Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

История панно из ткани. Что такое панно. Современные виды настенных панно

У слова "панно" - французское происхождение (от фр. - panneau), это живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.

Панно, выполненные на внешних стенах здания из цветных плиток или в технике фрески, называют иногда муралями.

Мозаичное панно

История создания мозаичного панно не известна, однако такие панно можно встретить в развалинах Египта, Древней Греции и Рима. Создание мозаичной картины требовало кропотливой ручной работы. Именно поэтому выложенные из мелких кусочков мозаичные панно считались привилегией очень богатых людей и персон королевской крови. С помощью мозаичных панно можно придать интерьеру совершенно необыкновенный вид. Выбранный рисунок оцифровывают, и затем с помощью специальных программ создают схему будущего панно, подбирают размер элементов мозаики и их цветовое решение. Используя при укладке относительно большие кусочки, можно создать эффект больших уверенных мазков кистью. Такие панно идеально подойдут для гостиной, украшения стен или пола в бассейне или для придания эксклюзивного вида фасаду здания.

Фарфоровое панно

Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. Производство фарфора в России неразрывно связано с историей. Попытки организовать производство фарфора в России начались еще при Петре 1. Фарфоровая посуда отличается особым изяществом, легкостью, прочностью. Фарфор может длительное время сохранять тепло. При легком ударе по краю фарфорового изделия оно издает четкий продолжительный звук. Картины и панно из фарфора - это элемент интерьера, который придаст индивидуальность любому помещению, будь то городская квартира или загородный коттедж, кафе или ресторан, офис компании или кабинет руководителя.

Панно из кожи

Натуральная кожа обладает уникальными свойствами, которые позволяют использовать её для изготовления самых разных вещей.История художественной обработки кожи восходит к каменному веку. Уже тогда появились одежды из шкур, первые утилитарные предметы - ремни, обматывающие древко копья, пояса, сумки. Другой пример - созданные в технике интарсии византийские иконы (VIII-XII века).

Существует множество приёмов и технологий обработки кожи. В зависимости от назначения изделия и в соответствии с художественным замыслом, эти приемы используются как по отдельности, так и в сочетаниях. Разные народы использовали кожу и украшали предметы из нее по-разному. В Европе вместе с книгопечатанием появилось тиснение, дамские сумки и пояса украшали аппликация и вышивка. На севере кожу отделывали мехом, а на Востоке ее научились покрывать золотом. Кожаные одежда и обувь, мебель и обои, переплеты книг и ножны для оружия сопровождали человечество на протяжении всей его истории.

Александр Кулёв,

искусствовед

Мозаичное панно

Прежде чем вести разговор о видах мозаичных панно, необходимо разобраться с тем, что понимается под словами панно и мозаика, смысл которых понятен интуитивно, но на самом деле требуются некоторое пояснение.

О происхождении понятия «мозаичное панно»

Значение слова панно происходит от французского «panneau», которое в свою очередь восходит к латинскому «pannus» — кусок ткани. Под словом панно понимается обычно произведение декоративного характера, предназначенного для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка. К его разновидностям можно отнести: барельеф, резную или лепную композицию. Таким образом, основной признак панно - его неперемещаемость и определенная монументальность, и как следует из латинского значения слова – похожесть на кусок ткани, то есть вставка на стену.

Слово моза́ика происходит от французского «mosaïque», а также итальянского «mosaico», восходящего, в свою очередь, к латинскому (opus) musivum - произведение, посвящённое музам. Мозаика – это декоративно-прикладное (относящееся к виду искусства, имеющему двоякую функцию: эстетического наслаждения и утилитарную, практическую) и монументальное (имеющее большой формат и связанное с архитектурой или интерьером) искусство. Мозаика достаточно разнородна по использованию материалов: это могут быть закрепленные на поверхности цветные камни, смальта, керамическая плитка или другие материалы.

Таким образом мозаичное панно – это крупная панель со вкраплениями кусочков разноцветных материалов, образующих смысловой рисунок или узор и выполняющая эстетическую функцию или утилитарную.

Иногда под мозаичностью понимают собрание разнородных элементов, образующих некое целое, в отдельности ничего из себя не представляющих, в целостности же создающие нечто особенное и цельное.


История возникновения мозаики

История возникновения мозаики восходит к четвертому тысячелетию до нашей эры, приблизительно ко второй его половине, времени развития государства шумеров. Если проследить далее (но только гипотетически), то, скорее всего, мозаика возникла из детской игры, развития способности первобытного человека к комбинированию различных материалов и выкладыванию из них изображения, первично, очень простого, из однородных предметов. Но, позднее, с развитием интеллекта, они приобретали более сложную форму, от ахроматической (исполненной в одной цветовой гамме) до полихромной (многоцветной). Первично, мозаика носила утилитарную функцию – функцию защиты облицовываемых поверхностей от атмосферных или других неблагоприятных воздействий. С освоением различных материалов, совершенствованием техники их полировки, развитием стекольного дела, а также с разработкой техники окрашивания стекла, она становилась все более и более усложненной.

