Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Задание заменить придаточные предложения причастием. Замена придаточной части сложноподчинённого предложения на обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений

Замена придаточной части сложноподчинённого предложения на обособленное определение, выраженное причастным оборотом

Компоненты формулировки:


  • Сложноподчиненное предложение состоит из нескольких частей. Важно понимать границу между ними. От главного к придаточному можно поставить вопрос. Поскольку в задании А6 используются придаточные-определительные, то чаще всего они присоединяются словом который в одной из форм. Важно понимать, к чему это слово относится.

  • Обособленное определение. Определение - это то, что вы подчеркиваете волнистой линией (хотите более научное объяснение - сами смотрите в учебнике). Обособленное - значит выделенное запятыми.

  • ^ Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами: "низко пролетевший над бруствером" .
Механизм выполнения задания:

С каждым предложением нужно сделать именно то, что просят в задании. Как? Очень просто.

1)Определить границы частей сложного предложения.

2)Найти союзное слово (обычно "который" ) в начале придаточной части и определить, к чему оно относится и выступает ли оно в роли подлежащего.

3)Попытаться заменить придаточное причастным оборотом: союзное слово нужно отбросить, а глагол заменить причастием и согласовать с ним все зависимые слова.

Разбор примера

1) 1 Французские слова и выражения , 2 которые проникают в русский язык, 1 называют галлицизмами.

Главное разбито на две части. 2-я часть - придаточное: "которые проникают в русский язык" . Слово "которые" относится к объекту в главной части ("французские слова и выражения" ). Поэтому трансформация возможна. Измененное предложение звучит так: "Французские слова и выражения, проникающие в русский язык , называют галлицизмами" . В этом предложении только одна часть. Фрагмент "проникающие в русский язык" - это и есть обособленное определение, отвечающее на вопрос "какие?".

2) 1 Окружающая среда , 2 в которой существуют живые организмы, 1 постоянно меняется.

Опять же придаточное-определительное вставлено внутрь главного. Здесь замена невозможна! Почему? Смотрите "совет №1", он же ключ к заданию. Во второй части свой объект ("организмы" ) - не тот, что в главном предложении ("окружающая среда" ). Как не верти, ничего не получится. "Окружающая среда, существующая..." Не получается. Ведь "существует" не среда, а организмы. Это и есть вариант, который надо записать в ответ (зачеркиваем в бланке вторую клеточку).

^ НЕЛЬЗЯ переделать:


  • Если сказуемое в придаточном выражено глаголом в будущем времени . Причина: не может быть причастия будущего времени. Пример: "Брокер, который первым почувствует смену тренда..."

  • Если придаточная часть содержит безличную конструкцию . Пример: "Вот правила, которые необходимо помнить ".

  • Если союзное слово стоит в В. падеже с предлогом или в Р., Д., Т., П. падеже (с предлогом или без) . Пример: "Картина, за которой охотилась полиция, наконец всплыла на черном рынке".(нельзя сказать: Картина, охотившаяся полиция,…) При этом надо иметь в виду, что если союзное слово использовано в Р.П при глаголе с отрицанием, то замена возможна! Однако такие предложения встречаются в современном языке крайне редко. Пример: "Клад, котор ого (Р.П.) так и не нашли пираты, преспокойно лежал под развесистой секвойей" > "Клад, так и не найденный пиратами..."

  • Если в главной части есть указательное местоимение (напр., "тот", "те" и т.д.) + существительное, связанное с союзным словом ("который"): "Он увидел на столе тот самый конверт , который был доставлен накануне" (стилистически неверно будет сказать "тот самый конверт, доставленный накануне").

  • Если после сказуемого в придаточной части следует частица бы . Пример: "Среди моряков не было ни одного, который согласился бы снова выйти в море в такую погоду".

Цель этой статьи – вполне конкретная – помочь ученикам, учителям лучше ориентироваться в пространстве заданий, связанных с частью А ЕГЭ по русскому языку. В данной статье будет рассмотрено выполнение задания №6 части А и предложен тест «Замена придаточного предложения причастным оборотом».

