Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста – упражнения в игровой форме. Какой должна быть профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Профилактика плоскостопия у детей выводы

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Об этой болезни все мы хоть раз в жизни слышали. Вроде бы при плоскостопии стопа как-то неправильно выгнута, почти как косолапость, только наоборот.

Общественное мнение единодушно: разве ж это настоящая болезнь? Где высокая температура, где адские боли, не дающие спать по ночам? Ну и что, что человек ногу странно ставит, может, ему так удобнее.

Плоскостопием, как следует из названия, называется болезнь, при которой свод стопы теряет свою природную вогнутость и нога становится уплощенной.

Казалось бы, такой небольшой дефект, но вреда от него очень- очень много.

Во-первых, у человека сразу изменяется походка.

Во-вторых, обувь начинает стаптываться неравномерно, внутренняя часть быстрее, чем наружная, но это еще полбеды.

Самое ужасное заключается в том, что такие "плоские" стопы теряют способность пружинить при ходьбе.

Прежде чем раскрыть эту тему, рассмотрим, что же представляет собой стопа.

Человеческая стопа представляет собой сложнейший механизм, который, если верить Чарльзу Дарвину, формировался не одну сотню тысячелетий путем естественного отбора и борьбы за выживание. Известно, что ни у одного животного нет пружинящего свода стопы. Даже прыгучие кенгуру и тушканчики обходятся без него. По мнению ученых-биологов, появление свода стопы у человека напрямую связано с хождением на двух ногах. Чем больше выпрямлялся первобытный предок, тем заметнее становилась у него выемка на ступне.

Стопа сложный биологический орган, напоминающий "сводчатое" сооружение. Условно считают, что в продольном направлении образуется продольный свод, а в поперечном- поперечный. В продольном своде различают наружную, опорную часть и внутреннюю, или рессорную. Костная основа свода, т.е. кости стопы, соединены при помощи суставов и укреплены связками. Свод стопы удерживается длинной подошвенной и пяточно-ладьевидной связками. Следовательно, активная роль в поддержании высоты свода стопы, ее рессорной функции принадлежит мышечно-связочному, костно-мышечному аппарату стопы, мышцам голени, голеностопного сустава. Стопа как единое целое функционирует по законам биомеханики.

В норме при опоре на стопу основная нагрузка приходится на пяточную кость, головки I и V плюсневых костей и на наружный край стопы. Линия опоры стопы при плоскостопии смещается кнутри.

Значительную роль в удержании стопы в правильном положении играет суставная сумка, соединяющая кости стопы с костями голени, а также боковые связки с голеностопного сустава, внутренняя и наружная.

Костные своды стопы укреплены также мышцами и фасциями. Продольно расположенные мышцы укорачивают стопу, а косые и поперечные суживают. Такое двустороннее действие мышц сохраняет сводчатую форму стопы, обеспечивает пружинистость и эластичность походки. А это значительно смягчает удары стопы о землю во время ходьбы, бега, прыжков, ограждая, головной и спинной мозг, а также внутренние органы от сотрясения.

В толще мягких тканей стопы проходят сосуды, нервы. Особо важно помнить: на верхней (тыльной) поверхности стопы сосуды проходят очень поверхностно, так, что можно сосчитать пульс. Также под кожей тыла стопы поверхностно контурируются и сухожилия. Со стороны подошвы сосуды и нервы покрыты толстым слоем мышц и подкожным жировым слоем.

Стопы детей отличаются от стоп взрослых по своему строению и функции.

Вначале скелет стопы проходит хрящевую, а затем костную стадию развития. Заканчивается процесс превращения хрящевой ткани в костную к 15- 19 годам. Вот почему детская стопа очень чувствительна как к положительным, так и отрицательным влияниям внешних факторов.

У детей поверхность кожи на 1 кг веса больше, чем у взрослого. Поэтому у них масса крови, протекающая в толще кожи, представляет половину всей массы крови, в то время как у взрослых - одну треть. Этим и объясняется, что стопы детей больше подвержены охлаждению, чем у взрослых.

Особенность скелета детской стопы - ее радиальная, лучевая форма (т.е. она наиболее широка на концах пальцев, а не на уровне пучков плюснефаланговых суставов, как у взрослых).

Кости стопы ребенка, особенно в возрасте 1-3 лет, интенсивно увеличиваются, дифференцируются по форме и структуре. Неокрепший костный аппарат с эластичными связками, слабыми мышцами является причиной значительных колебаний высоты свода в нагрузке.

Под плоскостопием понимают деформацию стоп, которая сопровождается уплощением ее сводов.

Современный человек делает в среднем десять тысяч шагов в день. И только сердце выполнят физическую работу больше, чем наша стопа. Добавьте к колоссальной нагрузке специфику работы, тесную и неудобную обувь, излишний вес - и вы получите массу неприятных сюрпризов, одним из которых может стать плоскостопие- нарушение свода стопы.

При плоскостопии стопа уплощается и перестает " пружинить" при ходьбе - отсюда боль и чрезмерная утомляемость. Вспомним, что в стопе все части соединяются между собой при помощи связок и мышц. Связки- это своеобразные соединительно-тканные ленты, стягивающие косточки, что и придает стопе характерную сводчатую форму. Многочисленные сосуды и нервы питают эти анатомические образования.

Чтобы нормально ходить, необходима подвижность всех составных частей относительно друг друга. Здоровый человек идет легко, плавно перекатываясь с пятки на пальцы, благодаря мышцам, выстилающим подошву и свод. Ослабление какого-либо звена в этом механизме ведет к деформации всей стопы. В дальнейшем, если плоскостопие не лечить, к нему могут присоединиться грыжа поясничного диска, радикулит и остеохондроз. При нормальном строении стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний несет рессорную, амортизационную функцию, обеспечивая форму стопы, эластичность походки, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений при передвижении.

При плоскостопии стопа несколько удлиняется, что вынуждает больного покупать себе обувь на один или два размера больше, чем понадобилось бы в норме. Бывает, что у основания пальцев нога особенно расширяется, появляются натоптыши и мозоли, а на большом пальце вырастает шишка, поэтому любая обувь кажется узкой.

Деформация стоп сопровождается снижением продольного и поперечного сводов, пружинящих свойств, рессорной функции стопы в целом. Т.к. мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки. Растягиваясь, они уплощают стопу - стопа удлиняется, а пальцы расходятся веером.

При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится синюшной, потливой, холодной.

Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, общая слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка.

У детей, преждевременно (до 10-12 месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на ножках, также развивается плоскостопие. Не надо форсировать у детей раннюю попытку ходьбы. Когда мышцы и другие ткани функционально созревают, ребенок сам попытается пойти. В этом плане вполне закономерно для него ползание. Длительная возможность долго держаться за стенки манежа имеет для детского организма свою отрицательную сторону. Вредно сказывается на формирование стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.

Стопа ребенка на этапе ее формирования и развития имеет свои особенности. Так у детей до 5 лет на подошве хорошо развита подкожная жировая клетчатка, заполняющая свод стопы, что может быть ошибочно принято за плоскостопие. Объем движений стопы у детей больше, чем у стопы взрослых.

При ослаблении (вялости) мышечно-связочного аппарата голеней, голеностопных суставов, связок развивается деформация стоп у детей и подростков. Приблизительно до 7- летнего возраста у детей происходит естественное формирование продольного свода стопы. Патологическая деформация стоп у них чаще определялась в возрасте от 7 до 16 лет, когда происходит наиболее активная оссификация. В эти возрастные периоды отмечается интенсивный рост костей с дифференциацией их формы и структуры, возможна диспропорция между темпами роста костей и мышц. Это наблюдается при костно-мышечной дисплазии сухожильно-связочного аппарата нижних конечностей, в том числе стоп.

В возрастных группах детей и подростков в периоды полового созревания, когда происходят интенсивный рост и увеличение массы тела, наблюдается прогрессирование статического плоскостопия.

Простое продольное плоскостопие у детей и подростков чаще развивается в результате избыточного поворота костей стопы вокруг поперечных осей, проходящих по суставам Шопара, ладьевидно- клиновидному, продольно-плюсневому. При диагностике заболеваний стопы (статическое, плосковальгусное, варусное плоскостопие) у детей важно знать сроки оссификации костей. Полное окостенение ядер костей заканчивается к 16- 17 годам, а замыкание эпифизарной зоны большеберцовой и малоберцовой костей в дистальном отделе - к 20. Следовательно, избыточная нагрузка на точки опоры стопы при слабости мышечно-связочного аппарата нижних конечностей (голеней, голеностопных суставов), позвоночника у детей и подростков приводит к прогрессированию имеющейся в норме незначительной пронации пяточной кости, наклону и ротации таранной кости стопы.

Диагноз продольного плоскостопия основывается на данных подометрии, плантографии и рентгенометрии.