В этой статье, посвященной мозаичным панно, мы коснемся только вопросов техники работы с мозаикой, рассмотрим ее основные виды и, частично, эволюцию и современные работы.





Эволюция техники создания мозаичных панно

Техника мозаики сложна компоновкой разнородных элементов в единое целое, чтобы из отдельных мелких элементов выложить картину и в определенной цветовой гамме требуется большое мастерство.

Возникновение мозаики

На первоначальном этапе развития мозаик (как мы предполагаем) разнородные элементы не фиксировались друг с другом, то есть это была в большей степени детская игра, или один из способов познания мира. Для компоновки разнородных элементов в единое целое необходимо развитие комбинаторного мышления, определенных, достаточно высоко развитых навыков обработки материалов, поэтому первоначальные образцы дошедшей до наших времен мозаик носят примитивный характер.

У шумеров мозаика составлялась из наиболее доступного для них материала – обожженных глиняных палочек, которые также закреплялись на глиняном растворе, из них формировался геометрический орнамент. Известны обрамления колонн по этому методу из города Ура. Какую функцию выполняли эти мозаики можно только предположить, возможно, утилитарную – предохранение цоколя колонн от выветривания, а скорее – чисто эстетическую, связанную с функцией своеобразного оберега в использовании геометрического орнамента. С усложнением техники появляются набранные из мозаики полы, богато инкрустированные шкатулки («Штандарт Ура»), мебель.

Так или иначе, это только предыстория возникновения мозаичных панно. К ранним этапам развития этого древнего искусства можно отнести галечные орнаменты из мозаики, датируемые 8 веком до нашей эры из Ассирии.

Мозаичное панно в античности

Постепенно техника усложнялась и уже в достаточно развитых формах встречается в античности. Первично в античности использовалась необработанная галька, затем осваивается техника шлифовки камня, его обработки и только в дальнейшем – цветного стекла, что позволило создавать не только красивейшие, но и реалистичные панно из мозаики.

Составление мозаики – чрезвычайно сложная и кропотливая работа, чтобы познакомиться с ней ближе – необходимо разобраться с тем, какие материалы могут быть использованы для ее создания.

Стекло и смальта

Один из основных материалов – это стекло, позволяющее создать тончайшие цветовые переходы, обыграть струение и игру света внутри мозаичных панно. Кроме того, стекло устойчиво к воздействию влаги, агрессивных жидкостей и сред, перепадам температуры. Панно, выполненные с использованием стеклянной мозаики, надежно защищают поверхность стен и дарят эстетическое наслаждение. Стеклянная мозаика выпускается на настоящий момент в различных видах: это могут быть пластинки, округлые или каплевидные элементы. Стекло позволяет варьировать не только структуру, но и степень окраски, то есть возможность работы с полутонами и чистыми цветами, а также иметь различную степень матовости или прозрачности. Панно из стеклянной мозаики широко используются в декорировании как интерьера (ванные комнаты, бассейны), так и экстерьера (панно на фасадах зданий или внутренних двориков).

Следующий, наиболее известный материал – смальты – цветные непрозрачные стекла, обычно, квадратной формы со слегка скошенными углами и слегка текстурированной внутренней поверхностью и шлифованной наружной. Смальты могут быть позолоченными, имеющими различные вкрапления, они позволяют добавлять в общий рисунок разнообразные эффекты и часто заменяют стекло, поскольку в силу своей прозрачности, полностью стеклянное мозаичное панно будет очень ярким, стекло очень чувствительно к расположению во внутреннем убранстве или экстерьере.

Технология изготовления смальты для создания мозаичного панно

Описав стекла и смальты, хотелось бы особо остановиться на описании процесса изготовления различных цветовых оттенков, столь важных для создания произведений искусства. Красочная палитра смальт насчитывает более 10 000 различных оттенков, достигается же это разнообразие применением немногим более 10 красителей, среди которых можно назвать: железо, марганец, медь, никель, кобальт, уран, золото, серебро, сурьмянокислый свинец; позднее стал применяться хром и уже в наше время - селен и сернистый кадмий. Большинство указанных элементов проявляют свои качества при окислении, то есть взаимодействии с кислородом. Металлы же характеризуются разной степенью окисления в зависимости от взаимодействия с количеством кислорода, так, например, медь в зависимости от степени окисления дает голубой и красный цвета, железо – желтый и синий. Добиться в процессе варки степени окисления достаточно сложно, для этого необходимо обеспечить либо избыток, либо недостаток кислорода, поэтому применяют различные окислители (калиевая или натриевая селитра) и восстановители (уголь, винный, камень, алюминий и другие). Окраска стекла в отдельных случаях сильно зависит от сочетаний с которыми находится краситель, например, сера окрашивает стекло в синий цвет, а в присутствии кадмия, который сам не дает окраски, в желтый. На окраску стекла сильно влияет его состав.

