Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Возрастные особенности развития личности в условиях депривации. Психическая депривация в детском возрасте. Особенности развития личности в условиях детской депривации Развитие в условиях депривации кратко

Склярова Т. В.

Психологические проблемы в развитии, как детей, так и взрослых чаще всего возникают в связи с переживанием ими лишений или потерь. Термин «депривация» используется в психологии и медицине, в обиходной речи означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. «Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения и имеет пагубные последствия. Существенна именно психологическая сторона этих последствий: вне зависимости от того, ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви, проявления депривации похожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства – вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности».

В зависимости от лишений человека выделяют различные виды деприваций – материнскую, сенсорную, двигательную, психосоциальную и другие. Охарактеризуем кратко каждый из названных видов деприваций и покажем, какое влияние оказывают они на детское развитие.

Материнская депривация. Нормальное развитие ребенка в первые годы жизни связано с постоянством ухода за ним как минимум одного взрослого человека. В идеале – это материнский уход. Однако наличие другого заботящегося о малыше человека при невозможности материнского ухода также позитивно отражается на психическом развитии младенца. Нормативное явление в развитии любого ребенка – формирование привязанности к взрослому человеку, ухаживающему за ребёнком. Такую форму привязанности в психологии называют материнской привязанностью. Различают несколько типов материнской привязанности – надежную, тревожную, амбивалентную. Отсутствие или нарушение материнской привязанности, связанное с насильственным отделением матери от ребенка, приводит к его страданию и негативно отражается в целом на психическом развитии. В ситуациях, когда ребенок не разлучен с матерью, но недополучает материнскую заботу и любовь, также имеют место проявления материнской депривации. В формировании чувства привязанности и защищенности определяющее значение имеет телесный контакт ребенка с матерью, например, возможность прижаться, ощутить теплоту и запах материнского тела. По наблюдениям психологов, у детей, живущих в негигиенических условиях, зачастую испытывающих голод, но имеющих постоянный физический контакт с матерью, не возникает соматических расстройств. Вместе с тем, даже в самых лучших детских учреждениях, обеспечивающих правильный уход за младенцами, но не дающих возможности телесного контакта с матерью, встречаются соматические расстройства у детей.

Материнская депривация формирует тип личности ребенка, характеризуемый безэмоциональностью психических реакций. Психологи различают характеристики детей, от рождения лишенных материнского ухода и детей, насильственно отделенных от матери после того, как эмоциональная связь с матерью уже возникла. В первом случае (материнская депривация от рождения) формируется устойчивое отставание в интеллектуальном развитии, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. В случаях разрыва с матерью после сложившейся привязанности у ребенка начинается период тяжелых эмоциональных реакций. Специалисты называют ряд типичных стадий этого периода – протест, отчаяние, отчуждение. В фазе протеста ребенок предпринимает энергичные попытки вновь обрести мать или человека, осуществляющего уход. Реакция на разлуку в этой фазе преимущественно характеризуется эмоцией страха. В фазе отчаяния ребенок проявляет признаки горя. Ребенок отвергает всяческие попытки ухода за ним других людей, длительное время безутешно горюет, может плакать, кричать, отказываться от пищи. Стадия отчуждения характеризуется в поведении маленьких детей тем, что начинается процесс переориентации на другие привязанности, что способствует преодолению травмирующего действия разлуки с близким человеком.

Сенсорная депривация. Пребывание ребенка вне семьи – в интернате или другом учреждении зачастую сопровождается переживанием им недостатка в новых впечатлениях, называемого сенсорным голодом. Обедненная среда обитания вредна для человека любого возраста. Исследования состояний спелеологов, подолгу находящихся в глубоких пещерах, членов экипажей подводных лодок, арктических и космических экспедиций (В.И.Лебедев) свидетельствуют о значительных изменениях в общении, мышлении и других психических функциях взрослых людей. Восстановление нормального психического состояния для них связано с организацией особой программы психологической адаптации. Для детей, переживающих сенсорную депривацию, свойственно резкое отставание и замедление всех сторон развития: неразвитость двигательных навыков, неразвитость или несвязанность речи, торможение умственного развития. Еще великий русский ученый В.М. Бехтерев отмечал, что к концу второго месяца жизни ребенок ищет новые впечатления. Бедная стимульная среда вызывает безучастность, отсутствие реакции ребенка на окружающую его действительность.

Двигательная депривация. Резкое ограничение возможности движения в результате травм или болезней обуславливает возникновение двигательной депривации. В нормальной ситуации развития ребенок ощущает свою способность влиять на окружающую среду посредством собственной двигательной активности. Манипулирование игрушками, указательно-просительные движения, улыбка, крик, произнесение звуков, слогов, лепетание – все эти действия младенцев дают им возможность на собственном опыте убеждаться в том, что их влияние на окружение может иметь осязаемый результат. Эксперименты с предложением младенцам различных видов подвижных конструкций показали четкую закономерность – возможность ребенка управлять движением предметов формирует у него двигательную активность, невозможность воздействовать на движение игрушек, подвешенных к колыбели, формирует двигательную апатию. Неспособность изменять окружающую среду обуславливает возникновение фрустрации и связанных с ней пассивности или агрессии в поведении детей. Ограничения детей в их стремлении бегать, лазать, ползать, прыгать, кричать приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению. Значимость двигательной активности в жизнедеятельности человека подтверждается примерами экспериментальных исследований взрослых людей, которые отказываются от участия в экспериментах, связанных с длительной неподвижностью, несмотря даже на предлагаемые последующие вознаграждения.

Эмоциональная депривация. Потребность в эмоциональном контакте – одна из ведущих психических потребностей, оказывающих воздействие на развитие психики человека в любом возрасте. «Эмоциональный контакт становится возможным только тогда, когда человек способен к эмоциональному созвучию с состоянием других людей. Однако при эмоциональной связи существует двусторонний контакт, в котором человек чувствует, что является предметом заинтересованности других, что другие созвучны с его собственными чувствами. Без соответствующего настроя людей, окружающих ребёнка, не может быть эмоционального контакта».

Специалисты отмечают ряд существенных особенностей появления эмоциональной депривации в детском возрасте. Так, присутствие большого количества разных людей ещё не закрепляет эмоционального контакта ребёнка с ними. Факт общения с множеством разных людей часто влечет за собой возникновение чувств потерянности и одиночества, с которыми у ребёнка связан страх. Это подтверждают наблюдения за детьми, воспитанными в домах ребенка, у которых обнаруживается отсутствие синтонности ((греч. syntonia со звучность, согласованность) - особенность склада личности: сочетание внутренней уравновешенности с эмоциональной отзывчивостью и общительностью) по отношению к окружающей среде. Так, переживание совместных празднований детей из детских домов и детей, живущих в семьях, оказывало на них различное воздействие. Дети, лишенные семейного воспитания и связанной с ним эмоциональной привязанности, терялись в ситуациях, когда их окружало эмоциональное тепло, праздник производил на них гораздо меньшее впечатление, чем на эмоционально контактных детей. После возвращения из гостей, дети из детских домов, как правило, прячут подарки и спокойно переходят к привычному образу жизни. Семейный ребенок обычно долго переживает праздничные впечатления.