Прогрессирование продольного плоскостопия у детей в возрасте от 7 до 10 лет сопровождается опусканием продольного свода и пронированием стопы. Ладьевидная кость выступает на внутреннем крае стопы.

Недостаточное развитие мышц и связок стопы неблагоприятно сказывается на развитие многих движений у детей. В таких случаях ребенку трудно при ходьбе выполнить перекат с пятки на носок, в прыжках энергично оттолкнуться. Бег выполняется тяжело, на всей ступне. Все это отрицательно влияет на функциональную деятельность внутренних органов и систем, ведет к нарушению осанки и всего опорно-двигательного аппарата, к снижению двигательной активности. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; во время бега, прыжков у них появляются конвульсии, сотрясается тело, что при нормальном анатомо-функциональном развитии стопы не наблюдается; походка их напряженная, неуклюжая. В более старшем возрасте плоскостопие или недостаточность развития стопы может быть серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Распространенным видом деформации стопы является также косолапость, которая в дошкольном возрасте наблюдается в разных формах. Условно их можно разделить на несколько групп.

При косолапости первой группы наружный край стопы имеет большую кривизну. Внешне стопа имеет суженный "подковный" вид. Вследствие такой косолапости нарушается ходьба и осанка, координация между движениями рук и ног, ухудшается устойчивость в равновесии. Тяжесть тела у косолапых детей больше всего приходится на пятку и наружный край стопы, ограничивается подвижность ног, затрудняется ходьба. Такие дети быстро устают, при ходьбе поворачивают туловище направо и налево им свойственна "гусиная ходьба". При второй и третьей группе косолапости ноги искривляются вовнутрь незначительно. Необходимо напомнить, что наружные развороты стопы являются биологически важным фактором, нарушение которого отрицательно воздействует на осанку и походку человека. Необходимо учитывать, что от состояния мышечно-связочного и костно-мышечного аппарата нижних конечностей (в том числе стоп, голеностопных, коленных суставов, мышц голеней) зависит формирование статических, физиологических изгибов позвоночника, осанки. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки.

У ребенка до 4-5 лет стопы даже внешне кажутся "плоскими". Значительная жировая прослойка - тому не объяснение. Обследование большой группы детей с учетом возраста и пола показало, что с ростом происходит увеличение процента нормальных стоп и уменьшение количества "плоских". Более углубленное обследование- изучение отпечатков стоп, специальные измерения, рентгенологические данные - дало основание ортопедам рассматривать пониженный свод у детей как физиологический этап развития стопы. Этот период не требует специального ортопедического лечения.

Увеличение выемки на отпечатках стоп через каждые 6 месяцев будет свидетельствовать о развитии свода. Это с одной стороны.

С другой стороны - если малыш жалуется на быструю утомляемость, боль, ослабленное состояние в ногах (после каких-либо нагрузок, после тяжелых инфекционных и других заболеваний), если у него часто подвертывается стопа, стесывается каблук с внутренней стороны - все это показания для диспансерного наблюдения и применения мер профилактики.

Перестройка функции стопы при достаточной компенсации и своевременном лечении идет постепенно, очень медленно, поэтому профилактику прогрессирования плоскостопия у детей и подростков следует начинать как можно раньше после установления диагноза с учетом сопутствующей костно-мышечной патологии.

При поступлении на лечение основными клиническими жалобами были: боли в области подошвы, в центре свода стопы, у внутреннего края пятки, на тыле стопы (в ее центральной части), между ладьевидной и таранной костями, под внутренней и наружной лодыжками, между головками предплюсневых костей, боли в мышцах голени вследствие их перегрузки.

Жалобы на боли в коленных и тазобедренных суставах были связаны с нарушением рессорной функции стопы.

Боли в области бедра и поясницы связаны с перенапряжением широкой фасции бедра и компенсаторно-усиленного лордоза. При этом дети стаптывают обувь с внутренней стороны подошвы и каблука.

Важно соблюдение правил гигиены стопы, разумно сконструированная и правильно используемая обувь.

К этим правилам относится:

Уход за кожей (ежедневные гигиенические ванночки с детским мылом, содой при температуре воды +36-37);

Ногтями (ногти следует подрезать раз в неделю. Линия ногтя должна быть прямой, а не овальной, иначе ноготь может врасти в кожу);

Правильный подбор чулок, носков и обуви.

Чулки должны соответствовать размеру стопы. Рекомендуется носить чулки, хорошо пропускающие воздух и впитывающие пот. Лучше всего соответствуют этим требованиям хлопчатобумажные и шерстяные изделия. Детям, страдающим повышенной потливостью, кожными заболеваниями, ревматизмом, чулки и носки из синтетических волокон носить вовсе не рекомендуется.

Теперь об обуви.

У мальчиков и девочек ежегодный прирост стопы (до 7 лет включительно) составляет в среднем 11 мм.

Правильно менять обувь раз в 6 месяцев и учитывать при этом не только размер, но и полноту. Все дело в том, что стопы при одной и той же длине имеют различную полноту. Поэтому обувь и колодка одного и того же номера выпускаются нескольких поперечных размеров - полнот. (Под полнотой обуви понимается соотношение поперечных ее размеров и длины.) Для детей шьют обувь обычно двух полнот.

Основное назначение обуви для детей первого года жизни - утеплять стопы. Вот почему пинетки шьют из мягких материалов.

Детям от 1 до2 лет требуется обувь с более прочной подошвой и носком. Еще большая прочность подошвы и носка в обуви детей от 2 до 7 лет. В этом возрасте стопы мальчиков и девочек не имеют больших различий, и поэтому внутренняя форма и размеры обуви для них одинаковы.

Детскую обувь рекомендуется изготовлять из кожи. Кроме кожи, для верха обуви используются ткани текстильные, шерстяные и мех. Обувь должна быть устойчивой, обязательно с задником и удобно закрепляться на ноге (шнурками, чрезподъемными ремнями, пуговицами, "молнией"); задник - достаточно устойчивым и не допускать скольжения стопы, низ обуви на уровне пучков (плюснефаланговых суставов и корня пальцев)- эластичным.

Уменьшение жесткости подошвы обеспечивает равномерное распределение нагрузки по всей площади опоры и правильный режим движения стопы.

Ровная, плоская, негнущаяся подошва, так называемый жесткий низ обуви, ограничивая движения большого пальца, сдвигает его кнаружи. Страдает от этого мышца, отводящая большой палец.

Жесткая обувь также ограничивает движения суставов стоп, затрудняет ходьбу. Наступает быстрое утомление мышц, что способствует развитию плоскостопия.

Слишком мягкая подошва при длительном стоянии, ходьбе по твердому грунту, асфальту, полу приводит к быстрому утомлению мышц, а, следовательно, и распластыванию стопы. Используется такая обувь строго по показаниям (для занятий гимнастики) и ограниченно по времени.

По весу обувь должна быть максимально легкой, такой, чтоб не перегружать стопу своим весом. Тяжелая обувь затрудняет передвижение, увеличивает расход энергии, приводит к утомлению.

Для детской обуви необходим каблук. Каблук, искусственно повышая свод стопы, предупреждает плоскостопие, защищает пятку от ушибов, повышает износоустойчивость обуви. Высота каблука обуви для дошкольников от 5 до 10 мм (вместе с толщиной подошвы). Стелька должна иметь прямой внутренний край, учитывая лучевую форму детской стопы.

Обувь подбирают не только по размеру (длине) и полноте (окружности), но и с учетом сезона и назначения. Таким образом, размер обуви должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стопы.

Обувь не должна быть слишком тесной или просторной.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука.

К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а, следовательно, удлиняется.

Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому, особое значение имеет организация профилактики плоскостопия в раннем возрасте.

В дошкольном возрасте, когда организм отличается большой пластичностью, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности.

Для этой цели используются упражнения в "подошвенном сгибании" стопы, а также движения вокруг вертикальной оси голеностопного сустава, и выполняются они из различных исходных положений: сидя, лежа, стоя.

Вместе с тем, чтобы не перегружать еще неокрепшие мышцы, на первых порах нужно чаще использовать упражнения, выполняемые из исходного положения сидя и лежа, причем работу по профилактике плоскостопия необходимо проводить систематически, постепенно увеличивая нагрузку.

Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках в подвижных играх.

Главное назначение корригирующих упражнений - активное пронирование стопы (положение стопы на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать правильные жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.

Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы.

Время пребывания ребенка босиком вначале составляет 30-40 минут в день, а затем оно увеличивается.

Для повышения эффективности ходьбы босиком целесообразно параллельно проводить закаливание ног обмыванием и обливанием с последующим растиранием их сухим полотенцем.

Обливание ног лучше всего делать по способу контрастного закаливания. После обливания ног прохладной водой и растирания их досуха обязательно дается несколько специальных упражнений: переступание с пятки на носок, перетоп и др.