Большое значение для окраски имеет термическая обработка стекла после процесса варки. Например, медь, растворяясь в стекле, не дает сама по себе никакой окраски, стекло остается прозрачным, а вот при нагреве до температур, близких к плавлению стекла, она дает розоватый оттенок, при нарастающем нагреве который переходит в густой красный цвет. Если дальше продолжить нагрев стекла, то ярко – красный оттенок сменится буровато – коричневым с вкрапленными в его глубине кристаллами меди с параллельным изменением прозрачности, то есть станет мутным. Этот принцип широко применяется для создания эффекта искусственного авантюрина. Такой же процесс производится для производства хромового авантюрина, имеющего зеленую окраску.

Коллоидными красителями стекла могут выступать драгоценные металлы, такие, как золото и серебро, первый дает окраску стекла в малиново-красный, а второй - в желтый цвет, которые используются в производстве также особо ценной посуды.

К особой группе смальт, высоко ценимой римлянами и выплавлявшимися Ломоносовым, относятся: лаки, скорцеты и пурпурины. Они окрашены медью, находящейся в низких степенях окисления и имеют оттенки желто-оранжевые, коричнево-красные и сургучные тона. Производство их отличается сложностью, поскольку они требуют не только варки, но и последующей термической обработки. Окрашивание стекла является большим искусством и требует не только огромного мастерства, но и особого чувства краски, поскольку незначительные изменения дают вариации цветовой гаммы.

После описания цветовой гаммы, необходимо остановиться на процессе варки стекла. Сначала необходимо сказать о некоторых особенностях смальтоваренного производства, во-первых, оно не бывает большим, поскольку потребность в изготовлении необходимых материалов может быть удовлетворена небольшим цехом. Во-вторых, каждый оттенок смальты требует своего состава и поэтому варится в отдельных емкостях и в небольших количествах. Конструкционно смальтоваренные печи относятся к технически несложным устройствам: относительно низкая температура варки стекла позволяет не содержать сложные устройства для нагнетания дополнительной температуры, при поддержании теплового режима также не требуется особой точности, поэтому нет необходимости в дорогих и сложных автоматических устройствах для регулировки и поддержания необходимых температур. В мастерской по производству смальт, кроме варочной печи, имеются также вспомогательные устройства, предназначенные для отжига стекла, наводки цвета, обжига тиглей. Несмотря на примитивность устройств, работа по варке смальт - процесс, требующий большого мастерства и искусства, умения чувствовать материалы. Сваренная смальта прямо из тиглей или посредством металлической ложки выливается на чугунный противень, где застывает в отдельные плитки, которые после этого отправляются в печь для отжига.




Изготовление золотой смальты. Технология производства кантарели

Особую группу смальт представляют золоченые смальты, получившие широкое распространение в искусстве Византийской империи. Повышенные требования к прочности в мозаичной живописи не позволяют использовать традиционные методы золочения поверхности, при которых тонкий слой золота закрепляется на поверхности путем обжига. При использовании такого метода позолота быстро стирается. Поэтому применяется более надежный способ, получивший распространение в древности: заключение тонкой золотой фольги между двумя слоями стекла. Многим хорошо знакомы книжечки с тонкими листами золотой фольги - сусальным золотом. Золото является исключительно пластичным материалом, поэтому изготовление золотой фольги из него не представляет большой сложности. Эти золотые листочки имеют толщину менее толщины человеческого волоса, а если быть более точным, то не менее 0,0001 метра. Процесс изготовления золотых смальт заключается в следующем: из стекла выдувают листы не более 1 мм. толщиной, которые затем разрезаются на небольшие пластинки, на которые накладывается листок золотой фольги. Приготовленные таким образом пластинки вводят в печь, где при температуре, дающей размягчение стекла, поверх золотой фольги наливается новый слой стекла толщиной также коло миллиметра. Этот процесс завершается прессованием и последующим обжигом в специальной печи. Для изготовления золотых смальт необходимы два условия: стекло не должно быть тугоплавким, иначе золото начнет гореть, а также оба слоя стекла, между которыми располагается фольга, должны иметь одинаковый состав.