Некоторые особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи

Постоянное пребывание ребенка вне семьи (даже в очень хорошем детском доме или интернате) оказывает на процесс его развития такое воздействие, которое многие специалисты склонны рассматривать в качестве некоторого рода инвалидности. Атмосфера семейного окружения ребенка (в данном рассмотрении не имеет значения – родная это семья или нет) определяет качественно иной тип развития растущей личности.

Так, многолетние исследования развития интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер детей из интернатного учреждения и особенностей их поведения, проведенных А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, позволили им сделать заключение о наличии психологической специфики сиротства, которую авторы интерпретируют не как простое отставание в психическом развитии, а как качественно иной характер развития ребенка. Эта специфика проявляется, например, у младших школьников, в несформированности внутреннего, идеального плана, в связанности мышления, мотивации поведенческих реакций внешней ситуацией.

Термин “депривация” обозначает потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребности. Прежде всего речь идет о недостаточном удовлетворении таких основных психических потребностей, как потребность в интимно-личностном общении (эмоциональная депривация), потребность в разнообразии стимулов внешней среды (сенсорная депривация), потребность ребенка в материнской заботе и опеке (материнская депривация) и т.д.

Итак,депривация – это психическое состояние субъекта, возникшее в результате невозможности удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.

Депривационная ситуация – это такая жизненная ситуация человека, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей. Такие ситуации в повседневной жизни и профессиональной деятельности человека встречаются довольно часто. Отметим ситуации пребывания в течение длительного времени в больнице при отсутствии привычных контактов с близкими и выработанного ритма жизнедеятельности; ситуации одиночества или групповой изоляции при осуществлении профессиональных задач в опасных профессиях (боевое дежурство на подводных лодках, исследовательская работа на космических станциях, полярные экспедиции, кругосветные путешествия и т.д.).

Понятие депривации отличается от понятия запущенности, под которым обычно подразумевается педагогическая запущенность. Запущенность в воспитании и образовании все же не нарушает непосредственно психического здоровья человека.

Нельзя также смешивать понятия депривации и фрустрации. Депривация представляет собой более серьезное состояние, чем фрустрация. Однако слишком длительная фрустрация переходит в депривацию, и зачастую именно наличие ситуации фрустрации является введением в депривационную ситуацию. Например, вполне вероятна ситуация фрустрации как реакция препятствия общению человека в условиях адаптации к новому трудовому (учебному и т.д.) коллективу, однако если в течении нескольких месяцев его изоляция продолжается, то здесь налицо депривация.

К основным видам депривации относят сенсорную, когнитивную, эмоциональную и социальную депривацию. Следует отметить, что некоторые психические состояния выражаются одновременно сочетанием различных видов депривации. Например, изоляция человека на необитаемом острове может представлять собой одновременно социальную, когнитивную и эмоциональную депривацию.

Психическое состояние, обусловленное “обедненной” средой, т.е. средой, характеризующейся недостаточным количеством, ограниченной изменчивостью или однообразным качеством сенсорных раздражителей, называют сенсорной депривацией .


Психическое состояние в ответ на дефицит или отсутствие упорядоченной и осмысленной информации для познания – это когнитивная депривация .

Эмоциональная депривация – это психическое состояние, характеризующееся недостаточной возможностью для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрывом подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

Еще один вид депривации – социальная депривация – психическое состояние, обусловленное ограниченной возможностью для реализации человеком своей социальной роли.

Проявления психической депривации могут охватывать всю шкалу от легких странностей, еще совершенно не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень грубых поражений развития интеллекта и характера. Они могут представлять разнообразную картину невротических, психопатических и соматических расстройств.

Исследования сенсорной и когнитивной депривации выявили, в частности, следующие показатели психического состояния испытуемых: 1) расстройства в направленности мышления и при сосредоточении, 2) мышление захватывается фантазией и мечтаниями, 3) расстройство ориентации во времени, 4) физические иллюзии и обманы, 5) беспокойство и потребность активности, 6) головные боли, боли в спине, в затылке, глазах, 7) бредовые идеи, 8) галлюцинации, 9) тревога и страх, 10) неспособность сосредоточить внимание, 11) скука, паника.

В опытах Д. Лилли и Д. Ширли попытались произвести выключение всех сенсорных раздражителей. Эксперименты проходили по следующей методике: испытуемых снабжали дыхательным аппаратом с непрозрачной маской и погружали полностью в резервуар с теплой, медленно протекающей водой, в которой они находились в свободном, “невесомом” состоянии. Согласно инструкции, они двигались как можно меньше. При этих условиях уже приблизительно после одного часа появлялось внутреннее напряжение и так называемый “сенсорный голод”, далее через 2–3 часа появлялись зрительные галлюцинации, сохранявшиеся частично и после эксперимента. Однако отдаленные последствия опытов были определенно благоприятными: испытуемые говорили о том, что они начали лучше понимать свои потребности и побуждения, обрели внутреннюю уверенность в себе.

Одновременно выявилось важное обстоятельство: реакции людей на ситуации депривации бывают чрезвычайно индивидуальными. Многое зависит, очевидно, от преобладающих потребностей, навыков и от защитных и адаптивных механизмов. Ряд фактов свидетельствует о том, что лица “экстравертированные” (ориентированные вовне) реагируют большими нарушениями, чем “интровертные” (ориентированные на себя).

При эксперименте в условиях абсолютной тишины (в сурдокамере) испытуемые начинали воспринимать ее как сильно выраженное воздействие. Тишину начинали “слышать”. Вот высказывание космонавта Г.Т. Берегового: “Тишина не только простое отсутствие шумов и звуков; тишина – это одно из свойств существующей материи, свойство, которое может убивать”.

С психологической точки зрения существуют различные объяснения механизма депривации. В аспекте теории Д. Брунера предполагается, что ограниченное поступление стимулов делает невозможным постоянный процесс оценки и переоценки, посредством которого организм нормально создает модели и стратегические формы в целях контакта со средой.

Другие авторы подчеркивают действующие при депривации эмоциональные компоненты. Беззащитность и зависимость (темное помещение, закрытые глаза, забинтованные руки в условиях экспериментальной депривации) возвращают испытуемого в ситуацию раннего детства, чем вызывается регрессивное поведение.

