Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Разработка модульных UI-систем на основе руководств по стилю. Модульный принцип формообразования в архитектуре Модульный принцип формообразования в графическом дизайне

Применение модульного проектирования в производстве изделий дизайна -есть высшая форма деятельности в области стандартизации. При этом стандартизация выявляет и закрепляет наиболее перспективные методы и средства проектирования. Этот метод способствует унификации структурных элементов изделий. В технике наличие унифицированных узлов и деталей и установка их в различных сочетаниях позволяют преобразовывать конструкции одних изделий в другие. Основной принцип унификации - разнообразие продуктов дизайна при минимальном использовании унифицированных элементов (модулей). Модульное проектирование предполагает конструктивную, технологическую и функциональную завершенность. Сам модуль может быть законченным; изделием или являться составной частью изделия, в том числе другого функционального назначения.

Модуль - единица меры. Раньше части тела человека служили единицами измерения: дюйм - длина сустава большого пальца; пядь - расстояние между концами раздвинутых большого и указательного пальцев; фут - средняя длина стопы человека и т.д. Так, в основе средневековой архитектуры Англии лежал фут, который, по существу, и являлся модулем. В архитектуре древних греков модулем был радиус колонны. В Италии некоторые сооружения были построены на использовании модуля в виде квадрата или прямоугольника. Храм Василия Блаженного в Москве при всем своем многообразии сложен из видов фигурных кирпичей. Таким образом, применение модуля в архитектуре прошлого несло в себе художественное начало, служило средством гармонизации целого и его частей.

Таким образом, можно сказать, что модуль - это исходная единица измерения, которая повторяется и укладывается без остатка в целостной форме (объекте). Кратность - укладываемость модуля без остатка - позволяет собирать различные формы и обеспечивает их взаимозаменяемость. Современный; архитектурный модуль равен 10 см, укрупненный строительный модуль - 30 или 40 см, модуль для приборостроения и станкостроения составляет 5 см. Оборудование интерьера строится на модуле 5 и 15 см.

Вариантность художественных форм, т. е. возможность из ограниченного числа создавать разнообразные произведения, - одна из особенностей народно-^ творчества. Если взять народный орнамент, то, как правило, он состоит из небольшого числа повторяющихся элементов. Ювелиры Дагестана покрывают ору- ие и утварь орнаментом, состоящим из небольшого числа стандартных элементе, которых насчитывается не больше 27. В азербайджанских вышивках используется от трех до пяти одинаковых мотивов. Молдавские ковры с геометрическим рисунком отличаются особым лаконизмом и крупным узором, который создается из одного мотива. Таким образом, использование модуля - это не новый прием, им пользовались всегда и в архитектуре, и в прикладном искусстве.

«Сейчас все выглядит настолько «кутюр», настолько дорого, что пора начать думать по-новому, найти что-то новое», - так утверждает знаменитый японский дизайнер одежды И. Мияке. Это новое может состоять в моделировании одежды из модулей.

Модули могут быть одинакового размера, который выбирается в зависимости от антропологии тела человека и оптимальных размеров готовой одежды. Модули, как правило, имеют простые геометрические формы, чтобы при соединении получались капюшон, короткий жилет, жилет средней длины, длинный жилет, короткие рукава, длинные рукава. Технологически каждый модуль обрабатывается отдельно подкладкой, утеплителем, мехом изнутри или снаружи. Главная особенность модуля в дизайне одежды - он обрабатывается «чисто» с лица и с изнанки. Если модули сшиты из двух материалов или из одной ткани двух цветов, то их можно переворачивать и использовать для составления двухцветных или двухфактурных полос, клеток, простых орнаментов. Важным является выбор способа соединения простых модулей в виде квадратов, прямоугольников, треугольников, кругов и ромбов. Если для соединения модулей выбираются завязки, ленточки, банты, узлы, то их торчащие концы могут создать дополнительный декоративный эффект. Для того чтобы модули соединить друг с другом незаметно, применяются крючки, «липучки», супат-ные застежки. На рис. 8.7 показан пример использования модулей, соединенных между собой кнопками или пуговицами в модели накидки. Если модули разъединить, то можно из них же собрать юбку, длинный Жилет и т.д.

Все эти виды соединения необходимы в том случае, если применяется метод трансформации - избиения формы изделия, назначения изделия, ассортимента. Причинами изменения формы изделия могут быть: 1) из маленькой сделать большую и наоборот (например, из короткого жилета сделать длинный). Это прием модульного свертывания и модульного развертывания; 2) из простой формы составить сложную и наоборот (например, к жилету пристегнуть, привязать модули и получить длинное пальто с капюшоном, кокетками, карманами, сумками и головными уборами или из простых модулей в виде квадратов, треугольников и ромбов составить сложный декоративный узор, орнамент, монокомпозицию, которая органично впишется в изделие; 3) изменяя форму, изменить назначение изделия (например, был жилет - стало пальто, т.е. верхняя одежда, и т.д.) Можно из одинаковых модулей составлять разные изделия: жилеты разной длины и формы, сарафаны, юбки разной длины, блузоны, полупальто, пальто длинные с капюшонами, накладными воротниками, головные уборы, сумки и др. Таким образом, изменение ассортимента происходит путем модульного проектирования.