После занятий физическими упражнениями необходимо расслабить мышцы ног. Для этого, помимо водных процедур, целесообразно использовать массаж, который проводится в такой последовательности : вначале растирают пальцы, затем поглаживанием и растиранием массируют подошвенную и тыльную часть стопы, пятки, ахиллово сухожилие, голеностопный сустав и, наконец, голень.

Систематически и последовательно применяя специальные физические упражнения, закаливающие процедуры, массаж, можно приостановить развитие плоскостопия у детей и даже исправить его.

По мнению М.Кузнецовой, специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы (см. Приложение 1). Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы. Автор также подчеркивает, что здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольных учреждениях.

И. Сергееня, кандидат педагогических наук, предлагает специальные упражнения для укрепления мышц и связок стопы, которые рекомендует включать в утреннюю гимнастику (по 2-3 упражнения), в физкультурное занятие (по 3-4 упражнения), в комплексы для специальных занятий с детьми, имеющими плоскостопие (по 8-10 упражнений), а также использовать во время прогулок. Причем наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком (см. Приложение 2).

Т. Сулимцев, кандидат медицинских наук, Т.Шанина, предлагают, в работе с детьми, у которых выявлены нарушения рессорного аппарата стопы, использовать задания типа: "Кто быстрее пальцами ног соберет пуговицы", "Перейти через ручеек по палке", "Пройти на носочках", "Косолапый мишка", "Не урони мяч" и т.д. В утренние или вечерние часы проводить комплексы специальных упражнений (6-10 мин): собрать веревку пальцами ног, ходьба на носках, пятках, на внешней стороне свода стопы, прокатить палку по полу стопами и т. д. С этой целью в летнее время на участке организовывать ходьбу босиком по рыхлой неровной поверхности, по траве песку. На физкультурных занятиях в вводную или заключительную часть обязательно вводить ходьбу на носках, пятках, по канату, обручу. Использовать малогабаритные физкультурные снаряды: гимнастические палки, теннисные мячи, кубики, канаты, скакалки, ребристую доску, которые способствуют более правильному выполнению физических упражнений.

Для предупреждения и коррекции плоскостопия и косолапости у дошкольников А. Саркисян, Г.Овакимян предлагают упражнения, которые проводятся в определенной последовательности в три этапа.

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения - вверх - вниз, вправо - влево; из положения основной стойки тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.

С целью повышения тонуса и функции трёхглавой мышцы голени используют упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклонной местности. Для улучшения периферического кровообращения предлагаются разнообразные общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы, пронация и супинация стопы и т. д. Все это не только способствует развитию мышц конечностей, формированию дуги стопы, профилактике или коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки.

На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удержание и выбрасывание их (камушки разных размеров, круглые палки, прутья, веревки разной толщины, мешочки с песком и т. д.), перекатывание стопой набивного мяча; кроме того, давление стопой на резиновый массажер и ходьба по резиновой дорожке - массажеру. Для правильной и симметричной постановки стоп используются деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые изготавливаются с учетом возрастных особенностей, длины и ширины, глубины наружной и внутренней дуги стоп, величины угла разворота носков, их направленности и т. д.

На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребенка, используются различные приспособления универсального типа, усложняется также способ перемещения ребенка на этих снарядах: дети ходят по наклонной доске (угол наклона которой постепенно увеличивается), по дорожкам, лесенке, мостику - качелям, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы, кирпичам и т. д. все вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию косолапости и плоскостопия.

Как же определить, есть ли у детей плоскостопие или нет?

Существует несколько методов диагностики плоскостопия.

Обследование стоп нужно начинать с наружного осмотра обуви. Резкое снашивание каблука указывает на увеличенную нагрузку в области заднего отдела стопы, нависание верхней части обуви над подошвой с внутренней или с наружной стороны свидетельствует о неправильной походке, о боковом искривлении стопы.

Определить степень плоскостопия помогают отпечатки стоп.

Для получения отпечатков стоп применяют методику - ихнографию.

На один конец дорожки темного цвета из линолеума длиной 12-14 м и шириной 130см наносится тонкий слой порошка мела. Ребенок становится на этот участок дорожки и по указанию воспитателя "протирает" ноги, т.е. окрашивает подошвы мелом. Затем ему предлагается пройти по дорожке и принести игрушку. Таким простым способом у каждого ребенка фиксируются отпечатки стоп (см. рис.). Полученные отпечатки подвергаются анализу и в анкете фиксируются такие показатели: прямолинейность и равномерность ходьбы, длина, ширина шага, величина угла разворота носков, шарканье ног, косолапость и плоскостопие.

На дорожке дети 2-7 лет делают 20-30 шагов. С помощью измерительных приборов фиксируются вышеизложенные данные, а также нарушения и деформация.

После этого даются нормы и показатели для моделирования дорожки с отпечатками стоп, которую широко можно использовать для коррекции и устранения недостатков у детей (см. Приложение 3).

Еще один метод диагностики плоскостопия - метод Фридланда .

Нужно измерить высоту стопы (то есть расстояние от пола до верхнего края ладьевидной кости - это самое высокое место на стопе). Потом измерить длину стопы. Далее умножить высоту стопы на 100 и разделить на длину. Полученная цифра называется "подометрическим индексом". Нормальный индекс - от 31 до 29. если в пределах 27-29, плоскостопие имеется. Если ниже 25 - плоскостопие значительное.

Точнее поставить диагноз и установить степень плоскостопия можно при помощи рентгенологического исследования . Рентгенограмму обычно делают стоя. Боковые снимки показывают, какие кости стопы повинны в том, что продольный свод стал плоским, и почему головки костей расположены неправильно.

В дошкольных учреждениях, в основном, используется самый доступный и простой метод - плантография .

Для получения отпечатков стоп используется плантограф, состоящий из основания и прикрепленной к нему с помощью ремешков двойной рамки. Между рамками натягиваются и скрепляются два слоя марли и полиэтиленовая пленка так, чтобы марля (которая хорошо впитывает и предохраняет краску от высыхания) была обращена внутрь, в сторону основания плантографа, а пленка, предохраняющая подошву от загрязнения краской, - наружу, в сторону стопы. На марлю наносится слой разведенной в керосине типографской краски, а на основание плантографа кладется чистый лист бумаги, и рамка опускается. Ребенок становится обеими ногами на пленку плантографа для получения отпечатка (плантограммы). Этот метод позволяет анализировать состояние стопы в динамике. Оценка плантограммы базируется на рассмотрении двух линий, проведенных на отпечатке и соединяющих середину пятки с основанием большого пальца и вторым межпальцевым промежутком.

В норме внутренний изгиб контура отпечатка находится вне этих линий, при уплощении располагается между ними, при плоскостопии заходит во вторую от наружного края линию.

Дети, у которых выявлены нарушения рессорного аппарата стопы, находятся под специальным контролем.

С помощью метода плантографии, в дошкольном учреждении, мной были обследованы дети подготовительной группы. Из продиагостированных 19 детей: 1 ребенок имеет уплощение стопы, 1- плоскостопие, что составляет10,5% от всей группы. Основная масса детей имеет нормальную стопу.

Сюняева Диля имеет уплощение стопы правой ноги. Обувь у ребенка отвечает требованиям: плотно облегает ногу, имеет жесткий задник, стельки - супинаторы, эластичную подошву и небольшой каблук. При ходьбе, беге девочка незначительно прихрамывает.

Долгов Илья страдает плоскостопием. Обувь у ребенка не отвечает требованиям: отрытый носик в виде ремешков, отсутствует задник, подошва жесткая, без каблука. Внутренняя сторона подошвы и часть ремешков сношена. Походка у ребенка неуклюжая, напряженная. Илья сильно топает и размахивает руками, бегает на всей ступне, в прыжке отталкивается не энергично, при ходьбе часто жалуется на боли в области голеностопа. Илья малоподвижен, в играх предпочитает второстепенные роли. Для мальчика есть еще возможность улучшить форму и функцию стоп, если подобрать правильную обувь, последующее время заниматься лечебной гимнастикой и выполнять специальные гимнастические упражнения не только в дошкольном учреждении, но и дома. Необходимо провести индивидуальную беседу с родителями, о серьезном положении и болезни, которой страдает их ребенок. Порекомендовать ежедневные специальные упражнения, сделать массажные дорожки из бросового материала для хождения по ним дома босиком. Летом ходить босиком по грунту, по рыхлой, неровной поверхности, по траве, песку. Объяснить, что дают такие упражнения и для чего они необходимы.

В дошкольном учреждении, которое посещают продиагностированные дети, приоритетное направление - физкультурно-оздоровительное .

В утренние гигиенические гимнастики, на физкультурных занятиях, в утренние и вечерние часы, во всех возрастных группах, включаются специальные упражнения для профилактики плоскостопия: ходьба на носках, на пятках, на наружных краях стоп, по канату, по гимнастическим палкам (приставным шагом), по ребристым доскам, по наклонной плоскости, катание мяча ногами. Ходьба босиком по массажным коврикам, которые выполняются также и после дневного сна. Такие упражнения способствуют укреплению свода стопы, т.к. ребенок, наступая на неровную поверхность, непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы.

