Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Профориентационная работа в начальной школе занятие. Профориентационная работа в начальной школе. Осознание школьников своих возможностей и интересов

Профориентационная работа в школе.

Бойцева Валентина Геннадьевна

МБОУ «Центр образования №12»


Определение профориентации

Профессиональная ориентация , профориентация , выбор профессии или ориентация на профессию - система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.

Параметры профессиональной зрелости:

  • информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями;
  • умение принимать решения;
  • умение планировать свою профессиональную жизнь;
  • эмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения

  • изучает профессиональные интересы и склонности учащихся;
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

Как выбрать профессию: тесты для школьников

Тесты на профориентацию для школьников помогут определить будущую профессию, таланты и способности, характер и удачные направления в жизни и бизнесе. Правильный выбор профессии является одной из составляющих человеческого счастья. Если старшеклассник сумеет правильно выбрать профессию, то в будущем он станет настоящим профессионалом, сможет занимать высокие должности, получать высокую заработную плату и удовольствие от работы. В помощь всем абитуриентам, а также школьникам среднего и старшего цвета предлагается ряд тестов на профориентацию.

Школьники смогут воспользоваться такими тестами и определить спектр своих интересов, профессиональных склонностей, тип будущей профессии, социально-психологических установок личности.

Тесты на профориентацию

  • Тест на профориентацию Дж. Холланда (Голланда)

240 вопросов Согласно теории Джона Холланда, большинство людей принадлежат к одному из шести типов личности. Люди, которые выбрали себе профессию, подходящую их типу, с большей вероятностью будут довольны работой и добьются профессиональных успехов. Данный тест позволяет определить ваш тип личности по Холланду, и рекомендует профессии, предпочтительные для этого типа.

Определение социально-психологических установок личности (методика О.Ф.Потемкиной)

40 вопросов, 5 мин. Методика для выявления степени выраженности социально-психологических установок (ориентация на процесс или результат, труд или свободу, альтруизм или эгоизм, власть или деньги).

Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова)

30 вопросов, 5 мин. Методика Е.А. Климова основана на классификации профессиональных интересов личности и на основании этого позволяет установить область будущей профессии (специальности). Климов выделяет пять типов личности.

Карта интересов (модифицированная методика А.Е. Голомштока)

96 вопросов, 15 мин. Тест позволяет выявить интересы личности в профессиональной сфере. Для того, чтобы определить Ваши ведущие интересы, рекомендуется серьезно подойти к каждому ответу и постараться как можно точнее ответить.

Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (в модификации Г. В. Резапкиной)

24 вопроса, 15 мин. Данная методика применяется для оценки склонностей респондентов к различным сферам профессиональной деятельности, таким, как искусство, техника, работа с людьми, умственный труд, физический труд, производство товаров и услуг.


1-4 классы:

  • формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
  • развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Интерактивная книжка "Профессии" создана для уроков окружающего мира и внеурочной деятельности, для учащихся 1-4 классов.

К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеклассной работе, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию»: «Профессия на букву…», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии).


Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие, как «Магазин» (на уроках математики), «Библиотека» (на уроках литературного чтения), «Редактор» (на уроках русского языка), «Экскурсовод» (на уроках окружающего мира);

На уроках по в 4 классе можно предложить школьникам игру-сочинение «Я - журналист». Готовя материал для сочинения, школьник выступает в роли журналиста, готовит вопросы и берет интервью у взрослого (кого-нибудь из родителей, соседей): чем тот занимается на своей работе, в каких условиях он трудится, что производит, как получил свою профессию.


5-7 классы:

  • развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
  • представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
  • приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

9 классы:

  • уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
  • групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
  • формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы:

  • Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Направления и формы работы:

Работа с учащимися:

  • Комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
  • Анкетирование;
  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
  • Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города
  • Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправнаправленности.
  • Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся попрофориентации.
  • Проведение классных часов по изучению професснограмм учебных заведений.
  • Осуществление индивидуальных и групповых консультаций уч-ся.
  • Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др.

