Про ванную комнату - Потолок. Ванные. Кафель. Оборудование. Ремонт. Сантехника

Владимиро суздальские князья таблица. Князья владимиро-суздальской земли. Появление и укрепление Суздальского княжества

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО

крупнейшее гос. образование в Сев.-Вост. Руси 10-13 вв., на терр. междуречья Оки и Волги, достигавшее на С. Белоозера и Устюга. До 10 в. почти весь этот р-н был занят большим финно-угорским племенем меря. Колонизация края словенами новгородскими и кривичами, начавшаяся в кон. 10 в. и усилившаяся в последующие века, привела к обрусению мери и формированию здесь впоследствии великорус. народности. Волга связывала край с Болгарией Волжско-Камской и странами Востока, верховья Оки и Волги - с путем из варяг в греки, Киевской Русью и Новгородом. В процессе феодализации здесь выросли в 10-11 вв. гг. Ростов, Белозерск, Ярославль, Муром, Суздаль. Центром земли был Ростов. В городах высокого уровня развития достигло ремесло: обработка железа и др. металлов, гончарное произ-во, строит. дело и мн. др. Купцы Владимиро-Суздальской Руси вели оживленную торговлю с другими рус. землями (Новгород, Псков и пр.), Византией, Волжской Болгарией, вост. странами и др.

Первоначально связь Ростовского края с Киевской Русью выражалась лишь в уплате дани. Местные разноплеменные дружины участвовали в походах кн. Олега на Киев (ок. 882) и Царьград (907). Киевский кн. Владимир Святославич пытался прочнее связать Ростовскую землю с Киевским гос-вом: в Ростове княжили его сыновья Борис и Ярослав, в Муроме - Глеб. Формирование местной землевладельч. верхушки, быстрый рост феод. отношений и закабаление сел. населения вызвали восстания смердов, проходившие под знаменем защиты язычества против христианства. Восстание 1024 было жестоко подавлено кн. Ярославом Мудрым. По разделу Киевской земли между его сыновьями (1054) Ростовская земля досталась Всеволоду Ярославичу. Осн. в 60-х гг. 11 в. Ростовская епископия вступила в борьбу с язычеством, но во время нового восстания смердов, охватившего и Ростов (1071), первый епископ Леонтий был убит. В это время возвышается Суздаль, куда Владимир Всеволодович Мономах с переходом края в 1093 в его владение сажал князьями своих сыновей - Ярополка, затем Юрия. В Суздаль переходит из Ростова и летописание. Суздальскому кн-ву пришлось выдержать тяжелую феод. войну с Олегом Святославичем, пытавшимся завладеть сев. вотчиной Мономаха (1096). В связи с этой усобицей Владимир Мономах основал в 1108 мощную крепость на р. Клязьме - Владимир.

Юрий Долгорукий, первый кн. Суздальской земли и родоначальник Владимиро-Суздальской династии, укреплял кн-во и оборонял его от болгар. При нем началась упорная борьба крепнущей княж. власти с местной боярской знатью. В ходе этой борьбы выросли новые княж. города и крепости, гл. обр. в черноземном центре кн-ва - "ополье" (Коснятин в устье р. Нерли - 1134, Переславль-Залесский и Юрьев-Польский - 1152, Дмитров - 1154, укрепление Москвы - 1156). Постройка в новых городах белокаменных храмов положила начало знаменитой владимиро-суздальской школе белокаменного зодчества. Новые города, населенные зависимым от князя воен. и торг.-ремесл. людом, становятся прочной базой княж. власти. После длит. воен. и дипломатич. борьбы Юрий добился киевского престола (за что и получил прозвище "Долгорукий"). Его сын и преемник Андрей Боголюбский (1157-74), опираясь на возросшие воен. и экономич. силы В.-С. к., продолжал политич. курс отца на усиление княж. власти и гегемонию кн-ва в Рус. земле. Однако ее центром он считал не Киев, а Владимир, к-рый сделал столицей кн-ва, расширил его укрепления и пышно обстроил белокаменными зданиями. В 10 км от столицы, в устье Нерли, была сооружена княж. резиденция - белокаменный збмок и крепость Боголюбово. При Андрее вырос слой преданных князю младших дружинников, получавших от него в условное владение земли ("милостьники", "дворяне"), усиливались феод. зависимость и эксплуатация крестьян. В княж. городах, особенно во Владимире, умножилось торг.-ремесл. население, поддерживавшее Андрея Боголюбского в его борьбе с боярской знатью и стремлении связать феод. Русь единой властью. Сложился союз князя с горожанами, являвшийся основой прогрессивной политики Андрея Боголюбского. Он организовал поход на Киев и, разгромив его (1169), посадил там князем брата - Глеба. Поход на Новгород (1170) не принес успеха, но Андрей пресек подвоз хлеба и заставил Новгород временно подчиниться своей власти и сменить князя и посадника. Он стремился распоряжаться замещением княж. столов в Киеве и Новгороде, считал представителей др. династий своими вассалами - "подручниками". Андрей Боголюбский вел трудную борьбу и за приоритет Владимира в церк. делах, пытаясь организовать независимую от Киева метрополию. Духовенство Владимира усиленно создавало местные "святыни" и прокламировало особое "покровительство неба" делам князя-"самовластца" и горожан (культ Владимирской иконы богоматери, учреждение нового праздника Покрова богородицы, открытие мощей епископа Леонтия ростовского). В этой связи во Владимире началась оживленная лит. деятельность, в к-рой участвовали Андрей Боголюбский и преданные ему церковники, выходцы из Вышгорода - попы Микула и Лазарь. Владимирское летописание отразило новые политич. и церк. идеи и подвергло тенденциозной обработке предшествующую историю кн-ва, создав ряд церк.-политич. мифов (о христианизации края и основании г. Владимира "святым" Владимиром). Из среды "милостьников" вышло высокохудожеств. произведение светского характера "Слово Даниила Заточника". Иск-во и архитектура, поставленные на службу нуждам обществ.-политич. борьбы, достигли расцвета.