В обычных условиях люди не испытывают когнитивную депривацию, в процессе жизнедеятельности они передают и получают большое количество разнообразной информации – личностно значимой и массовой. Однако в особых условиях профессиональной деятельности могут возникнуть явления, в частности, когнитивной депривации, которые необходимо заранее предвидеть и свести до минимума. Так, в длительных походах у подводников наблюдались состояния тревожности, депрессии, нарушения сна при отсутствии оперативной информации о родственниках. При получении людьми интересующих их новостей, даже отрицательных (отказ в приеме в учебное заведение, в предоставлении квартиры и т.д.), все невротические симптомы полностью исчезали. Космонавты с первых же полетов также испытывали потребность в получении различной информации. Эта потребность особенно отчетливо стала проявляться по мере увеличения продолжительности полетов на орбитальных станциях. В дальнейшем для экипажей стали готовить специальные выпуски “Последних известий”, а также проводить встречи с семьями с помощью телевидения.

Потребность в информации из внешнего мира о близких, о событиях в стране и т.д. четко прослеживается и в экспедиционных условиях. По дневниковым записям Э. Бишопа, сделанным во время трансатланти­ческого плавания на плоту, можно четко проследить, как менялось в худшую сторону настроение членов экипажа из-за ограничения личностно значимой информации. Автор, в частности, приводит описание реактивно-невротического состояния, развивающегося при получении одним из членов экипажа сообщения о заболевании жены и невозможности узнать о протекании послеоперационного периода.

Длительное одиночество как ситуация социальной депривации также вызывает изменения в психической деятельности. Р. Бэрд после трех месяцев одиночества на леднике Росса (Антарктида) оценил свое состояние как депрессивное. В его воображении рождались яркие образы членов семьи, друзей. При этом исчезало ощущение одиночества. Появлялось стремление к рассуждениям философского характера. Часто возникало чувство всеобщей гармонии, особого смысла окружающего мира. Х. Риттер, проведшая 60 суток в одиночестве в условиях полярной ночи на Шпицбергене, рассказывает, что ее переживания сходны с теми, которые описал Бэрд. У нее возникали образы из прошлой жизни. В мечтах она рассматривала свою прошлую жизнь, как в ярком солнечном свете. Она чувствовала, что как бы слилась воедино со Вселенной. У нее развилось состояние любви к этой ситуации, сопровождавшееся очарованием и галлюцинациями. Эту “любовь” она сравнивала с состоянием, которое испытывают люди при приеме наркотиков или находясь в религиозном экстазе.

Из истории научных экспедиций, зимовок в Антарктиде и Антарктике, длительных плаваний на кораблях и плотах можно привести большое количество примеров, говорящих о том, что небольшие группы перед лицом трудностей и опасностей сплачиваются еще сильней. При этом люди сохраняют в своих взаимоотношениях чувство сердечной заботы друг о друге, нередко жертвуют собой во имя спасения товарищей.

Однако история научных экспедиций и плаваний знает и немало печальных случаев разобщенности людей, попавших в условия длительной групповой изоляции, также являющейся ситуацией социальной депривации. В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что с увеличением времени пребывания полярников на антарктических станциях вначале появляется напряженность во взаимоотношениях, а затем и конфликты, которые за шесть-семь месяцев зимовки перерастают в открытую враждебность между отдельными членами экспедиции. К концу зимовки значительно увеличивается число изолированных и отвергаемых членов группы. Следовательно, остро встает вопрос о психологическом отборе участников экспедиции, необходимость которого давно была осознана специалистами. Готовясь к своей первой экспедиции, Р. Бэрд посетил Р. Амундсена, который посоветовал ему проявить крайнюю осторожность в выборе людей. “Люди, – говорил Амундсен, – самая неопределенная величина в Антарктиде. Самая тщательная подготовка, самый образцовый план могут быть сведены на нет неумелым или недостойным человеком”. Судя по дневниковым записям И.Д. Папанина, состав экспедиции “Северный полюс” также был тщательно подобран.

Нарушения функционирования психики, возникающие у взрослых людей (в отличие от детей) в условиях депривации, как правило, являются обратимыми, кратковременными, личность критична к этим состояниям, способна оценить их последствия и заранее предвидеть их развитие. Для профилактики депривации в опасных профессиях существует специально разработанная система психологической подготовки, научно обоснованный психологический отбор и социально-психологические методы сплочения групп.

Поздняя зрелость


Понятие депривации.

deprivation) означает лишение, потерю.

Основные (жизненные) потребности.

При этом в число «основных (жизненных)» потребностей Й. Лангмейер и З. Матейчек включают:

1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов;

2) потребность в действенной интеграции личности в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом;

3) потребность, в овладении различными общественными ролями и ценностными целями в общественной самореализации

Психическая и биологическая недостаточность.

При определении депривации нередко проводят аналогию между психической и биологической недостаточностью.

Биологическая недостаточность : возникают серьезные нарушения в результате дефицита питания, недостатка витаминов, кислорода и т. п., серьезные нарушения могут возникать

Психологическая недостаточность , в случае психического дефицита дефицита любви, стимуляции, социальных контактов .

Депривационный синдром.

Характерные черты синдрома:

Тревожность,

Депрессия,

Интеллектуальные расстройства.

Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений:

От легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины,

До очень грубых поражений развития интеллекта и личности».

7. Депривационная ситуация – это такая жизненная ситуация человека, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей.

Депривация и фрустация.

Фрустрация определяется как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности и сопровождающееся различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.

9. Фрустрация:

Во-первых, касается потребности, актуализированной в данный момент и уже направленной к цели;

Во-вторых, характеризуется осознанием субъектом невозможности ее удовлетворения.

Депривация же может какое-то время частично или даже полностью не осознаваться .

Ее негативные последствия могут ассоциироваться с самыми различными причинами.

Так, человек может не связывать, например, возникшую депрессию с дефицитом сенсорных стимулов.

Соотношение фрустации от депривации.

Депривация действует более скрыто, чем фрустация, но зачастую имеет и более серьезные последствия.

Депривационная ситуация и изоляция.

Депривационная ситуация -это такая жизненная ситуация человека, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей.

В данном аспекте «изоляция» личности от стимулирующей среды человеческого общества, семьи, представляет, следовательно, «депривационную ситуацию», а не саму «депривацию.

А.Маслоу выделяет 2 разновидности деприваций.

депривацию небазовых потребностей

И угрожающую депривацию.

Угроза личности, то есть как депривация, которая угрожает жизненным целям индивидуума, его самооценке, препятствует самоактуализации – словом, препятствует удовлетворению базовых потребностей.

Виды деприваций.

1. Стимульная (сенсорная) депривация : пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.

2. Депривация значений (когнитивная ): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная ): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

4. Депривация идентичности (социальная ): ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли.

Двигательная депривация.

С двигательной депривацией человек сталкивается тогда, когда есть ограничения в движениях (в результате травмы, болезни или в других случаях).

Такая депривация, не являясь непосредственно психической, оказывает тем не менее сильное воздействие на психическое состояние человека. Двигательная депривация влияет и на психическое развитие.

В частности, в возрастной психологии получены данные о том, что развитие движений в детстве является одним из факторов формирования «образа Я».

Ипохондрия - проявление двигательной депривации.