Несколько реже, чем золотые, применяются серебряные смальты. Они изготавливаются подобным образом, только слой серебряной фольги должен быть немного толще. Известны способы подделки серебряной смальты под золотую, когда лист серебряной фольги накрывается подкрашенным оранжевым стеклом. В наши дни также разработан способ получения более дешевой золотой смальты, основанный на том же способе, при котором вместо серебра наносится алюминиевое напыление.

Мозаичное панно из мрамора и других видов камня

Особо популярен, но сложен в работе для изготовления мозаики натуральный камень, например, мрамор, оникс, травертин, гранит. Узор, выложенный из камня, обладает неповторимостью, он позволяет создавать градации необычных и естественных цветов, использовать полутона, а также не обладает блеском и вычурностью стекла. В панно, выполненных из камня, в зависимости от мастерства художника можно передать практически любой сюжет, использовать реалистичность. Следует также отметить, что камень является «живым» материалом, обладающим своей собственной структурой, и при создании мозаики это учитывается; нельзя механически компоновать мозаику из камня, необходимо чувствовать, где можно разместить тот или иной элемент, чтобы не нарушить изображение. По сути, камень диктует правила создания изображений. Структура и цвет камня неповторимы, поэтому отдельные образцы оставляют необработанными, другие подвергают тщательной шлифовке для выявления природной текстуры камня (подобно текстуре дерева), некоторые камни можно искусственно состарить. Особый вид мозаик выполняется из фрагментов керамогранита, обладающего повышенной прочностью, такие облицовки часто используются в экстерьерах.

Керамическая мозаика и панно

Особую популярность в наше время приобрела мозаика из керамики, представляющая собой отдельные плитки квадратной формы с глазурованной внешней и шероховатой внутренней поверхностью. Такую плитку часто используют не только мастера-мозаичники, но и непрофессионалы в бытовых условиях, выкладывающие узор на фартуках кухонь или включая в декор ванных комнат. Разнообразные виды таких плиток легко заметить в любом магазине, торгующем керамической плиткой.

К особому виду создания мозаики можно отнести мозаичные панно из осколков керамической плитки или керамическую плитку малого формата. Этот вид восходит к древним образцам из обожженной глины, только обладает глазурованностью и большим разнообразием. При определенном умении, из керамики можно выложить мозаичные панно достаточно красивые, однако, керамическая плитка, обладающая различными оттенками, цветами, редко может быть использована для создания сложнейших образцов мозаичных панно, поскольку обладает однотонным цветом и не имеет такой естественной текстуры, как камень или тончайших цветовых полутонов, как стекло.

Все перечисленные материалы достаточно традиционны, но производители в наше время разрабатывают все новые и новые решения для мозаики. Так, например, итальянская фирма «Sicis» разработала металлическую мозаику, причем если традиционная форма – это квадрат, то разработчики ввели новые формы, такие, как ромб или треугольник. Подобная мозаика может применяться для создания поистине необычных эффектов, впрочем она вполне самостоятельна, только стилизовать интерьер под такие мозаичные панно очень и очень сложно.

Новые виды современной мозаики и эксперименты с мозаичным панно

Эксперименты над созданием различных видов мозаик продолжаются постоянно, к очень смелым и оригинальным находкам можно отнести мозаики из драгоценных металлов, таковы, например, мозаики, внутрь которых вложена золотая фольга высшей пробы или мозаика с добавлением настоящего аквамарина или с вкраплением оксида меди, разрабатываются также мозаики, обладающие особой светоотдачей, имеющие мерцание при различных типах освещения. Следует отметить, что процесс создания таких видов панно очень трудоемкий и стоят они, как правило, очень дорого. Естественно, нельзя представить себе панно, выложенное только из золотых плиток или с комбинированием дешевой керамической мозаики и дорогой.

Мастерам приходится находить золотую середину в этом процессе. Создание мозаичных панно – это прежде всего творческий процесс, причем очень трудоемкий, чувство меры и умение видеть свое произведение в целостности. Мастеру мало уметь создавать произведение, он должен видеть, где оно будет расположено, вписать его в пространство, поскольку только в пространстве или в окружении раскрываются в полном объеме панно из мозаики, которые неразрывно связаны с интерьером или экстерьером, только в этой тесной взаимосвязи в полной мере постигается их эстетическая функция, отодвинув на задний план утилитарную.

Поскольку материалы, используемые при создании мозаики, рассмотрены, можно обратиться к разновидностям техники, конечно, нельзя в полном объеме рассмотреть этот вопрос, как нельзя объяснить в словах процесс творчества, но перечислить с описанием основные виды – это возможно, но прежде нужно описать, как мастера работают с готовыми мозаичными плитками, поступившими из цехов по их изготовлению.