Также в дошкольном учреждении проводятся консультации для родителей и родительские собрания, посвященные проблеме профилактики плоскостопия, в которых обязательно принимает участие старшая медсестра. Хороший эффект дают беседы с родителями о внимательном отношении к обуви ребенка, о недопустимости постоянной ходьбы в чешках, стоптанных или больших по размеру тапочках.

В приемных возрастных групп для родителей, на папках- передвижках, размещена информация: "Внимание плоскостопия!", где приводится изображения отпечатков стоп правильной и неправильной формы, комплексы специальных физических упражнений для занятий в домашних условиях. Организуются консультации для родителей на темы: "Какая должна быть обувь", "Одевайте детей правильно".

В дошкольном учреждении идет согласованная работа по профилактике плоскостопия между воспитателями, физкультурным работником, медсестрой и родителями. Детям, с выявленным плоскостопием назначаются специальные упражнения, проводятся беседы с родителями. Ответственные родители стараются сотрудничать с работниками дошкольного учреждения, посещаемым ребенком и достигаются положительные результаты. Поэтому, как видно из результатов диагностики, практически все дети идущие в школу, имеют правильно сформированную стопу.

В заключении вышеизложенного сделаем вывод.

Для профилактики плоскостопия у детей необходимо проводить динамические осмотры, чтобы как можно раньше распознать плоскостопие.

В связи с этим назначить специальные упражнения. Своевременное его лечение общедоступными упражнениями, помогут избавить детей от этого недостатка или, уменьшить его. Проводить общекоррегирующую лечебную гимнастику, под наблюдением медицинского персонала. С родителями, у детей которых выявлена плоскостопия, проводить беседы на темы, какую обувь необходимо носить, о подборки и проведении специальных упражнений, в домашних условиях. В дошкольном учреждении проводить специально подобранные общеукрепляющие упражнения, которые способствуют коррекции стоп.

Так как от сформированности стопы в значительной мере зависит и правильная осанка, и походка, и двигательная активность ребенка, необходимо постоянно применять в работе с детьми упражнения для профилактики плоскостопия.

Приложение 1

Упражнения для коррекции стопы

Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.

1. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.

2. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

3. Ходьба по палке.

4. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

5. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.

6. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.

7. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.

8. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).

Приложение 2

Упражнения для профилактики плоскостопия

1. И.п.: сидя на стульчике, ноги слегка расставлены. Поочередное поднимание носков и пяток (6-8 раз).

2. И.п.: то же, но ноги вместе, согнуты под прямым углом. 1- активно согнуть пальцы ног (посмотреть, насколько уменьшилась длина стопы); 2- вернуться в и.п.

3. И. п.: то же. Поднимая и опуская носки, надавливая при этом пальцами на пол, имитеровать подгребание ими песка (6-8 раз) . 4. И. п.: то же, но ноги выпрямить и слегка приподнять. Повороты и вращения стопы с предельно согнутыми пальцами (8-10 раз) . 5. Упражнение "Веселые ножки". Дети сидят на стульчиках, руки на поясе. На "раз"- выставить правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме (носок смотрит вверх), на "два" - выпрямить подъем и коснуться пола концами пальцев; на "три" - ногу на пятку; на "четыре"- приставить ногу. То же с другой ноги. Следить, чтобы при выставлении ноги на носок дети не поворачивали ступню внутрь (не косолапили). Спину и голову держать прямо (4-8 раз).

6. И.п.: сидя на стульчике (или стоя). Катание ногой маленького мяча, гимнастической палки, чурбанчика и др. (по 10-15 сек.каждой ногой).

7. И.п.: то же, но между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях (6-8 раз).

8. И.п.: сидя на стульчике, согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет, приподнимать его и удерживать в этом положении - 5-10 сек. То же с другой ноги. (Можно проводить в форме соревнования: кто продержит дольше.)

9. И.п.: упор сидя. Активное сгибание и разгибание стоп (10-12 раз).

10. И.п.: то же. Согнуть левую ногу и поставить на носок за коленом правой ноги. То же с другой ноги(6-8 раз).

11. И.п.: лежа на животе. Повороты голени внутрь и наружу (пронация и супинация).

12. И.п.: то же. 1- согнуть левую ногу, носок активно взять на себя; 2- и.п. 3-4- то же с другой ноги (8-10 раз).

13. И.п.: стоя на коленях, руки на поясе. 1-2-сед на пятки.3-4 - и.п.(6-8 раз).

14. И.п.: стоя руки на поясе. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола (15-20 сек.).

15. И.п.: то же. Перекаты с пяток на носки и обратно (8-10 раз).

16. И.п.: стоя у гимнастической стенки. Ходьба на месте, высоко поднимая бедро с "подошвенным сгибанием" стопы(15 сек.).

17. Ходьба с фиксированным перекатом с пятки на носок (15-20 сек).

18. Ходьба с согнутыми пальцами ног (10 сек).

19. И.п.: о.с. 1-4-четыре шага на носках, руки вверх (смотреть на руки). 5-8-четыре шага в полуприседе (приседе), руки на поясе (игра "Великаны- карлики").4-8 раз.

20. Ходьба с прямой постановкой стоп с фиксированным перекатом с пятки на носок по узкому коридору, размеченному на полу.

21. Ходьба по ребристой доске.

22. Ходьба приставным шагом в сторону по канату. То же по узкой стороне скамейки (упражнение для детей старшего дошкольного возраста).

23. Ходьба по лежащей лесенке с захватыванием ее перекладины пальцами ног.

24. Ходьба крадучись (бесшумная ходьба) с постановкой ноги с носка на всю ступню.

25. Перешагивание через набивные мячи, гимнастические палки, кубики.

26. Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперед (бесшумно, на носках).

27. Упражнение "Воробей". Дети выполняют три пружинистых подскока, четвертый энергичный подскок - вверх, руки в стороны. Повторить 4-6 раз.

28. Спрыгивание с невысоких предметов, приземляясь на носки с переходом на всю ступню, эластично сгибая ноги в коленях (высота для младших школьников 10-15 см, детей 4-5 лет-20-25 см, для старших дошкольников- 30-35 см).

29. То же, но спрыгивание в круг с последующим энергичным выпрыгиванием из него.

30. Прыжки с доставанием ориентира.

31. Балансирование на набивном мяче (для старшего дошкольного возраста).

32. Стоя на набивном мяче, переступая ногами, передвигаться вперед (для старшего дошкольного возраста).

33. Захват мелких предметов (камушков, шишек, специально приготовленных для этой цели кубиков и т. д.) пальцами ног с последующим броском. Это упражнение интересно проводить в форме соревнования.

Приложение 3

Показатели для моделирования дорожек с отпечатками стоп

Шаблон стопы, см

Дорожки с отпечатками

Длина стоп

Ширина стоп

свода стопы

шагов, см

Величина разворота носков (в градусах)

Ширина шага, см

Глубина свода стопы, см

Литература

1. Голинская М.С., Носова Н.Г., Конторович А.Е. Принципы профилактики прогрессирования плоскостопия у детей и подростков // мед.помощь.-2003.-№5.-с.41-45

2. Крамаренко Г. Как ухаживать за стопами детей дошкольного возраста //Д/В.-1976.- №6.-с.38-39

3. Кузнецова М. Двигательная активность детей. Плоскостопие //Д/В.-1993.-№ 9.-с.31-33

4. Саркисян А., Овакимян Г. Детское плоскостопие и косолапость //Д/В.-1991.-№7.-с.19-25

5. Сергееня И. Профилактика плоскостопия // Д/В.-1985.-№6.-с.58-60

6. СулимцевТ., ШанинаТ. Выявление и профилактика плоскостопия у дошкольников //Д/В.-1986.-№6.-с.13-14

7. Чабовская А.П., Голубев В.В., Егорова Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста// М.: Просвещение, 1987.-с.65-66

8. Шаркова О. Пятки вместе, носки врозь //Семейный лекарь.-2003.-№10 (62). -с.14

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о таком состоянии, как плоскостопие у детей дошкольного возраста. В последнее время данная проблема является достаточно актуальной среди молодых родителей. Особенно их беспокоит вопрос профилактических мероприятий, направленных на предотвращение подобного отклонения. В данной статье мы об этом поговорим, а также о способах лечения, степенях плоскостопия и причинах его развития.

Классификация

1. Нормальная стопа.
2. Плоскостопие.

Данное нарушение ортопедического характера имеет различные виды. Классификация основана на времени приобретения недуга, причинам, направлению распластывания.