Однако в условиях господства феод. раздробленности на Руси, относит. слабости городов и экономич. связей между кн-вами прогрессивная политика Андрея Боголюбского не могла привести к прочным результатам. Неудача в борьбе за митрополию, провал похода на юг против непокорных князей Ростиславичей (1173), недовольство местной боярской знати предопределили гибель Андрея: в 1174 он пал жертвой боярского заговора, в организации к-рого, по-видимому, участвовал кн. Глеб рязанский. Убийство Андрея Боголюбского послужило поводом к широкому антифеод. нар. восстанию, продолжавшемуся 5 дней. Восставшие громили дворы княж. администрации в городе и деревне; был разграблен и Боголюбовский дворец. Боярская знать, при поддержке Глеба рязанского, хотела утвердить на владимирском престоле угодных ей князей. Опиравшиеся в междукняж. борьбе на поддержку горожан Владимира и Суздаля братья Андрея Михалка (ум. 1176) и сменивший его Всеволод Большое Гнездо (1176-1212) одержали верх. Тонкий дипломат и искусный политик, Всеволод продолжал политич. линию отца и брата, успешно борясь с сепаратизмом местной знати. Боярство было сильно обескровлено в междоусобной борьбе. В 1177 были разгромлены войска рязанских князей (битва на Прусовой горе); в результате походов 1180, 1187, 1207 было сломлено сопротивление Рязани. Борьба на вост. рубежах В.-С. к. против болгар подготавливала осуществленный позже выход к устью Оки. Длит. и первоначально успешные действия за подчинение Новгорода кончились восстанием новгородцев (1207) и выходом его из сферы владимирского влияния. В Юж. Руси Всеволод усиливал свое влияние с помощью дипломатич. интриг, вмешиваясь во внутр. дела князей, и ссорил их между собой, что привело к новому разгрому Киева (1203). Общерус. авторитет Всеволода отражен в "Слове о полку Игореве", где Всеволод представлен единств. сильным правителем, способным "поблюсти" "злат стол" Киева от половецкой угрозы. Летописцы называли его "великим", князья - "господином"; его волю исполнял сам киевский митрополит. Посылая сына Константина на княжение в Новгород, Всеволод заявил, что он имеет "старейшинство... во всей Русской земли". Владимирское летописание развивало эти идеи общерус. приоритета В.-С. к. Апофеоз власти Всеволода нашел художеств. выражение в архитектуре и пышном убранстве Дмитриевского собора во Владимире.

В 1211 Всеволод созвал совещание представителей от всех городов кн-ва, к-рое утвердило передачу княжения его сыну Юрию. Но после смерти Всеволода (1212) ростовское боярство стало разжигать усобицы между его старшим сыном Константином и Юрием, в к-рую втянулись силы Новгорода, Пскова и Смоленска под рук. Мстислава Удалого. Константин хотел восстановить стольные права боярского Ростова, Мстислав - ослабить силы В.-С. к. и ликвидировать его приоритет. Юрий и поддерживавший его брат Ярослав были разбиты новгородцами в Липицкой битве (1216). Заняв престол, Константин поделил кн-во между братьями. Единство В.-С. к. было нарушено; образовались княжества: Ростовское, Ярославское, Переславское; разделилось и церк. управление (епископии ростовская и владимиро- суздальская). После смерти Константина (1218) Юрий вернулся на княжение, восстановил свое господств. положение и авторитет В.-С. к. Он продолжал наступление на В., нанес крупное поражение болгарам (1220) и основал в устье р. Оки Ниж. Новгород (1221). Было восстановлено владимирское влияние и в Новгороде Великом, где брат Юрия Ярослав вел активную оборону Сев.-Зап. Руси от усиливавшегося натиска нем. рыцарей и литов. феодалов.

При наследниках Всеволода продолжалось быстрое развитие иск-ва и лит-ры, в к-рых сказывались светские тенденции, вкусы горожан. Выдающимся памятником этой поры является пышно убранный резным камнем Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Летописание велось в Ростове и Переславле; летописный свод 1212 был богато иллюстрирован. С Переславлем связана новая редакция "Слова Даниила Заточника" - "Моление Даниила Заточника" (см. Даниил Заточник).

История В.-С. к. занимает важное место в истории рус. народа. Перенесение политич. центра Руси во Владимир имело большое значение в последующем образовании великорус. народности и рус. нации. Здесь, в С.-В. Руси, впервые была начата борьба за объединение феод. Руси под главенством князей владимирской династии. Эта политика отвечала стремлениям прогрессивных обществ. сил - горожан и зарождающегося дворянства, боровшихся против засилья консервативной боярской знати и тяготевших к сильной княж. власти, способной приостановить кровавый хаос усобиц. Однако в то время рост феод. децентрализации ослаблял единство В.-С. к. Но на почве этой острой и прогрессивной объединит. борьбы, отвечавшей интересам народа, расцвели и достигли высокого совершенства проникнутые передовыми идеями иск-во и лит-ра. Памятники владимиро- суздальского зодчества 12-13 вв. - гордость рус. иск-ва.

В 1238 орды Батыя разгромили В.-С. к., опустошили и сожгли его города. Но монг. иго не смогло уничтожить высоких культурно-политич. традиций Владимирской земли. Они были сохранены, восприняты и развиты в процессе "собирания Руси" Москвой в 14-15 вв.