Процесс создания мозаичного изображения

В мастерскую мозаика поступает в нескольких видах: это могут быть крупные плитки, размеров 15-20 см, толщиной 1-2 см, либо в виде прямоугольных или вытянутых стволов. Для непосредственного использования она не годится, необходимо плиткам придать нужную форму в соответствии с выбранной идеей рисунка. Крупные бруски распиливаются на небольшие и им придается часто заостренная форма в нижней части кубика, а также для более плотного стыка плиток, они шлифуются.

Один из простейших видов, относящийся к имитации мозаики – фоновая мозаика . Ее делают из обычной плитки крупного размера, на которой в свою очередь по поверхности делаются пропилы, создающие имитацию мозаичного рисунка, при этом сохраняется текстура и рисунок самой плитки.

Миксы, или техника смешения – отдельные маленькие плитки выкладываются на поверхности бессистемно, отчего образуется рисунок, рожденный спонтанностью расположения плиток.

Собственно мозаичные панно , представляющие собой рисунок из множества отдельных мелких плиток, образующих целостность при рассмотрении на некотором удалении.


Техника набора мозаичного панно. Прямой и обратный способы набора

Техник набора мозаичных панно существует несколько. В древности плитку укладывали непосредственно на стене на предварительно подготовленную поверхность, на которой наносились насечки, а плитки укладывались на известковый раствор. Позднее мастера отказались от укладывания плитки подобным способом, поскольку он требовал большого мастерства и был трудоемким. В такой укладке малейшая ошибка давала сбои в воспроизведении рисунка, ведь само восприятие мозаичного панно требует осмотра его на некотором расстоянии, а также умения правильно комбинировать различные материалы и цветовые сочетания. Мастера стали использовать метод набора плитки в специальных ящиках или на поверхностях мраморных плит, площадью 1-2 квадратных метра, это позволяло в удобном положении в условиях мастерской наиболее детально нанести рисунок в соответствии с разработанным чертежом и избежать ненужных ошибок и неточностей в работе. По завершении набора, отдельные фрагменты извлекались вместе с плитой, на которой они закреплялись и вмуровывались в стену, образовавшиеся швы аккуратно заделывались и декорировались подобранными по цвету и тону плитками, продолжающими линию рисунка, таким образом, получалась целостность из отдельно набранных фрагментов.

Существует два основных способа набора мозаичных панно (прямой и обратный). При прямом способе мастер выкладывает кубики лицевой стороной вверх, при этом он может видеть результаты своей работы, и, отступив назад на некоторое расстояние, исправить имеющиеся недостатки рисунка. Технически этот способ выглядит примерно следующим образом: ящик заполняют на всю глубину гипсовым раствором, затем на поверхность накладывается бумага с нанесенным на нее будущим рисунком, после этого отмечают участок небольшого размера и вырезают гипс до самого дна ящика, получившееся отверстие заполняют порошкообразным веществом или специальной мастикой. В приготовленный слой, имеющий рыхловатость, мастер вставляет плитки в соответствии с рисунком, они там достаточно прочно закреплены, но в то же время легко вынимаются. Когда закончена обработка первого фрагмента, вырезается второй фрагмент, затем третий и так до самого конца. Когда вся поверхность будет заполнена рисунком, на лицевую сторону наклеивается бумага, а ящик переворачивается, порошкообразная смесь или мастика удаляются и нижняя часть заполняется клеевым раствором. Есть вариант, когда плитки укладываются прямо на клеевую или цементную смесь.

Часто применяют обратный способ набора, при котором на дно ящика (или кессона) укладывают кальку с нанесенным рисунком, при этом мастер, руководствуясь просвечивающими линиями через кальку, укладывает плитки лицевой стороной вниз, после завершения укладки, ящик заливают приготовленным цементным раствором, после затвердевания, он разбирается. Этот способ считается более быстрым, но он имеет один существенный недостаток: мастер не может видеть, что у него получается при укладке рисунка.

В столь кратком обзоре нельзя в полной мере рассмотреть тонкости применения материалов или техники изготовления мозаичных панно, однако, описательно изложить основы работы в достаточно сложной технике – возможно.


Полировка поверхности мозаичного панно. Технология и материалы

Завершая описание технологии изготовления мозаики, хотелось бы упомянуть о шлифовке готовых панно из мозаики, то есть окончательной обработке готовой поверхности по завершению работ. Шлифовка и полировка мозаик производится по необходимости. Применяются при этом различные абразивные материалы: металлические, войлочные материалы, химические жидкости, такие, как окись олова. Небольшие мозаичные картины, еще не вмонтированные в поверхность полируются на ротационных станках, представляющие собой вращающиеся в горизонтальной плоскости столы. Большие мозаичные картины полируются преимущественно вручную с использованием необходимых абразивных материалов. Следует отметить, что производить полировку требуется далеко не всегда.

