Русские народные сказки. Фразеологизмы из сказок пушкина Фразеологизмы примеры с названием сказки
Сказка из фразеологических оборотов.
Сочинили сказку к районной научно-практической конференции, Мир глазами детей», где моя ученица Акулова Настя стала победителем. Сказка может быть использована на уроках русского языка при изучении темы «Фразеологизмы».Описание материала:
данный материал будет интересен учителям начальных классов, учителям русского языка и литературы среднего звена. Использование данной сказки на уроках русского языка позволяет формировать лексические навыки по теме “Фразеологизмы” и развивать интерес к изучению русского языка.
Цель
: использование сказки в развитии и обучении детей.
Задачи:
развивать лексические,грамматические навыки по теме “Фразеологизмы”, формировать и развивать интерес к изучению русского языка, развивать творческие способности учеников, воображение, память, внимание, воспитывать бережное отношение к природе.
Сказка про ежика - храброе сердце.
Давным-давно в маленьком лесочке на болотной кочке жил-был ну очень добрый порядочный ежик. Жил они с чистой совестью, так как никому палки в колеса не совал, никого не сбивали с истинного пути, не совал свой нос в чужие дела. И поэтому даже фортуна ему улыбалась.
И была у ежика земляничная полянка. С утра до ночи трудился он не покладая рук. И вырастала там ароматная земляника, вкуснее ее на всем белом свете не было.
Был ежик мастер на все руки, варил такое потрясающее земляничное варенье, что просто пальчики оближешь. А когда угощал им маленьких ежат и зайчат душа радовалась.
Однажды пришел ежик на земляничную полянку, и увидел огромную злую улитку, съевшую всю землянику. У него душа в пятки ушла, и бросился он бежать со всех ног в лес, упал на траву и залился горючими слезами от страха и обиды. Уж очень боялся ежик улиток. Стал ежик просить каждую ночь ежиного бога подарить ему храброе сердце.
Не прошло и три года, как проснулся ежик очень храбрым. Побежал он на земляничную поляну, да так быстро, что только пятки сверкали, подбежал к огромной злой улитке и съел ее.
И стал ежик жить поживать и добра наживать, на земляничной полянке вдвое больше земляники уродилось, лучше прежнего она стала, и глядя на нее ежиная душа радовалась.
Как ёжик - храброе сердце нашёл свою половинку.
В некотором царстве в ежином государстве жила была принцесса Ежанна дочь ежиного царя.
И была она очень-очень толстой. Все дразнили ее Ежанна-толстуха. Обидно было ей и
ревела она в три ручья, все ежиное царство затопила горючими слезами.
Тогда издал ежиный царь указ, кто рассмешит Ежанну и избавит ее от лишнего веса, тот получит ее в жены и половину царства в придачу.
В том царстве-государстве жил-поживал, ни в чем горя не знал ежик храброе сердце.
Однажды поехал он на ярмарку продавать землянику, там-то и увидел ежик принцессу
Ежанну. Так сильно она ему понравилась, что влюбился в нее по уши.
Идет ежик с ярмарки домой голову повесил,свет не мил стал без принцессы. А навстречу ему рогатая улитка, запряженная в телегу с квадратными колесами, а на ней как на лошади верхом Глухня и Скуловня скачут. Глухня ничего не слышит и кричит: «А? Что?» А Скуловня все ноет, да капризничает и улитку ореховым прутом погоняет. Вороны над ними летают и со смеху помирают. Взял Ежик храброе сердце большую палку и отогнал всех ворон. Глухня и Скуловня поблагодарили его и спрашивают, что ты такой грустный. Рассказал им ежик о своей беде. Решили Глухня и Скуловня ему помочь. Развернули они улитку и поехали во дворец ежиного царя. Едут, песню поют: «Трень-брень, скачет ни лошадка, ни олень, рогатая улитка дарит грустным улыбку.»
Ежанна увидела их в окно, рассмеялась, вытерла слезы. Ежик прописал ей земляничную диету, и уже через месяц Ежанна стала стройной как кипарис.
В благодарность за помощь подарил он Глухне слуховой аппарат, а Скуловне мятных капель. Глухня стала все слышать, а Скуловня перестала плакать и капризничать.