Рис. 8.7. Использование формы простых модулей в модели накидки

Форма модулей может быть и более сложная: в виде цветов, листьев, бабочек, зверей, птиц. Такие модули достаточно сложно пристегивать и отстегивать, но их можно соединять «наглухо», встык друг к другу, с помощью «брид» (элемент вышивки «ришелье»). Создаются красивейшие ажурные композиции, которые накладываются на лекала изделия (допустим, платья) и все фрагменты сшиваются с изнанки. Из получившегося ажурного полотна можно моделировать вставки или целиком изделия. Модули разной конфигурации могут создавать сложные варианты комплектования одежды, наслаиваясь друг на друга (рис. 8.8).

Важно правильно подобрать для моделей ткань, которая позволяла бы сшивать и выворачивать сложные фрагменты. Для этого хорошо подходят эластичные ткани (типа «бифлекс»), эластичный трикотаж, который не «сыплется» и хорошо держит форму. Интересные формы получаются при моделировании из модулей семейства головных уборов или сумок.

В итоге хочется подчеркнуть одно важное достоинство модульного проектирования: технологическая обработка модуля очень проста, ее может выполнять неквалифицированный специалист даже в домашних условиях. Проектирование и сборка фрагментов в разнообразные изделия таят в себе огромные, ранее не использованные возможности. Но, к сожалению, такой прием проектирования одежды применяется очень редко.

Значение модульного (комбинаторного) метода формообразования для дизайна и архитектуры заключается в его высокой рациональности, всесторонней эффективности, в тесной связи с промышленной технологией, в наиболее полном использовании объективных геометрических и других свойств формы, в архитектоничном характере его эстетики, в его большой актуальности.

Достоинства модульного (комбинаторного) метода в утилитарно-функциональном отно­шении заключается в возможности создания сборных, сборно-разборных, вариантно превращаемых рекомбинаторных изделий для выполнения разных рабочих операций, а также изделий многоцелевых, трансформируемо-пакетируемых, штабелируемых, хорошо складируемых и транспортируемых. Эффект унификации на предприятиях различных отрас­лей машиностроения, бытового и точ­ного приборостроения оценивается сокращением соответствующих номен­клатур используемых деталей более чем в 2-4 раза. В производстве неко­торых видов бытовой техники показа­тель унификации в ближайшее время планируется поднять до уровня порядка 80 %. Одновременно намеча­ется резко сократить номенкла­туру однородных изделий, в частности холодильников, пылесосов и стираль­ных машин, в два - четыре раза. А применение набора всего из 54 ком­бинаторных унифицированных деталей позволило сделать сборной 97 % всей используемой токарной оснастки. Зна­чение комбинаторного метода перво­степенно в создании оптимальных се­рий-номенклатур гармоничных унифи­цированных типоэлементов, где в ка­честве общей исходной геометрической, структурной основы многих конкретных решений могут быть, очевидно, приме­нены и рассмотренные группы кристал­лических и других регулярных плос­костных и объемных форм с их высо­кими комбинаторными свойствами.

Экономический эффект применения комбинаторного метода значителен и основывается на уменьшении номен­клатуры и расширении области исполь­зования деталей вследствие их типиза­ции и унификации, на увеличении се­рийности и повышении уровня инду­стриализации их производства и в ко­нечном счете на уменьшении стоимос­ти и самих деталей, и промышленных изделий, создаваемых из них.

В эстетическом отношении значение комбинаторного метода в целом за­ключается в возможности создания структурно-композиционного и стиле­вого единства при разнообразии внеш­него облика отдельных предметов, их групп и целых ансамблей нашей сре­ды обитания, в технологическом и ост­ро современном характере архитекто­ники подобных форм. Произведения хорошей, умелой комбинаторики худо­жественно-технического формообразо­вания способны ощутимо уменьшить зримую разобщенность многих из огромного количества окружающих нас вещей и предметов, повысить гармо­ничность и целостность рукотворного мира.

Большие возможности реализации ком­бинаторики существуют в области ар­хитектурно-художественного проекти­рования интерьера, при создании раз­нообразных орнаментальных и паркет­ных поверхностей, а также в области создания малых форм различных ви­дов благоустройства жилой и произ­водственной среды. Труднее всего реализовать возможности комбинатор­ного метода в машино- и станкострое­нии, т. е. в области, где объекты наи­более сложны функционально, а кон­структивные, технологические, эконо­мические требования наиболее жестки. Именно поэтому достижение высокого уровня композиционно-эстетической гармоничности отдельных таких форм и ансамблево-стилевого единства их семейств в большинстве случаев все еще остается трудноразрешимой зада­чей. Комбинаторный метод достаточно эффективно применяется в области су­губо инженерной, производственно-тех­нологической: при проектировании и компоновке ЭВМ, функциональных устройств унифицированных бытовых телевизоров и другой сложной техни­ки; при раскрое всевозможных конст­рукционных материалов и т. д.