  • Организация и проведение с уч-ся викторин, бесед.
  • Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям)
  • Организация и проведение встреч с представителями различных профессий.
  • Организация экскурсий и встреч со специалистами“Центра занятости”. Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т. д Расширение знаний учащихся учителями- предметниками
  • Обеспечение участия уч-ся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда.
  • Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них уч-ся.

Профориентационные игры

«Рассказ из существительных»

Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне работника. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким:

звонок - завтрак - звонок - урок - двоечники - вопрос - ответ - тройка - учительская - директор - урок - отличники - звонок -дом - постель.


Профессия на букву…

Инструкция: В конверте на столе лежит карточка с буквой. Наша задача - показать, что мы знаем немало профессий, начинающихся с этой буквы, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий.

Смысл данного упражнения - расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.


"Самая - самая"

Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике под­ходят. К примеру, характеристика - самая денежная профессия, - какие профессии являются самыми-самыми денежными?..

* Бухгалтер, депутат, продавец…



Подписи к слайдам:

Профориентацияв начальной школе
Составила:Приходько Т.Ю. МОУ СОШ № 6, Г.Копейск
Основная идея: Профориентационная работа в начальной школе подготавливает «почву» для более осмысленного и осознанного профессионального выбора в среднем и старшем звене.
Цели: ознакомление учащихся с миром наиболее привлекательных для детей профессий (содержание, требования);создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.
Задачи:Проанализировать возрастные особенности младших школьников;С помощью методики «Кем быть?» (Н.С. Пряжников) определить круг профессий, наиболее актуальных для современных детей младшего школьного возраста;Подобрать формы и методы профориентационной работы во внеурочное время
Сроки выполнения проекта:Февраль-апрель, 2014 года.Участники проекта: Учащиеся 3А класса (30 человек)МОУ СОШ №6 г.Копейска
Содержание проекта:Профориентационная работа – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании ими вариантов продолжения обучения в профильных классах старшей школы и учреждениях профессионального образования. Ее главные направления: помощь школьнику в выборе направления и места дальнейшего обучения; повышение готовности детей к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.
Возрастные особенностиПовышенная чувствительность к внешним воздействиям;Ведущая деятельность – учебная;В учебе руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.
Возрастные особенности4. Недостаточно развита волевая сфера,мышление носит наглядно-действенный характер;5. Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых;6. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

Методика «Кем быть» (Н.С. Пряжников) Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

Результаты методики «Кем быть» (Н.С. Пряжников)