Ежиный царь с радости такой устроил пир на весь ежиный мир, подарил ежику половину царства и отдал в жены Ежанну, стали они жить поживать и добра наживать.
Каждый день мы употребляем в своей речи различные крылатые фразы. Некоторые из них пришли к нам из глубины веков, сохранившись благодаря сказкам. Народное творчество передавало знания из уст в уста, пока не была проведена огромная работа по сбору фольклора и народных преданий. Так фразеологизмы из сказок появились в печатном виде и прочно вошли в современный язык. Правда, некоторые из них поменяли свое значение. Рассмотрим это подробнее.
Какие бывают фразеологизмы из сказок
Все сказки можно разделить на авторские и народные. То есть пришедшие из устного народного творчества, которое передается веками из поколения в поколение, и имеющие автора - писателя. Он может использовать фольклорный материал, по-своему интерпретируя события легенд и былин. Как правило, автор вводит новых героев, придумывает детали, и все это - на историческом фоне народной сказки.
Известный персонаж многих сказок Кощей Бессмертный давно стал именем нарицательным. Сейчас так могут назвать очень худого мужчину. А первоначально он представлял, по-видимому, волхва с антисоциальной направленностью. Поскольку зародился этот персонаж в языческое время, то и трактовка его значения не совсем понятна исследователям. Известен похожий персонаж в Болгарии. Современные исследователи предполагают, что Кощей - сын Черногора, бога хаоса.
Сказки Пушкина
Самое сказочное место - Лукоморье, описанное А. С. Пушкиным. Пожалуй, до него никто так подробно и поэтично его не описывал. На некоторых иллюстрациях изображено, как берег будто бы делает лук своим изгибом и в образовавшейся лагуне происходят чудеса.
«Там русский дух, там Русью пахнет», - писал Пушкин. У него есть и другие фразеологизмы из народных сказок, видимо, поведанных ему няней Ариной Родионовной, большой любительницей фольклора.
«И я там был, мед-пиво пил», - заключает описание этого сказочного места Александр Сергеевич. Только, в отличие от народной традиции, он не стал подчеркивать, что «по усам текло, да в рот не попало». Он сообщает, что сидел под дубом и кот ему рассказывал сказки. Те, что он передал нам.
А мы с детства повторяем слова из них, порой забывая первоисточник:
- Во лбу звезда горит - так могут сказать про синяк, прыщик на лбу.
- У разбитого корыта - говорят о том, кто много хлопотал, да без толку.
- Ну, теперь твоя душенька довольна? - саркастически спрашивают жадного человека.
- Сказка ложь, да в ней намек - указание на рациональное зерно рассказа.
- Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка, - так отзываются о ком-то чрезвычайно нелепого вида.
- Кабы я была царица - посмеиваясь, напоминают собеседнику, что он не всемогущ.
- Ты прекрасна, спору нет - заслуженный комплимент.
Сказки Андерсена
Во многие языки вошли фразеологизмы из сказок Г. Х. Андерсена. Он писал сказки-притчи, делая вывод или подытоживая повествование. Например, «Новое платье короля», где хитрые портные уверяют своего государя, что изготовили наряд из тончайшей ткани. Раболепные вельможи повторяли эту ложь. А во время прогулки перед народом наивный мальчик не удержался и заметил:
- А король-то голый! - и сейчас так говорят в случае, когда суть проблемы не решена, несмотря ни на какие дорогостоящие затраты.
- Гадкий утенок - скажут о непропорциональном подростке.
- Принцесса на горошине, - говорят о чрезмерно щепетильных дамах.
Многие другие фразы писателя, может, не настолько известны, но не менее ценны:
- Вы стали просто тенью - можно услышать, когда болеешь.
- Стойкий оловянный солдатик - похвалят верного долгу человека, занимающего невысокое положение.
Сказки Афанасьева
Собиратель фольклора А. Н. Афанасьев проделал грандиозную работу, оставив записи о народных сказках и преданиях. Сейчас по его публикациям изучают быт славянских народов. Часто в них упоминается о времени далекого прошлого, называют эту эпоху «до царя Гороха». В таком же контексте этот фразеологизм употребляется и сейчас.