Общая методика модульного (комбинаторного) формообразования всякой конкретной группы промышленных изделий (гам­ма станков, секционная мебель, выста­вочные формы, детское игровое обору­дование) или группы разнообразных зданий должна включать в себя такие основные целевые этапы-компоненты ).

Во-первых, эскизное проектирова­ние нескольких вариантов каждого из изделий требуемой группы. На этом этапе определяется наиболее целесо­образное функциональное устройство и общая композиция каждого из изде­лий, их ориентировочный общий вид, основные функционально-конструктив­ные составные части и возможная форма этих частей. Это этап вариант­ного поиска оптимальной формы иско­мых объектов, состава и геометрии их частей с конкретным применением опи­санных общетеоретических данных по комбинаторике формообразования

Во-вторых, анализ вариантов каж­дого из проектируемых объектов и сравнение разных объектов всей груп­пы с целью выявления характерных, типовых для каждого вида и для всех них функционально-конструктивных частей и узлов, а также основных индивидуальных и доборных деталей, оптимальной геометрии формы всех типоэлементов. Это этап анализа, типи­зации и унификации элементов искомых форм.

В-третьих, принятие окончательной формы каждого из типовых унифици­рованных элементов, состава их разно­видностей в серии-номенклатуре, под­тверждение их оптимальности в эски­зах проектируемых изделий. Это этап оценки предварительных результатов поиска, этап нахождения и принятия окончательного решения.

В-четвертых, заключительная, де­тальная доработка созданной серии-номенклатуры унифицированных типоэлементов и проектирование самих требуемых объектов группы.

Применение человеко-машинных методов в области комбинаторного формообразования возможно при достаточной определенности соответствующих параметров, характеристик и их количественном описании. Круг задач, для решения которых возможно составление кибернетических моделей, компьютерных программ с использованием ЭВМ, достаточно широк.

Модульный принцип формообразования используются при унификации размеров. Всеразмеры подчинены правилам модульной координации (МКРС); регламентированы правила привязки всех сборных изделий к координатным осям зданий; выявлены комбинаторики, характерных архитектурно-конструктивных ситуаций; отобраны наиболее прогрессивные и экономич­ные виды конструкций; разработаны унифицированные узлы сопряжений конструктивных элементов; унифици­рованы нормативные нагрузки и ряд других параметров (теплофизических и т. д.); унифицированы ряды геомет­рических размеров пролетов, шагов.

Геометрические параметры, принятые в качестве базы Единого каталога, подчинены определенным закономер­ностям, основанным на математических модульных рядах; в качестве ос­новного принят модуль 0,6 м, а в слу­чае необходимости - дополнительный модуль 0,3 м. На этом модульном ряде и основан каталог. Он содержит необходимую номенклатуру для строительства жилых домов с высотой этажа 2,8 м и с единым модульным рядом размеров в плане 1,2; 1,8; 2,4; ...; 6,6 м (М=6 м), общественных зданий с высотой этажа 3; 3,3; 3,6; 4,2; 4,8; 6,0,основанных на едином модульном ряде размеров в плане 1,8; 2,4; 3; 3,6; 4,8; 6; 7,2; 9; 12; 15; 18; 24 м.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

формообразование в архитектуре и ее структурный элемент

Кобзева Ирина Александровна

ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс»

Гвозков П.А. научный руководитель, кандидат технических наук, доцент, кафедра архитектуры, ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс»

Аннотация

В данной статье рассмотрены формообразование в архитектуре и ее структурный элемент, что представляет собой структура архитектуры, что является процессом архитектурного формообразования.

This article describes the shaping of the architecture and its structural element that represents the structure of the architecture, which is the process of architectural formation.

Ключевые слова

формообразование; архитектура; структурный элемент; архитектурная форма

shaping; architecture; structural element; architectural form

архитектурный форма композиция город

Формообразование в архитектуре создается как для организации архитектурного объекта с учетом всех существенных его свойств, так и для организации функционального процесса. Без архитектурных форм процессы жизнедеятельности человека не существуют, так же, как архитектурные формы не существуют без процессов деятельности людей. В результате архитектурного формообразования происходит организация жизненных процессов путем построения материально-пространственной среды для жизнедеятельности человека, в первую очередь архитектурных форм. Им может быть квартира, комната, дом и т. д. Рассмотрим формообразование и попробуем выяснить возможность выявления такого элемента в архитектуре.

Исследователи любой области научной деятельности при определении структуры явления сталкиваются с некими трудностями. Для начала необходимо определить, какие элементы его формируют. Необходимо знать элементы и их составляющие, так как форма, и структура есть способы связи, организации содержания. Понятие элемента имеет общее значение. Элементы представляют собой части предмета или процесса, не просто полученные путем произвольного деления их, а составляющие целое, которое осуществляет задачу гармоничного функционирования объекта .

В химии элементарной частицей считается атом (основные свойства атомов обычно и рассматриваются как свойства того или иного химического элемента); в квантовой физике -- элементарная физическая частица; в живом организме -- клетка. Однако эти понятия элементов находятся в сфере теории относительности, поскольку в мире нет никаких " конечных " элементов, и любой элемент выступает как органическое единство определенных свойств, признаков, связей. В различных ситуациях возможен любой выбор элемента, лишь бы он позволил полнее раскрыть структуру содержания явления. В элементе, как в капле воды, отражается окружающий мир.