Источн.: ПСРЛ, т. 1-2.

Лит.: Корсаков Д. (A.), Меря и Ростовское княжество. Очерки из истории Ростово-Суздальской земли, Каз., 1872; Пресняков А. Е., Образование Великорус. гос-ва, П., 1918, с. 26-47; Насонов А. (Н.), Князь и город в Ростово-Суздальской земле, в сб.: "Века", сб. 1, П., 1924, с. 3-27; его же, "Русская земля" и образование территории древнерус. гос-ва, М., 1951, с. 173-96; Приселков М. Д., История рус. летописания XI - XV вв., Л., 1940, с. 57-96; Тихомиров М. H., Др.-рус. города, 2 изд., М., 1956; его же, Крест. и гор. восстания на Руси XI - XIII вв., М., 1955; Воронин Н. (H.), Восстания смердов в XI в., "ИЖ", 1940. No 2; его же, Памятники влад.-сузд. зодчества XI - XIII вв., М.-Л., 1945; его же, Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский, М., 1958; его же, Зодчество Северо-Восточной Руси XII - XV вв., т. 1-2, М., 1961-62; Очерки истории СССР. IX - XV вв., ч. 1, М., 1953, с. 320-34; История рус. лит-ры, т. 1, М.-Л., 1941; История рус. иск-ва, т. 1, М., 1953.

Н. Н. Воронин. Москва.

Владимиро-Суздальское княжество в XII - первой половине XIII в.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Феодальная раздробленность.

IX – XII века - Киевская Русь.

XII – XIV века - Удельная Русь.

Феод – земля. Феодал – землевладелец.

Феодальная раздробленность – это период в истории Руси, в котором удельные княжества постепенно обособляются от Киева.

Формы феодального землевладения:

Вотчина – землевладение, принадлежащее феодалу потомственно, с правом продажи, дарения.

Поместье – землевладение, дающееся за службу пожизненно.

1132 г. начало феодальной раздробленности, после смерти киевского князя Мстислава, сына Владимира Мономаха. «И разъдрася вся русская земля…»

Причины феодальной раздробленности:

1) Преобладание натурального хозяйства.

2) Междоусобицы.

3) Набеги кочевников.

4) Упадок торговли по Днепру.

5) Рост городов как центров удельных земель.

Последствия:

1) расцвет городов, новые торговые пути

2) дробление княжеств, ослабление обороноспособности

Выделяются 3 крупных княжества: Новгородское, Владимиро – Суздальское и Галицко – Волынское.

Новгородская республика

Ведущие отрасли хозяйства – торговля и ремесло.

Управление: народное вече, включавшее Боярский совет или «300 золотых поясов».

Посадник – глава городского управления.

Тысяцкий – глава городского ополчения.

С 1136 – 1478 гг. Новгородская боярская республика

Галицко-Волынское княжество

Ведущие отрасли хозяйства – земледелие, т. к. плодородные почвы.

Активная внешняя торговля и рост городов.

Управление: сильное боярство.

Владимиро-Суздальское княжество

Ведущие отрасли хозяйства – земледелие.

Постоянный приток населения.

Нахождение на пересечении торговых путей.

Быстрый рост городов.

Управление: неограниченная власть князя.

Социальная структура Руси.

Феодальные повинности крестьян:

1. Барщина – работа на хозяина.

2. Оброк (денежный или натуральный).

Бояре – члены старшей дружины.

Отроки – члены младшей дружины.

Тягло – совокупность повинностей в пользу государства.

Детинец – град, город до XIV века, кремль.

Тризна – поминки умершего, погребальный обряд.

Тиу̀н – группа привилегированных княжеских и боярских слуг, участвовавших в управлении хозяйством.

Огнищанин – тиун, высшее служилое сословие, зажиточный горожанин, управляющий домом князя.

Месячина – содержание крепостных помещиком за барщину.

Издольщина, испольщина – вид земельной аренды, при которой арендная плата взималась в виде доли от урожая.

Белые сло̀боды – это часть посада, принадлежавшая светским землевладельцам или монастырям, население которых было освобождено от повинностей.

Владимиро – Суздальские князья

Юрий Долгорукий (1125 – 1157)

  • Сын Владимира Мономаха.
  • 1125 г. Перенес столицу из Ростова в Суздаль.
  • 1127 г. Присоединил Полоцкое княжество.
  • 1147 г. Основал Москву.
  • Основал города: Юрьев – Польский, Дмитров, Звенигород.
  • Боролся за киевский престол с 1149 по 1151 г.
  • Отравлен киевскими боярами.

Андрей Боголюбский (1157 – 1174)

  • Сын Юрия Долгорукого.
  • Способствовал становлению культа Богородицы на Руси. Владимирская икона Божьей Матери.
  • Боролся за обособление от Киева.
  • Построил много соборов: Успенский собор во Владимире, Церковь Покрова на Нерли, Церковь на Нередице, Церковь св. Георгия в Ладоге.
  • 1169 г. Разорение Киева.
  • 1174 г. был убит боярами.

Всеволод III Большое Гнездо (1174 – 1212)

  • Сын Юрия Долгорукого.
  • Наивысший расцвет Владимиро – Суздальского княжества.
  • Имел 12 детей.
  • Подчинил Киев, Чернигов, Рязань, Новгород.
  • Успешные походы в Волжскую Булгарию.
  • Успех с половцами.
  • Титул «Великий князь Владимирский».
  • Строительство Дмитриевского собора во Владимире (уникальная резьба) и Княгинин монастырь во Владимире.
  • 1215 г. Великая хартия вольностей (требования английской знати к королю Иоанну Безземельному об ограничении его власти).