Известно, что славяне долго носили языческие имена, которые часто употребляли вместе с крестильными. Среди таких «нехристианских» имен есть и Горох. А выражение «при царе Горохе» существует и в белорусском, и в украинском языках.
Сам Афанасьев связывает царя Гороха с Перуном. Исследователь Древней Руси Б. А. Рыбаков видел в нем вождя славянского племени.
Постоянный герой русской сказки - Иванушка-дурачок. Он лежит на печи и не работает. Зато потом выходит победителем из всех ситуаций, женится на царевне и получает полцарства. Из этих сказок родились поговорки:
- Дуракам закон не писан.
- Дуракам везет.
Иванушка-дурачок в современном понимании - человек, не руководствующийся общепринятыми законами и принципами, а создающий свою наивную логику. Впрочем, часто она оказывается эффективной.
Ярмарочные скоморохи
В 12-14 веках на Руси были популярны скоморохи. Эти бродячие актеры первыми узнавали новости и в отсутствие газет были незаменимыми источниками информации. Знали они также и много народных сказок. Как повелось, сначала слушателей подготавливали - рассказывали присказку. Часто в стихотворной форме, с прибаутками. Затем следовало повествование. Обычные фразеологизмы из сказок, примеры для начала сказания:
- В некотором царстве, в некотором государстве.
- За тридевять земель.
- В тридевятом царстве.
- На море-окияне, на острове Буяне.
Потом шел рассказ о приключениях главного героя. Он преодолевал трудности и встречал разные чудеса:
- Шел горами высокими, плыл реками глубокими.
- Три дня и три ночи.
- Долго ли, коротко ли.
- Молочные реки и кисельные берега.
- Избушка на курьих ножках.
- Ни в сказке сказать, ни пером описать.
- Сказано - сделано.
Заканчивалось повествование послесловием:
- И я там был, мед-пиво пил.
Сказки волхвов
В древних летописях 13-14 веков сохранились сведения о волхвах. Это славянские языческие жрецы, с которыми боролась церковь. Они передавали тайные знания своим последователям через сказы и былины, часто играя на гуслях. До нас дошли фразеологизмы из сказок волхвов, которые сейчас потеряли прежнее значение:
- Толочь воду в ступе - сейчас так называют бесполезное занятие.
- - это символ безделья.
- Писать вилами по воде - означает неопределенные обещания.
В волшебных сказках волхвов фигурирует живая и мертвая вода. Чтобы изготовить живую воду, волхв собирал ее из семи разных источников, после чего толок в ступе для очищения. После он брал триглав (это подобие вилки) и писал по воде священные руны, делая ее святой.
Когда рождался ребенок, волхв отмечал день и время его рождения, срубал определенное дерево и разбивал на баклуши. Сейчас баклушами называют заготовки для деревянных ложек. А в древности из баклуш делали и игрушки, и рукоятки для инструментов или оружия, и посуду, и талисманы. Они считались оберегом на всю жизнь.
Поговорки родом из сказок
Всем известно выражение «сказка ложь, да в ней намек». Так заканчивались сказки-притчи. Мудрое изречение подводило итог рассказа одной фразой. Многие из них стали поговорками. Их много:
- Битый небитого везёт.
- Утро вечера мудренее.
- Не в свои сани не садись.
- В тесноте, да не в обиде.
- Сам погибай, а товарища выручай.
- На чужой каравай рот не разевай.
- Мир не без добрых людей.
- Долг платежом красен.
Подведем итоги
Без фразеологизмов наш язык был бы беден и невыразителен. Вовремя сказанное меткое слово способно разрядить напряженную обстановку, утешить народной мудростью или выразить суть сказанного. Речь, богатая народными присловьями, интересна и самобытна. Недаром сказочники до сих пор пользуются этим кладезем векового наследия.
"Сказка о том, как звери к зиме готовились". Сказка на основе фразеологизмов.
Колос Софья Викторовна, ученица 3 класса МБОУ Гимназии №3 г.Шарья Костромской областиОписание: данная сказка составлена на основе фразеологизмов. Материал будет полезен педагогам начальных классов.