Это задание проверяет умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка. Звучит оно так: «В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?»

Задание впервые появилось в КИМах в 2006 году, и практика выполнения подобного рода заданий в школах имеется.

Придаточные определительные достаточно легко можно заменить причастным оборотом, но всегда ли? Ответ на этот вопрос можно найти в данной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

102-816-761

Цель этой статьи – вполне конкретная – помочь ученикам, учителям лучше ориентироваться в пространстве заданий, связанных с частью А ЕГЭ по русскому языку. В данной статье будет рассмотрено выполнение задания №6 части А и предложен тест «Замена придаточного предложения причастным оборотом».

Это задание проверяет умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка. Звучит оно так: «В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?»

Задание впервые появилось в КИМах в 2006 году, и практика выполнения подобного рода заданий в школах имеется.

Придаточные определительные достаточно легко можно заменить причастным оборотом, но всегда ли? Ответ на этот вопрос можно найти в данной статье.

Ерофеева Альбина Владимировна

102-816-761

Цель этой статьи – вполне конкретная – помочь ученикам, учителям лучше ориентироваться в пространстве заданий, связанных с частью А ЕГЭ по русскому языку. В данной статье будет рассмотрено выполнение задания №6 части А. Это задание проверяет умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка. Звучит оно так: «В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?»

Задание впервые появилось в КИМах в 2006 году, и практика выполнения подобного рода заданий в школах имеется. Придаточные определительные достаточно легко можно заменить причастным оборотом, но всегда ли?

Ответу на данный вопрос и будет посвящена данная статья.

В задании, связанном с трансформацией сложноподчиненного предложения в простое, необходимо указать номер предложения, в котором придаточное можно заменить определение, выраженным причастным оборотом. Например: Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица. - Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, заставлявшим забывать некрасивость ее лица.

Замена придаточного предложения причастным оборотом

Замена возможна

Замена невозможна

1. Союзное слово который в именительном падеже:

Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов. – Три тополя, росшие на краю поля, превратились в огромных великанов.

1.Союзное слово который в косвенном падеже (кроме винительного падежа без предлога и родительного падежа при глаголе с отрицанием):

Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

2. Союзное слово в винительном падеже без предлога:

Многие животные, которых истребляет человек, постепенно вымирают. - Многие животные, истребляемые человеком. человек, постепенно вымирают.

2. Союзное слово который + глагол в будущем времени:

Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США.

3. Союзное слово который в родительном падеже падеже при глаголе с отрицанием:

Солнце, которого еще не скрыли тучи, казалось ярким. – Солнце, еще не скрытое тучами, казалось большим и ярким.

3. Союзное слово который + глагол в условном наклонении:

Доверься врачу, который приготовил бы тебе это лекарство.

4. Союзное слово который соотносится с сочетанием ТОТ (ТА, ТЕ, ТО) + существительное:

Дорога привела нас в тот глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной.

Ерофеева Альбина Владимировна

102-816-761

Тест

I вариант

1) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

2) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.

3) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.

4) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.

1) В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню.

2) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.

3) Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.

4) Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стояла луна, которая освещала поля бледным синим светом.

1) Земля, которая показалась на горизонте, произвела на матросов неописуемое впечатление: все прыгали и кричали что-то бессвязное, восторженно ликующее.

2) Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны.

3) Проток имел под водою свои собственные берега, обраставшие в летнее время густыми водяными травами, которые расстилались по водной поверхности.

4) Снег, который таял в черной воде озера, щекотал лицо и порошил серым дымом леса.

1) Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США.

2) Певцы, которые исполняли старинные цыганские песни, очень понравились Кротову.

3) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, которая взялась бог знает откуда, быстро продвигалась к нам.

4) Охотник вышел из леса на большое болото, которое в народе называлось Ведьминым.

1) Романы, которые пишет В. Пелевин, очень нравятся читателям.