Формы и методы профориентационной работы в начальной школе во внеурочное времяИгры и упражнения;Конкурсы и конференции проектных работ;;Организация работы клубов и кружков;Оформление уголка по профориентации“В мире профессий”;Экскурсии
Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии Например: - «Угадай профессию по жестам», - «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», - «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией»
Игры и упражнения
Конкурсы и конференции проектных работ
Тематика: «Моя профессия - профессия будущего»; «Хочу быть…и буду»; «Защищаю профессию…»; «Быть мне…»;«Профессия моих родителей - моя профессия»;«Труд парикмахера» и др.
Конференция «Все профессии хороши, выбирай на вкус»
«Приглашаются люди разных профессий, которые рассказывают о своей профессии. Ученикам дается возможность задавать интересующие их вопросы о специфике той или иной профессий.Приглашаются люди не только предпочитаемых детьми профессий, но и тех, о которых дети мало знают либо вообще не знают.
Использование конструктора LEGO
Городские жители. DUPLOТематический набор, иллюстрирующий профессиональные принадлежности городских жителей. В наборе 20 фигурок людей, одетых в спец. одежду, свидетельствующую о профессии или роде деятельности персонажа.
Использование конструктора LEGO
Грузовой и пассажирский транспорт. LEGO
Большой базовый набор иллюстрирует способы грузовых и пассажирских перевозок. Огромное количество стандартных и специальных элементов позволит моделировать работу воздушного, наземного и водного транспорта
Использование конструктора LEGO
Железная дорога. DUPLO
Традиционно любимая всеми Железная дорога. В наборе - 2 товарных поезда, рельсы, пересечение железнодорожных путей, железнодорожный мост и переезд, а также фигурки машинистов и стандартные кирпичики для конструирования станции.
Пожарная станция. DUPLO
Тематический набор, иллюстрирующий работу пожарной команды. В наборе 129 элементов: две пожарные машины, вертолет, фигурки пожарных, а также элементы, имитирующие огонь и воду, и стандартные кирпичики для конструирования пожарной станции.
Полицейский участок. DUPLO
Тематический набор для конструирования и сюжетно-ролевой игры, позволяющий разыграть историю поимки преступников полицейскими.
Рабочие и служащие. LEGO
Более 30 миниатюрных ЛЕГО - человечков, представители различных коммунальных служб, содержит тематический набор для расширения знаний об общественно полезных профессиях.
Транспорт муниципальных служб. DUPLO
Тематический набор для конструирования содержит машины муниципальных служб, фигурки в униформе и дорожные знаки.
Организация работы клубов и кружков
Научно-техническая направленность Кружок авиамодельный, технического моделирования,радиоэлектроники, юных космонавтовЭколого-биологическая направленность Кружки юных цветоводов, зоологов, Клуб "Юный эколог"
Художественно-эстетическая направленность Кружок макраме, кулинарии, художественной вышивки, вязания и др.Музыкальное творчество:Фольклорный кружок, хоровой кружок и др.Социально-педагогическая направленность Кружок юных корреспондентов, Клуб «Юный пожарный», Клуб "Я выбираю профессию…"
Оформление уголка по профориентации“В мире профессий”
В этом уголке могут находиться книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией.В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.
Организация экскурсионной работы
Экскурсия на почту;Экскурсия в магазин;Экскурсия парикмахерскую;Экскурсия на предприятие;Экскурсия на фабрики (ОАО «ЧТЗ-Уралтрак, ОАО «Копейский машиностроительный завод», ОАО «Завод «Пластмасс», ОАО «Птицефабрика «Челябинская», МУП «Копейский хлебокомбинат», Группа компаний «Джемир», ООО Ламинат. Мебель. Комплект, Фабрика «УралЭкспрессФудс»)Экскурсия в библиотеку;Экскурсия в 36 ПЧ Копейского гарнизона пожарной охраны;
Эта книга поможет педагогам воспитать в детях живой интерес к миру разных профессий. Ее цель - через сказки, беседы, игры, вопросы и творческие задания о профессиях и мастерах привести детей к осознанию, что на земле нет ненужных профессий, что люди, вкладывающие всю душу в свой труд – Великие Мастера.Лопатина Александра, Скребцова Мария «Секреты мастерства»

Одной из приоритетных задач современного образования является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая.

Для того, чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадию становления профессионального самосознания в данном возрасте. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий охватывает период с 2,5-3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста (10-12 лет).

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми. В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника).

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.

Таким образом, основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым и организация работы по профессиональному самоопределению.

Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах.

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.

Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Дерево в жизни человека» , можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке и т.д.). При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагается решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала.

На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией: учитель выдает детям карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.).

В структуру уроков начальной школы желательно включать профориентационные игровые процедуры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными.

Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок природоведения (краеведение)). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счета) и воспитательная (культура общения).

Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики, а также на внеурочных профориентационных занятиях.

Формы проведения внеурочных занятий:

  • Классный час «Профессии наших родителей».
  • Устный журнал «В мире профессий».
  • Час общения «Мои любимые увлечения».
  • Путешествие в мир профессий.
  • Встречи с представителями разных профессий.
  • Праздник профессий.
  • Игра «Все профессии нужны, все профессии важны!»
  • Экскурсии на предприятия и в учреждения.
  • Операция «Профессии моих родителей».
  • Конкурс рисунков (сочинений) «Золотые руки бабушки (дедушки)».
  • Конкурс юных умельцев.
  • Конкурс на лучшую поделку.
  • Конкурс юных дикторов.
  • Час общения «Кем я хочу стать».
  • Конкурсная программа, посвящённая пословицам о труде.
  • Праздник «Славим руки матери».