Князья Владимиро-Суздальской земли

Далекой окраиной Древнерусского государства была Ростово-Суздальская земля. До X в. здесь жили угро-финские племена, потом с северо-запада сюда приходят ильменские славяне, а с запада - кривичи, вятичи. Кстати, вятичи лишь при Владимире Мономахе подчинялись власти Древнерусского государства, а до этого оказывали ей отчаянное сопротивление.

Северо-Восточная Русь была одним из важнейших районов, где происходил процесс формирования древнерусской государственности, древнерусской народности. С первых страниц русской летописи можно встретить упоминания о городах северо-востока: «В лето 6370 (862). <...> И принял власть Рюрик, и раздан мужем своим грады»: Полоцк, Ростов, Белоозеро.

В X в. Ростов являлся центром Ростово-Суздаль-ского княжества. Позже город именуется Ростовом Великим. Построен он был в живописном месте на берегу озера Неро. В течение многих веков вплоть до наших дней Ростов Великий - украшение Русской земли. В состав Ростово-Суздальской земли входила территория от Белоозера до Владимира. Ей доведётся сыграть важную роль в политической истории Руси.

В Х-ХП вв. появятся также города Галич, Старо-дуб, Переяславль-Рязанский, Юрьев-Польский, Пе-реяславль-Залесский, Тверь, Кострома, Городец. Из названий некоторых городов видно, что их имена заимствованы из южных русских земель.

Если большинство городов Древней Руси - Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород Великий, Псков, Полоцк, Витебск - находилось на территории главного торгового водного пути (Днепр - Волхов), то Ростов выдвинулся далеко к востоку, к району верхней Волги. Большая часть городов Северо-Восточной Руси до поры до времени не имела такого экономического развития и политического влияния, как города Киевской и Новгородской Руси.

Территория Ростово-Суздальской земли окружена была непроходимыми лесами. Они являлись естественной защитой от врагов, поэтому сюда довольно активно пошёл поток славян из Приднепровья, когда оно стало подвергаться нашествию половцев. Сюда трудно было пробраться и западным соседям из Польши и Венгрии, которые, с одной стороны, угрожали западнорусскому населению, но с другой - тоже приходили при разных обстоятельствах на эту землю спасаться.

На активную христианизацию местных жителей влияло перемещение в Залесскую землю славянского населения. В различных летописях можно найти сообщение о том, что ещё в конце X в. (991) в Ростове была учреждена епископия. Сохранилось даже имя первого епископа - Фёдора Гречина. Он упоминается в Тверской, Воскресенской, Никоновской летописях, а также в Степной книге как строитель первой соборной церкви в Ростове{41}. Этот собор, к сожалению, сгорит в 1161 г. Та же участь постигнет многие деревянные храмы Древней Руси, об архитектурном облике которых мы можем только догадываться.

Из Киево-Печерского патерика узнаём о первой монументальной постройке Северо-Восточной Руси - соборе в Суздале. Он был создан стараниями киевского князя Владимира Мономаха и митрополита Ефрема на рубеже XI и XII вв. А в Лаврентьевской летописи говорится о замене этого собора новым.

Так что Залесский край стал со временем привлекателен для завоевателей и переселенцев своими огромными площадями малозаселённой, хотя и не очень плодородной по сравнению с Приднепровьем земли. И всё же значительная часть населения занималась тяжким для этих мест трудом - сельским хозяйством, а также охотой, рыбной ловлей, бортничеством. Леса были полны ягод, грибов, орехов. И эти дары леса были не менее важным продуктом питания. Приходилось заниматься и товарообменом. Боярские вотчины здесь появились позже - лишь в XII в. Прибывавшее население становилось не только земледельческим. Оно оседало и в городах, которых строилось всё больше и больше в XI-XII вв. А значит, существовала потребность в строителях, ремесленниках разных специальностей, иконописцах.

Не случайны неоднократные упоминания в древних источниках о возведении суздальских соборов. Это свидетельствует об утверждении христианства в Залесской земле и окончательном установлении там центральной княжеской власти. В Киево-Печер-ском патерике говорилось, что прообразом Суздальского собора стал Успенский собор Киево-Печерекого монастыря.

Владельцем небольшого городка Москва в Ростово-Суздальской земле был боярин Юрия Долгорукого Степан Андреевич Кучка. За какую-то провинность князь казнил боярина, но своего старшего сына Андрея женил на его дочери.

Князь Андрей Юрьевич (около 1112-1174) только лет тридцати от роду впервые пришёл на юг Руси. Он прибыл туда с полками своего отца - Юрия Долгорукого, который вёл долгую и упорную борьбу за киевский стол. Вместе с отцом он участвовал в княжеских войнах и проявил бесстрашие и силу. Но если Юрий Долгорукий всю свою сознательную жизнь стремился владеть Киевом, то Андрей был равнодушен к древней столице. Возможно, это было и потому, что родился он и рос в Суздальской земле. Её центр - город Суздаль выделялся и тогда красотой и богатством архитектуры. В его строительство много сил и средств вложил Юрий Долгорукий, продолжая дело своих предшественников. И это с детства осталось в памяти Андрея. Родное гнездо наглядно воспитывало любовь к родному Залесскому краю.