Ипохондрия – чрезмерная фиксация человека на телесных ощущениях появление страхов или убеждения о наличии тяжелого физического заболевания, не подтверждающегося объективными медицинскими обследованиями.

Ипохондрия проявляется, как правило, в виде новых необычных и крайне тягостных для человека телесных ощущений. Жжение, стягивание, скручивание, стреляющие или непрекращающиеся ноющие боли, «удары током», ощущение горения в теле – вот далеко не полный перечень жалоб больных с ипохондрией.

Ипохондрические ощущения.

Тщательное обследование у терапевта или невролога не позволяет выявить причину этих ощущений, а назначение обезболивающих средств оказывается неэффективным.

Ипохондрические ощущения и идеи обычно сопровождаются пониженным настроением с оттенком раздражительности, недовольства, брюзжания.

Эти пациенты отличаются недоверчивостью, часто меняют врачей, настаивают на дополнительных обследованиях.

Постоянная фиксация на болезненных ощущениях, бесконечное требование помощи со стороны родных, значительные финансовые затраты на все новые дорогостоящие обследования – вот стиль жизни больного ипохондрией старика.

Между тем, в основе болезненных телесных ощущений при ипохондрии лежат психические нарушения.

17. В современной психологии и смежных гуманитарных науках выделяют некоторые виды депривации, имеющие обобщенный характер либо связанные с отдельными аспектами существования человека в обществе: образовательная, экономическая, этическая депривация и др.

Форма проявления депривации

Явная депривация носит очевидный характер: пребывание человека в условиях социальной изоляции, длительное одиночество, воспитание ребенка в детском доме и т. п. Это видимое отклонение от нормы (в культурном понимании).

Форма проявления депривации.

Скрытая депривация (она же частичная, по Дж. Боулби; маскированная, по Г. Харлоу) не так очевидна.

Она возникает при внешне благоприятных условиях, которые, однако, не дают возможности удовлетворения значимых для человека потребностей.

Так, Дж. Боулби пишет, что частичную депривацию можно наблюдать там, где не произошло прямой разлуки матери с ребенком, однако их отношения по какой-либо причине неудовлетворительны для ребенка.

Изменения в условиях сенсорной депривации.

Нарушается ритм сна и бодрствования, развиваются гипнотические состояния.

Чем жестче условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы памяти и мышления, что проявляется в невозможности на чем либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы.

Отмечается снижение функции экстраполяции продуктивности при выполнении несложных умственных действий.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ у больных людей и ее последствия.

Симптом Пика.

На 2-3 году жизни может появиться извращение аппетита (симптом Пика), когда ребенком употребляет в пищу несъедобные вещества: уголь, золу, штукатурку и т.п.

53. Психосоматические расстройства в раннем детстве.

У очень эмоциональных детей моет возникнуть психогенная рвота (основанная на эмоциональном неблагополучии), у некоторых детей – демонстративная рвота (с целью привлечь внимание). Но чаще всего рвота используется ребенком в качестве средства протеста, против каких- либо действий родителей.

Частые вирусные заболевания носят психосоматический характер (бронхит, отит и т.д.).

Депривация и дерматозы.

В основе псориаза лежат изменения психоэмоционального состояния, связанные с эмоциональным стрессом.

Хронический эмоциональный дискомфорт, эмоциональная напряженность, подозрительность, напряженность вызывают негативизм, социальную изоляцию.

Депривационный феномены.

Искажение образа телесного Я у лиц с избыточной массой тела способствует их социально- психологической дезадаптации, низхкой неадекватной самооценкой.

Ярко- выраженный негативное самовосприятие, внутренний конфликт. Самообвинение.

Депривационный феномен.

Реакции личности на болезнь на этом этапе могут быть различными: совершение больными импульсивных поступков, наносящих вред собственному здоровью, тревожно-мнительного отношения к случившемуся, метания больного от одного врача к другому, то отчаяние, то надежда.

И от того, как больной относится к своему заболеванию, зависит общий успех лечения.

Депривационный феномен.

Среди психических проявлений ведущими являются расстройства, относимые к адаптационным (психогенным): депрессивные и смешанные (тревожно-депрессивные) реакции, нарушения поведения.

Депривационный феномен.

Развернутый (стационарный) периодхарактеризуется помимо психогенных расстройств, появлением соматогенных изменений психики, причем на первом месте стоят астено-депрессивные проявления.

Активные силы личности используются для истинного или символического выхода из болезни.

Депривационный феномен.

Психическое состояние больного наблюдается некоторая заторможенность. Такие больные не в состоянии вынести даже слабую боль.

Речь, внешний вид, поза, мимика становятся монотонными и однообразными. Несмотря на некоторую внешнюю отрешенность, эти больные нуждаются в участливом отношении, поскольку боятся оставаться наедине со своими мрачными мыслями.

Депривационный феномен.

У больных с раковой интоксикацией на фоне кахексии возможны онейроидные состояния: больные, лежа в постели с закрытыми глазами, видят перед собой движущиеся образы, сцены.

Ориентировка при этом сохранена. У некоторых больных может появиться тревожность и подозрительность: их неправильно лечат, путают лекарства, дают вредные вещества, проводят с ними эксперименты, соседи говорят что-то недоброжелательное, намекают, показывают на них взглядом.

Эти расстройства можно расценивать как бредоподобные идеи преследования и отношения, которые удается выявить при тщательном расспросе больных и которые поддаются частичной коррекции.

Раковые депрессии.

Внутренний мир больных становится блеклым, меняется восприятие времени (оно идет быстрее).

Личность больного в терминальной стадии остается сохранной, но интеллектуальная напряженность и целеустремленность падают. Речь меняется в связи с истощаемостью.

Аффекты слабеют.

У ряда больных предсмертный период лишен переживания страха смерти. Представление гибели у них подвергается так называемому вытеснению, «отчуждается собственная болезнь», т.е. имеют место капризы требовательность к окружающим, а также сварливость, конфликтность.

Проблемы реадаптации.

Неадекватное поведение, нетипичные психические реакции возникают не только в период нахождения в ситуации социальной депривации, но и по выходе из нее.

Пребывание человека в условиях социальной депривации вызывает у него определенные психические изменения, которые далеко не сразу исчезают после окончания действия депривационных факторов.

80. Психические расстройства.

Отмечается снижение способности бегло разговаривать, ухудшение памяти, затруднения в абстрактном мышлении, исчезновение цивилизованных манер, вкусов.

81. Сублимация как психологическая защита.

Сублимация - психологическая защита посредством десексуализации первоначальных импульсов и преобразования их в социально приемлемые формы активности. Агрессивность может сублимироваться в спорте, эротизм - в дружбе, эксгибиционизм (F65.2) - в привычке носить яркую броскую одежду.

Развитие личности в условиях депривации.

2.Феномен психической депривации
Понятие депривации.

Слово «депривация» (от англ. deprivation) означает лишение, потерю.

Депривация - лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей в течение достаточно длительного времени.