Применение: проведения занятий по изучению фразеологизмов. Можно выполнять задания по поиску фразеологизмов в тексте.
Цель: сочинить сказку на основе фразеологизмов.
Задачи:
- познакомиться с понятием "фразеологизм"
- научиться применять фразеологизмы при составлении текста
- узнать как можно больше фразеологизмов
- развивать фантазию и воображение
Фразеологизм (фразеологический оборот, фразема) - это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей. Мы часто используем фразеологизмы в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства. Многие из фразеологизмов пришли к нам из других языков, эпох, сказок, легенд.
Сказка о том, как звери к зиме готовились.
Однажды царь зверей лев издал указ: «На лесной полянке состоится собрание о подготовке к зиме». Утром ни свет, ни заря звери явились в указанное место. Сидят, глазами хлопают, языки распустили, все головы сломали, думают, о чём речь пойдёт. В мгновение ока на поляне появился лев и как закричит во всё горло: «Прекратить мышиную возню! – не на шутку рассердился он». У зверей душа в пятки ушла, сидят как на иголках, лица на них нет. Только барсук не вешал нос, ведь он обладал Олимпийским спокойствием от природы. «Во главе угла у нас сегодня подготовка к зиме - продолжил лев. Прошёлся я вчера по лесу, да такое увидел, что у меня глаза на лоб вылезли, шерсть дыбом встала. Жилища не отремонтированы, припасов как кот наплакал. Всё баклуши бьёте, да лодыря гоняете. Нельзя откладывать в долгий ящик подготовку к зиме. На носу холода. И глазом моргнуть не успеешь, как наступят морозные деньки. Даю вам срок три дня, что б вы всё исправили, а иначе пеняйте на себя, уж я задам вам баню, живо шкуру сниму с вас! Пощады вам не видать как своих ушей!» - только лев это сказал, зверей с полянки как ветром сдуло, только пятки засверкали. Всю ночь они не сомкнули глаз. Утром чуть свет сорока разнесла по всему лесу: « Хватит время терять, пора приниматься за дело!» Три дня звери трудились не покладая рук. Никому не хотелось ударить в грязь лицом. Даже детки не сидели, сложа руки. На четвёртый день обошёл лев весь лес с проверкой, оглядел всё своим зорким глазом. И вновь все звери собрались на полянке. С замиранием сердца ждали они, что же скажет лев на этот раз. « Вижу, вы потрудились на славу – говорит лев. – Семь потов, наверно, с вас сошло! Так вот и впредь не ждите манны небесной, а готовьтесь к зиме заранее». Не успел лев договорить, как вдруг пошёл снег, и зверей с полянки как корова языком слизала. Они были на седьмом небе от счастья, ведь теперь их жилища тёплые, а в погребах много припасов.
На этот раз рассмотрим фразеологизмы из сказок А.С. Пушкина .
В данном случае фразеологизмы сгруппированы по произведениям , а не по темам. А теперь перейдем к самим фразеологизмам (крылатым выражениям) из сказок Пушкина.
Фразеологизмы из «Руслана и Людмилы»
- Там русский дух, там Русью пахнет
- Дела давно минувших дней
- Еду, еду, не свищу, а как наеду, не спущу
- И струны громкие Баянов не будут говорить о нем!
Фразеологизмы из «Сказки о золотом петушке»
- Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
- Я, конечно, обещал, но всему же есть граница
Фразеологизмы из «Сказки о рыбаке и рыбке»
- Остаться у разбитого корыта
- Ну теперь твоя душенька довольна?
Прочие фразеологизмы из сказок Пушкина
- Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка («Сказка о царе Салтане...»)
- Щит на вратах Цареграда («Песнь о вещем Олеге»)
Сказки Александра Сергеевича Пушкина так органично слились с русскими народными сказками, так глубоко вошли в русское национальное сознание, что их можно назвать авторскими народными сказками .
Правда, в связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: а содержат ли эти ставшие народными сказки авторские фразеологизмы , или же они построены на «канонических» речевых оборотах исконных народных сказок.
Как это часто бывает, истина находится где-то посередине : в сказках Пушкина авторских фразеологизмов значительно меньше, чем, например, фразеологизмов в драме «Борис Годунов» , но все же они имеются.