В настоящее время существует много разнообразных технологий и методик ведения занятий с младшими школьниками. Для занятий по профориентации основной является игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как он может попробовать себя в различных областях взрослой жизни. На каждом занятии рассматривается определенная профессия, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности, применительно к рассматриваемой профессии.

В нашей школе несколько лет реализуется региональный образовательный модуль «Старт в профессию», разработанный Государственным Комитетом Республики Мордовия по труду и занятости населения.

В начальной школе предполагается рассмотрение следующих тем:

Путешествие в мир профессий

Человек и работа

Профессии вокруг нас

Все профессии нужны, все профессии важны

Как получить профессию

Все работы хороши, выбирай на вкус

Выбор профессии будущего

Город мастеров

Профориентационный образовательный модуль направлен на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, её активизацию и развитие, формирование социальной компетентности. Модуль предусматривает поэтапное формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для принятия осознанного решения по выбору профессии, на окончательном этапе курса. Занятия организуются в соответствии с ведущими сферами возрастной деятельности.

Важным звеном в системе профориентационной работы с обучающимися является взаимосвязь школы с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей.

В первом классе у нас действовал педагогический проект «Дети- наше будущее»

Под руководством учителя были сформированы группы учеников и родителей по направлениям:

Здоровье, гражданин, интеллект, общение, семья

Родители вместе с детьми представляли материал по следующей схеме:

  1. Название профессии
  2. История её становления, перспективы
  3. В чем заключается необходимость профессии, какую пользу она приносит
  4. Какие достоинства профессии можно определить
  5. Какие качества личности нужно развивать для того, чтобы добиться успеха в этом деле? Какими качествами ты уже обладаешь?
  6. Знание какие предметов школьной программы необходимо, чтобы стать профессионалом в этой области?
  7. За что Вы любите свою профессию?

Затем была коллективная защита проекта- совместное представление родителями и детьми результатов своей работы(в дальнейшем эту работу мы отправили на конкурс методических разработок «Созвездие идей» в рамках республиканской акции и стали победителями)

Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.


в начальной школе.

Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на даль­нейшую жизнь человека. Грамотно постро­енная профориентационная работа позво­ляет решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти свое место в мире профессий, реализовать свои возмож­ности. Чтобы учащиеся научились пони­мать себя, объективно оценивать свои успе­хи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школь­ного возраста.

Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей основную. На этом этапе у младших школьников должно сформироваться добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развиваться интерес к профессиям родителей и ближайшего окружения, интерес к наиболее распространенным профессиям.

Цель учителя начальных классов – развить интересы и способности школьников.

Задачи профориентационной деятельности в начальной школе таковы:

    познакомить с разнообразием мира профессий;

    дать общие сведения о содержании труда разных профессий;

    формировать мотивацию и интерес к учебной и трудовой деятельности;

    развивать интеллектуальные и твор­ческие возможности;

    воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Профориентационная работа в начальной школе осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности.

На всех уроках в начальной школе подчеркива­ется значимость учебной и трудовой деятельности, воспитывается чувство ответ­ственности за свою работу. На уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физи­ческой культуры, музыки учащиеся знако­мятся с различными профессиями, а учи­тель пытается донести до сознания детей их важность и значимость. При преподавании практически всех предметов учителя используют активные методы обучения – игровые, метод про­ектов, исследовательские и проблемные.

Так, на уроках русского языка используем слова, предложения, тексты, связанные с той или иной профессией, для словарной, орфографической работы, для диктантов и списывания. На уроках математики решаем практические задачи (можем быть строителями, продавцами, учеными, машинистами и т.д.). На уроках развития речи ученики могут выступать в роли журналистов (собирать информацию, писать сочинения разных жанров, создавать газеты и тематические сборники). На уроках окружающего мира происходит знакомство с профессиями в различных отраслях производства, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Разнообразить урок, сделать его более эмоционально насыщенным позволяют загадки, ребусы, кроссворды, короткие стихи о профессиях, игры «Угадай по жестам», «Кто больше?» (назвать как можно больше слов, связанных с профессией), «Орудие труда – профессия» (узнать по орудиям труда профессию) и т.д.