Там и провёл Андрей всю свою молодость и мало был знаком с родственниками, жившими в южных землях. О некоторых он не знал даже, как они выглядят, и воспринимал их чаще всего только в качестве заклятых врагов своего отца, стремившихся принизить должное значение его семьи. Когда же Юрий после смерти своего старшего брата и племянника утвердился в Киеве и посадил Андрея в Вышгороде (недалеко от Киева), рядом с собой, то Андрей подчинился отцу, очевидно, скрепя сердце. Как послушныи сын своего отца, а вернее, как дисциплинированный князь-воин, он по указанию Юрия Долгорукого княжил не только в Вышгороде, но и в Турове, Пинске. Но в Вышгороде Андрей и года не прожил.

Юрий Долгорукий, которому накануне смерти было уже больше семидесяти лет, планировал северные земли оставить младшим сыновьям, а южные, в том числе Киев, - старшим. Андрею от Вышгорода до Киева остался один шаг. После смерти Юрия ростовцы и суздальцы, как отмечал С. М. Соловьёв, «не считали своею обязанностью исполнить волю покойного князя», как, впрочем, это часто бывало и в других городах Руси.

После смерти Юрия Долгорукого Андрей, как старший из его сыновей, мог сесть на стол в Киеве {тем более, что этого желал его отец), но его тянуло в Суздальскую землю. По преданию, посоветовали ему туда вернуться родственники по линии жены - Кучковичи, служившие у него. Для них это тоже были родные, дорогие сердцу края.

Ушёл князь Андрей из Вышгорода во Владимир ещё и потому, что чувствовал себя неуютно и одиноко среди своих южных двоюродных братьев и других родственников, которые были знакомы друг с другом с ранней молодости. Они решали свои проблемы сообща и в мирное время, и в период родовых столкновений и распрей. Не раз они оказывали сопротивление его отцу. И это трудно было забыть, трудно было привыкнуть к их совещаниям, неинтересно, мучительно было выполнять чужую волю.

Есть предположение, что вернулся Андрей Боголюбский в Северо-Восточную Русь и по политическим соображениям. Здесь были менее сильны вечевые традиции, чем в южных и западных областях русских земель, а значит - легче установить единовластие. И это стало, очевидно, главной причиной его возвращения в родную с детства местность.

С 1157 г. Андрей Юрьевич стал ростово-суздальским князем, а братьев своих - Василия, Михаила, Всеволода - выпроводил с этой земли и лишил их прав на наследство. А ведь Юрий Долгорукий именно младшим сыновьям - Михаилу и Всеволоду - завещал ростово-суздальские пространства. Михаил станет черниговским князем. Андрей же, не пожелав овладеть Киевом, таким привлекательным для русских князей, не захотел обосноваться и в Суздале - бывшей столице отца. При нём новой столицей станет Владимир. Князь Андрей запретил вече в Ростове и Суздале, лишил независимости многие города. Современники называли его «самовластцем» Суздальской земли.

Уезжая из Вышгорода во Владимир, Андрей взял с собой икону Богоматери, которую подарил в 1130 г. его отцу Юрию Долгорукому патриарх Константинопольский Лука Хризоверх. Она будет известна под именем «Владимирская икона Богоматери». Тогда эта икона ещё не была столь знаменита, как предстоит ей стать позже. Со временем православное население воспримет её как национальную святыню, защитницу Руси. А тогда, по дороге во Владимир, согласно «Сказанию» о чудесах этой иконы, Богоматерь, изображённая на иконе, сама избрала место своего пребывания, сообщив князю Андрею об этом в его сне. Там, где внезапно остановились лошади, перевозившие икону (а это было недалеко от Владимира), был основан Боголюбов - загородная резиденция князя Андрея. Её название стало прозвищем князя: Андрей Боголюбский (1157-1174). Церковное празднование Покрова Богородицы было установлено именно князем Андреем Боголюбским в честь многочисленных чудес, явленных Пресвятой Богородицей. И хотя видение Покрова Блгородицы над собором молящихся и произошло в Византии, этот праздник будет особо почитаться в России.

А в это время на юге Руси продолжалась борьба князей за киевский стол. Наибольшей силой среди князей обладал Андрей Боголюбский. В 1169 г. его войска под предводительством сына Мстислава взяли Киев. Древняя столица была разграблена и сожжена, погибло много киевлян. Трудно поверить, что тот самый Андрей Боголюбский, который был инициатором возведения прекраснейших строений во Владимирской земле, а в конце жизни и знаменитой церкви Покрова на Нерли, отправил свои войска на разрушение и разграбление Киева, в том числе и его прекрасных церквей. Настолько были сильны старые обиды князя? Есть упоминание в древних источниках, что он потом будет раскаиваться в этом своём грехе.

Современники отмечают особый горделивый вид князя Андрея, что раздражало его тайных и явных недругов (археологи и антропологи определили через восемьсот лет, что эта осанка была следствием травмы шейных позвонков). Он обладал нелёгким и, очевидно, вспыльчивым характером. Разговаривал он повелительным тоном даже с князьями.

К этому времени Андрей Боголюбский был уверен, что нельзя воспринимать Русскую землю лишь как совместное владение всего рода Рюриковичей. Государственные отношения не должны больше иметь чисто семейный характер: кто старший в роде, тот и властитель. Если оставить так, как было, будут вечные споры и даже войны из-за права старшинства после смерти предыдущего князя, и тогда, естественно, нельзя исключить очередных попыток вооружённых столкновений русских князей за власть. Находясь на великокняжеском столе, Андрей Боголюбский вёл себя не как старший родственник Рюриковичей, а как полновластный государь, ответственный «перед Богом и народом».