Ле Корбюзье в качестве социального элемента архитектуры брал жилую ячейку. Он писал: " Если клетка есть первоначальный биологический элемент, то - домашний очаг, иными словами, -- приют для семьи, представляет собой социальную клетку " .

Структурной единицей города в настоящее время служат районы, которые в свою очередь делятся на микрорайоны, так как они точнее и полнее раскрывают социальную градостроительную специфику, чем многосекционный дом. Микрорайон в социалистическом городе становится его структурным элементом. Однако понятие элемента относительно, и сам элемент невозможно рассматривать вне пространства и времени, поэтому невозможно остановиться на одном элементе, из которого образовывались бы все архитектурные формы.

Структура представляет собой какое - то явление. Квартиру можно рассматривать как структурный элемент многосекционного жилого дома. В другом же аспекте квартира является самостоятельным явлением, а ее элементом структурной единицей становится комната.

Понимание целостности архитектурной формы устанавливает связь между отдельными свойствами художественно-осмысленной. Источником раскрытия единства средств гармонизации является современная и историческая архитектурная практика.

Архитектурная форма имеет ряд особенностей её конструктивной основы: геометрические и физические свойства, работу несущих элементов, соотношения несущего и несомого, параметры, организацию конструкционных материалов. Отсюда вытекает понятие «тектоника».

Процессом архитектурного формообразования служит композиция, благодаря которой преобразуется в рамках определенных законов природы формообразования.

Категория «тектоника» формирует взаимосвязь формы и конструкции и образует композицию. Конструкция может быть как несущей, так и несомой, монолитной или сборной, тонкостенной и лёгкой или массивной и тяжёлой, однородной или неоднородной. Форма, её структура и материал есть то, в чём проявляется тектоника. Сочетание кубических форм в архитектуре слабо выражает тектоник. Кубические формы в пространстве дезориентированы по отношению к нему. Одинаковостью их структуры создает впечатление их существования вне гравитационного пространства. Тектоника плоских срезов и сдвигов прослеживается в мертвой природе (геологические срезы пластов земли).

В итоге все приводит к операциям геометрическими законами формы -- положением элементов формы в пространстве, конфигурацией формы, соотношением размеров частей, -- которые выражаются посредством чисел. Специфику средств гармонизации определяет различный характер взаимодействия чисел.

Механизмом, который объединяет средства гармонизации архитектурной формы, должна быть математика. Однако практический смысл механизма заключается в том, чтобы, создавая архитектурные формы, представлять механизмы гармонизации, преодолевать стихийность, что все создаваемое художником - архитектором не подчиняется внешним, объективным законам природы, а лишь связано с внутренним миром архитектора. Нужно стремиться к познанию законов и научиться их применять.

Библиографический список:

1.Лебедев Ю.С., Рабинович Ю.И., Попожай Е.Д. Архитектурная бионика / Под ред. Ю.С.Лебедева. -- М.: Стройиздат, 1990. -- 269 с.
2.Ле Корбюзье Ш.Э., Архитектура ХХ века/Под ред. К.Т.Топуридзе - М.: Прогресс, 1970.- 304 с.

...

Подобные документы

    Что такое архитектурно-пространственные формы, их свойства и роль в создании единства архитектурной композиции из множества составляющих. Изучение композиции объемно-пространственной формы, описание ее геометрического вида и свойств, сферы применения.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2011

    Определение понятия архитектуры. Рассмотрение методов архитектурного проектирования по Бархину Б.Г. Изучение метода исследования структурной проблемы, шаблонов, а также фундаментального метода проектирования. Создание образа здания и реализация проекта.

    реферат , добавлен 19.10.2015

    Методология архитектуры: средства, предпосылки и принципы архитектурной деятельности. Комплексный метод проектирования. Проектирование объекта как системы. Метод структурного анализа. Содержание и форма объекта, взаимодействие внешнего и внутреннего.

    реферат , добавлен 10.06.2010

    Представления о теории архитектурного рисунка в Эпоху Возрождения. Становление архитектурного рисунка на современном этапе. Архитектурный рисунок в творчестве архитекторов. Перехода проектной практики с ручного эскизирования на компьютерную графику.

    реферат , добавлен 06.06.2015

    Понятие и общая характеристика барокко как архитектурного стиля, его признаки и свойства. Архитектурные ансамбли Рима, анализ творчества Лоренцо Бернини. Архитектура Петербурга и его окрестностей. Проявления классицизма в архитектуре Западной Европы.

    контрольная работа , добавлен 04.10.2013

    Формирование феномена художественного образа творчества Френка Гери. Эстетические принципы формообразования. Культурная среда ХХI века. Джимми Хендрикс в архитектуре. Архитектор современного Барокко. Деконструктивизм и теория нелинейной архитектуры.

    реферат , добавлен 12.02.2015

    Триада "красота-польза-прочность" в архитектуре. Градостроительство как наука о создании городов. Виды зданий: жилые, общественные и промышленные. Художественные, функциональные и конструктивно-технологические требования к архитектурной композиции.