  1. На основе предрасполагающих факторов различают:
  • травматическое;
  • рахитическое — последствие нарушения минерального или витаминного обмена;
  • паралитическое – наблюдается у малышей с ДЦП ;
  • статическое — слабость мышечных волокон стопы.
  1. По тому, когда возникают:
  • врожденное — является последствием генетических нарушений;
  • приобретенное — результат заболеваний или отклонений в развитии мышечной или костной ткани стопы.
  1. По направлению расширения:
  • Продольное — плоскостопие расширяется, увеличиваясь в продольном размере;
  • поперечное — увеличивается в поперечном направлении, чаще всего наблюдается у малышей в раннем возрастном периоде;
  • смешанное (продольно-поперечное) — у деток наблюдается очень редко.

Также различают и степени плоскостопия у детей. Всего существует три вида, характеризующихся специфическими признаками.

  1. Первая степень:
  • ослабленность связочного аппарата;
  • изменение форм стопы не наблюдаются;
  • походка постепенно изменяется;
  • появляется дискомфорт при хождении;
  • ребенок жалуется на усталость и боль в ногах, наблюдающихся в результате длительной нагрузки;
  • после отдыха — болезненные ощущения исчезают.
  1. Вторая степень:
  • распластывание стопы становится визуально заметным;
  • боль имеет постоянный и более интенсивный характер;
  • ощущение болезненности распространяется до коленного сустава;
  • могут возникнуть сложности при ходьбе;
  • разовьется косолапость.
  1. Третья степень:
  • сильно выраженные изменения в стопе;
  • заболевание сопровождается такими патологиями, как сколиоз , межпозвоночная грыжа, артроз;
  • при осмотре конечности можно заметить, что большой палец оттопырен кнаружи;
  • чувство болезненности может распространяться даже до таза;
  • характерны частые боли в голове;
  • наблюдается серьезные проблемы с самостоятельным передвижением;
  • полностью отсутствует возможность ношения стандартной обуви.

Возможные причины

Ношение плохой обуви способствует развитию плоскостопия

Когда стоит вопрос о том, каким должно быть лечение плоскостопия у детей, то очень важно выявить вероятные причины развития подобного состояния. В очень редких случаях имеет место врожденный характер. Но значительно чаще встречаются такие предрасполагающие факторы:

  • наследственность;
  • избыточная масса тела;
  • травмирование нижних конечностей;
  • ношение плохой обуви;
  • чрезмерные физические нагрузки, которые не соответствуют возрастным особенностям ребенка;
  • частое регулярное хождение по твердой, гладкой поверхности без обуви;
  • преждевременное становление малыша на ноги и начало хождения;
  • осложнения после перенесенного рахита или полиомиелита.

Иногда родители допускают большую ошибку, покупая обувь на вырост или выбирая слишком тесную пару. Именно это чаще всего приводит к развитию плоскостопия.

Признаки

В большинстве случаев, плоскостопие не имеет каких-либо характерных симптомов. Зачастую его диагностируют при помощи визуального осмотра. Однако, могут наблюдаться и характерные признаки проблем ортопедического характера.

  1. Болезненные ощущения в нижних конечностях, особенно в стопах, иногда сопровождаемые судорогами.
  2. Боль в спине.
  3. Чувство дискомфорта при хождении.
  4. Изменение походки.
  5. Сильные боли после физических нагрузок.
  6. Обувь ребенка снашивается неравномерно, как правило, с одной стороны.
  7. Чувство усталости при ходьбе.
  8. Явная косолапость.
  9. Когда малыш ходит, можно заметить, что он наступает на внутренние края стопы.

Диагностика

Тест на плоскостопие. Нормальная стопа

  1. Личный осмотр ортопеда, сбор жалоб, проверка подошвы обуви.
  2. Плантография, которая позволяет определить объем движений, и выявить характер походки.
  3. Врач может назначить сравнительный анализ, который позволит увидеть динамику изменений в своде стопы. Так ребенку нужно будет наблюдаться, раз в полгода посещать кабинет ортопеда.
  4. Когда диагноз подтверждается, возникает необходимость определения степени плоскостопия. С этой целью назначается рентген, который делается в двух проекциях.

Кроме того, для детей старше шести лет, имеющих сформированную стопу, родители могут дома провести тест на плоскостопие. Для этого вам понадобится смазать маслом или краской поверхность стопы малыша, и попросить ребенка, чтобы он поставил ножку на лист бумаги. Потом нужно изучить полученный рисунок. Если картина похожа на изображение фасоли, то свод стопы нормальный, если нет, скорее всего, имеет место плоскостопие.

Последствия

Сколиоз — вариант возможного последствия

Родители должны понимать, что данное ортопедическое нарушение может иметь серьезные осложнения для здоровья ребенка. Поэтому, так важно своевременно диагностировать недуг и начинать его лечение, а еще лучше позаботиться о соблюдении профилактических мер, чтоб не допустить развития плоскостопия.

Так могут возникнуть следующие последствия:

  • формирование сколиоза;
  • развитие артроза;
  • искривление пальцев на нижних конечностях;
  • врастание ногтей;
  • хромота;
  • косолапость;
  • деформация костей;
  • развитие позвоночной грыжи;
  • радикулит;
  • артрит;
  • остеохондроз.

Лечение

Лечебный массаж

  1. Лечебная физкультура.
  2. Физиопроцедуры, в частности электрофорез, ионофорез, ванночки с отварами трав или морской солью.
  3. Мануальная терапия.
  4. Лечебный массаж.
  5. Рефлексотерапия.
  6. Санаторное лечение, если имеется необходимость.
  7. Ношение ортопедической обуви или стелек.

Меры предосторожности

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста включает в себя следующее:

  • частые посещения ортопеда в раннем возрасте, после годовалого возраста разрешается раз в год;
  • массаж стоп с первых месяцев жизни;
  • совершение профилактических упражнений;
  • с учетом материалов и качества, в соответствии с размером ноги;
  • хождение босиком по неровным поверхностям, например, по песку, траве, гальке или специальному коврику;
  • обливание ножек водой комнатной температуры для улучшения кровообращения в нижних конечностях;
  • правильно подбирать физические нагрузки в соответствии с возрастом ребенка;
  • не перенагружать малыша.

Разминка

Перед проведением гимнастических упражнений важно сначала совершать простые действия для разогрева ножек. Обязательно делать разминку без обуви, в носочках, но только тонких, и ходить по нескользкой поверхности. Все упражнения совершаются по кругу:

  • на носочках;
  • ходим на пятках;
  • используем внутреннюю поверхность стопы, при этом ножки сгибаются в коленках;
  • переходим на внешнюю сторону стопы;
  • шагаем по наклонной поверхности;
  • переходим на неровную.

Упражнения дома

Специальный коврик для профилактики плоскостопия

Если вас интересует профилактика плоскостопия у детей, то необходимо понимать, что родителям под силу и в домашних условиях совершать определенные упражнения, для предотвращения этого недуга.

  1. Необходимо поочередно рисовать ножками на листке бумаги, зажимая карандаш пальцами нижней конечности.
  2. Пусть малыш с помощью пальчиков попытается собрать мелкие детальки в определенную коробку.
  3. Положите перед ребенком маленький шарик или кубик и попросите, чтобы он с помощью стопы смог переместить его сначала влево, затем вправо и положить на место.
  4. Посадите малыша, скажите, чтобы он крепко удерживал пятки на полу, при этом носочки должны быть приподнятыми. Ваша задача расположить перед ним кусочек ткани, который ребенок должен зацепить с помощью пальцев и потянуть на себя.
  5. Посадите ребенка на невысокий стул. Задайте задание поочереди поднимать ножки (максимально высоко), вытягивая носки. В приподнятой позиции необходимо удерживать конечности до 15 секунд, затем опускать их.

Очень важно, чтобы упражнения совершались при хорошем настроении малыша, не делались против его воли. Не стоит слишком перенапрягать ребенка, чередуйте занятия с другими видами деятельности.

Лечебная гимнастика

Давайте рассмотрим эффективные упражнения при плоскостопии у детей.

  1. Хлопки. Ребенок садится на гимнастическую скамью, при этом ножки находятся на полу, носочки разводятся в противоположные стороны. По определенному сигналу малыш должен соединить их, при этом будет слышен характерный хлопок. После хлопка, ножки снова отводятся в разные стороны.
  2. Качели. Ребенок находится на скамье, при этом необходимо, чтобы ножки были вытянуты и пяточки упирались в пол. Под специальный счет малыш будет притягивать носочки к себе и постепенно отпускать их назад.
  3. Балет. Сидя на скамье, малыш опирается об нее двумя ручками, при этом вытягивает ножки. Упражнение заключается в том, что необходимо постепенно потягивать нижние конечности, при этом опираться пальчиками. Заканчивается оно разворотом носочков вовнутрь.
  4. Барабанщик. В положении сидя ребенок пытается отбить ритм любого стихотворения с помощью пальцев ног.
  5. Художник. Малыш стоит, ручки кладет на пояс. В таком положении он должен изображать различные фигуры с помощью пальцев ног, при этом нельзя сдвигаться с места.
  6. Улитка. В положении стоя, малыш приподнимает пальчики нижних конечностей, подгибает их, при этом упирается в пол. Делать данное упражнение необходимо, постепенно передвигаясь. Потом нужно будет встать на пяточки, при этом приподнять носок, затем полностью опуститься на стопу.
  7. Маляр. Малыш лежит на спине. Необходимо водить то одной, то другой ножкой по противоположной.