2) Тропинка, которая соединялась с широкой, твердой, как камень, ослепительно белой дорогой, привела их к графскому парку.

3) В читальню вошел широкий, приземистый мужчина, который был одет в кучерский костюм и шляпу с павлиньими перьями.

4) В жесткой траве, которая была похожа не шерсть козы, цвели меж низких полыней лиловые низкие цветы.

1) В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших.

Ерофеева Альбина Владимировна

102-816-761

2) Артисты, которые не были заняты в этот вечер, собрались в доме юбиляра и устроили настоящий праздник.

3) Почему я вижу звезды, которые так ярко светятся на черно-синем болгарском небе?

4) Однажды я прочитал статью, в которой описывалась история редкой марки.

1) Старый князь, при котором жила Агафья, был большой любитель псовой охоты.

2) Я где-то читал, как по одной надписи, которая была вырезана на камне, ученые открыли жизнь целой страны.

3) Тут было много офицеров, которые отличились в боях.

4) Огромный олень, который величаво вышел на освещенную луной поляну, внезапно резко метнулся в ближайшие кусты ольшаника.

1) Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, который стоял при въезде.

2) Сам город выгодно отличается от своих собратий удивительной чистотой улиц, происходящей не столько от заботливости городского управления, сколько от песчаной почвы, на которой выстроен город.

3) Разъяренные мужики, которые не ожидали от барина такой неслыханной дерзости, схватились за рогатины.

4) Корабль стал похож на щепку, которая попала в течение реки.

1) Темные лохматые облака, которые проплывали над нами, чем-то напоминали огромных небесных псов, догонявших невидимую добычу.

2) На коне сидел маленький золотой всадник, который взмахивал шашкой направо и налево всякий раз, когда часы били.

3) Карета свернула к большому пруду, который показался из-за высоких деревьев.

4) Хорош березовый лес и в те дни, про которые сказано: «то было раннею весною, в тени берез то было», то есть когда разворачиваются на березе изумрудные листочки.

1) В одном из окон показалось женское лицо, которое было похоже на тыкву хвостиком кверху.

2) Последние волны согретого солнцем тумана, который прятался по низинам, медленно таяли на наших глазах.

3) Незадолго до женитьбы барина, о котором ты ещё много услышишь, случилось вот какое происшествие.

4) Журавлиный клин, который показался вдалеке, привлек всеобщее внимание горожан: он был необычайно велик.

Ерофеева Альбина Владимировна

102-816-761

II вариант

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Подводчик Степка, на которого только теперь обратил внимание Егорушка, быстро разделся, сбежал вниз по крутому бережку и бултыхнулся в воду.

2) Синим было чистое небо, а золотистые холмы, которые раскинулись до самого горизонта, напоминали сказочную иллюстрацию из какой-то детской книжки.

3) Дорога привела нас в глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной.

4) На стене висели две длинные китайские картины из сильно потемневшей материи с вышитыми на ней пейзажами, которые изображали природу этой восточной страны.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Солнце уже опускалось за лес и бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен.

2) Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли. кроме одной какой-то упрямой, которая чирикала монотонно, с промежутками.

3) За мрачной равниной мы попали в круглую впадину - зеленую, ровную котловину, которая была окружена синими, поразительно яркими горами.

4) С высоты мы увидели как на ладони большое село, в общей картине которого выделялись ровные ряды новых стандартных домиков под шифером, построенных, как видно, совсем недавно.

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Художников объединяет стремление к созданию русского национального искусства, которое опирается на народное творчество

2) В Абрамцево был создан ряд замечательных произведений, которые составили славу русской живописи.

3) Навсегда, на всю жизнь я запомнил левую плоскость самолета

«У-1», на котором мы учились летать.

4) И по сей день Абрамцево служит источником вдохновения для художников, которые призваны украсить в дальнейшем своими именами страницы истории русской живописи.

4. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Ночью на деревьях сверкали небольшие лампочки, которые придавали сказочно-таинственный вид всему саду.