Причем некоторые из них достаточно активно используются в современной живой речи. Это, например, такие устойчивые выражения как «остаться у разбитого корыта» или «дела давно минувших дней».
По-прежнему актуально звучит крылатое выражение «я, конечно, обещал, но всему же есть граница» из «Сказки о золотом петушке». Прекрасный пример псевдообоснования снятия с себя этических обязательств.
Основная же часть «сказочных» фразеологизмов Пушкина с трудом различима с лучшими фразеологическими оборотами русских народных сказок, например, - «сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».
Представляю вам обзор фразеологизмов о животных из сказок .
В него вошло целых 30 фразеологизмов.
В этой статье представлены две подборки фразеологизмов о животных: из народных сказок и из авторских сказок.
Фразеологизмы о животных из народных сказок
- Жар-птица
- Змей-горыныч
- Кот-баюн
- Лисичка-сестричка
- Лиса Патрикеевна
- Михайло Потапыч
- Волк – зубами щелк
- Коза-дереза
- Мышка-норушка
- Ёжик - ни головы ни ножек
- По щучьему велению
- Избушка на курьих ножках
- Нам не страшен серый волк ("Три поросенка")
За редким исключением, мы хорошо знаем персонажей и сюжеты народных сказок, особенно – когда у нас появляются дети. Не столь однозначный вопрос – насколько распространено употребление имен представленных ниже сказочных персонажей в обыденной речи?
Некоторые из них вполне востребованы для обозначения соответствующих человеческих типажей, например, - Лиса Патрикеевна или Михайло Потапыч. Другие же не столь употребимы в речи взрослых людей, хотя иногда приобретают любопытные значения. Например, Змеем-горынычем иногда называют заядлого курильщика.
Фразеологизмы о животных из авторских сказок
Г.-Х. Андерсен (1805-1875)
Гадкий утенок («Гадкий утенок»)
П.П. Ершов (1815-1869)
Конек-Горбунок («Конек-Горбунок»)
Чудо-юдо рыба-кит («Конек-Горбунок»)
Н.С. Лесков (1831-1895)
Блоху подковать («Левша»)
В.М. Гаршин (1855-1888)
Лягушка-путешественница («Лягушка-путешественница»)
Д.Н. Мамин-Сибиряк (1852-1912)
Храбрый заяц («О храбром зайце - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)
М. Метерлинк (1862-1949)
Синяя птица («Синяя птица»)
Д.Р. Киплинг (1865-1936)
Акела промахнулся («Маугли»)
Кошка, которая гуляла сама по себе («Кошка, которая гуляла сама по себе»)
К.И. Чуковский (1882-1969)
Ох, нелегкая это работа - из болота тащить бегемота! («Телефон»)
А.А. Милн (1882-1956)
Это неправильные пчелы и они делают неправильный мед («Винни-Пух и все-все-все»)
Пятнистый или травоядный щасвирнус («Винни-Пух и все-все-все»)
А.Н. Толстой (1883-1945)
Лиса Алиса и Кот Базилио («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
Э.Н. Успенский (р. 1937)
Чебурашка / Чебуратор («Крокодил Гена и его друзья»)
Кот Матроскин («Дядя Фёдор, пёс и кот»
)
Авторские сказки расширяют поле сюжетов и персонажей, очерченное народными сказками. И представленные здесь фразеологизмы о животных из авторских сказок отличаются, на мой взгляд, большим тематическим разнообразием, чем таковые из народных сказок.
Хотя в некоторых случаях разница между ними весьма условна (например, это относится к сказкам Пушкина или Ершова).
Основная особенность этих фразеологизмов - преобладание характерных типажей (образов). Они обозначают либо определенную деятельность (например, Кот-баюн, Лягушка-путешественница), либо определенный характер (например, Волк – зубами щелк, Лиса Алиса и Кот Базилио).
Также мне нравится, что создание таких «животных с именем» не завершилось в народных сказках, а продолжается до сих пор и продолжится в будущем. В последнее время русский язык обогатился такими персонажами как Чебурашка (Чебуратор) и кот Матроскин.