Рассмотрим случаи, при каких требуется полировка, а при каких – нет. Если панно из мозаики выступает частью архитектуры и является монументальным по размеру и мыслится как объект, рассматриваемый с удаления, его не принято полировать, наоборот, принято оставлять специальную шероховатость или ставить плитки неровными рядами, не стараясь заделывать между ними швы. Это связано с особенностями зрительного восприятия человека, когда контуры отдельных мелких предметов, находящихся на удалении сливаются. Как пример в изобразительном искусстве можно привести направление пуантилизма. В больших размерах панно полировка поверхностей и отсутствие швов между плитками не имело бы никакого смысла. В случаях, когда мозаика вы ступает в качестве картины или предполагается ее рассмотрение с незначительного расстояния, полировка необходима, особенно это касается случаев, когда необходима передача тонких цветовых и тональных переходов. При работе со стеклом отсутствие полировки является признаком высокого мастерства, поскольку стекло само по себе имеет глянцевую текстуру и прибегать к дополнительным методам обработки нецелесообразно, выгоднее расположить фрагменты картины так, чтобы они сами по себе образовывали бы целостность.

Создание панно может наполнить не только дом красивыми дизайнерскими вещами, но и жизнь – яркими красками. Это хобби подходит всем без исключения, поэтому обязательно возьмите его на заметку.

Умение рисовать дано не всем, но есть очень интересная альтернатива живописи – создание панно. Если для картин используют краски, то для панно годятся практически любые материалы, в том числе, природного происхождения и бросовые. Допускается смешивание различных техник и составляющих. Освоить это хобби несложно, ведь вы можете выбрать более привлекательную для себя технологию и начать с самых простых сюжетов, не требующих сложных действий.

История и современность панно и интересные факты

Первые панно найдены в пещерах первобытных людей – на каменных стенах изображали животных и явления природы. Что это было – желание украсить свое жилище, способ запечатлеть увиденное или защита от злых духов, теперь историки могут только догадываться об этом. Позже появились панно из камня, мозаики, лепнины, венецианской штукатурки. Этот вид творчества стал неотъемлемой частью культурного развития.

Современные панно делают из камня, мозаики, тканей, кожи, фрагментов стекла, бумаги. Рукодельницы используют для своих шедевров ленты, бисер, вышивку. Годятся и весьма необычные материалы: кофе, крупы, макаронные изделия. Не брезгуют творческие люди и отходами, например, втулками от туалетной бумаги и газетами.

Отдельно выделяют модульные панно – композиции, созданные из нескольких элементов, представляющие собой единое произведение. К модульным панно можно отнести декор из зеркал, фоторамок, небольших картин.

К примеру, для создания панно на стену своими руками можно взять несколько круглых зеркал без рамок и приклеить их к стене на скотч или специальную липучку для картин.

Задача панно – украшение интерьера, но дизайнеры заставляют его работать в полную силу. С помощью настенного декора несложно зрительно расширить пространство, замаскировать дефекты и неровности стен, защитить настенное покрытие от загрязнений.

Особенности изготовления панно из текстиля

Картины из ткани делают по принципу аппликации, используют вышивку и лоскутную технику . С помощью лоскутной мозаики получают картины, достойные восхищения. Для создания декоративного панно из ткани сначала собирают текстильную картину, а потом помещают ее в раму.

Из текстиля можно делать модные модульные картины. Самый простой вариант – поместить в одинаковые рамки красивые ткани с разными рисунками и использовать их в декоре стен. Для тканевых картин подходит гобелен, парча, шитье, мешковина. В деревенском стиле лучше использовать простые природные материалы – лен, бязь, ситец с веселым рисунком.

Простейший декор стен

Морские мотивы – декор из камней и ракушек

Возвращаясь из отпуска, помимо отдыха и загара, людям свойственно привозить с собой гальку и ракушки. Это отличный материал для создания панно своими руками. Даже если вы ничего не привезли с моря или никуда не ездили, все это можно купить в магазинах для рукоделия или в строительных отделах. Есть даже готовая мозаика из гальки на сетке.

Материалы с морской тематикой подойдут для декора ванной комнаты. Авторской композицией можно украсить стену над ванной или свободную стенку напротив зеркала. Дополнить картину уместно маленьким зеркалом, символизирующим гладь воды.

Практичные мозаичные панно

Мозаика – древнейшее искусство, зародившееся много тысячелетий назад. Самому древнему мозаичному произведению около трех тысяч лет. Для создания домашнего панно из мозаики подходит готовая мозаичная плитка. Она может быть керамической, стеклянной, зеркальной, металлической.

Все эти материалы не боятся влажности, а значит, украсить стену с их помощью можно в ванной комнате, на кухне, на террасе или в зимнем саду. Декор может быть любого масштаба – на всю стену, над рабочей зоной кухни или в виде миниатюрной композиции. Подробнее об этой технике читайте в другой нашей .