2) Они не вполне доверяли какому-то Ваське-председателю, который в тундровом совете считался главным специалистом по колхозным вопросам.

3) Ослепительно-белый айсберг, который проплывал мимо нашего крейсера, вдруг с гулким звуком резко наклонился набок.

4) Пригородный поезд, на который мы едва успели, вскоре весело мчал нас по солнечному белоствольному лесу к заветной рыбалке и ночному костру.

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Двор был окружен крепкой и непомерно толстой деревянной решеткой, которую сделал мой дед.

2) В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание.

3) Мечты о полетах в космос, которыми жили многие ученые прошлых столетий, осуществились лишь в двадцатом веке.

4) Это открытие дало возможность продолжить эксперимент, который давно прекратили.

Ерофеева Альбина Владимировна

102-816-761

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Доктор Луховицын, который считался постоянным врачом при цирке, велел Арбузову раздеться.

2) Мрачная сталинская эпоха, о которой написаны сотни различных произведений, в творчестве В. Шаламова выглядит особенно страшной.

3) Пробираясь к речонке, я нечаянно спугнул большую болотную сову, которая днем всегда прячется в травяном покрове.

4) Тягостное воспоминание, которое было связано с фронтовым ранением, мучило Сергея Петровича, заставляло вновь и вновь переживать события того рейда по тылам врага.

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Олимпиада, которая начнется в 2008 году в Китае, снова будет праздником силы, красоты, мужества.

2) Казаков манила Сибирь, которая славилась неисчислимыми таежными и речными богатствами.

3) При барской усадьбе был большой пруд, который когда-то вырыли крепостные.

4) Большое кряжистое дерево, которое напоминало былинного богатыря, от удара молнии раскололось надвое, и по корявой коре стекали капли, похожие на слёзы.

8. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Доверься врачу, который приготовит тебе это лекарство.

2) Крупные капли дождя, которые резко стучали по верху кибитки, отзывались головной болью, мешали уснуть.

3) Прикрикнув на дочь, которая расшалилась не на шутку, Степанида тяжело опустилась на лавку и грустно покачала головой.

4) Здешнее лесничество, которое было создано в середине века, известно своими экологическими программами.

9. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В тени деревьев, которые растут у самой воды, спасаются от нестерпимой жары и слоны, и бегемоты, и львы.

2) Через несколько минут, в продолжение которых луч за лучом и

счезли, зелёный свет зари сделался ярко-оранжевым, затем темно-красным.

3) Тур Хейердал, который путешествовал вокруг света вместе с Ю.Сенкевичем, был прекрасным рассказчиком.

4) Поэт Р. Рождественский, который тонко чувствовал жизнь во всем её проявлении, оставил нам удивительные стихи.

10. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Пугачевский бунт, о котором так интересно написал А.С.Пушкин в своей повести «Капитанская дочка», по своим масштабам превзошел все предыдущие крестьянские войны.

2) Маленький зайчонок, который был найден ребятишками в лесу, быстро осмелел и прыгал по всему дому, выпрашивая морковку.

3) Боевой вылет эскадрильи, который был намечен на утро, пришлось отменить: ситуация на фронте изменилась.

4) Любовь к детям, которая окрыляла старую женщину, давала ей силу жить и надеяться на скорую встречу с ними.

Ключ

I вариант

II вариант

№задания

ответ


Исправьте предложения. Объясните ошибки.

1. Он говорил о порядках, господствующих здесь до революции.
2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
3. Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию.
4. В ближайшее время будет показана новая постановка, создающаяся силами членов драматического кружка.
5. Наша регулярно выпускающаяся стенгазета сообщает интересные сведения о жизни школьного коллектива.
6. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.
7. Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.
8. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат.
9. Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.
10. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

Замените придаточные определительные предложения причастными оборотами; если этого нельзя сделать, укажите причину невозможности замены.

1. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который им был так сильно напуган и превратился в его раба.
2. Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы.
3. Автору пришлось присутствовать при сцене у помещика Пеночкина, которая надолго останется у него в памяти.
4. В крайнем доме, которым кончается деревня, горел еще свет.
5. Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем и покрыта пылью.
6. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики.
7. Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня.
8. Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь.
9. Илья входил на двор с важным видом человека, который хорошо поработал.

Подсказка 1

1. Ошибка в употреблении времени причастия.
2. Формы причастий на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными формами: вместо «сын, воспитывающийся отцом» сын, воспитываемый отцом. Иногда такая замена необходима потому, что частица -ся имеет различные значения, в том числе возвратное и страдательное, которые могут смешиваться; например, вместо «коровы, отправляющиеся на убой» нужно...отправляемые на убой.
3. Ошибочны формы причастий на -ший от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы причастия не существует («сделающий», «вздумающий» и т. п.).
4. Неправильны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют («выступление, вызвавшее бы возражения» и т п.).
5 Причастный оборот должен полностью стоять или после определяемого существительного (книга, лежащая на столе), или перед ним (лежащая на столе книга), но не должен разрываться определяемым словом («лежащая книга на столе»).
6. Неправильный порядок слов в предложении с обособленный причастным оборотом.
7. Замена невозможна, потому что в главном предложении имеется соотносительное слово (форма указательного местоимения то).
8. Замена невозможна, потому что сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме будущего времени.
9. Замена невозможна, если союзное слово который стоит в творительном или дательном падеже (замена возможна, если слово который стоит в именительном или винительном падеже без предлога).
10. Замена невозможна, потому что сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме сослагательного наклонения.

Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу.
2. Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы.
3. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента.
4. От науки требуются такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе.
5. Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно.
6. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду.
7. Пользуясь логарифмической линейкой, расчет производится быстро и легко.
8. Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами.
9. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.

Замените придаточные предложения деепричастными оборотами и наоборот; если этого сделать нельзя, укажите причину невозможности замены.

1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях.
2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело.
3. Евгений Онегин произвел на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков.
4. После того как ученики закончили проверку диктанта, преподаватель взял у них тетради.
5. Когда Плюшкин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя такой пылью, что тот чихнул.
6. Старик перевозчик дремал, наклонясь над веслами.
7. Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла.
8. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили заказчики.
9. Не восстановив своего здоровья, он не сможет серьезно заниматься.
10. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол.

Подсказка 2

1. Ошибка в употреблении вида деепричастия.
2. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам; например: «Возвращаясь домой, меня застиг дождь».
3. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее, например: «Подходя к лесу, мне стало холодно».
4. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают, например: «Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода».
5. Нагромождение деепричастий, создающее неблагозвучие.
6. Замена невозможна, потому что главное предложение безличное.
7. Замена невозможна, потому что в главном и в придаточном предложениях разные подлежащие.
8. Замена невозможна, потому что деепричастие указывает на образ действия.

Слайд 2

А 6. Замена придаточного определительного причастным оборотом

Слайд 3

Задание А26 из демоверсии-2011

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса. 2) Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений. 3) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы деревьев. 4) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесуА.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связан с образом Катерины.

Слайд 4

Повторим теорию

Слайд 5

Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Причастный оборот - это причастие с зависимым словом

Слайд 6

Придаточное определительное предложение– это та часть сложноподчинённого предложения, которая зависит от главного и отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? и т. п. В КИМах А26 ЕГЭ придаточное определительное чаще всего содержит союзное слово КОТОРЫЙ, реже с союзного слова ЧТО. Вот эту часть СПП мы и исследуем на предмет замены её на причастный оборот

Слайд 7

Рассмотрим случаи, когда придаточную часть сложноподчиненного предложения НЕЛЬЗЯзаменить определением, выраженным причастным оборотом:

Слайд 8

1. Если союзное слово КОТОРЫЙ дистанционно удалено от главного предложения, то есть между главным предложением и союзным словом КОТОРЫЙ есть другое(-ие) слово(-а):Большие светлые здания,(окна которыхотражали первые солнечные лучи),бежалипо обе стороны дороги. Если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом: Дом,(вкотором я живу),построил мой дед Обратите внимание Чаще всего этот случай используется в заданиях ЕГЭ! Она без памяти любила сына, в котором видела черты своего покойного мужа.Летчик,о котором писали газеты, стал гостем телестудии.Из-за ближайшей избы выехали всадники, на которых было надето то-то невообразимое. На 17-ый слайд На 16-ый слайд На 20-ый слайд

Слайд 9

2. Причастие имеет только две формы времени: настоящего и прошедшего, поэтому, если сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме будущего времени, такая замена невозможна: Впечатления,(которые мы получаем в детстве),оказывают на нас огромное влияние. – Впечатления, /полученные нами в детстве/, … В небольшой зале два тенора пели дуэт из «Пуританки», и всё вокруг заполнялось волнами бархатных звуков, (которые лились в душе, опьяняя южной страстью). - …звуков, /лившихся в душе, опьяняя южной страстью/. У почти безголосого тенора Нодена,(который тем не менее считается лучшим вокалистом),была совершенно поразительная манера пения. - … тенора…,/считавшегося тем не менее лучшим вокалистом/, … НО:Грядущая третья технологическая революция,(которая изменит саму природу труда),будет основываться на силе умственной активности человека. – Глагол-сказуемое изменит стоит в форме будущего времени, поэтому замена НЕВОЗМОЖНА. На 22-ой слайд

Слайд 10

3. Причастия образуются от глаголов изъявительного наклонения (они обозначают реальное действие: читать – читают – читающий, читал – читавший; избирать – избирают – избираемый, избрать - избрал - избранный). Если в придаточном предложении сказуемое выражено глаголом в форме условного наклонениячитал бы, избрал бы и т.д., его НЕЛЬЗЯ заменить причастным оборотом. Такие конструкции можно обнаружить «одним взглядом» - ориентируете себя на поиск частицы бы – формального признака глагола в условном наклонении. При воспоминании об Аделине Пагги я переживаю состояние,(которое хотелось быиспытывать вновь и вновь). – Глагол-сказуемое стоит в форме условного(сослагательного) наклонения. – Замена НЕВОЗМОЖНА. На 19-ый слайд

Слайд 11

4. Если в главном предложении сложноподчиненного предложения с придаточным определительным есть указательное слово, придаточное предложение НЕЛЬЗЯзаменить причастным оборотом. Такие конструкции можно обнаружить «одним взглядом» - ориентируете себя на поиск указательного слова в главном предложении. Указательное слово в главном предложении «говорит» только об одном: «после меня пойдёт придаточное предложение и никакая другая конструкция». При воспоминании об Аделине Пагги я переживаютосостояние,(которое испытал, слушая колоратуру).

Слайд 12

5. Если придаточное определительное представляет собой безличное предложение, то его НЕЛЬЗЯзаменить причастным оборотом. При воспоминании об Аделине Пагги я переживаю состояние,(которое невозможно передать словами).– Это безличное предложение – замена НЕВОЗМОЖНА. На 22-ой слайд

Слайд 13

6. Если союзное слово КОТОРЫЙ в придаточном предложении не употреблено в форме ИМЕНИТЕЛЬНОГО или ВИНИТЕЛЬНОГО падежей, то такое придаточное НЕЛЬЗЯ заменить причастным оборотом. На репетициях присутствовал автор пьесы,(которого мы немного побаивались). – Мы немного побаивались (кого? чего?) автора (Р.п.) – проверяй опорным словом «коза»: побаивались (кого? чего?) козы (Р.п.). – Союзное слово КОТОРОГО стоит в форме Р.п., а не именительного или винительного, поэтому замена НЕВОЗМОЖНА.