Внеклассная работа по профориентации учащихся начинается с перво­го класса и имеет логическое продолжение в следующих классах.

Класс

Название мероприятия

Форма проведения

«В мире ненужных профессий».

классный час

«Кем я хочу стать».

«Все профессии нужны, все профессии важны».

классный час

«Моя будущая профессия».

классный час

«В мире профессий».

кл.час -игра

«Мир профессий».

классный час

«Моя будущая профессия».

классный час

«Прекрасных профессий на свете не счесть и каждой профессии слава и честь!»

классный час

«Моя будущая профессия».

классный час

«Кем быть?»

классный час

«Все работы хороши - выбирай на вкус!»

классный час

«Моя будущая профессия».

классный час

«Кем быть?»

классный час

Профориентационная работа осуществляется в течении всего года, классными руководителями используются различные формы проведения внеурочных занятий:

    Классный час «Профессии наших родителей».

    Устный журнал «В мире профессий».

    Час общения «Мои любимые увлечения».

    Путешествие в мир профессий.

    Встречи с представителями разных профессий.

    Праздник профессий.

    Игра «Все профессии нужны, все профессии важны!»

    Экскурсии на предприятия и в учреждения.

    Операция «Профессии моих родителей».

    Конкурс рисунков (сочинений) «Золотые руки бабушки (дедушки)».

    Конкурс юных умельцев.

    Конкурс на лучшую поделку.

    Конкурс юных дикторов.

    Час общения «Кем я хочу стать».

    Конкурсная программа, посвящённая пословицам о труде.

    Праздник «Славим руки матери».

Основными методами и приемами профориентации для младших школьников являются:

1. В 1 классе у ребенка формируются первые умения и навыки общего труда, расширяются знания о применении техники, о трудовой деятельности людей, о значении труда в жизни человека. На этом этапе важно проводить различные экскурсии по городу, на ферму, в сад. В городе, например, встретив продавца в магазине, поговорить с детьми на эту тему, объяснить, зачем нужна такая профессия, чем она полезна. На стройке обратить внимание детей на то, как работают строители, какие инструменты при этом используют и т.д. Педагог так же может сводить детей в школьный сад, рассказать, как работают садоводы и по результатам беседы дать задание на дом, например, с помощью родителей посадить цветок в горшок и ухаживать за ним. Во внеклассные часы преподаватель может проводить беседы на тему: «Уважение к трудящимся людям», «Бережное отношение к природе».

2. Во 2 классе продолжается знакомство учеников с трудом людей, углубляется их знание о разных профессиях, устанавливается трудовые отношения в группах. Второклассники осваивают различные трудовые навыки и умения. В этот период педагогу очень важно провести беседу с учениками на темы «Кем работает папа», «Кем работает мама». Рассмотреть аспекты работы таких профессий как повар, портной, врач, водитель, т.е. тех профессий, с которыми мы сталкиваемся каждый день. По возможности, показывать документальные фильмы на данную тему. Очень важно на данном этапе приобщить школьников к трудовой деятельности в школьном саду.

3. В 3-4 классе продолжается знакомство школьников с трудом окружающих людей. На этом периоде у учащихся вырабатываются первые навыки организации своего труда и чувство ответственности за проделанную ими работу. Это подходящее время для знакомства с более «сложными» профессиями, с которыми ученики не сталкиваются каждодневно – слесарь, токарь, маляр, плотник. Для более подробного представления данных профессий педагог может сводить учеников в школьную мастерскую. Важно так же организовать внеклассные тематические уроки, главными гостями которых будут люди той или иной профессии. Они смогут более подробно рассказать о своей профессии и ответить на вопросы учеников.



Кроме вышеперечисленного, ученики должны посещать дополнительные кружки художественного, технического и спортивного творчества. Такие творческие кружки помогут ребенку определиться в выборе профессии.

Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.


Выступление на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №7 г.Минеральные Воды

« Особенности организации профориентационной работы

в начальной школе »

учителя начальных классов

МБОУ СОШ №7 г. Минеральные Воды

Францевой Светланы Васильевны



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!