Какие виды рукоделия подходят для панно

Для создания панно своими руками можно использовать практически все виды рукоделия. Рассмотрим наиболее популярные и интересные.

Очень красивые и реалистичные украшения для стен получаются из искусственных фруктов и овощей, которые можно купить в магазинах для декора и рукоделия. Фруктовые композиции идеальны для кухни. Для спальни больше подойдет флористическая картина из искусственных цветов (готовых или сделанных своими руками).

Также для объемного декора используют всевозможные предметы: кофейные чашки, игрушечные наборы посуды с миниатюрными копиями, часы и все, что покажется интересным и подходящим для перевоплощения.

Для создания панно на стену своими руками можно использовать предметы, которые практически ничего не стоят. Например, пластиковые ложки, цветные пластиковые пробки от воды, .

Мастер-классы и новые идеи

Если вы заразились несложным, приятным и полезным хобби, то приступайте к созданию панно, используя идеи и мастер-классы на нашем сайте.

Существуют различные способы украшения интерьера: картины на стенах, фоторамки, различные фигурки и поделки, вазы и многое другое. А существует особый способ декора - панно. Это не только позволяет украсить интерьер, но также и собрать воедино милые сердцу вещи. Предлагаем вам узнать более подробно об этом виде искусства и научится самостоятельно делать картины-панно.

Что это такое?

Техника панно - способ украсить помещение, используя подручные и доступные материалы. Это современный и оригинальный способ обновить жилой интерьер, такие предметы декора могут размещаться не только на стенах, но и на комодах.

Панно может быть разного размера и вида. Если используются фотографии и картинки, то получается плоский коллаж. Также можно использовать объемные предметы (например, гвозди и нитки), тогда получается габаритное украшение. Такой вариант панно лучше использовать в просторных помещениях.

Виды

Материалы, которые чаще всего используются для панно - это дерево, ткань, бумага (сюда относятся глянцевые листы, обычная бумага, фотографии и так далее), нитки. Но можно использовать также и гипс, камень, металл и многое другое. Исходя из задействованных материалов, панно может быть следующего вида:

  • Тканевого: картины, вышитые нитками, аппликации и так далее.
  • Деревянного: сюда относятся картины, собранные из деревянных кусочков, и так далее.
  • Бумажного: композиции, где главным элементом являются фотографии, книжные листы, иллюстрации, вырезки из газет или журналов и так далее.
  • Каменного: распространены мозаики из гальки или других мелких камушков.
  • Керамического: мозаика, сделанная из кусочков керамики.
  • Гипсового: аналогичный керамическому вид, только был задействован гипс.
  • Прочего: использовался другой материал (например, шишки и хвоя, засушенные цветы, нитки и многое другое).

Фотоколлаж

Самый распространенный вид панно (фото - выше) - коллаж из снимков. Его могут сделать даже дети. Вариант исполнения бывает самый разный:

  • фотокарточки располагаются на стене, выстраиваясь в геометрическую фигуру или сердце;
  • картинки сначала вставляются в рамки, которые потом соединяются между собой и вешаются на стену;
  • фотографии приклеивают к какой-нибудь заранее подготовленной основе (например, окрашенному листу фанеры);
  • создается какая-либо фигура (например, объемная буква), которая потом оклеивается фотокарточками, и так далее.

Оригинальное панно получится в виде семейного древа. Такой декор будет не только красивым, но и полезным. Делается панно достаточно просто. Для начала нужно распечатать по одной фотографии родственников. Затем делается венок из толстой проволоки и каната или бечевки. Для фотографий делается паспарту: из картона вырезаются различной величины прямоугольники, серединка удаляется, и к обратной стороне приклеивается фото (получается рамка). Затем рамочки с карточками, при помощи клеевого пистолета, располагаются на венке. Подписать каждое фото можно при помощи тканевых листочков с вышитыми именами.

Тканевый коллаж

Тканевое панно - это отличный способ сделать необычный декор и израсходовать красивые лоскутки. В качестве основы для этой поделки чаще всего используют подрамник. Но подойдет и лист фанеры. Фоном служит большой кусок ткани. Цвет и рисунок зависят от вашей задумки, но обычно его делают нейтральных тонов.

Затем на бумаге лучше набросать эскиз будущего панно (фото примера можно увидеть выше). Например, можно сделать силуэт предмета, растения, животного или человека, абстракцию или целую картину. Когда эскиз будет готов, нужно из бумаги вырезать все элементы картины. Затем делаются уже тканевые детали. Прикреплять лоскутки к фону можно при помощи клеевого пистолета или иголки с ниткой.