Слайд 14

Помни Сказуемое в придаточном определительном должно быть выражено только глаголом изъявительного наклонения. То есть если в придаточном определительном использован глагол условного наклонения, его замена причастием невозможна. В главной части сложноподчиненного предложения с придаточным определительным не должно быть указательного местоимения, иначе его замену причастным оборотом осуществить не удастся. Не следует забывать и о том, что причастия образуются не от всех глаголов; полезно помнить: действительные причастия настоящего времени не могут быть образованы от глаголов совершенного вида (т.к. у них нет основы настоящего времени и они обозначают действие одноразовое или краткое, ограниченное пределом), а страдательные причастия не образуются от непереходных глаголов. Такие глаголы, как жать, мять, бить, вить, пить, шить, печь, сечь, пасти, красть, класть, мести, мазать, колоть, молоть, знать, писать, держать, резать, являясь глаголами несовершенного вида, переходными, все-таки не образуют форм страдательных причастий настоящего времени, следовательно, замена придаточных определительных причастиями будет невозможна.

Слайд 15

Потренируемся А26

Слайд 16

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?1) С 1923 года В.В. Алёхин руководил в МГУ кафедрой геоботаники, которая была создана по его личной инициативе.2) Всё творчество писателя Евгения Носова и есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.3) Дело В.В. Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.4) В фамильном архиве есть письмо актёра Щепкина, который с душевной болью сообщает о закрытии театра в Тифлисе. Теория

Слайд 17

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?1) В глубоком пространстве между небом и морем носились волны, которые одна за другой взбегали на песчаный берег.2) В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.3) Широкое применение находят сплавы на основе титана, которые характеризуются высокой химической стойкостью.4) Технологические свойства металлов выявляются путём испытаний, которые называют технологическими пробами. Теория

Слайд 18

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?1) С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.2) Солнечная энергия, которая падает на фотосинтезирующие органы растений, аккумулируется во вновь образующихся органических соединениях.3) Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.4) Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были триумфальные сооружения, которые возводились во славу Рима. Теория Теория

Слайд 19

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?1) Нужно научиться быть благодарными природе за ту красоту, которую она нам дарит.2) С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.3) Степные реки состоят из цепи омутов или небольших глубоких и прозрачных озёр, которые соединяются между собой перекатами.4) Девятая симфония Бетховена служила образцом для художников эпохи романтизма, которые увлекались утопией синтетического искусства. Теория

Слайд 20

A26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить определением, выраженным причастным оборотом? 1) Вечером я рассказал дедушкин секрет Мише, который вообще- то не должен был о нем знать. 2) Братья, которые так веселились и радовались еще секунду назад, с приходом Степана помрачнели. 3) На картине было знакомое водохранилище, которое уже укрыл снег. 4) Я открыл окно и услышал с улицы цыганскую песню, которая так восхитила и растрогала меня много лет назад.

Слайд 21

A26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? 1) Я до сих пор с удовольствием перечитываю книгу Рэя Брэдбери, которую сестра подарила мне в честь окончания девятого класса. 2) К машине, которая остановилось на обочине, направился милиционер. 3) Много было сделано ошибок, которые исправить уже невозможно. 4) Колин приятель, который работал вместе с ним, был ленив до невозможности. Теория

Слайд 22

Вкаком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? 1) У зайцев, которые живут среди снегов, ноги имеют большую площадь опоры. 2) Беличий домик-шар, который проконопачен шерстью, травою и мхом, хорошо держит тепло. 3) Страус - самая крупная на земле птица, которая не умеет летать. 4) Перед поездкой вспоминаю зверей, которые могут встретиться мне в Африке Теория

Слайд 23

Всем удачи на ЕГЭ

Синтаксические нормы: замена придаточного определительного причастным оборотом Задание А 6 экзамена в формате ЕГЭ

Формулировка задания Задание А 6 проверяет владение синтаксическими нормами, а именно определение возможности замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? (3 – да, 1 – нет) В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? (3 –нет, 1 –да)

Вспомним изученное Причастный оборот – причастие с зависимыми словами. Согласованное определение, выраженное причастным оборотом – обособленный (или не обособленный, в зависимости от места) член предложения с главным словом причастием, который относится, как правило, к существительному (реже к местоимению) – определяемому слову – и отвечает на вопрос какой?