    презентация , добавлен 21.04.2014

    История возведения, планировка, укрепление и особенности архитектурного решения замков Тевтоского ордена Прейсиш-Эйлау, Рагнит, Инстербург, Заалау и Бранденбурга. Заключительный этап в развитии архитектурного стиля "укрепленный замок" в Натангии.

    презентация , добавлен 07.02.2013

    Поиск и разработка комплексного архитектурного решения (выполнение планировки помещения, композиции) малоэтажного блокированного жилого дома. Составление генерального плана участка с учетом ряда требований, необходимых для проживания инвалида-колясочника.

    контрольная работа , добавлен 23.07.2013

    Стиль модерн как направление в архитектуре начала века. Многоплановость и разноликость архитектурного образа Санкт-Петербурга. Проявление рационалистических тенденций при строительстве новых типов зданий. Наиболее яркие представители стиля модерн.

ОБЕДНИНА С. В. БЫСТРОВА Т. Ю.

Модульный принцип формообразования в дизайне

Статья посвящена вопросу применения принципа модульности в дизайне. В статье доказывается основополагающая важность модульного метода в проектной деятельности дизайнера, а также рассмотрены границы его применения. Путем сравнительного анализа с классическим промышленным дизайном авторы выявляют специфику применения модульного принципа формообразования в графическом дизайне, отличающемся тяготением к использованию художественных методов проектирования.

Ключевые слова: дизайн, модуль, формообразование, графический дизайн, модульность.

имировна

THE MODULAR PRINCIPLE OF FORMATION IN DESIGN

This article is devoted to the implementation of the principle of modularity in design. The author proves the fundamental importance of the method in the designer and will review its strengths and weaknesses, based on which was concluded about recommended use of the method. In addition, the result of comparative analysis with the classical design and fashion design, the author reveals the specificity of modular formation in graphic design.

Keywords: design, module, shape, graphic design, modularity, fashion design, principle of modularity in design.

магистрант

Уральского федерального университета

[email protected]

Быстрова

доктор философских наук, профессор УрФУ, Заслуженный работник высшей школы РФ, зав. лабораторией теории и истории архитектуры института

«УралНИИпроект РААСН» e-mail: [email protected]

Дизайн-проектирование имеет множество направлений, в каждом из которых реализуется модульный принцип формообразования - один из наиболее характерных для данного вида деятельности, часто определяющий внешний вид и конструктивное решение продуктов дизайна. Современный этап развития массового индустриального производства характеризуется диктатом технологий, для которых закономерна унификация, тогда как потребители ждут индивидуализированных и разнообразных изделий. Поэтому дизайнеры широко используют принцип модульности элементов. При этом, как в конструкторе, из простых форм составляется ряд новых, более сложных, отвечающих различным функциональным требованиям и условиям.

Целью данной статьи является определение специфики применения модульного принципа формообразования в дизайне в целом и в графическом дизайне1 в частности. Это позволит увидеть, насколько последовательно и полно воплощается в современном графическом дизайне принцип модульности.

1 Для того чтобы не расширять предмет исследования, мы оставляем за пределами рассмотрения веб-дизайн, имеющий ряд собственных специфических черт.

Согласно концепции модульности, отдельные части объекта могут быть использованы автономно, что обусловлено относительной самодостаточностью их формы, в том числе и в функциональном отношении. Разработав один модуль, дизайнер получает как форму, способную к самостоятельному существованию, так и составную композицию, которая при добавлении модулей или наборов модулей усложняется.

Используя модульный принцип создания формы в дизайне, можно прийти к новому пути освоения пространства, в котором автономный модуль уже является завершенной единицей и может быть использован самостоятельно. Кроме того, форма может постоянно наращиваться, компоноваться по-новому в зависимости от экономических возможностей, социальных, эстетических и других запросов потребителя. Это особенно актуально в кризисный период, переживаемый сегодня экономикой: человек может купить не все изделие сразу, но сделать это поэтапно либо заменять не всю вещь, а только элементы, устаревшие в процессе использования. Еще одной причиной роста интереса к модульным формам является распространение экологических идей, стремление к минимальному нанесению вреда окружающему миру.

Сказанное о характеристиках модульной формы соответствует определению дизай-

© Обеднина С. В., Быстрова Т. Ю., 2013

Иллюстрация 1. Модульная мебель Zen. Дизайнер Jung Jae Yup. Корея. 2009 г.

Иллюстрация 2. Пример модульной графической структуры - клип-арта(Википедия)

на, данному Томасом Мальдонадо для ИКСИД в сентябре 1969 г.: «Под термином дизайн понимается творческая деятельность, цель которой определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения как изготовителя, так и потребителя» . На наш взгляд, две важные характеристики, отличающие деятельность дизайнера от других специалистов, зафиксированные в этом определении, - это промышленный способ изготовления изделия и целостность системы, возникающей как результат проектирования. Именно модульный принцип формообразования лучше всего реализует их. Производимые промышленным способом отдельные модули, целостные и законченные сами по себе, при компоновке образуют относительно завершенную композицию, способную к вариативности, динамичным изменениям. Поэтому модульность является, если так можно выразиться, наиболее дизайнерским методом формообразования. Кроме того, важно отметить, что целостность обеспечивает гармонию формы, ее эстетичность.