Подчинив Киев, Андрей Боголюбский получил официально титул великого князя. По характеру он был, очевидно, доверчив, бесхитростен. Превращение Андрея Боголюбского из удачливого воина в политика сопровождалось не только успехами, тем более что тонкости дипломатии он усваивал с трудом. Так, поверив клевете, будто бы Мстислав Ростисла-вич Храбрый (внук Владимира Мономаха) был виновен в гибели брата Андрея, он направил к Мстиславу посла со словами: «Ты всему зачинщик, не велю тебе быть в Русской земле». Мстислава не случайно назвали Храбрым. Он в знак неуважения к поступку князя Андрея Юрьевича остриг волосы с головы и бороды{42}посла и отправил его туда, откуда он пришёл. Тут же Мстислав с небольшой дружиной укрылся в Вышгороде. После девяти недель осады города Мстиславу удалось разбить войско двадцати подвластных Андрею князей.

В борьбе за подчинение Новгорода дважды князь Андрей терпел поражение (эти события были отражены даже в иконописных сюжетах). Тогда Андрей запретил в неурожайный голодный год в Новгородской земле завозить туда хлеб и вообще перекрыл новгородцам торговый путь через его княжество. Только так ему ненадолго удалось установить своё влияние на жителей вечевого Новгорода.

Итак, Андрей, будучи великим князем, не воспользовался своим правом жить в Киеве. Он стремился возвысить роль Владимиро-Суздальского княжества. Столицей его стал город Владимир. Не всем в Ростове и Суздале это нравилось. Они с презрением относились к нему как к пригороду. При Андрее Боголюбском устанавливается Богородичный культ как основной во Владимиро-Суздальской земле. Это было сделано в противовес киевским и новгородским землям, где основным был культ Святой Софии. Божья Матерь превращается в небесную покровительницу Владимиро-Суздальского княжества. Новая столица должна была стать не хуже старой. В ней идёт мощное каменное строительство, а это увеличивало поборы с населения. Значит, появляются и недовольные этим явлением. Но их было и раньше немало у князя Андрея. А горделивый вид и нелёгкий вспыльчивый характер увеличивал количество врагов.

Так же, как и многие русские князья до него и после, Андрей принимал на службу пришельцев из разных стран, в том числе и неправославных. Многие из них крестились потом в православной церкви, чему способствовал сам князь. С. М. Соловьёв отмечает: «В числе этих новокрещённых иноземцев находился один яс, именем Анбал; он пришёл к Андрею в самом жалком виде, был принят в княжескую службу, получил место ключника... находился также какой-то Ефрем Моиэич, или Моисеевич» . Эти люди потом будут среди убийц Андрея Боголюбского.

Однажды он казнил провинившегося близкого родственника, одного из Кучковичей (брата своей жены), не забывавших и старую обиду - смерть Степана Кучки от руки Юрия Долгорукого. Они, очевидно, и организовали убийство князя Андрея, которое было совершено в 1174 г. в Боголюбове, где он так любил проводить большую часть своего времени. Мощный княжеский замок не спас Андрея Боголюбского. Среди убийц были даже его личные слуги, которым он когда-то помог, приблизив к себе. Когда наносили князю последний -- смертельный - удар, он произнёс: "Если, Боже, в этом сужден мне конец, принимаю его». Обычно эти слова князя объясняют раскаянием - в первую очередь, за погром Киева.

Смерть Андрея Боголюбского была воспринята населением, недовольным увеличением налогов, как радостное событие и даже явилась сигналом к разграблению княжеского дома, убийству посадников, налогосборщиков, мастеров-строителей, дружинников князя. То же было во Владимире, Ростове, Суздале. Грабили богатых и знатных людей. А тело Андрея Боголюбского шесть дней не решались похоронить служители церкви. Наконец священник Микулица, который когда-то помог князю Андрею вывезти из Вышгорода икону Богоматери, взял ее в руки и стал ходить по улицам, чтобы люди вспомнили и добрые дела князя. Именно это, по мнению древнего историка, и остановило грабежи и погромы: люди опомнились, в них проснулись «стыд и совесть». Тело князя было похоронено в возведённой при нём церкви Пресвятой Богородицы.

Андрей Боголюбский надеялся стать творцом единой, мощной, прекрасной державы, но методы ее строительства породили множество его личных врагов. Попытка создания единого русского государства оказалась неудачной. Да и объективных предпосылок (правовых, экономических, политических) для этого тогда ещё было недостаточно. Позже русская церковь канонизировала Андрея Боголюбского.

После смерти Андрея между Ростовом, Суздалем и Владимиром шла борьба: какой город должен стать столицей? Ею остался Владимир. В 1176 г. князем избрали младшего брата Андрея Боголюбского - Всеволода Большое Гнездо (1154-1212). Его прозвали так за большое семейство. Всеволод казнил убийц брата, восстановил закон и сделал всё возможное, как это он понимал, для уничтожения усобиц. При нём наступило время наибольшего расцвета Владимиро-Суздальского княжества. В своей внутренней политике он опирался главным образом на купцов, ремесленников и, конечно, на дружину, состоящую из служилых людей. Они на время службы получали земли, которые позже (в XIV в.) будут называться поместьями, а их владельцы - помещиками. Они были заинтересованы в усилении княжеской власти. Но Всеволоду пришлось подавлять выступления феодальной знати не только Владимиро-Суздальской земли, но Рязани, бояр Новгорода.