Вспомним изученное Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным – тип СПП, в котором придаточное предложение: отвечает на вопрос какой? относится к существительному из главного предложения; часто присоединяется при помощи союзного слова который. х -> какой? [ сущ. ] , (который) Наконец-то я получил подарок, который мне обещали на день рождения.

Вспомним изученное Как видно, согласованное определение, выраженное причастным оборотом и придаточное определительное из СПП очень много объединяет: они отвечают на один и тот же вопрос; они относятся к существительному; часто причастие можно заменить описательным оборотом со словом который: построенный дом (дом, который построили), открытое окно (окно, которое открыли), читающий мальчик (мальчик, который читает) и т. д.

Вспомним изученное Если у причастных оборотов и придаточных определительных много общего, значит, они взаимозаменяемы. Глагол-сказуемое из придаточного определительного в сочетании со словом который легко может трансформироваться в причастие: Фамусов в курсе всех интриг, которые происходят в его особняке, однако не спешит их раскрывать и принимать поспешные решения. Фамусов в курсе всех интриг, происходящих в его особняке, однако не спешит их раскрывать и принимать поспешные решения. Но есть несколько случаев, в которых замены придаточного определительного причастным оборотом невозможна. Разберем эти случаи.

Пример 1. Глагол в придаточном определительном стоит в форме будущего времени. Причастие – это особая часть речи, совмещающая признаки глагола и прилагательного. От глагола причастие «позаимствовало» категорию времени, но только два времени из трех: прошедшее и настоящее. У причастия нет формы будущего времени, поэтому невозможно образовать причастие от глагола, стоящего в форме будущего времени: Чацкий временами начинает сильно походить на собственное кривое зеркало, на Репетилова, который будет (!) введен автором в пьесу в самом конце.

Пример 2. Глагол в придаточном определительном стоит в форме условного (сослагательного) наклонения. Причастие не «унаследовало» от глагола и категории наклонения. Следовательно, если глагол-сказуемое в придаточном определительном стоит в форме условного (сослагательного) наклонения, то причастием этот глагол заменить невозможно. Подсказка: условное (сослагательное) наклонение образуется при помощи частицы бы; обращайте внимание на ее наличие: Море действительно собрало и надежно хранит несметные подводные клады, которые могли бы (!) обогатить не только отдельных смельчаковкладоискателей, но и целые государства.

Пример 3. К определяемому слову в главном предложении относятся слова тот, та, те и т. п. Если к определяемому слову в главном предложении относятся указательные местоимения ТОТ, ТА, ТЕ и т. п. , то следующее за ним придаточное определительное невозможно заменить причастным оборотом. Обращайте внимание на эти слова: Вальтер Скотт был одним из тех (!) писателей, которые дорожат яркостью описания намного больше, чем правдивыми историческими подробностями.

Пример 4. Союзное слово который в придаточном предложении употребляется с предлогом. Если союзное слово который в придаточном определительном употребляется с предлогом, то замена придаточного на причастный оборот невозможна. Обращайте внимание на наличие предлога: В ней указывают руководителя и участников группы, маршрут, по (!) которому проходил подъем, дату и время.

Пример 5 – самый сложный. Смещение границ определяемого слова. Иногда встречаются предложения, в которых придаточное определительное хоть и относится к определяемому слову в главном предложении, но его сказуемое характеризует другой объект: Мимо батисферы в лучах прожектора иногда неспешно проплывали саблезубые рыбы, чешуя которых отливала медью. Определяемое слово в главном предложении – рыбы, однако сказуемое отливала относится к другому объекту – к чешуе этих рыб. Вероятно, вы обратили внимание, что замена придаточного на причастный оборот возможна, если ГО в придаточном который +глагол. Если же который не является подлежащим, то это слово должно выступать в роли прямого дополнения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!