Теперь вам известно, что собой представляет плоскостопие. Помните о том, что лучше предупредить заболевание, чем потом его лечить. Поэтому не стоит лениться и делать профилактические упражнения. Родители должны помнить о возможных последствиях при отсутствии надлежащего лечения. Не затягивайте с обращением к врачу, вовремя реагируйте на сомнительные симптомы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

подготовил: Горбова Ю.А. инструктор по ФИЗО Путилова Г.В., медицинская сестра Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

2 слайд

Описание слайда:

Что такое плоскостопие? Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола). Порой родители не осознают серьезность этого заболевания, так как со стороны этого не заметно поначалу и, на первый взгляд, не оказывает значительного негативного влияния на ребенка. Однако это заблуждение может привести к печальным последствиям. Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» (встряска) достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к более «взрослым» заболеваниям ОДА и позвоночника (артрозам, сколиозам). Мы используем некоторые приемы, направленные на укрепление мышц, которые подтягивают свод стопы, улучшают ее кровоснабжение, оказывают мягкое воздействие на суставы и связочный аппарат. Родители должны помнить, что плоскостопие - это недуг, который при отсутствии адекватной терапии приводит к серьезным осложнениям и сильной деформации костей стопы

3 слайд

Описание слайда:

Формирование детской стопы: У детей до 2-х лет наблюдается физиологическое плоскостопие, т.е. практически отсутствует свод стопы. К 2-3 годам кости становятся более прочными, крепнут связки и мышцы, и стопа начинает приобретать «взрослую» форму. Ребенок теперь хорошо стоит на ногах и может совершать долгие пешие прогулки. Процесс формирования стопы продолжается до 5-6 лет. Только после этого возраста можно с определенностью говорить о наличии или отсутствии плоскостопия у ребенка. Приведем простой тест для проверки наличия или исключения плоскостопия: если намазать стопу ребенка краской или мазлом и сделать отпечаток на чистом листе бумаги (бумага лежит на ровной поверхности, ребенок опирается на ногу всей массой тела), то вы получите наглядную картинку стопы со всеми изъянами. Если отпечаталась только пятка, внешний контур стопы и передняя часть с пальцами- все в порядке. А если на рисунке вся стопа или лишь средняя часть – это плоскостопие. Таким образом проводят предварительную диагностику детям школьного возраста. У малышей диагностирует этот диагноз врач – ортопед.

4 слайд

Описание слайда:

Признаки плоскостопия: быстрая утомляемость ног; к вечеру возможное появление отека стоп, которого не будет утром; ноющие боли при стоянии или ходьбе в голенях и стопах; быстрое изнашивание внутренней стороны подошвы; ребенок ходит с широко наставленными ногами, слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы; стопа имеет неправильную форму или становится шире; врастание ногтей пальцев ног в кожу; искривление пальцев ног; появление мозолей.

5 слайд

Описание слайда:

Причины плоскостопия у детей: лишний вес; рахит; травмы стопы; врожденная слабость мышц и связок стопы; паралич мышц ног; наследственность; чрезмерная гибкость.

6 слайд

Описание слайда:

10 факторов развития плоскостопия: недоразвитие мышц стопы; слабость мышечно-связочного аппарата стопы, может быть в результате рахита; большие физические нагрузки; излишний вес; длительное пребывание в постели (в результате болезни); ношение неправильно подобранной обуви; косолапость; Х-образная форма ножек; травмы стопы, голеностопного сустава; наследственная предрасположенность.

7 слайд

Описание слайда:

Упражнения по профилактике плоскостопия: 1. Ходьба: на месте, не отрывая носки от пола; на носках, в приседе на носках, в полуприседе; на пятках; перекатом с пятки на носок; на внешней стороне стопы; приставным шагом по обручу, палке, веревке, канату, ребристой дорожке; по кочкам; по ребристой дорожке; по сенсорным дорожкам (в группе). Все упражнения и приемы, которые мы вам предлагаем и демонстрируем опробированы нами на занятия по физической культуре, на гимнастике после дневного сна в группах, на прогулке на участках в теплый период и на спортивной площадке летом и весной, когда это нам позволяет делать мягкая подошва обуви. В группах мы ходим по самодельным сенсорным дорожкам (из подручного и нетрадиционного материала), палкам, веревкам, канату. В спортивном зале спектр инвентаря можно расширить и увеличить в размерах: гимнастическая стенка, ходунки, ребристые дорожки различной длины, также идут в ход еловые шишки, яичные ячейки и бухгалтерские счеты наших бабушек.

8 слайд

Описание слайда:

2.Прокатывание предметов ногами (подошвами): на счетах; игольчатых мячиков; палочек; мелких шариков. 3. Собирание пальцами ног: шишек; мелких игрушек. 4. Самомассаж: ежиками; шишками. Упражнения по профилактике плоскостопия:

9 слайд

Описание слайда:

5. Лазание по гимнастической стенке. 6. Массаж, гидромассаж. 7.«Гусеница» пальцами ног, собираем дорожки из ткани. 8. Солевые ванны ежедневно (на даче). 9. Тропа здоровья (организовывать летом). Упражнения по профилактике плоскостопия: С огромным интересом и желанием на наши занятия откликнулись родители и мы провели с ними мастер - класс по данной теме. Что вызвало немало положительных откликов и пожеланий о продолжении работы в данном направлении – в коррекционной работе. В данное время мы накапливаем интересующий нас материал по профилактике и коррекции нарушений осанки, материал будет предложен родителям как рекомендательный

10 слайд

Описание слайда:

Желаем здоровья! Спасибо за внимание! Чтобы исключить возникновение плоскостопия, нужно придерживаться некоторых правил:1- полезная ежедневная зарядка(различные виды ходьбы, собрать мелкие предметы пальцами ног, скомкать бумагу, покатать стопами мяч, шишки), 2- спорт(НЕЛЬЗЯ БЕГ, РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА), лучше всего подойдет ПЛАВАНИЕ; 3-прфилактический массаж –улучшает кровообращение, тонизирует мышцы; 4-лечебные каждодневные теплые ванны с морской солью; 5- правильная кожаная обувь(наличие задника, каблучка и супинатора обязательно).

Ирина Дуденкова
Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста

Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста

Плоскостопие - это заболевание опорно-двигательного аппарата, которое проявляется в снижении сводов стопы. Истинное плоскостопие у детей младшего возраста встречается довольно редко, это чаще врождённая форма, при которой стопы имеют характерный вид- стопа-качалка или пресс-папье. Гораздо чаще ставится диагноз - плосковальгусная установка стоп , в этом случае основным диагностическим признаком является отклонение пятки кнаружи.

Стопа несёт большую нагрузку при стоянии, ходьбе, беге и прыжках, служит для опоры и амортизации толчков и ударов при ходьбе. Эти важные функции обеспечиваются специальным анатомическим строением : изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов.

Виды плоскостопия .

Различают первоначальное, поперечное и продольное плоскостопие , возможно сочетание обеих форм.

Врожденное плоскостопие установить раньше 5-6-летнего возраста нелегко , так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы . Однако приблизительно в 3 % всех случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной.

Диагностика.

Стопы ребёнка до трёх лет кажутся плоскими , потому что выемку свода заполняет мягкая жировая подушечка, которая маскирует правильную костную основу. Поставьте босого ребёнка на стол или на пол, и попробуйте вложить палец под его стопу с внутренней стороны, свободно входящий палец убедит вас в том, что костная конструкция отделена от твёрдой поверхности стола или пола слоем жира. Если, глядя на ребёнка сзади, вы заметили, что его пятки отклонены кнаружи от продольной оси голени, или ваш малыш снашивает свои первые ботиночки, заламывая задники и стирая внутреннюю часть подошвы, то это достаточно серьёзный повод для обращения к ортопеду. Ранняя диагностика, своевременно начатое лечение или профилактика предотвратит развитие плоскостопия и сделает ножки вашего ребёнка здоровыми и крепкими.

Последствия.