Депривация – это психическое состояние субъекта, возникающее в результате невозможности удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.

3. Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени».

Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, при которых человеку не предоставляется возможности для удовлетворения его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени.

Термин депривация происходит от латинского слова deprivatio – потеря, лишение; английский глагол to deprive означает лишить, отнять, отобрать, причем с негативным акцентом – когда имеют в виду лишить чего-то важного, ценного, необходимого.

При обсуждении проблемы психической депривации в детском возрасте речь идет о неудовлетворении потребностей ребенка в материнской любви, двигательной активности, во впечатлениях и культуре в широком смысле слова. Психологи считают, что реализация потребностей маленького ребенка во впечатлениях важнее, чем утоление голода или жажды. Психическое развитие детей неизбежно страдает, если ребенок не выходит за пределы комнаты или палаты (в случае болезни), если его движения ограничены или малыш не имеет достаточного количества игрушек и контактов со сверстниками.

Известно, что дети, которые вследствие заболевания в течение длительного времени не могут двигаться, часто страдают депрессией, повышенной возбудимостью и агрессивностью. Младенцы проявляют беспокойство, когда их туго пеленают. Вынужденное ограничение движений всегда отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Это происходит из-за дефицита очень важных для состояния нервной системы ощущений от мышц, суставов, сухожилий. Ограниченную подвижность, состояние двигательного ограничения организм ребенка подсознательно пытается преодолеть патологическими привычными действиями – сосанием пальцев, обкусыванием ногтей, накручиванием волос и т.п.

Маленького ребенка для его полноценного развития совершенно необходимо укачивать, прижимать к себе, гладить и т.п. При этом он чувствует себя защищенным, спокойным и уверенным. Полноценное развитие ребенка возможно только в контакте с матерью, иначе малыш при всяком новом раздражителе испытывает страхи и тревогу. Активность ребенка в познании окружающего базируется на чувстве любви к матери. Доверие к миру, открытость к восприятию нового возможны при ощущении постоянной материнской заботы. Дефицит эмоционального тепла, который испытывает ребенок в младенчестве, в дальнейшем с трудом компенсируется.

Любой возраст важен в накоплении знаний о мире, становлении личности ребенка. Но особенно значим период с 2 до 6 лет. Однако в жизни следует стремиться к тому, чтобы в любом возрасте ребенок находился в разнообразной, насыщенной, сенсорно богатой среде. Унылая, однообразная обстановка не способствует формированию яркой человеческой индивидуальности.

Не менее опасен дефицит внимания и ласки со стороны родителей – так называемая материнская депривация . Для полноценного развития ребенка важно, чтобы забота и тепло о нем были сосредоточены в одном человеке. Чаще всего они концентрируются в биологической матери, но ее может заменить и другой взрослый, если он относится к ребенку с любовью. Множественные и постоянно меняющиеся контакты со взрослыми не способствуют эффективному развитию эмоциональности малыша. Именно такая ситуация складывается в детских учреждениях для сирот. Дело в том, что маленький ребенок не в состоянии длительно восстанавливать прерванный эмоциональный контакт с разными людьми, он становится к ним равнодушным.

Изучение психиатрами состояния детей, находившихся в экстремальных условиях (при бомбежках, землетрясении, в зоне военных действий), показывает, что их психическая травма не носит катастрофического характера, если рядом присутствовали родители. Близость с ними позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности. Напротив, разлука с близкими быстро приводит к глубоким изменениям психики детей. У малышей при этом нарастает задержка умственного развития, а у детей постарше – грубые нарушения поведения. Ребята становятся подозрительными, недоверчивыми, драчливыми, мстительными.

Дети, которые растут, «как трава», без должного внимания и заботы со стороны родителей, – явление достаточно заурядное. Если ребенку, особенно в раннем возрасте, не рассказывают сказки, не читают книги, не учат рисованию, лепке, не сообщают элементарных сведений о счете, пространстве, временах года и т.п., то серьезные последствия такого отношения не замедлят сказаться. Безразличие к психическому развитию ребенка, даже если он родился с неплохими задатками, с годами приводит к состоянию, не отличимому от истинной умственной отсталости.

Частым обстоятельством, вызывающим депривацию, является отсутствие отца (так называемая «патернальная депривация »). Она может касаться многих детей, живущих со своими незамужними или по иным причинам одинокими матерями. Ребенок, растущий без отца, лишен важного мужского примера, который особенно значителен для мальчиков старшего возраста в регуляции их поведения, но важен также и для девочек в качестве модели их будущего партнера. Ребенок без отца страдает также от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, которые в нормальных условиях олицетворяются отцом. В то время как мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу. Наконец, отец представляет для детей и наиболее естественный источник познаний о мире, труде, технике, способствуя как их ориентировке на будущую профессию, так и созданию социально полезных целей и идеалов. Если отца нет, то это имеет еще другое косвенное депривационное влияние . Дело в том, что если матери одной приходится нести все экономические и воспитательные заботы о семье, то она, как правило, бывает настолько занятой, что у нее не остается для ребенка много времени и у нее ослабевает даже интерес к нему. Ребенок в таких случаях предоставлен большую часть дня самому себе; если же о нем не позаботятся иначе, то легко может случиться, что он начинает бродяжничать, у него больше возможностей для правонарушений, и он может легче сбиться с пути. Если место отца занимает в семье отчим, а иногда дедушка, то депривационные влияния подавляются, зато здесь более благоприятная почва для развития различных конфликтов, причем невротические расстройства, возникающие на данной основе, являются весьма частыми.

Обобщению многочисленных эмпирических данных, касающихся проблемы депривации в указанном смысле, посвящена обстоятельная монография чешских авторов Й. Лангмейера и З. Матейчека «Психическая депривация в детском возрасте». В ней авторы выделяют важнейшие потребности развивающегося ребенка и соответственно формы депривации при ограничении возможности удовлетворять эти потребности.

Согласно Лангмейеру и Матейчеку, для полноценного развития ребенка необходимы: 1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и пр., их недостаток вызывает сенсорную депривацию ; 2) удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне, вызывает когнитивную депривацию ; 3) социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности, их недостаток ведет к эмоциональной депривации ; 4) возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным целям и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию .

Клиническая картина любой из форм психической депривации проявляется бедностью словарного запаса, ограниченного рамками обиходно-бытовой лексики, использованием в речи преимущественно простых, неразвернутых фраз. Наблюдаются фрагментарность, разорванность семантической структуры и линейной последовательности высказываний, потеря нити изложения. Нередко имеют место нарушения звукопроизношения и аграмматизмы в речи. Эти нарушения речи, как правило, сочетаются с недостаточной сформированностью высших психических функций. Интеллектуальный потенциал детей не соответствует возрасту. Степень снижения может быть от легкой до значительной.