Рассмотрим характеристики данного принципа формообразования на примерах.

1 Простота и лаконичность конструкции, которые обеспечивают как удобство проектирования, так и легкость восприятия модульного объекта. Эти качества хорошо иллюстрирует проект корейского дизайнера Jung Jae Yup, мебель Zen (Иллюстрация 1), которая компонуется в зависимости от задач пространства.

Модулями в данном случае являются стилизованное деревянное «разговорное облако», напоминающее фигуру из комиксов, и дополнительный геометрический компонент. Несмотря на хорошую ассоциативность, форма чиста и лаконична. Более того, элемент, перешедший из комиксов, подсказывает варианты компоновки.

В графическом дизайне примером конструктивной простоты может служить клип-арт, в ряде случаев облегчающий проектную работу. В статье Википедии клип-арт определяется как «набор графических элементов дизайна для составления целостного графического дизайна. Клип-артом могут быть как отдельные объекты, так и изображения (фотографии) целиком» . Данное определение можно проиллюстрировать примером из той же статьи (Иллюстрация 2). Как видим, при разнице мотивов и даже стилистики выполнения элементы клип-арта «подходят» друг к другу в эстетическом, цветовом, технологическом отношении и могут использоваться в рамках какого-либо крупного графического объекта, не входя в противоречие.

При этом если мебельный модуль не предусматривает вхождения в систему каких-либо инородных элементов, то мотивы клип-арта могут сочетаться с образами, создаваемыми дизайнером самостоятельно либо взятыми из других источников. Конструктивная простота мебельного решения удерживается более высокой степенью завершенности и автономности отдельных элементов, тогда как фрагментарность (простота сборки) клип-арта делает систему более открытой, способной контактировать с другими графическими материалами.

Вариативность форм мебели обусловлена возможностями ее компо-

новки, расположением в физическом пространстве. Их простота способствует разнообразию конфигураций и ритмической организации.

Графические элементы клип-арта имеют двойную формальную структуру - внешнюю, физическую, и внутреннюю, образную. Простота внешней формы играет такую же роль, что и в дизайне мебели. Разнообразие образного ряда обусловлено тематически и зависит от субъективных вкусов и пристрастий разработчика клип-арта. Соответственно, говорить

о стилевой и эстетической целостности приходится далеко не всегда.

Иначе говоря, границы модулей в графическом продукте нарушить гораздо легче, что показывает, к примеру, верстка глянцевых журналов, выполняемая в регионах не вполне квалифицированными специалистами (Иллюстрация 3). Нарушение модульной сетки создает впечатление дробности, избыточности материала, его плохой организации.

2 Цельность формы. Этот важный для достижения гармонии предметного мира параметр приобретает особое значение по мере развития техногенной цивилизации, имеющей «составную» природу. Еще Аристотель, чьим термином мы воспользовались в данном случае, разделил естественные, соприрод-ные человеку - и искусственные (составные) формы, «не имеющие души». Всякий раз, когда дизайнер проектирует части, ему необходимо думать о том, станут ли они целым в готовом изделии, будут ли восприниматься как целое, ведь только оно может оптимизировать духовно-психическое состояние человека и оцениваться с эстетических позиций. Соответственно, модулю необходима не только способность к отдель-

Иллюстрация 3. Разворот журнала, выполненный с нарушениями модульной сетки. Россия. 2013 г.

Иллюстрации 4, 5. Детская мебель Toddler Tower («Башня малыша»). Дизайнер Марк Ньюсон (Marc Newson). Великобритания. 2011 г.

ному существованию, но и способность к организации, достигаемая за счет продуманных структурных связей с другими элементами.

Это качество акцентируется, например, в детской мебели лондонского дизайнера Марка Ньюсона «Башня малыша» - Toddler Tower (Иллюстрации 4, 5), где все элементы идеально сочетаются друг с другом. На Иллюстрациях видно, что форма состоит из двух типов модулей, которые могут чередоваться при соединении и дополняться аналогичными комплектами. При необходимости двухэтажная кровать раскладывается на два спальных места и детские стулья или поверхности для игр либо второе спальное место используется для хранения игрушек. Кроме того, данные модули могут использоваться и добавляться поштучно, что актуально, например, в небольших детских садах, размещенных на небольшой площади. Отметим, что именно в детском пространстве целостность является особо важным качеством среды жизнедеятельности, поскольку способствует чувству защищенности, стабильности, гармонии, без которых невозможно нормальное развитие ребенка.

В графическом дизайне цельность формы реализуется через композиционное, цветовое, образно-смысловое единство элементов. Этот аспект можно наблюдать в большинстве векторных клип-артов, например, на тему архитектуры (Иллюстрация 6). В этом случае целостность достигается не только благодаря композиционному сочета-

нию элементов и использованию общих художественных средств выразительности, но и за счет тематики, смысловых связей элементов. Объединение компонентов в целое в модульном графическом дизайне происходит не в материи, а в процессе интерактивного взаимодействия объекта со зрителем, определяющем логику связи элементов.