Излишний вес ребёнка ещё больше усугубляет ситуацию. Полные малоподвижные дети страдают плоскостопием особенно часто . К сожалению, многие родители относятся к плоскостопию не очень серьёзно и считают, что с ростом ребёнка стопы сами собой приобретут нормальное строение, однако, данное заболевание самым неблагоприятным образом сказывается на всей опорно-двигательной системе ребёнка. У большинства детей деформация стоп сопровождается нарушением осанки, так как нарушается нормальное положение таза и позвоночника. Кроме того, малыш, страдающий плоскостопием , не может овладеть правильными стереотипами ходьбы, бега, прыжков. Он не в состоянии много ходить, потому что болят деформированные стопы, быстро устают ноги, ребёнок вынужден ограничивать себя в движениях, не может полноценно участвовать в подвижных играх своих сверстников. Отсутствие рессорной функции уплощённой стопы приводит к постоянной микротравматизации позвоночника, спинного и головного мозга. Повышенная утомляемость, нарушения нервных процессов и даже головные боли могут иметь свою первопричину в плоских стопах .

Профилактика .

Плоскостопие у детей первых лет жизни чаще является следствием общей ослабленности организма. Самым эффективным средством профилактики является общее укрепление организма ребёнка, достаточная его двигательная активность. Мышцы ребёнка должны правильно развиваться : не стоит детям до года надевать жёсткую обувь.

Массаж и гимнастика в раннем возрасте , плавание значительно укрепляют и развивают все органы и системы, улучшают обмен веществ, способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, такие дети реже болеют и хорошо подготовлены к предстоящим нагрузкам на стопы.

Деформация стоп - процесс прогрессирующий, поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. Лечение плоскостопия должно быть комплексным : массаж, лечебная гимнастика, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или ортопедическая обувь. Процесс исправления дефектов стоп должен быть непрерывным и достаточно длительным, включать в себя меры, укрепляющие весь организм ребёнка.

Комплекс массажных упражнений при плоскостопии .

Массаж при плоскостопии проводится на фоне общеукрепляющего лечения в соответствии с возрастом ребёнка . Особое внимание уделяется поясничной области (где берут начало нервы, управляющие мышцами ног, области ягодиц, ноги массируются по специальной методике.

1. Ребёнок лежит на животе, стопы свисают с края стола или под голеностопные суставы подложен небольшой валик.

2. Массаж спины- поглаживание по всей спине от поясницы вверх к шее вдоль позвоночника и по боковым поверхностям к подмышкам, растирание (кончиками пальцев, пиление тыльной поверхностью согнутых пальцев) по всей поверхности спины, разминание, снова поглаживание.

3. Пояснично-крестцовая область- поглаживание, энергичное растирание, поглаживание в направлении от позвоночника вниз и в стороны.

4. Ягодичная область- поглаживание в круговом или X-образном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев, разминание, тонизирующие ударные приёмы (поколачивание, похлопывание, рубление, снова поглаживание.

5. Задняя поверхность ноги- общее поглаживание, затем поглаживание бедра от подколенной ямки вверх и кнаружи, растирание, разминание, лёгкие ударные приёмы (похлопывание, рубление одним-двумя пальцами, поглаживание.

6. Массаж голени (задняя поверхность) более дифференцированный, так как состояние мышц при плосковальгусной установке стопы различно.

После общего поглаживания от пятки к подколенной ямке проводится избирательное воздействие на икроножную мышцу, по наружной её части (латеральной головке) выполняется лёгкое растирание подушечками пальцев, мягкое разминание, широко применяются расслабляющие приёмы : поглаживание, потряхивание, растяжение.

7. На внутренней части икроножной мышцы (медиальной головке) применяют тонизирующие приёмы : энергичное растирание тыльной поверхностью согнутых пальцев, интенсивное разминание, лёгкие ударные приёмы (поколачивание пальцами, рубление) .

8. При массаже стопы ей придают положение лёгкой супинации (поворота подошвой кнутри, подошву поглаживают и интенсивно растирают, внутренний край стопы поглаживают, растирают и разминают, используя щипцеобразный захват.

Массаж нормализует тонус мышц стопы и голени, укрепляет ослабленные мышцы и снимает напряжение, это очень важно для восстановления их согласованной работы.

Гимнастика при плоскостопии .

Гимнастика при плоскостопии у детей включает в себя регулярные прогулки по неровным поверхностям босиком. В летний период ребёнок, страдающий плоскостопием , может ежедневно ходить босиком по асфальту или траве. В зимний период рекомендуется использовать для коррекции плоскостопия специальные коврики с ворсистой поверхностью, по которым малыш также должен ходить босиком. На дачном участке или во дворе многоквартирного дома для ребёнка можно создать своеобразную песочницу, в которой будет присутствовать крупный песок и галька. Отличный эффект дают массажные упражнения при плоскостопии у детей в сочетании с тёплыми ванными. Ножки малыша необходимо опустить в ванночку с тёплой водой и галькой. Мелкие камешки постепенно скорректируют свод стопы, а тёплая вода расслабит связки и мышцы.

Упражнения при плоскостопии у детей

Ежедневно (по 3 раза в день) ребёнок, у которого развилось плоскостопие , должен выполнять следующие коррекционные упражнения (с повторениями 10-12 раз) :

В положении сидя схватить мяч стопами, поднять вверх и удерживать ноги в таком положении на протяжении 2-3 минут;

Сгибание каждой стопы в подошвенном и тыльном положении. Держать согнутыми стопы нужно не менее 4-6 секунд;

Ребёнок должен схватить пальцами ног мелкий предмет (карандаш, ручку, маркер) и постараться поднять его вверх, не уронив при этом;

Пальцы ножек и ручек малыш должен согнуть в кулак и разогнуть. Повторить упражнение несколько раз;

Ходьба на пятках и носках;

Подъём на пятки и носки;

Импровизированная ходьба по гофрированному коврику;

Ходьба по доске с ребристой поверхностью и гимнастической палке;

Ребёнок должен стать на наружный край стопы и походить так несколько минут;

Выполнение упражнения «Велосипед» с акцентом на движение стопами.

Основной гимнастикой при плоскостопии у детей является велоспорт , альпинизм, лазанье по канату и спортивным брусьям, плавание. Родители должны больше внимания уделять формированию правильной походки у маленького ребёнка. При ходьбе стопы должны располагаться параллельно друг другу. Ребёнок должен идти, опираясь на внешние края стопы.

Лечебная гимнастика при детском плоскостопии . Её особенности.

Если детский ортопед поставил вашему ребёнку диагноз «плоскостопие » , то лечение необходимо начинать незамедлительно. Наряду с медицинскими средствами и массажными процедурами хороший эффект при детском плоскостопии даёт лечебная физкультура. Гимнастика при плоскостопии у детей – одно из эффективных направлений коррекционной физкультуры. Регулярное выполнение ребёнком гимнастических упражнений позволит :

Эффективно тренировать все мышцы стопы;

Значительно улучшить кровообращение в ногах;

Тренировать связки стопы;

Устранить болевые ощущения и дискомфорт, нередко возникающие при развитии плоскостопия ;

Активизировать выработку суставной жидкости.

Эффективную коррекцию стопы помогают осуществить профилактические упражнения при плоскостопии у детей . Врачи-ортопеды рекомендуют выполнять их в положении стоя. Так, если ребёнок сидит на стуле, ему можно предложить согнуть (разогнуть) пальчики на ножках, поднимать от пола пяточки и носочки поочерёдно, делать круговые движения стопами, сильно тянуть вперёд носочки, не отрывая от пола носки с силой разводить в стороны пятки.

В положении стоя ребёнок может выполнить такой комплекс упражнений :

Постоять на внешних краях стоп несколько минут;

Приседать, стараясь не отрывать пяток от пола;

Выполнять ходьбу на носках, пятках, сводах стоп.

Упражнения с мячом при детском плоскостопии .

Гимнастика при плоскостопии у детей часто связана с использованием мяча, как основного элемента многих коррекционных упражнений. В положении сидя ребёнок может подтягивать ножками лежащий на полу мяч к себе или катать мячик различными способами (сидя – по кругу в разные стороны, складывать несколько разбросанных на полу мячиков в мешочек при помощи ног). При поддержке родителей малыш может стать на мяч и катать его по полу ногами. Отмечается хороший лечебный эффект при использовании игр для коррекции детского плоскостопия . В процессе игры ребёнок должен выполнять различные задания на сгибание пальцев ног и стопы, ходить на носках и внешних краях стопы.

Плоскостопие - далеко не безобидный недуг. Нарушение анатомии стопы может привести к серьезным проблемам с позвоночником, нервной системой, опорно-двигательным аппаратом. Стопа ребенка растет и формируется до 7-8 лет. Только в подростковом возрасте можно с уверенность сказать, если ли у ребенка плоскостопие.

От рождения плоская стопа наблюдается у каждого младенца. Профилактика плоскостопия особенно важна в дошкольном возрасте, когда идет интенсивный рост. Если в это время не будут допущены тотальные ошибки, вероятность развития плоскостопия будет минимальной.

О профилактических мерах

Высота свода стопы человека - генетически унаследованная особенность. Какой она будет, зависит не только от того, как родители предупреждали плоскостопие, но и от того, какую стопу малыш унаследовал от мамы и папы. Однако это вовсе не означает, что профилактика не нужна.