Комплексные психолого-медико-педагогические мероприятия с депривированными детьми проводятся в детских специализированных учреждениях. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, психотерапевта, психиатра. Решающее значение в развитии и формировании речевой и других высших психических функций у данного контингента детей имеет создание благоприятного социально-психологического климата в окружении ребенка. Не менее важное значение имеют организация общеоздоровительных мероприятий и проведение коррекционного обучения на фоне активизации интеллектуальной и творческой деятельности.

Комплексные психолого-педагогические мероприятия, помимо выбора профиля учебного учреждения, включают:

1. Проведение курса логопедических занятий (преимущественно в групповой форме). Занятия должны быть направлены на развитие речи ребенка (в т.ч. коррекцию произношения, грамматическое оформление речевых конструкций и обучение связному высказыванию), расширение словарного запаса, формирование представлений и образно-логического мышления. Детям с задержками развития речи, обусловленными социальной депривацией и педагогической запущенностью, рекомендовано от 45 до 180 занятий.

2. Логоритмика и психогимнастика – 20–45 занятий на курс.

3. Занятие с психологом – 20–45 занятий на курс.

4. Психотерапевтическое воздействие в форме индивидуальной и групповой психотерапии.

Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от уровня обучаемости ребенка, возможности активизации речевой деятельности, от степени улучшения общего соматического статуса и изменения социально-бытовых условий и определяется максимальным достижением результатов.

Ожидаемые результаты коррекции: развитие речевой, других высших психических функций и интеллектуальных возможностей до возрастного уровня, расширение словарного запаса и способностей к связному и последовательному высказыванию, укрепление соматического и психологического статуса.

28.Психическое развитие ребенка и общение.

Общение играет важную роль в нормальном становлении и дальнейшем развитии психики человека, а также формировании культурного и осознанного поведения.

Человек приобретает все свои высшие качества и способности к познанию, именно через общение с психологически развитыми людьми.
Человек превращается в личность только через общение с психологическими развитыми личностями.

Если лишить его такой возможности с самого рождения, то он никогда не станет развитым культурно и нравственно, гражданином, и будет обречён до конца своих дней оставаться наполовину дикарём, лишь своей внешней оболочкой напоминая человека.

Мы все знаем подобные примеры, освещённые средствами массовой информации, когда родители-алкоголики не заботились о своём ребёнке и он был вынужден жить на улице в собачьей конуре. Переняв у животных их повадки, проведя часть своего детства находясь среди собак, такой ребёнок уже не сможет стать нормальной личностью, получив серьёзную психологическую травму в детстве.

Истории подобные Маугли, доказывают всю важность общения человека с самого детства именно с людьми. Никто не сможет передать ребёнку свой опыт так, как его заботливые родители в детстве. Исключения составляют лишь ситуации, которые у людей описываются как: «Яблоко от яблони…» или «С кем поведёшься…». Несомненно, что в психическом развитии человека эти случаи представляют собой доказательство важности роли общения.

Общение любого рода малыша со взрослыми на ранних этапах развития имеет особенно важное значение для психологического развития. Именно в этот период времени человек приобретает все свои поведенческие, человеческие и психические качества личности. Особенно если учесть, что вплоть до наступления подросткового возраста он лишён способности к самообразованию и самовоспитанию, то становится полностью ясна важность роли общения в психическом развитии человека и становлении его личности.

С общения начинается психическое развитие ребёнка. Это первый, возникающий в индивидуальном развитии человека, вид социальной активности, благодаря которому малыш получает информацию необходимую для его индивидуального развития. В связи с этим можно выделить роль участия обоих родителей в общении с ребёнком. Недополучение внимания одного из них в детстве, сказывается в более зрелом возрасте на становлении и развитии личности.

Предметная деятельность, как необходимая составляющая нормального развития ребёнка, содержащая в себе его познавательную потребность, также выступает как условие и средство психического развития и появляется несколько позже- в возрасте 2-3 лет.

Основной жизненный опыт ребёнка приобретается, вначале, через подражание, а позже, через словесные указания. Никаким другим путём этот опыт не может быть приобретён, и общение с людьми являющимися для ребёнка носителями этого опыта, играет важную роль в психическом развитии человека. При этом важными условиями определяющими развитие детей являются:
а. Интенсивность общения
б. Разнообразие содержания общения
в. Разнообразие целей и средств общения

Затронутые выше виды общения оказывают влияние на развитие различных сторон психологии человека и его поведенческих факторов. Таким образом деловое общение является средством приобретения опыта - знаний и навыков, оно формирует и развивает способности человека. В нём же, человек развивает и совершенствует у себя деловые и организаторские качества, необходимые для умения взаимодействовать с другими людьми в процессе какой-либо деятельности.

Личностное общение даёт возможность человеку определить цели в жизни, выбрав средства их реализации, приобрести определённые черты характера, склонности, привычки, интересы, усвоить моральные нормы принятые в человеческом обществе, то есть формирует человека как личность.

Материальное общение , наряду с другими видами, входящими в разнообразие видов общения, выполняет свою функцию в развитии индивида. Оно позволяет получать знания, способности и представления, необходимые для нормальной жизни человека из области материальной и духовной культуры.

Когнитивное общение (процесс обработки информации мозгом) также немаловажно для психического и интеллектуального развития человека, так как взаимное общение между людьми позволяет обмениваться информацией и соответственно взаимно обогащаться передаваемыми знаниями.

Кондиционное общение определяет готовность ребёнка к учению, как к процессу восприятия информации, и формирует установки, которые необходимы будущей личности для совершенствования других видов общения, таким образом влияет на индивидуальное личностное и интеллектуальное развитие человека.

Мотивационное общение , в свою очередь представляет собой источник дополнительной энергии, стимулирующей его на продуктивную деятельность, что в конечном итоге сказывается на развитии личности. Ведь как известно: «не ошибается только тот, кто ничего не делает», а тот кто ничего не делает, не может назвать себя личностью. В результате мотивационного общения человек приобретает какие-то новые интересы, цели и мотивы для их достижения. За счёт подзарядки мотивационным общением, человек увеличивает свой энергетический и психический потенциал, развивающий его самого.

Деятельностное общение , то есть обмен действиями, навыками и умениями, а также операциями, совершенствует и обогащает его личную самостоятельную деятельность, то есть также играет важную роль в психическом развитии человека.

Биологическое общение являет собой необходимое условие для поддержания и развития жизненных функций организма, а также служит его самосохранению. Без нормального биологического общения психическое развитие личности будет неполноценным и даже разрушительным, так как это один из важнейших видов необходимых для продолжения рода и его правильного воспитания. Без этого вида общения отдельный индивид не может развиться как личность, не имея навыков для создания семьи и укрепления брака.

Социальное общение является фактором поощряющим развитие основных форм общественной деятельности и обслуживающим общественные потребности: различных коллективов, групп, наций, организаций, обществ и человечества в целом. Этот вид общения даёт возможность человеку чувствовать себя частью чего-то целого, его составляющей, играющей свою роль в достижении общего результата. Людям необходимо порой чувствовать свою принадлежность к обществу. Одиночество и затворничество не может положительно влиять на психическое развитие человека, ведь в большом коллективе людей происходят некоторые другие виды общения, а это является продолжением личностного роста.

