мадригал» был первым российским исполнительским коллективом, деятельность которого была направлена на возрождение старинной музыки. Сегодня таких ансамблей сотни. Поэтому традиции утонченного искусства продолжаются.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!