Как показано ниже (п. 4-5), представление о цельности формы в модульном проектировании является стартовым условием работы дизайнера, без соблюдения которого не реализуется интерактивный, творческий потенциал модульных форм.

3 Специализированность формы возникает в результате учета ее интерактивного освоения потребителем. Используя модульные решения, человек разберется только в понятных ему элементах и составит их, исходя из собственных потребностей. Это приводит к более высокой степени рациональности дизайна и, в свою очередь, обеспечивает индивидуализацию форм.

В качестве примера можно привести коллекцию модульной мебели Multiplo от итальянской студии Heyteam, в которой подсказками пользователю служат не только формы, но и цвет (Иллюстрации 7, 8). Простота форм могла бы сделать этот проект достаточно обезличенным. В сочетании с цветом и с учетом разнообразия решений они делаются неповторимыми именно для потребителя, т. е. в процессе интерактивного взаимодействия с предметом.

Иллюстрация 6. Клип-арт «Архитектура». URL: http://torrents.bir. Иллюстрации 7, 8. Модульная мебель МиШр1о. Дизайн: студия ru/forum/showthread.php?tid=5697 Heyteam. Италия. 2010 г.

4 Возможность творческого

Иллюстрация 9. «Футбольная» комната Иллюстрации 10, 11. Детская мебель. Дизайнер Мария Вонг (Maria Vang). Швеция. KidKraft для сына. Дизайнер С. Холлинг- 2008 г. ворт (Sasha Hollingworth). 2012 г

Графические «кадровые» изображения в интерьере, которые используются как отдельно, сами по себе, так и вместе, объединенные общей темой (Иллюстрация 9), дают возможность проследить развитие сюжета или придумать историю. С точки зрения внешней формы они остаются простыми прямоугольными элементами организации интерьера, тогда как образный ряд имеет собственную логику и может сформировать разные сюжеты, что приведет к индивидуализации пространства.

Иллюстрация 12. Interactive Flip в Лондонском аквариуме. Великобритания. 2006 г

4 Возможность творческого

«обживания» модульной формы через интерактивность часто проявляется в предметах для детей и подростков. Рассмотреть данный аспект можно на примере детской мебели дизайнера Maria Vang из Швеции (Иллюстрации 10, 11), предлагающей в качестве отправной точки набор модулей (конструктор), из которых можно собрать детскую мебель или любые другие композиции. Границы формообразования определяются именно дизайнером, внутри них потребитель может видоизменять и перебирать формы.

Это же свойство имеют продукты графического дизайна, например, Interactive Flip в Лондонском аквариуме (Иллюстрация 12). В процессе взаимодействия изображение реагирует на поведение потребителя. Его границы и число модификаций задаются дизайнером.

5 Вариативность решения. В ряде случаев в модульных объектах предусматривается использование отдельного модуля или нескольких,

объединенных в одну композицию. Это увеличивает количество возможных вариантов. В этом случае требуется определение оптимального количества элементов внутри целого, делящегося на максимальное число подсистем (два, четыре, шесть и т. п.).

Как видно в мебели La Linea (Иллюстрации 13, 14), дизайнеры предлагают формы, требующие от двух до шести элементов. Функциональное разнообразие возрастает. Правда, не вполне ясно, где будут находиться неиспользуемые элементы и не снизит ли их присутствие общий потенциал модульного решения.

Примером этого подхода в графическом дизайне может быть комикс, состоящий из множества воспринимаемых по отдельности изображений, в то же время объединенных общими смысловыми связями, персонажами, художественными средствами и приемами. Это могут быть, например, вкладыши в жевательную резинку Love is (Иллюстрация 15). Они могут восприниматься и в це-

Иллюстрация 15. Love is... - комикс, придуманный новозеландской художницей Ким Гроув в конце 1960-х гг., позже продюсированный Stefano Casali

Иллюстрация 16. Стеллаж obo. Дизайнер Джефф Миллер (Jeff Miller) для итальянской фирмы Baleri. Италия. 2008 г

Иллюстрация 17. Модульная мягкая мебель To Gather. Дизайн Studio Lawrence. Нидерланды. 2010 г

лом, и по частям. Маркировка пакетика резинки одним из элементов работает на идентификацию, аттрак-тивность и уже упоминавшуюся интерактивность. Графический дизайн в данном случае усиливает маркетинговые характеристики продукта, но не обязательно способствует нарастанию удобства и функциональности.

6 В свете определения дизайна, приведенного выше, можно настаивать на необходимости производства всех модульных элементов промышленным способом. Данное качество важно с точки зрения экономической обоснованности и формальной целесообразности объектов дизайна: чем проще изготовить форму, тем меньше затраты, тем более демократичным является решение.