Панно из натуральных материалов

Со сменой времен года такие коллажи особенно популярны. Больше всего природного материала бывает ранней осенью. Помимо обычных сушеных цветов, можно задействовать желуди, каштаны, шишки и так далее. Летние композиции, как правило, содержат ракушки и морские камушки.

Мастер-класс, как сделать из натуральных материалов:

  1. Подготовьте основу. Она должна быть твердой, поэтому лучше использовать картину или лист фанеры.
  2. Сделайте фон основы (покрасьте, оклейте бумагой либо обшейте тканью).
  3. Подготовьте материал. Он должен быть чистым и сухим. В противном случае ваше панно очень быстро испортится. Если нужно, покрасьте материал. Для этой цели лучше использовать аэрозольную краску.
  4. Теперь расположите природный материал на фоне в таком порядке, в каком вы хотите видеть конечный результат.
  5. Когда вы убедились, что работа вам нравится, можно приступать к закреплению материала. Для этой цели идеально подойдет клеевой пистолет. Если детали мелкие или тонкие (например, листья), то подойдет и обычный клей ПВА.
  6. Конечный результат можно покрыть лаком.

Панно из гвоздей и ниток

Такой вид коллажа стал очень популярным в последнее время.

Инструкция, как сделать панно своими руками из гвоздей и ниток:

  1. Нарисуйте на листе бумаги или распечатайте картинку, которую хотите изобразить из ниток.
  2. Подготовьте кусок дерева квадратной или прямоугольной формы. Лучше использовать толстый материал.
  3. Обработайте дерево лаком, чтобы оно подольше сохранилось.
  4. Перенесите картинку на основу при помощи карандаша. Перерисуйте изображение либо вырежьте его из бумаги и обведите на дереве.
  5. Теперь аккуратно вбейте гвоздики по контуру картинки. Они должны располагаться на одном расстоянии друг от друга.
  6. Теперь можно начинать наматывать нитку. Она может быть одного цвета или нескольких. Просто цепляйте нить за шляпку гвоздя и ведите ее к противоположному.
  7. Кончик нитки аккуратно завяжите и капните на узелок клей ПВА.

Аккуратно сделанное своими руками панно - это необычное украшение и оригинальный подарок.

- (фр.). Все части работ архитект., столярн. или ювелирн., представляющие поверхности, украшенные резьбой, обрамленные бордюрами, орнаментами, причем самые поверхности представляют из себя целые картины или барельефы. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

- (франц. panneau, от лат. pannus кусок ткани), 1) часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т. п.) и заполненная живописным или скульптурным изображением (или орнаментом). 2) Картина, исполненная маслом,… … Художественная энциклопедия

Неизм.; ср. [франц. panneau] Часть потолка, свода или стены, выделенная из общей поверхности бордюром и обычно заполняемая живописными или скульптурными изображениями; изображения, заполняющие выделенное пространство. Мозаичное п. Лепные п.… … Энциклопедический словарь

См … Словарь синонимов

ПАННО, нескл., ср. (франц. panneau) (иск.). 1. В архитектурных сооружениях поверхность на стене, на потолке, окаймленная бордюром, рамкой и заполненная лепным или живописным орнаментом, картиной и т.п. 2. Больших размеров картина на холсте (в… … Толковый словарь Ушакова

ПАННО, нескл., ср. 1. Поверхность на стене, потолке, обрамлённая орнаментом, гладкая или с живописными, скульптурными изображениями. 2. Картина или рельеф, украшающие какой н. участок стены, потолка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

Панно - – заполненная художественным изображением часть стены, обрамленная лентой орнамента или лепной рамкой. Также панно – деревянные резные, лепные или мозаичные композиции … Словарь строителя

панно - ПАННО, нескл., ср Произведение изобразительного искусства (картина или рельеф), расположенное на выделенном бордюром участке стены или потолка. Обстановка была совсем проста, но необычна вся из ясеня: ясеневый паркет, ясеневые панно на стенах,… … Толковый словарь русских существительных

- (французское panneau), 1) часть стены или потолка, выделенная обрамлением (лентой орнамента и т.п.) и заполненная каким либо изображением. 2) Картина (реже рельеф), предназначенная для определенного участка стены … Современная энциклопедия

- (франц. panneau) 1) обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом.2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Панно из ракушек "Русалка" (2038) , . Создайте необычное панно в виде сказочной русалки! Приклейте бумажный трафарет на деревянную заготовку. Украсьте хвост морскими ракушками и ярким бисером. Для стильной прически используйте…
  • Панно из гипса (для девочек) (1431 ВВ) , . Попробуй сама сделать все эти замечательные предметы: - ожерелье, - магниты, - панно, - фоторамки. Раскрась их по своему вкусу! Состав набора: подробная инструкция, форма, гипс, краски,…


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!