Непосредственное общение позволяет человеку развиваться, при помощи обучения и воспитания в результате широкого применения на практике самых простых и эффективных средств и способов научения: викарного (перенятие информации и навыков с помощью наблюдения за другими людьми или животными), вербального (речевого) и условно-рефлекторного.

Опосредствованное общение развивает способности человека к сознательному управлению самим процессом общения, а также помогает усвоению средств общения и оптимизации их способности к самообразованию и самовоспитанию человека.

Невербальное общение даёт возможность человеку развивать и совершенствовать коммуникативные способности, которые открывают ему широкие возможности для становления личности и налаживанию межличностных контактов. Благодаря этому виду общения человек начинает психологически развиваться ещё до того, как усваивает и учится пользоваться речью (возраст около 2-3 лет).

Однако нельзя недооценивать роль вербального общения в психическом развитии человека. Только благодаря ему человек продолжает всю свою жизнь развиваться интеллектуально, личностно и психически, так как в его основе лежит умение усваивать и владеть речью- основным инструментом для передачи информации человеком. Пусть не обижаются на меня посетители с нарушением речевого аппарата, но как говорят итальянцы: » Что словами не объяснишь- пальцами не растычешь».

На этом мы с Вами закончили рассматривать роль общения в психическом развитии человека. Родителям хотелось бы напомнить, чтобы они всячески участвовали в общении любого вида со своими детьми, это в будущем благоприятно скажется и на Ваших отношениях и на развитии ребёнка.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах, а также несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания.

Что же такое личность? Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин “личность” обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем - самого актёра и его роль в представлении. Термин “личность” впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных психологов: Б.Г. Ананьева; Б.Ф. Ломова; А.В. Петровского; А.Г. Ковалёва; С.Л. Рубинштейна; Е.В. Шорохова; К.Л. Абульханова; В.Н. Мясищева; Д.Н. Узнадзе; Б.В. Зейгарник; И.М. Палей; Б.С. Братусь.

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под “личностью” могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (“лицо” - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы .

Для полноценного психического развития и функционирования человеку необходим приток различных стимулов: сенсорных, эмоциональных, когнитивных и др. Их дефицит приводит к неблагоприятным последствиям для психики. Психологические проблемы в развитии, как детей, так и взрослых чаще всего возникают в связи с переживанием ими лишений или потерь.

Термин “депривация” активно используется в психологической литературе последних лет. Однако в определении содержания этого понятия отсутствует единство.

Депривация – это динамическое состояние, возникающее в жизненных ситуациях, где субъект лишен возможностей для удовлетворения основных (жизненных) потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени.

А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых рассматривают депривацию как “лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей”. “Симтоматика психической депривации может охарактеризовать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности”

Для полноценного развития личности значимыми являются не только и не столько потребности в пище, самосохранении, продолжении рода, сколько во взаимодействии и эмоциональной связи ребенка с близкими людьми. О том, что основное значение в развитии и усвоении детьми общественно-исторического опыта имеет общение, признают в своих трудах многие отечественные психологи: Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин.

В зависимости от лишений человека выделяют различные виды деприваций – материнскую, сенсорную, эмоциональную, когнитивную,соматическую,социальную. Охарактеризуем кратко каждый из названных видов деприваций и покажем, какое влияние оказывают они на детское развитие.

Материнская депривация – разнообразные явления, связанные с воспитанием ребенка в отрыве от матери (семьи). Материнскую депривацию испытывают брошенные дети, дети-сироты, дети, к которым мать эмоционально холодна или слишком занята на работе.

Материнская депривация ведет к разного рода изменениям в психическом развитии. Отклонения в психическом развитии связанные с материнской депривацией проявляются в разном возрасте по-разному, но все они обладают потенциально тяжелыми последствиями для формирования личности ребенка. Полноценное развитие ребенка возможно только в психологическом контакте с матерью. Отрыв ребенка от родителей способствует развитию так называемых депривационных психических расстройств, которые тем тяжелее, чем раньше ребенок оторван от матери и чем длительнее воздействует на него фактор этого отрыва.

В раннем детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития (отставание в общем и речевом развитии, недостаточное развитие тонкой моторики и мимики); в дальнейшем проявляются и эмоциональные нарушения в виде общей сглаженности проявления чувств. Материнская депривация становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости. Разнообразные нарушения привязанности создают основу для развития невротической личности, так как они выводят ребенка на психологически рискованные пути развития. Так, недостаточная сформированность чувства привязанности или его расстройство может постепенно вырасти в личностные проблемы или психические заболевания.

Портрет личности, формирующейся у ребенка, оказавшегося с рождения в условиях материнской депривации:

Агрессия по отношению к людям, вещам;

Чрезмерную подвижность;

Чувство собственной неполноценности;

Постоянные фантазии;

Упрямство;

Неадекватные страхи;

Сверхчувствительность;

Неспособность сосредоточиться на работе;

Неуверенность в принятии решения;

Частые эмоциональные расстройства;

Лживость;

Достижения, не соответствующие нормам хронологического возраста;

Неадекватная, чрезмерно завышенная или наоборот заниженная самооценка;

Говорение с самим собой и т. д.

Пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержка в овладении - ------

Неумение вступать в значимые отношения с другими людьми,

вялость эмоциональных реакций,

Агрессивность,

Неуверенность в себе.

Доверие к миру у детей переживших материнскую депривацию может возникнуть только через эмоциональную теплоту материнской заботы, а также через постоянство и

повторяемость эмоционально-теплой заботы о ребенке. Любовь и тепло, так необходимое каждому ребенку независимо от возраста.

Эмоциональная депривация – эмоциональное (аффективное) лишение в виде отсутствия любви, внимание и нежных чувств по отношению к ребенку. Эмоциональная депривация возникает также в результате нарушения эмоциональных связей ребенка в связи со смертью значимого взрослого.

Известно, что эмоциональная депривация в наибольшей степени свойственна детям, и если они находятся в избыточно изменчивой среде, то развитие происходит таким образом, что ребенок становится социально-гиперактивным. Его привлекают все новые контакты, притом, что не имеет значения, от кого они исходят. Активность детей, испытывающих эмоциональную депривацию, имеет социально-эмоциональную окраску. То есть, они лезут на колени даже к незнакомым людям, стараются привлечь к себе внимание. При подобных контактах всегда устанавливается взаимопонимание, которое характерно большой изменчивостью, хотя и является положительным.