Всеволод был женат на осетинке Марии, а потом - на дочери витебского князя. Он ухитрился так женить или выдать замуж своих десятерых сыновей и дочерей, что многие русские земли Владимиро-Суздальского края оказались в руках этой огромной семьи. Некоторые его сыновья станут родоначальниками новых династий: Константин - князей суздальских, Ярослав - князей московских и тверских (его сын Александр Невский станет самым известным защитником многострадального отечества). Как отмечал С. М. Соловьёв, «все князья северные происходят от этого Всеволода III». Но центробежные силы были велики. Ещё при жизни Всеволод начал определять уделы членам своей семьи. После его смерти княжество вступило в очередной период усобиц, которые практически свели на нет результаты созидательной деятельности Андрея Боголюбского и самого Всеволода по усилению княжеской власти, единению государства. Владимиро-Суздальское княжество разделилось на Владимирское, включая Суздаль, Переяславское (центр - Переяславль-Залесский), Тверское, Дмитровское, Московское, Ярославское, Ростовское, Юрьевское (центр в Юрьеве-Польском), Муромское.

Каждый из князей стремился укрепить свою экономическую и политическую мощь. Отношения между князьями всё более усложнялись. Борьба шла уже не за власть, а за увеличение своего княжества, расширение его границ.

А Киевское княжество постепенно потеряло прежнее значение, хотя ещё какое-то время, по традиции, князья соперничали друг с другом и боролись за Киев. Незадолго до монгольского нашествия в нём утвердилась власть галицко-волынского князя Даниила Романовича.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

4. 3. 2. Антропоморфные саркофаги Владимиро-Суздальской Руси Нас спросят – а почему же тогда на Руси не найдено таких «матрешечных» царских захоронений? Мы ответим так. По-видимому, сегодня мы просто уже не знаем – как выглядели старые русско-ордынские обычаи, – в

Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 15. РАСЦВЕТ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ Политика Андрея Боголюбского. В 1157 году Юрий Долгорукий умер. Правителем Ростово-Суздальской Руси стал его сын Андрей Юрьевич. Нового князя отличали личное мужество, проницательность, воля, целеустремлённость, кипучая энергия.В

Из книги Лица эпохи. От истоков до монгольского нашествия [антология] автора Акунин Борис

О. П. Федорова Допетровская Русь. Исторические портреты Князья Владимиро-Суздальской земли Далекой окраиной Древнерусского государства была Ростово-Суздальская земля. До X в. здесь жили угро-финские племена, потом с северо-запада сюда приходят ильменские славяне,

Из книги Царь славян. автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 3 Великий князь Андрей Боголюбский XII века - это Иисус Христос во время его пребывания во Владимиро-Суздальской Руси XII века, где он провёл большую часть своей жизни 1. Краткая биография Андрея Боголюбского, согласно романовской версии Начнём с того, что, следуя, в

Из книги Царь славян. автора Носовский Глеб Владимирович

7. Евангельский Иоанн Креститель и «два» епископа XII века - Леон и Феодор во Владимиро-Суздальской Руси При Андрее Боголюбском, в 1159–1169 годах, разворачивается бурная история «двух» епископов - ростовского Леона и суздальского Феодора. Не исключено, что оба они являются

автора Платонов Сергей Федорович

§ 29. Заселение Владимиро-Суздальской земли славянами и образование великорусской народности Под именем Суздальской Руси, или Владимиро-Суздальского княжества, разумеется область, расположенная между средним и нижним течением Оки, с одной стороны, и верхним и средним

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 30. Природные и общественные особенности Владимиро-Суздальской Руси Природа Суздальской земли была своеобразна и не походила ни на Киевскую, ни на Новгородскую. Здесь не было тучных черноземных пространств, как на юге, а был суглинок. Земля не была так плодородна, как в

Из книги Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). автора Костомаров Николай Иванович

V. Новгород в эпоху княжеских междоусобий. - Ополчение Андрея. - Чудо Знаменской иконы Богородицы. - Покушения князей Суздальской Земли. - Всеволод. - Ярослав Возникшие в Южной Руси распри Моно.маховичей и Олеговичей изменили спокойное отношение Новгорода к великому

Из книги Русские полководцы XIII-XVI веков автора Борисов Николай Сергеевич

Солнце земли Суздальской Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Иеремия, 6, 16 Среди тех, кто защищал Русскую землю от врагов в XIII столетии, наибольшую славу у современников и

автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 3 ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ XII ВЕКА – ЭТО ИИСУС ХРИСТОС ВО ВРЕМЯ ЕГО ПРЕБЫВАНИЯ ВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ XII ВЕКА, ГДЕ ОН ПРОВЕЛ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ СВОЕЙ ЖИЗНИ 1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО, СОГЛАСНО РОМАНОВСКОЙ ВЕРСИИ Начнем с того, что, следуя, в

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

7. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ И «ДВА» ЕПИСКОПА XII ВЕКА – ЛЕОН И ФЕОДОР ВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ При Андрее Боголюбском, в 1159–1169 годах, разворачивается бурная история «двух» епископов – ростовского Леона и суздальского Феодора. Не исключено, что оба они являются

Из книги Русь меж двух огней – против Батыя и «псов-рыцарей» автора Елисеев Михаил Борисович

Разгром Суздальской земли Февраль - март 1238 г. Часть татар пошла к Ростову, а другая часть к Ярославлю, а иные пошли на Волгу на Городец, и пленили они все земли по Волге до самого Галича Мерьского; а другие татары пошли на Переяславль и взяли его, а оттуда пленили все

автора

1157–1174 Правление Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле В 1155 г., когда Юрий Долгорукий ненадолго захватил киевский стол, его 43-летний сын Андрей против воли отца уехал из Киева на родину, в Суздаль, вместе со своей дружиной и домочадцами. Он хотел укрепиться в

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1237 Гибель Рязанской и Владимиро-Суздальской Руси После 13-летнего затишья монголы вновь пришли из своих степей. В 1236 г. Бату-хан разгромил Волжскую Болгарию. Ее столица, города и села исчезли с лица земли навсегда. Тогда же началась и последняя «охота» монголо-татар на