Примером может служить стеллаж obo от итальянского дизайнера Джеффа Миллера (Иллюстрация 16). Форма элементов, выполненных из пластика, проста, учитывает технологию их изготовления. Вместе с тем дизайнер предусматривает ряд нюансов, позволяющих избежать монотонности в относительно завершенном решении. В графическом дизайне технологии тиражирования чаще всего предусматриваются в связи с назначением изделия. Например, элементы фирменного стиля, размещаемые на разных носителях, могут быть выполнены с помощью разных технологий. Обратное влияние технологии на графическую форму связано с требованием ее упрощения - но уже по техническим причинам.

7 Гибкость пространства, формируемого модульными композициями, используется дизайнерами мягкой мебели. Например, мебель To Gather нидерландской студии дизайна Studio Lawrence (Иллю-

страция 17) может иметь несколько вариантов компоновки в зависимости от задач: диван может стать отдельными креслами, т. е. один объект «раскладывается» на несколько. Соответственно, меняется не только его внешний вид, но и композиция интерьера.

Различие физического и образно-смыслового полиморфизма проявляется и здесь. Так, графические дизайнеры предлагают варианты нанесения готовых графических изображений (наклеек) на любые носители. Эти изображения легко переклеиваются и разнообразят внешний вид поверхностей, не изменяя их существенных показателей - размера, формы и т. п. Данное положение хорошо иллюстрирует набор виниловых наклеек Decoretto фирмы «Аскотт» (Иллюстрация 18).

8 Полифункциональность объектов, возможность использования получившихся композиций в зависимости от поставленных задач. Чем большему количеству функций должна соответствовать форма, тем более детализованной является ее проработка. Простые геометрические формы-«кубики» не дают возможности четкой функциональной дифференциации. Мягкая детская мебель-тетрис от сингапурского дизайнера Gaen Koh иллюстрирует это положение - из набора геометричных элементов можно создать диван, кресло, стол или другой элемент детской среды (Иллюстрация 19).

В графическом дизайне, особенно созданном для детского пространства, это очень актуально, примером могут быть изображения отдельных букв и целого алфавита, сопровождаемых понятными ребенку образами. С помощью таких картинок можно составлять слова, придумывать истории и развивающие игры.

Иллюстрация 18. Виниловая наклейка «Дерево» Decoretto. Производитель: «Аскотт». После 2008 г.

Иллюстрация 19. «Мебельный тетрис». Дизайнер Г. Ко (Gaen Koh). Сингапур. 2011 г.

Иллюстрация 20. Пример использования фрактального формообразования в графическом модуле

9 Подобно вопросу об оптимальном количестве элементов-модулей, обеспечивающих вариативность исходного объекта, может возникнуть и вопрос оптимальной формы отдельных элементов и закономерностей их соотношения друг с другом.

С одной стороны, эти закономерности определяются пользовательскими задачами: более сложные формы требуют усиления интерактивного взаимодействия и превращают контакт с продуктом модульного дизайна в своеобразную игру, которая со временем может утомить потребителя (Иллюстрация 19). С другой стороны, повышенная усложненность отдельных элементов (особенно не обусловленная функционально) выглядит эстетически непривлекательно.

На наш взгляд, одним из вариантов расчета модулей может быть реализация идеи самоподобия (фрак-тальности), тем более что природное окружение человека строится на этих основаниях. На Иллюстрации 20 показан довольно убедительный пример модульной сетки, разработанной с учетом закономерности самоподобия. Однако потенциал этого подхода требует отдельного изучения, в том числе многократной эмпирической проверки.

После проведенного анализа определились и возможные минусы модульного принципа формообразования с эстетической и психологической точек зрения:

1 Типичность форм. Промышленный способ изготовления подразумевает ограничение набора форм либо одну форму. В графическом дизайне этот недостаток реализуется через использование типичных наборов клип-артов и их стереотипизацию.

2 Изменчивость форм. Пространство, заполненное модульными композициями, легко трансформируется, поэтому непостоянно. В графике же это в первую очередь разрозненность использования готовых форм.

Заключение

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о применении модульного принципа формообразования.

1 Модульный принцип формообразования наиболее адекватен задачам проектирования массовых изделий в условиях крупного промышленного производства. Он обеспечивает как экономичность, так и разнообразие форм.

2 Модульный принцип формообразования может применяться в среде, где допустима гибкость пространства, и не применяться в зонах, требующих постоянства, устойчивости. Это может быть связано с индивидуальными психическими, возрастными характеристиками потребителя.

3 Модули должны быть одинаковы или их число должно быть ограничено и строго рассчитано, возможно добавление подсистем.

4 Потеря модуля не может приводить к разрушению всей формы. Производителям необходимо предусматривать возможность его восстановления, особенно это касается промышленного дизайна.

5 Все модули должны стыковаться между собой, быть хорошо пригнанными друг к другу, иметь элементы, «подсказывающие» потребителю характер обращения с формой.

6 Модульность в графическом дизайне отличается от других его видов двойной структурой - наличием внешней (физической) и внутренней (образно-смысловой) формы.

7 Модульный принцип формообразования применим в предметной среде и визуальной коммуникации с детьми до 3 лет, так как ребенок этого возраста воспринимает мир в виде цельных, неделимых, единых форм и при этом еще не может синтезировать информацию в больших объемах.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!