Легкие формы и степени плоскостопия прекрасно корректируются при помощи различных упражнений, правильно подобранной обуви, массажа .


Профилактикой плоской стопы следует заниматься с самого рождения ребенка. Для начала важно не допустить рахита , который способствует заболеванию стоп. Для этого следует выполнять рекомендации педиатра, давать ребенку витамин D, обеспечивать достаточное пребывание младенца на свежем воздухе и солнечном свете.

Врачу-ортопеду показать малыша нужно в полгода и год. Понятно, что он не сможет сказать, есть ли у крохи склонность к плоскостопию, но он сможет оценить развитие малыша и дать рекомендации по недопущению развития проблем со стопами.

Профилактика целиком и полностью ложится на плечи родителей. Нет ни специальных прививок от этого недуга, ни «волшебных» таблеток, прием которых помог бы предотвратить нарушение. Есть только нормальный образ жизни, активное движение, правильное отношение и понимание мам и пап сути плоскостопия и механизмов его развития.



Наиболее ответственный период - дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет. Если в этот период, связанный с интенсивным ростом костей, мышц, сухожилий, суставов, создать для ребенка правильные условия, то развитие будет нормальным и плоскостопия с большой долей вероятности не возникнет либо оно будет легким в коррекции.

Основные направления, в которых предстоит двигаться родителям, таковы:

  • выбор обуви;
  • активные физические занятия и специальная гимнастика;
  • правильное питание;
  • массаж стоп.



Обувь или босиком?

Вероятность развития плоскостопия у ребенка, родители которого настаивают на том, чтобы малыш носил дома тапочки или другую обувь, выше, чем у ребенка, который с первых шагов бегает по дому босиком. Это объясняется природной особенностью этой части тела.

Никто из детей не рождается в обуви, соответственно, тапочки, сандалики и ботиночки - требование общественных норм и цивилизации, а никак не природы. Стопы ребенка в обуви нуждаются только для защиты - от воды, грязи, мороза, неровных поверхностей.

Таким образом, хождение босиком по дому, а желательно еще и по траве, земле, песку в раннем возрасте - первая и очень важная профилактическая мера.



Поскольку малышу без обуви ни в садик, ни на прогулку не пойти, родителям очень внимательно следует изучить вопрос о правилах выбора детской обуви.

Памятка выглядит так:

  • После 1 года покупайте ребенку высокую обувь, которая будет фиксировать стопу при обучении хождению. Задник может быть мягким, это не играет большой роли. Подошва не обязательно должна быть жесткой, но она должна хорошо амортизировать. Основная функция первой обуви - бережная поддержка голеностопа при первых несмелых шагах.
  • После 2-3 лет, когда ребенок начинает ходить уверенно, высота обуви не является обязательным условием выбора правильной пары. Ботинки или сандалики могут быть любыми, лишь бы ребенку было в них удобно.



  • У детей дошкольного возраста стопа растет быстро и отчасти понятно желание родителей купить пару на вырост. Делать это не нужно. Обувь, которая велика, замедляет походку ребенка, заставляет его прилагать усилия при перекате стопы в шаге, походка может стать шаркающей.
  • Обувь не должна быть маленькой.
  • Ортопедическая обувь нужна для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, а не для профилактики. Если у ребенка нет установленного диагноза и рекомендаций врача носить ортопедические пары, тяжелая и дорогая лечебная обувь не требуется.


  • Желательно, чтобы детская пара была оснащена небольшим каблуком, это позволит мышцам стопы развиваться быстрее. Мягкая стелька-супинатор фиксирует стопу изнутри, это тоже важно для развития здоровых ног.
  • В обувь, в которой малыш ходит в течение дня в группе детского сада, можно вложить специальные стельки Быкова. Их следует носить около 6 часов в сутки. Время, которое малыш проводит в садике, примерно соответствует этому требованию.


Профилактические занятия и гимнастика

После 1 года можно ввести ребенку комплекс упражнений на специальном массажном коврике -аппликаторе.

Можно купить цельный массажный коврик, а можно выбрать коврик-пазл , который будет для ребенка и веселой игрой, и эффективной профилактикой патологии стоп. Коврики оснащены особой фактурой - неровностями по типу «Ракушки», «Галька», «Шипы» и так далее. Хождение и упражнения на квадратах с разными поверхностями-фактурами стимулирует различные активные точки стоп.

Профилактические коврики мягче, чем коврики для лечения плоскостопия . Они выполнены их эластичных материалов, хождение по ним не доставляет выраженных неприятных ощущений.

Важно, чтобы ребенок занимался на коврике каждый день, хотя бы по 20-30 минут. Это позволит избежать патологических отклонений в росте голеностопа и свода стоп.



Если коврика нет, и средств на его приобретение тоже нет, напольный аппликатор можно сделать ребенку своими руками. Для этого подойдут и пуговицы, и ракушки, и крупные бобы, и плоды каштана. На аппликаторе собственного изготовления или фабричного производства ребенок вместе с мамой может практиковать:

  • хождение на пяточках;
  • хождение на носочках;
  • перемещение на наружных краях стоп;
  • перекаты с наружного края на внутреннюю часть стопы;
  • шаги с подогнутыми внутрь пальцами стоп.



Сидя на стуле, ребенок может совершать круговые движения стопами, поджимание пальчиков ног, а также подтягивание носочков к себе и от себя. Стоя полезны подъемы на носочках, приседания, при которых пяточки не отрываются от пола.

Эти простые упражнения можно ввести в состав ежедневной гимнастики для дошкольников. В большинстве детских садов упражнения для профилактики плоскостопия введены в перечень упражнений для утренней зарядки и физкультурных минуток.


Эффективные упражнения для профилактики плоскостопия показаны в следующем видео.

Питание

Правильное питание имеет огромное значение, ведь лишний вес ребенка лишь способствует неправильному формированию стоп, потому что нагрузка на нижние конечности существенно увеличивается. Это не означает, что ребенка нужно сажать на строгую диету и недокармливать. Просто в рационе малыша должно быть достаточное количество белков. Они участвуют в формировании тканей. Поэтому в рацион ребенка обязательно должны входить молочные продукты, нежирная рыба и мясо.

Заставить ребенка есть холодец непросто. Об этом знают все мамы. Но приучить ребенка делать это возможно, тем более что холодец - отличная пища для профилактики проблем с опорно-двигательным аппаратом, с суставами и хрящевой тканью.


Ребенок должен есть крупы, фрукты и свежие овощи, сливочное и растительное масло, зелень, яйца. Сырой пищи следует употреблять в 2-3 раза больше, чем продуктов, которые подверглись термической обработке.

Не стоит вводить коровье и козье молоко в чистом виде в рацион детей до года. Тем более не надо подменять грудное молоко или смесь коровьим цельным молоком. Соотношение кальция и фосфора в организме при приеме этого продукта меняется, создается дефицит витамина D, может начаться рахит, который также влияет на последующее развитие плоскостопия.

Родителям следует серьезнее относиться к требованию обеспечивать ребенка необходимыми витаминами и минералами. Ведь избыток или нехватка полезных веществ и минералов вызывают не только проблемы с опорно-двигательной системой, но и более серьезные патологии, которые могут быть смертельно опасны.


При дефиците кальция - нужно давать ребенку препараты кальция с разрешения врача и в дозировке, рекомендованной им.

При общем авитаминозе - витаминные комплексы, которые разработаны специально для детей определенного возраста с учетом суточной потребности их организмов в том или ином веществе.


Массаж

Предотвратить плоскостопие поможет массаж стоп, который может освоить любая мама и который легко и просто можно делать в домашних условиях. Малышам до года во время общеукрепляющего вечернего массажа несколько минут следует уделять стопам, разглаживая их большими пальцами по направлению от пяточек к пальчикам.

Профилактический массаж стоп детям дошкольного возраста проводят 1-2 раза в неделю, можно делать это в игровой форме. Ребенка размещают в положении лежа. Сначала поглаживают бедра и голени, затем переходят к круговым движениям этих отделов конечностей.


Самое большое внимание уделяют икроножным мышцам, поскольку именно они отвечают на поднятие свода стопы.


Затем воздействие усиливают и добавляют разминания голеней и стоп. Важно, чтобы при этом чадо не испытывало боли. Такие же приемы повторяют, перевернув ребенка на живот и подложив под колени небольшой валик (скатанное полотенце или маленькую подушечку).

При воздействии на саму стопу следует особое внимание уделить боковым ребрам - внутренней и внешней поверхности, области сгиба пальчиков. Массаж начинают с 3-4 минут и постепенно доводят длительность процедуры до 15 минут. После массажа полезно сделать контрастную укрепляющую сосуды ванну для ног - сначала опустить стопы в теплую воду, а затем подлить в нее холодной воды.


О том, как сделать массаж ребенку для профилактики плоскостопия, смотрите в следующем видео Алёны Грозовской.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!