автора Ионина Надежда

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Владимиро-Суздальское княжество - типичный образец русского княжества периода феодальной раздробленности. Занимавшая большую территорию - от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до ее слияния с Окой, Владимиро-Суздальская Русь со временем стала центром, вокруг которого объединились русские земли, сложилось Русское централизованное государство. На ее территории была основана Москва. Росту влияния этого крупного княжества в немалой степени способствовало то, что именно туда перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Владимира Мономаха, - от Юрия Долгорукого (1125-1157 гг.) и до Даниила Московского (1276-1303 гг.) - носили этот титул. Туда же была перенесена и митрополичья кафедра. После разорения Батыем Киева в 1240 г. на смену греку Иосифу константинопольский патриарх поставил в качестве главы русской Православной церкви митрополита Кирилла, русского по происхождению, который во время разъездов по епархиям явно отдавал предпочтение Северо-восточной Руси. Следующий митрополит Максим в 1299 г., "не терпя насилья татарского", окончательно покинул Киев и "седе в Володимире со всем клиром своим". Он же первым из митрополитов стал называться митрополитом "всея Руси".

Ростов Великий и Суздаль, два древнейших русских города, издревле давались великими киевскими князьями в уделы своим сыновьям. Владимир основал в 1108 г. Владимир Мономах и дал его в удел сыну своему Андрею. Город вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, где княжеский престол занимал старший брат Андрея - Юрий Долгорукий, после смерти которого его сын Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) перенес столицу княжества из Ростова во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество.

Владимиро-Суздальское княжество недолго сохраняло единство и целостность. Вскоре после своего возвышения при великом князе Всеволоде Большое Гнездо (1176-1212 гг.) оно распалось на мелкие княжества. В 70-х гг. XIII в. стало самостоятельным и Московское княжество.

Общественный строй. Структура класса феодалов во Владимиро-Суздальском княжестве мало чем отличалась от киевской. Однако здесь возникает новая категория мелких феодалов - так называемые дети боярские. В XII в. появляется и новый термин - "дворяне". К господствующему классу относилось также духовенство, которое во всех русских землях периода феодальной раздробленности, и во Владимиро-Суздальском княжестве в том числе, сохранило свою организацию, строившуюся по церковным уставам первых русских христианских князей - Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Покорив Русь, татаро-монголы оставили неизменной организацию православной церкви. Привилегии церкви они подтвердили ханскими ярлыками. Древнейший из них, выданный ханом Менгу-Темиром (1266-1267 гг.), гарантировал неприкосновенность веры, богослужения и церковных канонов, сохранил подсудность духовенства и других церковных лиц церковным судам (за исключением дел о разбое, убийствах, освобождении от податей, повинностей и пошлин). Митрополит и епископы Владимирской земли имели своих вассалов - бояр, детей боярских и дворян, которые несли у них военную службу.

Основную массу населения Владимиро-Суздальского княжества составляли сельские жители, называвшиеся здесь сиротами, христианами, а впоследствии - крестьянами. Они платили феодалам оброк и постепенно лишались права свободного перехода от одного хозяина к другому.

Политическая система. Владимиро-Суздальское княжество представляло собой раннефеодальную монархию с сильной великокняжеской властью. Уже первый ростово-суздальский князь - Юрий Долгорукий - был сильным правителем, сумевшим покорить Киев в 1154 г. В 1169 г. Андрей Боголюбский вновь покорил "матерь городов русских", но столицу свою туда не перенес -вернулся во Владимир, тем самым вновь утвердив его столичный статус. Он же сумел подчинить своей власти ростовских бояр, за что и был прозван "самовластием" Владимиро-Суздальской земли. Даже в пору татаро-монгольского ига владимирский стол продолжал считаться первейшим великокняжеским престолом на Руси. Татаро-монголы предпочли оставить нетронутыми внутреннее государственное устройство Владимиро-Суздальского княжества и родовой порядок преемства великокняжеской власти.

Великий князь владимирский опирался на дружину, из числа которой, как и во времена Киевской Руси, формировался Совет при князе. Кроме дружинников, в совет входили представители высшего духовенства, а после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир - и сам митрополит.

Великокняжеским двором управлял дворский (дворецкий) - второе по значению лицо в государственном аппарате. Ипатьевская летопись (1175 г.) в числе княжеских помощников упоминает также тиунов, мечников, детских, что свидетельствует о том, что Владимиро-Суздальское княжество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления.

Власть на местах принадлежала наместникам (в городах) и волостелям (в сельских районах). Они же вершили суд в подведомственных им землях, проявляя при этом не столько заботу об отправлении правосудия, сколько стремление к личному обогащению за счет местного населения и пополнению великокняжеской казны, ибо, как говорит та же Ипатьевская летопись, "много тяготу людем сим створиша продажами и вирами".

Право. Источники права Владимиро-Суздальского княжества до нас не дошли, но не подлежит сомнению, что в нем действовали общенациональные законодательные своды Киевской Руси. Правовая система княжества включала источники светского и церковного права. Светское право было представлено Русской Правдой (многие ее списки были составлены именно в этом княжестве в XIII-XIV вв.). Церковное право исходило из норм общерусских уставов киевских князей более раннего времени - Устава князя Владимира о десятинах, церковных судах и людях церковных, Устава князя Ярослава о церковных судах. Эти источники опять же дошли до нас в списках, составленных во Владимиро-Суздальской земле. Таким образом, Владимиро-Суздальское княжество отличалось высокой степенью правопреемства с Древнерусским государством.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!