Последствия эмоциональной депривации: малыш становится вялым, снижается его ориентировочная активность, он не стремится к движению, неизменно начинается ослабление здоровья и отставание в развитии по всем параметрам. При эмоциональной депривации возникает развитие “госпитализма”. Именно на этом основании детская смертность в приютах, в период с восемнадцатого по девятнадцатое столетие столь высока, и такое положение наблюдалось в различных странах Запада. Сейчас установлено, что подобная статистика обусловлена отсутствием контакта детей с матерью, то есть, имела место эмоциональная депривация.

Социальная депривация – сужение социального поля активности ребенка и ограничение возможностей для усвоения социальной роли. Крайняя степень социальной депривации – “волчьи” и “одичавшие” дети.

Л.С. Выготский писал о том, что высшие психические функции, которые составляют суть собственно человеческой психики, формируются исключительно благодаря жизни ребенка в обществе, благодаря общению и обучению.

Социальная депривация может носить и менее глобальный характер. Так, если ребенок не имеет опыта общения с представителями тех или иных социальных ролей (отцом, матерью, братьями и сестрами, сверстниками), он будет менее успешен в понимании других людей, предвосхищении их поведения и, следовательно, в построении коммуникаций с ними. Все это в дальнейшем повлияет на эффективность его общения и деятельности.

Когнитивная депривация – возникает в случае, когда внешний мир не упорядочен и слишком изменчив, что снижает возможности понимать, предвосхищать и регулировать сложные изменения.

Когнитивная депривация понимается как дефицит информации, а также как ее хаотичность, изменчивость, неупорядоченность, препятствующая построению адекватных моделей окружающего мира и, следовательно, возможности продуктивно действовать в нем, а также вызывающая ряд определенных психологических феноменов.

Даже правильная, но недостаточно полная информация зачастую не дает возможности построить объективную картину ситуации. Дело в том, что человек интерпретирует ее в соответствии со своими особенностями личности, наделяет ее своими смыслами, рассматривает через призму личной заинтересованности, следствием чего нередко являются ложные убеждения и оценки, приводящие, в свою очередь, к непониманию людьми друг друга. Дефицит адекватной информации считается одной из главных причин конфликтов как в личном, так и в профессиональном общении.

Соматическая депривация – психофизическая ослабленность или серьезная патология органов вследствие перинатальных вредностей, а также отсутствия возможностей полного удовлетворения первичных биологических потребностей.

Сенсорная депривация – является следствием сужения внешних раздражителей и недостатка стимулов – зрительных, слуховых, осязательных и прочих при “обедненной среде”, в которую ребенок попадает, оказавшись в детском доме, больнице, интернате. Сенсорная депривация может возникать у детей, проживающих вместе с родителями или без них в отдаленной от населенных пунктов местности, у прикованных из-за болезни к кровати.

Взаимосвязь между сенсорной депривацией и состоянием человека известна достаточно давно. Влияние ограничения связей человека с внешним миром, в той или иной степени, частично или полностью, широко использовалось на протяжении всей истории человечества. Практика отшельничества, являясь по сути, разновидностью социальной депривации, использовалась, практически, всеми религиями мира. Человек, ставя себя в условия полного отсутствия контакта с другими людьми, устраняя речевую, эмоциональную и социальную практику информационного обмена из своей жизни, достигал весьма необычных состояний, как физических, так и душевных. Многие упражнения и позы различных школ йоги, техники медитаций, обряды посвящения в различные кланы, секты, социальные группы, традиции оздоровительной и врачебной практики разнообразных восточных школ, также указывают на влияние некоторых видов депривации на общее состояние человека и на возможности использования депривации с целью позитивной коррекции этого состояния.

На сегодняшний день о сенсорной депривации известно немало. Доказано, что при дефиците сенсорной информации любого порядка у человека актуализируется потребность в ощущениях и сильных переживаниях, развивается, по сути, сенсорный и/или эмоциональный голод. Это приводит к активизированию процессов воображения, которые воздействуют определенным образом на образную память. В этих условиях способность человека к сохранению и воспроизведению очень ярких и детальных образов воспринятых ранее объектов или ощущений начинает реализовываться как защитный (компенсаторный) механизм. По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации начинают развиваться заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время сменяются эйфорией, раздражительностью. Отмечаются также нарушения памяти, ритм сна и бодрствования, развиваются гипнотические и трансовые состояния, галлюцинации разнообразных форм. Чем жестче услови сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы.

Экспериментальные данные показали также, что сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. При длительной сенсорной депривации возможны органическик изменения или возникновение условий для их возникновения. Недостаточная стимуляция мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным изменениям в нервных клетках.

Традиционно в психолого-педагогической практике выделяются два уровня проявления депривации в зависимости от времени и полноты прерывания связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми:

  • Полная депривация – соответствует условиям, когда ребенок развивается в детском доме и не имеет контактов с родственниками с самого рождения или с раннего детства.
  • Частичная депривация – соответствует условиям развития воспитанников детского дома, имеющих возможность какое-то время проводить в семье или с близкими им людьми.

В зависимости от уровня и степени выраженности негативных проявлений психического состояния имеется следующая дифференциация депривации:

Депривация оказывает большое влияние на становление психических функций человека, развитие его личности в целом. Количество и качество эмоциональных, сенсорных и других стимулов является условием полноценного психического развития в детстве, а также фактором психического благополучия как в детстве, так и в зрелости.

В одних и тех же условиях изоляции характер психической депривации каждого человека во многом будет определяться индивидуальными особенностями личности, в частности значимостью тех потребностей, которые депривированы. Так, люди по-разному переживают изоляцию от общества, и ее последствия для их психики тоже будут различными. Многое зависит от потребности в стимуляции. Еще больше – от мотивации человека, готовности достичь цели, преодолевая внешние и внутренние препятствия.

Люди сталкиваются с депривацией, не только находясь в необычных, экстремальных ситуациях. Особенности устройства современного мира таковы, что способствуют появлению все новых и новых видов депривации. Важно научиться распознавать их, выделять среди других психологических проблем личности.

Воздействие депривации на психическое состояние человека нередко недооценивается психологами. Одна из причин этого – ее скрытый характер. Депривация может какое-то время частично или даже полностью не осознаваться, а ее негативные последствия могут ассоциироваться с другими, более явными, лежащими на поверхности причинами. В связи с этим актуальным, на наш взгляд, является изучение латентной, или маскированной, депривации, которая может возникать на фоне кажущегося внешнего благополучия, но от этого быть не менее опасной. Источник скрытой депривации может находиться в семье, школе, других социальных институтах, обществе в целом.

Депривация, несмотря на сложность и специфичность, не является неизменной и постоянной. При создании вокруг ребенка оптимальных условий ее негативные симптомы сглаживаются, что является важным в плане организации психолого-педагогического сопровождения развития детей.

Список литературы.

1. Бережнова Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М. – Воронеж, 1995.

3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. Т. 6.

4. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб.: Питер, 2005.

5. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1984.

6. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991.

7. Прихожан А.М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2004.

8 . Психическая депривация: Хрестоматия / Сост. Н.Н. Крыгина. – Магнитогорск: Изд-во МАГУ, 2003.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!